Рабочая программа по внеурочной деятельности «Баскетбол»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Рассмотрено:
на заседании Педагогического совета
Протокол № 1
от 27 августа 2020 г.

Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 16
____________ О.В. Кнор
Приказ № 220-д от 27 августа 2020 г.

Приложение
к программе внеурочной деятельности
МАОУ СОШ №16
Рабочая программа «Баскетбол»
направление: спортивно-оздоровительное
программа для 5-9 классов
срок освоения: 5 лет

Составитель:
Созин Д.А., учитель физической культуры
МАОУ СОШ № 16
высшая категория

Карпинск, 2020 г.

1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Баскетбол»
для 5-9 классов разработана на основе пособия для учителей и методистов: Внеурочная
деятельность учащихся «Баскетбол» Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., 2013г..
Программа рассчитана на пять лет (общий объем - 170 часов), исходя из 1 часа занятий в неделю.
Актуальность программы
Баскетбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся
общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во
внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по баскетболу,
физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном
учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко
прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и
выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной
систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и
эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и
периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная
реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся
максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться
приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость,
желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия
решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не
только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению баскетбола
содействует несложное оборудование: небольшая площадка, баскетбольные щиты и мяч.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее
количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что
позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности
в баскетболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку,
которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу
реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих
результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в
Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Дополнительная
образовательная
программа
имеет
физкультурно-спортивную
направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Баскетбол»
образовательной программы основной школы (5-9 кл.). Целесообразность и актуальность
программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток
навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество
учебных часов отведённых на изучение раздела «Баскетбол» в школьной программе недостаточно
для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами.
Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток
двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также
благотворно воздействует на все системы детского организма.

Цели и задачи
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному
направлению «Баскетбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на
осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и
подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно
важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цели конкретизированы следующими задачами:
 пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому
физическому развитию занимающихся;
 популяризация баскетбола как вида спорта и активного отдыха (физической рекреации);
 формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;
 обучение технике и тактике игры в баскетбол;
 развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, а также выносливости, гибкости);
 формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;
 воспитание моральных и волевых качеств
Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач курса внеурочной
деятельности используется пособие внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол / В.С. Кузнецов,
Г.А. Колодницкий, — М.: Просвещение, 2013г. (Работаем по новым стандартам)» и учебно-методическая
литература,
перечисленная
деятельности».

в разделе «Описание материально технического обеспечения внеурочной

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отличительная особенность программы «Баскетбол» в её социальной направленности.
Программа предоставляет возможности детям, достигшим 11-16 летнего возраста, но не
получившим ранее практики занятий баскетболом или каким-либо другим видом спорта,
имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям
баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические
возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки
физической культуры.
Образовательная деятельность по программе осуществляется по следующим разделам:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий);
Техническая подготовка;
Тактическая подготовка
Физическая подготовка;
Подвижные игры и эстафеты;
Судейская практика

В образовательном процессе используются технологии:
 Игровые;
 Здоровьесберегающие
Основные формы организации учебных занятий: теоретические и практические занятия,
соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские игры, тестирование.
Методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго регламентированного
упражнения, игровой, соревновательный.

3. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ПЛАНЕ
Секция «Баскетбол» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана
на 170 часов для детей 12-16 лет.
Сроки реализации программы. 5 класс 1 час в неделю - 34 часа, 6 класс 1 час в неделю - 34 часа,
7 класс 1 час в неделю - 34 часа, 8 класс 1 час в неделю - 34 часа, 9 класс 1 час в неделю - 34 часа.
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В СОДЕРЖАНИИ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях
физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают
привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них
физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю,
целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так
как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического
воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более
плодотворно учиться, меньше болеть.
Ученики, успешно освоившие программу, смогут
участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к
здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; – умение
управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать
самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном
лагере; – умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю
зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его
предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
Эффект: участие в соревнованиях школьного и городского уровня, судейство школьных
соревнований.
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основы знаний
Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу
Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов
Тактические действия в баскетболе
Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей.
Передвижения и остановки без мяча
Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные
рывки из различных исходных положений
Остановки: двумя шагами, прыжком
Прыжки, повороты вперед, назад
Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)
Ловля мяча
Ловля мяча:
• двумя руками на уровне груди;
• двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)
Передачи мяча
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении
Передача мяча одной рукой от плеча
Передача мяча двумя руками сверху
Ведение мяча
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)
Ведение мяча с изменением скорости передвижения
Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)
Ведение мяча в движении с переводом на другую руку
Ведение мяча с изменением направления движения
Ведение мяча с обводкой препятствий
Броски мяча
Бросок мяча двумя руками от груди с места
Бросок мяча одной рукой от плеча с места
Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения
Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке
Штрафной бросок
Отбор мяча
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении
Вырывание мяча из рук соперника
Накрывание мяча при броске
Отвлекающие приемы (финты)
Финты без мяча
Финты с мячом
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
Сочетание приемов без броска мяча в кольцо
Сочетание приемов с броском мяча в кольцо

Тактика игры
Индивидуальные действия в нападении и защите
Групповые действия в нападении и защите:
• взаимодействие двух игроков;
• взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1);
• взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2)
• взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»;
• взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2);
• взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное
место»);
• взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»);
• взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»)
Двусторонняя учебная игра
Подвижные игры и эстафеты
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических
действий
Игры, развивающие физические способности
Физическая подготовка
Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей,
выносливости, гибкости
Судейская практика
Судейство игры в баскетбол

Тематический план
№

Наименование разделов, Всего
тем
часов

5кл(35ч)

Количество часов
6кл(35ч) 7кл(35ч) 8кл(35ч)

9кл(34ч)

3
4
5
6
7
8

15
12
12
32
28
10
9

3
3
7
6
2
2

3
3
6
6
2
2

Практика

Теория

Практика

Теория

2

4
4
9
5
-

Практика

В процессе учебно-тренировочных занятий
6
3
2
2

Теория

Практика

Основы знаний
Передвижения и
остановки без мяча
Ловля мяча
Передача мяча
Ведение мяча
Броски мяча
Отбор
мяча
Отвлекающие приемы
(финты)

Теория

1
2

Практика

Теория

170ч

1
1
6
6
3
3

1
1
4
6
3
2

9

10

Выполнение комбинаций
из освоенных элементов
техники перемещений и
владения мячом
Тактика игры

8

4

2

2

-

-

39

3

6

8

10

12

-

В процессе учебно-тренировочных занятий

12.

Подвижные игры и
эстафеты
Физическая подготовка

-

В процессе учебно-тренировочных занятий

13.

Судейская практика

5

-

-

-

2

3

170

34

34

34

34

34

11.

Всего:

Распределение учебного материала по баскетболу по классам
№ Учебный материал
п/п
1

2

3
4

1

2

3
4

5

6

Классы
7

8

Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий)
Правила безопасности и




профилактика
травматизма на занятиях
по баскетболу
Терминология
в




баскетболе.
Техника
выполнения
игровых
приемов
Тактические действия в




баскетболе
Правила соревнований по




баскетболу. Жесты судей.
Передвижения и остановки без мяча
Стойка
игрока.
Р
З
З
С
Перемещения в защитной
стойке: вперед, назад,
вправо, влево
Бег:
лицом
вперед,
Р
З
З
С
приставными шагами в
стороны, вперед и назад,
спиной
вперед.
Скоростные рывки из
различных
исходных
положений
Остановки: двумя шагами,
Р
З
С
+
прыжком
Прыжки, повороты вперед,
Р
З
С
+
назад

9






С

С

+
+

5

Сочетание способов
передвижений (бег,
остановки, прыжки,
повороты, рывки)

+

+

+

+

+

Ловля мяча
Ловля мяча
 двумя руками на
уровне груди;
 двумя руками
«высокого» мяча (в
прыжке)
1

2
3

1

2

3

4

5

6

1
2
3

4
5

Передача
мяча
двумя
руками от груди на месте
и в движении
Передача
мяча одной
рукой от плеча
Передача
мяча
двумя
руками сверху
Ведение мяча правой и
левой рукой с высоким и
низким отскоком (на месте
и в движении)
Ведение
мяча
с
изменением
скорости
передвижения
Ведение
мяча
с
изменением
высоты
отскока (на месте и в
движении)
Ведение мяча в движении
с переводом на другую
руку
Ведение
мяча
с
изменением направления
движения
Ведение мяча с обводкой
препятствий
Бросок мяча двумя руками
от груди с места
Бросок мяча одной рукой
от плеча с места
Бросок мяча одной рукой
от плеча в движении после
ведения
Бросок в кольцо одной
рукой сверху в прыжке
Штрафной бросок

Р

З

З

Передачи мяча
Р
З

С

+

Р

З

З

С

С

Р

З

С
Р

Ведение мяча
Р
З

З

С

С

Р

З

С

С

З

З

С

С

Р

З

З

З

З

С

Р

З

З

Броски мяча
Р
З

З

З

С

Р

З

З

З

С

Р

З

З

С

Р

Р

З

Р
Р
Отбор мяча

Р

З

Выбивание мяча из рук
Р
З
С
С
соперника,
выбивание
мяча при ведении
2
Вырывание мяча из рук
Р
З
С
соперника
3
Накрывание мяча при
Р
З
броске
Отвлекающие приемы (финты)
1
Финты без мяча
Р
З
С
С
2
Финты с мячом
Р
Р
Р
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
1
Сочетание приемов без
+
+
+
+
+
броска мяча в кольцо
2
Сочетание
приемов
с
+
+
+
+
+
броском мяча в кольцо
Тактика игры
1
Индивидуальные действия
Р
Р
З
З
в нападении и защите
2
Групповые действия в
нападении и защите:
Р
З
С
С
 взаимодействие
двух игроков;
Р
З
С
 взаимодействие
двух нападающих
против
одного
защитника(2Х1);
Р
З
 взаимодействие
двух нападающих
против
двух
защитников (2Х2)
Р
З
 взаимодействие
двух игроков в
нападении
через
«заслон»;
Р
З
 взаимодействие
трех нападающих
против
двух
защитников (3Х2);
Р
З
З
С
 взаимодействие в
нападении
с
участием
двух
игроков («передай
мяч и выйди на
свободное место»);
Р
 взаимодействие в
нападении
с
участием
трех
игроков («тройка»);
Р
 взаимодействие в
нападении
с
участием
трех
1

игроков
(«малая
восьмерка»)
Двусторонняя
учебная
игра
1

2

Игры и эстафеты на
закрепление
и
совершенствование
технических приемов и
тактических действий
Игры,
развивающие
физические способности
Развитие
скоростных,
силовых,
скоростносиловых,
координационных
способностей,
выносливости, гибкости

+

+

+

Подвижные игры и эстафеты
+
+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Физическая подготовка
+
+

Судейская практика
Судейство
игры
в
+
+
баскетбол
Условные обозначения: Р- разучивание двигательного действия; З – закрепление двигательного
действия; С-совершенствование двигательного действия; «+» - указывает на использование данного
материала в учебно-тренировочном занятии.
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
п/п
1
1.1.

1.2.

Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения
Библиотечный фонд
Федеральный государственный
общего образования

стандарт

основого

Кол
-во
Д

Учебная научная, научно-популярная литература по
Д
баскетболу

Примечание
В составе кабинета
по
физической
культуре
В
составе
библиотечного
фонда

1.3.

Методические издания по баскетболу для учителей
1.«Баскетбол: теория и методика обучения :учебное
пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»
2.«Баскетбол. Поурочная учебная программа для детскоюношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк,
И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984
4.«Физическая культура» Л.Е.Любомирский,
Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2001
5.«Физическая культура»,В.П.Богословский,
Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998.
6.«Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:Пособие
Д
для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.М.:Просвещение,1997,
7.Настольная книга учителя физической культуры»
Г.И.Погадаев ФиС,2000
8.«Теория и методика физической культуры Спб
.издательство «Лань»,2003»
9.«Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын
Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008
10.«Общая педагогика физической культуры и спорта » М.:ИД «Форум».

2
2.1

Технические средства обучения
Аудиоцентр с системой озвучивания спортивного зала и
площадки
Мегафон
Радиомикрофон
Сканер
Принтер
Мультимедиапроектор
Экран
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи

2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3
3.1

4

Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д

В
составе
материальнотехнического
оснащения
образовательного
учреждения

Для прослушивания
песен,
проведения
соревнований
и
физкультурных
праздников.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

4.4
4.5
4.6

Кабинет для проведения аудиторных занятий
Спортивный зал
Площадка для игр подготовительных к баскетболу на
открытом воздухе
Медицинская аптечка
Мячи баскетбольные
Насос с иглой для надувания мячей

4.7

Щиты баскетбольный

4.8

Щиты тренировочный навесные с кольцом и сеткой

4.1
4.2
4.3

В составе кабинета
по
физической
культуре.
В
составе
библиотечного
фонда

Д

Г
Г
Г
Д
К
Д
Г
Г

В составе кабинета
по
физической
культуре.
В составе кабинета
по
физической
культуре.

4.9

Стойки для обводки

Г

Д - демонстрационный экземпляр, К – комплект (на каждого учащегося), Г – комплект,
необходимый для практической работы в группах


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».