Аннотация

Аннотация к программе внеурочной деятельности
«Развитие читательской грамотности обучающихся»
для 10 -11 класса
В основе занятий курса «Развитие читательской грамотности обучающихся» в 10 -11
классах лежит системно -деятельностный подход, направленный на формирование и
развитие коммуникативной компетенции обучающихся.
На изучение программы отводится 35 часов (1 час в неделю) в 10 классе и 34 часа в
11 классе.
1. Планируемые результаты освоения программ внеурочной деятельности.
Личностными результатами при изучении Программы являются:
•

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

•

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;

•

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;

•

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте
и на дорогах;

•

формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

•

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты предполагают овладение школьниками в ходе урочной и
внеурочной деятельности различными УУД, среди которых приоритетными в реализации
цели будут:
Регулятивные:
•

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;

•

при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;

Коммуникативные:
•

адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;

•

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;

•

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как
в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

•

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка;

Познавательные:
•

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;

•

формировать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового
чтения;

•

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

•

работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном
сближении слов;

•

сформировать основы рефлексивного чтения.

Стратегия смыслового чтения и работы с текстом предполагает достижение
следующих результатов:
Предметные результаты.
1.Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:
•

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и в нетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
•

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять
его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в
самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

•

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного
и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
•

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и её осмысления.

2. Преобразование и интерпретация информации в тексте.
Обучающийся научится:
•

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

•

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные,
в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных
к другому;

•

интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного
характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
•

выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).

3. Оценка информации, содержащейся в тексте.
Обучающийся научится:
•

откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
•

откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его
форму, а в целом — мастерство его исполнения;

•

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность
получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения
этих пробелов;

•

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

•

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для
обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку
зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Обучающийся получит возможность научиться:
•

критически относиться к рекламной информации;

•

находить способы проверки противоречивой информации;

•

определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».