Рабочая программа ВД «Шахматы в школе»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16

Рассмотрено и согласовано
на заседании педагогического
совета.
Протокол № 1
от 30.08.2022 г.

Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 16
_______О.В. Кнор
Приказ № 180-д
от 01.09.2022 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к программе внеурочной деятельности МАОУ СОШ №16
на уровне основного общего образования
Рабочая программа «Шахматы в школе»
на 2022/2023 учебный год
Срок освоения: 4 года

Карпинск, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативную правовую основу рабочей программы внеурочной деятельности
«Шахматы в школе» составляют следующие документы:
•
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
•
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая
2021 г № 287;
•
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
•
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21);
•
Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 20.05.2020 № 254;
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования";
•
Проект примерной образовательной программы основного общего образования,
примерные рабочие программы учебных предметов (одобрены решением ФУМО, протокол
от 27.09.2021 № 3/21);
•
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства
просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 г. N
1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования
и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и
высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части
результатов национальных и международных исследований качества образования и иных
аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в
указанных исследованиях и мероприятиях" (с изменениями и дополнениями);
•
Письмо Министерства просвещения РФ от 06 августа 2021 г. N СК-228/03 письму
Рособрнадзора от 06.08.2021 №01-169/08-01 "Рекомендации для системы общего
образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных
процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году»;
•
Устав МАОУ СОШ №16, утвержденный Постановлением городского округа
Карпинск № 390 от 08.04.2020 г. (с изменениями от 18.08.2021 г. № 1030);
• Основная образовательная программа основного общего образования /ООП ООО/
МАОУ СОШ №16;
• План внеурочной деятельности для основного общего образования на 2022-2023
учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Один из приоритетов государственной политики в области образования —
ориентация не только на усвоение обучающимися фундаментальных знаний, но и на их
воспитание, развитие личностных качеств, познавательных и созидательных способностей.
Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования,
устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и
основные направления его развития на период до 2025 года.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью
общечеловеческой культуры. XXI век — век стремительного научно-технического
прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации —
предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией,
людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения
предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную
информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить
возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в
высокотехнологичном конкурентном мире.
И здесь возрастает социально-педагогическая функция шахмат, выражающаяся в
развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, формировании ими
навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут
обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами
сопряжено с постоянной систематизацией получаемых на уроках знаний, выработкой у
детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро
осмысливать её.
С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников,
особенно ценно, что во многих регионах России шахматы интегрированы в программы
основного общего образования. На сегодняшний день накоплен значительный опыт
внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить
эффект воздействия этой игры на развитие детей и подростков.
Исследования доказали, что в рамках школьного образования активное освоение
подростками игры в шахматы благотворно сказывается на их психическом, умственном и
эмоциональном развитии, способствует формированию нравственных качеств,
изобретательности и самостоятельности, умению ориентироваться на плоскости,
сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента,
возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность —
всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный
поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без
передвижения фигур на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для
формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также
способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных
решений в любой жизненной ситуации.
Известно, что игра в шахматы способствует развитию различных когнитивных
функций обучающихся, в том числе их мыслительных способностей и интеллектуального
потенциала.
Мыслительные способности совершенствуются благодаря самостоятельному
обдумыванию ходов и анализу в ходе партии. Интеллектуальный потенциал проявляется в
ситуациях, требующих мобильности и силы ума. Шахматная игра является благоприятным

условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения подростков.
Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые
адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими
умениями, навыки быстрого принятия оптимальных решений в трудных ситуациях, умение
достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.
Особенно важно, что обучение детей подросткового возраста игре в шахматы
позволяет предотвратить возникновение асоциального поведения, приобретение
нежелательных антисоциальных тяготений и привычек. Для подростков шахматы являются
интеллектуальной формой проведения досуга.
Шахматная игра как полифункциональный предмет — это универсальный
инструмент познания разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере
может способствовать формированию у подростков навыков сотрудничества со
сверстниками и взрослыми, способов решения проблем творческого и поискового
характера, планирования, контроля и оценки своих действий в соответствии с поставленной
задачей, овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления
аналогий и причинно-следственных связей, что и сформулировано в требованиях
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования к результатам освоения основной образовательной программы.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»
«Шахматы в школе» является учебным модулем предмета «Физическая культура»,
который используется для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный
образовательный процесс.
Актуальность рабочей программы «Шахматы в школе» предмета «Физическая
культура» обусловлена преемственным включением в учебный план общеобразовательных
организаций многих регионов РФ курса «Шахматы в школе» на уровне основного общего
образования.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела: «Теоретические
основы и правила шахматной игры»; «Практико-ориентированная соревновательная
деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты,
ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-ориентированная соревновательная деятельность» подразумевает
отработку теоретического материала путём выполнения тренировочных, тестовых и
контрольных заданий.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и
даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют
учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о
самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной
деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в
соответствии с интересами детей и подростков (ч. 2, п. 6 и 16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации»). Эффективность использования системы
шахматных уроков в основной школе доказана их положительным влиянием на общий
педагогический процесс обучения в школе.

Цель и задачи модуля
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного
развития детей подросткового возраста посредством их массового вовлечения в шахматную
игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и
воспитательные.
Общие задачи направлены на:
— массовое вовлечение подростков в шахматную игру;
— приобщение учащихся основной школы к шахматной культуре;
— открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
— выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям
шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.
Образовательные задачи способствуют:
— приобретению знаний из истории развития шахмат;
— углублению знаний в области шахматной игры, получению представлений о
различных тактических приёмах;
— освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
— изучению приёмов и методов шахматной борьбы.
Оздоровительные задачи направлены на:
— формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре
шахмат в частности;
— формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и
эмоциональных проявлений;
— воспитание стремления вести здоровый образ жизни.
Воспитательные задачи способствуют:
— приобщению подростков к самостоятельным занятиям интеллектуальными
играми и использованию их в свободное время;
— воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
— формированию у подростков устойчивой мотивации к интеллектуальным
занятиям;
— развитию выдержки, собранности, внимательности;
— развитию эстетического восприятия действительности;
— формированию уважения к чужому мнению.
Место модуля в учебном плане
Программа разработана для учащихся 5–7 классов и рассчитана на изучение
материала в течение 102 ч: в каждом классе по 34 ч.
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной
игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности,
включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность,
шахматные праздники. Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74),
устанавливается соотношение между компонентами федеральным, региональным и
образовательной организации. Часы регионального компонента и компонента
образовательной организации могут быть использованы для углублённого изучения

учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения
новых учебных предметов, образовательных модулей и пр.
II. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Рабочая Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» предмета
«Физическая культура» предусматривает достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества,
которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К
личностным результатам относят:
— формирование основ российской, гражданской идентичности;
— ориентацию на моральные нормы и их выполнение;
— наличие чувства прекрасного;
— формирование основ шахматной культуры;
— понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
— готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
— уважительное отношение к иному мнению;
— приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками;
— воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и
обстоятельствам других людей;
— умение управлять своими эмоциями;
— дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— формирование навыков творческого подхода при решении различных задач,
стремление к работе на результат;
— оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
— умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
— владение способом структурирования шахматных знаний;
— способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в
конкретных условиях;
— умение находить необходимую информацию;
— способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу,
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого
или поискового характера;
— умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий
и операций, включая общие приёмы решения задач;
— способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и
просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию,

устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника,
сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на
основе согласования различных позиций;
— способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию,
а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
— возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с
учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
— умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт
обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного модуля
«Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной
программе обучающиеся основной школы должны:
— приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и
их значении в жизни человека;
— владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и
направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; —
приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
III.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ» предмета «Физическая
культура»
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития
шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам.
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины
и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой
фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе,

длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур,
сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы;
шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и
нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних
рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-ориентированная соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание
раздела

Тематическое
планирование

Характеристика видов
деятельности обучающихся

Количес
тво
часов

5 класс (34 ч)
Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры
Знать: историю развития
История
Основные
4
шахматной культуры в эпоху
шахмат
содержательные линии.
Знакомство с великими
Возрождения, о возникновении
шахматистами
шахмат в Италии, о выдающихся
итальянской шахматной
итальянских шахматистах,
школы. Возникновения
первых шахматных книгах.
шахмат в Италии, первые
шахматные книги.
Знать: тактические приемы
Базовые
Основные
14
«перегрузка», «освобождение
понятия
содержательные линии.
Шахматная комбинация:
линии», «освобождение поля»,
шахматной
«перегрузка»,
учение В» Стейница, важность
игры
«освобождение поля»,
открытых линией, центра в
«освобождение линии»,
шахматной партии, опасность
комбинации в
отставания в развитии и
миттельшпиле на полях
бесполезных ходов в дебюте,
h2/h7, типовые
основные типовые приемы в
комбинации по на полях
пешечных окончаниях, 5 главных
g2/g7, типовые
правил пешечного эндшпиля.
комбинации на полях
Уметь: находить типовые
g3/g6.
тактические приемы в
Основы дебюта: роль
миттельшпиле на полях h2/h7,
центра в шахматной
g2/g7, g6/g3, использовать
партии, развитие фигур и
перевес в развитии в дебюте,
мобилизация сил,
применять различные типовые
опасность бесполезных
комбинации в дебюте,
ходов и потеря времени.
ориентированные на раскрытие
Основы миттельшпиля:
короля соперника и создание
Учение В. Стеница,
матовых угроз, разыгрывать
значение открытой линии, простейшие пешечные эндшпили,
«хорошие» и «плохие»
реализовывать преимущество
фигуры.
защищенной проходной пешки в
пешечном эндшпиле.

Основы эндшпиля:
типовые приемы в
пешечных окончаниях.

Выполнять: правила поведения
за шахматной доской.

Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность
Расставлять позиции для
Тесты и
Основные
16
решения упражнений. Решать
контрольные
содержательные
шахматные упражнения.
точки
линии.
Тесты и контрольные Анализировать шахматные
точки на все
партии, свои ответы и ответы
пройденные
своих сверстников.
тактические прием и
С помощью тестового задания
шахматные
оценивать собственное
комбинации,
выполнение.
стратегические
Уметь: самостоятельно
приемы.
рассматривать шахматные партии
– миниатюры и находить
комбинации на изученные темы.

6 класс (34 ч)
Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры
Знать: иторию развитии
История шахмат Основные
4
шахматной культуры в России,
содержательные
Франции и Англии, о
линии.
Знакомство с
выдающихся шахматистов этих
великими
стран, их достижениях и
шахматистами
шахматных взглядах, истории
русской, французской развития дебютов в
и английской
Романтическую эпоху, гамбиты.
шахматных школ, их
творчеством и
шахматными
взглядами, история
развития шахматных
дебютов.
Знать: типовые приемы
Базовые понятия Основные
14
проведения комбинаций в дебюте
шахматной игры содержательные
на полях f2/f7, способы
линии.
Шахматная
разрушения прикрытия короля,
комбинация: типовые застрявшего в центре, опасность
приемы проведения
погони за выигрышем материала
комбинаций в дебюте в дебюте в ущерб развитию
на полях f2/f7.
фигур.
Основы дебюта:
Уметь: находить создавать атаки
способы создания
на короля при разносторонних и
атаки на короля,
односторонних рокировках
застрявшего в центре, методом пешечного штурма и
опасность погони за
создания фигурно – пешечной
выигрышем
атаки, разыгрывать простейшие
материала в дебюте.
слоновые эндшпили.
Основы
Выполнять: правила поведения
миттельшпиля:
за шахматной доской.

Пешечные штурмы
при односторонних и
разносторонних
рокировках,
контрудар в центре –
главный ответ на
фланговые атаки,
«сильные» и «слабые»
поля, «форпост»,
способ подключения
ладьи на фланг для
поддержания атаки на
короля соперника.
Основы эндшпиля:
типовые приемы в
слоновых окончаниях.
Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность
Расставлять позицию для
Тесты и
Основные
16
решения упражнений. Решать
контрольные
содержательные
шахматные упражнения.
точки
линии.
Тесты и контрольные Анализировать шахматные
точки на все
партии, свои ответы и ответы
пройденные
своих сверстников.
тактические прием и
С помощью тестового задания
шахматные
оценивать собственное
комбинации,
выполнение.
стратегические
Уметь: самостоятельно
приемы.
рассматривать шахматные партии
– миниатюры и находить
известные комбинации

7 класс (34 ч)
Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры
Знать: о классической
История шахмат Основные
4
шахматной школе и ее
содержательные
выдающихся представителях,
линии.
Немецкая шахматная история развития дебюта:
школа. Идеология
модернизм и гиппермодернизм.
классической
шахматной школы.
Шахматное
творчество З.
Тарраша, история
развития дебюта.
Базовые понятия Основные
шахматной игры содержательные
линии.
Шахматная
комбинация:

Знать: тактические приемы
14
промежуточный ход, блокировка,
способы создание неотразимой
угрозы, «бешеная фигура»,
комбинации на проведение пешек
в ферзи.

промежуточный ход,
блокировка, создание
неотразимой угрозы,
«бешеная» фигура,
комбинации на
проведение пешки в
ферзи.
Основы дебюта:
искусство
централизации,
важность
взаимодействия
фигур, методы
реализация дебютного
преимущества в
миттельшпиле.
Основы
миттельшпиля:
Пешечные структуры:
их особенности и
методы игры при
каждой из них.
Основы эндшпиля:
типовые приемы в
коневых окончаниях.

Понимать:
Важность централизации и
взаимодействия шахматных
фигур в достижении единой цели,
Уметь: реализовывать
преимущество, накопленное в
начальной стадии шахматной
партии – дебюте, в середине
партии – миттельшпиле, находить
типовые тактические приемы
разыгрывать простейшие коневые
окончания.
Выполнять: правила поведения
за шахматной доской.

Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность
Расставлять позицию для
Тесты и
Основные
16
решения упражнений. Решать
контрольные
содержательные
шахматные упражнения.
точки
линии.
Тесты и контрольные Анализировать шахматные
точки на все
партии, свои ответы и ответы
пройденные
своих сверстников.
тактические прием и
С помощью тестового задания
шахматные
оценивать собственное
комбинации,
выполнение.
стратегические
Уметь: самостоятельно
приемы.
рассматривать шахматные партии
– миниатюры и находить
известные комбинации
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В результате освоения Программы, обучающиеся основного общего образования
общеобразовательных организаций должны:
знать /понимать:
 правила техники безопасности во время занятий;
 историю возникновения и развития шахматной игры;
 чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов
мира;




вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
историю возникновения
шахматных соревнований, правила проведения
соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовнонравственные) качества шахматиста - спортсмена;
 историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных
деятелей России;
 использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой
деятельности.
Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки.
К концу пятого учебного года (пятого класса) обучающиеся научатся:
 правилам разыгрывания дебюта
 технике расчета вариантов;
 основам стратегического преимущества
 специфике открытых и полуоткрытых линий
 специфике «хороших» и «плохих» фигур;
 поиску и решению различные шахматные комбинации
 элементарным навыкам разыгрывания пешечных окончаний
 длительному концентрированию внимания во время шахматной партии;
К концу шестого учебного года (шестого класса) обучающиеся будут знать:
 историю возникновения шахматных дебютов;
 основы начала шахматной партии и его особенности;
 приемы развития атаки на короля в разных стадиях шахматной партии;
К концу шестого учебного года (пятого класса) обучающиеся научатся:
 понимать специфику «сильных» и «слабых» фигур, понимать «форпост»;
 применять на практике приемы подключения ладьи к атаке на короля соперника;
 элементарным навыкам разыгрывания слоновых окончаний;
 применению на практике тактических и стратегических средств шахматной
борьбы.
К концу седьмого учебного года (седьмого класса) обучающиеся научатся:
 находить и решать различные шахматные комбинации
 стратегическим особенностям разыгрывания дебюта;
 различным пешечным формациям;
 ценить классическое шахматное наследие;
 ключевым шахматным компетенциям;
 элементарным навыки разыгрывания коневых окончаний;
 фундаментальному стратегическому подходу в шахматах
 уметь анализировать, разбирать шахматные партии.

VI.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список литературы
1. Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С.
П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.
2. Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983.
3. Гришин В. Шахматная азбука / В. Гришин, Е. Ильин. – М.: Детская литература, 1980.
4. Зак В. Я играю в шахматы / В. Зак, Я. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985.
5. Карякин С. А. Шахматы. Обучающий задачник. Медная книга / С. А. Карякин, Е. И.
Волкова. – М.: ЭКСМО, 2019.
6. Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Бронзовая книга / С. А. Карякин, Е.
И. Волкова. – М.: ЭКСМО, 2019.
7. Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
8. Кузин С. Л. 1000 + задач по шахматам. Учеб. пособие / С. Л. Кузин. – М.: РГ-Пресс,
2020.
9. Кузин С. Л. 1000 + задач по шахматам. Профи.. Учеб. Пособие / С. Л. Кузин. – М.:
Проспект, 2019.
10. Кузин С. Л. Шахматы. Пятерки +. Учеб. пособие / С. Л. Кузин. – М.: Проспект, 2020.
11. Пожарский В. А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский. – Ростов н/Д: Феникс,
2020.
12. Прудникова Е. А. Шахматы: 1- 4 классы: все правила / Е. А. Прудникова. – Ростов
н/Д: Феникс, 2018.
13. Шахматы – школе / Сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».