Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 Рассмотрено на педагогическом совете Протокол № 1 «30» августа 2021 г Утверждаю Директор школы _____________ О.В. Кнор Приказ № 245-д от 2 сентября 2021 года. Положение принято с учетом мнения совета обучающихся (Протокол № 1 от 01.09.2021 г.) и родительского комитета (Протокол № 1 от 31.08.2021 г.) ПОЛОЖЕНИЕ о порядке выбора обучающимися факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 16 1. Общие положения 1. 1. Настоящий документ разработан в соответствии с Федеральным законом № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МАОУ СОШ № 16. 1.2. Обучающимся предоставляются академические права на выбор элективных (избираемых в обязательном порядке) курсов и факультативные занятия из перечня, предлагаемого школой, осуществляющей образовательную деятельность (п.5 ч.1ст.34 ФЗ № 273). 1.3. Элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения обучающимися) составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана и являются важной содержательной частью предпрофильной подготовки. Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в школе. 1.4. Факультативные занятия – форма образовательного процесса во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и расширение и систематизацию знаний учащихся по учебным предметам, так и на подготовку учеников по учебным предметам, так и на подготовку учеников к профессиональному самоопределению и продолжению образования в соответствии с выбранным профилем обучения. 1.4. Настоящее Положение определяет виды и задачи, порядок выбора, особенности организации элективных курсов по выбору. 1.5. Настоящее Положение, изменении я к нему принимаются педагогическим советом с учетом мнения родительского комитета и совета обучающихся и вступает в действие с момента издания приказа об его утверждении. 2. Виды и задачи курсов по выбору Курсы по выбору в предпрофильной подготовке: 2.1 Предметно-ориентированные курсы. Задачи курсов данного вида: - создать условия школьнику для реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области; - уточнить готовность и способности осваивать предмет на повышенном уровне; - создать условия для сдачи экзаменов по выбору, т. е. к наиболее вероятным предметам будущего профилирования. 2.2 Межпредметные (ориентационные) курсы. Задачи курсов данного вида: - формировать у школьников способности и умения ориентации в мире современных профессий; - знакомить на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; - поддерживать мотивацию к тому или иному профилю. 2.3. Факультативы и элективные курсы относятся к вариативной части учебного плана гимназии и являются продолжением образовательного процесса. 3. Порядок выбора элективного и факультативного курса - изучение спроса обучающихся и их родителей на элективные и факультативные курсы; - предоставление обучающимся и их родителям перечня элективных и факультативных курсов; - выбор обучающимися на добровольной основе элективных и факультативных курсов; - составление перечня элективных и факультативных курсов по выбору учащихся на учебный год; - рассмотрение учебного плана педагогическим советом и утверждение директором школы. 4. Организация работы факультативных и элективных курсов 4.1. При проведении курсов по выбору допускается деление класса на группы. 4.2. Набор элективных курсов, предлагаемых школьнику в рамках предпрофильной подготовки, носит вариативный характер, их число является избыточным. 4.3. Приоритетными формами обучения на элективных курсах являются: проектная и исследовательская деятельность, практики, игровые технологии, лаборатории и иные формы, ориентированные на инновационные педагогические технологии. 4.4. Содержание факультативных и элективных курсов не дублирует содержания предметов, обязательных для изучения. 4.5. Факультативные и элективные курсы обеспечивают практическое применение, расширение, углубление знаний обучающихся по предметам обязательной части учебного плана, реализацию их познавательных интересов за пределами обязательных для изучения предметов, а также потребности в социальном, профильном и (или) профессиональном самоопределении. 4.6. Методическое обеспечение факультативного и элективного курса включает в себя: - программу курса; - учебно-тематическое планирование; - учебную литературу для учителя и обучающихся; - систему творческих и методических наработок учителя и творческих работ школьников и другие педагогические средства, необходимое оборудование. 4.7. Реализация содержания предпрофильного обучения обеспечивается программами, утвержденными Министерством образования и науки РФ. В случае отсутствия программы преподавание факультативных и элективных курсов в рамках предпрофильного обучения ведется по программам, составленным педагогами школы и других образовательных учреждений, утвержденным педагогическим советом школы. 4.8. Программа факультативного и элективного курса должна соответствовать следующим условиям: - учитывать особенности и потребности учащихся; - знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках и интересующих учащихся; - опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений; - нацеливать на подготовку к ГИА, олимпиадам; - уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия, систематизация. 4.9. В качестве учебной литературы по факультативным и элективным курсам используются учебные пособия, научно-популярная литература, справочные издания. 4.10. Преподавание факультативных и элективных курсов ведется по расписанию, составленному с учетом требований СанПиНа, в соответствии с нормативами учебного времени. 4.11. Преподаватель факультативных и элективных курсов несет ответственность за жизнь и здоровье школьников во время проведения занятий и экскурсий в соответствии с приказом об охране труда и техники безопасности. 4.12. Преподаватель факультативных и элективных курсов своевременно ведет записи (темы занятий, учет посещаемости) в классном журнале, который хранится в кабинете воспитательной части. 4.13. Изучение курса для каждого ученика завершается зачетной работой (презентацией, защитой, демонстрацией (и иными формами) результатов своей работы), оценка в виде зачета выставляется в журнал. 4.14. Мониторинговые исследования результативности преподавания конкретного элективного курса осуществляются: - через анализ отметок по предметам, связанных с элективным курсом; - через анкетирование школьников, педагогов, родителей, целью которого является анализ уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями; - результаты участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах и пр. Приложение 1 Директору МАОУ СОШ № 16 Кнор О.В. родителя обучающегося _____ класса ________________________________ (ФИО родителя) заявление (дочь, сына)_________________________ Прошу зачислить мою (его) на элективные курсы 1.___________________________________________________________ 2.___________________________________________________________ 3.___________________________________________________________ 4.___________________________________________________________ 5.___________________________________________________________ с «1» сентября 20____г. Дата:____________ 20__ Подпись:_____________