Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 Рассмотрено: на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 27 августа 2020 г. Утверждено: Директор МАОУ СОШ № 16 ______ О. В. Кнор Приказ №220-д от 27 августа 2020 г. Приложение к программе внеурочной деятельности МАОУ СОШ №16 Рабочая программа «Профессии от А до Я» Составитель: Триллер Н. В., социальный педагог МАУО СОШ № 16 Карпинск, 2020 г. 1 Нормативно-правовые основания разработки рабочей программы Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии от А до Я» для 10 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.3.6 ст.28, требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования 2012 года и на основе: человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса/ авт. сост.:Л.Н. Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А. Сапрыкина и др. – М.: Глобус, 2013 г., учебно –методическое пособие Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии»: программа предпрофильной подготовки» - Генезис, 2013г. 1. Пояснительная записка Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Курс «Профессии от А до Я» позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор уже в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду. Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач: • помочь обучающимся раскрыть психологические особенности своей личности; • подготовить обучающихся к выбору будущей профессии; • расширить знания о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей; • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях; • обучить планированию профессиональной карьеры. Ожидаемые результаты: 2 - формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии; - формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своѐм профессиональном соответствии; - принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения; - создание условий для повышения готовности подростков к социально- профессиональному самоопределению. 2. Общая характеристика курса Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на один год обучения (35 часа из расчета 1 час в неделю) — в 10 классе. Для контроля эффективности педагогического процесса и его корректировки, возможность получать объективную оценку о своей деятельности, как педагога, так и обучающихся, будут применяться следующие виды контроля: • предварительный контроль, для определения уровня подготовленности обучающихся; • текущий контроль, для определения мер эффективности педагогического процесса; • оперативный контроль, для определения промежуточных целей; • итоговый контроль, для выявления результатов уровня достижений при завершении изучения тем, разделов, четверти, учебного года. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии. Для реализации видов и форм контроля используются следующие методы: • опрос; • педагогическое наблюдение; • практическое выполнение технологических операций; • демонстрация (показ приемов работы. Защита проекта, демонстрация своей деятельности ); • тестирование; • взаимоконтроль; • самоконтроль. 3 3. курса Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения Личностные результаты: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. Метапредметные результаты: развить самостоятельность; оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию; систематизировать, анализировать полученные данные; освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства. Предметные результаты: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и о профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоциональноволевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда. 4 4. Содержание учебного курса Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа). Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин возникновения профориентации, истории по созданию бюро по подбору профессий в России и за рубежом, особенностям профессионального самоопределения молодежи на современном этапе. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются практические работы в форме эссе. Раздел II. Мир профессий и его многообразие (3 часа). Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия», «должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению классификации профессий, а также предлагает практические занятия с использованием психологических тестов. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устный и письменный опросы. Раздел III. Секреты выбора профессии (2 часа). Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов выбора профессии. Также раздел посвящен рассмотрению типичных ошибок при выборе будущей профессии. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы. Раздел IV. На пути к самопознанию (7 часов). Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей учащихся с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности, самооценки. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы учащихся. Раздел V. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов). Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся с помощью методики «карта интересов», а также рассмотрению понятия «склонности». Раздел предполагает рассмотрение общих и специальных способностей, научение учащихся разбираться в своих способностях с помощью опросника профессиональных предпочтений. Данный раздел предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности, предпринимательству и социальной работе. В качестве формы контроля по данному разделу предполагаются устные и письменные опросы учащихся, а также практические задания в форме психологических тестов. 5 Раздел VI. Профессиональная пригодность (4 часа). Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы. Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа). Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и предложение на рынке труда. Также к рассмотрению предлагаются темы самопрезентации, грамотному составлению резюме, успешному прохождению интервью (правила поведения на собеседовании). В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы и практические задания в форме эссе. Раздел VIII. Возможности получения профессионального образования в России (4 часа). В данном разделе акцентируется внимание на видах профессионального образования в России, а также на учебных заведениях начально, среднего, высшего профессионального образования в Свердловской области. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы, а также практические задания в виде сочинения-рассуждения. Раздел IX. Личный профессиональный план (2 часа). В разделе освящается вопрос о том, как составить профессиональный план по схеме Е.А. Климова, как получить хорошую работу и произвести приятное впечатление на работодателя. Также данный раздел включает итоговое занятие по профориентации. В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается опрос учащихся. 6 5. № Тематическое планирование Наименование темы К ол-во часов Основные виды учебной деятельности Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа). 1 Введение в курс. Из истории профориентации. 2 Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе. 1 Ознакомление с целями и задачами курса. Изучение нового материала. 1 Изучение нового материала. Постановка и решение проблем. Анализ, выдвижение гипотез и их обоснование. Мир профессий и его многообразие (3 часа) 3 Что такое профессия? 1 4 Ориентация в мире профессий – классификация профессий. 1 5 Диагностика типа профессии по методике Е.А. Климова. 1 Изучение нового материала. Рассуждение, анализ. Изучение нового материала. Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия. Секреты выбора профессии (2 часа). 6 Мотивы и основные условия выбора профессии. 1 Изучение нового материала. Рассуждение, анализ. 7 Типичные ошибки при выборе профессии. 1 Изучение нового материала. Рассуждение, выдвижение гипотез и их обоснование. На пути к самопознанию (7 часов). 7 0 8 Хорошо ли я себя знаю? 1 9 Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности 1 1 Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка. 1 Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия. Изучение нового материала. 1 Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной деятельности. 1 Изучение нового материала. Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер. 1 1 2 Изучение нового материала. 1 1 Самооценка и уровень притязаний. Рефлексия. Рассуждение. 1 3 1 4 Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание». 1 Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия. Изучение нового материала. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов). 1 Интересы и склонности в выборе профессии. 1 1 Карта интересов и склонностей. Психодиагностика. 1 Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия. 1 Изучение нового материала, анализ, обобщение, рефлексия. 5 6 1 7 Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях? 8 Изучение нового материала 1 8 Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. 1 Изучение нового материала. Анализ. Рефлексия. 1 Способности к профессиям социального типа. 1 Изучение нового материала, рассуждение. 2 Способности к офисным видам деятельности. 1 Изучение нового материала, рассуждение. 2 Способность к предпринимательской деятельности. 1 Изучение нового материала, рассуждение. 9 0 1 Профессиональная пригодность (4 часа). 2 Здоровье и выбор профессии. 1 2 Что такое профессиональная пригодность? 1 Изучение нового материала, рассуждение. 1 Рассуждение, выдвижение гипотез и их обоснование. 1 Рассуждение, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование. 2 3 2 4 2 5 Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий. Изучение нового материала. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа). 2 Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. 1 Изучение нового материала. 2 Имидж и этикет современного делового человека. 1 Изучение нового материала. 2 Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании. 1 Изучение нового материала. Обобщение. Синтез. 2 Резюме: структура и содержание. 1 Практическая работа по отработке 6 7 8 9 9 навыков составления резюме. Возможности получения профессионального образования в России (3 часа). 3 Виды профессионального образования в России. 1 Изучение нового материала. Рассуждение и обобщение. 3 Высшее профессиональное образование Свердловской области. 2 Классификация, анализ, обобщение. 3 Получение среднего профессионального образования в Свердловской области 1 Классификация, анализ, обобщение. 0 1 2 Личный профессиональный план (2 часа). 3 Профессиональный план. Диагностика работоспособности. 1 Изучение нового материала. Познание своих индивидуальноличностных особенностей. 3 Итоговое занятие по курсу. 1 Повторение полученного материала. Анализ, Синтез, обобщение. 3 4 Итого: 35 часов 10 6. Описание учебно-методического обеспечения курса 1. Пряжников Н.С., Игровые профориентационные упражнения: методическое пособие. - М., Издательство ―Институт практической психологии‖, Воронеж: НПО ―МОДЭК‖, 2002. -56 с. 2. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис, 2004. - 48 с. 3. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию М., 1990 4. Твоя профессиональная карьера, учебник под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. М., «Просвещение», 2010 5. Дидактический материал по курсу Твоя профессиональная карьера под ред. Чистяковой С.Н. М., «Просвещение» 6. Технология 9 класс(девушки):поурочные планы под ред.В.Д.Симоненко.- Волгоград:Учитель,2010 7. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно—методическое пособие.-М.:Генезис,2010 8. Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса + телевизионный фильм о профессиях/авт.сост. Л.Н.Бобровская,О.Ю,Просихина.-М.:Планета, 9. Элективные курсы профориентационной направленности. Для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля обучения: учеб- методическое пособие /Д.А.Ершов; под ред.Т В.Черниковой .-М.:Глобус. 10. Технология.9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко/ авт.-сост. А.Н.Бобровская. 11. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка самоопределения старшеклассников: учеб.- методическое пособие.-М.Планета, 2011 Интернет-ресурсы http://www.kto-kem.ru Азбука профессий http://www.moeobrazovanie.ru Интернет-портал для абитуриентов http://www.vyborprofessia.ru Популярные профессии с профессиограммой http://education.superinform.ru Информационно-поисковый портал для родителей http://www.profcareer.ru Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» http://www.proftime.edu.ru «Время выбрать профессию» http://www.proforientator.ru Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» http://www.edu.ru/db/portal/index_org.htm Портал «Российское образование» http://www.planetaedu.ru Планета образования http://moscollege.umcpo.ru «Выбери профессию» (государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования) http://www.proekt-pro.ru Коммерческий проект «Пропуск в профессию» http://www.sami-forum.ru Международный молодежный форум по самоопределению "Мы сами!" www.start4you.ru - сайт "Образование карьера". Информационно-справочный ресурс для выпускников школ и студентов. 11