Программа «Создание адаптационного пространства в МАОУ СОШ №16»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 16
____________ О.В. Кнор
Приказ № 260-д от 02.09. 2019 г.

Программа
«Создание адаптационного пространства
в МАОУ СОШ №16»

Карпинск
2019

Пояснительная записка.
Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для
успешной адаптации учащихся первых, пятых и десятых классов к особенностям
образовательной среды школы, сохранения психологического здоровья школьников,
разработки способов адаптации образовательной среды к учащимся.
Отличительной особенностью программы является, на наш взгляд, достаточно
широкий
охват
участников
учебно-воспитательного
процесса:
мероприятия
адаптационного периода (см. Приложение 1) предполагают не только психологическое
сопровождение школьников, начиная с подготовительной группы детского сада, но так же
консультативную помощь их родителям и педагогам.
Основные положения.
Адаптационный период охватывает первые полгода обучения в первом, пятом и
десятом классах.
Адаптационный стресс как совокупность адаптационных реакций организма
человека, носящих общий защитный характер, испытывают в той или иной мере все
участники образовательного процесса в начале учебного года. Особенно остро этот стресс
испытывают те учащиеся, которые попали в новую для себя среду, т.е. ученики первых,
пятых и десятых классов.
Переход на новую ступень образования характеризуется рядом психологических
особенностей. Прежде всего, учащиеся попадают в новый коллектив сверстников и
учителей, происходит значительное увеличение учебной нагрузки. Кроме того, в каждом
“переходном” классе имеются свои особенности.
1-й класс.
Значительное
повышение
личностной и ситуационной
тревожности детей. Им не
всегда понятно, для чего
существуют
школьные
правила, сложно принять
эти
правила
и
контролировать
с
их
помощью свое поведение.
Отсюда
нарушение
дисциплины
первоклассниками,
их
эмоциональная
неустойчивость и даже
соматические заболевания.

5-й класс.
Наблюдения
показывают,
что
первые
полгода
обучения в пятом классе
школьники
проявляют
невнимательность,
безответственность,
тревожность, неуверенность
в себе. Они начинают хуже
учиться по сравнению с
начальной
школой,
испытывают трудности в
общении со сверстниками и
учителями.

10-й класс.
Учащиеся
испытывают
желание “отдохнуть” после
экзаменов в девятом классе
и
перед
выпускным
одиннадцатым. Это ведет к
ослаблению внимания к
школьным предметам, тогда
как
десятый
класс
–
наиболее
сенситивный
период для окончательного
профессионального
самоопределения.

Каждый из переломных моментов школьной жизни связан с вхождением ребенка в
новую социальную среду. Необходимо понять, какую роль в становлении личности играет
адаптационный период.

Фазы становления личности.
Первая фаза (адаптация) становления личности предполагает усвоение
действующих в той социальной общности, в которую он входит определенных норм и
правил. Субъект не может проявить себя как личность до того момента, пока он не усвоит
данные правила.
Вторая фаза (индивидуализация) порождается противоречием между тем, что он
стал таким как все (адаптировался) и неудовлетворенной потребностью в
индивидуализации. Человек начинает искать способы для выражения своей
индивидуальности.
Третья фаза (интеграция) состоит в том, что личность сохраняет лишь те
индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и
собственной потребности осуществить значимый вклад в жизнь группы, а группа в какойто мере меняет свои групповые нормы, восприняв у этой личности те черты, которые
признаются группой значимыми для ее развития. Так происходит взаимная
трансформация личности и группы.
Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, то у него могут
складываться качества конформности, безынициативности, могут появиться робость,
неуверенность в себе, что приводит к серьезной личностной деформации.
Человеку на протяжении всей жизни приходится не раз входить в новую для себя
общность и ситуация успешной или неуспешной адаптации многократно
воспроизводится, отсюда у индивида складывается достаточно устойчивая структура
личности.
Устойчивая психическая адаптация – уровень психической деятельности,
определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его
эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного
нервно-психического напряжения.
Понятие “устойчивая адаптация” можно считать синонимом нормы здоровья.
Характер адаптации ребенка к изменившимся условиям среды отражается на трех
основных уровнях.
1. Эмоциональный уровень. Включает себя эмоциональное самочувствие,
переживание состояния равновесия или тревоги. Излишнее эмоциональное возбуждение
лежит в основе развития адаптационных нарушений. Эмоциональное благополучие
школьника в первые месяцы учебы на новой ступени образования отражает характер его
адаптации к среде.
2. Когнитивный уровень. Включает уровень развития самосознания. В процессе
адаптации происходит сознательное принятие новых норм и правил, что находит свое
отражение в становлении образа “Я”, осмыслении своей социальной принадлежности,
исполняемых ролей, занимаемого статуса и т.д.
3. Поведенческий уровень отражает характер поведения ребенка в условиях
школьной среды, его взаимоотношения с другими людьми.

Цели и задачи программы сопровождения.
Цели: создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации
учащихся к особенностям образовательной среды школы, сохранение психологического
здоровья школьников, разработка способов адаптации образовательной среды к
учащимся.
Задачи.
1-й класс.
1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства
защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для
развития у детей уверенности в себе.
3. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и
себя в роли учеников.
4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
5. Формирование навыков учебного сотрудничества.
6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
7. Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса
как предпосылки для освоения пространства школы.
8. Знакомство педагогов с особенностями детей данного класса.
5-й класс.
1. Формирование у детей позитивной «Я – концепции» и устойчивой самооценки,
снижение уровня школьной тревожности;
2. Формирование устойчивой учебной мотивации;
3. Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
4. Изучение уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене (4 класс) и
диагностика уровня адаптации пятиклассников (5 класс);
5. Консультирование
учителей
основной
школы,
их
знакомство
с
индивидуальными особенностями будущих пятиклассников.
10-й класс.
1. Определить оптимальный учебный режим для вновь прибывших учащихся.
2. Создать условия для формирования благоприятного психологического климата
общения учащихся, укрепления навыков поведенческой саморегуляции.
3. Способствовать становлению группового коллектива.
4. Проводить наблюдение поведенческих параметров с целью определения
коммуникативных и деятельностных проблем учащихся.
5. Помогать классным руководителям в изучении индивидуальных особенностей
вновь прибывших детей с целью построения воспитательной траектории.
6. Повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов через
внедрение педагогической психологии.

Мониторинг.
Выделяются следующие компоненты комплексного мониторинга.
Социально-психологический компонент:
 социальные данные о составе семьи, бытовой фон взаимоотношений в семье;
 определение уровня психосоматического здоровья;
 анализ уровня развития физических кондиций;
 исследование психологических особенностей;
 исследование уровня эмоционального благополучия.
Воспитательный компонент:
 изучение уровня воспитанности, уровня личностного роста;
 изучение психологического климата в ученических коллективах;
 определение социального статуса учащихся.
Деятельностный компонент:
 изучение интеллектуального развития;
 определение стартового уровня учебных достижений школьников.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Цели работы:
1. согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса в школе для
создания комплекса возможностей развития личности и формирования благоприятного
психологического климата общения;
2. определять результаты адаптационного периода в компонентах мониторинга:
социального, коммуникативного, деятельностного;
3. проводить подготовку к родительским собраниям и педагогическим советам.
Участники ПМПк и функциональная направленность их действий.
Директор.
Отвечает за конечный результат работы учебного заведения, за эффективность
работы всех структур.
Заместитель директора по учебной работе.
Отвечает за организацию, координацию, содержание, реализацию адаптационной
программы, создает атмосферу педагогической поддержки. Осуществляет контроль за
соблюдением единых требований к учащимся со стороны учителей-предметников.
Выступает по результатам мониторинга стартовых контрольных работ по
математике и русскому языку
Педагог-психолог.
Отвечает за выполнение программы адаптационного периода как программы
психолого-педагогического сопровождения вхождения ребенка в новую социальную
среду, за проведение диагностики и развивающих занятий в адаптационный период.

Выступает по представлению психологического портрета класса на основе
исследований
интеллектуального
развития,
психологических
особенностей,
эмоционального благополучия.
Медицинский работник.
Отвечает за составление банка данных на учащихся по определению уровня
здоровья, проблем на основе изучения, систематизации медицинских карт, итогов
медицинских осмотров, собеседовании с учащимися и их родителями.
Выступает по анализу состояния здоровья учащихся.
Классный руководитель и социальный педагог.
Отвечают за создание условий для успешной адаптации учащихся к особенностям
образовательного процесса, за формирование благоприятного климата общения, за
становление классного коллектива.
Выступают по итогам составления социального паспорта класса, где обозначаются
не только фактические данные, но и определяются особенности семейных
взаимоотношений, по итогам развития коллектива класса, по особенностям этого развития
и методам педагогического воздействия, осуществляемым им в процессе адаптационного
периода (что и для чего делалось?).
Учителя – предметники.
Отвечают за качество обученности учащихся по предмету, за формирование
интереса к изучению конкретных учебных дисциплин.
Выступают по итогам педагогических наблюдений за развитием учащихся на
конкретном предмете, по обмену опытом внедрения в образовательный процесс
механизмов реализации адаптации учащихся через создание ситуаций успеха, вхождения
учащихся в новую ступень обучения, по итогам формирования интереса к предмету

Ожидаемые результаты реализации программы.
 Повышение интереса к школьной жизни у обучающихся всех ступеней;
 Формирование позитивного “Образа Я” у школьников;
 Активизация интереса педагогов к проблемам адаптации.

План мероприятий адаптационного периода.
Организация педагогических мероприятий.
№
1.

2.

1 класс.

3.
4.

5.

5 класс.

6.

7.

8.
9.

10 класс.

10.

11.

Название мероприятия.
Обсуждение совместного плана сотрудничества
детского сада и начальной школы по подготовке
детей подготовительной группы к школьному
обучению.
Знакомство воспитателей подготовительной
группы с программой обучения и воспитания
первоклассников.
Знакомство учителей с программой обучения и
воспитания дошкольников.
Посещение воспитателями уроков учителей в
начальной школе в первом классе.
Посещение занятий в детском саду будущими
учителями первоклассников
- в начале учебного года: Цель: знакомство с
детьми подготовительной группы и формами
работы;
- во второй половине года: Цель: знакомство с
уровнем полученных знаний, умений и навыков,
творческих способностей детей д/с.
Совместное педагогическое совещание учителей
и воспитателей с целью обсуждения реализации
задач планирования.
Распределение нагрузки на предстоящий
учебный год.
Посещение учителями-предметниками уроков в
4-х классах, знакомство с будущими
пятиклассниками.
ПМПк “Готовность учащихся четвертого класса
к переходу в среднее звено”.
ПМПк “Итоги адаптационного периода
пятиклассников”.
Совещание “Итоги реализации
профориентационной программы в 9 классе,
готовность к переходу в старшее звено”
Совещание “Итоги адаптационного периода в 10
классе”.

Сроки.
май

Ответственные.
Зам. директора
по ВМР, зам.
директора по
УВР
сентябрь Зам. директора
по ВМР, зам.
директора по
УВР
сентябрь зам. директора
по УВР
Октябрь Зам. директора
-апрель
по ВМР, зам.
директора по
УВР

январь

директор

апрель

заместитель
директора по
УВР
Учителяпредметники.

Апрель,
май.
Май.
Декабрь.
Март.

Январь.

Участники
ПМПк
Участники
ПМПк
директор,
заместитель
директора по
УВР
Администрация

Социально-психологический компонент.
№
1.
2.

Название мероприятия.
Изучение социальных условий. Составление
социального паспорта 1, 5, 10 класс.
Определение психосоматического здоровья через
анализ медицинских карт.

Сроки.
Сентябрь.
Октябрь.

Ответственные.
Классные
руководители.
Мед. работник.

Изучение эмоционального благополучия:

3.

Ноябрь,
декабрь.

педагог-психолог

1. уровень развития тревожности – 1 и 5 класс
2. САН – 10 класс;
3. Социальная адаптация – 10 класс.

Мероприятия совместно со
структурным
подразделенем - д/с «Умка»

Воспитательный компонент.
№
1.

2.

3.

Школьные
мероприятия.

4.

Название мероприятия.
Выставки работ будущих
первоклассников
“Я рисую школу”, “Я - первоклассник”
Экскурсии детей в школу.
Цель: Знакомство дошкольников со
школьной жизнью, школьными
помещениями (библиотекой, классами,
спортзалом).
Праздники для будущих
первоклассников и родителей “Давайте
знакомится”
Социометрические исследования
межличностных отношений в классах.

Сроки.
Апрель.

Ответственные.
Воспитатели.

В
течение
года

Воспитатели
зам. директора по
УВР, ВР

Март.

Учителя начальных
классов.

Октябрь.

Педагог-психолог,
классные
руководители.
Педагог-психолог,
классные
руководители.
Классные
руководители.

5.

Изучение уровня удовлетворенности
учащихся школьной жизнью.

Декабрь.

6.

Изучение уровня воспитанности.

Март.

Деятельностный компонент.
№

Название мероприятия.

Класс.

Сроки.

1.

Изучение функциональной школьной
зрелости (тест Керна-Йерасика).
Наблюдение поведенческих особенностей
учащихся.
Определение стартовых уровней учебных
достижений.
Изучение учебной мотивации (рисуночные
методики “Я в школе”).
“Диагностика поведения и деятельности
ребенка” опросник для учителей.
“Права и обязанности ученика” опросник для
учащихся.
Изучение интеллектуального развития
учащихся. (ШТУР)
Изучение интеллектуального развития
учащихся. (тест Векслера)

1 класс.

Сентябрь.

1,5,10.

Октябрь.

5,10.

Ноябрь.

1,5

Ноябрь.

1.

Ноябрь.

1.

Декабрь.

10.

Декабрь.

4.

Апрель.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Ответствен
ные.
Педагогпсихолог
Педагогпсихолог
Завуч.
Педагогпсихолог
Педагогпсихолог
Педагогпсихолог
Педагогпсихолог
Педагогпсихолог

Мероприятия в школе.

Мероприятия в структурноем
подразделении д/с «Умка»

Консультативный компонент.
№
Название мероприятия.
Сроки. Ответственные.
1. Родительское собрание со следующей тематикой: Октябрь.
Методист
“Задачи семьи и детского сада по созданию
Воспитатели
условий для успешной подготовки детей к
Учителя
школьному обучению”
начальных
классов
2.
Подготовка тематических выставок для
В
Воспитатели.
родителей.
течение
года
 “Какими умениями должен обладать
первоклассник для успешного обучения в школе”
 “Роль семьи в формировании положительного
образа школы”
3. Консультации учителей для родителей будущих
По
Учителя
первоклассников
запросу
начальных
классов
4. Анкетирование родителей по теме “Готовы ли вы Январь.
Воспитатели
отдать своего ребенка в школу?”
5. “Ребенок пошел в школу” родительское собрание Октябрь.
Педагогв 1 классе.
психолог
6. “Итоги адаптационного периода” родительские
Ноябрь.
Педагогсобрания в 1 и 5 классах.
психолог
7.
“Время отдыха?” родительское собрание в 10
Декабрь.
Педагогклассе.
психолог
8.
“Как помочь ребенку в пятом классе”
Май.
Педагогродительское собрание в 4 классе.
психолог
9.
Индивидуальное консультирование родителей.
В
Педагогтечение
психолог
года.
Коррекционно-развивающий компонент.

1 класс.

Структурное
подразделение
д/с «Умка»

№
1.

Название мероприятия.
Проведение тематических занятий по
программе подготовки дошкольника к
школе, с учетом формирования
компонентов учебной деятельности.
Совместный интеллектуальный марафон
“Я познаю мир” первоклассников и детей
подготовительной группы

Сроки.
Ноябрь апрель

3.

“Давайте жить дружно!” адаптационные
занятия с первоклассниками.

Сентябрьмай.

4.

Преодоление школьной тревожности.
Групповые работы.

2.

Март

Ответственные
Воспитатели
Учителя
начальных
классов
Воспитатели
Учителя
начальных
классов
Социальный
педагог, педагогпсихолог
Педагогпсихолог

Средняя
ступень.
Старшая
ступень

5.

6.
7.
8.

Занятия по формированию готовности
младших школьников к переходу на
вторую ступень обучения.
Занятия «Познай себя»
Индивидуальные консультации
10-классников.
Профориентационные занятия по
программе “Моя профессия”.

Январь –
май.

Педагогпсихолог

I
полугодие
I четверть.

Педагогпсихолог
Педагогпсихолог
Педагогпсихолог

I
полугодие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».