Рабочая программа ВД «Математическая грамотность»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16

Рассмотрено и согласовано
на заседании педагогического
совета.
Протокол № 1
от 30.08.2022 г.

Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 16
_______О.В. Кнор
Приказ № 180-д
от 01.09.2022 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к программе внеурочной деятельности МАОУ СОШ №16
на уровне основного общего образования
Рабочая программа «Математическая грамотность»
на 2022/2023 учебный год
Срок освоения: 4 года

Карпинск, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативную правовую основу рабочей программы внеурочной деятельности
«Математическая грамотность» 5-9 классы составляют следующие документы:
•Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
•Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая
2021 г № 287;
•Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
•Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21);
•Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 20.05.2020 № 254;
•Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования";
•Проект примерной образовательной программы основного общего образования,
примерные рабочие программы учебных предметов (одобрены решением ФУМО, протокол
от 27.09.2021 № 3/21);
•Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства
просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 г. N
1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования
и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и
высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части
результатов национальных и международных исследований качества образования и иных
аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в
указанных исследованиях и мероприятиях" (с изменениями и дополнениями);
•Письмо Министерства просвещения РФ от 06 августа 2021 г. N СК-228/03 письму
Рособрнадзора от 06.08.2021 №01-169/08-01 "Рекомендации для системы общего
образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных
процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году»;
•Устав МАОУ СОШ №16, утвержденный Постановлением городского округа
Карпинск № 390 от 08.04.2020 г. (с изменениями от 18.08.2021 г. № 1030);
• Основная образовательная программа основного общего образования /ООП ООО/
МАОУ СОШ №16;

Цель обучения –формирование математической грамотности учащихся, в том числе в
интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе
общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры.
Задачи:
1)распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые
могут быть решены средствами математики;
2) формулировать эти проблемы на языке математики;
3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
4) анализировать использованные методы решения;
5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Актуальность курса.
В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации
школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к
развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности
учащихся. Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации
математической информации, решения математических задач в различных жизненных
ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических
символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью
технических способов визуализации материала. Существуют три составляющих
математической грамотности: умение находить и отбирать информацию; производить
арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
интерпретировать, оценивать и анализировать данные. В реальной жизни все три группы
навыков могут быть задействованы одновременно.
Умение находить и отбирать информацию
Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую
информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с
пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия.
Арифметические действия и использование информации
В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами,
процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить
различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать
измерительные приборы, а также применять формулы.
Интерпретация, оценка и анализ данных
Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать
выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для
оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании
тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны
не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более
широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений,
пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и
причинные связи.
Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных
проблем в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной
количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных
источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе сравнение
информации из различных источников).

Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные
навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию,
описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего
анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до
развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт,
графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является
недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность
решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.
Новизна данного курса состоит в интеграции с другими предметами, развитие
интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших
традиций национальной культуры.
Оригинальность программы состоит в том, что на основе формирования
математической грамотности учащихся развивается интерес к математике, создаются
условия для активизации мыслительной деятельности учащихся.
Степень интегрированности с другими образовательными программами, уровень
междисциплинарных связей программы.
Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и
дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии
обучающихся, упирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и
гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность
обучения, доступность. В данной программе показывается интеграция математики с
другими предметами.
Реализация принципа преемственности.
Преемственность реализации задач позволяет выполнять заказ общества на
подготовку личности, на личности не только владеющей знаниями, представлениями о
применении этих знаний, но и умеющей эти знания применять в различных областях
деятельности, при решении практических задач, как учебных, так и жизненных проблем. В
программе прослеживается последовательность и системность в расположении учебного
материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы,
осуществляемой от одной темы к следующей, при переходе от одного года обучения к
другому. Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом более
высоком уровне подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей,
благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается. Знания делаются более
сознательными, дифференцированными и обобщенными, а круг их применения
значительно расширяется. Таким образом, осуществляется через развитие обучающихся
путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение курса математической грамотности позволит учащимся
сформировать три уровня компетентности:
Первый уровень-воспроизведение включает проверку определений или простых
вычислений, характерных для обычной проверки математической подготовки учащихся.
Прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов,
распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур,
применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными,
знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.

Второй уровень – установление связей требует интеграции математических фактов и
методов для решения явно сформулированных и до некоторой степени знакомых
математических задач. Строится на репродуктивной деятельности по решению задач,
которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за
рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал
какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить.
Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они
предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной
в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
Третий уровень - размышления включает проверку математического мышления,
умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию, анализировать
предложенную ситуацию для выделения в ней проблемы. Строится как развитие
предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция,
размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование
знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма
действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется
найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные
результаты.
Содержание программы учитывает межпредметные связи: тестовые задания для
оценки математической грамотности учащихся 5-9 классов могут быть представлены по
разделам: арифметика, алгебра, геометрия, комбинаторика, словесная логика (работа с
математическими текстами).
Объем учебной нагрузки составляет:
Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю для 5 классов,34 часа по 1 часу
в неделю для 6 классов, 34 часа по 1 часу в неделю для 7 классов, 34 часа по 1 часу в неделю
для 8 классов, 34 часа по 1 часу в неделю для 9 классов.
I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Первые шаги в мир науки математики»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;

- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в
том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметными
результатами
является
формирование
следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
- устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.
Совместная деятельность:

- участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого; справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
- выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека
иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты
с учётом этики общения.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка, современных средств коммуникации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные
математические умения и навыки:
1) сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и
письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять
проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения
числовых выражений; использовать калькулятор;
2)решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин
(скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением,
пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления
личными и семейными финансами),решать основные задачи на дроби и проценты,
используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов,
способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы;
расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие;

интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со
свойствами рассматриваемых объектов;
3) извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице,
линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные,
использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц,
линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими
характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения,
размах числового набора;
4) оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
5) пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник,
окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр,
использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить
примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и
пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в
пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться
геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства
изученных фигур для их распознавания, построения; при- менять признаки равенства
треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора,
тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
6) находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр
многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить
длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным
измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в
практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения
длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
7) использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами
зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа
информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов
и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
8) переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с
помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в
соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при
решении различных задач;
9) решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Числа и вычисления
Средства математического действия (понятия, представления)
-позиционный принцип (многозначные числа) · свойства арифметических действий
- деление с остатком, алгоритм Евклида
- рациональные и иррациональные числа
-арифметический квадратный корень

II.

-свойства степени с целым показателем.
-стандартный вид числа
-числовые последовательности
-арифметическая прогрессия
-геометрическая прогрессия
Математические действия
-сравнение многозначных чисел
-выполнение алгоритмических действий с многозначными числами
-прикидка
-элементы рационального счета
-свойства и преобразования пропорции
-процентные расчеты.
- задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена.
Раздел 2. Измерение величин
Средства математического действия (понятия, представления)
-отношение между числом, величиной и единицей
-отношение «целого и частей»
-формула площади прямоугольника
-Международная система измерения единиц СИ
- погрешность и точность приближения.
Математические действия
-прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание»
единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта)
-косвенное измерение (измерение с помощью приборов, вычисление по формулам)
- нахождение приближённых значений квадратного корня.
- действия над приближёнными значениями.
Раздел 3. Закономерности
Средства математического действия (понятия, представления)
-«индукционный шаг»
-повторяемость (периодичность)
-симметрия
- алгебра событий и вероятностные пространства.
Математические действия
-выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других
структурированных объектах
-вычисление количества элементов в структурированном объекте
Раздел 4. Зависимости между величинами
Средства математического действия (понятия, представления)
-отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности,
разностное, «целого и частей»)
-прямая пропорциональная зависимость между величинами
-производные величины: скорость, производительность труда и другие.
-соотношения между единицами
Математические действия
-решение текстовых задач.

-описание зависимостей между величинами на различных математических языках
(представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и
прочие.)
-действия с именованными числами
-нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов).
Раздел 5. Элементы геометрии
Средства математического действия (понятия, представления)
-форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур)
-пространственные отношения между фигурами
Математические действия
-распознавание геометрических фигур
-определение взаимного расположения геометрических фигур
-исследование (моделирование) несложных практических ситуаций на основе изученных
формул и свойств фигур.
III.

№

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
5 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)

Тема урока

Колво
часов

Раздел 1. Числа и вычисления
1

Натуральные числа. Делители и кратные.

1

2

Простые и составные числа

1

3,4

Основные свойства делимости натуральных чисел

2

5,6

Признаки делимости натуральных чисел на 2, 3, 4, 5, 6, 8,9, 10, 11, 13,
24, 25

2

7,8

Разложение чисел на простые множители.

2

9

НОД. Взаимно простые числа

1

10

НОК.

1

11,12

Степень числа

2

13,14

Дополнительные свойства умножения и деления

2

15,16

Натуральные числа и дроби

2

17,18

Осноное свойство дроби. Преобразование дробей

2

19,20

Сравнение дробей

2

2123

Арифметика дробей.

3

24,25

Рациональные способы устных вычислений

2

26

Решение тестовых заданий

1

Раздел 2. Измерение величин
27

Действия над составными именованными величинами

1

28

Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы
длины.

1

29

Углы, измерение углов.

1

30

Единицы площади, объема, массы, времени.

1

31

Системы старинных мер. Как появилась метрическая система мер.

1

3334

Решение тестовых заданий

1

Календарно-тематическое планирование
«Математическая грамотность»
6 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№

Тема урока

Колво
часов

Раздел 1. Числа и вычисления
1,2

Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями

2

3,4

Задачи на движение по реке

2

5

Среднее арифметическое

1

6

Понятие о проценте

1

7,8

Задачи на проценты

2

9

Простой процентный рост

1

10

Сложный процентный рост

1

11

Понятие отношения

1

12

Масштаб

1

13,14

Понятие пропорции. Основное свойство пропорции

2

15,16

Свойства и преобразования пропорции

2

17,18

Понятие рационального числа

2

19,20

Арифметика рациональных чисел

2

21,22

Исследование множеств чисел с применением кругов Эйлера.

2

23

Рациональные способы устных вычислений

1

24

Решение тестовых заданий

1

Раздел 2. Измерение величин
25

Единицы измерения величин: длины, площади, массы, времени.

1

26,27

Измерения величин. Длина, площадь, объем

2

28,29

Измерения углов. Транспортир

2

30

Прямые измерения. Косвенные измерения

1

31,32

Погрешность измерения

2

3334

Решение тестовых заданий

1

Календарно-тематическое планирование
«Математическая грамотность»
7 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№

Тема урока

Колво
часов

Раздел 1. Числа и вычисления
1

Делимость чисел и их свойства. Простые числа

1

2

Деление с остатком. Алгоритм Евклида

1

3

Делимость целых чисел. Классификация целых чисел по остаткам от
деления

1

4

Сравнение и их свойства

1

5

Арифметика остатков

1

6

Решение задач и с помощью сравнения

1

7

Множество рациональных чисел

1

8

Законы арифметических действия и равносильные преобразования

1

9

Равносильные преобразования алгебраических сумм

1

10

Равносильные преобразования произведений

1

11

Решение тестовых заданий

1

Раздел 2. Измерение величин
12

Измерение величин: точность и погрешность. Международная система
измерения единиц СИ

1

13

Измерения. Классификация ошибок измерения

1

14

Решение тестовых заданий

1

Раздел 3. Закономерности
15

Задачи подсчета числа вариантов. Комбинации с повторениями

1

16

Способы упорядочивания информации

1

17

Статистические характеристики. Частота и вероятность случайного
события

1

18

Классическая схема определения вероятности

1

19

Решение тестовых заданий

1

Раздел 4. Зависимости между величинами
20

Математическая модель реальной задачи. Основные требования к
математической модели

1

21

Метод построения математической теории

1

22

Некоторые методы математического доказательства

1

23

Логический вывод. Логические ошибки

1

24

Решение задач с помощью разложения многочленов на множители

1

25

Функциональная зависимость между величинами. Способы задания
функции

1

26

Функциональная зависимость и кодирование информации

1

27

Прямая пропорциональность

1

28

Линейная функция и ее график. Кусочно-линейные функции

1

29

Решение линейных уравнений в целых числах.
уравнения.

1

Диофантовые

3034

Решение тестовых заданий

1

Календарно-тематическое планирование
«Математическая грамотность»
8 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№

Тема урока

Колво
часов

Раздел 1. Числа и вычисления
1

Рациональные выражения. Рациональные дроби.

1

2

Преобразование рациональных выражений.

1

3

Среднее гармоническое ряда положительных чисел.

1

4

Рациональные числа. Иррациональные числа

1

5

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.

1

6

Квадратный корень из произведения и дроби.

1

7

Квадратный корень из степени.

1

8

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1

9

Свойства степени с целым показателем.

1

10

Стандартный вид числа.

1

11

Решение тестовых заданий

1

Раздел 2. Измерение величин
12

Погрешность и точность приближения.

1

13

Нахождение приближённых значений квадратного корня.

1

14

Запись приближённых
значениями.

1

15

Решение тестовых заданий

значений.

Действия

над

приближёнными

1

Раздел 3. Закономерности
16

Сбор и группировка статистических данных,

1

17

Наглядная интерпретации статистических данных.

1

18

Элементы комбинаторики

1

19

Начальные сведения из теории вероятностей

1

20

Алгебра событий и вероятностные пространства. Диаграммы Эйлера Венна

1

21

Вариационные ряды.

1

22

Числовые характеристики случайных величин (математическое
ожидание, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, мода,
медиана)

1

23

Полигон и гистограмма

1

24

Решение тестовых заданий

1

Раздел 4. Зависимости между величинами
25

Решение задач на рациональные дроби

1

26

Решение задач на квадратные корни

1

27

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

1

28

Решение задач на неравенства

1

29

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений.

1

30

Решение тестовых заданий

1

Раздел 5. Элементы геометрии
31

Длина окружности и площадь круга

1

32

Площадь треугольника, площадь параллелограмма

1

33

Площадь квадрата, площадь ромба, прямоугольника, трапеции

1

34

Решение тестовых заданий

1

Календарно-тематическое планирование
«Математическая грамотность»
9 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№

Тема урока

Кол-во
часов

Раздел 1. Числа и вычисления
1

Математическое моделирование. Процентные расчеты.

1

2

Формула сложных процентов.

1

3

Понятие
числовой
последовательности.
Задание
последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го
члена.

1

4

Числовые последовательности

1

5

Арифметическая прогрессия

1

6

Геометрическая прогрессия

1

7

Решение тестовых заданий

1

Раздел 2. Измерение величин
8

Задачи на непосредственные измерения. Задачи на косвенные
измерения

1

9

Задачи, в которых до методов косвенного измерения,
применяются непосредственные измерения

1

10

Решение тестовых заданий

1

Раздел 3. Закономерности
11

Понятие о статистической информации

1

12

Организационные формы статистического наблюдения.

1

13

Виды и способы статистического наблюдения.

1

14

Понятие о статистической сводке

1

15

Методологические вопросы статистических группировок, их
значение в экономическом исследовании

1

16

Задачи статистических группировок, их виды

1

17

Принципы выбора группировочного признака. Образование
групп и интервалов

1

18

Виды и значение обобщающих статистических показателей

1

19

Абсолютные и относительные величины, их значение и
основные виды.

1

20

Решение тестовых заданий

1

Раздел 4. Зависимости между величинами

21

Алгоритм моделирования практических ситуаций и
исследования построенных моделей с использованием
аппарата алгебры.

1

22

Задачи на движение по реке.

1

23

Задачи на работу.

1

24

Задачи на проценты.

1

25

Арифметические текстовые задачи.

1

26

Задачи с геометрическими фигурами.

1

27

Нестандартные методы решения задач (графические методы,
перебор вариантов).

1

28

Решение тестовых заданий

1

Раздел 5. Элементы геометрии
29

Формулы радиусов вписанных
правильных многоугольников.

и

описанных

кругов

1

30

Длина круга. Длина дуги окружности. Площадь круга и его
частей.

1

31

Многогранники. Тела и поверхности вращения

1

32

Исследование (моделирование) несложных практических
ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур

1

33

Вычисление площадей поверхностей пространственных тел
при решении практических задач

1

34

Решение тестовых заданий

1

Список использованной литературы.
1.Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика 5 класс (1,2 часть). Москва, «Ювента», 2014 г.
2.Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика 6 класс (1,2, 3 часть). Москва, «Ювента», 2015
г.
3.Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика 7 класс (1,2, 3 часть). Москва, «Ювента», 2011
г.
4.Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. Москва. «Высшая
школа», 2003 г.
5.Гмурман В.Е. «Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической
статистике». Москва. «Высшая школа», 2003 г.
6.Математическая грамотность. Тестовые задания для абитуриентов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».