Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 Рассмотрено и согласовано на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от 30.08.2022 г. Утверждено: Директор МАОУ СОШ № 16 _______О.В. Кнор Приказ № 180-д от 01.09.2022 г. ПРИЛОЖЕНИЕ к программе внеурочной деятельности МАОУ СОШ №16 на уровне основного общего образования Рабочая программа «Шахматы в школе» на 2022/2023 учебный год Срок освоения: 4 года Карпинск, 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативную правовую основу рабочей программы внеурочной деятельности «Шахматы в школе» составляют следующие документы: • Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г № 287; • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); • Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21); • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254; • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; • Проект примерной образовательной программы основного общего образования, примерные рабочие программы учебных предметов (одобрены решением ФУМО, протокол от 27.09.2021 № 3/21); • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 г. N 1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях" (с изменениями и дополнениями); • Письмо Министерства просвещения РФ от 06 августа 2021 г. N СК-228/03 письму Рособрнадзора от 06.08.2021 №01-169/08-01 "Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году»; • Устав МАОУ СОШ №16, утвержденный Постановлением городского округа Карпинск № 390 от 08.04.2020 г. (с изменениями от 18.08.2021 г. № 1030); • Основная образовательная программа основного общего образования /ООП ООО/ МАОУ СОШ №16; • План внеурочной деятельности для основного общего образования на 2022-2023 учебный год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Один из приоритетов государственной политики в области образования — ориентация не только на усвоение обучающимися фундаментальных знаний, но и на их воспитание, развитие личностных качеств, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года. Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. XXI век — век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации — предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь возрастает социально-педагогическая функция шахмат, выражающаяся в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, формировании ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянной систематизацией получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её. С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих регионах России шахматы интегрированы в программы основного общего образования. На сегодняшний день накоплен значительный опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей и подростков. Исследования доказали, что в рамках школьного образования активное освоение подростками игры в шахматы благотворно сказывается на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, способствует формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умению ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность — всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения фигур на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации. Известно, что игра в шахматы способствует развитию различных когнитивных функций обучающихся, в том числе их мыслительных способностей и интеллектуального потенциала. Мыслительные способности совершенствуются благодаря самостоятельному обдумыванию ходов и анализу в ходе партии. Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих мобильности и силы ума. Шахматная игра является благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения подростков. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия оптимальных решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. Особенно важно, что обучение детей подросткового возраста игре в шахматы позволяет предотвратить возникновение асоциального поведения, приобретение нежелательных антисоциальных тяготений и привычек. Для подростков шахматы являются интеллектуальной формой проведения досуга. Шахматная игра как полифункциональный предмет — это универсальный инструмент познания разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию у подростков навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, способов решения проблем творческого и поискового характера, планирования, контроля и оценки своих действий в соответствии с поставленной задачей, овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, что и сформулировано в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ» «Шахматы в школе» является учебным модулем предмета «Физическая культура», который используется для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс. Актуальность рабочей программы «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» обусловлена преемственным включением в учебный план общеобразовательных организаций многих регионов РФ курса «Шахматы в школе» на уровне основного общего образования. Настоящая программа включает в себя два основных раздела: «Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практико-ориентированная соревновательная деятельность». В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры. Раздел «Практико-ориентированная соревновательная деятельность» подразумевает отработку теоретического материала путём выполнения тренировочных, тестовых и контрольных заданий. В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта. Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (ч. 2, п. 6 и 16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Эффективность использования системы шахматных уроков в основной школе доказана их положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе. Цель и задачи модуля Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей подросткового возраста посредством их массового вовлечения в шахматную игру. Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные. Общие задачи направлены на: — массовое вовлечение подростков в шахматную игру; — приобщение учащихся основной школы к шахматной культуре; — открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы; — выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях. Образовательные задачи способствуют: — приобретению знаний из истории развития шахмат; — углублению знаний в области шахматной игры, получению представлений о различных тактических приёмах; — освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; — изучению приёмов и методов шахматной борьбы. Оздоровительные задачи направлены на: — формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности; — формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений; — воспитание стремления вести здоровый образ жизни. Воспитательные задачи способствуют: — приобщению подростков к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время; — воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; — формированию у подростков устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям; — развитию выдержки, собранности, внимательности; — развитию эстетического восприятия действительности; — формированию уважения к чужому мнению. Место модуля в учебном плане Программа разработана для учащихся 5–7 классов и рассчитана на изучение материала в течение 102 ч: в каждом классе по 34 ч. Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники. Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74), устанавливается соотношение между компонентами федеральным, региональным и образовательной организации. Часы регионального компонента и компонента образовательной организации могут быть использованы для углублённого изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, образовательных модулей и пр. II. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Рабочая Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» предусматривает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят: — формирование основ российской, гражданской идентичности; — ориентацию на моральные нормы и их выполнение; — наличие чувства прекрасного; — формирование основ шахматной культуры; — понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; — наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; — готовность и способность к саморазвитию и самообучению; — уважительное отношение к иному мнению; — приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; — воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; — умение управлять своими эмоциями; — дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат; — оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных. Познавательные УУД: — умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; — владение способом структурирования шахматных знаний; — способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; — умение находить необходимую информацию; — способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; — умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; — способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения. Коммуникативные УУД: — умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; — способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; — умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); — возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД: — умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; — способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного модуля «Шахматы в школе». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся основной школы должны: — приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека; — владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; — приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры. III. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ» предмета «Физическая культура» Теоретические основы и правила шахматной игры История шахмат Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Практико-ориентированная соревновательная деятельность Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Содержание раздела Тематическое планирование Характеристика видов деятельности обучающихся Количес тво часов 5 класс (34 ч) Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры Знать: историю развития История Основные 4 шахматной культуры в эпоху шахмат содержательные линии. Знакомство с великими Возрождения, о возникновении шахматистами шахмат в Италии, о выдающихся итальянской шахматной итальянских шахматистах, школы. Возникновения первых шахматных книгах. шахмат в Италии, первые шахматные книги. Знать: тактические приемы Базовые Основные 14 «перегрузка», «освобождение понятия содержательные линии. Шахматная комбинация: линии», «освобождение поля», шахматной «перегрузка», учение В» Стейница, важность игры «освобождение поля», открытых линией, центра в «освобождение линии», шахматной партии, опасность комбинации в отставания в развитии и миттельшпиле на полях бесполезных ходов в дебюте, h2/h7, типовые основные типовые приемы в комбинации по на полях пешечных окончаниях, 5 главных g2/g7, типовые правил пешечного эндшпиля. комбинации на полях Уметь: находить типовые g3/g6. тактические приемы в Основы дебюта: роль миттельшпиле на полях h2/h7, центра в шахматной g2/g7, g6/g3, использовать партии, развитие фигур и перевес в развитии в дебюте, мобилизация сил, применять различные типовые опасность бесполезных комбинации в дебюте, ходов и потеря времени. ориентированные на раскрытие Основы миттельшпиля: короля соперника и создание Учение В. Стеница, матовых угроз, разыгрывать значение открытой линии, простейшие пешечные эндшпили, «хорошие» и «плохие» реализовывать преимущество фигуры. защищенной проходной пешки в пешечном эндшпиле. Основы эндшпиля: типовые приемы в пешечных окончаниях. Выполнять: правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность Расставлять позиции для Тесты и Основные 16 решения упражнений. Решать контрольные содержательные шахматные упражнения. точки линии. Тесты и контрольные Анализировать шахматные точки на все партии, свои ответы и ответы пройденные своих сверстников. тактические прием и С помощью тестового задания шахматные оценивать собственное комбинации, выполнение. стратегические Уметь: самостоятельно приемы. рассматривать шахматные партии – миниатюры и находить комбинации на изученные темы. 6 класс (34 ч) Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры Знать: иторию развитии История шахмат Основные 4 шахматной культуры в России, содержательные Франции и Англии, о линии. Знакомство с выдающихся шахматистов этих великими стран, их достижениях и шахматистами шахматных взглядах, истории русской, французской развития дебютов в и английской Романтическую эпоху, гамбиты. шахматных школ, их творчеством и шахматными взглядами, история развития шахматных дебютов. Знать: типовые приемы Базовые понятия Основные 14 проведения комбинаций в дебюте шахматной игры содержательные на полях f2/f7, способы линии. Шахматная разрушения прикрытия короля, комбинация: типовые застрявшего в центре, опасность приемы проведения погони за выигрышем материала комбинаций в дебюте в дебюте в ущерб развитию на полях f2/f7. фигур. Основы дебюта: Уметь: находить создавать атаки способы создания на короля при разносторонних и атаки на короля, односторонних рокировках застрявшего в центре, методом пешечного штурма и опасность погони за создания фигурно – пешечной выигрышем атаки, разыгрывать простейшие материала в дебюте. слоновые эндшпили. Основы Выполнять: правила поведения миттельшпиля: за шахматной доской. Пешечные штурмы при односторонних и разносторонних рокировках, контрудар в центре – главный ответ на фланговые атаки, «сильные» и «слабые» поля, «форпост», способ подключения ладьи на фланг для поддержания атаки на короля соперника. Основы эндшпиля: типовые приемы в слоновых окончаниях. Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность Расставлять позицию для Тесты и Основные 16 решения упражнений. Решать контрольные содержательные шахматные упражнения. точки линии. Тесты и контрольные Анализировать шахматные точки на все партии, свои ответы и ответы пройденные своих сверстников. тактические прием и С помощью тестового задания шахматные оценивать собственное комбинации, выполнение. стратегические Уметь: самостоятельно приемы. рассматривать шахматные партии – миниатюры и находить известные комбинации 7 класс (34 ч) Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры Знать: о классической История шахмат Основные 4 шахматной школе и ее содержательные выдающихся представителях, линии. Немецкая шахматная история развития дебюта: школа. Идеология модернизм и гиппермодернизм. классической шахматной школы. Шахматное творчество З. Тарраша, история развития дебюта. Базовые понятия Основные шахматной игры содержательные линии. Шахматная комбинация: Знать: тактические приемы 14 промежуточный ход, блокировка, способы создание неотразимой угрозы, «бешеная фигура», комбинации на проведение пешек в ферзи. промежуточный ход, блокировка, создание неотразимой угрозы, «бешеная» фигура, комбинации на проведение пешки в ферзи. Основы дебюта: искусство централизации, важность взаимодействия фигур, методы реализация дебютного преимущества в миттельшпиле. Основы миттельшпиля: Пешечные структуры: их особенности и методы игры при каждой из них. Основы эндшпиля: типовые приемы в коневых окончаниях. Понимать: Важность централизации и взаимодействия шахматных фигур в достижении единой цели, Уметь: реализовывать преимущество, накопленное в начальной стадии шахматной партии – дебюте, в середине партии – миттельшпиле, находить типовые тактические приемы разыгрывать простейшие коневые окончания. Выполнять: правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность Расставлять позицию для Тесты и Основные 16 решения упражнений. Решать контрольные содержательные шахматные упражнения. точки линии. Тесты и контрольные Анализировать шахматные точки на все партии, свои ответы и ответы пройденные своих сверстников. тактические прием и С помощью тестового задания шахматные оценивать собственное комбинации, выполнение. стратегические Уметь: самостоятельно приемы. рассматривать шахматные партии – миниатюры и находить известные комбинации V. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В результате освоения Программы, обучающиеся основного общего образования общеобразовательных организаций должны: знать /понимать: правила техники безопасности во время занятий; историю возникновения и развития шахматной игры; чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов мира; вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры; историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовнонравственные) качества шахматиста - спортсмена; историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России; использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности. Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки. К концу пятого учебного года (пятого класса) обучающиеся научатся: правилам разыгрывания дебюта технике расчета вариантов; основам стратегического преимущества специфике открытых и полуоткрытых линий специфике «хороших» и «плохих» фигур; поиску и решению различные шахматные комбинации элементарным навыкам разыгрывания пешечных окончаний длительному концентрированию внимания во время шахматной партии; К концу шестого учебного года (шестого класса) обучающиеся будут знать: историю возникновения шахматных дебютов; основы начала шахматной партии и его особенности; приемы развития атаки на короля в разных стадиях шахматной партии; К концу шестого учебного года (пятого класса) обучающиеся научатся: понимать специфику «сильных» и «слабых» фигур, понимать «форпост»; применять на практике приемы подключения ладьи к атаке на короля соперника; элементарным навыкам разыгрывания слоновых окончаний; применению на практике тактических и стратегических средств шахматной борьбы. К концу седьмого учебного года (седьмого класса) обучающиеся научатся: находить и решать различные шахматные комбинации стратегическим особенностям разыгрывания дебюта; различным пешечным формациям; ценить классическое шахматное наследие; ключевым шахматным компетенциям; элементарным навыки разыгрывания коневых окончаний; фундаментальному стратегическому подходу в шахматах уметь анализировать, разбирать шахматные партии. VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Список литературы 1. Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009. 2. Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983. 3. Гришин В. Шахматная азбука / В. Гришин, Е. Ильин. – М.: Детская литература, 1980. 4. Зак В. Я играю в шахматы / В. Зак, Я. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985. 5. Карякин С. А. Шахматы. Обучающий задачник. Медная книга / С. А. Карякин, Е. И. Волкова. – М.: ЭКСМО, 2019. 6. Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Бронзовая книга / С. А. Карякин, Е. И. Волкова. – М.: ЭКСМО, 2019. 7. Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992. 8. Кузин С. Л. 1000 + задач по шахматам. Учеб. пособие / С. Л. Кузин. – М.: РГ-Пресс, 2020. 9. Кузин С. Л. 1000 + задач по шахматам. Профи.. Учеб. Пособие / С. Л. Кузин. – М.: Проспект, 2019. 10. Кузин С. Л. Шахматы. Пятерки +. Учеб. пособие / С. Л. Кузин. – М.: Проспект, 2020. 11. Пожарский В. А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. 12. Прудникова Е. А. Шахматы: 1- 4 классы: все правила / Е. А. Прудникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. 13. Шахматы – школе / Сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.