Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 Рассмотрено: на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 27 августа 2020 г. Утверждено: Директор МАОУ СОШ № 16 ______ О. В. Кнор Приказ №220-д от 27 августа 2020 г. Приложение к программе внеурочной деятельности МАОУ СОШ №16 Рабочая программа «История в лицах» Составитель: Таршилова М.А., учитель истории МАОУ СОШ № 16 Карпинск, 2020 г. I. Пояснительная записка. Рабочая программа внеурочной деятельности «История в лицах» (далее – Программа) разработана в соответствии с Требованиями Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями; 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями на 29 июня 2017 года); Документ с изменениями, внесенными: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» от 29 декабря 2014 г. № 1645; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 31 декабря 2015 г. № 1578; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06. 2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413». В основу данной программы положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование и развитие УУД, формирование готовности к непрерывному образованию. Программа внеурочной деятельности «История в лицах» на уровне среднего общего образования разработана на основе требований ФГОС СОО, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Главная цель Программы заключается в формировании у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, на основании изучения исторических персоналий; формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Основными задачами Программы являются: 1) овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; 2) формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; 3) овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; 4) формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. II. Общая характеристика программы внеурочной деятельности «История в лицах» Основой Программы являются исторические знания о развитии общества, роли личности в истории, представления об основных этапах развития многонационального российского государства. В данном курсе история России и роль личности в истории рассматривается как неотъемлемая часть мирового исторического процесса. Программа адресована учащимся 10 (11) классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о жизни и деятельности важнейших деятелей российской истории, тех, кто оказал влияние на ход истории, чьи имена остались в памяти человечества, а так же на изучение трудных вопросов российской истории. Срок освоения Программы «История в лицах» и объём учебного времени. Нормативный срок освоения Программы внеурочной деятельности на этапе среднего полного образования составляет 2 года. Продолжительность учебного года в 10 классе – 35 учебных недель; в 11 классе – не менее 34 учебных недель. Занятия проходят 2 раза в неделю, по 1 часу каждое занятие. Продолжительность занятия 40 минут. Формы реализации программы. Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации внеурочной деятельности: 1. историческая беседа; 2. лекционная и семинарская формы; 3. проектно-исследовательская деятельность учащихся; 4. деловая игра; 5. практикум. В процессе внеурочной деятельности используются: 1. приѐмы актуализации субъективного опыта учащихся; 2. методы диалога и полилога; 3. приѐмы создания коллективного и индивидуального выбора; 4. игровые методы; 5. методы диагностики и самодиагностики; 6. технологии критического мышления; 7.информационно-коммуникационные технологии. Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности «История в лицах». Программа курса «История в лицах» построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: формирование российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интернационализация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. воспитание готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. способствование осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). III. Метапредметные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные результаты освоения программы «История в лицах». Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности; – владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. – владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; – определять назначение и функции различных социальных институтов; – уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. В результате изучения Программы «История в лицах» на уровне среднего общего образования: Ученик научится: – рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; – знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц; – определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; – характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; – представлять культурное наследие России и других стран; – работать с историческими документами; – сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; – критически анализировать информацию из различных источников; – соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; – использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; – использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; – составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; – работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; – читать легенду исторической карты; – владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; – демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; – оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века; – ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках. Ученик получит возможность научиться: – демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе; – устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; – определять место и время создания исторических документов; – проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; – характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; – понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; – использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; – представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; – соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; – анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; – обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; – приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; – применять полученные знания при анализе современной политики России; – владеть элементами проектной деятельности. IV. Содержание курса внеурочной деятельности «История в лицах». Введение. Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Первые князья Рюрик Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская и теория, ее роль в русской истории. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава. Владимир Святой Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. Первые святые на Руси Борис и Глеб – князья мученики. Ярослав Мудрый Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц. Владимир Мономах Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям». Князья периода феодальной раздробленности Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности. Всеволод Большое Гнездо - Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей. Александр Невский Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Отношения с Ордой. Борьба против шведских и немецких рыцарей. Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский. Иван Калита Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений. Дмитрий Донской Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Сергий Радонежский, роль в истории. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном. Василий I Присоединение русских княжеств к Москве. Строительство городов, развитие культуры, усиление мощи государства. Установление отношений с Ордой. Василий II Тёмный Феодальная война. Укрепление Московского княжества. Централизация власти вокруг князя московского. Укрепление границ Руси. Сохранение религиозной самостоятельности. Иван III Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. Судебник 1497 года. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Брачные связи как коррупционное средство. Иван IV Грозный Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт. Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий. Россия в XVII веке Борис Годунов Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян. Лжедмитрий I Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. В. Шуйский Происхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Выкрикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свержение. Пострижение, выдача полякам. Минин и Пожарский Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества. Михаил Федорович Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Алексей Михайлович “Тишайший” Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства. Степан Разин XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины. Церковный раскол Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзьявраги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы. Деятели культуры Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков. Россия в XVIII веке Петр Первый Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика. Птенцы гнезда Петрова” Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков. Женщины на престоле Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Елизавета Петровна Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета. Екатерина Великая Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства. Емельян Пугачев Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева. Великие полководцы и флотоводцы Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Ушаков. Русское “просвещение” Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр. Россия в XIX веке – эпоха великих реформаторов Александр I “Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика. Сперанский М.М. Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка. Николай I «Жандарм Европы». Канцелярия его императорского Величества, деятельность Отделений. Роль Николая в подавлении общественнополитических движений и организаций. Александр II «Великие реформы». Царь-освободитель. Роль императора в вопросе отмены крепостного права. Александр III Политика контрреформ и умиротворения. «Манифест о незыблемости самодержавия». «Циркуляр о кухаркиных детях». Россия в XX веке – эпоха великих людей Николай II Создание Государственной думы. Рабочее законодательство и социальные преобразования в отношении рабочих. Роль императора в Гаагской конференции 1899 года. Витте С.Ю. Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора. Столыпин П.А. Биография Петра Аркадьевича Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел. Аграрные преобразования. “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал. Ленин Воджь пролетариата. Пропагандистская деятельность большевиков. Сталин «Культ личности» Сталина. Влияние тоталитаризма на массовое сознание советского человека. Унификация в обществе, государстве, культуре. Хрущев Н.С. Роль Хрущеа в развенчании «культа личности» Сталина. «Кукурузная эпопея». Освоение целины и роль Хрущева как лидера государства и политического деятеля в данном процессе. Значение реформ. Брежнев Л.И. «Эпоха застоя». Номенклатурщики и разрастаний бюрократического аппарата. Роль Брежнева в принятии Конституции 1977 года. Андропов и Черненко Политика «стариков-геронтократов». Горбачев М.С. Перестройка и роль Горбачева в процессе развала СССР. Ельцин Б.Н. Приватизация: плюсы и минусы. Роль Ельцина в процессе формирования рыночной экономики и приватизации. V. Тематическое планирование внеурочной деятельности «История в лицах» 10 класс № Разделы, темы Количество часов 1 Введение. Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Русь Древняя ( 17 часа). Первые князья Рюрик Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Олег Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “Из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Игорь Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Ольга Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Святослав Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава. Владимир Святой Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. Первые святые на Руси Борис и Глеб – князья мученики. Ярослав Мудрый Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц. 1 2 3 4 5 5 2 1 2 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Владимир Мономах Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям». Князья периода феодальной раздробленности Юрий Долгорукий Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности. Всеволод Большое Гнездо Всеволод Большое Гнездо - Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей. Александр Невский Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Отношения с Ордой . Борьба против шведских и немецких рыцарей. Деятели русской церкви и культуры Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский. Московская Русь ( 9 часов). Иван Калита Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений. Дмитрий Донской Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Сергий Радонежский, роль в истории. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном. Василий I Присоединение русских княжеств к Москве. Строительство городов, развитие культуры, усиление мощи государства. Установление отношений с Ордой. Василий II Тёмный Феодальная война. Укрепление Московского княжества. Централизация власти вокруг князя московского. Укрепление границ Руси. Сохранение религиозной самостоятельности. Иван III Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник 1497 года. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Иван IV Грозный 2 4 1 2 2 1 1 1 2 15 Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт. Россия в XVII веке Борис Годунов Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян. Лжедмитрий I Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. В. Шуйский Происхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Выкрикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свержение. Пострижение, выдача полякам. Минин и Пожарский Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества. Михаил Федорович Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Алексей Михайлович “Тишайший” Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства. Степан Разин XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины. Церковный раскол Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы. Деятели культуры Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков. 8 Всего 35 11 класс № Разделы, темы Количество часов Россия в XVIII веке 1 Петр Первый Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика. Птенцы гнезда Петрова” 10 Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков. Женщины на престоле Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Елизавета Петровна Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета. Екатерина Великая Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства. Емельян Пугачев Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева. Великие полководцы и флотоводцы Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Ушаков. Русское “просвещение” Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр. Россия в XIX веке – эпоха великих реформаторов 2 Александр I “Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика. Сперанский М.М. Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка. Николай I «Жандарм Европы». Канцелярия его императорского Величества, деятельность Отделений. Роль Николая в подавлении общественнополитических движений и организаций. Александр II «Великие реформы». Царь-освободитель. Роль императора в вопросе отмены крепостного права. Александр III Политика контрреформ и умиротворения. «Манифест о незыблемости самодержавия». «Циркуляр о кухаркиных детях». 10 Россия в XX веке – эпоха великих людей 3 Николай II Создание Государственной думы. Рабочее законодательство и социальные преобразования в отношении рабочих. Роль императора в Гаагской конференции 1899 года. Витте С.Ю. Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора. Столыпин П.А. 14 Биография Петра Аркадьевича Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел. Аграрные преобразования. “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал. Ленин Воджь пролетариата. Пропагандистская деятельность большевиков. Сталин «Культ личности» Сталина. Влияние тоталитаризма на массовое сознание советского человека. Унификация в обществе, государстве, культуре. Хрущев Н.С. Роль Хрущеа в развенчании «культа личности» Сталина. «Кукурузная эпопея». Освоение целины и роль Хрущева как лидера государства и политического деятеля в данном процессе. Значение реформ. Брежнев Л.И. «Эпоха застоя». Номенклатурщики и разрастаний бюрократического аппарата. Роль Брежнева в принятии Конституции 1977 года. Андропов и Черненко Политика «стариков-геронтократов». Горбачев М.С. Перестройка и роль Горбачева в процессе развала СССР. Ельцин Б.Н. Приватизация: плюсы и минусы. Роль Ельцина в процессе формирования рыночной экономики и приватизации. Всего 34 VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Материально- техническое обеспечение по реализации программы включает в себя печатные пособия, цифровые средства обучения, технические средства обучения, учебно – практическое оборудование. Общее оборудование 1. Медиапроектор 2. Слайд-проектор 3. Экран проекционный 1,6x1,6м. 4.Компьютер 5.Акустическая система к персональному компьютеру 6.Принтер 7.Интерактивная доска Информационно - коммуникационные средства обучения: информационные сайты, интернет – ресурсы: http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование» http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал http://www.lib-history.info - историческая библиотека www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека Список методической и учебной литературы: 1. Буганов В.И., Зырянов А.Н. История России ΧVΙΙ – ΧΙΧ век. М.: Просвещение, 2008. 2. Историко-культурный стандарт. 3. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.: Школа-Пресс, 2002. 4. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М.: Школьная пресса, 2002. 5. Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М.: Школьная пресса, 2003. 6. Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М.: Школьная пресса, 2004. 7. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000. 8. Пазин Р.В. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы. 150 исторических личностей Отечественной и Всеобщей истории: материалы биографий. Ростов-на Дону: Легион, 2014. 9. Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2000. 10.Сороткина Н.М. История России в лицах. М.: Терра-Пресс, 2003. 11. История России в лицах /Сост. Чеботарева Н.И. Волгоград: Учитель, 2007. 12. Школьная энциклопедия Истории России XVIII-XIX в. М.: Олма – Пресс, 2003. Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности «История в лицах». В результате изучения Программы «История в лицах» на уровне среднего общего образования: Ученик научится: – рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; – знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц; – определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; – характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; – представлять культурное наследие России и других стран; – работать с историческими документами; – сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; – критически анализировать информацию из различных источников; – соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; – использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; – использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; – составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; – работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; – читать легенду исторической карты; – владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; – демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; – оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века; – ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках. Ученик получит возможность научиться: – демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе; – устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; – определять место и время создания исторических документов; – проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; – характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; – понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; – использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; – представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; – соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; – анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; – обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; – приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; – применять полученные знания при анализе современной политики России; – владеть элементами проектной деятельности.