Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 10 31.01.2022 г. Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 16 О.В. Кнор приказ № 38-д от « 02» февраля 2022 г. Настоящее Положение принято с учетом мнения школьного родительского комитета (протокол № 3 от 30.01.2022 г.), совета обучающихся (протокол № 4 от 30.01.2022 г.) ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 6293F151CA7504138860F2E2C0AFB422AAAC5196 Владелец: Кнор Ольга Владимировна Действителен: с 13.01.2022 до 13.04.2023 ПОЛОЖЕНИЕ об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 16 1. Общие положения 1.1. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), Санитарными правилами СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям 2.4.3648-20 воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20), Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21), Уставом МАОУ СОШ № 16 и иными локальными нормативными актами. 1.2. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) является одним из направлений электронного обучения. Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением информации, содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ, и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно- телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательногопроцесса. 1.3. Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.4. Электронное обучение базируется на использовании широкого спектра традиционных, информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств, которые создают условия для обучающегося свободного выбора интенсивности обучения, диалогового обмена с преподавателем, при этом на процесс обучения не влияет местонахождение обучаемого. Целью организации обучения с использованием ДОТ является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения). 1.5. Образовательный процесс, реализуемый с помощью дистанционных технологий, предусматривает значительную долю самостоятельной работы обучающихся, не имеющих возможности в определенный момент посещать школу; методическое и дидактическое сопровождение этого процесса со стороны школы, а также регулярный систематический контроль и учет знаний обучающихся. 1.6. Образовательное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы разработки и реализации образовательного процесса с использованием ДОТ в соответствии с федеральным государственными образовательными стандартами и общим порядком реализации образовательных программ, установленным законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации в области образования. 1.7. МАОУ СОШ № 16 вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации (за исключением государственной итоговой аттестации) обучающихся. 1.8. Для расширения возможностей получения детьми-инвалидами обязательного образования целесообразно наряду с посещением учителем учащихся на дому использовать и дистанционную форму обучения для обучающихся, не имеющих противопоказаний для работы на компьютере. 1.9. Главными целями организации образовательного процесса с помощью ДОТ являются: - предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ и выполнять учебный план непосредственно по месту жительства обучающегося или месте его временного пребывания (нахождения); - предоставление детям-инвалидам возможности получения образования по индивидуальному учебному плану на дому; - повышение качества образования обучающихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями путем сочетания традиционных технологий обучения, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ); - создание условий для более полного удовлетворения потребностей обучающихся в области образования без отрыва от основной учебы. 1.10. При реализации образовательных программ с использованием ДОТ допускается отсутствие аудиторных занятий. 1.11. ДОТ применяется как в системе общего образования, так и в системе дополнительного образования. 2. Организация процесса обучения с использованием ДОТ 2.1. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, определяются законодательством Российской Федерации. 2.2. Школа вправе применять электронное обучение и ДОТ при реализации образовательных программ в предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ формах получения образования и формах обучения или при их сочетании при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. 2.3. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, ДОТ, обеспечивающую возможность их правильноговыбора. 2.4. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, ДОТ Школа: - обеспечивает соответствующий педагогических, научных, применяемым технологиям учебно-вспомогательных, уровень подготовки административно-хозяйственных работников; - оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно сиспользованием информационных и телекоммуникационных технологий; - самостоятельно определяет соотношение объема занятий, непосредственного взаимодействия педагога с обучающимся, и проводимых путем учебных занятий с применением электронного обучения, ДОТ; - ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». 2.5. Педагоги при использовании дистанционного обучения используют различные формы проверки и контроля знаний. 2.6. Оценивание учебных достижений обучающихся с использованием ДОТ осуществляется в соответствии с системой оценивания, применяемой в МАОУ СОШ № 16. Отметки, полученные обучающимися за выполненныедистанционные задания, заносятся в электронный журнал. 2.7. При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения МАОУ СОШ № 16 независимо от места нахождения обучающихся. 2.8. В качестве услуг МАОУ СОШ № 16 могут быть определены: онлайновая поддержка обучения; тестирование online; конкурсы, консультации on-line; предоставление методических материалов; сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных). 2.9. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей. 2.10. Текущий контроль образовательным и промежуточная учреждением аттестация традиционными обучающихся методами или с осуществляются использованием дистанционных образовательных технологий. 3. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса сприменением ДОТ 3.1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением электронного обучения, ДОТ включает электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные на электронных носителях и (или) в электронной среде поддержки обучения, разработанные всоответствии с требованиями ФГОС, локальными актами Школы. 3.2. Учебно-методическое обеспечение должно создавать условия для организации самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль), тренинга путем предоставления обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных для реализации электронного обучения и ДОТ. 3.3. В состав учебно-методического обеспечения учебного процесса с применением ДОТ входят: - рабочая программа; - КТП с указанием видов работ, сроков выполнения и информационных ресурсов поддержки обучения; - методические указания для обучающихся, включающие график выполнения работ и контрольных мероприятий, теоретические сведения, примеры решений; - электронные информационные образовательные ресурсы, размещенные на электронных носителях, разработанные в соответствии с ФГОС, локальными документами Школы (электронные литературные произведения, научно-популярные и публицистические тексты, аудио-видео-файлы и др.). 4. Техническое и программное обеспечение образовательного процесса 4.1. Техническое обеспечение применения ДОТ включает: - серверы для обеспечения хранения и функционирования программного и информационного обеспечения; - средства вычислительной техники и другое оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации, развития, хранения программного и обеспечения, а также доступа к ЭИОР педагогов и обучающихся Школы; - коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к ЭИОР через локальные сети и сеть интернет. 4.2. Программное обеспечение применения ДОТ включает: - систему дистанционного обучения с учетом актуальных обновлений и программных дополнений, обеспечивающую разработку и комплексное использование электронных ресурсов; - электронные системы персонификации обучающихся; - программное обеспечение, предоставляющее возможность организации видеосвязи; - серверное программное обеспечение, поддерживающее функционирование сервера и связь с электронной информационно-образовательной средой черезсеть Интернет; - дополнительное программное обеспечение для разработки электронных образовательных ресурсов. 5. Порядок организации электронного обучения и применения ДОТ в образовательном процессе 5.1. Выбор предметов для изучения с применением ДОТ осуществляется учащимися и родителями (законными представителями) по согласованию со Школой. 5.2. С использованием ДОТ могут быть организованы такие виды учебных видов деятельности (занятий и работ), как: - уроки; - лекции; - семинары; - практические занятия; - лабораторные занятия; - контрольные занятия; - самостоятельная работа; - консультации с педагогами. 5.3. Ответственный за обучение с применением ДОТ контролирует процесс электронного обучения и применения ДОТ, следит за своевременным заполнением необходимых документов, в том числе журналов. 5.4. При реализации образовательных программ с применением ДОТ учителя ведут документацию: заполняют журнал успеваемости, выставляютв журнал отметки. 5.5. При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00 часов. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут. 5.6. Режим учебного дня, в том числе во время учебных занятий, должен включать различные формы двигательной активности. В середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей в соответствии с СП 2.4. 3648-20. 6. Модель реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 6.1. Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 16 формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут. 6.2. Классные руководители информируют обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - дистанционное обучение), в том числе знакомят с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций. 6.3. Учителя-предметники обеспечивают ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме. 6.4. Выбор родителями (законными представителями) обучающегося формы дистанционного обучения по образовательной программе начального общего, основного общего либо среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя(ей) (законного представителя). 6.5. При реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагоги вносят соответствующие корректировки в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения. 6.6. МАОУ СОШ № 16 организует проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или на платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов (Сферум, ZOOM, Учи.ру, Яндекс.Учебник, РЭШ, АИС «Сетевой город» и др.). 6.7. Педагогические работники при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: - планируют свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создают простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания; - выражают свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций. 6.8. При реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МАОУ СОШ № 16 ежедневно проводится мониторинг фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся). 6.9. При необходимости в МАОУ СОШ № 16 допускается интеграция форм обучения, например очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Настоящее Положение принято с учетом мнения школьного родительского комитета (протокол № 3 от 30.01.2022 г.), совета обучающихся (протокол № 4 от 30.01.2022 г.) Приложение 1 Директору МАОУ СОШ № 16 О.В. Кнор ФИО родителя, проживающего по адресу: СОГЛАСИЕ Я, , законный представитель , года рождения, ученика(цы) класса, даю свое согласие на обучение своего ребенка по программам (начального общего, основного общего, среднего общего образования) с использованием дистанционных образовательных технологий в учебном году. С Положением об электронном обучении и использовании ДОТ в МАОУ СОШ № 16 ознакомлен(а). Дата « _» Подпись 20 г.