Программа гражданско-патриотического воспитания

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 16
____________ О.В. Кнор
Приказ № 260-д от 02.09.2019 г

Программа
гражданско-патриотического воспитания
в МАОУ СОШ №16

Карпинск
2019

Пояснительная записка
Данная программа направлена на формирование у учащихся способности
рефлексивно адаптироваться к требованиям общества. Целью ее создания являлось
объединение всех педагогических усилий в рамках школьного образовательного процесса по
воспитанию гражданственности. Под гражданственностью понимается такой уровень
культуры молодого человека, при котором достигается понимание закономерностей
общественного устройства, формируется готовность к принятию ответственных решений в
проблемных жизненных ситуациях на основе усвоенных знаний и ценностей данного
сообщества.
Сохраняя
традиции
и
преемственность
поколений,
развивая
чувство
гражданственности и любви к своей малой родине, в МАОУ СОШ №16 уделяется особое
внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России,
основанному на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории
поселка и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за
свою страну.
Сохранена традиция проведения военно-патриотических праздников, Вахты памяти,
посвященной Дню Победы, в рамках которых ежегодно проводятся военно-спортивные
игры, спортивные соревнования, конкурсы и фестивали военной песни, Уроки мужества и
встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурсы детских рисунков,
стихов, рефератов, сочинений и тематических газет.
Воспитание обучающихся на основе данной программы в духе боевых традиций
старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к
Родине, к родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военнопатриотическим видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите
Отечества. При реализации программы учитываются возрастные особенности детей: для
детей начальных классов – это проведение мероприятий с элементами игры, для среднего
возраста – различные викторины и спортивные соревнования, для старшего звена – это
лектории, беседы, спортивные соревнования, социальные и благотворительные акции,
музейные уроки и т.д.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение
имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического
воспитания – учить миру.
Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся призвана
обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданского
патриотического воспитания. Программа позволяет всем, кто работает с детьми самого
разного возраста, понять феномен «воспитательное пространство», сконструировать и
смоделировать воспитательное пространство личности, развернуть его в социальном
пространстве школы.
По завершению программы ожидаются следующие результаты:
 высокие этические нормы поведения и жизни;
 активная гражданская позиция;
 стремление к духовному обогащению и развитию;
 чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;
 уважение к родителям;

 знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;
 стремление к здоровому образу жизни;
 участие в ежегодных школаских проектах.
Реализация Программы позволит заложить основы:
 достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;
 обновления содержания воспитательной и развивающей работы школы;
 обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития
обучающихся;
 формирование гражданственности и патриотического сознания обучающихся;
 формирование предпосылок к стабилизации и снижению числа
правонарушений, совершаемых подростками.
Программа воспитывает в детях любовь и преданность своему Отечеству, гордость за
принадлежность к великому народу, готовит к достойному и самоотверженному служению
обществу и государству.
Актуальность программы
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во
многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и
обществом. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей
не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурноисторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления
гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание
принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к
управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать
на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.
В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную,
правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия
общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу
определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и
является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить
смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее
оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период
самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью
знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и
методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социальнопедагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте
гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную
деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие
самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Дополнительное образование охватывает все направления внеклассной деятельности
и ведется на основе типовых программ личностного общения и взаимодействия детей и
взрослых. Именно в сфере дополнительного образования реализуется одно из приоритетных
направлений деятельности детей и подростков – формирование у них чувства патриотизма,

сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим
мышлением, способностью самостоятельно сделать свой политический выбор.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это
целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего
поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества,
к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации
прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический,
нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях
достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует
становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей
страны.
В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных
ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. Отсюда беспринципность,
безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда
целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах. Анкетирование обучающихся
показывает, что они не всегда правильно понимают лексическое значение слова «патриот».
Некоторые из них рассматривают его как бережное отношение к природе, кто-то только как
уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить
конституционный долг, это социальная толерантность, общественно значимое поведение и
деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и
социальной активности личности. Изучение истории родной земли, истинной истории
нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит
понять подросткам, кто является истинным патриотом. Восстановление и сохранение
национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества
поможет душевно и духовно очиститься.
Очевидно, что необходимы изменения приоритетов в воспитательной работе.
Важнейшая задача современного школьного образования, воспитания – развивать личность
обучающегося, способствовать проявлению их собственной нравственной и гражданской
позиции по жизненно важным вопросам, расширению социокультурного опыта. Но надо
учитывать, что формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга – это
систематическая, целенаправленная, комплексная деятельность, которая должна проводиться
с учетом возрастных особенностей. А самое главное, патриотическое воспитание должно
поводиться совместно с семьей и через семью.
Наш школа – это большая дружная семья, объединяющая родителей, учеников,
учителей. Так уж повелось, что всегда все школьные вопросы решались и решаются с
родителями. Самые активные и неравнодушные из них идут в школу и становятся
помощниками и партнерами в воспитании детей.
Не случайно, в 2015-2016 учебном году в нашей школе родители включились в
реальную жизнь класса: они участники и организаторы ключевых дел в школе. Родители
активно проводят классные часы, праздники, организуют экскурсии, становятся
руководителями в научно-исследовательской работе обучающихся. Мы уверены, что именно
родители, работа с семьей поможет осуществить воспитание патриотизма у подрастающего
поколения, что даст новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в
России гражданского общества. А значит, будущее начинается с семьи.

В Программе отражены приоритетные направления и задачи по гражданскопатриотическому воспитанию; указаны сроки, мероприятия по выполнению поставленных
задач.
Цель Программы
Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива
педагогов, обучающихся, родителей школы по становлению и личностному развитию детей в
процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой
личный выбор и за будущее России.
Задачи
1. Провести обоснованную организаторскую деятельность по созданию условий для
эффективного патриотического воспитания обучающихся;
2. формировать
эффективную
систему
патриотического
воспитания,
обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого подростка верности Отечеству,
готовность приносить пользу обществу и государству;
3. развивать у обучающихся потребность в познании культурно-исторических
ценностей, стимулировать творческую активность;
4. привлекать обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и
духовно-нравственных ценностей родного края, школы через овладение технологией
социального проектирования и участие в реальной жизни местного сообщества;
5. изучать историю своего края, народа, страны для дальнейшего укрепления основ
демократии и народовластия в России.
Основополагающие принципы реализации Программы
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации
целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся:
 принцип научности, гуманизма, демократизма;
 принцип участия;
 принцип гарантии;
 принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее
духовных ценностей и традиций;
 принцип системности, преемственности и непрерывности в развитии учащихся;
 принцип многообразия форм, методов и средств, используемых в целях
обеспечения эффективности воспитания
Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся школы,
коллектив педагогов и родителей.
Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации,
предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы.
Кадровое обеспечение
1. Организация работы методического объединения классных руководителей по
гражданско-патриотическому воспитанию.
2. Гражданско-патриотическое просвещение обучающихся, родителей через классные
часы, семинары, конференции.
3. Социальное проектирование.

4. Приглашение в классы таких специалистов, общественных деятелей и политиков,
которые способны учитывать специфику детского и подросткового возраста.
Нормативно-правовые документы
Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г,
Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях
России) /с изменениями от 1 декабря 2014 г., Письмо Минобразования РФ от 1 марта 2002 г.
№ 30-151-31/16 «О рекомендациях об организации воспитательной деятельности по
ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской
Федерации и их популяризации», Концепция модернизации образования на период до 2020
г., Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2016-2020 годы».
Направления деятельности.
Ведущими направлениями деятельности, способствующими реализации данной
Программы, являются:
 Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданскопатриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых
процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве
определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
 Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание
историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы,
неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и
современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование
знаний о родном городе, области.
 Гражданско-правовое.
Воздействует
через
систему
мероприятий
на
формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и
правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной
готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает
уважение к государственной символике.
 Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной
и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной
позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях
пожилого возраста.
 Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого
патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной
защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
 Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств,
воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий
физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к
защите Родины.
 Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей
учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству,
миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Данные направления гражданско-патриотического воспитания реализуются на
различных возрастных ступенях, каждая из которых имеет свои методологические
особенности.
В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей
в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства
человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Проводимые
мероприятия позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и
достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру
человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот
возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих
способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности,
осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются
коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в
сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе — развитие
творческого потенциала младшего школьника — помогает сформировать личность,
способную внести свои вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование систему ценностей и
установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности,
необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в
общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования
является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности
перед обществом. Работа в данном направлении реализуется посредством коллективно —
творческих дел, ролевых игр, творческих проектов.
На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах,
происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание
философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни
общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая
ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в
процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение
защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную
деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.

План мероприятий.
№№ Дата
Название мероприятия
Ответственные
п/п
I. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное
время.
1
В течение
Использование потенциала учебных курсов Зам. директора
учебного года литературы,
обществознания,
истории, по УВР
права.
2
В течение
Организация
целостного
учебно- Руководители
учебного года воспитательного процесса.
ШМО
по
предметам,
учителя
3
В течение
Гуманитаризация образования.
Руководители
учебного года
ШМО
по
предметам
4
В течение
Проведение уроков в библиотеке.
Библиотекарь,
учебного года
учителя
5
В течение
Проведение
интегрированных
уроков Учителя,
учебного года истории, литературы по патриотическим руководители
темам.
ШМО
II. Внеурочная деятельность, как условие воспитания патриотизма у учащихся
строится на тесном сотрудничестве с родителями.
2.1. Воспитание гражданско-патриотических чувств через знаменательные даты, события,
государственные праздники, школьные традиции.
1
СентябрьДни воинской славы (победные дни) России Заместитель
январь
в ознаменование славных побед российских директора по ВР,
войск и памятные даты в истории Отечества. классные
руководители
2
Февраль
Месячник
военно-патриотической
и Учителя физкульт.,
оборонно-массовой работы, посвященный истории,
ОБЖ,
Дню защитника Отечества.
кл.рук., зам.дир по
ВР
3
Апрель-май
Мероприятия, посвященные Дню Победы в Заместитель
Великой Отечественной войне.
директора по ВР,
педагогорганизатор,
классные
руководители
4
В
течение Юбилейные даты школы, района, города, Заместитель
учебного года
края, России.
директора по ВР,
классные
руководители
5.
Сентябрь
«Первый звонок»
Заместитель
Май
«Последний звонок».
директора по ВР,

педагогорганизатор,
классные
руководители
2.2. Работа с обучающимися
1
Сентябрь,
Тематические классные часы.
соответственно
датам
в
течение
учебного года
2
Сентябрь,
Конкурсы сочинений, рисунков, чтецов,
октябрь,
викторин.
декабрь,
апрель, май
3
Сентябрь,
Классные часы: «Ратные и трудовые
декабрь
подвиги моих земляков».
4
Сентябрь,
Военно-патриотические викторины.
декабрь
5
Ноябрь
Читательская конференция, чтение и
обсуждение книг о героях Великой
Отечественной войны.
6
Январь
Встречи с интересными людьми.
7
Январь
Тематический вечер «Защита Отечества –
священный долг каждого гражданина
России».
8
Февраль
Военно-спортивный праздник.

9
10

Февраль
Март

11

Май

12

Май

13

В течение года

14

в течение года

Классные
руководители
1-11 классов

Классные руководители,
зам.дир по ВР
Классные
руководители
Учителя истории,
физкультуры
Библиотекарь,
кл.руководители

Кл.руков. 1-11 кл.
Учителя
физкультуры, кл.рук.
9-11 кл.
Учителя
физкультуры, кл.
рук. 9-11 кл.
Смотр песни и строя.
Кл.рук., уч. физ-ры
Молодежная спартакиада по игровым видам Учителя физ-ры
спорта
Военно-спортивные праздники «Служу Учителя физкульОтечеству» (5-11 кл) «Богатыри» (1-4 кл.).
туры,
ОБЖ,
педагогорганизатор,
кл.рук.
Легкоатлетическая эстафета, посвященная Учителя
Дню Победы.
физкультуры
Спортивные соревнования.
Учителя
физкультуры
Участие в городских спортивных, военно- Зам. директора по
спортивных,
творческих
мероприятиях ВР,
педагогпатриотической
направленности организатор,
кл.
(«Зарница»,
военно-спортивная
игра руководители,
«Северный
Урал»,
фестивали учителя

патриотической
песни);
митингах физкультуры
(посвящённых
выводу
войск
из
Афганистана, 9 мая, «Свеча памяти» (22
июня) и пр.), акциях.
2.3. Работа с родителями
1
В течение года Работа над социально значимыми проектами Родители, ученики,
кл. руков.
2
Октябрь,
Тематические
классные
часы:
«Моя Классные руковоноябрь, апрель, родословная», «Я и моя семья», «Мой дом – дители, родительмай, в течение моя крепость», «Тайны бабушкиного ский комитет
учебного года
сундука», «О чем поведал семейный
альбом», «Письма с фронта».
3
Октябрь,
Совместные праздники с родителями: «День Классные руков.,
ноябрь, апрель, матери», «День бабушек и дедушек и пр.
родительские
май
комитеты
4
Октябрь, март, Конкурсы, выставки, исследовательские Классные руков.,
май
проекты «Моя родословная»
учащиеся,
5

В течение года

7

Май

Родительские собрания

классные
руководители,
администрация
Чествование родителей за успехи в Кл.руководит.
воспитании детей, за активную помощь
школе.

Формы организации деятельности
Уроки Мужества и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны в дни
воинской славы. Использование на Уроках Мужества документальных и художественных
фильмов.
Экскурсии по достопримечательностям города, округа и области. Заочные экскурсии
в военно-учебные заведения. Походы по родному краю, туристско-краеведческая
деятельность.
Проведение конференций с выступлениями на них школьников с патриотическими
докладами и научными работами по патриотической тематике.
Интегрированные уроки патриотической направленности. Циклы уроков по темам с
патриотической направленностью.
Уроки памяти.
Библиотечные уроки, выставки литературы к памятным датам.
Конкурсы: сочинений, рисунков, военно-патриотической песни, чтецов, посвященные
знаменательным датам;
Игры: «Служу Отечеству!»», «Богатыри» и пр.
Фестивали, концерты, соревнования, спортивные игры, эстафеты, выставки,
экспозиции, марафоны.

Методы организации деятельности
Метод разъяснения патриотического и гражданского долга на примерах героических
подвигов
Метод личного примера педагогов по отношению к Родине и ее ценностям.
Использование краеведческого материала в ходе уроков для формирования уважения
и гордости за свой край
Организация экскурсий и встреч с почетными и известными жителями города.
Организация краеведческой работы.
Организация поисковой работы, социального проектирования.
Проведение патриотических уроков.
Приглашение воинов запаса, выпускников школы, для участия в Уроках Мужества с
целью формирования у молодежи готовности к защите Отечества и службе в Российской
Армии.
Проведение военно-спортивных игр.
Проведение музыкальных фестивалей патриотической песни, музыкальнолитературных композиций.
Планируемые результаты:
 совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания в школе;
 внедрение в практику педагогической деятельности передовых форм и методов
патриотического воспитания;
 сохранение и развитие у школьников чувства гордости, любви к Родине, родному
краю, школе;
 формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;
 активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
 повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию
физических и волевых качеств;
 расширение участия школьников в военно-прикладных и технических видах
спорта;
 воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;
 привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому
воспитанию школьников;
 расширение
и совершенствование информационной базы пропаганды
патриотического воспитания в школе;
 расширение методологической базы патриотического воспитания в системе
образования;
 активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического
воспитания.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на
воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным
результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и
патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе
обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность
воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер,
использование современных технологий воспитательного воздействия.
В результате осуществления Программы ожидается:
 повышение эффективности патриотической работы;
 повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению
патриотической работы с детьми и подростками;
 формирование гражданской грамотности учащихся;
 внедрение новых форм работы в гражданско-патриотическое воспитание и
повышение эффективности патриотической работы;
 обеспечение духовно-нравственного единства в школе, снижение степени
идеологического противостояния, возрождение духовных ценностей школьников;
 развитие толерантности;
 улучшение условий для формирования патриотических чувств.
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
 рост числа школьников, систематически занимающихся патриотической работой;
 привлечение подростков «групп риска» к общественным мероприятиям
патриотической направленности и как следствие - снижение числа школьников,
совершивших правонарушения;
 повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».