Рабочая программа ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1-4 класс

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 03643C6300E8AD78B241358EBE0BA399E3
Владелец: МАОУ СОШ № 16
Действителен: с 22.11.2021 до 22.11.2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативными основаниями для разработки учебного плана начального общего
образования являются:
• Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая
2021 г № 286;
• Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
• Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21);
• Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 20.05.2020 № 254;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования";
• Проект примерной образовательной программы начального общего образования,
примерные рабочие программы учебных предметов (одобрены решением ФУМО, протокол
от 27.09.2021 № 3/21);
• Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства
просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 г. N
1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования
и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и
высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части
результатов национальных и международных исследований качества образования и иных

аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в
указанных исследованиях и мероприятиях" (с изменениями и дополнениями);
• Устав МАОУ СОШ №16, утвержденный Постановлением городского округа
Карпинск № 390 от 08.04.2020 г. (с изменениями от 18.08.2021 г. № 1030);
• Основная образовательная программа начального общего образования /ООП НОО/
МАОУ СОШ №16;
• Календарный учебный график для начального общего образования на 2022-2023
учебный год.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного
типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Современные развивающие программы начального образования включают проектную
деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа

позволяет

реализовать

актуальные

в

настоящее

время

компетентностный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в
системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей
Место учебного курса «Основы проектной деятельности: учебный проект» в
учебном плане.
Межпредментые связи, выделенные в федеральном образовательном стандарте
нового поколения позволяют сократить разрыв при изучении различных дисциплин и
облегчают формирование представлений о единой картине мира. Развитие личностных
качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта
разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной, поэтому
в учебном плане МАОУ СОШ №16 особое место отведено практическому содержанию
образования, исследовательской деятельности, применению приобретенных знаний и

умений в реальных жизненных ситуациях и осуществляется через учебный курс «Основы
проектной деятельности: учебный проект», на изучение которых предусмотрено по 0,5 часа
в неделю. Данный учебный модуль включен в учебный план МАОУ СОШ №16 в часть,
формируемую участниками образовательных отношений.
Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на
пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы,
улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает
проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов,
встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная
деятельность

предусматривает

поиск

необходимой

недостающей

информации

в

энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных
профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс) по 0,5 часа каждую неделю. Общее
число часов, отведённых на изучение курса «Основы проектной деятельности: учебный
проект», — 68 часов.
I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УЧЕБНЫЙ
ПРОЕКТ»
Личностные результаты освоения программы начального общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности МАОУ СОШ №16 в
соответствии

с

традиционными

российскими

социокультурными

и

духовно-

нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения программы начального общего образования
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и
приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к
своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных

отношений.
Духовно-нравственного

воспитания:

признание

индивидуальности

каждого

человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной
культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий,
приносящих ей вред.
Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
1.2.2.

Метапредметные

результаты

ООП

НОО

МАОУ

СОШ

№16

характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и
регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения
учебных предметов, а также становление способности обучающихся начальной школы к
самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания различных
предметов, курсов, модулей обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных
понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают
обучающимся применять знания как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных
ситуациях.
Метапредметные

результаты

освоения

программы

начального

общего

образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному

признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в
ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать
выводы;
базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и
желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим
работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель,
планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения
задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить
по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно
заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей)

несовершеннолетних

обучающихся)

правила

информационной

безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать
текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное
отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать
возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал

(рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

II.

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО

КУРСА

«ОСНОВЫ

ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ»
1 КЛАСС (17 часов)
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал?
Твои помощники. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Гипотеза.
Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации.
Интересные люди – твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Визитка.
Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Выступление перед
знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это
интересно. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией
2 КЛАСС(17 часов)
Ты – проектант. Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями/
Выбор помощников в работе над проектом. Этапы работы над проектом. Актуальность
темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». Проблема. Решение проблемы.
Выработка гипотезы-предположения. Цель проекта. .Задачи проекта. Сбор информации для
проекта. Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Отбор

значимой информации. Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет»,
«поделка».
Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация». Значимость компьютера в
создании проектов. Презентация. Знаком ли ты с компьютером?. Совмещение текста
выступления с показом презентации. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы
«зала» по теме проекта Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности
3 КЛАСС (17 часов)
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение
проблемы. Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.
Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор
информации
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Постер. Требования
к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Создание мини-постера.
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков,
фигур, диаграмм. Анимации. Настройка анимации. Фотографии на слайдах. Работа с
фотографиями. Требования к компьютерной презентации. Составление первой презентации
по заданному тексту. Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.
4 КЛАСС (17 часов)
Методы исследования. Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование
техники экспериментирования. Интуиция и создание гипотез. Правильное мышление и
логика.
Искусство делать сообщения. Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Индивидуальная работа
по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная
консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Участие в
защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. Подготовка
собственных работ к защите. Собственная защита исследовательских работ и творческих
проектов.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ»
№

Наименование раздела.
Тема урока.

Планируемые результаты
предметные

метапредметные

Виды деятельности

Виды контроля

Электронные
образовательные
ресурсы

Устный опрос

https://obuchonok.r
u/node/5800

личностные

Раздел 1. Человек и общество
1.1.
1.2

1.3

1.4

1.5

О чем я больше всего определять разрыв
между реальным и
хочу рассказать.
Выбор темы проекта.

Как собирать
материал?

Твои помощники.

Проблема. Решение
проблемы.

желательным
состоянием объекта
(ситуации) на основе
предложенных
педагогическим
работником вопросов
распознавать
достоверную и
недостоверную
информацию
самостоятельно или
на основании
предложенного
педагогическим
работником способа
ее проверки;
соблюдать с
помощью взрослых
(педагогических
работников,
родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся)
правила
информационной
безопасности при
поиске информации в
сети Интернет
воспринимать и
формулировать
суждения, выражать
эмоции в
соответствии с

Познавательные:

Работа с
информацией:
- понимать, что
информация может
быть представлена в
разной форме —
текста, иллюстраций,
видео, таблицы.

Коммуникативные:
- в процессе учебного
диалога слушать
говорящего; отвечать
на вопросы, дополнять
ответы участников;
- воспроизводить
названия своего
населенного пункта,
название страны, её
столицы;

Гражданскопатриотическое
воспитание:
- становление
ценностного
отношения к своей
Родине — России;
- проявление уважения
к своему и другим
народам;

- первоначальные
представления о
человеке как члене
общества.

Обсуждение ситуаций
по теме, например,
«Правила поведения в
классе и в школе»

Устный опрос

Распознавание
достоверной и
недостоверной
информации на
основании
предложенного
педагогическим
работником способа ее
проверки

Устный опрос

https://obuchonok.r
u/node/2543

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

https://obuchonok.r
u/node/5776

https://obuchonok.r
u/aktualnost

Духовно-нравственное
воспитание:
- проявление культуры
общения,
уважительного
отношения к людям;
- применение правил
совместной

https://obuchonok.r
u/node/5800

https://obuchonok.r
u/node/5779
Обсуждение ситуаций
по теме, например,
«Правила поведения в
классе и в школе»,
«Правила поведения в

Практическая
работа

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

Гипотеза.
Предположение..

целями и условиями
общения в знакомой
среде
выявлять недостаток
информации для
решения учебной
(практической)
задачи на основе
предложенного
алгоритма

- соотносить предметы
декоративноприкладного
искусства с
принадлежностью
народу РФ;
- воспроизводить
наизусть слова гимна
России;

Гипотеза. Играем в
предположения
Цель проекта.

Задача проекта.

Выбор нужной
информации.

с помощью
педагогического
работника
формулировать цель,
планировать
изменения объекта,
ситуации; сравнивать
несколько вариантов
решения задачи,
выбирать наиболее
подходящий (на
основе предложенных
критериев);
выбирать источник
получения
информации;

Эстетическое
воспитание:
Регулятивные:
- сравнивать
организацию своей
жизни с
установленными
правилами здорового
образа жизни
(выполнение режима);
- анализировать
предложенные
ситуации:
устанавливать
нарушения режима дня,
организации учебной
работы
Совместная
деятельность:

1.11

Интересные люди –
твои помощники.

согласно заданному
алгоритму находить в
предложенном
источнике
информацию,
представленную в
явном виде

деятельности,
проявление
способности
договариваться.

- соблюдать правила
общения в совместной
деятельности:
договариваться,
справедливо
распределять работу.

- проявление
уважительного
отношения к разным
видам искусства,
традициям и
творчеству своего и
других народов

Трудовое воспитание:
- бережное отношение
к результатам труда,
навыки участия в
различных видах
трудовой деятельности,
интерес к различным
профессиям

Ценности научного
познания:

учреждениях культуры
— в театре, музее,
библиотеке»
Просмотр и
обсуждение
иллюстраций,
видеофрагментов и
других материалов (по
выбору) на темы
«Москва — столица
России», «Экскурсия
по Москве»

Устный опрос

https://obuchonok.r
u/cel-raboty
https://obuchonok.r
u/zadachi

Устный опрос

https://obuchonok.r
u/node/5822

Экскурсии, целевые
прогулки, просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов и
других материалов (по
выбору) о родном крае

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

https://obuchonok.r
u/node/2543

Устный опрос

https://obuchonok.r
u/node/5776

Экскурсии, просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов и
других материалов о
родном крае, труде
людей. Рассматривание
и описание изделий
народных промыслов
родного края и народов
России
Беседа по теме,
например, «Правила
поведения в
учреждениях
культуры»

Контрольная
работа

https://obuchonok.r
u/node/5779

Устный опрос

https://obuchonok.r
u/literatura

1.12

1.13

1.14

Продукт проекта.
Виды продукта

Макет. Визитка. Как
правильно составить
визитку к проекту.
Макет.
Визитка.
Как
правильно составить
визитку к проекту.

1.15

Мини-сообщение.
Выступление перед
знакомой аудиторией.

1.16

Играем в ученых.
Окрашивание цветка в
разные цвета. Это
интересно.
Подготовка
ответов
на
предполагаемые
вопросы «из зала» по
теме
проекта.
Пробные выступления
перед
незнакомой
аудиторией

1.17

принимать цель
совместной
деятельности,
коллективно строить
действия по ее
достижению
распределять роли,
договариваться,
обсуждать процесс и
результат совместной
работы; проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
ответственно
выполнять свою часть
работы
строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленной
задачей;
корректно
и
аргументированно
высказывать
свое
мнение;
создавать
устные и письменные
тексты
(описание,
рассуждение,
повествование);
готовить небольшие
публичные
выступления;

- проявление
познавательного
интереса, активности,
инициативности,
любознательности

Работа с
иллюстративным
материалом:
рассматривание фото,
репродукций на тему
«Семья»
Учебный диалог по
теме, например, «Что
такое семья»

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

https://obuchonok.r
u/metody

Составление
проекта макета
визитки

https://obuchonok.r
u/metody

Работа с
иллюстративным
материалом:
рассматривание фото,
репродукций на тему
«Семья».

Творческое
задание

https://obuchonok.r
u/metody

Устный опрос

https://obuchonok.r
u/metody

Рассказы детей по теме,
например, «Как наша
семья проводит
свободное время»
Рассказы по теме
«Значение труда в
жизни человека»
Рассказы детей «Мой
домашний адрес»

https://obuchonok.r
u/node/5781

Пробные
выступления
перед
незнакомой

аудиторией

https://obuchonok.r
u/aktualnost


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».