Программа дополнительного образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ СОШ №16
О.В. Кнор
Приказ № 260-д от 02.09. 2019 г.

Дополнительная общеобразовательная программа
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16

г.Карпинск
2019г.
1

Содержание

1
2

Содержание
Пояснительная
записка…………………………………..…………………………
Цели и задачи дополнительного образования ……………..…..

стр
3
5

Концептуальная основа дополнительного
образования школы…..……………….………………………….

6

4

Содержание дополнительного образования ………….………..

8

5

Условия реализации программы дополнительного
образования ………………………………………..………………

11

Ожидаемые результаты ………………………..…………...…….

16

Приложения ………………………………………………………..

17

3

6

2

Пояснительная записка
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс
воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных общеобразовательных программ, оказания дополнительных
образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за
пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства.
Реализация дополнительного образования учащихся в МАОУ СОШ №16
(далее Школа) по дополнительным общеобразовательным программам
осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об
утверждении и введение в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями).
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 Концепция развития дополнительного образования детей, принятая
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N
996-р;
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008;
 СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189;
 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом
Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106;
 Устав МАОУ СОШ №16;
 Основная образовательная программа начального общего образования
3

МАОУ СОШ №16;
 Основная образовательная программа основного общего образования
МАОУ СОШ №16.
 Основная образовательная программа среднего (полного) общего
образования МАОУ СОШ №16.
Дополнительное образование детей в соответствии с частью 1 статьи 75
Федерального закона №273-ФЗ направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку
детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного
образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей
детей.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для
оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения
образовательных потребностей детей и их родителей (законных
представителей).
Дополнительная образовательная программа является комплексом
основных
характеристик
и
организационно-педагогических
условий
дополнительного образования в МАОУ СОШ №16, включающая учебный план,
календарный учебный график, дополнительные общеразвивающие программы,
иные компоненты.
Образовательная деятельность по дополнительным образовательным
программам направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и
спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно- патриотического и трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
- профессиональная ориентация учащихся;
4

- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение образовательных потребностей и интересов учащихся.
Таким образом, дополнительное образование детей и взрослых не просто
элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но
компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста
(самоопределения и саморазвития индивидуальности).
II. Цели и задачи дополнительного образования
Основные цели и задачи дополнительного образования учащихся Школы
соответствуют Концепции развития дополнительного образования учащихся.
Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для
удовлетворения разнообразных интересов обучающихся и их семей, а также
развития личности, творчески воспринимающей и преобразующей
окружающую действительность, способной адаптироваться к изменяющимся
условиям.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного
образования
программ,
имеющих
художественную,
техническую,
физкультурно-спортивную, социально-педагогическую направленности, и
внедрения современных методик обучения и воспитания детей их умений и
навыков.
Основными задачами дополнительного образования учащихся являются:
- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном
образовании детей;
- обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного
образования по общеобразовательным программам;
- обеспечение необходимых условий для личностного, духовнонравственного, трудового развития и воспитания учащихся;
- формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- формирование общей культуры личности учащихся, их социализация и
адаптация к жизни в обществе;
- формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья
учащихся;
- создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и
культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и
других народов.
5

III.

Концептуальная основа дополнительного
образования школы

Актуальность
и
педагогическая
целесообразность
организации
дополнительного образования в нашей школе заключается в том, что оно,
дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает
обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в полной
мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования.
Деятельность школы по дополнительному образованию детей строится на
следующих принципах:
природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа
сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и
его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать
то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
гуманизма: через систему мероприятий учащиеся включаются в различные
виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого
ребѐнка.
демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных
институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому
ребѐнку
максимально
благоприятных
условий
для
духовного,
интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и
образовательных потребностей.
творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта,
исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество
учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов.
свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности:
свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие
жѐсткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным
для учащихся любого возраста.
дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого
обучающегося: существующая система дополнительного образования
обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов.
Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою
инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в
коллективе, учитывая интересы других.
преемственности и непрерывности, обеспечивающий возможность
продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.
Функции дополнительного образования:
- образовательная
–
обучение
ребенка
по
дополнительным
6

образовательным программам, получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного
учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой
основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через
их приобщение к культуре;
- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема
информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может
усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и
дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- рекреационная – организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил ребенка;
- профориентационная - формирование устойчивого интереса к
социально-значимым видам деятельности, содействие определения жизненных
планов ребенка
- интеграционная – создание единого образовательного пространства
школы;
- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное образование и создающих
эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего
образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения
успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- социализация – освоение ребенком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств,
необходимых для жизни;
- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,
личностное саморазвитие.
Система дополнительного образования МАОУ СОШ №16 предполагает:
- активное вовлечение в неѐ любых категорий детей: не только
благополучных детей, но и «трудных» подростков, детей-сирот, детей из
многодетных и малообеспеченных семей, с различными особенностями и
образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья;
- тесную связь с внеурочной работой (праздники, игры, экскурсии
наполняются более значимым содержанием, становятся интересными по форме,
когда к их проведению привлекаются педагоги дополнительного образования);
- постоянное расширение видов творческой деятельности для наиболее
полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся.
Перечисленные
позиции
составляют
концептуальную
основу
7

дополнительного образования детей, которая соответствует главным
принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и
самоценности человека, его права на самореализацию, личностноравноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы,
способность видеть в нем личность, достойную уважения.
IV. Содержание дополнительного образования
Дополнительное образование учащихся Школы реализуется через
художественную,
физкультурно-спортивную,
туристско-краеведческую,
техническую, социально-педагогическую направленности.
Целью художественной направленности является воспитание гражданина
России, знающего и любящего свой город, область, страну, традиции и
культуру и желающего принимать активное участие в их развитии.
Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:
- развитие художественного вкуса у учащихся;
- формирование представлений о культурной жизни своего города,
области;
- привлечение
школьников к сохранению культурного наследия
через вокальное искусство, декоративно-прикладное творчество.
Целью физкультурно-спортивной направленности является воспитание и
привитие навыков физической культуры учащихся и, как следствие,
формирование здорового образа жизни, а также убеждение в престижности
занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на
соревнованиях.
Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:
- создание условий для развития физической активности учащихся с
соблюдением гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к
победе и проигрышу;
- организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах
успеха;
- укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта;
- оказание помощи в выработке воли и морально-психологических
качеств, необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни.
Целью
туристско-краеведческой
направленности
является
совершенствование интеллектуального, духовного и физического развития
детей и подростков, формирование стремления к изучению малой Родины,
приобретению навыков самостоятельной деятельности.
8

Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:
- воспитание духовности, уважения к культуре и истории родного края;
- изучения исторического прошлого родного края через приобщение к
краеведению, вовлечению в активные формы поисковой и исследовательской
работы;
- укрепление физического и психического здоровья и формирование
культуры здорового образа жизни;
- содействие воспитанию чувства гражданской ответственности и
патриотизма, творческой самореализации личности;
- формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств.
Целью технической направленности является развитие интереса детей к
технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию,
учению, обогащение личности, содействие приобретению практических
умений, творческих способностей талантливой молодёжи.
Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:
- приобретение необходимых технических навыков;
- приобретение навыков работы в трудовом коллективе;
- развитие практических навыков и умений работы с разными
материалами;
- способствование социальной адаптации учащихся посредством
приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при
общении в коллективе.
Цель социально-педагогической направленности ориентирована на
познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля,
формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена
общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в
коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной
инициативы является на современном этапе одной из главных задач социальнопедагогической направленности, которая актуальна, прежде всего, потому, что
сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной
действовать
универсально,
владеющей
культурой
социального
самоопределения.
Содержание образовательных программ соответствует:
 достижениям мировой культуры, российским традициям;
 определенному уровню образования;
 направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
 современным образовательным технологиям, которые отражены в:
• принципах обучения;
• формах и методах обучения;
9

• методах контроля и управления образовательной деятельностью;
• средствах обучения.
Используемые методы организации образовательной деятельности в
системе дополнительного образования учреждения:
 Практические (упражнения, самостоятельные задания).
 Наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения).
 Демонстрационные
(экскурсии;
посещение культурологических
учреждений).
 Информационные
(использование
новейшей
информации
из
периодической печати).
 Дидактические (использование обучающих пособий).
 Иллюстративные
(использование
иллюстративного
материала
художественной и периодической печати).
 Словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение).
 Игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников).
 Ассоциативные (основаны на ассоциациях - высших корковых функций
головного мозга).
 Технологические (использование различных педагогических технологий
в организации работы с детьми).
 Репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на
воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении,
закреплении.
 Объяснительно-иллюстративные
(объяснение,
описание
на
иллюстративном фактическом материале).
 Проблемные (проблемная ситуация, научный поиск).
 Частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения;
постановка отдельных проблемных вопросов).
 Исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские
задания; научный поиск).
Формы занятий (групповые, индивидуальные, фронтальные).
Виды занятий:
 Игры (познавательные; творческие; диагностические; ролевые и т.д.),
 Конкурс,
 Конференция,
 Фестиваль,
 Олимпиада,
 Клубный день,
10








Соревнование,
Экскурсия,
Концерт,
Выставка,
Спектакль,
Викторина.
V. Условия реализации программы дополнительного образования

Развитие системы дополнительного образования детей зависит от
успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового,
материально-технического, программно-методического, психологического
характера.
Организационно-педагогические условия направлены на развитие
системы дополнительного образования детей в школе и способствуют
созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого
ежегодно анализируется социокультурная ситуация, учитываются интересы и
потребности детей и их родителей (законных представителей) в
дополнительном образовании. Важно также учесть особенности школы, ее
приоритетные направления работы, основные задачи, которые она призвана
решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые
возможности.
Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения,
интеграции основного и дополнительного образования детей.
Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в
возрасте от 6,5 до 18 лет. Количество учащихся в объединении, их возрастные
категории зависят от направленности дополнительных общеобразовательных
программ. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах.
Однако, в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в
двух объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно
совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля.
Недельная нагрузка на одну группу может составлять от 1 до 4 часов - в
группах 1 года обучения, и от 1 до 6 часов - в группах второго и последующего
годов обучения. Продолжительность занятий исчисляется в академических
часах – 40 минут.
Примерный объем программ дополнительного образования детей в
зависимости от направленности, общего количества учебных часов может
составлять от 35 часов до 210 часов в год.
Учебный год в детских группах и коллективах начинается 1 сентября и
11

заканчивается 31 мая текущего года.
В период школьных каникул:
• занятия проводятся по специальному расписанию, возможен
переменный состав учащихся;
• занятия могут продолжаться на базе лагеря с дневным пребыванием
детей и подростков; а также в форме поездок, туристических походов, сборов,
экспедиций, работы поисковых отрядов, самостоятельная исследовательская,
творческая деятельность детей и т.п.;
• занятия могут проводиться на базе специальных учебных заведений и
предприятий с целью профориентации подростков.
Занятия могут проходить в следующих формах организации
образовательного процесса (в зависимости от содержания программы):
индивидуальные, групповые, массовые. Виды занятий по программе
определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции,
практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы,
мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные
тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты,
выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и
учебных работ.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется
содержанием программы и должен обеспечивать возможности достижения
планируемых результатов. Периодичность и продолжительность занятий
определяется содержанием программы.
Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию
учащихся.
По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы,
в творческих объединениях могут проводиться отчетные концерты, открытые
занятия, конкурсы, соревнования, праздники и другие мероприятия. Формы и
сроки их проведения определяет педагог по согласованию с администрацией.
Учебный план дополнительного образования (Приложение №1).
Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов
(учителей начальных классов и учителей – предметников). Проведение
семинаров, курсов, современных дискуссий по наиболее значимым проблемам
направлено на активизацию творчества педагогов, их самообразование и
желание сотрудничества с коллегами – руководителями всех творческих
клубов, входящих в блок дополнительного образования детей. Взаимное
посещение занятий, проведение открытых мероприятий, их анализ также дает
много для профессионального роста.
Проводится работа по активизации педагогов в различных
12

профессиональных конкурсах (конкурсы авторских образовательных программ,
воспитательных систем и др.); включение педагогов в научную работу
(написание статей для педагогических журналов, обмен опытом на научнопрактических конференциях) и другие формы работы.
Психологические условия направлены на создание комфортной
обстановки в школе и, в частности, в блоке дополнительного образования
детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагогов.
Учителя постоянно поддерживаются и поощряются за успешную работу,
высокие достижения творческих коллективов, которыми они руководят. Также
особое внимание уделяется педагогам, активно распространяющим
собственный педагогический опыт, работающим над созданием авторских
образовательных программ.
Об успехах в области дополнительного образования школы
информируются все участники образовательных отношений.
Материально-технические условия обеспечивают:
1) возможность достижения учащимися определенных результатов;
2) соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и
электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда
работников.
Кабинеты начальной школы оборудованы интерактивными досками,
обеспечивающие информационную среду для эксперимента и наглядной
деятельности, имеющие выход в сеть Интернет. Также в кабинетах имеются
наборы по моделированию и конструированию (ножницы, клей, цветная
бумага, картон, чертежно-измерительные инструменты и др.).
Для занятий по художественной направленности имеются «Мастерские»,
которые
оснащены
необходимыми
материалами:
мультимедийное
оборудование, ножницы, шерсть для валяния, емкости, центральное
водоснабжение и др.
Музыкальный зал (в структурном подразделении «Детский сад»)
обеспечен следующим оборудованием: музыкальные инструменты –
фортепьяно, маракасы, дудки, ложки, треугольник и другие, компьютер с
выходом в сеть Интернет, музыкальный центр, фонотека, синтезатор,
интерактивная доска.
Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи
волейбольные, мячи баскетбольные, мячи футбольные, скакалки, сетка
волейбольная, гранаты для метания, маты, канат, скамейки, а также спортивные
комплексы для лазания, подтягивания, качания.
Программно-методические условия развития системы дополнительного
13

образования детей невозможно без серьезного концептуального программнометодического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного
образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели
и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные
принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии
работы.
Структура программы по дополнительному образованию детей включает в
себя комплекс основных характеристик программы (пояснительная записка,
цели и задачи программы, содержание программы, планируемые результаты) и
комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации
(календарный учебный график, методическое обеспечение дополнительной
общеобразовательной программы, список литературы).
Программы дополнительного образования ориентированы на расширение,
определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач,
отличаются содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.
Каждый из трех уровней предполагает универсальную доступность для детей с
любым видом и типом психофизических особенностей.
Дополнительная программа педагога должна содержать:
- титульный лист (указывается наименование образовательного
учреждения; где, кем и когда утверждена дополнительная общеобразовательная
программа; название дополнительной общеобразовательной программы;
возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная
программа; срок реализации; название города; год разработки);
-пояснительную
записку
(направленность
дополнительной
общеобразовательной программы; новизну, актуальность; цель и задачи
дополнительной общеобразовательной программы; отличительные особенности
данной
дополнительной
общеобразовательной программы
от
уже
существующих программ; возраст детей, участвующих в реализации данной
дополнительной общеобразовательной программы; сроки реализации
дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность
образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий;
- учебно-тематический план (перечень разделов, тем, количество часов
по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий);
- содержание программы (краткое описание разделов и тем,
теоретических и практических видов занятий);
- методическое обеспечение (обеспечение программы методическими
видами продукции – разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов,
конференций и т.д.); рекомендации по проведению лабораторных и
практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
14

дидактический и лекционный материал, методики по исследовательской
работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.);
- список использованной литературы.
Одним из ключевых элементов дополнительной общеразвивающей
программы являются планируемые результаты ее освоения учащимися,
которые представляют собой систему ведущих целевых установок освоения
всех элементов, составляющих содержательно-деятельную основу программы,
письменную формулировку предполагаемых достижений учащегося, которые
он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации
дополнительных общеобразовательных программ необходимо ориентировать
на личностные, метапредметные и предметные результаты образования.
Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены
следующими компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в
самореализации,
саморазвитии,
самосовершенствовании,
мотивация
достижения, ценностные ориентации); когнитивным (знания, рефлексия
деятельности); операциональным (умения, навыки); эмоционально-волевым
(уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению,
волевые усилия).
Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы
деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и
при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде
совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных
навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений.
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов
знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему
формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и
направлены на их применение и преобразование; могут включать
теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные
программой.
Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной
общеобразовательной программе должна носить вариативный характер.
Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать
росту их самооценки и познавательных интересов в дополнительном
образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности.
Согласно Федеральному закону №273-ФЗ образовательная деятельность
по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам не
предусматривает проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация
15

может проводиться в формах творческих конкурсов, выставок, соревнований.
Учащиеся, успешно освоившие дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу могут получить почтенные грамоты, призы или
иные виды поощрений.
VI. Ожидаемые результаты
Реализация Программы дополнительного образования учащихся Школы
позволит достичь следующих результатов:
1. Нормативно-правовое обеспечение:
 сохранить государственные гарантии доступности дополнительного
образования детей;
 совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую
развитию дополнительного образования детей.
2. Ресурсное обеспечение дополнительного образования детей:
 создать
единое
информационно-образовательное
пространство
основного и дополнительного образования детей;
 улучшить
материально-техническое оснащение дополнительного
образования детей;
 создать
условия для поддержки профессионального развития
педагогических кадров;
 создать
условия,
стимулирующие
развитие
разных
видов
направленности дополнительных общеобразовательных программ.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования
детей:
 организовать дополнительное образование детей в соответствии с
социальным заказом;
 содействовать развитию инновационного движения в дополнительном
образовании детей;
 внедрять интегрированные программы дополнительного образования
детей, направленные на социально-педагогическую поддержку детей.
Результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ
предъявляются обучающимися в зависимости от целей и задач, поставленных
педагогом, описанных в пояснительной записке.
 участие в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах,
конференциях различного уровня;
 итоговые выставки творческих работ;
 презентации итогов работы творческих объединений;
 концертная деятельность художественных объединений.
 мониторинг учѐта индивидуальных результатов обучения ребѐнка по
дополнительным образовательным программам (единая форма карточки учѐта
16

адаптирована каждым педагогом сообразно целям и задачам своей программы).

17

Приложение №1
Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ №16
О.В. Кнор
Приказ №___от «___» __________ 2019 г.

Учебный план
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16
по реализации дополнительной общеобразовательной программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план дополнительного образования разработан на основе учета
интересов учащихся и профессионального потенциала педагогического
коллектива.
Учебный план дополнительного образования МАОУ СОШ №16 (далее Школа) - нормативный документ, определяющий объѐм, порядок, содержание
изучения и преподавания курса дополнительного образования. Настоящий
учебный план является составной частью образовательной программы
дополнительного образования детей.
Реализация дополнительного образования по общеобразовательным
программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых
документов:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.
№1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р);
• Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 г. Москва "Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
18

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
• Устав МАОУ СОШ №16;
• Основная
образовательная программа начального общего
образования МАОУ СОШ №16;
• Основная
образовательная программа основного общего
образования МАОУ СОШ №16.
 Образовательная программа дополнительного образования детей.
Общая характеристика учебного плана
Учебный план дополнительного образования Школы направлен на
обеспечение доступности, эффективности и качества дополнительного
образования, создание максимально благоприятных условий для раскрытия
природных способностей ребѐнка, индивидуализации обучения, развития
творческого потенциала личности школьников. Учебный план ориентирован
на шестидневную рабочую неделю и составлен с учѐтом социального заказа
детей и их родителей (законных представителей) на образовательные услуги, а
также с учѐтом кадрового, программно-методического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса.
Учебный план предусматривает реализацию программ по пяти
направленностям: художественная, физкультурно-спортивная, техническая,
туристско-краеведческая, социально-педагогическая.
Цели и задачи дополнительного образования
Целью дополнительного образования является создание оптимальных
педагогических условий для удовлетворения разнообразных интересов
обучающихся и их семей, а также развития личности, творчески
воспринимающей и преобразующей окружающую действительность,
способной адаптироваться к изменяющимся условиям.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного
образования
программ,
имеющих
художественную,
техническую,
физкультурно-спортивную, социально-педагогическую направленности, и
внедрения современных методик обучения и воспитания детей их умений и
навыков.
Основными задачами дополнительного образования учащихся являются:
- Изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном
образовании детей;
19

- Обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного
образования по общеобразовательным программам;
- Обеспечение необходимых условий для личностного, духовнонравственного, трудового развития и воспитания учащихся;
- Формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
- Формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- Формирование общей культуры личности учащихся, их социализация и
адаптация к жизни в обществе;
- Формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья
учащихся;
- Создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и
культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и
других народов.
Особенности учебного плана дополнительного образования
Специфическими особенностями учебного плана являются:
реализация дополнительных образовательных программ для детей от
6,5 до 18 лет, опора на интеграцию основных и дополнительных
образовательных программ, их межпредметный и метапредметный характер;
реализация дополнительных образовательных программ по
нескольким направленностям;
реализация дополнительных образовательных программ в т.ч. для
детей с ОВЗ, одаренных, состоящих на различных видах профилактического
учета.
Особенности режима и организации образовательного процесса
Дополнительное образование осуществляется через реализацию
дополнительных общеразвивающих программ по пяти направленностям:
художественной, технической, социально-педагогической, физкультурноспортивной, туристско-краеведческой.
Режим работы и расписание занятий максимально учитывает учебную
нагрузку школьников по основной образовательной программе и отвечает
запросам родителей (законных представителей).
Начало учебного года 02.09.2019 г., окончание - 31.05.2020 г.
Обучение проводится после школьных уроков. Между занятиями по
общеобразовательным программам и занятиями по дополнительным
20

общеразвивающим программам перерыв составляет 45 минут.
Состав объединений определяется в зависимости от возраста
обучающихся, года обучения и специфики образовательной программы,
условий работы.
Численный состав учебных групп определяется Уставом и составляет:
в объединениях технической и физкультурно-спортивной
направленности численность обучающихся 10-13 человек;
в объединениях художественной и социально-педагогической
направленности до 12-15 человек.
Продолжительность и число занятий в неделю устанавливается в
зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей,
допустимой нагрузки обучающихся с учетом санитарных норм и правил.
Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в
разновозрастных объединениях по интересам.
Учебный план дополнительного образования Школы является
нормативным документом, регламентирующим организацию и содержание
образовательного процесса дополнительного образования в школе на всех его
ступенях.
Определяя объем учебной нагрузки обучающихся, учебный план
дополнительного образования 2019-2020 учебного года распределяет время,
отводимое на освоение образовательных программ, реализуемых в творческих
объединениях, кружках следующих направленностей:
- социально-педагогическая направленность – «Юные инспекторы
движения», «Юные пожарные»;
- художественная направленность - кружок «Художественная обработка
древесины», «Канзаши»;
- техническая
направленность
«Робототехника»,
«ЛЕГО
моделирование»;
- физкультурно-спортивная направленность - «Шахматы», «Патриотзащитник».
- туристско-краеведческая направленность – «Пешеходный туризм»
1. Художественная направленность. Программы ориентированы на
развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных
способностей и склонностей в избранных видах искусства. Все программы
имеют ярко выраженный креативный характер, предполагают творческое
самовыражение учащихся и творческую импровизацию, развитие
коммуникативной культуры. Объединяющей характеристикой всех программ
художественно-эстетической направленности является их многоуровневость,
ориентация на учащихся с различным познавательным, творческим
21

потенциалом. Программы подразделяются по видам творчества.
Программы музыкального творчества направлены на развитие у
воспитанников
музыкального
слуха,
художественного
вкуса,
исполнительского мастерства (сольного и концертного), овладение
элементами эстрадного музыкального вокального и группового творчества.
Программы по декоративно-прикладному творчеству направлены на
развитие у учащихся пользовательских навыков владения самыми
разнообразными художественными материалами и
инструментами,
применяемыми в художественном творчестве. Программы ориентированы не
только на расширение знаний в области художественного и декоративноприкладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание
оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность,
духовный мир детей и подростков.
2. Социально-педагогическая направленность. Программы социальнопедагогической направленности способствуют воспитанию интеллектуальной
инициативы и творчества учащихся, мотивации к самоопределению,
интеграции основного и дополнительного образования. Обучающиеся
совершенствуют свои знания в определѐнной предметной области,
приобретают навыки социального творчества. Результатом деятельности
творческих объединений является организация творческих встреч,
организация и проведение воспитательно-образовательных мероприятий
(концерты, выступления, экскурсии и др.). Формами отчетности научноисследовательской работы учащихся является участие в отчетном концерте,
конкурсах разного уровня и др.
3.Физкультурно-спортивная направленность. Программы спортивной
направленности способствуют развитию физических возможностей,
формированию здорового образа жизни. Обучающиеся приобретают навык
игры по определенному виду спорта, тем самым формируют свое
положительное отношение к себе и своему здоровью. Результатом
деятельности спортивных секций является участие в спортивных
соревнованиях, полученные знания, умения и навыки, сформированные
компетенции по выбранному виду спорта.
4.
Техническая
направленность.
Программы
технической
направленности способствуют развитию интереса детей к технике как объекту
творчества, формирование стремления к познанию, учению, обогащение
личности, содействие приобретению практических умений, творческих
способностей талантливой молодѐжи. Формами отчетности деятельности
учащихся является участие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях,
олмпиадах разного уровня и др
22

5. Туристско-краеведческая направленность. Программы туристскокраеведческой направленности способствуют позволяют решать задачи
развития личности, обеспечивать социально-ценностную направленность
поведения человека, решая задачи воспитания патриотизма, любви к малой
родине, гражданского самосознания. В процессе туристско-краеведческой
деятельности расширяется сфера общения учащихся, они приобретают навыки
социального взаимодействия, опыт положительного поведения, создаются
благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности
ребенка: трудолюбия, чувства товарищества, ответственности, которые
воспитываются у членов туристской группы.
Учебный план дополнительного образования позволяет в ходе
образовательного процесса качественно решать учебно-воспитательные
задачи, дает возможность более полно учитывать индивидуальные интересы,
склонности и способности учащихся, способствует самореализации,
самоопределению, духовно-нравственному развитию личности, поиску,
поддержке и развитию детской творческой одаренности, формированию
здорового образа жизни.
При составлении учебного плана учтены основные принципы обновления
содержания дополнительного образования: личностная и профильная
ориентация; гуманизация, целесообразность, обеспечение необходимых
условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального
самоопределения и творческой деятельности детей; адаптация их к жизни в
обществе; формирование духовно-нравственной и общей культуры;
организация содержательного досуга; оптимизация объема учебной нагрузки;
усиление в содержании образования деятельностного компонента. Учебный
план отражает образовательную деятельность и направленность,
учитывающую социальный заказ региона, постоянно изменяющиеся
индивидуальные, социокультурные и образовательные потребности детей, их
родителей (законных представителей), социальной сферы в целом, реализует
идею интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития
личности, решает образовательные задачи, стоящие перед дополнительным
образованием школы конкретный период его деятельности.
Вся деятельность дополнительного образования организуется на основе
вариативных, гибких, постоянно обновляющихся программ различного уровня
и направленности. Общее содержание образовательных программ
представляет собой трехуровневую систему, где на каждом уровне свои цели и
задачи, позволяющие осуществлять постепенный переход от выявления
интересов и способностей детей через общее развитие личности на основе
23

дифференцированного
подхода
до
творческой
деятельности,
специализированной
или
профилированной,
и
профессионального
самоопределения. При этом используются разнообразные педагогические
технологии, методы, приемы и формы организации занятий с учетом
деятельностного подхода: метод проектной деятельности, технологии
игрового
обучения,
воспитания,
духовной
культуры
личности,
здоровьесберегающие технологии, технологии саморазвития, личностноориентированного, проблемного обучения и др., групповые теоретические и
практические занятия, индивидуальная работа с учащимися. Все программы
направлены на практическую деятельность, на развитие ребенка и его
способностей. Освоение учащимися учебных программ дополнительного
образования происходит непрерывно. Индивидуальный подход к каждому
обучающемуся дает возможность проследить развитие каждого ребенка,
выявить наиболее одаренных и способных. Важнейшим критерием в оценке
эффективности учебного процесса является участие и победы учащихся в
различного рода конкурсах.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».