Программа воспитания «Информационная безопасность»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 16
____________ О.В. Кнор
Приказ № 260-д от 02.09.2019 г

Программа воспитания
«Информационная безопасность»
МАОУ СОШ №16

Карпинск
2019

Пояснительная записка
Исследование проблемы медиабезопасности детей и подростков в последние годы
является особенно актуальным в связи с бурным развитием IT-технологий и
информационно-коммуникативных сетей.
Образовательная программа разработана в связи с возросшей потребностью
обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении,
организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных
информационнокоммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь и
СМИ).
Программа разработана с учетом требований:
- Федерального закона №273: «Об образовании в Российской федерации»,
- Федерального закона от 29.07.2018 г №242-ФЗ «О внесении изменений в ст.13.21
КоАП и ст. 12 ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию»
- Федерального закона № 152-ФЗ РФ «О персональных данных», от 01.01.2008 г.
(обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его
персональных данных)
- Письма департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2018 №08-1184 «О
направлении информации»
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях.
Цель: формирование безопасного поведения детей и подростков в информационной
среде.
Задачи:
1. сформировать знания в области медиабезопасности детей, использующих
Интернет, СМИ, различные виды телекоммуникаций;
2. ознакомить с технологиями и средствами защиты информации;
3. сформировать у учащихся навыки по профилактике и коррекции зависимого
поведения, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом.
На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна
обеспечивать информационная безопасность:
 целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также
зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
 конфиденциальность информации;
 доступность информации для всех авторизованных пользователей.
Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе
являются:
 Защита
компьютеров от внешних несанкционированных воздействий
(компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)
 Использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с
содержимым, не соответствующим задачам образования.

Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание
информационной культуры
В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности:
доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег,
платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и
интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.
Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и
болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных
исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём
мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным
пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за
компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый
веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам
(большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность
знакомых и друзей в сети), игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными
играми по сети.
Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на
эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки
критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру
безопасного использования Интернет.
В рамках этой программы может осуществляться информационнопросветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения
навыками безопасной работы в сети Интернет.
В школе проводятся занятия для учащихся по основам информационной
безопасности («основы медиа-безопасности»); родители знакомятся с современными
программно-техническими
средствами
(сетевыми
фильтрами,
программами
«родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети
Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводятся специальные мероприятия
по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
Современные ученики активно используют Интернет для разработки школьных
проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в
онлайновые игры и так далее. Все более часто их любимым способом общения становится
мгновенный обмен сообщениями. Для учащихся этого возраста желание выяснить, что
они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно
нормальным.
Педагогам для обеспечения интернет-безопасности учащихся 10-15 лет
необходимо:
 познакомить учащихся с ответственным, достойным поведением в Интернете;
 рассказать об основных опасностях и правилах безопасного использования сети
Интернет;
 убедить никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя,
домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии
друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями,
возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена
сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на
конкурсы в Интернете;


объяснить опасность личных встреч с друзьями по Интернету без присутствия
взрослых;
 убедить сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или
угрожает им.
 ознакомить с правилами поведения на форумах и чатах, убедить их, что они не
должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим
людям.
Организуя работу с учащимися старших классов по безопасному использованию
информации в Интернете, следует обратить внимание на неформальные молодежные
объединения, которые возникают в образовательной организации. Сетевая безопасность
подростков – трудная задача, поскольку об Интернете они знают зачастую больше, чем их
родители.
Для
эффективной
профилактики
интернет-зависимости,
профилактики
националистических проявлений в молодежной среде и устранения риска вовлечения
подростков
в
противоправную
деятельность
педагоги
должны
проводить
разъяснительную и консультационную работу с родителями учащихся с целью
объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в Интернет.
Возможно проведение бесед о работе учащихся в сети Интернет на классных и
общешкольных родительских собраниях или при индивидуальных встречах;
информирование через школьный сайт на страничке для родителей. На таких страничках
можно разместить рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у детей, по
обеспечению безопасности детей в Интернете.


Авторское право
Современные школьники - активные пользователи цифрового пространства.
Однако далеко не все знают, что пользование многими возможностями цифрового мира
требует соблюдения прав на интеллектуальную собственность.
Термин "интеллектуальная собственность" относится к различным творениям
человеческого ума, начиная с новых изобретений и знаков, обозначающих собственность
на продукты и услуги, и заканчивая книгами, фотографиями, кинофильмами и
музыкальными произведениями.
Авторские права - это права на интеллектуальную собственность на произведения
науки, литературы и искусства. Авторские права выступают в качестве гарантии того, что
интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые
возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание.
Никто без разрешения автора не может воспроизводить его произведение, распространять,
публично демонстрировать, продавать, импортировать, пускать в прокат, публично
исполнять, показывать/исполнять в эфире или размещать в Интернете.
Использование "пиратского" программного обеспечения может привести к
многим рискам: от потери данных к твоим аккаунтам до блокировки твоего устройства,
где установлена нелегальная программа. Не стоит также забывать, что существуют
легальные и бесплатные программы, которые можно найти в сети.

План мероприятий
№
п/п

Наименование мероприятия

Срок
исполнения

Ответственный

I. Организационная работа по обеспечению защиты детей от распространения
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
Техническая поддержка работы
системы контентной фильтрации
школы

В течение
учебного года

программист

Проверка библиотечного фонда на
предмет выявления для выявления
литературы, запрещенной или
ограниченной для распространения
среди детей. Составление Акта
проверки

Ежеквартально

библиотекарь

1.3.

Организация занятий с педагогами по
медиабезопасности

В течение
учебного года

Учителя
информатики

1.4.

Мероприятия по антивирусной защите
компьютерной техники

В течение
учебного года

программист, учителя
информатики

1.5.

Обеспечение защиты персональных
данных сотрудников, обучающихся и
их родителей при их обработке в
информационных системах

В течение
учебного года

Классные
руководители,
заместители
директора, секретарьделопроизводитель

1.6.

Мониторинг социальных сетей в целях
организации работы по профилактике
аутоагрессивного, экстремистского
поведения детей, взаимодействия с
обучающимися и их семьями,
мониторинга общедоступной
информации

В течение
учебного года

Классные
руководители,
заместители
директора,
социальный педагог,
педагог-психолог

1.1.

1.2.

II. Информационная и просветительская работа с обучающимися
2.1.

Участие обучающихся в различных
конкурсах, проектах, акциях по
проблемам информационной
безопасности

В течение
учебного года

Учитель
информатики,
учителя-предметники

2.2.

Проведение бесед по информационной
безопасности на уроках информатики и
классных часах
Всероссийская акция по безопасности
школьников в сети Интернет

В течение
учебного года

Учитель
информатики,
учителя-предметники

Сентябрь,
октябрь

Учитель
информатики,
учителя-предметники

2.3.

2.4.

Всероссийский урок безопасности
школьников в сети Интернет
«Сетевичок 2018»

Октябрь

Учитель
информатики,
учителя-предметники

2.5.

Всероссийская акция «Час кода».
Тематический урок информатики
Разработка и распространение памяток
«Безопасный Интернет-детям!»

Декабрь

Анкетирование обучающихся в целях
выяснения информированности детей и
подростков о безопасном поведении в
сети Интернет
Классные часы о правилах поведения и
общения с сети «Интернет».
Ответственность несовершеннолетних
и их родителей за нарушение ст. 20.1
«Мелкое хулиганство» КоАП РФ

Апрель

Учитель
информатики
Заместитель
директора по ВР,
социальный педагог
Заместитель
директора по ВР,
учитель информатики

2.6.

2.7.

2.8.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

Январь

По плану
классных часов

Классные
руководители,
социальный педагог

III. Информационное просвещение родителей
Распространение памяток для
Сентябрь
Классные
родителей по вопросам контроля детей
руководители
в социальных сетях (ВКонтакте,
Одноклассники)
Родительские собрания: «Знакомство
Октябрь
Классные
родителей с информацией по
руководители
медиабезопасности»
Обновление информационных
В течение
Заместитель
материалов по проблемам
учебного года
директора по ВР
информационной безопасности для
всех участников образовательного
процесса на сайте МАОУ СОШ №16
Размещение на сайте МАОУ СОШ №
В течение
Заместитель
16 ссылок на электронные адреса по
учебного года
директора по ВР
проблемам информационной
безопасности для всех участников
образовательного процесса

Планируемые результаты:
1.аОсознание
обучающимися
значимости
проблемы
информационной
безопасности;
2.аСформированные
компетентности
в
области
правовых
аспектов
информационной безопасности детей и подростков;
3.аЗнание способов защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и
мобильной (сотовой) связи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».