Программа «Одарённые дети»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 16
____________ О.В. Кнор
Приказ № 260-д от 02.09.2019 г

Программа
«Одарённые дети»

Карпинск, 2019 г.
1

Введение
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из
приоритетных задач современного образования. Проблема одаренности в системе образования
на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для
одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует
возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него
среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия
для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные
подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок
«одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала
каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся
от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и
воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей
человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу,
чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной
(спортивная),
академической
(способность
учиться),
интеллектуальной
(умение
анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности
воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и
заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация
специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям
этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Подпрограмма «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной
системы образования, в соответствии с программой развития учреждения и будет являться
основой для работы с одаренными детьми школы. Она направлена на эффективное выявление
и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь
особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.
Подпрограмма содержит алгоритм действий педагогов, администрации. При этом она
допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.
Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой
рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Концептуальные основы дают
общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на
какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это
позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе и разрабатывать
методический инструментарий для практического решения как психологических, так и
2

педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации,
методы и средства образовательной деятельности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все
маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не
все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие
невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко
снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17
годам – 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую
образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого
ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по
сохранению и развитию способностей обучающихся.
Программа «Одаренные дети» - это программа поддержки и развития способных,
талантливых детей. «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом
зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою
одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой
талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический
рост и прочность демократических институтов» (КОНЦЕПЦИЯ общенациональной системы
выявления и развития молодых талантов). Скачок в развитии новых технологий влечет
возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением.
Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех,
которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому,
одаренные дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ.
Для проявления способностей в той или иной области каждому ребенку необходимо
создать максимально благоприятные условия для реализации его интересов, стимулирования
мотивации развития собственных способностей, поддержки его талантов.
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в
образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем
своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к
свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на
творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе
полученного материала.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала
психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте:
1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного
развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения,
типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской
одаренности.
3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в
виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. По одним признакам
ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в
психическом развитии.

3

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или
шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий
жизни данного ребенка.
Признаки одаренности
Признаки одаренности проявляются в его реальной деятельности ребенка и могут быть
выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной)
одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения
деятельности.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:
инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его
деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне
действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан
следующими признаками:
1) Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного
ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом
выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана
своя специфическая стратегия ее осуществления:
— быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
— использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска
решения в заданной ситуации;
— выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения
предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на
первый взгляд идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень
успешности – новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что
позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.
2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля
деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей
одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Для него весьма типичен –
наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень
быстро находить путь решения задачи – рефлексивный способ переработки информации
(склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения,
ориентация на обоснование собственных действий).
3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность;
способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний
в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в
качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер
(увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие
закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или
образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.
Кроме того, знания одаренного ребенка отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности
информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и
условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих,
организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.
4

4) Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и
легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким
изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1) Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной
действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо
определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественновыразительной и т.д.) сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
2) Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной
любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы
исходных требований деятельности.
3) Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности,
чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное
дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет
своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
4) Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации,
неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
5) Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить
сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Одаренные школьники имеют особенности формирования познавательной
деятельности, психосоциального и эмоционального развития, а потому требуют и
пристального изучения, и особого педагогического подхода. Сущность понятия «детская
одаренность» можно выразить формулой:
мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.
Модель одаренного ребенка
 личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
 личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной
ситуации,осуществлять проектную деятельность, проводить исследования;
 личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
 личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими
ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право
на свободу выбора, самовыражения;
 личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных
образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся
интересов и индивидуальных возможностей.
Критерии выделения видов одаренности:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая,
художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики
5

представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой
сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. В рамках
интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и
понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы — уровни эмоционального
реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы —
уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.
Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:
В практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и
организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в
зависимости от предметного содержания деятельности.
В художественно — эстетической деятельности — хореографическую, сценическую,
литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании
новых духовных ценностей и служении людям.
Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все
пять видов деятельности.
По степени сформированности одаренность дифференцируется на:
— актуальную одаренность;
— потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими
наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в
более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по
сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае речь идет не только об
учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.
Особую
категорию
актуально
одаренных
детей
составляют талантливые
дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают
требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный
продукт
деятельности
талантливого
ребенка
оценивается
экспертом
(высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как
отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который
имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в
том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный
момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала
может
сдерживаться
рядом
неблагоприятных
причин
(трудными
семейными
обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием
необходимой образовательной среды и т.д.).
По критерию «форма проявления» можно говорить о:
— явной одаренности;
— скрытой одаренности.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и
отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь
очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

6

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не
замечается окружающими.
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно
выделить
— общую одаренность;
— специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и
выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей
одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной
сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и
другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная активность и
ее саморегуляция.
Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего,
глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, степень ее
целенаправленности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и
обычно определяется в отношении отдельных областей.
По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать
— раннюю одаренность;
— позднюю одаренность.
Принципы выявления и пути развития одаренных детей
С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой
идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является
психолого-педагогический мониторинг.
Требования к психолого-педагогическому мониторингу:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно
более широкий спектр его способностей;
2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за
поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере
соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально
организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы
соответствующей предметной деятельности и т.д.);
4) экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений,
технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением
экспертов — специалистов высшей квалификации и соответствующей предметной области
деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.).
5) выявление признаков одаренности ребенка не только но отношению к актуальному
уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития. Целесообразно
проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в
рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать
типичные для данного ребенка психологические «преграды», и т.п.;

7

6) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества
психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом
одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной
жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту
(метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.);
8)
использование
таких
предметных
ситуаций,
которые
моделируют
исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности
в овладении и развитии деятельности;
9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях,
смотрах и т.п.;
10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики,
имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, — анализ
продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.
При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:
а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном
этапе;
в) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее
реализации в различных видах деятельности;
с) потенциальные возможности ребенка к развитию.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
 принцип формирования открытого школьного пространства для всех субъектов
образовательного процесса – учащихся, родителей, педагогов, консультантов, партнеров,
представителей вузов;
 принцип информационной компетентности участников образовательного процесса;
 принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему
планирования и своевременное внесение корректив в планы;
 принцип самоопределения: активный, сознательный и ответственный выбор
собственных целей развития, предъявление своей позиции, ее открытое отстаивание
учащимся, педагогом, родителем;
 принцип партнерства: включение в решение задач программы развития всех
субъектов образовательного пространства;
 принцип применения междисциплинарного подхода;
 принцип углубленного изучения тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
 принцип насыщенности учебного материала заданиями открытого типа;
 принцип поощрения результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и
содержат новые идеи;
 принцип поощрения использования разнообразных форм предъявления и внедрения
в жизнь результатов работы;
 принцип поощрения движения к пониманию самих себя, сходства и различия с
другими, признанию своих способностей;
 принцип развивающего и воспитывающего обучения;
 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
 принцип учета возрастных возможностей;
8

 принцип систематичности;
 принцип
максимального
разнообразия
предоставленных возможностей
для развития личности;
 принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
 принцип
свободы
выбора
учащимся
дополнительных образовательных
услуг, помощи, наставничества;
 принцип предоставления возможности совершенствовать способности в совместной
деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;
 принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического
развития.
Цель программы: выявление одарённых детей и создание условий для их
оптимального развития. Самореализация данной категории обучающихся в соответствии со
способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального
образования.
Задачи программы:
 разработать систему диагностических исследований для определения интересов,
способностей и наклонностей детей;
 определить и использовать при организации образовательного процесса методы и
приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;
 стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать
условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
 совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его
интересов в школе и семье;
 проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад,
позволяющих обучающимся проявить свои возможности;
 предоставление возможности совершенствовать способности в совместной
деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
В основу подпрограммы «Одаренные дети» положены ведущие методологические
принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи
с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми
рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели
образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы
педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и
творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода
предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития
задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие
развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации
деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания,
труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и
планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и
9

оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой
как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им
культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых
элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет
собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой
личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные
способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и
прогнозирование деятельности.
Модель педагогической работы с одаренными детьми в школе
Выявление детей с высокими
интеллектуальными и творческими
способностями
Организация работы с одаренными
детьми с учетом их интересов и
склонностей

Работа с
родителями

Создание условий для развития
интеллектуальных и творческих и
физических способностей

Работа с
педагогами

Отслеживание и анализ результатов

Поощрение и стимуляция
деятельности одаренных детей
Профориентация

Основные направления подпрограммы «Одаренные дети»
1. Нормативно-правовое: обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ
деятельности, права и социальную поддержку одаренных детей.
2. Диагностическое: проведение диагностики одарённых детей, формирование пакета
диагностических методик для выявления одаренности (Приложение 1), создание банка
данных «Одарённые дети».
Диагностическое обследование может быть поделено на четыре этапа:
 Этап предварительного поиска (сбор предварительной информации о ребенке).
10

 Оценочно-коррекционный этап (уточнение, конкретизация информации, полученной
на этапе поиска).
 Этап самостоятельной оценки.
 Этап заключительного отбора.
Изучение методик диагностики детской одаренности психологами, учителями и
родителями и их применение в практической деятельности – основное направление работы с
одарёнными детьми.
3. Научно-методическое: внедрение в образовательный процесс технологий
здоровьесбережения, информационно-коммуникационных технологий, индивидуального и
дифференцированного обучения, направленных на удовлетворение образовательных
потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов, учебнопознавательных возможностей.
Научно-методическое направление включает информационную и научнометодическую помощь, создание условий для отработки и применения новых педагогических
технологий, осуществление апробации научных, психолого-педагогических разработок,
внедрение развивающих программ, позволяющих успешно осуществлять образовательную
деятельность, создание банка образовательных программ и методических материалов для
работы с одарёнными детьми, освещение работы на сайте школы.
4. Психолого-педагогическое: включает в себя практическую диагностико –
прогностическую и психологическую деятельность.
5. Мотивационное: функционирование научного общества обучающихся; проведение
мероприятий различного уровня; реализация социально-значимых проектов; дистанционное
образование; система стимулирования и поощрения.
6. Кадровое направление: повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
организация семинаров для педагогических работников по проблемам работы с одаренными
детьми.
Подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми должна обеспечивать становление
и развитие как базового, так и специфического компонентов из профессиональной
квалификации:
 создание психолого-педагогических условий для развития профессионального
мастерства;
 формирование
комплексного
подхода
(психолого-педагогического
и
профессионально-личностного) к образованию педагогических кадров;
 определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с
одарёнными детьми.
Функциональное обеспечение подпрограммы «Одаренные дети»
Группа
Административнокоординационная
Директор
Консультативная,
Научно-методическая

Функции
Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.
Формирование фонда поощрения и стимулирования одаренных
детей и педагогов, работающих с одаренными детьми.
Координация реализации подпрограммы.
Подбор диагностических материалов.
Определение критериев эффективности работы с одаренными
11

Заместитель директора детьми.
УВР, ВР
Проведение семинаров, консультаций.
Аналитическая деятельность, оформление документации,
отчетов. Организация сбора банка данных. Организация
разработки индивидуальных образовательных программ.
Руководители ШМО
Планирование и проведение предметных недель, олимпиад.
Руководство разработкой материалов, вопросов и заданий
повышенного уровня сложности по предметам.
Оформление и размещение материалов на сайте школы.
Руководство подготовкой отчетов учителей.
Учителя-предметники
Выявление одаренных детей.
Корректировка программ для работы с одаренными детьми.
Осуществление программы в системе урочной и внеурочной
работы.
Использование новых педагогических технологий.
Организация исследовательской и проектной работы с
обучающимися.
Подготовка к предметным олимпиадам, конкурсам различного
уровня.
Создание в учебных кабинетах картотеки материалов
повышенного уровня сложности.
Оформление своего опыта работы.
Классные
Выявление детей с одаренностью.
руководители
Оформление сводных таблиц по видам одаренности детей на
основе диагностик, наблюдений, информации учителей.
Планирование воспитательной работы с учетом реализации
одаренными детьми своих способностей и потребностей.
Сотрудничество с учителями-предметниками по поддержке
одаренных детей.
Помощь в организации внеурочной деятельности.
Консультирование родителей.
Педагог-психолог
Психодиагностическая работа.
Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися.
Индивидуальные и групповые консультации с обучающимися.
Работа с родителями (индивидуальные и групповые
консультации).
Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская
работа).
Специалисты,
Организация профессиональной помощи педагогам.
сотрудничающие
со Участие в мероприятиях школы, города, округа, области
школой

12

Участники реализации программы «Одаренные дети»
Руководители:
 администрация школы;
Творческая группа:
 учителя, педагоги дополнительного образования;
 педагог - психолог;
 библиотекарь
Участники:
 обучающиеся начальных классов, учащиеся 5- 11 классов;
 родители.
Основные формы работы с одаренными детьми
Форма
Конкурсы,
олимпиады,
фестивали

Задачи
Учет индивидуальных возможностей обучающихся.
Повышение степени самостоятельности обучающихся.
Расширение познавательных возможностей обучающихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и
проектной деятельности.
Работа с портфолио Создание условия мотивации обучающегося на достижения.
Мониторинг достижений обучающихся
Ученическая
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения
конференция
знаний на основе работы с различными источниками
информации.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры обучающихся.
Предметная неделя
Представление
широкого
спектра
форм
внеурочной
деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной
области.
Развитие творческих способностей обучающихся.
Внеурочная
Развитие творческих способностей обучающихся.
деятельность
Содействие в профессиональной ориентации.
Кружки, элективные Самореализация обучающихся во внеклассной работе.
курсы
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми
Ориентация на дифференциацию процесса обучения, обновление методов обучения,
использование современных образовательных технологий. Это выражается в замене
традиционных методов обучения диалоговыми формами общения учитель-ученик, ученикученик, при работе в микрогруппах, в использовании ИКТ, технологии разноуровневого
обучения, проектной деятельности.

13

Принцип индивидуализации – подразумевает всесторонний и всеобъемлющий учет
уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе
индивидуальных программ развития и обучения.
Принцип целостности образования – под целостностью образования понимается
единство процессов развития, обучения, воспитания учащихся, адекватность педагогических
технологий задачам обучения.
Принцип вариативности предполагает гибкое сочетание обязательных базовых и
профильных предметов, курсов по выбору, дополнительного образования, позволяющих
учащемуся раскрыть и развить склонностями и способностями, с учетом его возрастных
особенностей и уровня развития.
Принцип развивающего обучения – развивающее обучение опирается на зону
ближайшего развития ребенка и способствует ускорению развития.
Принцип обновления содержания и методов обучения – использование эффективных
образовательных технологий, внедрение в практику инноваций, ФГОС.
Создание благоприятных условий для реализации личностного роста одаренных
детей
1. Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие
способностей каждого одаренного ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов.
2. Подготовка кадров.
3. Организация консультативной помощи для обучающихся и воспитанников
целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
4. Информирование обучающихся и воспитанников о новейших достижениях науки в
избранной ими области умственной и творческой деятельности.
5. Знакомство обучающихся и воспитанников с новинками литературы и научных
открытий. Организация помощи ученикам в подборе необходимой литературы.
6. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
7. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам, конкурсам,
соревнованиям, фестивалям.
8. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и воспитанников и
создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в
результатах самостоятельной работы.
Стимулирование и поощрение интеллектуальной и творческой деятельности
одарённых детей.
1. Создание в школе информационных стендов, посвященных победителям и призерам
олимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей различного уровня.
2. Вынесение на публичное поощрение успехов обучающихся (линейки, объявления и
т.д.).
3. Награждение учеников, занявших призовые места в интеллектуальных, спортивных,
творческих мероприятиях на традиционной «Рождественской линейке». Вручение «премии
директора».
4. Награждение почётными грамотами отличников учебы по итогам года.
5. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских и
школьных собраниях.
6. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.
14

7. Присуждение звания «Лауреат школьной премии» за особые образовательные
успехи и достижения в спорте и творчестве.
Ожидаемые результаты реализации программы
«Одаренные дети»
Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для
развития талантливых и высокомотивированных детей в рамках образовательного учреждения
на основе:
 выявления задатков и развитие способностей детей к определенным видам
деятельности;
 повышения ответственности учителей, социально-психологической службы школы
при организации работы с одаренными детьми;
 активизации участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными
детьми;
 создания и применения на практике комплексной программы работы с одаренными
детьми;
 повышения качественных показателей успеваемости учащихся;
 создания атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к
одаренным детям;
 повышения педагогической эффективности образовательной системы школы в
вопросах качественной подготовки высокоинтеллектуальной личности;
 поиска оптимального соотношения между универсальностью и профильностью
образования школьников;
 достижения качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;
 расширения возможностей для исследовательской работы учащихся;
 увеличения числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
 сформировать систему работы с одарёнными детьми;
 создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных
условиях;
 совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
 сформировать школьный банк данных «Одарённые дети».
Целевые индикаторы и показатели результативности программы
«Одаренные дети»
 Количество одаренных и талантливых детей, принявших участие в конкурсах,
олимпиадах, соревнованиях, конференциях, фестивалях.
 Количество программ, курсов по работе с одаренными детьми.
 Количество детей, учащихся, педагогов, вовлеченных в работу с одаренными и
талантливыми детьми.
 Количество педагогических работников, прошедших повышение квалификации по
работе с одаренными детьми.
 Количество методических разработок по работе с одаренными детьми.
 Количество исследовательских работ обучающихся.
15

 Количество призеров олимпиад различного уровня.
 Повышение показателей удовлетворенности участников образовательного процесса,
родителей.
Перспективные мероприятия для обучающихся 1-4-х классов
в рамках реализации подпрограммы «Одаренные дети»
№
п/п
1.
2.

3.

4.

Мероприятия

Дата

Ответственные

Изучение нормативных документов
и методических рекомендаций
Разработка целостной системы
поиска, выявления, отбора,
обучения, развития одарённых детей
с учетом сохранения здоровья и
преемственности
Создание банка данных по
одарённым детям МАОУ СОШ №16
- начальная школа
Проведение работы с родителями
одарённых детей

в течение
года
в течение
года

Заместитель директора по
УВР
Заместитель директора по
УВР, заместитель
директора по ВР, педагогпсихолог

Сентябрь,
январь

ШМО учителей начальных
классов, педагог-психолог

в течение
года

Учителя
начальных
классов,педагог-психолог
Заместитель директора по
УВР

Проведение учёбы по изучению
опыта работы учителей,
работающих с одарёнными детьми
Создание условий для работы с
одарёнными детьми и подготовки их
к конкурсам

в течение
года
в течение
года

Заместитель директора по
УВР, учителя начальных
классов

Подготовка и проведение
предметных школьных олимпиад
учащихся 3-4 классов
Активизация работы по участию
детей в международных конкурсах:
«Кенгуру», «Русский медвежонок» и
пр.
Анализ критических замечаний и
предложений по результатам
олимпиад с выработкой
рекомендаций
Подготовка учащихся к
интеллектуальным конкурсам

в
соответствии
с планом
в течение
года

Заместитель директора по
УВР

11.

Контроль и организация занятий по
интересам

в течение
года

12.

Расширение банка методической
литературы по работе с одарёнными
детьми
Участие в городской олимпиаде
«Эврика»

в течение
года

5.

6.

7.

8.

9.

10.

13.

январьапрель
сентябрь апрель

апрель

Учителя
начальных
классов
Руководитель ШМО
учителей начальных
классов
Учителя
начальных
классов
Заместитель директора по
УВР, заместитель
директора по ВР
Библиотекарь
Руководитель ШМО
учителей начальных
классов
16

Расширение системы
дополнительного образования для
развития творческих способностей
одаренных детей
Разработка системы поощрений
победителей олимпиад, конкурсов,
фестивалей
Разработка и подбор
диагностических психологопедагогических методик для
выявления одаренных детей
Внедрение в систему работы школы
разработанных диагностических
методик и методов работы с
одаренными детьми
Психологическая диагностика по
выявлению одаренных детей
Анализ и корректировка
результативности и выполнения
этапов программы «Одаренные
дети»
Педагогическая диагностика по
выявлению одаренных детей по
учебным предметам
Организация патронажа между
способными учащимися и
учителями-предметниками
Анализ дополнительных
возможностей для углубленного
изучения различных предметов
Отчет педагогического коллектива
по работе с одаренными детьми за
прошедший учебный год
Обобщение опыта работы учителей,
работающих с одаренными детьми

14.

15.

16.

17.

18.
20.

21.

22.

23.

24.

25.

ежегодно

сентябрь

Заместитель директора по
УВР, педагоги
дополнительного
образования
администрация, директор

в течение
года

педагог-психолог

в течение
года

Учителя
начальных
классов,
педагог-психолог
педагог-психолог

Ноябрьдекабрь
Май

Октябрь,
февраль
В течение
года
Постоянно
Май,
ежегодно
Август, март
ежегодно

26.

Распространение опыта работы с
одаренными детьми

в течение
года

27.

Анализ и корректировка
результативности и выполнения
программы «Одаренные дети»

июнь

администрация,
руководитель ШМО
учителей начальных
классов
Учителя
начальной
школы
Учителя
начальной
школы
Администрация
школы
Педагогический
коллектив
Заместитель директора по
УВР,
педагогический коллектив.
Администрация школы.
Учителя начальных
классов
Администрация
школы

Перспективные мероприятия для обучающихся 5-11-х классов
в рамках реализации подпрограммы «Одаренные дети»
№

Мероприятие

1

Изучение нормативных документов и
методических рекомендаций различного
уровня по работе с одаренными детьми
Корректировка программ учителей,
классных руководителей для работы с

2

Время
проведения
Постоянно
Сентябрь
ежегодно

Ответственный
Заместитель
директора по УВР,
Руководители ШМО
Учителя-предметники
17

одаренными детьми
Разработка индивидуальных планов
работы.
3

4

5

Организация внеурочной деятельности,
элективных курсов, дополнительного
образования.
Организация дистанционного
образования
Школьные предметные олимпиады
Участие в городских предметных
олимпиадах

6

Тестирование;
результаты и анализ успеваемости;
наблюдение за детьми в различных видах
деятельности

7

Организация работы по участию детей во
всероссийских и международных
программах и конкурсах
«Русский медвежонок», «Кенгуру»,
«Золотое руно», «ЧиП» и др.
Работа с Портфолио ученика
Отчеты классных руководителей

8

9

10

11
12

13
14

15
16

Организация исследовательской работы
учащихся в рамках организации
проектной деятельности
Работа над индивидуальными
исследовательскими проектами
Школьная научно-практическая
конференция
Оформление электронного «Сборника
исследовательских работ обучающихся»,
информирование на сайте ОУ
Предметные недели
Участие в международных,
всероссийских дистанционных
творческих и интеллектуальных
конкурсах
Участие в городских конкурсах, смотрах,
фестивалях, соревнованиях
Профориентация

Сентябрь
ежегодно

Сентябрьоктябрьежегодно
Ноябрь,
декабрь
ежегодно
В течение года

В течение года

В течение года

Постоянно
С сентября по
апрель
декабрь, май

Зам. Директора по
УВР, ВР

Зам.дир. по УВР,
руководители ШМО,
учителя-предметники
Зам.дир. по УВР,
руководители ШМО,
учителя-предметники
Классный
руководитель,
психолог,
Учитель-предметник
заместитель директора
по УВР
Организатор
конкурсов в школе,
учителя-предметники
Заместитель
директора по УВР,
классные
руководители
Руководители
исследовательских и
проектных работ
Руководители
исследовательских
работ, зам.дир. по
УВР
Зам.дир. по УВР, ВР

В течение года

Зам.дир. по УВР

По плану
школы
В течение года

Руководители ШМО

В течение года

Зам.дир по УВР, ВР,
учителя-предметники
Педагог-психолог,
классные
руководители

В течение года

Зам.дир по УВР, ВР

18

17

Семинары по вопросам работы с
одаренными детьми

18

Проведение работы с родителями
одаренных детей. Реализация совместных
проектов
-индивидуальные консультации
Разработка диагностического
инструментария по выявлению
одаренных детей
Мониторинг результативности работы с
ОД.
Корректировка банка данных об
одаренных детях.

19

20

По плану
методической
работы
В течение года

Зам.дир. по УВР, ВР,
руководители ШМО

В течение года

Зам.дир. по УВР, ВР,
руководители ШМО,
педагог-психолог
Зам.дир. по УВР

Май ежегодно

Классные
руководители,
педагог-психолог

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».