Рабочая программа внеурочной деятельности Мир органических веществ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16

Рассмотрено:
на заседании Педагогического совета
Протокол № 1
от 27 августа 2020 г.

Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 16
______ О. В. Кнор
Приказ №220-д от 27 августа 2020 г.

Приложение
к программе внеурочной деятельности
МАУО СОШ №16
Рабочая программа «Мир органических веществ»

Составитель:Телицына Е.А..,
учитель химии и биологии
МАОУ СОШ № 16

Карпинск, 2020 г.

I.

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир органических веществ»
(далее – Программа) разработана в соответствии с Требованиями
Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями;
1.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 года N 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями
на 29 июня 2017 года);
Документ с изменениями, внесенными:
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования» от 29 декабря 2014 г. № 1645;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№ 413» от 31 декабря 2015 г. № 1578;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.
2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012г. № 413».
В основу данной программы положен системно-деятельностный подход,
который обеспечивает формирование и развитие УУД, формирование
готовности к непрерывному образованию.
Программа внеурочной деятельности «Мир органических веществ» на
уровне среднего общего образования разработана на основе требований
ФГОС СОО, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по
химии.

Данная программа внеурочной деятельности «Мир органических веществ»
предназначена для профильной подготовки обучающихся 10-х классов и
способствует повышению их интереса к предмету, углублению имеющихся
знаний и практических умений, а также даёт возможность самоопределиться
в правильности выбора профиля и будущей профессии, связанных с химией.
Программа рассчитана на 35 часов. Введение данной программы
предусматривает расширение базового курса по органической химии и
направлена на его развитие. Программа дополняет и расширяет материал,
изучаемый на базовых уроках, предназначена для формирования более
прочных навыков решения качественных и количественных задач, усиления
мотивации к изучению предмета органической химии. Изучение курса
поможет обучающимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и
материалов в связи с их использованием.
Основные цели курса:





расширение и углубление знаний об органических веществах;
развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей
в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием
различных источников, в том числе и компьютерных;
воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни
современного общества.

Задача курса:









раскрыть более подробно содержание предмета органической химии;
показать практическое значение органических веществ для человека;
научить применять полученные знания и умения для безопасного
использования органических веществ в быту, предупреждения
явлений, наносящих вред здоровью человека.
раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении
экологических проблем
способствовать развитию способности к самостоятельной работе;
совершенствовать навыки и умения, необходимые в научноисследовательской деятельности.

В программу внеурочной деятельности «Мир органических веществ»
включена более глубокая информация о строении и свойствах важнейших
органических веществ. Это позволит укрепить межпредметные связи (с
общей химией, биологией, физикой), актуализировать знания о строении

веществ, полученные в предыдущие годы, и расширить их на примере
строения
органических
веществ.Происходит
рассмотрение
их
специфического электронного строения, осмысление сущности взаимного
влияния атомов и группировок в молекулах органических веществ и
взаимосвязи его с их свойствами. Таким образом, будет усилена и укрепится
причинно-следственная взаимосвязь основополагающих понятий курса
химии: «состав вещества», «строение вещества», «свойства вещества»
Использование укрупнённых дидактических единиц – матриц, рабочих схем,
которые не предлагаются в готовом виде, а составляются по ходу совместной
деятельности учителя и учеников, позволит выявить взаимосвязь элементов
знаний и более продуктивно организовать их усвоение.
Отличительной особенностью курса является то, что его содержание
сопряжено с основным курсом органической химии, развёртывается во
времени параллельном ему, дополняет и углубляет изучаемый материал. Это
даёт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал
курса с основным курсом, а обучающимся получать более прочные знания по
предмету. Данная программа послужит для существенного углубления и
расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных
вопросов органической химии и для общего развития обучающихся.
В даннойпрограмме более подробно рассматриваются вопросы генетической
связи веществ, свойства и применение, расширены сведения об изомерии,
гибридизации, исторической номенклатуре, включены решения задач и
генетических цепочек по органической химии различного типа, что даст
возможность лучше усвоить теоретические понятия и отработать их на
практике.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному

образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков
Метапредметные результаты освоения
1.Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный
достижения поставленной цели;

поиск

ресурсов,

необходимых

для

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),

подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности человека;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;
– раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М.
Бутлерова;
– понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на
его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и
образованных ими веществ от электронного строения атомов;
– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений
об их составе и строении;
– применять правила систематической международной номенклатуры как
средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
– составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ
как носителей информации о строении вещества, его свойствах и
принадлежности к определенному классу соединений;

– характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
данными
характеристиками вещества;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные
свойства типичных представителей классов органических веществ с целью
их идентификации и объяснения области применения;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе
знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной
способности;
– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ
для безопасного применения в практической деятельности;
– приводить примеры практического использования продуктов переработки
нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена,
синтетического каучука, ацетатного волокна);
– проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина,
уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в
составе пищевых продуктов и косметических средств;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими
веществами и лабораторным оборудованием;
– устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения
химического равновесия от различных факторов с целью определения
оптимальных условий протекания химических процессов;
– приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
– приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих
химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;

общие

– проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по
продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям
элементов, входящих в его состав;
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и
токсичными веществами, средствами бытовой химии;

– осуществлять поиск химической информации
идентификаторам, структурным формулам веществ;

по

названиям,

– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах
Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной
корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования
собственной позиции;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед
человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в
решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии
как науки на различных исторических этапах ее развития;
– использовать методы научного познания при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания органических веществ;
– объяснять природу и способы образования химической связи:
ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с
целью определения химической активности веществ;
– устанавливать генетическую связь между классами органических веществ
для обоснования принципиальной возможности получения органических
соединений заданного состава и строения;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и
следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых
решений на основе химических знаний.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«МИР ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»

Тема 1. Строение и классификация органических соединений (2 ч)

Классификация органических соединений по строению «углеродного
скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация
органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы,
простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
Тема 2. Углеводороды (13 ч)
Происхождение природных источников углеводородов.
алкилирование и ароматизация нефтепродуктов.

Риформинг,

Алканы. Строение(sp3 – гибридизация). Промышленные способы получения:
крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы
получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых
кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в
различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация
алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения,
его стадии.
Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический
ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Нб, С4Н8 и С5Н10,
конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету»,
цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение,
разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства
циклопропана, циклобутана
Алкены. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и
спиртов. Поляризация π-связи в молекулах алкенов на примере пропена.
Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена.
Реакции
присоединения
(галогенирование,
гидрогалогенирование,
гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов.
Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции
электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и
«жестких» условиях.
Алкины. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогагогенирование,
гидратация (реакция Кучерова) гидрирование. Тримеризация ацетилена в
бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства
терминальных алкинов.

Алкадиены. Взаимное расположение π-cвязей в молекулах алкадиенов:
кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения
сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах
алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и
синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В.
Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с
сопряженными π-связями.
.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола.
Сопряжение л-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение.
Гомологи; бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность
сопряженного р-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола.
Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола:
галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение Бензола и его
гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия
проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое
гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения:
галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение
реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения.
Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях замещения с
участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием
аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.
Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического
соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение
молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и
массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.
Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки.
Восстановление оксида меди (II) парафином.
Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и
пространственных изомеров ал-кенов. Объемные модели молекул алкенов.
Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды.
Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.
Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства.
Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействий ацетилена с

раствором перманганата калия. Горение ацетилена.
ацетилена с раствором соли меди или серебра.

Взаимодействие

Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным
взаимным расположением π-связей. Деполимеризация каучука. Модели
(шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным
расположением π-связей. Коагуляция млечного сока каучуконосов (молочая,
одуванчиков или фикуса).
Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение
циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде.
Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов.
Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол — вода.
Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например,
серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например,
иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к
бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола.
Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и
бромной воды.
Тема 3. Спирты и фенолы (4ч)
Спирты. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические
свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных
групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами,
межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация,
окисление и дегидрирование спиртов. Сравнение реакций горения этилового
и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с
этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение
сложного эфира. Получение этена из этанола.
Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на
многоатомные спирты.
Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. 'Химические
свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное
влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере
фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция
на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение
кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды,

одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в
бензольном кольце. Растворимость фенола в воде при обычной и
повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной
кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с
формальдегидом.
Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.
Тема 4. Альдегиды. Кетоны (4ч)
Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура.
Особенности строения карбонильной группы. Химические свойства
альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы
атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и
гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция
поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и
химических
свойств
кетонов.
Нуклеофильное
присоединение
к
карбонильным
соединениям.
Присоединение
циановодорода
и
гидросульфита натрия. Взаимное влияние атомов в молекулах.
Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету.
Качественная реакция на метилкетоны.
Тема 5. Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (5ч)
Карбоновые кислоты. Влияние углеводородного радикала на силу
карбоновой кислоты. Химические свойства непредельных карбоновых
кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле. Реакции
электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.
Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие
реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение
расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от
теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по
продуктам его сгорания (или гидролиза).

Жиры. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла.
Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот:
муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной,

олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты.
Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности
среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой
молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к
бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной
карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и
изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и
машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.
Тема 6. Углеводы (3ч).
Моносахариды. Глюкоза.Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при
комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного
зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового,
молочнокислого. Фруктоза как изомер глюкозы. Взаимодействие сахарозы с
гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из
раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы.
Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение
растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при
нагревании. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и
фруктозы. Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и
невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение
и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Полисахариды. Гидролиз
полисахаридов. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и
крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата
целлюлозы. Качественная реакция на крахмал. Понятие об искусственных
волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми
кислотами — образование сложных эфиров.
Тема 7. Азотсодержащие органические соединения (4ч)
Амины. Состав и строение аминов. Алифатические амины. Анилин.
Получение
аминов:
алкилирование
аммиака,
восстановление
нитросоединений (реакция Зинина). Гомологический ряд ароматических
аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в
молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов.
Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие
анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к
бромной воде.

Аминокислоты
и
белки.
Изомерия
аминокислот.
Образование
внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации
аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.).
Белки. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз,
качественные (цветные) реакции. Растворение и осаждение белков.
Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы
ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из
трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов,
изготовленных с помощью генной инженерии.
Проектные работы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Действие этанола на белковые вещества.
Действие фенола на экологическое равновесие в экосистемах.
Генетическая роль нуклеиновых кислот. Генные мутации.
Загрязнения атмосферы.
Пластмассы загрязняют океан.
Влияние СМС на водную экосистему.

Тематическое планирование
№

Тема раздела

Количество часов

1

Строение и классификация органических
соединений

2

2

Углеводороды

13

3

Спирты и фенолы

4

4

Альдегиды. Кетоны

4

5

Карбоновые кислоты, сложные эфиры и
жиры

5

п/п

6.

Углеводы

3

7

Азотсодержащие органические
соединения

4

Итого:

35

Приложение к программе внеурочной деятельности
«Мир органических веществ»
для обучающихся 10 классов

Примерные критерии оценки проекта учащихся
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать
адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации,
формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию
принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели,
макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом
включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её
результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Примерный оценочный лист проектной работы учащегося ОУ
Критерий

Уровень сформированности навыков
проектной деятельности

Кол-во
баллов

Самостоятельное
приобретение
знаний и решение
проблем

Базовый- Работа в целом свидетельствует о 1
способности самостоятельно с опорой на
помощь руководителя ставить проблему и
находить пути её решения. В ходе работы
над
проектом
продемонстрирована
способность приобретать новые знания,
достигать более глубокого понимания

изученного.

Знание предмета

ПовышенныйРабота
в
целом
свидетельствует
о
способности
самостоятельно
ставить
проблему
и
находить пути её решения. В ходе работы
над
проектом
продемонстрировано
свободное
владение
логическими
операциями,
навыками
критического
мышления, умение самостоятельно мыслить,
формулировать выводы, обосновывать и
реализовывать принятое решение. Учащимся
продемонстрирована способность на этой
основе приобретать новые знания и/или
осваивать
новые
способы
действий,
достигать более глубокого понимания
проблемы
Повышенный высокий - Работа в целом
свидетельствует
о
способности
самостоятельно
ставить
проблему
и
находить пути её решения. В ходе работы
над
проектом
продемонстрировано
свободное
владение
логическими
операциями,
навыками
критического
мышления; умение самостоятельно мыслить,
формулировать
выводы,
обосновывать,
реализовывать и
Базовый - Продемонстрировано понимание
содержания выполненной работы. В работе и
в ответах на вопросы по содержанию работы
отсутствуют грубые ошибки.
Повышенный- Продемонстрировано
свободное владение предметом проектной
деятельности. Ошибки отсутствуют.
Грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой(темой)
использовал имеющиеся знания и способы
действий.
Повышенный высокий Продемонстрировано свободное владение
предметом проектной деятельности. Ошибки
отсутствуют. Автор продемонстрировал
глубокие знания, выходящие за рамки
школьной программы.

2

3

1

2

3

Регулятивные
действия

Коммуникация

Базовый- Продемонстрированы навыки
определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена
комиссии; некоторые этапы выполнялись
под контролем и при поддержке
руководителя. При этом проявляются
отдельные элементы самооценки и
самоконтроля обучающегося.
Повышенный- Работа самостоятельно
спланирована и последовательно
реализована, своевременно пройдены все
необходимые этапы обсуждения и
представления. Контроль и коррекция
осуществлялись самостоятельно.
Повышенный высокий - Работа
самостоятельно спланирована и
последовательно реализована. Автор
продемонстрировал умение управлять своей
познавательной деятельностью во времени,
использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных
ситуациях. Контроль и коррекция
осуществлялись самостоятельно
Базовый - Продемонстрированы навыки
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также подготовки
простой презентации. Автор отвечает на
вопросы
Повышенный- Тема ясно определена и
пояснена. Текст/сообщение хорошо
структурированы. Все мысли выражены
ясно, логично, последовательно,
аргументировано. Работа/сообщение
вызывает некоторый интерес. Автор
свободно отвечает на вопросы.
Повышенный высокий - Тема ясно
определена и пояснена. Текст/сообщение
хорошо структурированы. Все мысли
выражены ясно, логично, последовательно,
аргументировано. Автор владеет культурой
общения с аудиторией. Работа/сообщение
вызывает большой интерес. Автор свободно
и аргументировано отвечает на вопросы.

1

2

3

1

2

3

Критерии выставления отметки: 4-6 баллов – «удовлетворительно»
7-9 баллов – «хорошо»,
10-12баллов – «отлично».

Литература для учителя

Исаев Д.С. Об организации практикумов исследовательского характера
[Текст]//Химия в школе. – 2001. – № 9. – С. 53–58.

Исаев Д.С. Практические работы исследовательского характера по
органической химии [Текст]: Учебное пособие для учащихся 10-х классов. –
Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – 56 с.

Исаев Д.С. Анализ загрязненности воды [Текст]//Химия в школе. –
2001. – № 2. – С.77–78.

Войтович В.А. Химия в быту.- М.: Знание, 1980.

Урок окончен – занятия продолжаются [Текст]: Внеклассная работа по
хими / Э.Г. Злотников и др. – М., 1992.

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992.
 Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. - М.:
Просвещение, 1989.
Литература для учащихся

Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин,
Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002

Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова.
«ХИМИЯ», М., 1995

Занимательные
опыты
по
химии.
В.Н.Алексинский.
«ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995

Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. О. Ольгин.
М.:Дет. лит., 1987

Химия для любознательных. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М., Ярославль:
Академия К: академия холдинг, 2000.

Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003

Полезная химия: задачи и истории. Аликберова Л.Ю., М.: Дрофа, 2008.
Интернет-ресурсы


http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.


http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море
химических веществ и явлений.

http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html
Всеобщая
история
химии.
Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.
 http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для
8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для
подготовки к экзаменам.

№ №
п./ уро
п. ка

Тема урока

Содержание

Формирование УУД

Тема 1. Строение и классификация органических соединений (2 ч)

1

1

2

2

Инструктаж по ТБ.
Классификация
органических
соединений
по
строению «углеродного
скелета»
Классификация
органических
соединений
функциональным
группам

Техника
безопасности
при
проведении
лабораторных
и
практических
работ.Классификация органических соединений
по
строению
«углеродного
скелета»:
ациклические
(алканы,
алкены,
алкины,
алкадиены), карбо-циклические (циклоалканы и
арены) и гетероциклические.
Классификация органических соединений по
функциональным группам: спирты, фенолы,
по простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые
кислоты, сложные эфиры.

Устанавливают связь между
целью учебной деятельности и её
мотивом, между результатом –
продуктом учения
Учатся ставить и формулировать
проблемы, создавать алгоритмы
деятельности при решении
проблем

Тема 2. Углеводороды (13 ч)
3

45

Происхождение природных источников
– углеводородов. Риформинг, алкилирование и
Регулятивные УУД:
3
ароматизация нефтепродуктов.sp – гибридизация Выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный
результат.Планируют общие
2-3 Получение
и Промышленные способы получения: крекинг
химические свойства.
способы работы. Умеют слушать
алканов, фракционная перегонка нефти.
и слышать друг друга
Лабораторные способы получения алканов:
1

Алканы.
Строение(sp3
гибридизация).

синтез Вюрца, декарбоксилирование солей
карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия.

6

78

Реакции замещения. Горение алканов в
различных условиях. Термическое разложение
алканов. Изомеризация алканов. Применение
алканов. Механизм реакции радикального
замещения, его стадии.
4 Циклоалканы.
Понятие о циклоалканах и их свойствах.
Гомологический ряд и общая формула
циклоалканов. Изомерия циклоалканов (по
«углеродному
скелету»,
цис-,
транс-,
межклассовая).
Химические
свойства
циклоалканов: горение, разложение, радикальное
замещение, изомеризация. Особые свойства
циклопропана, циклобутана
Свойства
Получение
этиленовых
углеводородов
из
5-6 непредельных
алканов, галогеналканов и спиртов. Поляризация
углеводородовАлкены. π-связи в молекулах алкенов на примере пропена.
Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере
молекулы пропена. Реакции присоединения
(галогенирование,
гидрогалогенирование,
гидратация, гидрирование). Реакции окисления и
полимеризации алкенов. Применение алкенов на
основе
их
свойств.
Механизм
реакции

Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать,
преобразовывать информацию из
одного вида в другой
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения,
приводить аргументы,
подтверждая их фактами.

электрофильного присоединения к алкенам.
Окисление алкенов в «мягких» и «жестких»
условиях.
9

7

Свойства
непредельных
углеводородовАлкины
.

10

8

Алкадиены.

11
12

910

Арены.

Реакции
присоединения:
галогенирование,
гидрогагогенирование,
гидратация
(реакция
Кучерова)
гидрирование.
Тримеризация
ацетилена в бензол. Применение алкинов.
Окисление
алкинов.
Особые
свойства
терминальных алкинов.
Взаимное расположение π-cвязей в молекулах
алкадиенов:
кумулированное,
сопряженное,
изолированное.
Особенности
строения
сопряженных
алкадиенов,
их
получение.
Аналогия в химических свойствах алкенов и
алкадиенов.
Полимеризация
алкадиенов.
Натуральный
и
синтетический
каучуки.
Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В.
Лебедева. Особенности реакций присоединения к
алкадиенам с сопряженными π-связями.

Регулятивные УУД:
Выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный
результат.
Использовать наряду с основными
средствами и дополнительные:
справочная
литература,
лабораторное оборудование.
Работать по плану, исправляя
ошибки, используя
Бензол как представитель аренов. Строение самостоятельно подобранные
молекулы
бензола.
Сопряжение
л-связей.
средства.
Изомерия и номенклатура аренов, их получение.

Гомологи; бензола. Влияние боковой цепи на
электронную плотность сопряженного р-облака в
молекулах гомологов бензола на примере
толуола. Химические свойства бензола. Реакции
замещения с участием бензола: галогенирование,
нитрование и алкилирование. Применение
Бензола
и
его
гомологов.
Радикальное
хлорирование бензола. Механизм и условия
проведения реакции радикального хлорирования
бензола. Каталитическое гидрирование бензола.
Механизм реакций электрофильного замещения:
галогенирования и нитрования бензола и его
гомологов. Сравнение реакционной способности
бензола и толуола в реакциях замещения.
Ориентирующее действие группы атомов СН3—
в реакциях замещения с участием толуола.
Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с
участием аренов. Реакции боковых цепей
алкилбензолов.
13

11

Решение задач

14

12

Решение задач

Уметь оценивать степень успеха
или неуспеха своей
образовательной деятельности.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать
изученные понятия.
Преобразовывать информацию из
одного вида в другой и выбирать
удобную
для
себя
форму
фиксации
и
представления
информации.

Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения,
приводить аргументы,
подтверждая их фактами.
Нахождение
молекулярной
формулы Различать в устной речи мнение,
органического соединения по массе (объему) доказательства, гипотезы, теории
продуктов сгорания.
Нахождение молекулярной формулы вещества по
его относительной плотности и массовой доле

элементов в соединениях.
15

13

Решение задач

Комбинированные задачи.
Тема 3. Спирты и фенолы (4ч)

16
17

1-2 Спирты

Сравнение скоростей взаимодействия натрия с
этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение
простого эфира. Получение сложного эфира.
Получение этена из этанола.
Особенности свойств многоатомных спиртов.
Качественная реакция на многоатомные спирты.

18
19

3-4 Свойства фенола

Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и
групп в молекулах органических веществ на
примере фенола. Поликонденсация фенола с
формальдегидом. Качественная реакция на
фенол. Применение фенола. Классификация
фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ,
содержащих гидроксильную группу: воды, однои
многоатомных
спиртов,
фенола.
Электрофильное замещение в бензольном кольце.
Растворимость фенола в воде при обычной и
повышенной температуре. Вытеснение фенола из
фенолята натрия угольной кислотой. Реакция

Регулятивные УУД:
Выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный
результат.
Использовать наряду с основными
средствами и дополнительные:
справочная
литература,
лабораторное оборудование.
Работать по плану, исправляя
ошибки, используя
самостоятельно подобранные
средства.
Уметь оценивать степень успеха
или неуспеха своей
образовательной деятельности.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать
изученные понятия.
Преобразовывать информацию из
одного вида в другой и выбирать
удобную
для
себя
форму

фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с фиксации
и
формальдегидом.
информации.

представления

Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения,
приводить аргументы,
подтверждая их фактами.
Различать в устной речи мнение,
доказательства, гипотезы, теории
Тема 4. Альдегиды. Кетоны (4ч)
20

21
22

1

Строение молекул
альдегидов и кетонов,
их изомерия и
номенклатура.

2-3 Химические свойства
альдегидов и кетонов

Особенности строения карбонильной группы.
Качественные
реакции
на
альдегиды. Регулятивные УУД:
Особенности строения и химических свойств Выдвигать версии решения
кетонов.
проблемы, осознавать конечный
результат.
Использовать наряду с основными
Химические свойства альдегидов, обусловленные средствами и дополнительные:
наличием в молекуле карбонильной группы справочная
литература,
атомов (гидрирование, окисление аммиачными лабораторное оборудование.
растворами оксида серебра и гидроксида меди Работать по плану, исправляя
(II)).. Взаимное влияние атомов в молекулах. ошибки, используя
самостоятельно подобранные
Галогенирование альдегидов и кетонов по
средства.
ионному механизму на свету. Качественная Уметь оценивать степень успеха
реакция
на
метилкетоны.Реакция или неуспеха своей
поликонденсации формальдегида с фенолом.
образовательной деятельности.

23

4

Механизм
нуклеофильного
присоединения

Нуклеофильное присоединение к карбонильным
соединениям. Присоединение циановодорода и
гидросульфита натрия

Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать
изученные понятия.
Преобразовывать информацию из
одного вида в другой и выбирать
удобную
для
себя
форму
фиксации
и
представления
информации.

Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения,
приводить аргументы,
подтверждая их фактами.
Различать в устной речи мнение,
доказательства, гипотезы, теории
Тема 5. Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (5ч)

24
25

1-2 Карбоновые кислоты. Влияние углеводородного радикала на силу
карбоновой кислоты. Химические свойства
непредельных
карбоновых
кислот,
обусловленные наличием π-связи в молекуле.
Реакции электрофильного замещения с участием
бензойной кислоты.
Обратимость реакции этерификации, гидролиз
сложных
эфиров.
Равновесие
реакции
этерификации — гидролиза; факторы, влияющие
на него.
Знакомство
с
физическими
свойствами
некоторых карбоновых кислот: муравьиной,
уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой,
лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной.
Возгонка бензойной кислоты. Отношение
различных карбоновых кислот к воде. Сравнение
кислотности среды водных растворов муравьиной
и уксусной кислот одинаковой молярности.
Получение приятно пахнущего сложного эфира.
Отношение к бромной воде и раствору
перманганата калия предельной и непредельной
карбоновых кислот.

26
27

3-4 Жиры. Свойства
жиров. Омыление

Шаростержневые модели молекул сложных
эфиров и изомерных им карбоновых кислот.

Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и
формулировать проблему в
классной и индивидуальной
учебной деятельности.
Выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из
предложенных средств и искать
самостоятельно средства
достижения цели.
Составлять (индивидуально или в
группе) план решения проблемы.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать
изученные понятия.
Строить логичное рассуждение,
включающее установление
причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения,

жиров, получение
мыла.
28

5

Отношение сливочного, подсолнечного и
машинного масла к водным растворам брома и
перманганата калия.

приводить аргументы,
подтверждая их фактами.
Различать в письменной и устной
речи мнение (точку зрения),
Решение расчетных задач на определение выхода
доказательства (аргументы,
продукта реакции (в %) от теоретически
возможного, установление формулы и строения факты), гипотезы, теории.
вещества по продуктам его сгорания (или
гидролиза).

Тема 6. Углеводы (3ч).
29

1

Моносахариды.
Глюкоза

.Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при
комнатной
температуре
и
нагревании,
этерификация, реакция «серебряного зеркала»,
гидрирование. Реакции брожения глюкозы:
спиртового, молочнокислого. Фруктоза как
изомер глюкозы. Взаимодействие сахарозы с
гидроксидом меди (II). Получение сахарата
кальция и выделение сахарозы из раствора
сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала»
для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с
фуксинсернистой
кислотой.
Отношение
растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к
гидроксиду меди (II) при нагревании. Сравнение
строения молекул и химических свойств глюкозы

Регулятивные УУД:
Уметь оценивать степень успеха
или неуспеха своей
образовательной деятельности.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, и
обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение,
включающее установление
причинно-следственных связей.

и фруктозы.
30

2

Дисахариды.

31

3

Полисахариды.

32

1

Амины.

Коммуникативные УУД:
Строение дисахаридов. Восстанавливающие и
Отстаивая свою точку зрения,
невосстанавливающие дисахариды. Сахароза,
приводить
аргументы,
лактоза, мальтоза, их строение и биологическая
подтверждая их фактами.
роль. Гидролиз дисахаридов.
Гидролиз полисахаридов. Ознакомление с
физическими свойствами целлюлозы и крахмала.
Набухание целлюлозы и крахмала в воде.
Получение нитрата целлюлозы. Качественная
реакция на крахмал. Понятие об искусственных
волокнах. Взаимодействие целлюлозы с
неорганическими и карбоновыми кислотами —
образование сложных эфиров.
Тема 7. Азотсодержащие органические соединения (4ч)
Состав и строение аминов. Алифатические
амины. Получение аминов: алкилирование
аммиака,
восстановление
нитросоединений
(реакция
Зинина).
Гомологический
ряд
ароматических аминов. Алкилирование и
ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов
в молекулах на примере аммиака, алифатических
и ароматических аминов. Физические свойства
метиламина. Горение метиламина.

Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и
формулировать проблему в
классной и индивидуальной
учебной деятельности
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать
изученные понятия.

33

34

2

3

Анилин.

Аминокислоты и
белки.

Взаимодействие анилина и метиламина с водой и
кислотами. Отношение бензола и анилина к
бромной воде.
Изомерия
аминокислот.
Образование
внутримолекулярных солей (биполярного иона).
Реакция
поликонденсации
аминокислот.
Синтетические волокна (капрон, энант и др.).
Химические
свойства
белков:
горение,
денатурация, гидролиз, качественные (цветные)
реакции. Растворение и осаждение белков.
Денатурация белков. Качественные реакции на
белки.

35

4

ДНК и РНК

Модели молекулы ДНК и различных видов
молекул РНК. Образцы продуктов питания из
трансгенных форм растений и животных;
лекарств и препаратов, изготовленных с
помощью генной инженерии.

Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения,
приводить аргументы,
подтверждая их фактами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».