Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
Рассмотрено:

Утверждено:

на заседании Педагогического

Директор МАОУ СОШ № 16

совета

______ О. В. Кнор

Протокол № 1

Приказ №220-д от 27 августа

от 27 августа 2020 г.

2020 г.

Приложение
к программе внеурочной деятельности
МАУО СОШ №16
Рабочая программа «Финансовая грамотность

Составитель:
Алексеева О.Г., учитель экономики
МАОУ СОШ № 16

Карпинск, 2020 г

I.

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (далее
- программа) разработана в соответствии с:
1. Требованиями Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 года N 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями на 29
июня 2017 года);
Документ с изменениями, внесенными:
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного

образовательного

стандарта

среднего

(полного)

общего

образования» от 29 декабря 2014 г. № 1645;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего

общего

образования,

утвержденный

приказом

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 31
декабря 2015 г. № 1578;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.
2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413»
3. Примерной основной образовательной программой среднего общего
образования

(Одобрена

решением

федерального

учебно-методического

объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 №2/16-з)
[Электронный ресурс].- URL: http://fgosreestr.ru/;
4. Основной образовательной программой среднего общего образования
МАОУ СОШ № 16 г.Карпинска, утвержденной приказом от 30.08.2019 г. № 238-д.
5. Уставом МАОУ СОШ №16 г.Карпинска;
6. Учебным планом на 2020-2021 учебный год;
7. Локальными актами образовательной организации, вт.ч.о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации, которые школа готовит по требованиям Федерального закона
от29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(ч.2ст.30).
8.

Постановлением

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10

«Санитарно

эпидемиологические

требования

к

условиями

организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН).

II.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность».
Срок освоения программы и объём учебного времени.

Нормативный срок освоения программы на этапе среднего общего
образования составляет 1 год.
В том числе: в 10 классе — 35 ч. Продолжительность учебного года 35
учебных недель. Продолжительность занятия 40 минут.

III.Планируемые результаты освоения обучающимися
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность».
Личностные результаты
1. Способность к самостоятельным решениям в области управления
личными финансами;
2. Сформированность сознательного, активного и ответственного
поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон,
осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в
процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
3. Понимание прав и обязанностей в сфере управления личными
финансами;
4. Готовность вести диалог с членами семьи, представителями
финансовых институтов по вопросам управления личными финансами,
достигать в нём взаимопонимания;
5. Готовность и способность к финансовому образованию и
самообразованию во взрослой жизни;
6. Сознательное отношение к непрерывному финансовому
самообразованию как условию достижения финансового благополучия;
7. Способность обучающегося осуществлять коммуникативную
деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по
финансовой грамотности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и

способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность

и

способность

обучающихся

к

отстаиванию

личного

достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества,

потребность

в

спортивно-оздоровительной

физическом

самосовершенствовании,

деятельностью;

готовность

и

занятиях

способность

к

самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;
– неприятие

вредных

привычек:

курения,

употребления

алкоголя,

наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как
к Родине (Отечеству):
– российская

гражданская

идентичность,

способность

к

осознанию

российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
– патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее

многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные

национальные

и

общечеловеческие

гуманистические

и

демократические ценности, готового к служению Отечеству, его защите, а такжек
участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных
прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной
организации;

– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной

самоорганизации,

самоуправления,

общественно

значимой

деятельности;
– приверженность

идеям

интернационализма,

дружбы,

равенства,

взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность
национализма,
религиозным,

обучающихся

ксенофобии;
расовым,

противостоять

коррупции;

национальным

идеологии

дискриминации
признакам

и

по

другим

экстремизма,
социальным,
негативным

социальным явлениям.
Личностные

результаты

в

сфере

отношений

обучающихся

с

окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми

в образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные

результаты

в

сфере

отношений

обучающихся

к

окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира
и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– сформированность экологического мышления и экологической культуры,
бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной
и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим

вред

экологии;

приобретение

опыта

эколого-направленной

деятельности;
– эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные

результаты

в

сфере

физического,

психологического,

социального и академического благополучия обучающихся:
– принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности

в

оздоровительной

физическом

самосовершенствовании,

деятельностью,

неприятие

вредных

занятияхспортивнопривычек:

курения,

употребления алкоголя, наркотиков;
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся

в

жизни

образовательной

организации,

ощущение

детьми

безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
I.1.2. Планируемые метапредметные результаты
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения
курса:

1. умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по
их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
2. умение выявлять
финансовых целей;

альтернативные

пути

достижения

поставленных

3. способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
финансовых проблем;
4. умение ориентироваться в различных источниках информации финансового
характера, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
5. умение определять назначение и функции различных финансовых
институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах,
оценивать последствия их использования;
6. умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках
занятий по финансовой грамотности.

Метапредметные результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность» представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
– ставить

и

формулировать

деятельности и жизненных ситуациях;

собственные

задачи

в

образовательной

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать

эффективный

поиск

ресурсов,

необходимых

для

достижения поставленной цели;
– уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность;

использовать

все

возможные

ресурсы

для

достижения

поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
– владеть навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать

различные

модельно-схематические

средства

для

представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– уметь использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
– владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
– владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
– определять назначение и функции различных социальных институтов;
– уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
1. Владение базовыми понятиями: личные финансы;
банк;

депозит;

кредит;

ипотека;

процент;

сбережения;

инвестирование;

финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на
услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование;
страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные
бумаги;

акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая

система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия;
пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап;
бизнес-план;

бизнес-ангел;

венчурный

предприниматель;

финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;

2. Владение знанием:
-об основных целях управления личными финансами, мотивах
сбережений,

возможностях

и

ограничениях

использования

заёмных

средств;
- об устройстве банковской системы, особенностях банковских
продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных
средств в банковские продукты и привлечения кредитов;
- о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий
для семейного бюджета;
- о функционировании страхового рынка, субъектах страхования,
страховых продуктах и их специфике;
- о структуре фондового рынка, основных участниках фондового
рынка,

ценных

бумагах,

обращающихся

на

фондовом

рынке,

и

особенностях инвестирования в них;
-

об

устройстве

налоговой

системы

государства,

правилах

налогообложения граждан, содержании основных личных на- логов,
правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях

в случае

уклонения от уплаты налогов;
- об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий,
факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей
пенсии;
- об основах функционирования и организации бизнеса, структуре
бизнес-плана,

налогообложении

малого

бизнеса

и

источниках

его

особенностях

их

финансирования;
-

о

видах

финансовых

мошенничеств

и

функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств
среди предлагаемых финансовых продуктов.

Предметные результаты предметной области «Общественные науки»
на уровне среднего общего образования
Изучение предметной области "Общественные науки" должно обеспечить:
 сформированность
обучающихся,
толерантности,

российской

мировоззренческой,
гражданской

приверженности

ценностно-смысловой

идентичности,

ценностям,

сферы

поликультурности,

закрепленным

Конституцией

Российской Федерации;
 понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном
мире;
 сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза,
умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для
общественных наук;
 формирование

целостного

восприятия

всего

спектра

природных,

экономических, социальных реалий;
 сформированность

умений

обобщать,

анализировать

и

оценивать

информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному
развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации
данных различных источников;
 владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике
общественных наук.
Предметные результаты изучения предметной области "Общественные
науки" включают предметные результаты изучения учебного курса:
В

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом среднего общего образования требования к предметным результатам
освоения базового курса экономики должны отражать:

1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни
общества;

как

пространстве,

в

котором

осуществляется

экономическая

деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и
нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и
общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
3)

сформированность

экономического

мышления:

умения

принимать

рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных
ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия
для себя, своего окружения и общества в целом;
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в
различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и
оценочные

суждения;

анализировать,

преобразовывать

и

использовать

экономическую информацию для решения практических задач в учебной
деятельности и реальной жизни;
5)

сформированность

навыков

проектной

деятельности:

умение

разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных
ориентиров;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для
эффективного

исполнения

основных

социально-экономических

ролей

(потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера,
наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
7) способность к личностному самоопределению и самореализации в
экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание
особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

8) понимание места и роли России в современной мировой экономике;
умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
В результате изучения учебного курса на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Основные концепции экономики
– Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
– различать свободное и экономическое благо;
– характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;
– выявлять факторы производства;
– различать типы экономических систем.
Микроэкономика
– Анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной
семьи;
– принимать

рациональные

решения

в

условиях

относительной

ограниченности доступных ресурсов;
– выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
– различать

организационно-правовые

формы

предпринимательской

деятельности;
– приводить примеры российских предприятий разных организационноправовых форм;
– выявлять виды ценных бумаг;
– определять разницу между постоянными и переменными издержками;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
– объяснять
предпринимательства;

социально-экономическую

роль

и

функции

– решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
экономические задачи по микроэкономике.
Макроэкономика
– Приводить примеры влияния государства на экономику;
– выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
– определять назначение различных видов налогов;
– анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики
государства;
– выявлять сферы применения показателя ВВП;
– приводить примеры сфер расходования (статей) государственного бюджета
России;
– приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;
– различать факторы, влияющие на экономический рост;
– приводить примеры экономической функции денег вреальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;
– определять практическое назначение основных элементов банковской
системы;
– различать виды кредитов и сферу их использования;
– решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
– объяснять причины неравенства доходов;
– различать меры государственной политики по снижению безработицы;
– приводить примеры социальных последствий безработицы.
Международная экономика
– Приводить примеры глобальных проблем в современных международных
экономических отношениях;
– объяснять назначение международной торговли;
– обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;

– приводить примеры глобализации мировой экономики;
– анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных

источников

различного

типа;

анализировать

несложные

статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
– определять

формы

и

последствия

существующих

экономических

институтов на социально-экономическом развитии общества.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
– Проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем;
– анализировать

события

общественной

и

политической

жизни

с

экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– применять

теоретические

знания

по

экономике

для

практической

деятельности и повседневной жизни;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических
заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской
экономики;
– использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении
учебно-исследовательских

проектов,

нацеленных

на

решение

основных

экономических проблем;
– находить информацию по предмету экономической теории из источников
различного типа;
– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
экономической теории.
Микроэкономика
– Применять полученные теоретические и практические знания для
определения экономически рационального поведения;

– использовать приобретенные

знания для

экономически

грамотного

поведения в современном мире;
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять
свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
– грамотно применять полученные знания для оценки собственных
экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
– объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
– проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого
бизнеса;
– объяснять

практическое

назначение

франчайзинга

и

сферы

его

применения;
– выявлять

и

сопоставлять

различия

между

менеджментом

и

предпринимательством;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее
создания;
– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
– понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
договорах по кредитам, ипотеке и в трудовых договорах;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических
заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской
экономики;
– использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;
– выявлять предпринимательские способности;
– анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников
различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст,
таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

– объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной
рекламе в средствах массовой информации;
– применять

полученные

экономические

знания

для

эффективного

исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера.
Макроэкономика
– Преобразовывать

и

использовать

экономическую

информацию

по

макроэкономике для решения практических вопросов в учебной деятельности;
– применять полученные теоретические и практические знания для
эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного
работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
– объективно

оценивать

экономическую

информацию,

критически

относиться к псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам;
– анализировать события общественной и политической мировой жизни с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты
труда;
– на примерах объяснять разницу между основными формами заработной
платы и стимулирования труда;
– применять теоретические знания по макроэкономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
– оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие
государства;
– анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников
различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах;
– грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
– решать с опорой на полученные знания познавательные и практические
задачи, отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике;

– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
макроэкономике;
– использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной
деятельности;
– разрабатывать

и

реализовывать

проекты

экономической

и

междисциплинарной направленности на основе полученных экономических
знаний и ценностных ориентиров.
Международная экономика
– Объективно

оценивать

экономическую

информацию,

критически

относиться к псевдонаучной информации по международной торговле;
– применять теоретические знания по международной экономике для
практической деятельности и повседневной жизни;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических
заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
глобальным экономическим проблемам;
– использовать экономические понятия в проектной деятельности;
– определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;
– приводить примеры использования различных форм международных
расчетов;
– разрабатывать

и

реализовывать

проекты

экономической

и

междисциплинарной направленности на основе полученных экономических
знаний и ценностных ориентиров, связанных с описанием состояния российской
экономики в современном мире;
– анализировать текст экономического содержания по международной
экономике.

Особенности курса
–

Экономическое мышление формируется на основе знаний по

истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс
финансовой грамотности связан с обществознанием.
–

Перечень

предлагаемых

к

изучению

тем

соответствует

необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного
молодого человека в современном обществе и учитывает международный
опыт реализации программ повышения финансовой грамотности.
–

Так, в курсе предлагается

связанных

с

раскрытие ключевых

функционированием

финансовых

вопросов,

институтов

и

взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в
отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются
такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок
ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся
должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными
фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе
формирования

накоплений,

получения

кредитов,

уплаты

налогов,

страхования личных и имущественных рисков и др.
–

Курс

направлен

на

формирование

умений

находить

и

анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в
ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их
выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Так-же
курс предполагает формирование умений в области прогнозирования
возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений
по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых
операций.

Курс «Финансовая грамотность» для 10(11) классов разбит на
тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого
спектра финансовой информации по вопросам, наиболее интересующим
молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом
тех конкретных практических задач, которые придётся решать молодым
людям на определённом этапе их жизни, это позволит учащимся выстроить
собственную образовательную траекторию и получить углублённые
знания именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают
наиболее полезными для себя. В качестве дополнительного материала при
глубоком

изучении

учащимися

отдельных

вопросов

финансовой

грамотности могут быть использованы учебные пособия, подготовленные в
рамках целостной программы повышения финансовой грамотности:
«Страхование», «Фондовый рынок», «Банки», «Финансовые риски и
финансовая безопасность»,«Пенсия и пенсионные накопления».

IV. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Модуль 1.
Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Управление личными финансами и выбор банка: личные финансы,
сбережения,

заёмщик,

кредитор

(заимодавец),

кредитно-финансовые

посредники, банковская система, коммерческий банк, Центральный банк,
банковские операции, вклад, кредит, банковская карта, драгоценные
металлы, расчётные операции.
Как сберечь накопления с помощью депозитов: финансовые активы,
ликвидность,

надёжность,

доходность,

банковский

вклад

(депозит),

банковский процент, риск, вкладчик, инфляция, Роспотребнадзор, валюта
вклада, Агентство по страхованию вкладов.
Проценты по вкладу: большие и маленькие: банковский процент,
вкладчик,

договор

банковского

вклада,

срок

вклада,

вклад

до

востребования, срочный вклад, формула сложных процентов, формула
простых процентов, капитализация, валюта вклада.
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах:
драгоценные металлы, золото, инвестиции, ювелирные изде- лия, налог на
добавленную стоимость, слитки, коллекционные монеты, инвестиционные
монеты, обезличенные металлические счета.
Кредит: зачем он нужен и где его получить: кредит, заём, ссуда,
ежемесячный платёж, задолженность, годовой доход, потребительский
кооператив, микрофинансовая организация, поручитель.
Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть:
потребительский кредит, ипотечный кредит, автокредит, кредитная карта,

срок кредита, сумма кредита, процентная ставка по кредиту, кредитный
договор,

льготный

период,

дифференцированные

платежи,

равные

платежи, график платежей, штрафные санкции, просрочка по кредиту,
кредитная история.
Как управлять деньгами с помощью банковской карты: банковская
карта, эмитент, держатель карты, платёжная система, эквайрер, дебетовая
карта,

кредитная

карта,

предоплаченная

карта,

зарплатная

карта,

овердрафт, POS-терминал, ПИН-код.
Модуль 2.
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Финансовые риски и стратегии инвестирования: инвестирование,
доходность, финансовый риск, срок инвестирования, инвестиционная
стратегия, инвестиционные финансовые инструменты, инвестиционный
портфель, диверсификация.
Что такое ценные бумаги и какими они бывают: рынок ценных бумаг,
финансовый рынок, долевые и долговые ценные бумаги, акции,
обыкновенные акции, привилегированные акции, дивиденд, уставный
капитал компании, акционер, облигации, дисконт, купонные выплаты по
облигациям, вексель, доходность ценной бумаги.
Граждане

на

рынке

инвестициями,

активные

инвестиционный

портфель,

диверсификация

активов,

ценных

бумаг:

инвесторы,
структура
срок

стратегии

управления

пассивные

инвесторы,

инвестиционного

портфеля,

инвестирования,

риск,

доходность,

технический анализ, фундаментальный анализ, коллективные инвестиции.
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды: паевые инвестиционные
фонды (ПИФы), пай, открытый ПИФ, интервальный ПИФ, закрытый ПИФ,

управляющая компания, доверительное управление.
Модуль 3.
Налоги: почему их надо платить
Что такое налоги: налогообложение, налоговая система, налог,
прямые и косвенные налоги, налоговый орган,
идентификационный

номер

налогоплательщика

налогоплательщик,
(ИНН),

налоговая

декларация, налоговый агент, налоговое правонарушение, налоговые
санкции, пеня по налогам.
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России: налог на
доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог,
налог на имущество физических лиц.
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет:
налоговая льгота, налоговый вычет, стандартный налоговый вычет,
социальный налоговый вычет, имущественный налоговый вычет,
профессиональный налоговый вычет.
Модуль 4.
Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Страховой рынок России: коротко о главном: страхование, страховщик,
страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, договор
страхования, страховой полис, правила страхования, страховая премия,
объект страхования, страховой риск, страховой случай, страховая выплата.
Страхование имущества: как защитить нажитое состояние: страхование
имущества, автострахование (автокаско), аварийный комиссар, агрегатная
страховая сумма, неагрегатная страховая сумма, франшиза.
Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании:

личное страхование, накопительное страхование, рисковое страхование,
медицинское страхование: обязательное и добровольное, выкупная сумма.
Если нанесён ущерб третьим лицам: ответственность, страхование
гражданской ответственности, обязательное страхование гражданской
ответственности, добровольное страхование гражданской ответственности,
третье лицо, ОСАГО, ДСАГО, страхование гражданской ответственности
владельцев жилых помещений.
Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика:
критерии выбора страховой компании, лицензия на ведение страховой
деятельности, страховой портфель, надёжность страховой компании,
обоснованный и необоснованный отказ в страховой выплате.
Модуль 5.
Собственный бизнес: как создать и не потерять
Создание

собственного

предпринимательство,
индивидуальный

бизнеса:

стартап,

предприниматель,

с

чего

нужно начать:

организационно-правовая
хозяйственное

бизнес,
форма,

общество,

вид

экономической деятельности.
Пишем бизнес-план: бизнес-план, планирование, бизнес-идея,
организационная структура фирмы, финансовый план, срок окупаемости,
маркетинг, потребители, конкуренты, точка безубыточности.
Расходы и доходы в собственном бизнесе: доходы, расходы, прибыль,
чистая прибыль, собственный капитал, уставный капитал, заёмный
капитал, кредит, лизинг, основные средства, оборотные средства, стартап,
бизнес-ангел, венчурный инвестор.
Налогообложение малого и среднего бизнеса: налогообложение, общий
режим налогообложения бизнеса, упрощённая система налогообложения

(УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на
вменённый доход, патентная система налогообложения (ПСН).
С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен:
предпринимательская деятельность, финансовые риски, риск снижения
финансовой устойчивости организации, риск неплатежеспо- собности,
инфляционный риск, валютный риск.
Модуль 6.
Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой
Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети
мошенников:финансовое мошенничество, финансовая пирамида;
Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети
Интернет: фишинг, фарминг, Evil Twin / Honeypot, нигерийское письмо,
хайп (от англ. HYIP).
Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»: финансовая
пирамида, мошенничество, финансовые риски.
Модуль 7.
Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия:пенсия,
пенсионная система, пенсионный фонд, страховой взнос, страховой стаж,
страховая пенсия по старости, индивидуальный пенсионный коэффициент,
накопительная пенсия.
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями: накопительная
пенсия, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания,
инвестирование пенсионных накоплений.
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд: надёжность

негосударственного пенсионного фонда, доходность от инвестирования
пенсионных накоплений, срок функционирования негосударственного
пенсионного фонда.
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»:
негосударственный пенсионный фонд, надёжность фонда, доходность от
инвестирования пенсионных накоплений, срок функционирования
негосударственного пенсионного фонда.
Модуль 8.
Итоговый контроль по курсу
Занятия – презентации учебных достижений: Все понятия и знания
модулей 1–7.
III. Тематическое планирование учебного предмета «Экономика»
Структура курса «Финансовая грамотность»
Курс финансовой грамотности в 10(11)классах состоит из отдельных
модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом
занятии содержится как теоретический материал, так и практические задания,
которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения
содержания занятия, сформировать практические умения.
Последовательность

модулей

выстроена

таким

образом,

чтобы

учащийся имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в
будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная
последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В
зависимости от логики преподавания, особенностей класса и прочих причин
педагог имеет право изменять представленную последовательность в
оптимальном для выбранной ситуации варианте.

В тематическом плане указано общее количество часов, а также
количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс
повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к
обучению, при котором знания не противопоставляются умениям, а
рассматриваются как их составная часть. Знания не могут быть ни
усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.
Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт
возможность обучающимся овладеть начальными умениями в области
управления личными финансами в целях адаптации к динамично изменяющемуся

и

развивающемуся

миру

денежных

отношений.

V.Тематическое планирование

Номер
темы
1
Модуль 1

Форма
Название темы
2

Кол-во

занятий1

часов2

3

4

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Управление личными финансами и выбор банка:
личные финансы, сбережения, заёмщик, кредитор
(заимодавец), кредитно-финансовые посредники,
банковская система, коммерческий банк, Центральный
банк, банковские операции, вклад, кредит, банковская
карта, драгоценные металлы, расчётные операции.
Как сберечь накопления с помощью депозитов:
финансовые активы, ликвидность, надёжность,
доходность, банковский вклад (депозит), банковский
процент, риск, вкладчик, инфляция, Роспотребнадзор,
валюта вклада, Агентство по страхованию вкладов.
Проценты по вкладу: большие и маленькие:
банковский процент, вкладчик, договор банковского
вклада, срок вклада, вклад до востребования, срочный
вклад, формула сложных процентов, формула простых
процентов, капитализация, валюта вклада.
Банки и золото: как сохранить сбережения в
драгоценных металлах: драгоценные металлы, золото,
инвестиции, ювелирные изде- лия, налог на
добавленную стоимость, слитки, коллекционные
монеты, инвестиционные монеты, обезличенные
металлические счета.
Кредит: зачем он нужен и где его получить: кредит,
заём, ссуда, ежемесячный платёж, задолженность,
годовой доход, потребительский кооператив,

Л/П

7

микрофинансовая организация, поручитель.
Какой кредит выбрать и какие условия
кредитования предпочесть: потребительский кредит,
ипотечный кредит, автокредит, кредитная карта, срок
кредита, сумма кредита, процентная ставка по кредиту,
кредитный договор, льготный период,
дифференцированные платежи, равные платежи,
график платежей, штрафные санкции, просрочка по
кредиту, кредитная история.
Как управлять деньгами с помощью банковской
карты: банковская карта, эмитент, держатель карты,
платёжная система, эквайрер, дебетовая карта,
кредитная карта, предоплаченная карта, зарплатная
карта, овердрафт, POS-терминал, ПИН-код.
Модуль 2

Фондовый рынок: как его использовать для роста
доходов
Финансовые риски и стратегии инвестирования:
инвестирование, доходность, финансовый риск, срок
инвестирования, инвестиционная стратегия,
инвестиционные финансовые инструменты,
инвестиционный портфель, диверсификация.
Что такое ценные бумаги и какими они бывают:
рынок ценных бумаг, финансовый рынок, долевые и
долговые ценные бумаги, акции, обыкновенные акции,
привилегированные акции, дивиденд, уставный капитал
компании, акционер, облигации, дисконт, купонные
выплаты по облигациям, вексель, доходность ценной
бумаги.
Граждане на рынке ценных бумаг: стратегии
управления инвестициями, активные инвесторы,
пассивные инвесторы, инвестиционный портфель,
структура инвестиционного портфеля, диверсификация

Л/П

4

активов, срок инвестирования, риск, доходность,
технический анализ, фундаментальный анализ,
коллективные инвестиции.
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды:
паевые инвестиционные фонды (ПИФы), пай, открытый
ПИФ, интервальный ПИФ, закрытый ПИФ,
управляющая компания, доверительное управление.
Модуль 3

Налоги: почему их надо платить
Что такое налоги: налогообложение, налоговая
система, налог, прямые и косвенные налоги, налоговый
орган, налогоплательщик, идентификационный номер
налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация,
налоговый агент, налоговое правонарушение,
налоговые санкции, пеня по налогам.
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
в России: налог на доходы физических лиц (НДФЛ),

Л/П

3

Л/П

5

транспортный налог, земельный налог, налог на
имущество физических лиц.
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в
семейный бюджет: налоговая льгота, налоговый вычет,
стандартный налоговый вычет, социальный налоговый
вычет, имущественный налоговый вычет,
профессиональный налоговый вычет.

Модуль 4

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не
попасть в беду
Страховой рынок России: коротко о главном:
страхование, страховщик, страхователь,
застрахованный, выгодоприобретатель, договор
страхования, страховой полис, правила страхования,
страховая премия, объект страхования, страховой риск,
страховой случай, страховая выплата.

Страхование имущества: как защитить нажитое
состояние: страхование имущества, автострахование
(автокаско), аварийный комиссар, агрегатная страховая
сумма, неагрегатная страховая сумма, франшиза.
Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о
личном страховании: личное страхование,
накопительное страхование, рисковое страхование,
медицинское страхование: обязательное и
добровольное, выкупная сумма.
Если нанесён ущерб третьим лицам:
ответственность, страхование гражданской
ответственности, обязательное страхование гражданской
ответственности, добровольное страхование гражданской
ответственности, третье лицо, ОСАГО, ДСАГО,
страхование гражданской ответственности владельцев
жилых помещений.
Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору
страховщика: критерии выбора страховой компании,
лицензия на ведение страховой деятельности, страховой
портфель, надёжность страховой компании,
обоснованный и необоснованный отказ в страховой
выплате.
Модуль 5

Собственный бизнес: как создать и не потерять
Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать:
бизнес, предпринимательство, стартап,
организационно-правовая форма, индивидуальный
предприниматель, хозяйственное общество, вид
экономической деятельности.
Пишем бизнес-план: бизнес-план, планирование,
бизнес-идея, организационная структура фирмы,
финансовый план, срок окупаемости, маркетинг,
потребители, конкуренты, точка безубыточности.

Л/П

5

Расходы и доходы в собственном бизнесе: доходы,
расходы, прибыль, чистая прибыль, собственный
капитал, уставный капитал, заёмный капитал, кредит,
лизинг, основные средства, оборотные средства,
стартап, бизнес-ангел, венчурный инвестор.
Налогообложение малого и среднего бизнеса:
налогообложение, общий режим налогообложения
бизнеса, упрощённая система налогообложения (УСН),
единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый
налог на вменённый доход, патентная система
налогообложения (ПСН).
С какими финансовыми рисками может встретиться
бизнесмен: предпринимательская деятельность,
финансовые риски, риск снижения финансовой
устойчивости организации, риск неплатежеспособности, инфляционный риск, валютный риск.

Модуль 6

Финансовые мошенничества:
как распознать и не стать жертвой
Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети
мошенников:финансовое мошенничество, финансовая
пирамида;
Виртуальные ловушки, или Как не потерять
деньги при работе в сети Интернет: фишинг, фарминг,

Л / П, И

3

Л/П

4

Evil Twin / Honeypot, нигерийское письмо, хайп (от
англ. HYIP).
Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все
слышат»: финансовая пирамида, мошенничество,
финансовые риски.

Модуль 7

Обеспеченная старость: возможности пенсионного
накопления

Думай о пенсии смолоду, или Как формируется
пенсия:пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд,
страховой взнос, страховой стаж, страховая пенсия по
старости, индивидуальный пенсионный коэффициент,
накопительная пенсия.
Как распорядиться своими пенсионными
накоплениями: накопительная пенсия,
негосударственный пенсионный фонд, управляющая
компания, инвестирование пенсионных накоплений.
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд:
надёжность негосударственного пенсионного фонда,
доходность от инвестирования пенсионных накоплений,
срок функционирования негосударственного
пенсионного фонда.
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный
пенсионный фонд»: негосударственный пенсионный
фонд, надёжность фонда, доходность от
инвестирования пенсионных накоплений, срок
функционирования негосударственного пенсионного
фонда.
Модуль 8

Итоговый контроль по курсу Все понятия и знания
модулей 1–7.

ЗП

Итого

– 1 Используется система обозначений типов занятий: Л
– лекция-беседа; П – практи- кум; И – игра; ЗП – занятие –
презентация учебных достижений.
– 2 Учебный час равен 40 минутам.
–

3
35

VI.

Описание

учебно-методического

и

материально-технического

обеспечения образовательной деятельности.
Материально- техническое обеспечение по реализации программы включает
в себя печатные пособия, цифровые средства обучения, технические средства
обучения, учебно – практическое оборудование.
Общее оборудование
1. Медиапроектор
2. Слайд-проектор
3. Экран проекционный 1,6x1,6м.
4.Компьютер
5.Акустическая система к персональному компьютеру
6.Принтер
7.Интерактивная доска
Информационно

-

коммуникационные

средства

обучения:

информационные сайты, интернет – ресурсы:
Основная литература
1.Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащ. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2015. 400 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся
разумному финансовому поведению»).
2.Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: метод. реком. для учителя. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2015. 80 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер.«Учимся
разумному финансовому поведению»).
3.Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая гра-

мотность: материалы для родителей. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2015. 112 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер.«Учимся
разумному финансовому поведению»).
4.Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10–11 кл. обще- обр.
орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 48 с.: ил. (Дополнительное образова- ние:
Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).
Дополнительная литература
1.Алмосов А.П., Брехова Ю.В. Как сохранить, чтобы не потерять.
Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 28 с.
(Простые финансы).
2.Алмосов А.П., Брехова Ю.В. Кредиты, которые нас разоряют.
Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 28 с.
(Простые финансы).
3.Биткина И.К., Брехова Ю.В. Думай о пенсии смолоду. Волго- град:
Изд-во Волгоградского филиала

РАНХиГС, 2012. 24 с. (Простые

финансы).
4.Брехова

Ю.В.,

Алмосов

А.П.,

Завьялов

Д.Ю.Финансовая

грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.:
ВАКО,

2018.

—

48

с.

—

(Учимся

разумному

финансовому

поведению).Брехова Ю.В. Атлас «Финансовый путеводитель». Волгоград:
Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. 92 с.
5.Брехова Ю.В. Как распознать финансовую пирамиду. Волго- град:
Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. 24 с. (Простые финансы).
6.Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: играя – учимся, играя –
познаём!: метод. пособие для педагогов. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. 279 с.
7.Брехова Ю.В. Финансовые приключения друзей в стране под

названием Гденьги: сборник сценариев. Волгоград: Издательство Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. 120 с.
8.Брехова Ю.В., Гриб Р.Б. Как вернуть налоги в семейный бюджет.
Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 32 с.
(Простые финансы).
9.Брехова Ю.В., Гриб Р.Б. Как управлять деньгами с помощью
банковской карты. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС,
2012. 28 с. (Простые финансы).
10.Брехова Ю.В., Гриб Р.Б. Электронный кошелёк для расчётов в
Интернете. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012.
28 с. (Простые финансы).
11.Голева Е.В., Брехова Ю.В. Страховой полис: роскошь или необходимость. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. 24 с. (Простые финансы).
12.Управление личными финансами: теория и практика: учеб.
пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А.П.
Алмосова, Ю.В. Бреховой. Волгоград: Изд-во Волгоградского фи- лиала
ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. 182 с.
13.Энциклопедия личных финансов / под ред. А.П. Алмосова, Ю.В.
Бреховой. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО
РАНХиГС, 2013. 122 с.
Интернет-источники
www.ereport.ru — обзорная информация по мировой экономике.
www.cmmarket.ru — обзоры мировых товарных рынков.
http://www.rbc.ru/

—

информационное

агентство

«РосБизнес-

Консалтинг».
www.stat.hse.ru — статистический портал Высшей школы экономики.

www.cefir.ru — официальный сайт ЦЭФИР — Центра экономиче-ских и
финансовых исследований.
www.beafnd.org — Фонд «Бюро экономического анализа».
www.vopreco.ru — официальный сайт журнала «Вопросы экономики».
www.tpprf.ru

–

Торгово-промышленная

палата

Российской

Федерации.
www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – объединённая биржа.
www.economy.gov.ru/minec/main

—

Министерство

экономического

развития Российской Федерации.
www.minpromtorg.gov.ru – Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации.
www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба России.
www.minfin.ru — Министерство финансов Российской Федерации.
www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
www.nalog.ru — Федеральная налоговая служба.
www.wto.ru — Всемирная торговая организация.
www.worldbank.org/eca/russian — Всемирный банк.
www.imf.org – Международный валютный фонд.
хочумогузнаю.рф
вашифинансы.рф
Формы

и

В

организации

ходе

методы

организации учебной
учебной

деятельности

деятельности

учащихся

будут

использоваться следующие формы занятий.
Лекция-беседа или диалог с аудиторией – форма организации учебной
деятельности, представляющая собой метод донесения до учащихся новых
знаний. Основное отличие

от

других

форм

занятий — большая

информативность и активная позиция обучающихся. Педагог передаёт новую
систематизированную информацию, раскрывает междисциплинарные связи,
фокусирует

внимание

учащихся

на

основных

проблемах,

отражает

практический опыт решения постав- ленных задач в процессе беседы.
Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности
лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание
обучающих, воспитывающих, развивающих функций; системность, ясность
изложения

и

активизация

мышления

учеников;

аргументированность

суждений; учёт особенностей аудитории (профиль класса); сочетание теории
и практики, логики изложения с творческой импровизацией учителя;
использование технических средств.Активизировать диалоговые и творческипоисковые формы проведения образовательной работы позволят лекциибеседы с участием представителей финансового сектора, бизнеса.
Практикум — форма тематических

учебных

занятий,

связанных с

лекционным курсом, используемая для формирования умений и компетенций,
проверки уровня усвоения материала учащимися.
Практическое занятие курса финансовой грамотности как форма
организации образовательной деятельности носит обучающий характер,
направлено на формирование предметных умений и компетенций в области
управления личными финансами, является связующим звеном между
теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений
в реальной жизненной ситуации. Предметные умения и компетенции
отрабатываются посредством решения практических задач, выполнения
заданий, осуществления поисковой деятельности и др.
Игра — форма организации учебной деятельности, имитирующая
реальную деятельность, в ходе которой происходит синтез абстрактного
восприятия теоретического материала и реального применения полученных
знаний.

Абстрактное

восприятие

теоретического

материала,

заключающееся в основном в нахождении общих закономерностей, связей
и отношений, посредством моделирования жизненной ситуации, связанной
с принятием финансового решения, находит своё отражение в конкретных
действиях.

Целью

игры

является

выработка

модели

поведения

в

сложившейся ситуации, приобретение опыта.
Занятие – презентация учебных достижений — форма организации учебной
деятельности с

целью

мониторинга

приращения

знаний и умений

обучающихся. Мониторинг может быть проведён в

форме решения

тематического теста, тематического задания, практических задач, написания
эссе, викторины, защиты проектов и других видов интерактива.
Формы и методы оценивания учебных достижений.
Необходимым элементом образовательной деятельности является
контроль. Контроль знаний, умений и компетенций, которые были
сформированы у учащегося, требует определённой системы мониторинга
с выделением чётких критериев. Задача учителя – заранее ознакомить
учащихся с критериями мониторинга их деятельности, что впоследствии
позволит учащимся чётко осознавать цели и задачи, стоящие перед ними в
процессе

обучения,

и

выбирать

оптимальные

пути

достижения

поставленных целей и задач. В процессе преподавания курса «Финансовая
грамотность»

предполагается

использование

учителем

таких

видов

контроля, как текущий и итоговый.
Целью текущего контроля является оценка активности работы
школьника на занятии, уровня осознания обсуждаемого материала,
креативности в решении поставленных вопросов. Текущий контроль
может проводиться как в рамках практикумов (в форме тестирования,
решения практических задач, выполнения

заданий),

семинаров

(в

форме обсуждений, презентаций), так и в рамках обучающих деловых игр.

По окончании изучения модулей 1–7 учащимся может быть предложен
контрольный тест по пройденному материалу.
Целью

итогового

контроля

является

мониторинг

выполнения

требований к личностным, интеллектуальным и предметным результатам
освоения курса. Итоговый контроль проводится в форме решения
тематического

теста,

выполнения

тематического

задания,

решения

практических задач, защиты проектов и других интерактивных форм
презентации учебных достижений, что позволяет оценить все аспекты
подготовки учащегося по вопросам, которые рассматривались в процессе
обучения.

Результаты

итогового

контроля

позволят

учителю

корректировать методику преподавания, выявлять темы и вопросы,
которым следует уделить более пристальное внимание.
Поскольку

в

процессе

обучения

предполагается

использование

различных видов деятельности, то и система мониторинга должна
строиться с учётом различий в этой деятельности.
Рассмотрим критерии оценок различных видов деятельности.
Критерии оценки решения практических задач учащимися

в рамках

практикумов:
усвоение и надлежащее применение алгоритма решения поставленной
задачи;
достижение результата или оценивание существующих альтернатив;
обоснование выбора одной из альтернатив.
Соблюдение

всех

критериев

соответствует

оценке

«отлично»,

незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных случаях –
оценке «удовлетворительно».
Критерии оценки предметных знаний и умений:
оценка «отлично» выставляется

учащемуся,

если

он

глубоко и

прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, после-

довательно, чётко и логически стройно его излагает, умеет увязывать
теорию с практикой, свободно справляется с заданиями (более 90%
заданий);
оценка «хорошо» выставляется учащемуся, если он твёрдо зна- ет
материал курса, грамотно и по существу излагает его, справляется с
заданиями (более 70% заданий);
оценка

«удовлетворительно»

выставляется

учащемуся,

если

он

показывает знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, неправильные формулировки, нарушения
логической последовательности в изложении вопросов, справляется с
отдельными заданиями (более 50% заданий);
оценка «неудовлетворительно» выставляется учащемуся, кото- рый не
знает значительной части программного материала, не справляется с
заданиями (менее 50% заданий).
Критерии оценки участия в учебной игре:
соблюдение регламента игры;
достижение планируемого результата;
умение

выбирать

необходимую

информацию

из

различных

источников;
умение

использовать

полученную

информацию

для

принятия

решений;
умение излагать основные положения, аргументированно отстаивать
свою точку зрения, воспринимать противоположную, находить слабые
места в позиции оппонентов, отвечать на вопросы.
Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично», незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных случаях –
оценке «удовлетворительно».
Критерии оценки выполнения проекта:

актуальность проблемы, на решение которой направлен проект;
постановка цели проекта;
формирование задач, с помощью которых достигается цель проекта, и
качество их реализации;
оригинальность

решения

проблемы,

интеллектуальная

или

практическая ценность проекта;
полнота содержания проекта, логичность изложения материала темы и
вариантов её решения в проекте;
соответствие оформления проекта требованиям.
В случае если проект проходит стадию презентации, необходимо
учитывать следующие критерии:
убедительность и выразительность выступления, раскрытие сущности
проекта;
использование

средств

наглядности,

технических

средств

при

презентации проекта;
умение отвечать на поставленные по проекту вопросы;
соответствие полученного результата поставленной цели. Соблюдение
всех критериев соответствует оценке «отлично», незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных случаях
доработать

проект.

учебная программа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».