Программа экологического воспитания

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 16
____________ О.В. Кнор
Приказ № 260-д от 02.09. 2019 г.

Программа
экологического воспитания
в МАОУ СОШ №16

Карпинск
2019
0

1. Пояснительная записка
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с
окружающей средой. Но в настоящее время экология - это не просто наука, это новое
мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а разумная часть природы. История
человечества неразрывно связана с историей природы. Во все времена взаимоотношения
между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих
статус цивилизации и духовный климат эпохи.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление
времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить
существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть
экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с
окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится
одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного
влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций
опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными
экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль
отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и
жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием
культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие
учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний,
умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной
деятельности детей.
Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии, экологические
акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при
проведении ролевых игр.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических
знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических
проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию
приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
В соответствии с образовательной миссией МАОУ СОШ №16, одно из основных
направлений воспитательной работы является формирование у учащихся экологической
культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
В школе сформировалась определенная система воспитания. Накоплен
положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной
деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного
образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного,
положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания
непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа
экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы
1

деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и
экологическим мышлением.
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы,
обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а
также преемственность в воспитании учащихся.
Актуальность программы:
Ухудшающаяся с каждым днем экологическая обстановка вызывает огромную
тревогу и беспокойство. Вырубки лесов, обмеление и заиливание малых рек, оскудение
природных ресурсов, выбросы вредных веществ в атмосферу, почти повсеместное
загрязнение окружающей среды, свалки отходов и горы мусора – все это происходит без
контроля общественности. И уж, наверное, всем знакомы засыпанные мусором городские и
деревенские улицы, обезображенные подъезды и заборы, сломанные деревца и растоптанные
клумбы – свидетельства низкой экологической культуры в быту. Немалую роль в улучшении
экологической обстановки может сыграть школа, учащиеся которой могут активно
участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды и
даже организации экологического мониторинга при создании соответствующей
материально-технической базы.
2. Цель программы:
формировать систему экологического образования и воспитания в школе с учетом
индивидуальных качеств личности учащихся в урочной и внеурочной деятельности путем
внешней и внутренней дифференциации на разных этапах обучения и воспитания
Задачи программы.
1. Создание условий эффективного правового, эколого-патриотического и духовнонравственного воспитания обучающихся;
2. Воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников с
присущими им ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности;
3. Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
4. Развитие таланта и способностей как особой ценности, становление и развитие
качеств личности современных школьников через деятельностное отношение к
окружающему миру, к людям, к себе;
5. Активизация практико-ориентированной деятельности школьников социальноэкологической направленности;
6. Организация систематических контактов учащихся с окружающей природной
средой;
7. Формирование у школьников представления об активном и здоровом образе
жизни;
8. Содействие духовно-нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию
школьник, неприятия негативного влияния на состояние окружающей среды;
9. Побуждение у учащихся желания познать и развивать высоконравственные
понятия: экология, уважение и любовь к Родине, патриотизм, долг, охрана природа, забота о
состоянии и сохранение окружающей среды, формирование ответственности, гражданской и
социальной активности, стремления к самореализации;

2

10. Усилить роль внеурочной деятельности и дополнительного экологического
образования, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в окружающей
среде;
11.
Вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на
решение экологических проблем местного социума, готовность к объединению для решения
общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию.
3. Принципы организации экологического воспитания и образования:
Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является
составной частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.
Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи
глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных
экологических проблем на принципе непрерывности.
В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство
интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической
деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого
ученика по отношению к учебно – воспитательному процессу (свобода выбора учеником
сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы).
Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы
прогностичности,
системной
дифференциации,
целенаправленности,
интеграции
естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых
аспектов экологических взаимодействий и природосообразности в содержании и
организации экологического образования и воспитания.
Принцип прогностичности предполагает формирование в сознании подрастающего
поколения новой тенденции в общественной деятельности людей – повседневной заботы
каждого о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих
поколений. Принцип ориентирует педагога на ознакомление учащихся с возможными
видами будущего состояния природной среды, с экологически целесообразными нормами
отношения человека и общества к природе, с взглядами и мнениями людей, которые своей
практической деятельностью изменяют окружающую природную среду. Для того чтобы
усилить доказанность экологических прогнозов или возможности тех или иных изменений в
окружающей природной среде, необходимо не только теоретически знакомить учащихся с
конечными выводами науки, но и целенаправленно вовлекать их в доступные для них
способы научного исследования.
Принцип системной дифференциации является одним из общепедагогических
принципов экологического образования, реализация принципа системной дифференциации
представляет соответствующие требования к отбору содержания, форм и методов
экологического образования, к построению логики и технологии осуществления
педагогически грамотного и научно обоснованного процесса формирования у школьников
ответственного отношения к окружающей среде. Важнейшими из этих требований являются:
1) Обучение охране окружающей среды должно начинаться с усвоения школьниками
знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический характер.
2) Обучение экологии следует ориентировать на выявление и первоочередное
раскрытие совокупности немногих базовых, исходных и всеобщих отношений,
определяющих содержание и структуры современного экологического образования.
3

3) Обучение экологии должно обеспечивать не только усвоение школьниками
основных теоретических положений экологической науки, но и умение конкретизировать эти
положения множеством частных эмпирических знаний и умений.
Обучение экологии, реализующий принцип системной дифференциации, всегда
протекает как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и включает в себя
следующие основные этапы: вводно-ориентировочный, операционно-познавательный и
оценочно-результативный. Принцип системной дифференциации открывает новые пути и
подходы в решении чрезвычайно актуальной проблемы экологического образования
школьников.
Принцип целенаправленности предполагает воспитание рационального отношения
к природе. Исходная цель решения проблемы сохраняется только в начальной фазе, при
творческом рассмотрении сути дела появляются многие другие (и более крупные) цели.
Процесс расширения целей, начинающийся с исходной формулировки проблемы, ставит под
сомнение посылки и ограничения, привносимые в проблему. Позволяя принципу
целенаправленности увлечь себя в расширенное поле целей, вы открываете дверь многим
возможным решениям. Отыскивая более крупные цели для каждой из выделенных целей,
мысль направляется на рассмотрение потребностей, ищет реальную проблему. Кроме того,
более широкий контекст расширенных целей служит руководством при поиске решений для
удовлетворения потребностей.
Принцип
интеграции
естественнонаучных,
нравственно-эстетических,
социально-экономических,
правовых
аспектов
экологических
взаимодействий
обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных
видов деятельности школьников. Иными словами, интеграция как процесс и результат
объединения знаний, способов познания и деятельности содействует целостному
восприятию окружающего мира, сознанию роли и места человека в системе мировоззрения и
характера его деятельности в социально-природной среде. Данный принцип содействует
формированию научно-познавательных отношений, установлению целостно-нормативных
ориентаций к окружающей среде, развитию практических умений по защите и улучшению
природной среды, созданию правил поведения в ней, а также способствует здоровому образу
жизни.
Принцип природосообразности - один из ведущих педагогических принципов, суть
которого заключается в том, чтобы главным звеном любых воспитательных отношений и
педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем
развития, то есть педагог в своей деятельности должен руководствоваться факторами
естественного, природного развития ребёнка.
4. Формы, методы и средства организации экологического воспитания и
образования:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация
принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках
биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
- классные и библиотечные часы;
4

- исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования
школьников под руководством преподавателей;
- экологические праздники и мероприятия;
- лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на
экологические темы;
- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в
местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие
школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов.
Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического
становления.
5. Ключевые компетенции экологического образования
Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:
 компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация
прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите
природы своей страны);
 компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных
профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий,
приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
 компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и
получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически
мыслить и т. д.);
 компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические
навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при
создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования,
включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (1-4) классы, основной
(5-9 классы) школы и средней (10-11 классы) школы.
Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных
требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из
этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического
образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
начальная школа (1-4 классы):
У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной
природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей
среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль
играет формирование понятий о своей малой Родине (город, улица, школа), семье, а также
обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы,
экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание
сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные
образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных
мероприятиях.
5

основная школа (5-9 классы):
Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На
данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и
своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки экологосоциального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих
применения полученных знаний и навыков.
Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер:
постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических
акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция
«Родники», походы).
Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят:
организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций.
Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь
практическую направленность.
средняя школа (10-11 классы):
На данном этапе образования у старших школьников происходит становление
экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний
об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития
современной цивилизации. Формируется валеологическая культура, повышается уровень
физической подготовки, воспитывается ответственность за сохранение существующих
школьных традиций. Формируется потребность в самообразовании в условиях развития
науки, культуры и техники, воспитывается политическая культура, чувство ответственности
за будущее своей страны.
Основные формы работы на данном этапе носят исследовательский
практикоориентированный характер: участие в акциях, работа над проектами,
ориентирующими школьников на «постоянный труд души», просветительская деятельность.
Во внеклассной работе принимают участие учащиеся с 1 по 11 класс.
При организации работы учитывается интерес и способности школьников.
Ежегодно планируется экологическая работа, которая имеет общественную
значимость, ориентацию на местные природные условия.
Для реализации запланированной деятельности используются различные формы
работ:
 массовые: Участие в международных экологических акциях: «День Земли»,
«Марш парков», «День отказа от курения», «День воды», «День борьбы со СПИДом», «День
борьбы с наркоманией», «День охраны окружающей среды»;
 групповые: экскурсии в природу «Положительное и отрицательное влияние
антропогенных факторов», «Взаимосвязи организмов и неживой природы», «Сезонные
изменения в жизни живых организмов» и др;
 классные часы: «Как сделать наш дом безопасным», «Экологический светофор»,
«В мире этикеток», «Полна чудес могучая природа», «Птицы - наши друзья», «Лесная аптека
на службе человека» и многие другие;

игровые: тематические праздники в классах «Осенины», «Арбузник», участие в
городских экологических играх «Green-Team», праздник «День Земли» и др.;

6

практическая деятельность: изготовление кормушек и организация подкормки
птиц, проведение акций «Собери макулатуру – сохрани дерево», участие в экологических
акциях по посадке деревьев, оформление клумб, озеленение кабинетов школы.
 пропаганда и разъяснение идей охраны природы: выпуск листовок «Сохраним
мир чистым!», оформление экологических уголков о правилах поведения в природе, участие
в конкурсах плакатов, рисунков на природоохранную тему.
Экологическое образование и воспитание учащихся не заканчивается с окончанием
учебного года, а продолжается и в летние месяцы. Вот уже много лет в школе организуется
работа трудовых отрядов, где идет активная экологическая работа по озеленению и
благоустройству пришкольной территории. Ребята приобретают теоретические и
практические навыки по агротехнике выращивания цветов, разрабатывают проекты по
дизайну клумб.
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической
культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому
очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек
принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.
Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является
исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение
обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается
наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Другой, наиболее активно применяемой, формой работы является проектирование.
Ориентированность школы на воспитание детей по экологии в природной обстановке
позволяет обучающимся активно приобщаться к исследовательской работе по изучению
природных сред и экосистем своего родного края, участвовать в экологических конкурсах,
олимпиадах, научных конференциях, летних лагерях, экологических экспедициях.
Также используются творческие задания, знакомство с литературой экологического
содержания, прослушивание музыкальных произведений, знакомство с работами
художников (в работе библиотекаря).


6. Планируемые результаты
- эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и населенного
пункта;
- возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы,
человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные
экологические знания, ориентированные на практику;
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность;
- формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым
самосознанием;
- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
- использование новых технологий образовательного процесса, способствующих
формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных
экологических вопросов;
- повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и
воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
7

- взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации
образовательного процесса.
- осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем
современности;
- повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей;
- воплощение модели выпускника МАОУ СОШ №16, обладающего экологической
культурой.
Научно-методическое
и
организационно-управленческое сопровождение
Программы, обеспечивающие и предполагающие следующие направления:
- совершенствование и апробация новых (инновационных) педагогических методик
и программ экологической направленности;
- осуществление отбора и подготовку одаренных и мотивированных школьников для
участия в олимпиадах, конкурсах;
- совершенствование программ внеурочной и внешкольной деятельности учащихся
(экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, экологический
мониторинг).
7. Требования к результатам общего экологического образования:
Личностностные результаты экологического образования – предполагают
способность и готовность учащихся:
- к самоопределению в области экологической этики, ценностей УР, экономного
потребления природных ресурсов, качества окружающей социоприродной среды,
здоровья человека, безопасности жизни, поликультурного опыта рационального
природопользования;
- смыслообразованию (установление связи между мотивом и планируемым
результатом намеченной деятельности);
- нравственно-этическому оцениванию последствий своих действий на основе
ценностей УР, ценностного отношения к экологическому качеству окружающей
социоприродной среды, здоровью человека, безопасности жизни; к правовым и этическим
нормам, регулирующим взаимодействие человека и общества с природой, поликультурному
опыту рационального природопользования.
Предметными результатами являются:
в познавательной сфере:
- представления о закономерностях, теориях, моделях экологических взаимодействий
в системе «человек – общество – природа», об экологической культуре как составляющей
мировой культуры, культуры народов России, ее структуре, объяснение ее роли в
современном мире для выбора обществом путей устойчивого/неустойчивого развития;
- умения формулировать экологические проблемы разного уровня (глобальные,
российские, местные), анализировать их причины, прогнозировать варианты развития и их
последствий; объяснять роль научно-технологического прогресса, морали и права,
образования и просвещения, этнокультурного опыта в их решении, включая планирование
личного участия;
- раскрывать содержание понятий экологическая культура; экологический,
нравственный и правовой императив; экологическая безопасность; экологический риск;
8

устойчивое развитие – как наивысший уровень развития экологической культуры общества;
устойчивое развитие как наука, как ценность, как критерий (индикатор) социального
развития, рефлексии и самооценки;
- выделять систему «объект-среда», описывать ее экологические факторы, выявлять
экологические противоречия; анализировать их причины с точки зрения связи
экологических, экономических и социальных процессов; оценивать экологический риск;
давать его прогноз; проектировать вероятные пути контроля;
организовывать экологический мониторинг; принимать решение о направлении
действия, руководствуясь экологическим, нравственным и правовым императивами и
принципом предосторожности;
в сфере коммуникаций:
- действовать в условиях социального партнерства, работать в команде, сотрудничать;
принимать коллективные решения;
- распределять обязанности в группе, в команде; осуществлять взаимоконтроль;
- осуществлять экологическое просвещение в своем окружении, убеждать
окружающих в важности и неизбежности действий в интересах устойчивого развития с
привлечением знаний естественных и гуманитарных наук, технологии, права и морали,
искусства, литературы, истории и обществознания, эколого-культурных традиций разных
народов, традиционных религий, философской мысли;
- высказывать суждения и аргументировать свою точку зрения по вопросам
экологической культуры и устойчивого развития; быть терпимым и восприимчивым к
конструктивной критике, спокойно реагировать на разнообразие точек зрения, предлагать
свою точку зрения, отличную от обсуждаемой;
в рефлексивно-оценочной сфере:
- составлять оценочные суждения о последствиях деятельности человека в
окружающей социоприродной среде, исходя из экологических, нравственных и правовых
императивов;
- проводить самоанализ и самооценку своих действий на основе экологической этики;
- называть основные принципы экологической этики, примеры их действия,
анализировать психологические противоречия, возникающие при их применении;
в области правовой сферы:
- называть экологические права, экологические обязанности гражданина РФ;
- обосновывать (аргументировать) значимость законопослушности для становления
общества устойчивого развития;
- при аргументации своей позиции ссылаться на основы экологического
законодательства РФ, нормативные предписания и запреты экологического характера, факты
последствий экологических правонарушений;
в эмоционально-эстетической сфере:
- иметь потребность в развитии эстетических качеств среды, ее гармоничности;
- оценивать объекты живой природы с эстетической точки зрения, связывая ее с
категориями здоровья, экологической безопасности, нравственными оценками поведения
человека в природной среде;
- находить и анализировать эстетические достоинства природы как при
непосредственном взаимодействии с ней, так и с помощью произведений изобразительного,
музыкального, прикладного искусства, художественной литературы, дизайна;
9

в сфере трудовой деятельности:
- называть правила экологически безопасного поведения в окружающей среде;
- выполнять действия по экологически ориентированному проектированию и
организации деятельности (действий, поведения) на основе принципа предосторожности;
в целях опережающего предупреждения ее негативных последствий, снижения вероятного
экологического риска; контролировать и оценивать результаты такой деятельности;
- анализировать личный опыт участия в социальных практиках экологического
характера, планировании развития образовательной среды, локальной среды жизни, экологопроектном
менеджменте,
экологических
PR-акциях,
экологической
рекламе;
межкультурном, международном, межпоколенном общении по экологической тематике.
- обосновывать свою профильную ориентацию и выбор профессии с учетом проблем
экологии и здоровья, включая проектирование здорового образа жизни в условиях
профессиональных вредностей, планирование личного вклада в устойчивое развитие
сообщества средствами своей будущей профессии; оценку своих личностных и
физиологических возможностей самореализации в той или иной профессии;
в сфере креативной деятельности:
- планировать личный вклад в развитие экологической культуры общества;
- действовать в ситуации неопределенности, отсутствия социального аналога решения
проблемы; мыслить самостоятельно, критически, вероятностно, инициативно, творчески,
переносить академические знания в жизненную ситуацию и применять их;
- предлагать новые способы деятельности, решать новые экологические проблемы в
будущем; планировать развитие своих личностных качеств;
- находить несколько способов решения экологической проблемы, моделировать их
результаты и сопоставлять их.
Метапредметные результаты:
Способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или
всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при
решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Они отражают способность и
готовность учащихся решать учебные задачи по:
- ориентации в современных экологических противоречиях, в мире экологических
ценностей;
- поиску необходимой информации, описанию, узнаванию, выдвижению гипотез,
объяснению, моделированию, исследованию, структурированию знаний в области
экологических проблем и путей их решения;
- прогнозированию и оценке экологических последствий деятельности для состояния
окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни, устойчивого развития местного
сообщества;
- проектированию, организации и управлению деятельности в окружающей среде на
основе принципа предосторожности в целях опережающего предупреждения ее
негативных последствий, снижения вероятного экологического риска;
- контролю и оценке результатов такой деятельности;
- выбору вариантов действия в ситуации внутриличностного конфликта; конфликта
интересов личности и общества;
- распределению обязанностей, взаимоконтролю, сотрудничеству, принятию
коллективного решения;
10

- позиционированию себя в роли потребителя, эксперта, консультанта, специалиста,
гражданина в целях ресурсосберегающего потребления, обеспечения экологического
качества окружающей среды, здоровья, безопасности жизни.

8. Содержание Программы:
Само содержание программы определено направлениями экологического образования
и созданием системной эколого-образовательной среды школы через интегративную модель
обучения и воспитания.
Система экологического воспитания и образования в школе:
1. Учебный процесс.
2. Воспитательная работа.
3. Дополнительное образование.
Это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание учащихся в
следующих формах:
- предметная – на уроках предметов естественно-математического цикла;
- межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация
принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках
биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
- метапредметная – взаимосвязь с другими предметами жизнью, формирование типов
учебных действий, направленных на организацию работы, включая способность принимать и
сохранять учебную цель и задачу, контролировать, оценивать свои действия и вносить
коррективы в их выполнение.
- внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
- классные и внеурочные часы;
- экологическая работа в системе дополнительного образования;
- исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования
школьников под руководством педагогов;
- экологические праздники и мероприятия;
- лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на
экологические темы;
- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники, акции;
- походы и экскурсии;
- встречи и беседы с экологами, инспекторами лесной охраны, школьниками других
школ.
Воспитание экологического мировоззрения проходит через все структуры
учебно-воспитательного процесса:
- семейное воспитание;
- общественное воздействие;
- просвещение;
- исследовательская работа;
- акции;
-экологические месячники, недели;
- олимпиады;
11

- конференции;
- родительские собрания (классные, общешкольные);
- праздники;
- вечера;
- социально-значимые проекты, исследования.
Реализация предметного и метапредметного экологического содержания
осуществляется через разработку модели экологического образования, построенной на
основе преемственности усложняющихся модельных экологических ситуаций региона с
учетом ведущей деятельности и психических особенностей каждого возраста.
Направления экологизации образовательного процесса:
1. Проектно-исследовательское.
2. Эколого-валеологическое.
3. Эколого-трудовое.
4. Экологическое мировоззрение и культура.
Подходы к экологизации образования:
- Естественно-научный - обучение через знания по предметам: география, биология,
химия, физика.
- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление
преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб
природе (рациональное и вторичное использование ресурсов).
- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно
бесконфликтное сосуществование с природой (В Америке - обращение к культуре индейцев,
в России - древних славян).
- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем
мире, соблюдения прав человека.
Занятия по основам экологических знаний должны содержать конкретизацию задач,
ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации
обучающихся с учетом условий образовательного учреждения по формированию целостной
образовательной среды и целостного пространства мировоззренческой направленности
экологического образования и образования в интересах устойчивого развития,
интегрированного в урочную, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность.
Планирование работы по экологизации образовательного процесса осуществляется
ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере
необходимости.
Основные формы работы:
Рассказ, диалог, беседа, практические исследования, лекции, семинары, проблемные и
игровые уроки, деловые игры, исследовательские и социально-экологические проекты,
решение экологических задач и экологических ситуаций, экскурсии, флешмобы, PR-акции,
акции.
Программа по экологическому воспитанию школьников реализуется через
реализацию курсов внеурочной деятельности: «Земля - наш общий дом!» «Занимательная
биология», «Туристы - экологи»; проведение внеурочных и внешкольных мероприятий,
деятельность трудовых отрядов и имеет образовательный, социальный, гражданский,
краеведческий и педагогический аспекты. Такая деятельность подразумевает
12

систематическую и всеохватывающую деятельность коллектива педагогов и обучающихся
по решению воспитательно-образовательных задач программы через экологическое
направление.
9. Мероприятия по реализации программы:
№
1.

2.
3.

1.
2.

3.

1.
2.
3.

4.

5.

6.

мероприятия
сроки
ответственный
Укрепление материально-технической базы школы
Обустройство территории школы
Ежегодно
Администрация
школы, учитель
биологии,
руководитель
трудового отряда
Проведение агротехнических мероприятий на Ежегодно
руководитель
пришкольном участке
трудового отряда
Участие в конкурсах экологических
Ежегодно
Рабочая,
социальных проектов
творческая
группа
Укрепление учебно-методической и законодательной базы
Опубликование материалов по экологии на
Ежегодно
Учителяшкольном сайте
предметники
Разработка программы летнего
Ежегодно
Администрация
оздоровительного лагеря
школы,
начальник лагеря
Трудоустройство 14- летних подростков в
Ежегодно
Администрация
летний период
школы
Мероприятия в рамках учебного процесса
Участие в предметных олимпиадах,
Ежегодно
Зам. директора по
интеллектуальных марафонах.
УР
Участие в городской конференции
Ежегодно
Учителяшкольников
предметники
Участие учащихся начальной школы в
Ежегодно
Учителя
городской экологической игре «Green-Team»
начальных
классов
Наблюдения за жизнью природы (календарь
Ежегодно
Учителя
природы, народные приметы).
начальных
классов
Сочинение «Природа родного края» (1-9
Ежегодно
Уч. начальных
классы)
классов, учителя
литературы
Экологические уроки (примерные темы):
Ежегодно
учитель
«Я знаю родной край» (урок – игра 1-5 кл.)
биологии, уч.
«Красная книга» - 6 кл.
начальных
«Охрана животных» - 7 кл.
классов
13

1.

2.
3.

4.
5.
6.

7.

8.

9.

1.

2.

«Человек и окружающая среда» 2- 8 кл.
«Экология жилища» (урок-исследование 9-11
кл.)
«Антропогенное воздействие на биосферу» 59 кл.
Внеклассные мероприятия
Праздники «Осенины», «Арбузник» и пр
Ежегодно, в
соответствии
с классными
мероприятия
ми
Участие в фотоконкурсе «Природа Родины
октябрь моей»
декабрь
Акции:
Ежегодно
Сентябрь – День здоровья,
22 апреля – День Земли
4 октября – День защиты животных,
22 марта – Всемирный день воды
Экологические акции «Собери макулатуру –
спаси дерево», «экологические субботники»
Организация дежурства в классе и в школе.
Еженедельно
Мероприятия по экологической тематике в
Ежегодно
летнем оздоровительном лагере
Конкурс чтецов
Ежегодно

Городские конкурсы рисунков и плакатов,
посвященные экологическим датам
«Экологический колокол», «Чистый воздух»,
«Сохраним нашу планету»
Городские конкурсы на лучшую поделку из
природного материала, бросового материала
«Лесное диво», «Чистая планета»др.

Ежегодно

Ежегодно

Проведение мероприятий в рамках операции
«Наш дом – Земля»

Научно-методическая работа
Изучение проблемы экологического
Ежегодно
воспитания, определение целей и задач
педагогического коллектива.
Семинары для классных руководителей на
По мере
тему экологического воспитания
необходимос
ти

Кл.
руководители,
педагогорганизатор
Кл. руководители
Кл.
руководители,
зам.директора по
ВР

Кл. руководители
Начальник лагеря
Учителя
литературы, кл.
руководители
Зам. директора по
ВР

учитель
биологии,
географии,
технологии
Кл.
руководители,
учителя
предметники
Зам. директора по
ВР
Зам. директора по
ВР
14

Работа с родителями

1.

2.

Родительский всеобуч
«Как сохранить здоровье ребенка»,
«Влияние телевидения и компьютерных игр
на здоровье школьника»,
«Домашняя экология».
Организация совместных мероприятий с
родителями: походы, экскурсии, праздники и
пр.

Ежегодно

Зам. директора по
ВР, кл.
руководители
кл. руководители,
педагогорганизатор

10. Мониторинг
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится
диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня
воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев
является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к
земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной
жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».