Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 РАССМОТРЕНО: на заседании педагогического совета Протокол № 18 от 23.06.2022 года УТВЕРЖДЕНО: Директором МАОУ СОШ № 16 О.В. Кнор Приказ № 160-д от 27.06.2022 года ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 03643C6300E8AD78B241358EBE0BA399E3 Владелец: МАОУ СОШ № 16 Действителен: с 22.11.2021 до 22.11.2022 ПОЛОЖЕНИЕ о внутришкольном контроле в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 16 1. Положение 1.1. Общие положения разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2; - Уставом МАОУ СОШ № 16. 1.2. Внутришкольный контроль (далее — ВШК) – главный источник информации и диагностики состояния образовательной деятельности, основных результатов деятельности МАОУ СОШ № 16 (далее – ОО). Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации ОО наблюдений, обследований, осуществленных в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками ОО законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта РФ, ОО в области образования. Внутришкольный контроль сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам контроля. 1.3. Положение о внутришкольном контроле в МАОУ СОШ № 16 (далее – Положение) регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля (ВШК) в МАОУ СОШ № 16. Положение о внутришкольном контроле рассматривается на педагогическом совете МАОУ СОШ № 16, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения и утверждается директором ОО. 2. Цели и задачи ВШК Цель 2.1. ВШК – создание условий для эффективного функционирования школы, обеспечения ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.. Задачи внутришкольного контроля в рамках реализации ФГОС 2.2. НОО, ООО, СОО: - определение факторов, которые способствуют оптимизации структуры управления школы; установление - направлений для непрерывного профессионального развития кадров школы; - своевременное выявление и анализ рисков деятельности с целью их устранения или минимизации; - определение направлений развития и модернизации деятельности школы. 2.3. Направления контроля: соблюдение действующего законодательства РФ; соблюдение устава, локальных нормативных и распорядительных актов школы; эффективность образовательной деятельности, в том числе дополнительных образовательных услуг; качество и достаточность материально-технического обеспечения школы. 2.4. ВШК может быть плановым и оперативным. Оба вида ВШК могут включать в разном сочетании комплексный, фронтальный и тематический контроль. 2.5. Комплексный контроль – всестороннее изучение и анализ нескольких связанных сфер деятельности школы. 2.6. Фронтальный контроль – всестороннее изучение и анализ коллектива, группы или одного учителя по двум или более направлениям деятельности. 2.7. Тематический контроль – глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса, проблемы или одного направления деятельности в работе коллектива школы, группы работников или одного работника. 2.8. При всех видах ВШК могут использоваться в разном сочетании следующие формы контроля: классно-обобщающий; тематически-обобщающий; предметно-обобщающий; обзорный; персональный. 3. Функции и структура ВШК 3.1. Сформулированные цели и задачи внутришкольного контроля позволяют определить функции ВШК в условиях введения ФГОС: информационно-аналитическая — получение информации о состоянии образовательной деятельности и условиях её организации, ее анализ (интерпретация) для принятия эффективных управленческих решений; контрольно-диагностическая – оценка ситуации в сопоставлении реального положения дел и нормативов (к которым относятся, например, планируемые результаты освоения основной образовательной программы, требования к условиям реализации ФГОС); коррективно-регулятивная – реализация механизмов (на основе полученной информации и ее оценки) внесения изменений в существующие планы и программы, содержание образования и используемые педагогические технологии; получение обратной связи; инструмент стимулирующе-развивающая развития – профессионального превращение личностного контроля в потенциала педагогических работников и общего развития обучающихся; планово-организационная – составление (разработка, структурирование) плана внутришкольного контроля и графика его реализации. 3.2. Принципы эффективного ВШК, которые в условиях реализации ФГОС, получают следующую интерпретацию: признанием стратегической основной направленности образовательной контроля, программы связанной конкретного с уровня образования приоритетным документом, ведущим механизмом и нормативом реализации современных требований к образовательной деятельности; адекватности методов ВШК его объекту и ситуации, учитывая тенденции развития процесса контроля: от оценки состояния к оценке изменений, динамики; от внешней оценке — к внутренней (самооценке, рефлексии); от количественной — к качественной; от оценки знаний – к оценке УУД; соответствия требованиям нормативных документов всех уровней, определяющим основные параметры и особенности внутришкольного контроля; опоры обусловливающие на нормативные критериальную документы ясность, среди (показатели), которых федеральный государственный образовательный стандарт, планируемые результаты освоения основной образовательной программы, рабочие программы по учебным предметам, курсам, дисциплинам и другие; своевременности, простоты и экономичности контроля, предусматривающих отказ субъектов ВШК от перегрузки, избыточности; связанных с принятием позиции «контроль как средство, а не конечная цель»); поддержку, социальной значимости контроля, его направленности на развитие, квалифицированную помощь и сопровождение учащихся и педагогических работников; объективности, максимальной независимости от субъективных влияний на этапах сбора, хранения и обработки информации, что достигается опорой на нормативные показатели, привлечением независимых экспертов, использованием совокупности разнообразных методов контроля; гуманности и демократичности контроля, включая психологический комфорт, гласность, учет индивидуальных особенностей обучающихся и педагогических работников, открытость критериев и методов проводимого ВШК; полноты и достаточности, соответствия объема информации потребностям внутришкольного управления для принятия обоснованного решения на основе оценки ситуации; ориентации на повышение эффективности деятельности педагогических кадров с учетом того, что ВШК является одним из важнейших механизмов управления качеством педагогической деятельности и развития педагогических и управленческих кадров; сочетания экспертной оценки и рефлексии, обусловливающих повышение субъектности позиции участников ВШК, имеющих возможность вырабатывать направления совершенствования своей профессиональной деятельности. 4. Виды и методы ВШК 4.1. Директор ОО и (или) по его поручению заместители директора вправе осуществлять ВШК результатов деятельности работников по следующим направлениям: 1. Контроль за выполнением всеобуча. 2. Контроль состояния преподавания учебных предметов. 3. Контроль за школьной документацией. 4. Контроль за состоянием воспитательной работы. 5. Контроль за сохранением здоровья учащихся. 6. Контроль за работой педагогическими кадрами. 7. Контроль за организацией условий обучения. 9. Контроль за работой по подготовке к итоговой аттестации. 4.2. При оценке деятельности педагога в ходе ВШК учитывается: выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.); уровень сформированности УУД; уровень знаний, умений, навыков и развитие обучающихся; уровень сформированности ключевых компетентностей; степень самостоятельности обучающихся; владение обучающимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями; дифференцированный подход к обучающимся в процессе учебной и воспитательной деятельности; совместная деятельность учителя и обучающегося; наличие положительного эмоционального микроклимата; умение отбирать содержание учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение обучающимися системы знаний); способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности; умение корректировать свою деятельность; умение обобщать, систематизировать свой опыт. 4.3. Виды контроля: тематический и фронтальный. Формы контроля: персональный, комплексный, документальный, классно – обобщаюший и др. Виды и формы ВШК Тематический Основное содержание ВШК Работа коллектива, части коллектива над определённой темой, проблемой. Уровень сформированности УУД обучающихся. Классно-обобщающий Уровень сформированности ключевых компетентностей, воспитанности. Фронтальный Состояние преподавания отдельных предметов во всех классах, части классов. Состояние работы педагогов во всех классах или части классов. Персональный Продуктивность преподавательской деятельности, методический уровень педагога. Комплексный Проверка двух и более деятельности. Документарный 4.4. Изучение документации. Методы контроля за деятельностью тестирование; опрос; собеседование; наблюдение; изучение документации; анализ уроков; направлений беседа; результаты деятельности обучающихся, мониторинг. 4.5. Методы контроля за результатами образовательной деятельности: наблюдение; устная проверка знаний; письменная проверка знаний (комплексные административные проверочныеработы); комбинированная проверка; беседа, анкетирование, тестирование; зачет, сдача реферата, проектная деятельность; проверка методической и документации педагогической (локальных документации, нормативных учебной актов, документации обучающихся, журналов успеваемости, журналов индивидуальных занятий, внеурочной деятельности, дополнительного образования); посещение уроков, курсов внеурочной деятельности, занятий по программам дополнительного образования. 5. Порядок организации, осуществления и подведения итогов ВШК 5.1. ВШК может осуществляться в виде плановых или внеплановых проверок. 5.1.1. ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом, который является частью плана работы ОО на учебный год. План ВШК доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года на совещании при директоре, педагогическом совете, вывешивается в доступном для педагогов месте. ВШК осуществляется директором ОО или его заместителям с целью проверки успешности образовательной, развивающей и воспитательной деятельности в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестацииобучающихся. 5.1.2. ВШК в виде внеплановых проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их родителей (законных представителей), организаций, урегулирования конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений. Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации о ОО и результатах образовательной деятельности для эффективного решения задач управления качеством образования. 5.2. Основания для осуществления ВШК: план ВШК, утвержденный директором ОО; заявление педагогического работника на аттестацию; обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в сфере образования. 5.3. Правила осуществления ВШК: ВШК осуществляет директор ОО или по его приказу заместители директора, руководители методических объединений, другие специалисты (эксперты); в качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты, имеющие статус эксперта; при проведении внеплановых проверок в случае установления фактов и сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их родителей (законных представителей): заявлениях, предложениях и жалобах, может издаваться приказ о вынесении дисциплинарного взыскания; плановые проверки проводятся в соответствии с приказом и планом-заданием, который определяет круг вопросов и (или) ответственных за исполнение того или иного направления. План-задание должен обеспечить достаточную подготовки информированность итогового документа и по сравнимость отдельным результатов разделам ВШК для деятельности педагогического коллектива, педагогического работника; продолжительность проверок устанавливается в каждом конкретно взятом случае; члены администрации и эксперты имеют право запрашивать у педагогических работников необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету ВШК; анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой ОО; при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. Директор и его заместители посещают уроки учителей ОО с предварительным предупреждением не позднее чем за 15 минут до начала урока. В случае установления цели контроля о готовности класса и учителя к уроку – без предварительного предупреждения. Наряду с традиционными методами внутришкольного контроля 5.4. (изучение школьной документации, административная контрольная работа, наблюдение и анализ учебного занятия, тестирование, анкетирование и др.), в условиях ФГОС применяются такие методы, как: диагностика личностных результатов в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающихся; использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само-и взаимооценки); диагностика метапредметных результатов комплексных заданий на основе единого текста; общественная общественного договора экспертиза, и связанная развитием с реализацией идей государственно-общественного управления; социологический опрос с целью изучения степени удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов качеством организации образовательного процесса. 5.5. К формам обсуждения результатов контроля можно отнести: собеседование; рассмотрение полученной информации на педагогическом совете, совещании при директоре, заместителях директора, методическом совете; обсуждение итогов в ходе работы методического объединения и другие. 5.6. Результаты ВШК оформляются в виде справки. Итоговый материал должен содержать основание, цели ВШК, аналитическую информацию, констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения, обратную связь. 5.7. Педагог должен быть ознакомлен с результатами ВШК под подпись. При этом он вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию профсоюзной организации ОО. 5.8. Результаты ВШК рассматриваются на заседаниях педагогического совета, совещаниях при замдиректора, на совещаниях при директоре, на заседаниях методических объединений и др. 5.9. Директор ОО по результатам внутришкольного контроляпринимает следующие решения: об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом; о проведении повторного контроля; о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов); о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц с изданием приказа; о поощрении работников с изданием приказа; иные решения в пределах своей компетенции. 6. 6.1. Характеристика основных видов ВШК Предварительный контроль предусматривает анализ готовности педагогических работников к выполнению предстоящей работы и оказание им на стадии подготовки необходимой методической помощи. В этом случае предметом анализа могут стать: планы, программы, проекты; поурочные разработки уроков по ФГОС, рабочие программы по учебным предметам, созданные на основе примерных с учетом требований стандарта второго поколения; программы внеурочной деятельности и т.д. 6.2. Текущий контроль проводится в течение любого отрезка времени образовательного деятельности. В ситуации введения стандарта второго поколения он связан с вопросами реализации основной образовательной программы и ее отдельных составляющих (учебного плана, рабочих программ по учебным предметам, программы духовно-нравственного воспитания и развития школьников, программы коррекционной работы идругих). 6.3. направления Тематический контроль деятельности педагогического работника, предполагает образовательного прохождения анализ конкретного учреждения определенной школы учебной или темы. Объектом особого внимания в этом случае становится изучение условий (организационных, методических, дидактических), обеспечивающих достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках конкретной темы. 6.4. Итоговый контроль связан с изучением промежуточных результатов образовательного процесса (в конце четверти, полугодия, учебного года, после изучения большого раздела программного материала) с учетом планируемых результатов освоения основной образовательной программы. 6.5. Персональный контроль предусматривает длительное изучение работы отдельного педагогического работника в условиях реализации ФГОС и оказание ему необходимой методической помощи. В ходе персонального контроля изучается: знание современных достижений психологической и педагогической науки (в том числе в области системно-деятельностного подхода); концепций, лежащих в основе стандарта второго поколения; уровень профессионального мастерства, обусловливающий эффективность формирования УУД, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы; владение педагогическими и формами и методами обучения, инновационными информационно-коммуникационными технологиями, адекватными требованиям ФГОС; результаты образовательной и методической деятельности в рамках реализации основной образовательной программы. При осуществлении персонального контроля руководитель ОО и его заместители имеют право: знакомиться с документацией, которую ведет педагог в соответствии с функциональными обязанностями (рабочими программами, программами воспитательной работы, поурочными планами, протоколами родительских собраний); уроков, изучать практическую деятельность педагога через посещение внеурочных мероприятий, занятий кружков, элективных и факультативных занятий и т. д.; проводить экспертизу педагогической деятельности и мониторинг образовательной и воспитательной деятельности с последующим анализом полученной информации; осуществлять социологические, психологические и педагогические исследования, в т. ч. в форме анкетирования и тестирование родителей и педагогов; делать выводы и принимать управленческие решения по результатам проведения контроля. Проверяемый педагог имеет право: знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации; обратиться в конфликтную комиссию при несогласии с результатами контроля. 6.6. Фронтальный контроль — проверка работы каждого отдельного педагога, например, готовности к началу нового учебного года в первых – четвертых классах начальных классов ОО, обучающихся по ФГОС. 6.7. Классно-обобщающий контроль предусматривает комплексное изучение деятельности конкретного класса (или параллели) и работы с ним педагогического коллектива. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель и его заместители изучают весь комплекс учебно- воспитательной работы в отдельном классе или классах: деятельность всех учителей; включение обучающихся в познавательную деятельность; привитие интереса к знаниям; стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении; сотрудничество учителя и обучающихся; социально-психологический климат в коллективе; уровень сформированности у обучающихся класса (параллели) планируемых результатов освоения основной образовательной программы; качество преподавания в ходе урока и во внеурочной деятельности; качество работы классного руководителя с учетом программ воспитания и развития обучающихся, здоровьесбережения, коррекционной работы в рамках основной образовательной программы. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа, с учетом итогов четверти, полугодия или учебного года. Сроки данного вида контроля определяются в соответствии с объемом изучения ситуации, адекватным выявленным проблемам. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы ОО. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания, совещания при совете органа государственнообщественного управления. 6.8. Проблемно-обобщающий контроль предусматривает выявление уровня разработки проблемы (темы) в рамках введения ФГОС, по которой работает педагогический коллектив (изучение планов, методических разработок, системы мероприятий). 6.9. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса по конкретному вопросу. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих педагогов ОО под руководством одного из членов администрации. Для работы в составе данной группы администрация может привлекать экспертов (педагогов других ОО, инспекторов и методистов муниципального органа управления образованием и др.) Личностно-профессиональный 6.10. контроль предусматривает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного педагогического работника. В ходе персонального контроля в соответствии со ст.48 6.10.1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации руководитель изучает: уровень осуществления деятельности, обеспечение в полном объеме реализации преподаваемых учебных предметов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой; соблюдение правовых, нравственных и этических норм, следование требованиям профессиональной этики; соблюдение принципов уважения чести и достоинства обучающихся и других участников образовательных отношений; умение развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; умение применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для возможностями получения здоровья, образования лицами взаимодействовать при с ограниченными необходимости с медицинскими организациями; систематическое повышение своего профессионального уровня; своевременное прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании; соблюдение устава внутреннего трудового распорядка. образовательной организации, правил 6.10.2. При осуществлении личностно – профессионального контроля руководитель имеет право: знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического совета и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, портфолио, дневниками и тетрадями обучающихся, протоколами родительских собраний, программами воспитательной работы, аналитическими материалами; изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение, анализ уроков, внеклассных мероприятий; проводить экспертизу педагогической деятельности; проводить мониторинг образовательной деятельности с последующим анализом на основе полученной информации; организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование обучающихся, родителей, педагогических работников; делать выводы и принимать управленческие решения. 6.10.3. Проверяемый педагогический работник имеет право: знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации. 6.10.4. По результатам личностно – профессионального контроля деятельности педагогического работника оформляются аналитическиесправки. 7. Связь ВШК, ВСОКО и самообследования 7.1. Внутришкольный контроль осуществляется с использованием информации ВСОКО. 7.2. Должностные лица одновременно могут выступать и субъектами ВСОКО, и субъектами ВШК. 7.3. Информация по итогам оценки содержания, условий реализации и результатов освоения обучающимися образовательных программ используется как материалы для использования при проведении ВШК. 7.4. Субъекты ВШК организуют подготовку отчета о самообследовании и обеспечивают его соответствие федеральным требованиям. 8. Документационное сопровождение ВШК 8.1. Документационное сопровождение ВШК включает следующие организационно-распорядительные документы: план ВШК; приказы; акты; справки по итогам ВШК. 8.2. Документация хранится в школе в соответствии с номенклатурой дел.