Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
Рассмотрено и согласовано
на заседании педагогического
совета.
Протокол № 1
от 30.08.2022 г.
Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 16
_______О.В. Кнор
Приказ № 180-д
от 01.09.2022 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к программе внеурочной деятельности МАОУ СОШ №16
на уровне основного общего образования
Рабочая программа «Математическая грамотность»
на 2022/2023 учебный год
Срок освоения: 4 года
Карпинск, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативную правовую основу рабочей программы внеурочной деятельности
«Математическая грамотность» 5-9 классы составляют следующие документы:
•Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
•Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая
2021 г № 287;
•Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
•Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21);
•Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 20.05.2020 № 254;
•Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования";
•Проект примерной образовательной программы основного общего образования,
примерные рабочие программы учебных предметов (одобрены решением ФУМО, протокол
от 27.09.2021 № 3/21);
•Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства
просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 г. N
1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования
и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и
высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части
результатов национальных и международных исследований качества образования и иных
аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в
указанных исследованиях и мероприятиях" (с изменениями и дополнениями);
•Письмо Министерства просвещения РФ от 06 августа 2021 г. N СК-228/03 письму
Рособрнадзора от 06.08.2021 №01-169/08-01 "Рекомендации для системы общего
образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных
процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году»;
•Устав МАОУ СОШ №16, утвержденный Постановлением городского округа
Карпинск № 390 от 08.04.2020 г. (с изменениями от 18.08.2021 г. № 1030);
• Основная образовательная программа основного общего образования /ООП ООО/
МАОУ СОШ №16;
Цель обучения –формирование математической грамотности учащихся, в том числе в
интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе
общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры.
Задачи:
1)распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые
могут быть решены средствами математики;
2) формулировать эти проблемы на языке математики;
3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
4) анализировать использованные методы решения;
5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Актуальность курса.
В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации
школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к
развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности
учащихся. Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации
математической информации, решения математических задач в различных жизненных
ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических
символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью
технических способов визуализации материала. Существуют три составляющих
математической грамотности: умение находить и отбирать информацию; производить
арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
интерпретировать, оценивать и анализировать данные. В реальной жизни все три группы
навыков могут быть задействованы одновременно.
Умение находить и отбирать информацию
Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую
информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с
пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия.
Арифметические действия и использование информации
В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами,
процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить
различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать
измерительные приборы, а также применять формулы.
Интерпретация, оценка и анализ данных
Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать
выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для
оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании
тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны
не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более
широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений,
пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и
причинные связи.
Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных
проблем в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной
количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных
источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе сравнение
информации из различных источников).
Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные
навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию,
описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего
анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до
развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт,
графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является
недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность
решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.
Новизна данного курса состоит в интеграции с другими предметами, развитие
интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших
традиций национальной культуры.
Оригинальность программы состоит в том, что на основе формирования
математической грамотности учащихся развивается интерес к математике, создаются
условия для активизации мыслительной деятельности учащихся.
Степень интегрированности с другими образовательными программами, уровень
междисциплинарных связей программы.
Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и
дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии
обучающихся, упирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и
гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность
обучения, доступность. В данной программе показывается интеграция математики с
другими предметами.
Реализация принципа преемственности.
Преемственность реализации задач позволяет выполнять заказ общества на
подготовку личности, на личности не только владеющей знаниями, представлениями о
применении этих знаний, но и умеющей эти знания применять в различных областях
деятельности, при решении практических задач, как учебных, так и жизненных проблем. В
программе прослеживается последовательность и системность в расположении учебного
материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы,
осуществляемой от одной темы к следующей, при переходе от одного года обучения к
другому. Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом более
высоком уровне подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей,
благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается. Знания делаются более
сознательными, дифференцированными и обобщенными, а круг их применения
значительно расширяется. Таким образом, осуществляется через развитие обучающихся
путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение курса математической грамотности позволит учащимся
сформировать три уровня компетентности:
Первый уровень-воспроизведение включает проверку определений или простых
вычислений, характерных для обычной проверки математической подготовки учащихся.
Прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов,
распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур,
применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными,
знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.
Второй уровень – установление связей требует интеграции математических фактов и
методов для решения явно сформулированных и до некоторой степени знакомых
математических задач. Строится на репродуктивной деятельности по решению задач,
которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за
рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал
какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить.
Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они
предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной
в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
Третий уровень - размышления включает проверку математического мышления,
умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию, анализировать
предложенную ситуацию для выделения в ней проблемы. Строится как развитие
предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция,
размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование
знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма
действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется
найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные
результаты.
Содержание программы учитывает межпредметные связи: тестовые задания для
оценки математической грамотности учащихся 5-9 классов могут быть представлены по
разделам: арифметика, алгебра, геометрия, комбинаторика, словесная логика (работа с
математическими текстами).
Объем учебной нагрузки составляет:
Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю для 5 классов,34 часа по 1 часу
в неделю для 6 классов, 34 часа по 1 часу в неделю для 7 классов, 34 часа по 1 часу в неделю
для 8 классов, 34 часа по 1 часу в неделю для 9 классов.
I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Первые шаги в мир науки математики»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в
том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметными
результатами
является
формирование
следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
- устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.
Совместная деятельность:
- участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого; справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
- выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека
иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты
с учётом этики общения.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка, современных средств коммуникации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные
математические умения и навыки:
1) сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и
письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять
проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения
числовых выражений; использовать калькулятор;
2)решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин
(скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением,
пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления
личными и семейными финансами),решать основные задачи на дроби и проценты,
используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов,
способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы;
расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие;
интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со
свойствами рассматриваемых объектов;
3) извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице,
линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные,
использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц,
линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими
характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения,
размах числового набора;
4) оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
5) пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник,
окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр,
использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить
примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и
пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в
пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться
геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства
изученных фигур для их распознавания, построения; при- менять признаки равенства
треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора,
тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
6) находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр
многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить
длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным
измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в
практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения
длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
7) использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами
зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа
информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов
и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
8) переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с
помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в
соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при
решении различных задач;
9) решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Числа и вычисления
Средства математического действия (понятия, представления)
-позиционный принцип (многозначные числа) · свойства арифметических действий
- деление с остатком, алгоритм Евклида
- рациональные и иррациональные числа
-арифметический квадратный корень
II.
-свойства степени с целым показателем.
-стандартный вид числа
-числовые последовательности
-арифметическая прогрессия
-геометрическая прогрессия
Математические действия
-сравнение многозначных чисел
-выполнение алгоритмических действий с многозначными числами
-прикидка
-элементы рационального счета
-свойства и преобразования пропорции
-процентные расчеты.
- задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена.
Раздел 2. Измерение величин
Средства математического действия (понятия, представления)
-отношение между числом, величиной и единицей
-отношение «целого и частей»
-формула площади прямоугольника
-Международная система измерения единиц СИ
- погрешность и точность приближения.
Математические действия
-прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание»
единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта)
-косвенное измерение (измерение с помощью приборов, вычисление по формулам)
- нахождение приближённых значений квадратного корня.
- действия над приближёнными значениями.
Раздел 3. Закономерности
Средства математического действия (понятия, представления)
-«индукционный шаг»
-повторяемость (периодичность)
-симметрия
- алгебра событий и вероятностные пространства.
Математические действия
-выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других
структурированных объектах
-вычисление количества элементов в структурированном объекте
Раздел 4. Зависимости между величинами
Средства математического действия (понятия, представления)
-отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности,
разностное, «целого и частей»)
-прямая пропорциональная зависимость между величинами
-производные величины: скорость, производительность труда и другие.
-соотношения между единицами
Математические действия
-решение текстовых задач.
-описание зависимостей между величинами на различных математических языках
(представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и
прочие.)
-действия с именованными числами
-нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов).
Раздел 5. Элементы геометрии
Средства математического действия (понятия, представления)
-форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур)
-пространственные отношения между фигурами
Математические действия
-распознавание геометрических фигур
-определение взаимного расположения геометрических фигур
-исследование (моделирование) несложных практических ситуаций на основе изученных
формул и свойств фигур.
III.
№
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
5 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
Тема урока
Колво
часов
Раздел 1. Числа и вычисления
1
Натуральные числа. Делители и кратные.
1
2
Простые и составные числа
1
3,4
Основные свойства делимости натуральных чисел
2
5,6
Признаки делимости натуральных чисел на 2, 3, 4, 5, 6, 8,9, 10, 11, 13,
24, 25
2
7,8
Разложение чисел на простые множители.
2
9
НОД. Взаимно простые числа
1
10
НОК.
1
11,12
Степень числа
2
13,14
Дополнительные свойства умножения и деления
2
15,16
Натуральные числа и дроби
2
17,18
Осноное свойство дроби. Преобразование дробей
2
19,20
Сравнение дробей
2
2123
Арифметика дробей.
3
24,25
Рациональные способы устных вычислений
2
26
Решение тестовых заданий
1
Раздел 2. Измерение величин
27
Действия над составными именованными величинами
1
28
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы
длины.
1
29
Углы, измерение углов.
1
30
Единицы площади, объема, массы, времени.
1
31
Системы старинных мер. Как появилась метрическая система мер.
1
3334
Решение тестовых заданий
1
Календарно-тематическое планирование
«Математическая грамотность»
6 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№
Тема урока
Колво
часов
Раздел 1. Числа и вычисления
1,2
Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями
2
3,4
Задачи на движение по реке
2
5
Среднее арифметическое
1
6
Понятие о проценте
1
7,8
Задачи на проценты
2
9
Простой процентный рост
1
10
Сложный процентный рост
1
11
Понятие отношения
1
12
Масштаб
1
13,14
Понятие пропорции. Основное свойство пропорции
2
15,16
Свойства и преобразования пропорции
2
17,18
Понятие рационального числа
2
19,20
Арифметика рациональных чисел
2
21,22
Исследование множеств чисел с применением кругов Эйлера.
2
23
Рациональные способы устных вычислений
1
24
Решение тестовых заданий
1
Раздел 2. Измерение величин
25
Единицы измерения величин: длины, площади, массы, времени.
1
26,27
Измерения величин. Длина, площадь, объем
2
28,29
Измерения углов. Транспортир
2
30
Прямые измерения. Косвенные измерения
1
31,32
Погрешность измерения
2
3334
Решение тестовых заданий
1
Календарно-тематическое планирование
«Математическая грамотность»
7 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№
Тема урока
Колво
часов
Раздел 1. Числа и вычисления
1
Делимость чисел и их свойства. Простые числа
1
2
Деление с остатком. Алгоритм Евклида
1
3
Делимость целых чисел. Классификация целых чисел по остаткам от
деления
1
4
Сравнение и их свойства
1
5
Арифметика остатков
1
6
Решение задач и с помощью сравнения
1
7
Множество рациональных чисел
1
8
Законы арифметических действия и равносильные преобразования
1
9
Равносильные преобразования алгебраических сумм
1
10
Равносильные преобразования произведений
1
11
Решение тестовых заданий
1
Раздел 2. Измерение величин
12
Измерение величин: точность и погрешность. Международная система
измерения единиц СИ
1
13
Измерения. Классификация ошибок измерения
1
14
Решение тестовых заданий
1
Раздел 3. Закономерности
15
Задачи подсчета числа вариантов. Комбинации с повторениями
1
16
Способы упорядочивания информации
1
17
Статистические характеристики. Частота и вероятность случайного
события
1
18
Классическая схема определения вероятности
1
19
Решение тестовых заданий
1
Раздел 4. Зависимости между величинами
20
Математическая модель реальной задачи. Основные требования к
математической модели
1
21
Метод построения математической теории
1
22
Некоторые методы математического доказательства
1
23
Логический вывод. Логические ошибки
1
24
Решение задач с помощью разложения многочленов на множители
1
25
Функциональная зависимость между величинами. Способы задания
функции
1
26
Функциональная зависимость и кодирование информации
1
27
Прямая пропорциональность
1
28
Линейная функция и ее график. Кусочно-линейные функции
1
29
Решение линейных уравнений в целых числах.
уравнения.
1
Диофантовые
3034
Решение тестовых заданий
1
Календарно-тематическое планирование
«Математическая грамотность»
8 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№
Тема урока
Колво
часов
Раздел 1. Числа и вычисления
1
Рациональные выражения. Рациональные дроби.
1
2
Преобразование рациональных выражений.
1
3
Среднее гармоническое ряда положительных чисел.
1
4
Рациональные числа. Иррациональные числа
1
5
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.
1
6
Квадратный корень из произведения и дроби.
1
7
Квадратный корень из степени.
1
8
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
1
9
Свойства степени с целым показателем.
1
10
Стандартный вид числа.
1
11
Решение тестовых заданий
1
Раздел 2. Измерение величин
12
Погрешность и точность приближения.
1
13
Нахождение приближённых значений квадратного корня.
1
14
Запись приближённых
значениями.
1
15
Решение тестовых заданий
значений.
Действия
над
приближёнными
1
Раздел 3. Закономерности
16
Сбор и группировка статистических данных,
1
17
Наглядная интерпретации статистических данных.
1
18
Элементы комбинаторики
1
19
Начальные сведения из теории вероятностей
1
20
Алгебра событий и вероятностные пространства. Диаграммы Эйлера Венна
1
21
Вариационные ряды.
1
22
Числовые характеристики случайных величин (математическое
ожидание, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, мода,
медиана)
1
23
Полигон и гистограмма
1
24
Решение тестовых заданий
1
Раздел 4. Зависимости между величинами
25
Решение задач на рациональные дроби
1
26
Решение задач на квадратные корни
1
27
Решение задач с помощью квадратных уравнений.
1
28
Решение задач на неравенства
1
29
Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений.
1
30
Решение тестовых заданий
1
Раздел 5. Элементы геометрии
31
Длина окружности и площадь круга
1
32
Площадь треугольника, площадь параллелограмма
1
33
Площадь квадрата, площадь ромба, прямоугольника, трапеции
1
34
Решение тестовых заданий
1
Календарно-тематическое планирование
«Математическая грамотность»
9 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№
Тема урока
Кол-во
часов
Раздел 1. Числа и вычисления
1
Математическое моделирование. Процентные расчеты.
1
2
Формула сложных процентов.
1
3
Понятие
числовой
последовательности.
Задание
последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го
члена.
1
4
Числовые последовательности
1
5
Арифметическая прогрессия
1
6
Геометрическая прогрессия
1
7
Решение тестовых заданий
1
Раздел 2. Измерение величин
8
Задачи на непосредственные измерения. Задачи на косвенные
измерения
1
9
Задачи, в которых до методов косвенного измерения,
применяются непосредственные измерения
1
10
Решение тестовых заданий
1
Раздел 3. Закономерности
11
Понятие о статистической информации
1
12
Организационные формы статистического наблюдения.
1
13
Виды и способы статистического наблюдения.
1
14
Понятие о статистической сводке
1
15
Методологические вопросы статистических группировок, их
значение в экономическом исследовании
1
16
Задачи статистических группировок, их виды
1
17
Принципы выбора группировочного признака. Образование
групп и интервалов
1
18
Виды и значение обобщающих статистических показателей
1
19
Абсолютные и относительные величины, их значение и
основные виды.
1
20
Решение тестовых заданий
1
Раздел 4. Зависимости между величинами
21
Алгоритм моделирования практических ситуаций и
исследования построенных моделей с использованием
аппарата алгебры.
1
22
Задачи на движение по реке.
1
23
Задачи на работу.
1
24
Задачи на проценты.
1
25
Арифметические текстовые задачи.
1
26
Задачи с геометрическими фигурами.
1
27
Нестандартные методы решения задач (графические методы,
перебор вариантов).
1
28
Решение тестовых заданий
1
Раздел 5. Элементы геометрии
29
Формулы радиусов вписанных
правильных многоугольников.
и
описанных
кругов
1
30
Длина круга. Длина дуги окружности. Площадь круга и его
частей.
1
31
Многогранники. Тела и поверхности вращения
1
32
Исследование (моделирование) несложных практических
ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур
1
33
Вычисление площадей поверхностей пространственных тел
при решении практических задач
1
34
Решение тестовых заданий
1
Список использованной литературы.
1.Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика 5 класс (1,2 часть). Москва, «Ювента», 2014 г.
2.Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика 6 класс (1,2, 3 часть). Москва, «Ювента», 2015
г.
3.Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика 7 класс (1,2, 3 часть). Москва, «Ювента», 2011
г.
4.Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. Москва. «Высшая
школа», 2003 г.
5.Гмурман В.Е. «Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической
статистике». Москва. «Высшая школа», 2003 г.
6.Математическая грамотность. Тестовые задания для абитуриентов.