Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 Рассмотрено: на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 27 августа 2020 г. Утверждено: Директор МАОУ СОШ № 16 ____________ О.В. Кнор Приказ № 220-д от 27 августа 2020 г. Приложение к программе внеурочной деятельности МАОУ СОШ №16 Рабочая программа «Баскетбол» направление: спортивно-оздоровительное программа для 5-9 классов срок освоения: 5 лет Составитель: Созин Д.А., учитель физической культуры МАОУ СОШ № 16 высшая категория Карпинск, 2020 г. 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Баскетбол» для 5-9 классов разработана на основе пособия для учителей и методистов: Внеурочная деятельность учащихся «Баскетбол» Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., 2013г.. Программа рассчитана на пять лет (общий объем - 170 часов), исходя из 1 часа занятий в неделю. Актуальность программы Баскетбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.). Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению баскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, баскетбольные щиты и мяч. Новизна программы Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в баскетболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д. Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Баскетбол» образовательной программы основной школы (5-9 кл.). Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «Баскетбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Цели и задачи Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта. Цели конкретизированы следующими задачами: пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся; популяризация баскетбола как вида спорта и активного отдыха (физической рекреации); формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом; обучение технике и тактике игры в баскетбол; развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости); формирование у учащихся необходимых теоретических знаний; воспитание моральных и волевых качеств Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач курса внеурочной деятельности используется пособие внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, — М.: Просвещение, 2013г. (Работаем по новым стандартам)» и учебно-методическая литература, перечисленная деятельности». в разделе «Описание материально технического обеспечения внеурочной 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Отличительная особенность программы «Баскетбол» в её социальной направленности. Программа предоставляет возможности детям, достигшим 11-16 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий баскетболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры. Образовательная деятельность по программе осуществляется по следующим разделам: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий); Техническая подготовка; Тактическая подготовка Физическая подготовка; Подвижные игры и эстафеты; Судейская практика В образовательном процессе используются технологии: Игровые; Здоровьесберегающие Основные формы организации учебных занятий: теоретические и практические занятия, соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские игры, тестирование. Методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный. 3. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ПЛАНЕ Секция «Баскетбол» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 170 часов для детей 12-16 лет. Сроки реализации программы. 5 класс 1 час в неделю - 34 часа, 6 класс 1 час в неделю - 34 часа, 7 класс 1 час в неделю - 34 часа, 8 класс 1 час в неделю - 34 часа, 9 класс 1 час в неделю - 34 часа. 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В СОДЕРЖАНИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба. 5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: – формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни; – воспитание морально-этических и волевых качеств; – дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; – умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; – умение оказывать помощь своим сверстникам. Метапредметные результаты: – определять наиболее эффективные способы достижения результата; – умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей; – организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере; – умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку; – умение вести наблюдение за показателями своего физического развития; Предметные результаты: – знать об особенностях зарождения, истории баскетбола; – знать о физических качествах и правилах их тестирования; – выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом; – владеть тактико-техническими приемами баскетбола; – знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения; – владеть основами судейства игры в баскетбол. Эффект: участие в соревнованиях школьного и городского уровня, судейство школьных соревнований. 6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основы знаний Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов Тактические действия в баскетболе Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей. Передвижения и остановки без мяча Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений Остановки: двумя шагами, прыжком Прыжки, повороты вперед, назад Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки) Ловля мяча Ловля мяча: • двумя руками на уровне груди; • двумя руками «высокого» мяча (в прыжке) Передачи мяча Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении Передача мяча одной рукой от плеча Передача мяча двумя руками сверху Ведение мяча Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении) Ведение мяча с изменением скорости передвижения Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении) Ведение мяча в движении с переводом на другую руку Ведение мяча с изменением направления движения Ведение мяча с обводкой препятствий Броски мяча Бросок мяча двумя руками от груди с места Бросок мяча одной рукой от плеча с места Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке Штрафной бросок Отбор мяча Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении Вырывание мяча из рук соперника Накрывание мяча при броске Отвлекающие приемы (финты) Финты без мяча Финты с мячом Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом Сочетание приемов без броска мяча в кольцо Сочетание приемов с броском мяча в кольцо Тактика игры Индивидуальные действия в нападении и защите Групповые действия в нападении и защите: • взаимодействие двух игроков; • взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1); • взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2) • взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»; • взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2); • взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»); • взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»); • взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка») Двусторонняя учебная игра Подвижные игры и эстафеты Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий Игры, развивающие физические способности Физическая подготовка Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости Судейская практика Судейство игры в баскетбол Тематический план № Наименование разделов, Всего тем часов 5кл(35ч) Количество часов 6кл(35ч) 7кл(35ч) 8кл(35ч) 9кл(34ч) 3 4 5 6 7 8 15 12 12 32 28 10 9 3 3 7 6 2 2 3 3 6 6 2 2 Практика Теория Практика Теория 2 4 4 9 5 - Практика В процессе учебно-тренировочных занятий 6 3 2 2 Теория Практика Основы знаний Передвижения и остановки без мяча Ловля мяча Передача мяча Ведение мяча Броски мяча Отбор мяча Отвлекающие приемы (финты) Теория 1 2 Практика Теория 170ч 1 1 6 6 3 3 1 1 4 6 3 2 9 10 Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом Тактика игры 8 4 2 2 - - 39 3 6 8 10 12 - В процессе учебно-тренировочных занятий 12. Подвижные игры и эстафеты Физическая подготовка - В процессе учебно-тренировочных занятий 13. Судейская практика 5 - - - 2 3 170 34 34 34 34 34 11. Всего: Распределение учебного материала по баскетболу по классам № Учебный материал п/п 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 Классы 7 8 Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий) Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов Тактические действия в баскетболе Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей. Передвижения и остановки без мяча Стойка игрока. Р З З С Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево Бег: лицом вперед, Р З З С приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений Остановки: двумя шагами, Р З С + прыжком Прыжки, повороты вперед, Р З С + назад 9 С С + + 5 Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки) + + + + + Ловля мяча Ловля мяча двумя руками на уровне груди; двумя руками «высокого» мяча (в прыжке) 1 2 3 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении Передача мяча одной рукой от плеча Передача мяча двумя руками сверху Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении) Ведение мяча с изменением скорости передвижения Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении) Ведение мяча в движении с переводом на другую руку Ведение мяча с изменением направления движения Ведение мяча с обводкой препятствий Бросок мяча двумя руками от груди с места Бросок мяча одной рукой от плеча с места Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке Штрафной бросок Р З З Передачи мяча Р З С + Р З З С С Р З С Р Ведение мяча Р З З С С Р З С С З З С С Р З З З З С Р З З Броски мяча Р З З З С Р З З З С Р З З С Р Р З Р Р Отбор мяча Р З Выбивание мяча из рук Р З С С соперника, выбивание мяча при ведении 2 Вырывание мяча из рук Р З С соперника 3 Накрывание мяча при Р З броске Отвлекающие приемы (финты) 1 Финты без мяча Р З С С 2 Финты с мячом Р Р Р Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом 1 Сочетание приемов без + + + + + броска мяча в кольцо 2 Сочетание приемов с + + + + + броском мяча в кольцо Тактика игры 1 Индивидуальные действия Р Р З З в нападении и защите 2 Групповые действия в нападении и защите: Р З С С взаимодействие двух игроков; Р З С взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1); Р З взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2) Р З взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»; Р З взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2); Р З З С взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»); Р взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»); Р взаимодействие в нападении с участием трех 1 игроков («малая восьмерка») Двусторонняя учебная игра 1 2 Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий Игры, развивающие физические способности Развитие скоростных, силовых, скоростносиловых, координационных способностей, выносливости, гибкости + + + Подвижные игры и эстафеты + + + + + + + + + + + + + + + Физическая подготовка + + Судейская практика Судейство игры в + + баскетбол Условные обозначения: Р- разучивание двигательного действия; З – закрепление двигательного действия; С-совершенствование двигательного действия; «+» - указывает на использование данного материала в учебно-тренировочном занятии. 7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № п/п 1 1.1. 1.2. Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения Библиотечный фонд Федеральный государственный общего образования стандарт основого Кол -во Д Учебная научная, научно-популярная литература по Д баскетболу Примечание В составе кабинета по физической культуре В составе библиотечного фонда 1.3. Методические издания по баскетболу для учителей 1.«Баскетбол: теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007» 2.«Баскетбол. Поурочная учебная программа для детскоюношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984 4.«Физическая культура» Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2001 5.«Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998. 6.«Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:Пособие Д для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.М.:Просвещение,1997, 7.Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000 8.«Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2003» 9.«Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008 10.«Общая педагогика физической культуры и спорта » М.:ИД «Форум». 2 2.1 Технические средства обучения Аудиоцентр с системой озвучивания спортивного зала и площадки Мегафон Радиомикрофон Сканер Принтер Мультимедиапроектор Экран Экранно-звуковые пособия Аудиозаписи 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 3 3.1 4 Д Д Д Д Д Д Д В составе материальнотехнического оснащения образовательного учреждения Для прослушивания песен, проведения соревнований и физкультурных праздников. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование 4.4 4.5 4.6 Кабинет для проведения аудиторных занятий Спортивный зал Площадка для игр подготовительных к баскетболу на открытом воздухе Медицинская аптечка Мячи баскетбольные Насос с иглой для надувания мячей 4.7 Щиты баскетбольный 4.8 Щиты тренировочный навесные с кольцом и сеткой 4.1 4.2 4.3 В составе кабинета по физической культуре. В составе библиотечного фонда Д Г Г Г Д К Д Г Г В составе кабинета по физической культуре. В составе кабинета по физической культуре. 4.9 Стойки для обводки Г Д - демонстрационный экземпляр, К – комплект (на каждого учащегося), Г – комплект, необходимый для практической работы в группах