Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты финансовой грамоты»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Рассмотрено и
согласовано на
заседании
педагогического
совета
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №16
Кнор О.В.
Приказ № 237-д
от 31.08.2023 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 311E919677FB891BAC672F354CE3E668
Владелец: Кнор Ольга Владимировна
Действителен: с 27.09.2022 до 21.12.2023

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности

«Секреты финансовой грамоты»
на уровне начального общего образования
срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)

Разработчик программы:
Сарапу Оксана Юрьевна, учитель высшей КК

Карпинск, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты финансовой грамоты»
на уровне начального общего образования подготовлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, учитывает целевые ориентиры
программы воспитания МАОУ СОШ №16, а также структуру и содержание Единой рамки
компетенций по финансовой грамотности.
Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности
современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения
финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы», определяющей
необходимость разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой
грамотности для начального общего образования, финансовая грамотность понимается, как
«сочетание осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для
принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового
благосостояния.
Дети младшего школьного возраста в своей повседневной жизни уже вовлечены в
элементарные финансовые отношения: они обмениваются друг с другом личными предметами,
совершают простые покупки, подсчитывают деньги, иногда дают или берут деньги в долг, копят
деньги на определенную цель. При этом бытовая (житейская) финансовая грамотность младших
школьников нередко несёт в себе некритично воспринятый опыт сверстников, стихийно
сложившиеся финансовые привычки, навязанные извне стереотипы финансового поведения
окружающих. Современные цифровые технологии обеспечивают мгновенность принятия
финансовых решений.
Изучение внеурочного курса «Секреты финансовой грамоты», интегрирующего знания о
природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение
следующих целей:
- осознание роли труда, денег и отношений людей, опосредованных деньгами, на основе
целостного взгляда на окружающий мир; освоение финансовых, математических,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании
данного учебного курса.
Задачи курса:
- развитие осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для
принятия успешных финансовых решений в реальной учебной и жизненной практике;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание
своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление
уважения к истории, культуре, традициям народов России; освоение младшими
школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей,
законов и правил построения финансовых отношений в социуме; духовное обогащение
обучающихся;
- развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально- положительного отношения к природным
ресурсам и их бережливому потреблению в соответствии с экологическими нормами
поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Возраст участников:

Содержание учебного курса сформировано на основе выделения тех областей финансовой
грамотности, в которых младшие школьники уже осуществляют элементарные финансовые
действия в своей повседневной жизни и которые обеспечивают освоение грамотных способов
действий в решении финансовых задач, социально и личностно значимых для детей 7–11 лет.
Место курса «Секреты финансовой грамоты» в учебном плане
Данная Программа может быть интегрирована практически во все модули программы
воспитания школы: например, в рамках «Ключевых общешкольных дел» — через вовлечение
детей в социальные проекты волонтерской, благотворительной и трудовой направленности; в
рамках модуля «Экскурсии, экспедиции, походы» — через экскурсии на предприятия в
населенном пункте, где проживают дети, в местные отделения банков; в рамках модуля
«Организация предметно-эстетической среды» — через такой вид деятельности, как составление
сметы расходов на оформление интерьера школьных
Курс рассчитан на общую учебную нагрузку в объёме 102 часa: по 34 часа во 2, 3 и в 4
классах по 1 часу в неделю.
I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ»
Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета деятельности «Секреты финансовой
грамоты» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:

- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение
к физическому и психическому здоровью
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
В результате изучения курса «Секреты финансовой грамоты» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные
учебные действия.
1)
Базовые логические действия:
- сравнивать финансовые объекты (цены на товары и услуги, доходы, расходы),
устанавливать основания для сравнения (дешевле, дороже, выгоднее, экономнее)
устанавливать аналогии между учебными и реальными финансовыми действиями;
- объединять части финансового объекта (объекты) по определенному признаку (самый
подходящий товар для обмена, полезная покупка, необходимые расходы);
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
финансовые объекты при выборе товара, составлении семейного и личного бюджета;
- находить закономерности и противоречия в финансовых ситуациях, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогом алгоритма покупки необходимого
товара, составления личного бюджета, накоплений;
- выявлять недостаток информации для решения учебно-практической финансовой задачи
на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в финансовых ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения
финансовых задач.
2)
Базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием финансовой ситуации на
основе предложенных педагогом вопросов;
- с помощью педагога формулировать цель, планировать изменения объекта, финансовой
ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения финансовой задачи, выбирать наиболее
подходящее решение (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между финансовыми объектами (часть — целое,
причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие финансовых процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
3)
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации для решения финансовых задач;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике финансовую
информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную финансовую информацию самостоятельно
или на основании предложенного педагогом способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогов, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске
финансовой информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебно-практической финансовой задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления финансовой информации, в
том числе с помощью средств ИКТ.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения по финансовой проблематике, выражать
эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии на финансовые темы;
- признавать возможность существования разных точек зрения по финансовым вопросам;
- корректно и
аргументированно высказывать свое мнение
по
финансовой проблеме;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты на финансовые темы;
- готовить небольшие публичные выступления на финансовые темы;

- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия:
1)
Самоорганизация:
- планировать действия самостоятельно или с небольшой помощью взрослого действия по
решению учебно-практической финансовой задачи;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний
для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в
процессе обучения.
2)
Самоконтроль:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- выбирать
и
при необходимости
корректировать
способы
финансовых и учебных действий;
- находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей
преодоления ошибок при решении финансовых задач;
3)
Самооценка:
- объективно оценивать процесс и результаты своей деятельности по предложенным
критериям, соотносить свою оценку с оценкой педагога.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия
в коллективных задачах) изучения финансовой грамоты в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы при выполнении учебного проекта, мини-исследования и в учебной
игре по финансовой проблематике;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться общим правилам
при выполнении учебного проекта, мини- исследования и в учебной игре по финансовой
проблематике;
- ответственно выполнять свою часть работы при выполнении учебного проекта, миниисследования и в учебной игре по финансовой проблематике;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания по финансовой грамоте с опорой на
предложенные.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
К концу обучения обучающийся научится:
- объяснять, что такое семейный бюджет, зачем его нужно вести;
- составлять семейный бюджет в игровых ситуациях;
- проявлять осведомленность в способах ведения учета семейных и личных трат;

- проявлять осведомленность в том, для каких целей люди открывают вклад в банке, какие
-

-

-

виды вкладов бывают;
проявлять осведомленность в том, для каких целей люди получают кредиты в банках,
какие виды кредитов бывают;
объяснять, что такое личный бюджет, зачем его нужно вести;
вести учет личных трат; определять приоритетные траты;
оценивать свои ежемесячные расходы с точки зрения их необходимости;
находить возможности сокращения расходов;
называть способы формирования сбережений;
проявлять осведомленность в том, что такое «финансовая подушка безопасности» и для
чего она предназначена;
проявлять осведомленность о благотворительности и возможности участвовать в ней
детям и взрослым;
проявлять осведомленность о безналичном расчёте и пластиковой банковской карте,
алгоритме безналичного платежа с помощью платёжного терминала;
приводить примеры жизненных ситуаций, в которых людям необходима
благотворительная помощь;
использовать различные источники для поиска и безопасного извлечения достоверной
финансовой информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения в финансовых отношениях с людьми;
решать финансовые задачи, выполняя арифметические действия и их свойства, используя,
при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученный результат по
критериям: достоверность/реальность, соответствие условию;
извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач финансовую
информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах, в
предметах повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление);
заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;
проявлять осведомленность в том, что такое интернет-платежи и как они
осуществляются;
распознавать распространенные мошеннические схемы, с которыми можно столкнуться
в цифровой среде, в том числе признаки мошеннических сайтов.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ»

Содержание курса разработано в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утв. приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и с учетом структуры и
содержания Единой рамки компетенций по финансовой грамотности для детей и взрослых,
которая включает четыре предметных области финансовой грамотности: Деньги и операции с
ними; Планирование и управление финансами; Риск и доходность; Финансовая среда.
Последовательность разделов и тем отражает содержательные вза- имосвязи между изучаемыми
явлениями и возрастные закономерности освоения детьми 8–12 лет умений грамотно и уверенно
обращаться с деньгами.

Основу содержания курса составляют первоначальные представления младших
школьников об обмене, происхождении денег и их функциях, покупке товаров и услуг, доходах
и расходах, семейном и личном бюджетах, способах накопления, сбережения и экономии, целях
благотворительности.
Содержание курса обеспечивает начальную подготовку обучающихся к участию в
международных исследованиях по оценке образовательных достижений по финансовой
грамотности (PISA).
2 КЛАСС
Раздел 1. Обмен
Когда и почему появился обмен?
Труд как условие удовлетворения потребностей человека. Разделение труда. Обмен
результатами труда.
Правила справедливого обмена
К чему приводит обман при обмене? Этические правила и нормы обмена.
Трудности обмена
В чём трудности обмена? Как сравнить ценность предметов для обмена?
Раздел 2. Деньги
Для чего люди придумали деньги?
Когда и почему появились деньги? Товарные деньги. Функции денег.
Какими были самые первые деньги?
История денег. Металлические монеты. Бумажные банкноты.
Какими деньгами люди пользуются сейчас?
Современные российские деньги. Что такое национальная валюта? Покупательная
способность денег. Безналичные деньги. Банковская карта. Электронные деньги.
Раздел 3. Как грамотно делать покупки. Что можно купить за деньги?
Что можно купить за деньги? Что такое товар и услуга? Товар как вещь, которая создана
трудом человека и предназначена для продажи. Услуга как деятельность, которая направлена на
удовлетворение потребностей людей. Покупка как процесс обмена денег на товары и услуги.
Продажа как процесс обмена товаров и услуг на деньги. Составляющие цены товара или услуги
(затраты на производство, доставку, рекламу и продажу товара, торговые надбавки).
Какие бывают покупки?
Для чего составлять список покупок перед походом в магазин? Какую важную
информацию о качестве товара сообщают упаковка и ценник товара?
Как выбрать нужные товары и услуги?
Как определять цель покупки? Как составить список покупок?
Промежуточная диагностическая работа (с коллективным обсуждением
результатов её выполнения).
Учимся читать рекламу
Какая реклама нас окружает в жизни? Какую информацию нам сообщает реклама? Чем
полезна реклама для покупателей?
Учимся покупать
Как выбрать товар нужного качества? Как выбрать товар в пределах имеющейся суммы?
Как выбрать товар в интернет-магазине? Как защитить личную информацию в интернете?

Итоговая диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов её
выполнения).
3 КЛАСС
Раздел 4. Доходы. Что такое доходы?
Доходы как денежные поступления в семью. Труд как основной источник доходов семьи.
Откуда в семью приходят доходы?
Источники дохода: заработная плата, премия, наследство, выигрыш в лотерею, стипендия,
пенсия, пособие по уходу за ребёнком, доход от аренды имущества, доход от банковского вклада.
Какими бывают доходы?
Регулярные и нерегулярные доходы. Способы увеличения доходов. Чем полезны умения
создавать новое, постоянно учиться, договариваться с людьми? Могут ли деньги быть мерилом
успеха человека?
Раздел 5. Расходы. Что такое расходы?
Расходы как деньги, которые тратятся на удовлетворение необходимых потребностей и
желаний человека. Направления расходов: обязательные, прочие; ежемесячные, сезонные,
ежегодные, переменные. Расходы планируемые и непредвиденные.
Куда уходят деньги в семье?
Может ли человек обойтись без расходов? Могут ли доходы удовлетворить все желания
и потребности человека? Почему по-настоящему богат тот человек, которому хватает того, что
он имеет?
Какими бывают расходы?
Без каких расходов человек не может прожить? Какие расходы в семье являются
обязательными, регулярными, повседневными? Какова доля расходов различных видов в
бюджете средней российской семьи? Как сокращать необязательные расходы?
Ловушки денежных долгов
Долг как взятые взаймы деньги, которые необходимо вернуть. От чего зависит
финансовое благосостояние современного человека? Почему во всех финансовых отношениях
важно соблюдать установленные сроки, правила, договорённости?
Промежуточная диагностическая работа (с коллективным обсуждением
результатов её выполнения).
Раздел 6. Экономия, сбережения и накопления
Как стать бережливым и экономным человеком? Бережливое отношение к деньгам как
проявление уважения к труду людей. Экономное расходование средств и бережливое отношение
к деньгам как способы сокращения расходов. Экономное расходование денег на покупки.
Экономное расходование воды, электроэнергии, тепла в помещении и сокращение платы за
коммунальные услуги
Как грамотно копить деньги?
Накопления как часть денежных доходов, которая откладывается для удовлетворения
будущих потребностей. Определение финансовой цели накопления денег. Условия и правила
накопления денег.
Итоговая диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов её
выполнения).
4 КЛАСС
Раздел 7. Семейный бюджет. Что такое семейный бюджет?

Семейный бюджет как запись учёта доходов и расходов семьи на определённый период
времени. Нужно ли вести бюджет семье с высокими доходами? Нужно ли вести бюджет семье с
низкими доходами?
Как грамотно вести семейный бюджет?
Какие разделы в семейном бюджете надо предусмотреть? Для чего и как учитывать
отклонения от плана расходов? Какие финансовые знания и умения нужны для составления и
ведения семейного бюджета?
К каким последствиям приводит отсутствие контроля за расходами? Почему накопления
на определённую цель надо планировать и контролировать выполнение этого плана?
Зачем люди открывают вклад в банке?
Роль банка в увеличении доходов семьи. Сбережения как способ увеличения доходов
семьи. Виды вкладов в банке.
Как выбрать вид вклада?
Как определить цель открытия вклада в банке? Как сравнить условия банков по открытию
вкладов? Как выбрать надёжный банк для открытия вклада?
Зачем люди берут кредит в банке?
Роль банка в финансовой поддержке семьи. Банковский кредит как деньги, которые
человек берёт у банка на время в долг.
Как выбрать вид кредита?
Потребительский кредит, ипотека, автокредит. Кредитная карта. Риски пользования
кредитом.
Раздел 8. Личный бюджет. Что такое личный бюджет?
Личный бюджет ребёнка как часть общего бюджета семьи. Какие расходы в личном
бюджете отнести к обязательным, а какие — к желательным. Как личный бюджет помогает
учитывать интересы других членов семьи.
Зачем ребёнку вести личный бюджет? Личный бюджет как средство управления личными
(карманными) деньгами. Какие качества развивает ведение личного бюджета?
Как грамотно вести личный бюджет?
Какие разделы в личном бюджете надо предусмотреть? Для чего и как учитывать
отклонения от плана расходов? Какие финансовые знания и умения нужны для составления и
ведения личного бюджета?
Промежуточная диагностическая работа (с коллективным обсуждением
результатов её выполнения).
Раздел 9. Благотворительность
Что такое благотворительность? Почему люди готовы бескорыстно отдавать своё другим,
делиться с теми, кто попал в беду, терпит лишения. Как люди творят благо? Благотворительные
фонды, гранты на поддержку добрых дел. Как помогать нуждающимся людям? Кто такие
волонтеры, и чем они занимаются?
Итоговая диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов её
выполнения)

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ»
Выделенное количество учебных часов на изучение разделов и тем учебного курса по
финансовой грамоте носит рекомендательный характер и может быть скорректировано
учителем для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания с учётом
уровня готовности обучающихся.

2 КЛАСС (34 ЧАСА)
Тема, программное
содержание

Кол-во Методы и формы организации обучения, виды
часов
деятельности обучающихся
Раздел 1. Обмен – 4 ч
1
Определение учебной цели и согласование криКогда и почему появился
терия оценки ее достижения.
обмен?
Труд как условие удовлетвоИгровое моделирование в малых группах ситуарения потребностей человеций обмена (бартера) в условиях разделения трука. Разделение труда.
да людей.
Обмен результатами труда.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
1
Определение учебной цели и согласование криПравила справедливого
терия оценки ее достижения.
обмена
К чему приводит обман при
Открытие в игровых ситуациях правил и признаобмене? Этические правилаи
ков справедливого обмена. Решение финансовых
нормы обмена.
задач на обмен, в том числе морально-этических
дилемм.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Трудности обмена
2
Определение учебной цели и согласование криВ чём трудности обмена? Как
терия оценки ее достижения.
сравнить
ценность
Поиск и обсуждение примеров обмена из повсепредметов для обмена?
дневной жизни детей. Открытие трудности в
определении равноценности предметов для обмена.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Раздел 2. Деньги – 4 ч
Для чего люди придумали
Определение учебной цели и согласование кри1
деньги?
терия оценки ее достижения.
Когда и почему появились
Игровое моделирование в малых группах ситуаденьги? Товарные деньги.
ций обмена при помощи товаров-посредников
Функции денег.
(товарных денег). Сравнение бартерного обмена и
обмена при помощи товарных денег.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование криКакими были самые пер-вые
2
терия оценки ее достижения.
деньги?
История денег.
Мини-исследование в командах: почему люди

Металлические монеты.
Бумажные банкноты.

заменили товарные деньги на металлические монеты и бумажные банкноты? Построение ленты
времени, отражающей изменение денег. Решение
задач по финансовой арифметике; самоконтроль
и контроль правильности выполнения финансовых подсчётов.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование криКакими деньгами люди
1
терия оценки ее достижения.
пользуются сейчас?
Современные российские
Мини-исследование в командах: Как изменяются
деньги. Что такое нациоцены на товары повседневного спроса? (Сравненальная валюта? Покупание цен текущего года и цен на подобные товары
тельная способность денег.
20 лет назад). Решение задач по финансовой
Безналичные деньги. Банарифметике; самоконтроль и контроль правильковская карта. Электронные
ности выполнения финансовых подсчётов.
деньги.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Раздел 3. Как грамотно делать покупки – 18 ч
Определение учебной цели и согласование криЧто можно купить за день2
терия оценки ее достижения.
ги?
Что такое товар и услуга?
Игровое моделирование процессов куплиПокупка как процесс обмена
продажи. Выявление сущностных признаков
денег на товары и услуги.
процессов купли-продажи.
Продажа как процесс обмена
Мини-исследование в командах: Из чего складытоваров и услуг на деньги.
вается цена товара?
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование криКакие бывают покупки?
2
Для чего нужен список потерия оценки ее достижения.
купок? Какую информацию
Анализ и оценка действий детей как покупателей
сообщают упаковка и центоваров по критериям: обдуманные / необдуманник товара?
ные покупки, обязательные / необязательные покупки. Поиск нужной информации на упаковке и
ценнике товара.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование криКак выбрать нужные то4
терия оценки ее достижения.
вары и услуги?
Как определять цель покупИгровое моделирование ситуации выбора необки? Как составить список
ходимого и полезного (прежде всего для здоропокупок?
вья) товара или услуги на основе соотношения
цены и качества (характеристик); обоснование
выбора товара или услуги, обоснование покупки
или отказа от неё; оценка условных покупок по
критериям её необходимости и полезности.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Индивидуальная самостоятельная работа, выявПромежуточная
диагно2
ление и обсуждение достижений и типичных застическая работа

Учимся читать рекламу!
Какая реклама нас окружаетв
жизни? Какую информа-цию
нам сообщает реклама?Чем
полезна реклама для покупателей?

Учимся покупать!
Как выбрать товар нужного
качества? Как выбрать товар
в пределах имеющейся суммы? Как выбрать товар в интернет-магазине? Как защитить личную информацию в
интернете?

труднений обучающихся. Планирование корректирующих действий (при необходимости).
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения. Оценка рекламного
текста (в СМИ, буклетах, листовках, на рекламных щитах, в интернете) по критерию наличия в
ней информации о товаре или услуге, полезной
для покупателя; выявление средств воздействия
рекламы на покупателя.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения.
Игровое моделирование в малых группах ситуаций купли-продажи. Решение финансовых задач
по выбору товаров и услуг на основе сравнения
их цены и качества; подсчёт суммы, необходимой для планируемой покупки; подсчёт расходов
на покупки; подсчёт сдачи; поиск и анализ информации о качестве товара (информация на
упаковке и ценниках о составе, производителе
товара). Составление алгоритма действий грамотного покупателя.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Работа в малых группах: выбор темы, определение цели, планирование этапов выполнения проекта, реализация плана, определение критериев
оценки проекта, презентация и оценка проекта.
Индивидуальная самостоятельная работа, выявление и обсуждение достижения результатов
обучающихся.
Учитель распределяет часы самостоятельно.

4

4

Учебные проекты

4

Итоговая диагностическая
работа

2

Резервные часы:

2

Всего:

34

3 КЛАСС (34 ЧАСА)
Тема, программное
содержание
Раздел 4. Доходы – 8 ч
Что такое доходы?
Доходы как денежные поступления в семью. Труд как
основной источник доходов
семьи.

Кол-во Методы и формы организации обучения, виды
часов
деятельности обучающихся
2

Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения.
Решение финансовых задач на подсчёт общей
суммы доходов условной семьи, карманных денег, доли личных расходов (карманных денег) в
общем доходе семьи.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.

Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения.
Мини-исследование в командах: подготовка и
проведение опроса среди взрослых и детей об
источниках доходов. Поиск детьми примеров
финансовых задач на планирование, учёт и подсчёт доходов в повседневной жизни.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование криКакими бывают доходы?
4
Регулярные и нерегулярные
терия оценки ее достижения.
доходы семьи. Способы увеРешение задач на распознавание доходов и расличения доходов. Могут ли
ходов; поиск информации из нескольких источденьги быть мерилом успеха
ников о доходах людей различных профессий,
человека?
коллективное обсуждение причин различной величины доходов людей и источников их увеличения.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Раздел 5. Расходы – 10 ч
Что такое расходы? Расходы
Определение учебной цели и согласование кри2
семьи. Категории
терия оценки ее достижения.
(направления расходов):
Решение финансовых задач на подсчёт общей
обязательные, прочие; ежесуммы расходов условной семьи, доли личных
месячные, сезонные, ежерасходов (карманных денег) ребёнка в общей
годные, переменные. Расхосумме расходов семьи.
ды планируемые и непредвиСамооценка и оценка достижения результатов
денные.
обучающимися.
Откуда в семью приходят
доходы?
Источники дохода российской семьи.

Куда уходят деньги в семье?
Почему люди не могут обойтись без расходов? Могут ли
доходы удовлетворить все
желания и потребности человека? Почему понастоящему богат тот человек, которому хватает того,
что он имеет?
Какими бывают расходы?
Без каких расходов человек
не может прожить? Какие
расходы в семье являются
обязательными, регулярными, повседневными? Какова
доля
расходов различных
видов в бюджете средней
российской семьи? Как сокращать
необязательные
расходы?

2

2

2

Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения. Мини-исследованиев
командах: подготовка и проведение опроса сре-ди
взрослых и детей об основных направлениях
расходов условной семьи. Поиск детьми примеров финансовых задач на планирование, учёт и
подсчёт повседневных расходов условной семьи.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения. Решение задач на
распознавание необходимых расходов условной
семьи, запланированных и непредвиденных расходов, регулярных и нерегулярных расходов;
различение обязательных и необязательных расходов. Определение целей расходования денег, в
том числе личных (карманных денег). Способы
контроля расходов. Анализ ситуаций расходования денег. Распознавание обязательных и прочих
(в том числе необдуманных) расходов. Объясне-

Ловушки денежных долгов
Долг как взятые взаймы
деньги, которые необходимо
вернуть.
От чего зависит финансовое
благосостояние современного человека? Почему в финансовых отношениях важно
соблюдать установленные
сроки, правила, договорённости?

2

ние последствий необдуманных расходов. Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения.
Оценка финансовых рисков денежного долга.
Обоснование необходимости или возможности
взять деньги в долг, дать деньги в долг в условных жизненных ситуациях. Решение финансовых
задач на подсчёт суммы долга и составление графика его возврата. Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.

Индивидуальная самостоятельная работа, обсуждение достижений и типичных затруднений обучающихся. Планирование корректирующих действий (при необходимости).
Раздел 6. Экономия, сбережения и накопления – 4 ч
Определение учебной цели и согласование криКак стать бережливым и
2
терия оценки ее достижения.
экономным человеком?
Бережливое отношение к
Поиск информации из нескольких источников,
деньгам как проявление
обсуждение примеров бережливого расходования
уважения к труду людей.
денег детьми и бережливого потребления ресурЭкономное расходование
сов (воды, электроэнергии, тепла) в жизненных
средств и бережливое отноусловных ситуациях.
шение к деньгам как спосоРешение финансовых задач на выбор оптимальбы сокращения расходов.
ных тарифов оплаты за услуги мобильной связи,
интернета. Поиск детьми примеров финансовых
задач на экономию ресурсов в повседневной
жизни.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование криКак грамотно копить
2
терия оценки ее достижения. Составление алгоденьги?
ритма действий грамотного накопления денег
Накопления как часть денежных доходов, которая
«Моя копилка». Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
откладывается для удовлетворения будущих потребностей. Определение финансовой цели накопления денег. Условия и правила
накопления денег.
Учебные проекты
8
Работа в малых группах: выбор темы, определение цели, планирование этапов выполнения проекта, реализация плана, определение критериев
оценки проекта, презентация и оценка проекта.
2
Индивидуальная самостоятельная работа, выявИтоговая диагностическая
ление и обсуждение достижения
результатов
работа
Промежуточная
стическая работа

диагно-

2

Резервные часы:
Всего:

обучающихся.
Учитель распределяет часы самостоятельно.

2
34

4 КЛАСС (34 ЧАСА)
Тема, программное
Кол-во
содержание
часов
Раздел 7. Семейный бюджет – 10 ч
Что такое семейный бюд2
жет?
Семейный бюджет как запись учёта доходов и расходов семьи на определённый
период времени. Нужно ли
вести бюджет семье с высокими доходами? Нужно ли
вести бюджет семье с низкими доходами?
Как грамотно вести семей2
ный бюджет?
Какие разделы в семейном
бюджете надо предусмотреть? Для чего и как учитывать отклонения от плана
расходов? Какие финансо-вые
знания и умения нужны для
составления и ведения
семейного бюджета?
1
Зачем люди открывают
вклад в банке?
Роль банка в увеличении доходов семьи. Сбережениякак
способ увеличения дохо-дов
семьи. Виды вкладов в
банке.
2
Как выбрать вид вклада?
Как определить цель открытия вклада в банке? Как
сравнить условия банков по
открытию вкладов? Как выбрать надёжный банк для
открытия вклада?
Зачем люди берут кредит в
банке?
Роль банка в финансовой
поддержке семьи. Банковский кредит как деньги, которые человек берёт у банка

2

Методы и формы организации обучения, виды
деятельности обучающихся
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения.
Игровое моделирование в малых группах составления семейного бюджета по заданному алгоритму. Оценка соотношения доходов и расходов в
условном семейном бюджете.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения.
Составление семейного бюджета в игровых ситуациях. Решение финансовых задач на составление условного семейного бюджета.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.

Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения.
Учебная экскурсия в местное отделение банка.
Подготовка репортажа о самых интересных событиях на учебной экскурсии.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения.
Игровое моделирование в малых группах ситуации открытия вклада в банке: сравнение предложений 2–3 банков с учётом жизненной ситуации и
цели вкладчика. Решение финансовых задач.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения. Учебная экскурсия в
отделение банка. Подготовка репортажа о са- мых
интересных событиях на учебной экскурсии.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.

на время в долг.
Как выбрать вид кредита?
Потребительский
кредит,
ипотека, автокредит. Кредитная карта. Риски пользования кредитом.

Раздел 8. Личный бюджет – 6 ч
Что такое личный бюджет?
Личный бюджет ребёнка как
часть общего бюджета семьи. Какие расходы в личном бюджете отнести к обязательным, а какие — к желательным. Как учесть в
личном бюджете интересы
других членов семьи?
Как грамотно вести личный бюджет?
Личный бюджет как средство управления личными
(карманными) деньгами. Какие качества человека развивает ведение личного бюджета? Какие разделы в личном бюджете надо предусмотреть? Для чего и как
учитывать отклонения от
плана расходов? Какие финансовые знания и умения
нужны для составления и
ведения личного бюджета?
Промежуточная
диагно- 2
стическая работа

1

2

2

Раздел 9. Благотворительность – 6 ч
Что такое благотворитель2
ность?
Почему люди готовы бескорыстно отдавать своё другим, делиться с теми, кто
попал в беду, терпит лишения.
Как люди творят благо?
2
Благотворительные фонды,
гранты на поддержку доб-

Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения.
Игровое моделирование ситуации получения
кредита в банке: сравнение предложений 2–3
банков с учётом жизненной ситуации и цели заемщика. Решение финансовых задач.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения.
Игровое моделирование в малых группах (игровых семьях) ситуации составления личного бюджета ребёнка с учётом интересов всех членов игровой семьи. Решение финансовых задач.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения.
Составление алгоритма действий по ведению
личного бюджета. Решение финансовых задач на
составление бюджета детского праздника, подсчёта расходов на подготовку ребёнка к школе,
подсчёта сроков и правил накопления на исполнение своих желаний.
Решение финансовых задач на составление
условного личного бюджета школьника на неделю, месяц, полгода.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Индивидуальная самостоятельная работа, выявление и обсуждение достижений и типичных затруднений обучающихся. Планирование корректирующих действий (при необходимости).
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения.
Решение морально-этических дилемм, обоснование своего выбора в заданной ситуации.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее достижения.
Поиск примеров благотворительной помощи в

рых дел
Как помогать нуждаю-щимся
людям? Кто такие волонтеры, и
чем они занимаются?
Учебные проекты

2

7

Итоговая диагностическая
работа

2

Резервные часы:
Всего:

3
34

своём населённом пункте, регионе, России.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Выполнение учебного проекта
в командах «Наши добрые дела» в своём населённом пункте.
Работа в малых группах: выбор темы, определение цели, планирование этапов выполнения проекта, реализация плана, определение критериев
оценки проекта, презентация и оценка проекта.
Индивидуальная самостоятельная работа, выявление и обсуждение достижения результатов
обучающихся.
Учитель распределяет часы самостоятельно.

- рабочую программу и методические рекомендации для

учителя,

включающие диагностические работы учащихся.
При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны
быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных
ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные
программы, электронные учебники и задачники, элек- тронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, кол- лекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обученияи воспитания младших
школьников, представленными в электронном (циф- ровом) виде и реализующими
дидактические
возможности
ИКТ,
содержание
которых
соответствует
законодательству об образовании.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».