Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 Рассмотрено: на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 27 августа 2020 г. Утверждено: Директор МАОУ СОШ № 16 ______ О. В. Кнор Приказ №220-д от 27 августа 2020 г. Приложение к программе внеурочной деятельности МАОУ СОШ №16 «Развитие читательской грамотности обучающихся» Составитель: Подольская И.С., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 16 Карпинск 2020 г. Пояснительная записка I. Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие читательской грамотности» (далее – Программа) разработана в соответствии с Требованиями Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями на 29 июня 2017 года); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» от 29 декабря 2014 г. № 1645; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 31 декабря 2015 г. № 1578; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06. 2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413». Программа внеурочной деятельности «Развитие читательской грамотности» на уровне среднего общего образования разработана на основе требований ФГОС СОО, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по литературе. Данная программа внеурочной деятельности предназначена для профильной подготовки обучающихся 10-х и 11 -х классов и способствует повышению их интереса к предмету, углублению имеющихся знаний и практических умений. II. Общая характеристика курса В основе занятий курса «Развитие читательской грамотности обучающихся» лежит системно - деятельностный подход, направленный на формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Внеурочная деятельность по развитию читательской грамотности является важнейшей составной частью работы по приобщению обучающихся к литературе как искусству слова, пробуждению у них интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая им лучше усваивать программный материал, повышать их общую коммуникативную культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у обучающихся интереса к литературному чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе. Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, в ней представлена стратегия смыслового чтения и понимания текста обучающимися в последовательности, сопровождающей систему практических занятий. Адресат программы: обучающиеся 10 -11 классов. Количество обучающихся в группе: 12-15 человек. Срок реализации программы: 2 года. Периодичность и продолжительность занятий: 1 раза в неделю На изучение программы отводится 35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе III. Планируемые результаты освоения программ внеурочной деятельности. Личностными результатами при изучении Программы являются: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты предполагают овладение школьниками в ходе урочной и внеурочной деятельности различными УУД, среди которых приоритетными в реализации цели будут: Регулятивные: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативных задач; речевые владеть средства устной и для решения письменной различных речью; строить монологическое контекстное высказывание; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; формировать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов; сформировать основы рефлексивного чтения. Стратегия смыслового чтения и работы с текстом предполагает достижение следующих результатов: Предметные результаты. 1.Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Обучающийся научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и в нетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста; — выделять не только главную, но и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Обучающийся получит возможность научиться: анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. 3.Преобразование и интерпретация информации в тексте Обучающийся научится: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Обучающийся получит возможность научиться: выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Оценка информации, содержащейся в тексте. Обучающийся научится: откликаться на содержание текста: — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; на основе имеющихся достоверность знаний, имеющейся жизненного информации, опыта подвергать обнаруживать сомнению недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Обучающийся получит возможность научиться: критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. IV. Содержание программы внеурочной деятельности Наименование Содержание раздела 1.Текст – Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая 28 часов цельность, связность). Функции чтения. Познавательная функция чтения. Регулятивная функция чтения. Ценностно-ориентационная функция чтения. Механизмы чтения. Ассоциативное восприятие текста. Основные виды чтения: ознакомительное (с пониманием основного содержания прочитанного), изучающее (с относительно полным пониманием содержания прочитанного), просмотровое/поисковое (с выборочным пониманием содержания прочитанного). Уровни грамотности чтения. Первый уровень осмысления текста, определения авторского намерения. Второй уровень осмысления текста, определение главной мысли, интерпретация малоизвестной информации. Третий уровень осмысления текста, сравнение, противопоставление, классификация информации. Четвертый уровень осмысления текста, определение идеи текста для понимания в незнакомом контексте. Пятый уровень осмысления текста. Полное понимание текста, истолкование значения нюансов языка. Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной смысловому информации, типу и принадлежности функциональной к функционально- разновидности языка. Информационная переработка текста. Тексты устные и письменные. Основы анализа художественного произведения; анализ читательского впечатления; анализ одного произведения; сравнительный анализ. Повторение литературоведческих понятий и терминов: произведение, текст; содержание и форма; композиция; тема, проблема, идея; образ, система образов; художественная речь, диалог, монолог; тропы: метафора, метонимия; сравнение, эпитет, олицетворение, символ, гипербола, антитеза. 2. Ввод и обработка информации7 часов Ввод, запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира изображений, звука, текстов (в том числе с использованием распознавания печатного, письменного и устного текста), музыки, результатов измерений и опросов. Обработка текстов. Проверка правописания, словари. Поиск информации в тексте, файловой системе, базе данных, Интернете. Компьютерные и некомпьютерные энциклопедии, справочники, каталоги, иные источники информации, поисковые машины. Преобразование и интерпретация текста. 11 класс Грамотность Понятие грамотности. Поиск информации связан с выбором различных чтения – 21час источников. Понятие информационной культуры. Интерпретация текстов. Принципы грамотного чтения. Виды чтения. Анализ текстов разных жанров. Восприятие текстов разных стилей. Средства выразительности. Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы. Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись. Лексически – поэтические гипербола, литота, тропы: олицетворение, метафора, эпитет, синекдоха, аллегория, ирония, перифраза, художественный символ, паронимы. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, риторический обращение, эпифора, вопрос, параллелизм, риторическое синтаксические Поэтический текст и восклицание, конструкции. его эллипсис, умолчание, риторическое Прозаический интерпретация. текст. Медиакультура. Медиаграмотность. Письменная Электронные книги и библиотеки: назначение, возможности. Текст и ПК. грамотность Общение в чатах, речь чатов: плюсы и минусы. 13 часов Виды эссе. Этапы работы, редактирование. Порядок работы над сочинением. Объем и содержание темы. Структура главной части сочинения-рассуждения. Понятие доказательстве. Составные части доказательства. Вступительная и заключительная части сочинения-рассуждения. Рассуждение-опровержение. Рассуждение на историко-литературную тему. Очерк. Дневник. Эпистолярный жанр. Практические работы: 1) написание сочинений 2) редактирование. о V. Календарно-тематическое планирование. 10 класс № урока Наименование разделов и тем урока Содержание занятия 1.Текст – 28 часов. 1 Текст. Виды текста. Назначение текста. Формирование понятия о тексте, признаках, элементах текста 2 Функции чтения. Познавательная функция чтения. Устное сообщении на основе информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности. 3 Регулятивная функция чтения. Защита презентаций, видеоматериалов на основе жизненных наблюдений. 4 Ценностно-ориентационная функция чтения. Создание речевой ситуации на основе эмоционального отклика о прочитанном произведении. 5 Механизмы чтения. Ассоциативное восприятие текста. Совершенствование разных механизмов чтения. 6 Виды чтения. Просмотровое чтение. Чтение текста, определение дальнейших целей работы с текстом. 7 Ознакомительное чтение. Чтение текста, определение основной информации в тексте, исключение второстепенной информации. 8 Изучающее чтение Чтение текста, тренировка механизма запоминания текста 9 Уровни грамотности чтения. Первый уровень осмысления текста, определения авторского намерения Определение одного или нескольких отрывков явно выраженной в тексте информации по простому критерию 10 Практикум. Определение основной идеи текста. Практическая работа по определению основной идеи текста с использованием заголовков частей текста и явно выраженной информации в короткой части текста 11 Второй уровень осмысления текста, определение главной мысли, интерпретация Практическая работа по определению связи между текстом и внешними знаниями, основываясь на собственном опыте и малоизвестной информации отношениях 12 Практикум. Интерпретация и обобщение информации Практическая работа по обобщению информацию из различных частей текста и текстов с целью определения намерения автора 13 Третий уровень осмысления текста, сравнение, противопоставление, классификация информации. Работа с известной, но противоречивой информацией, демонстрирование точного понимания текста в связи с известными, повседневными знаниями 14 Практикум. Интерпретация информации с использованием причинноследственных связей. Практическая работа по оценке информации с использованием особенностей организации текста, следуя логическим связям в тексте 15 Четвертый уровень Истолкование разделов текста с учетом осмысления текста, понимания текста в целом. определение идеи текста для понимания в незнакомом контексте 16 Практикум. Интерпретация неявно выраженной информации Практическая работа по установлению последовательности отрывков глубоко скрытой информации, отвечающей множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. 17 Пятый уровень осмысления текста. Полное понимание текста, истолкование значения нюансов языка. Установление последовательности или комбинации фрагментов текста, содержащих достаточно объемную информацию. 18 Практикум. Работа с противоречивыми текстами. Выявление связи отдельных частей текста с темой или основной мыслью при работе с противоречивыми текстами, структура изложения которых неочевидна или явно не обозначена. 19 Этапы работы с текстом. Планирование деятельности, чтение текста, контроль понимания прочитанного. Чтение текста, определение микроконтекста , анализ достижения результатов. 20 Приемы осмысления текста. Постановка вопросов, антиципация содержания, составление плана, схемы. Работа в парах по выявлению антиципации содержания – понимания предсодержания текста. 21 Приемы осмысления текста. Прием тезирования, прием комментирования, логическое запоминание, Работах в группах по совершенствованию приемов тезирования, комментирования лингвистических текстов. реферативный пересказ. 22 Приемы осмысления текста. Аннотирование, составление докладов. Защита групповых и индивидуальных проектов по теме: «Выдающиеся лингвисты 20 века» 23 Основные вопросы текста, их формулировка. Нахождение в тексте основных вопросов, раскрываемых автором. 24 Сюжет текста, фабула Сжатый пересказ текста, письменное высказывание – по желанию. 25 Избыточная информация в тексте и ее интерпретация. Определение главной и избыточной информации в тексте. 26 Авторская мысль и точка зрения читателя. Участие в лингвистической дискуссии по теме урока. 27 Критическая статья как вид многоаспектного текста. Защита проектов по исследовательским работам Ю.М. Лотмана, В.А. Непомнящего, В.А. Кожинова. 28 Комплексный анализ текста. Основные подходы к работе с текстом. Проведение лингвистического и стилистического анализа текста. 2. Ввод и обработка информации – 6 часов. 29 Ввод и запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира изображений, текста, музыки. Защита проектов и презентаций о способах ввода информации. 30 Поиск информации в тексте, файловой системе, базе данных, Интернете. Составление аннотационного справочника по видам поисковых систем. 31 Выявление имплицитной Выявление имплицитной информации текста на основе сопоставления иллюстративного информации в тексте. материала с информацией текста, анализа подтекста. 32 Преобразование текста. Преобразование текста, используя формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные), переход от одного представления данных к другому. 33 Интерпретация текста. Интерпретация текста путем сравнения и противопоставления заключѐнной в тексте информации разного характера 34-35 Комплексная работа по тексту. Творческая работа. Выявление подтекстовой информации во фрагментах философской монографии Д. Андреева «Роза мира». 11 класс №п/п Тема занятия Содержание занятия 1. Что такое грамотность в современном мире? Цели и задачи курса. Составление плана, определение объема работы и сроков его исполнения. 2. Грамотным быть модно? Поиск информации источников: 3. Понятие информационной культуры - прочитать книги (методика работы с текстом, Савенков, 127-128); 4. Интерпретация текстов Практикум. Создание текстов с учетом требований информационной грамотности. 5. связан с выбором различных познакомиться с кинотелефильмами (художественные, научно-популярные); - найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернета (тексты, чертежи, схемы, рисунки); - спросить у других людей, их можно поделить на две группы: 1. читатели. 2. нечитатели. Использование таковых источников актуализирует субъективную позицию ученика как участника диалога поколений. 6. Необходимые условия для грамотного чтения. Сделать выписки из текстов: конспект, тезисы, цитаты. Собрать иллюстративный материал. 7. 8. 9. Практическое занятие. Формулирование учащимися правил и принципов грамотного чтения. Осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Поиск и отбор информации. Оформить материалы устных источников: встреч, интервью, бесед. Формулировка цели, задач, объекта, предмета, гипотезы. Библиографическое описание (образцы). 10. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Актуальность проблемы. 11. Свободная ориентация и восприятие тестов художественного, научного, публицистического и официальноделового стилей. Выбор методов. Методы: - анализ; - синтез; - сравнение; - систематизация; 12. Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. 13. Кто такой классик и что понимать под классической литературой? наблюдение; эксперимент. Подбор материала. Тезисы, аргументы и доказательства. Литературный обзор по теме. Мозговой штурм. 14. 15. 16. 17. Практикум. Определение композиционных частей прозаического текста разных жанров, стилей, направлений. Интерпретация поэтического текста Медиакультура- что это? Медиакультура и текст. 18. Медиаграмотность – это что? 19. Язык медиа. 20. Визуальная грамотность. 21. Кинограмотность. 22. Письменная грамотность. 23. 24. 25. 26. Практикум. Интерпретация информационных и медиатекстов. Электронные книги и библиотеки: назначение, возможности. Практикум. Работа с электронными каталогами, работа с прижизненными изданиями. Работа с электронными учебниками: плюсы и минусы. Классификация литературы: научная, научнопопулярная, художественная, периодическая печать, исторические документы. Выделить основные проблемы, аспекты, точки зрения, которые рассматриваются в литературе. Композиция поэтического текста. Отличие лирического и лироэпического. Умение классифицировать. Выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации факты используются для объяснения, согласования. Исследование. Результаты: В ходе данного исследования - проведен анализ… - выявлено… - определено… установлено… Выводы: На основании результатов данного исследования - доказано… - обосновано… - разработано… Письменное изложение проделанной работы, выполненное по определенной теме на основе изучения источников и литературы, в котором представлены анализ использованной информации и самостоятельные выводы. 27. Что подразумевать под экранным чтением? 28. Текст и ПК. 29. Как правильно прочитать и понять электронный текст. 30. Законы построения электронного текста. Практикум: Электронный текст в режиме on-laine, его структура. 31. 32. 33. 34. Участие в on-laine конференциях. Общение в чатах, речь чатов: плюсы и минусы. Подведение итогов работы. Выводы: 1.Наглядность. 2.Соотношение иллюстративного и текстового материала. 3.Оптимальность. 4.Популярность. Защита доклада с использованием компьютерного сопровождения, мультимедийной презентации. Представление доклада в текстовом, иллюстративном, графическом виде.