Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 Рассмотрено и согласовано на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от 30.08.2022 г. Утверждено: Директор МАОУ СОШ № 16 _______О.В. Кнор Приказ № 180-д от 01.09.2022 г. ПРИЛОЖЕНИЕ к программе внеурочной деятельности МАОУ СОШ №16 на уровне основного общего образования Рабочая программа «Математическая грамотность» на 2022/2023 учебный год Срок освоения: 4 года Карпинск, 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативную правовую основу рабочей программы внеурочной деятельности «Математическая грамотность» 5-9 классы составляют следующие документы: •Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; •Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г № 287; •Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); •Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21); •Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254; •Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; •Проект примерной образовательной программы основного общего образования, примерные рабочие программы учебных предметов (одобрены решением ФУМО, протокол от 27.09.2021 № 3/21); •Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 г. N 1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях" (с изменениями и дополнениями); •Письмо Министерства просвещения РФ от 06 августа 2021 г. N СК-228/03 письму Рособрнадзора от 06.08.2021 №01-169/08-01 "Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году»; •Устав МАОУ СОШ №16, утвержденный Постановлением городского округа Карпинск № 390 от 08.04.2020 г. (с изменениями от 18.08.2021 г. № 1030); • Основная образовательная программа основного общего образования /ООП ООО/ МАОУ СОШ №16; Цель обучения –формирование математической грамотности учащихся, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. Задачи: 1)распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; 2) формулировать эти проблемы на языке математики; 3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы; 4) анализировать использованные методы решения; 5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы. Актуальность курса. В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся. Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала. Существуют три составляющих математической грамотности: умение находить и отбирать информацию; производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач; интерпретировать, оценивать и анализировать данные. В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно. Умение находить и отбирать информацию Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия. Арифметические действия и использование информации В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами, процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать измерительные приборы, а также применять формулы. Интерпретация, оценка и анализ данных Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений, пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и причинные связи. Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных проблем в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе сравнение информации из различных источников). Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию, описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт, графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе. Новизна данного курса состоит в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. Оригинальность программы состоит в том, что на основе формирования математической грамотности учащихся развивается интерес к математике, создаются условия для активизации мыслительной деятельности учащихся. Степень интегрированности с другими образовательными программами, уровень междисциплинарных связей программы. Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии обучающихся, упирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность обучения, доступность. В данной программе показывается интеграция математики с другими предметами. Реализация принципа преемственности. Преемственность реализации задач позволяет выполнять заказ общества на подготовку личности, на личности не только владеющей знаниями, представлениями о применении этих знаний, но и умеющей эти знания применять в различных областях деятельности, при решении практических задач, как учебных, так и жизненных проблем. В программе прослеживается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одной темы к следующей, при переходе от одного года обучения к другому. Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом более высоком уровне подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается. Знания делаются более сознательными, дифференцированными и обобщенными, а круг их применения значительно расширяется. Таким образом, осуществляется через развитие обучающихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта. Требования к уровню подготовки учащихся Изучение курса математической грамотности позволит учащимся сформировать три уровня компетентности: Первый уровень-воспроизведение включает проверку определений или простых вычислений, характерных для обычной проверки математической подготовки учащихся. Прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений. Второй уровень – установление связей требует интеграции математических фактов и методов для решения явно сформулированных и до некоторой степени знакомых математических задач. Строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач. Третий уровень - размышления включает проверку математического мышления, умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию, анализировать предложенную ситуацию для выделения в ней проблемы. Строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты. Содержание программы учитывает межпредметные связи: тестовые задания для оценки математической грамотности учащихся 5-9 классов могут быть представлены по разделам: арифметика, алгебра, геометрия, комбинаторика, словесная логика (работа с математическими текстами). Объем учебной нагрузки составляет: Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю для 5 классов,34 часа по 1 часу в неделю для 6 классов, 34 часа по 1 часу в неделю для 7 классов, 34 часа по 1 часу в неделю для 8 классов, 34 часа по 1 часу в неделю для 9 классов. I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Личностные результаты Личностные результаты изучения предмета «Первые шаги в мир науки математики» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: - становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; - первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества Духовно-нравственного воспитания: - проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; - принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; - применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: - понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); - приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью Трудового воспитания: - осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям Экологического воспитания: - осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред Ценности научного познания: - ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; - осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: - планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); - устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Совместная деятельность: - участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; - выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. - Делать предварительный отбор источников информации. - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки: 1) сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор; 2)решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами),решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов; 3) извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора; 4) оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни; 5) пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; при- менять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей; 6) находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие; 7) использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей; 8) переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач; 9) решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел 1. Числа и вычисления Средства математического действия (понятия, представления) -позиционный принцип (многозначные числа) · свойства арифметических действий - деление с остатком, алгоритм Евклида - рациональные и иррациональные числа -арифметический квадратный корень II. -свойства степени с целым показателем. -стандартный вид числа -числовые последовательности -арифметическая прогрессия -геометрическая прогрессия Математические действия -сравнение многозначных чисел -выполнение алгоритмических действий с многозначными числами -прикидка -элементы рационального счета -свойства и преобразования пропорции -процентные расчеты. - задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена. Раздел 2. Измерение величин Средства математического действия (понятия, представления) -отношение между числом, величиной и единицей -отношение «целого и частей» -формула площади прямоугольника -Международная система измерения единиц СИ - погрешность и точность приближения. Математические действия -прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта) -косвенное измерение (измерение с помощью приборов, вычисление по формулам) - нахождение приближённых значений квадратного корня. - действия над приближёнными значениями. Раздел 3. Закономерности Средства математического действия (понятия, представления) -«индукционный шаг» -повторяемость (периодичность) -симметрия - алгебра событий и вероятностные пространства. Математические действия -выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах -вычисление количества элементов в структурированном объекте Раздел 4. Зависимости между величинами Средства математического действия (понятия, представления) -отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей») -прямая пропорциональная зависимость между величинами -производные величины: скорость, производительность труда и другие. -соотношения между единицами Математические действия -решение текстовых задач. -описание зависимостей между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и прочие.) -действия с именованными числами -нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов). Раздел 5. Элементы геометрии Средства математического действия (понятия, представления) -форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур) -пространственные отношения между фигурами Математические действия -распознавание геометрических фигур -определение взаимного расположения геометрических фигур -исследование (моделирование) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур. III. № КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа) Тема урока Колво часов Раздел 1. Числа и вычисления 1 Натуральные числа. Делители и кратные. 1 2 Простые и составные числа 1 3,4 Основные свойства делимости натуральных чисел 2 5,6 Признаки делимости натуральных чисел на 2, 3, 4, 5, 6, 8,9, 10, 11, 13, 24, 25 2 7,8 Разложение чисел на простые множители. 2 9 НОД. Взаимно простые числа 1 10 НОК. 1 11,12 Степень числа 2 13,14 Дополнительные свойства умножения и деления 2 15,16 Натуральные числа и дроби 2 17,18 Осноное свойство дроби. Преобразование дробей 2 19,20 Сравнение дробей 2 2123 Арифметика дробей. 3 24,25 Рациональные способы устных вычислений 2 26 Решение тестовых заданий 1 Раздел 2. Измерение величин 27 Действия над составными именованными величинами 1 28 Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. 1 29 Углы, измерение углов. 1 30 Единицы площади, объема, массы, времени. 1 31 Системы старинных мер. Как появилась метрическая система мер. 1 3334 Решение тестовых заданий 1 Календарно-тематическое планирование «Математическая грамотность» 6 класс (1 час в неделю, всего 34 часа) № Тема урока Колво часов Раздел 1. Числа и вычисления 1,2 Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями 2 3,4 Задачи на движение по реке 2 5 Среднее арифметическое 1 6 Понятие о проценте 1 7,8 Задачи на проценты 2 9 Простой процентный рост 1 10 Сложный процентный рост 1 11 Понятие отношения 1 12 Масштаб 1 13,14 Понятие пропорции. Основное свойство пропорции 2 15,16 Свойства и преобразования пропорции 2 17,18 Понятие рационального числа 2 19,20 Арифметика рациональных чисел 2 21,22 Исследование множеств чисел с применением кругов Эйлера. 2 23 Рациональные способы устных вычислений 1 24 Решение тестовых заданий 1 Раздел 2. Измерение величин 25 Единицы измерения величин: длины, площади, массы, времени. 1 26,27 Измерения величин. Длина, площадь, объем 2 28,29 Измерения углов. Транспортир 2 30 Прямые измерения. Косвенные измерения 1 31,32 Погрешность измерения 2 3334 Решение тестовых заданий 1 Календарно-тематическое планирование «Математическая грамотность» 7 класс (1 час в неделю, всего 34 часа) № Тема урока Колво часов Раздел 1. Числа и вычисления 1 Делимость чисел и их свойства. Простые числа 1 2 Деление с остатком. Алгоритм Евклида 1 3 Делимость целых чисел. Классификация целых чисел по остаткам от деления 1 4 Сравнение и их свойства 1 5 Арифметика остатков 1 6 Решение задач и с помощью сравнения 1 7 Множество рациональных чисел 1 8 Законы арифметических действия и равносильные преобразования 1 9 Равносильные преобразования алгебраических сумм 1 10 Равносильные преобразования произведений 1 11 Решение тестовых заданий 1 Раздел 2. Измерение величин 12 Измерение величин: точность и погрешность. Международная система измерения единиц СИ 1 13 Измерения. Классификация ошибок измерения 1 14 Решение тестовых заданий 1 Раздел 3. Закономерности 15 Задачи подсчета числа вариантов. Комбинации с повторениями 1 16 Способы упорядочивания информации 1 17 Статистические характеристики. Частота и вероятность случайного события 1 18 Классическая схема определения вероятности 1 19 Решение тестовых заданий 1 Раздел 4. Зависимости между величинами 20 Математическая модель реальной задачи. Основные требования к математической модели 1 21 Метод построения математической теории 1 22 Некоторые методы математического доказательства 1 23 Логический вывод. Логические ошибки 1 24 Решение задач с помощью разложения многочленов на множители 1 25 Функциональная зависимость между величинами. Способы задания функции 1 26 Функциональная зависимость и кодирование информации 1 27 Прямая пропорциональность 1 28 Линейная функция и ее график. Кусочно-линейные функции 1 29 Решение линейных уравнений в целых числах. уравнения. 1 Диофантовые 3034 Решение тестовых заданий 1 Календарно-тематическое планирование «Математическая грамотность» 8 класс (1 час в неделю, всего 34 часа) № Тема урока Колво часов Раздел 1. Числа и вычисления 1 Рациональные выражения. Рациональные дроби. 1 2 Преобразование рациональных выражений. 1 3 Среднее гармоническое ряда положительных чисел. 1 4 Рациональные числа. Иррациональные числа 1 5 Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. 1 6 Квадратный корень из произведения и дроби. 1 7 Квадратный корень из степени. 1 8 Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. 1 9 Свойства степени с целым показателем. 1 10 Стандартный вид числа. 1 11 Решение тестовых заданий 1 Раздел 2. Измерение величин 12 Погрешность и точность приближения. 1 13 Нахождение приближённых значений квадратного корня. 1 14 Запись приближённых значениями. 1 15 Решение тестовых заданий значений. Действия над приближёнными 1 Раздел 3. Закономерности 16 Сбор и группировка статистических данных, 1 17 Наглядная интерпретации статистических данных. 1 18 Элементы комбинаторики 1 19 Начальные сведения из теории вероятностей 1 20 Алгебра событий и вероятностные пространства. Диаграммы Эйлера Венна 1 21 Вариационные ряды. 1 22 Числовые характеристики случайных величин (математическое ожидание, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, мода, медиана) 1 23 Полигон и гистограмма 1 24 Решение тестовых заданий 1 Раздел 4. Зависимости между величинами 25 Решение задач на рациональные дроби 1 26 Решение задач на квадратные корни 1 27 Решение задач с помощью квадратных уравнений. 1 28 Решение задач на неравенства 1 29 Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений. 1 30 Решение тестовых заданий 1 Раздел 5. Элементы геометрии 31 Длина окружности и площадь круга 1 32 Площадь треугольника, площадь параллелограмма 1 33 Площадь квадрата, площадь ромба, прямоугольника, трапеции 1 34 Решение тестовых заданий 1 Календарно-тематическое планирование «Математическая грамотность» 9 класс (1 час в неделю, всего 34 часа) № Тема урока Кол-во часов Раздел 1. Числа и вычисления 1 Математическое моделирование. Процентные расчеты. 1 2 Формула сложных процентов. 1 3 Понятие числовой последовательности. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена. 1 4 Числовые последовательности 1 5 Арифметическая прогрессия 1 6 Геометрическая прогрессия 1 7 Решение тестовых заданий 1 Раздел 2. Измерение величин 8 Задачи на непосредственные измерения. Задачи на косвенные измерения 1 9 Задачи, в которых до методов косвенного измерения, применяются непосредственные измерения 1 10 Решение тестовых заданий 1 Раздел 3. Закономерности 11 Понятие о статистической информации 1 12 Организационные формы статистического наблюдения. 1 13 Виды и способы статистического наблюдения. 1 14 Понятие о статистической сводке 1 15 Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании 1 16 Задачи статистических группировок, их виды 1 17 Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и интервалов 1 18 Виды и значение обобщающих статистических показателей 1 19 Абсолютные и относительные величины, их значение и основные виды. 1 20 Решение тестовых заданий 1 Раздел 4. Зависимости между величинами 21 Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры. 1 22 Задачи на движение по реке. 1 23 Задачи на работу. 1 24 Задачи на проценты. 1 25 Арифметические текстовые задачи. 1 26 Задачи с геометрическими фигурами. 1 27 Нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов). 1 28 Решение тестовых заданий 1 Раздел 5. Элементы геометрии 29 Формулы радиусов вписанных правильных многоугольников. и описанных кругов 1 30 Длина круга. Длина дуги окружности. Площадь круга и его частей. 1 31 Многогранники. Тела и поверхности вращения 1 32 Исследование (моделирование) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур 1 33 Вычисление площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач 1 34 Решение тестовых заданий 1 Список использованной литературы. 1.Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика 5 класс (1,2 часть). Москва, «Ювента», 2014 г. 2.Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика 6 класс (1,2, 3 часть). Москва, «Ювента», 2015 г. 3.Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика 7 класс (1,2, 3 часть). Москва, «Ювента», 2011 г. 4.Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. Москва. «Высшая школа», 2003 г. 5.Гмурман В.Е. «Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике». Москва. «Высшая школа», 2003 г. 6.Математическая грамотность. Тестовые задания для абитуриентов.