Программа профориентационной деятельности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 16
____________ О.В. Кнор
Приказ № 260-д от 02.09. 2019 г.

Программа профориентационной деятельности
МАОУ СОШ №16

Карпинск
2019

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических,
психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по
оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии
способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе
профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка,
многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебновоспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
1. Актуальность разработки программы профориентационной работы
в общеобразовательном учреждении
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все
более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям
человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает
его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм,
выносливость и ответственность.
В рамках модернизации образования Российской Федерации на новый план в
деятельности
общеобразовательных школ
выходит
программа предпрофильной и
профильной подготовки подрастающего поколения, которую целесообразно рассматривать
параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в школе.
Ситуация по данной проблеме в школе характеризуется следующими проблемами:
- отсутствием
системной
работы
по
организации
профориентационной,
предпрофильной и профильной подготовки учащихся;
- неразработанностью на уровне района системы работы в данном направлении;
- необеспеченностью образовательных учреждений необходимыми средствами:
методиками, информационными материалами, кадрами, специальными программами,
компьютерной техникой, учебно- наглядными пособиями, видеофильмами и т.д.;
- неготовностью учащихся и решению проблемы продолжения образования после
школы;
отсутствием
психолого-педагогической
поддержки
профориентационной,
предпрофильной, профильной работы;
- низкой мотивацией, несформированностью у учащихся профессионального
прогнозирования.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению
целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая
должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих
формирование профессиональных намерений личности и пути её реализации.

2. Цели и задачи профориентационной работы.
Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, выработка у школьников
сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы
выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с
учетом требований рынка труда.
Задачи:
1. получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для
разделения их по профилям обучения;
2. обеспечение диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и
нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в
воспитательной работе;
3.
способствовать
проектированию
подростками
своих
жизненных
и
профессиональных планов.
3. Аспекты и этапы реализации программы профориентационной работы.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя
просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение
психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по
психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику
школьника через специально организованную деятельность общения.
Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психологопедагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в
профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к
квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в
соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании
профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов
выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка
критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также
требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить
следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание
его роли в жизни человека и в обществе;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной
практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую,
игровую, исследовательскую.

5-7 классы:
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и
интереса к профессиональной деятельности;
- представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социальнопрофессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и
культуре.
Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые
позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми
профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы:
- уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов
по выбору;
- групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования
адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и
способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы:
- обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование
профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов,
оценка готовности к избранной деятельности.
4. Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности
учащихся (познавательной,
общественно
полезной, коммуникативной, игровой,
производительном труде).
С этой целью в школьные планы работы необходимо включать вопросы
профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя –
раздел профориентация.
Ответственными за профориентационную работу в МАОУ СОШ №16 является
заместитель директора по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в
организации этого блока работы также оказывают социальный педагог, педагог-психолог,
учителя ОБЖ, «Технологии».
Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика
профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На
основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные
руководители.

5. Основные формы работы
Самыми распространенными мероприятиями профориентационной работы являются
уроки профориентации, внутришкольные конкурсы, связанные с выбором профессии.
№ п/п
1

Формы работы
Профпросвещение

2

Профинформация

3

Профконсультация

Краткое описание
Начальная профессиональная подготовка
школьников осуществляется через уроки
технологии, организацию кружков и т.д.
Система мер по ознакомлению учащихся:
-с ситуацией в области спроса и
предложения на рынке труда
-с характером работы по основным
профессиям и специальностям
-с образовательными учреждениями
среднего и высшего профессионального
образования, расположенными на
территории Северного управленческого
округа (по возможности).
Оказание помощи в выборе профессии
путем
изучения личности школьника с целью
выявления факторов, влияющих на выбор
профессии.

6. Направления работы
Организационно-методическая деятельность:
- работа координаторов по профориентационной работе с учащимися;
- методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с обучающимися:
- комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий,
занятий и тренингов по планированию карьеры;
- консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
- анкетирование;
- организация и проведение экскурсий;
- встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями
- проведение родительских собраний, (общешкольных, классных, совместно с
учащимися);
- лектории для родителей;
- индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
- анкетирование родителей учащихся;
- привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

- привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных
секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических
организаций;
- помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на
предприятиях;
- помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в
каникулярное время;
- избрание родительского совета школы из представителей родительских комитетов
классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями
оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
7. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению
профориентационной работы в школе
Координатор деятельности - заместитель директора по воспитательной работе, в
функции которого входят:
- выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую
поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их
деятельности;
- поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами,
влияющими на самоопределение учащихся основной и средней школы;
- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности
учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и
образовательной программой общеобразовательного учреждения;
- осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по
данному направлению (консультации учителей - предметников, классных руководителей
по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение
учащихся;
- организация участия одарённых детей в предметных олимпиадах разного уровня;
- проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме
профессионального самоопределения старшеклассников;
- организация системы повышения квалификации классных руководителей,
учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
- осуществление контролирующих функций работы классных руководителей,
учителей-предметников,
школьного
психолога
по
проблеме профессионального
самоопределения учащихся.
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план
воспитательной работы школы:
- составляет
для
конкретного
класса
план
педагогической
поддержки
самоопределения обучающих, включающий разнообразные формы, методы, средства,
активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты,
конференции;

- помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную
траекторию, моделировать варианты профессионального становления, осуществлять анализ
собственных достижений, составлять собственный портфолио;
- организует тематические и комплексные экскурсии школьников на предприятия;
- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их
родителей по проблеме самоопределения;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к
профессиональному самоопределению;
- организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов,
образовательных организаций СПО.
Учитель-предметник:
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности
личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность,
деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады,
факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся
общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
- адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей
учащихся.
Библиотекарь:
- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору
профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую
в выборе профессии;
- организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на
темы выбора профессии;
- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о
потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки,
схемы, проспекты, программы, описания профессий);
- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям
(машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).
Социальный педагог:
- способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки;
- оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их
профессионального и жизненного самоопределения;
- осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных
факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:
- изучает профессиональных интересы и склонности учащихся;
- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному
самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
- проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
- проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на
тему выбора;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей
учащихся;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей
профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и
склонностей учащихся;
- создает базу данных по профдиагностике.
Медицинский работник:
- используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у
школьников установки на здоровый образ жизни;
- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной
карьеры и здоровья человека;
- оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на
профессиональную карьеру;
- оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и
социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
8. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному
самоопределению
Критерии

Показатели

9 класс
10-11 класс
Когнитивный
1.Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития
3. Знание многообразия мира
3.Знание предметной стороны
труда и профессий; необходимости профессиональной деятельности;
профессионального выбора в
общих и специальных
соответствии со своими
профессионально важных качеств
желаниями,
склонностями, способностями.
4. Понимание специфики
4. Знание своих интересов,
профильного обучения, его
склонностей, способностей
значения для профессионального
самоопределения.
Мотивационно- 1.Заинтересованность в получении 1.Устойчивые познавательные
ценностный
знаний.
интересы.

2.Положительное отношение к
2.Отношение к избираемой
продолжению обучения в
профессиональной деятельности
соответствии с избираемым
(понимание общественной и
профилем.
личной значимости избираемой
3.Осознанная мотивация на
профессиональной деятельности,
профильное обучение как условие
присутствие интереса к
для достижения поставленной цели избираемой профессии в системе
выбора желаемой
ценностных ориентаций).
профессиональной деятельности
3.Адекватная самооценка
4.Осознание необходимости
профессионально важных
выбора профиля обучения на
качеств.
основе соотнесения своих
профессиональных намерений с
личностными склонностями и
возможностями.
5.Адекватное отношение к себе как
субъекту выбора профиля
обучения, самостоятельность и
активность при осуществлении
выбора.
Деятельностно- 1.Проявление волевых усилий в достижении поставленных
практический
профессионально-ориентированных целей.
2. Проявление своего творческого 2. Готовность к
потенциала, коммуникативности и исследовательской,
самостоятельности в достижении
преобразовательной и
наивысших результатов по
коммуникативной деятельности в
интересующим, профессионально
избранной сфере.
значимым учебным дисциплинам
3. Ориентация на творчество.
4. Стремление к
совершенствованию
профессионально важных качеств

9.Оценка эффективности профориентационной работы
К
основным
результативным критериям
и
показателям эффективности
профориентационной работы, прежде всего, относится;
- достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного
представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет
сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае
является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее
получения, потребностей общества в данных специалистах;
- потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности
потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии - это самостоятельно

проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или
иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил
в
конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего
профессионального плана;
- уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное
отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных
ценностей учащихся 8-11 классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо
соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии;
- степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет
изучить
свои
профессионально важные качества,
во
многом будет зависеть
обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный
специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его
профессионально важных качествах;
- наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Показателем
обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями
своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех
в
профессиональной
деятельности,
т.
е. профессионально важные
качества.
Сформированность
последних - дополнительный критерий обоснованности выбора
профессии.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы
выделяются следующие:
- индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет и
индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта
трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
- направленность профориентационных воздействий на всестороннее развитие
личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы
сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в
самостоятельном
выборе
сферы профессиональной деятельности и определении
профессионального плана).
План мероприятий профориентационной работы.
№

1
2

3

4

Содержание деятельности

Сроки

1. Организационная работа
Оформление стендов, наглядных пособий,
сентябрь
плакатов, методических материалов
Координирование работы педагогического
в течение
коллектива
года
Проведение
анализа
результатов
августпрофориентации, выявление трудоустройства
сентябрь
и поступления в учреждения среднего
профессионального образования выпускников
9 классов.
Осуществление
взаимодействия
с
в течение

Ответственные
Зам. директора по
ВР
Администрация

Администрация,

Администрация

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6
7

учреждениями
профессионального
года
образования
г. Карпинска и Северного
управленческого округа
Обеспечение
школы
документацией
и
методическими
материалами
по В
течение
профориентации, пополнение библиотечного года
фонда.
Проведение классных часов, факультативов,
элективных курсов
В
течение
года

Администрация,
библиотекарь

Организация методической помощи классным
руководителям в разработке классных часов,
подготовке внеклассных мероприятий.
Координация
деятельности
педагогов,

зам. директора по
ВР, педагогпсихолог
зам. директора по

администрация,
классные
руководители,
педагоги курсов
Вовлечение
учащихся
в
общественноЗаместитель
полезную деятельность в соответствии с В
течение директора по
познавательными
и
профессиональными года
ВР, классные
интересами.
руководители
Осуществление
взаимодействия
с
Заместитель
учреждениями
дополнительного В
течение директора по
образованиями, предприятиями.
года
ВР, классные
руководители
2. Работа с педагогами
Оказание помощи в разработке, организации и
в течение
администрация
проведении воспитательных мероприятий
года
Организация
по
проблемам
личности
обучающихся:
- «Изучение профессиональных намерений и
заместители
планов обучающихся»,
в течение
директора по УВР
- «Исследование готовности обучающихся к
года
и ВР
выбору профессии»,
- «Изучение личностных особенностей и
способностей обучающихся».
Разработка
рекомендаций
классным
августАдминистрация,
руководителям
по
планированию
сентябрь
зам. директора по
профориентационной работы с обучающимися
ВР
различных возрастных групп.
Организация для педагогов профконсультации
в течение
педагог-психолог
по изучению личности школьника
года
Подготовка
рекомендаций
классным
руководителям по учету профессиональной
в течение
направленности учащихся в педагогическом
педагог-психолог
года
процессе
в течение
года
в течение

решающих
задачи
работы с учащимися.

1

2

3

4

5

6

1

2

3

профориентационной

года

3. Работа с родителями.
Проведение индивидуальных консультаций с
родителями по проблемам выбора элективных
сентябрь
курсов по учебным предметам.
Привлечение родителей к участию в
проведении экскурсий на предприятия и
в течение
учреждения среднего профессионального и
года
высшего образования.
Привлечение родителей к участию в
проведении мероприятий классно-урочной
в течение
системы
и
системы
дополнительного
года
образования.
Проведение индивидуальных консультаций с
родителями по вопросу выбора профессий
учащимися.

в течение
года

Проведение
родительских
собраний
(общешкольных,
классных) с освещением
вопросов профориентации школьников.

в течение
года

Подготовка рекомендаций
проблемам профориентации.

родителям

по

в течение
года

4. Работа с обучающимися
Выявление
выбора
предпочтений
сентябрь
обучающихся предметных курсов
Единый областной день по профориентации,
посвященный
Дню
Знаний.
Киноурок
сентябрь
«Навигатум:
Калейдоскоп
профессии»,
Классный час «Кем я вижу себя через 5 лет»
Единый
день
по
профориентации,
посвященный Дню Матери. Выставка рисунка
ноябрь
«Моя милая мама», Беседа «Успешная
женщина»

4

Организация и проведение классных часов по
профориентации

ноябрь

5

Знакомство с профессиями при классноурочной
системе.
Расширение
знаний
обучающихся о профессиях

декабрь

6

Организация уроков по теме «Мир профессий»

в течение
года

ВР

зам. директора по
ВР, классные
руководители
зам. директора по
ВР, классные
руководители
администрация,
классные
руководители,
учителяпредметники
зам. директора по
ВР, классные
руководители,
педагог-психолог
Администрация,
классные
руководители,
педагог-психолог
Классные
руководители,
педагог-психолог
зам. директора по
УВР
зам. директора по
ВР, классные
руководители
зам. директора по
ВР, классные
руководители
администрация,
классные
руководители
администрация,
учителяпредметники
Зам. директора по
ВР, учитель

технологии

7

8

Вовлечение обучающихся в общественнополезную деятельность в соответствии с
познавательными
и
профессиональными
интересами: обеспечение участия в проектноисследовательской деятельности (конкурсах,
выставках, фестивалях) «Безопасное колесо»,
Конкурс дружин Юных пожарных и пр.
Организация и проведение занимательных
викторин и бесед с использованием медиатеки.

9

Организация экскурсий на предприятия

10

Организация
и
проведение
встреч
представителями различных профессий.

11
12

в течение
года

в течение
года
в течение
года

с

Обеспечение участия обучающихся в Днях
открытых дверей учреждений среднего
профессионального и высшего образования
Организация деятельности
по созданию
портфолио выпускников школы

в течение
года
в течение
года
в течение
года

администрация,
учителяпредметники, зам.
директора по ВР
администрация,
библиотекарь
зам. директора по
ВР, классные
руководители
зам. директора по
ВР, классные
руководители
администрация,
классные
руководители
классные
руководители
Зам. директора по
ВР, классные
руководители

13

Участие в окружном мероприятии «Ярмарка
профессий».

февраль

14

Классные часы: «Есть проблемы самые
разные», «Будем решать проблему вместе»,
«Я-предприниматель»и пр.

февраль март

классные
руководители

15

Презентации,
профориентационные
игры
«Угадай профессию», «Мир профессии», «Три
кита профессионального выбора: хочу, могу,
надо»

март-май

зам. директора по
ВР, педагогорганизатор,
классные
руководители

16

Профориентационная военно-патриотическая
акция «Военная профессия – достойный
выбор», классный час «Герои живут рядом»,
«Будущее зависит от тебя», выставка рисунка
«Победа за нами!»

май

зам. директора по
ВР, классные
руководители

Примерная тематика классных часов.
№
1

Мир моих интересов

2

Профессии наших родителей.

1-4 классы.

3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Путь в профессию начинается в школе.
Моя мечта о будущей профессии.
Труд на радость себе и людям.
5-8 классы.
Мир профессий. Человек и техника. Встреча с начальником ж/д
Мир профессий. Человек на производстве. Экскурсия на ЛПП
Мир профессий. Почтовая связь в нашей стране. Экскурсия в отделение связи.
Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс.
Мир профессий. На страже закона. Встреча.
Мир профессий. Библиотекарь. Экскурсия в библиотеку
Мир профессий. Зеленое богатство. Экскурсия в лесничество, ЛТШ
Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча.
9 классы.
Познай самого себя. Беседа, тестирование.
Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии.
Анкетирование.
Профориентация и медицинская профконсультация.
Мотивы выбора профессии.
Психологические характеристики профессий.
Они учились в нашей школе.
Выпускники школы-учителя
Профессии с большой перспективой.
Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека.
Сотвори свое будущее. Проект
Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».