Утверждаю: Директор МАОУ СОШ № 16 О. В. Кнор Программа по формированию культуры здорового питания МАОУ СОШ № 16 Пояснительная записка Культура здорового питания детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации. Много знаний получают дети в дошкольном возрасте, но, к сожалению, редко их учат следовать правилам культуры питания. Адаптация детей в коллективе, процесс обучения, умственные и физические нагрузки повышают потребности организма в основных пищевых веществах и энергии. Когда речь идёт о питании, редко используется слово «культура». Жаль! «Живём не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить», - часто цитируем мы, и формируем представление о питании как о процессе обеспечения «техническим топливом», на котором организм должен работать. Главное, организовать поставку «топлива», а уж когда и как оно будет доставлено – это имеет второстепенное значение. Между тем А.П.Чехов – вот уж кого можно считать образцом подлинно культурного человека – утверждал, что тот, кто не придаёт питанию должного значения, не может считаться интеллигентом, и достоин всяческого осуждения в «приличном обществе». А какого человека можно считать культурным в плане питания? Не претендуя на строгую научность определения, скажем, что это тот, кто способен организовать своё питание в соответствии с потребностями организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению здоровья. В основе такого «культурного» питания лежат пять принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность, удовольствие. Опыт показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует формированию культуры здорового питания обучающихся и воспитанников. Биологическая реакция организма обучающихся и воспитанников зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентируются санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья обучающихся и воспитанников. Данная программа направлена на валеологическое образование детей, основанного на 5 принципах рационального питания. Валеология – это наука о здоровье человека, общества и природы в целом. Чтобы сохранить хорошее самочувствие, любой человек должен обладать знаниями, которые не позволят пустить болезнь в организм. В реализации программы «Культура здорового питания» задействованы: администрация образовательного учреждения, учителя, вспомогательный персонал, медицинские работники, шеф-повар, дети, родители. Цель программы Воспитание физически и психологически здорового ребенка в пространстве ОУ и раскрытие его социально-ценностного направления, используя современные здоровье сберегающие педагогические технологии. Задачи программы Отработать систему выявления уровня культуры здорового питания детей и целенаправленно отслеживать его в течение всего времени нахождения в ОУ. Популяризация преимуществ культуры здорового образа жизни, расширение кругозора обучающихся в области здорового и рационального питания, основанного на 5 принципах. Ожидаемые результаты Ребенок здоровый физически, психологически, нравственно адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни. Участники программы администрация школы; учителя; вспомогательный персонал; медицинский работник; шеф-повар; дети; родители Принципы здорового питания их свойства и влияние на здоровье человека Основным принципом правильного питания обучающихся должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей, фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Исключение из рациона тех или иных продуктов из названных групп неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей. Мясо, рыба, птица, яйца, молоко, кефир, творог и сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и др. неблагоприятных внешних факторов. Молоко и молочные продукты – источник белка, один из основных источников легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани – витамина В12 (рибофловина). Кефир, йогурт, ряженка и др. кисломолочные продукты способствуют нормальному пищеварению и угнетают рост болезнетворных микроорганизмов в тонком кишечнике. В питании обучающихся необходимо применять разнообразные овощи, фрукты и плодоовощные соки. Плоды и овощи, особенно свежие – важнейший источник аскорбиновой кислоты, биофловоноидов (витамин Р), бента-каротина. Основные направления деятельности: Учебно-воспитательная регламентированная № п/п работа – научно Мероприятие обоснованная Сроки и строго Ответственные 1 Организация режима питания, основанного на принципах: регулярности, разнообразия, адекватности, безопасности, удовольствия Сентябрьоктябрь Учителя, мед. раб. 2 Включение вопросов о культуре питания в план работы ОУ В течение года Директор 3 Контроль над соблюдением норм самообслуживания В течение года Учителя, дежурный администратор Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров культуры здорового питания. № п/п Мероприятие Сроки Ответственные 1 Перспективное меню 10-и дневное Осень-зима Весна-лето Зам. директора по ФХД, медицинский работник 2 Осуществление контроля над соблюдением сбалансированного питания Октябрь-март Зам. директора по ФХД, медицинский работник Профилактическая и коррекционная работа, предупреждение и своевременное выявление в вопросах культуры питания обучающихся и воспитанников № п/п Мероприятие Сроки Ответственные 1 Плановый медицинский осмотр Сентябрь Медицинский работник 2 Формирование, сохранение и корректировка здоровья обучающихся и воспитанников В течение года Медицинский работник 3 Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность сочетания продуктов) В течение года Шеф-повар, бракеражная комиссия 4 Ознакомление педагогического коллектива с результатами медицинского осмотра Октябрь Медицинский работник 5 Контроль над недопустимостью использования вредных пищевых добавок В течение года Директор, шеф-повар, бракеражная комиссия Информационно-просветительская работа – пропаганда культуры здорового питания, наглядная агитация, консультации по всем вопросам питания № п/п Мероприятие Сроки Ответственные 1 Использование различных форм массовой пропаганды культуры здорового питания: организация лекций, проведение дня здорового питания В течение года Директор, зам. директора по ВР, учителя, 2 Использование наглядной агитации: оформление уголков для родителей В течение года Зам. директора по ВР 3 Создание условий для охраны жизни и укрепления здоровья В течение года Директор, заместители директора по УВР, ВР, ФХД 4 Обеспечение комфортного эмоционального микроклимата, в котором ребенок чувствует себя защищенным В течение года Директор, зам. директора по ВР 5 Организация разнообразной двигательной активности детей в разных формах (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры) В течении года Учителя 6 Мероприятия, способствующие сохранению здоровья детей, закаливанию, повышению защитных сил организма В течение года Учителя 7 Обеспечение рационального режима дня Постоянно Зам. директора по УВР, учителя Формирование начальных представлений детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения 1 Воспитание ценностного отношения детей к здоровью и человеческой жизни, формирование потребностей в бережном отношении к своему здоровью По плану Зам. директора по ВР, учителя 2 Совершенствование представлений детей об особенностях строения и функционирования организма человека По плану Учителя 3 Развитие умений элементарно описывать свое По плану самочувствие, умение обратиться к взрослому в случае травмы Учителя 4 Учить управлять своим телом, чувствами, эмоциями, через гигиену, корригирующие упражнения, релаксацию, аутотренинг По плану Зам. директора по ВР, учителя Психолого-педагогическая работа 1 Совершенствовать работу по коррекции детско-родительских взаимоотношений через физкультурные занятия и досуги, праздники, подвижные игры По плану Зам. директора по ВР, соц. педагог 2 Развивать и совершенствовать умения полоскать рот после еды, чистить зубы По плану Зам. директора по ВР, соц. педагог 3 Обращать внимание на культуру поведения во По плану время приема пищи: необходимость обращаться с просьбой, благодарить Зам. директора по ВР, соц. педагог 4 Расширять представления детей о рациональном питании, значении двигательной активности, соблюдении режима дня, правилах и видах закаливания, о пользе сна и активного отдыха, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека Зам. директора по ВР, соц. педагог По плану Функции различных категорий работников ОУ и медицинских работников в контексте реализации программы 1. Функции медицинских работников: · Проведение диспансеризации детей; · Медицинский осмотр, определение уровня физического здоровья. 2. Функции директора и его заместителей:· Общее руководство реализации программы: организация, координация, контроль; - Общее руководство и контроль над организацией культуры здорового питания в школе; - Разработка системы тематических мероприятий по культуре здорового питания детей и ее контроль; - Организация работы ответственных сотрудников по программе «Культура здорового питания» 3. Функции учителей и вспомогательного персонала: · Санитарно-гигиеническая работа по организации питания детей; · Организация и проведение мероприятий с детьми по культуре здорового питания; · Организация и проведение профилактической работы с родителями; · Организация встреч родителей с директором, мед. работником; · Организация и проведение мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и т.д.), в рамках программы «Культура здорового питания»; - Организация и проведение диагностик уровня и качества знаний детей о культуре правильного здорового питания. Заключение Программа «Культура здорового питания» предполагает постоянную работу по её выполнению и совершенствованию. Следует уделить особое внимание решению следующих задач: Разработать системы выявления уровня «культуры здорового питания» обучающихся и целенаправленное отслеживание его; Создать условия для обеспечения «культуры здорового питания» детей и формирование здорового образа жизни; Просвещать родителей в вопросах «Культуры здорового питания». Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем и воспитателем значимости стоящих перед ним задач.