Дополнительная общеразвивающая программа « Школьный театр»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Рассмотрена:
на заседании Педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

Утверждена:
Директор МАОУСОШ № 16
О.В. Кнор
Приказ № 237-д
от 31.08.2023 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 311E919677FB891BAC672F354CE3E668
Владелец: Кнор Ольга Владимировна
Действителен: с 27.09.2022 до 21.12.2023

Дополнительная общеобразовательная
Общеразвивающая программа
«ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»
Художественная направленность
Рассчитана на возраст 7-16 лет
Срок освоения – 1 год

Составитель:
Никитина О.Г., учитель
иностранного языка
МАОУ СОШ № 16

г. Карпинск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ....................
1.1. Пояснительная записка .............................................................................
1.2. Цель и задачи программы ............................................................ .............
1.3. Содержание программы ............................................................................
1.4. Планируемые результаты ..........................................................................
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий .............
2.1. Условия реализации программы ..............................................................
2.2. Формы аттестации .....................................................................................
2.3. Оценочные материалы ..............................................................................
2.4. Методические материалы …………………………………………….
Список литературы ...........................................................................................

3
3
6
6
10
11
11
12
12
16
16

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы
Дополнительная
общеразвивающая
образовательная
программа
«ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР» (далее –Театр) составлена и разработана в
соответствии с требованиями:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до
2025
года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
5. «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05«О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
3

«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального
образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет
художественную направленность. Ориентирована на развитие творческих
способностей, художественных способностей и склонностей школьников,
носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность
творческого самовыражения школьников, творческой импровизации. Предмет
изучения - основы театрального искусства, азы актерского исполнительского
мастерства.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в
развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно
средствами театральной деятельности возможно формирование социально
активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие
ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства,
способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Театральное искусство в силу своей эмоциональной наполненности,
комплексного воздействия на зрителя и юного актёра, приобретает всё
большее значение в духовном, нравственном и патриотическом воспитании
детей. Театральные занятия позволяют учащимся тренировать внимание,
воображение, память, мышление, волю. Занятия в театре дисциплинируют,
вырабатывают чувство ответственности перед партнёрами и зрителем,
прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость (не каждый
взрослый осмелится выйти на сцену) и, наконец, ребенок овладевает
способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у
него формируются начальные формы волевого управления поведением. Все,
выше перечисленные качества необходимы личности в современном
динамично развивающемся обществе.
Отличительными
особенностями
программы
является
деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами
театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера.
Данная дополнительная общеобразовательная программа даѐт возможность
каждому школьнику с разными способностями реализовать себя как в
массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении. Именно это
позволит ему быть успешным, почувствовать себя значимым, поверить в
свои возможности.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный
процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание
основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской
4

деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются,
дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует
формированию нравственных качеств у воспитанников. Программа
заключается в стремлении создать атмосферу искусства, сделать занятия
радостными, увлекательными. Программа способствует формированию
духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных
групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития
и воспитания детей.
Полученные
знания
позволят
воспитанникам
преодолеть
психологическую инертность, позволят развить их творческую активность,
способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние
цели, стремиться к ним
Адресат программы.
Программа предназначена для работы с детьми школьного возраста (716 лет), проявляющими интерес к театральному творчеству.
В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
 «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при
участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию
климата эмоционального благополучия;
 потребность в общении, принимающая форму желания выполнять
важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только
для него самого, но и для окружающих взрослых.
Для обучения принимаются все желающие. Группы формируются без
конкурсного отбора на основании заявлений родителей (законных
представителей).
Количество обучающихся до 24 человек.
Объём и срок освоения программы.
Объём программы 34 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения - очная.
Уровень программы - ознакомительный.
Программа включает базовые теоретические и практические занятия.
Особенности организации образовательного процесса:
основная форма организации деятельности - коллективная. Однако занятия могут
проводиться в малых группах и индивидуально.
Организационные формы обучения.
Традиционные формы занятий: беседа, ролевая игра, познавательная игра,
занятие-игра, репетиция, тренинг, концерт, спектакль, праздник.
Нетрадиционные формы занятий: занятия, основанные на имитации
общественной деятельности, занятие-творчество, занятия, основанные на
межпредметных связях.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 40 минут. Перерыв между
занятиями - 10 минут.
Общее количество часов в неделю - 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
5

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие творческих способностей учащихся средствами
театрального искусства.
Задачи:
Обучающие:
 познакомить с историей зарождения театрального искусства;
 помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями
и навыками в области театральной деятельности.
Воспитательные:
 приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к
искусству;
 воспитать эстетический вкус;
 сформировать у дошкольников нравственное отношение к окружающему
миру, нравственные качества личности;
 сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность
в себе.
Развивающие:
 развить познавательные процессы: внимание, воображение, память,
образное и логическое мышление;
 развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание,
артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.
развить творческие и организаторские способности;
 активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п

Название раздела, темы

Количество
часов

Форма контроля

1.

Раздел 1. Вводное занятие

2.

Раздел 2. Основы театральной
культуры
Тема № 1.«Зарождение искусства»

2.
3.
3.1

1
1

Практика

Теория

Всего

(Текущий и тематический)

Опрос, Игра «Продолжи...».
Входной контроль.

1
0

1
1

Раздел 3. Техника и культура
речи.
Тема № 1. «Речевой тренинг»

6

Тема № 2. «Строение голосовогоречевого аппарата»

1

Тема № 3. «Дыхательная
гимнастика»

1

1

1

Театр-экспромт «Перед охотой на
динозавра». Наблюдение

5
1
1
1

Речевые упражнения, чтение
стихотворений,
скороговорок.
Викторина «Особенности голоса».
Упражнения на дыхание и
правильность осанки. Конкурс
6

Тема № 4. «Артикуляционная
гимнастика»

1

Тема № 5 .Работа над литературнохудожественным произведением

2

4.

Раздел 4. Ритмопластика.

4.1

Тема №1. «Пластический тренинг»

4.2
5.

7

1

стихотворений, скороговорок.

1

1

Промежуточный контроль.
Наблюдение, конкурс чтецов.

1

6
2

2

Тема №2. «Этюд и его виды»

2

2

Тема №3. «Парные этюды»

2

2

Тема №4. «Пластический образ
персонажа»
Раздел 5. Актерское мастерство.
Тема №1. «Организация внимания,
воображения, памяти»
Тема №2. «Сценическое действие»

1
9
2

2

Раздел 6. Работа над пьесой и
спектаклем.

8

6.1

Тема №1. «Выбор пьесы. Анализ
пьесы по событиям»

2

6.2

Тема №2. «Выразительность речи,
мимики, жестов».

2

6.3

Тема №3. «Изготовление реквизита,
декораций».

2

6.6

Тема №6. «Показ спектакля».

2

7.

Раздел 7. Итоговое занятие.

2

7
Наблюдение, контрольные
упражнения.

2
7

7

6.

ИТОГО

1

0

Контрольные упражнения.
Викторина «Понятие этюд и го
компоненты»
Контроль за выполнением этюдов.
«Домашние животные»,
творческие задания – пластические
импровизации.

Этюд, миниатюра.

8
2

Опрос.

2

Педагогическое наблюдение,
анализ.

2

Творческое задание.

2

Показ спектакля

2

Творческие задания. Итоговый
контроль.

34ч. 5 ч. 29
ч.

Содержание учебного плана
Раздел 1.Вводное занятие
Теория. Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год.
Требования к знаниям и умениям. Требования к нормам поведения.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Игра «Снежный ком», «Знакомство-дразнилка». Выявление
уровня и объема знаний о театре. Игра «Продолжи…». Особенности занятий в
театральной студии. Театр - коллективное творчество. Игра «Клубок».
Раздел 2. Основы театральной культуры
2.1. Зарождение искусства.

7

Теория. Обряды и ритуалы в первобытном обществе. Зарождение
искусства. Просмотр презентации, видеофильма («Театральная Фа-соль-ка»,
канал «Карусель»).
Практика. Игра «Путешествие на машине времени».
2.2. Театр как вид искусства.
Теория. Виды искусства (литература, музыка, живопись). Театр как вид
искусства. Особенности театрального искусства. Отличие театра от других
видов искусства. Виды и жанры театрального искусства. Презентация «Виды
театрального искусства».
Театральные термины: Театр, Опера, Балет, Кукольный Театр.
Практика. Просмотр отрывков из спектаклей (кукольный театр,
драматический театр, театр оперы и балета).
2.3. Театр и зритель.
Теория. Этикет в театре. Культура восприятия театральной постановки.
Анализ постановки.
Практика. Театральная гостиная. Просмотр в/записи спектакля (детский
спектакль).
Театральные термины: Спектакль, Этикет, Премьера, Аншлаг, Билет,
Афиша, Акт, Антракт, Капельдинер.
2.4. Театральное закулисье.
Теория. Театр-здание. Устройство сцены и зрительного зала. Театральные
профессии. Просмотр презентации «В театре» (в/ф «Путешествие в театр»).
Театральные термины: Сцена, Актер, Режиссер, Бутафор, Гример. Практика.
Творческая мастерская «Мы - художники».
Раздел 3. Техника и культура речи.
3.1. Речевой тренинг.
Теория. Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос.
Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Звукоряд. Гласные, согласные.
Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона и силы
голоса. Полетность голоса.
Практика. Речевой тренинг: дыхательная гимнастика. Артикуляционная
гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. Дикционные
упражнения. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса.
Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы, стихи.
3.2. Работа над литературно-художественным произведением.
Теория. Орфоэпия. Нормы произношения. Говорим правильно. Логикоинтонационная структура речи. Интонация, паузы, логические ударения.
Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения
фольклора). Выбор произведения. Индивидуальная и подгрупповая работа над
выбранным материалом. Аудиозапись и прослушивание. Самоанализ
творческой работы. Конкурс чтецов.
Раздел 4. Ритмопластика.
4.1. Пластический тренинг.
Теория. Пластическая выразительность.

8

Практика.
Ритмопластический
тренинг: Осанка.
Построение
позвоночника.
Развитие
индивидуальности.
Коммуникабельность
и
избавление от комплексов.
Разминка, настройка, освобождение мышц от напряжения и зажимов,
релаксация.
4.2. Пластический образ персонажа.
Теория. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки
через пластику тела.
Практика. Пластический образ живой и неживой природы. Просмотр д/ф о
природе, животных. Пластические импровизации на музыкальную тему.
Пластические импровизации на
смену настроения. Пластические
импровизации на передачу образа животных.
Раздел 5. Актерское мастерство.
5.1. Организация внимания, воображения, памяти.
Теория. Внимание. Воображение. Память. Снятие зажимов и комплексов.
Развитие фантазии и воображения.
Практика. Актерский тренинг: Общеразвивающие и театральные игры и
упражнения. Упражнения на коллективность творчества.
5.2. Сценическое действие.
Теория. Действие - язык театрального искусства. Целенаправленность и логика
действия. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в
предлагаемых обстоятельствах».
Этюд.
Виды
этюдов.
Элементы
бессловесного действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка».
Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства»,
«событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».
Практика. Практическое овладение логикой действия. Упражнения и этюды.
Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Анализ. Показ
и обсуждение.
5.3. Творческая мастерская.
Теория. Работа над созданием образа сказочных персонажей. Характер, речь
персонажа, походка. Костюм и грим.
Практика. Новогоднее театрализованное представление. Работа со
зрителем: проведение конкурсов и игр. Изготовление реквизита, костюмов.
Репетиции. Творческий показ. Анализ работы и обсуждение.
Раздел 6. Работа над пьесой и спектаклем.
6.1. Выбор пьесы. Анализ пьесы по событиям.
Теория. Знакомство с пьесой. Обсуждение пьесы. Что понравилось. Какие
вызвала чувства. Анализ пьесы по событиям.
Практика. Работа за столом. Выделение в событии линии действий.
Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической
цепочки.
6.2. Выразительность речи, мимики, жестов.
Теория. Работа над созданием образа, выразительностью и характером
персонажа. Практика. Поиск выразительных средств и приемов. Выбор
музыкального оформления. Подбор грима.
6.3. Изготовление реквизита, декораций.
9

Теория. Знакомство с видами декораций.
Практика. Эскизы декораций и костюмов. Оформление сцены.
Изготовление костюмов, реквизита, декораций.
6.4. Прогонные и генеральные репетиции.
Теория. Анализ проделанной работы.
Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на
результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и
таланта.
6.5. Показ спектакля.
Практика. Премьера. Показ спектакля зрителю (родителям (законным
представителям несовершеннолетнего учащегося)). Творческие встречи со
зрителем. Анализ показа спектакля. Оформление альбома «Наш Театр».
7.Итоговое занятие.
Практика. Подведение итогов обучения. Творческие задания: Викторина о
театре,
тест на знание специальной терминологии, творческие задания по речи,
ритмопластике и актерскому мастерству. Лучшие творческие работы за год.
Награждение.
1.4. Планируемые результаты реализации программы
К концу обучения уровня ознакомительный школьники будут знать:
 Историю возникновения театрального искусства.
 Театральные термины: «Афиша», «Антракт», «Премьера», «Сцена», «Актер»,
«Режиссер», «Бутафор», «Гример».
 Профессиональную
терминологию:
«действие»,
«предлагаемые
обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».
 Правила зрительского этикета.
Школьники будут уметь:
 Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг).
 Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля
внимания помехи внешнего мира.
 Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».
 Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых
обстоятельствах.
 Видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления
определенной индивидуальности человека.
 Определять замысел, сценическую задачу этюда.
 Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.
 Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих
товарищей.
 Коллективно выполнять задания.
Ожидаемый результат:
 Сформированы знания основных театральных терминов, культура
восприятия сценического действия, сформирован интерес к театральному
искусству.
10

 Постановка "Разноцветные ладошки"
 Владение навыками актерского мастерства.
 Владение навыками сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и
взрослыми.
 Устойчивая мотивация к обучению.
Учащиеся будут знать:
 Историю театрального искусства, виды и жанры театрального искусства,
театральные профессии.
 Этику поведения в театре и в обществе.
Будут уметь:
 Управлять своим дыханием и голосом.
 Формулировать и выражать свою мысль.
 Использовать полученные навыки в работе над образом в сценической
постановке.
 Свободно общаться с партнером на сцене.
 Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
 Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со
свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для
использования в качестве выгородки, в соответствии с нормами СанПиН.
Оборудование учебного кабинета
Учебная мебель:
• классная доска - 1
• парты ученические – 9
• стулья для учащихся – 18
• стол для учителя - 1
• демонстрационный стол - 1
• стул для учителя - 1
• шкафы для хранения пособий - 3
Технические средства обучения:
• ноутбук-1
• мультимедиа-проектор-1
• экран - 1
• принтер - 2
Информационное обеспечение: интернет-ресурсы, видео материал.
Кадровое обеспечение
Бутузова Валентина Павловна, учитель начальных классов.

11

2.2. Формы аттестации
Свидетельством успешного обучения являются портфолио обучающихся,
сформированные из дипломов, грамот, фотографий, видео (результат участия в
конкурсах, фестивалях и мероприятиях).
Формы
подведения итогов
реализации образовательной
программы:
участие в показе спектаклей, концертов, конкурсно-игровых программ.
2.3. Оценочные материалы
Формой подведения итогов по образовательной программе выбран:
спектакль, участие в школьных мероприятиях.
Критерии и формы оценки качества знаний
Программой предусмотрены формы контроля:
 анкетирование;
 тестирование.
Эффективным способом проверки реализации программы является итоговая
творческая работа каждого учащегося (проза, стихотворение, монолог).
Результат обучения прослеживается в творческих достижениях (призовые
места) на конкурсах.
В процессе реализации программы на каждом этапе обучения проводится
мониторинг знаний, умений и навыков.
Вводный – проводится в начале учебного года в виде собеседования
(уровень и объем знаний о театре), творческого задания (на фантазию и
творческое мышление), викторины.
Промежуточный – по итогам первого полугодия (усвоение программы,
выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в новогоднем
театрализованном представлении, творческих показах на мероприятиях
общеобразовательного учреждения).
Итоговый – в конце учебного года (активность участия в творческих
показах, участие в учебном спектакле и уровень освоения программ).
1 год обучения – викторина (уровень и объем знаний о театре), тест на
знание специальной терминологии, чтение наизусть стихотворения, показ
этюда «Я в предлагаемых обстоятельствах», участие в коллективной
творческой работе (миниатюра, спектакль).
Так же в течение учебного процесса проводится текущий контроль по
освоению конкретной темы, упражнения, задания.
Применяются следующие формы проверки усвоения знаний:
 Участие в дискуссии.
 Выполнение контрольных упражнений, этюдов.
 Показ самостоятельных работ.
 Участие в играх, викторинах, конкурсах.
 Работа над созданием спектакля.
Критерии усвоения образовательной программы:
 Владение теоретическими знаниями и специальной терминологией.
 Владение основами актерского мастерства (творческое воображение,
логика действий, органичность и выразительность, способность к
импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи).
12

 Умение самостоятельно проводить различные тренинги (речевой,
пластический, актерский).
 Активность участия в творческих проектах и разработках.
 Креативность в выполнении творческих заданий.
 Умение взаимодействовать с товарищами и педагогом.
 Умение организовать свое время и деятельность.
Диагностический материал
Диагностика результативности воспитательного образовательного
процесса
по программе театральной студии выделяются в качестве основных, пять
показателей:
1.Качество знаний, умений, навыков.
2.Особенности мотивации к занятиям.
3.Творческая активность.
4.Эмоционально-художественная настроенность.
5.Достижения.
Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырѐм
уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью:
Первый уровень – подготовительный;
Второй уровень – начальный;
Третий уровень – освоения;
Четвертый уровень – совершенствования.
Критерии оценки.
Творческий интерес.
Ведущие мотивы: познавательный процесс к общению, умение добиться
высоких результатов.
Творческая активность.
 Интерес к творчеству отсутствует. Инициативу не проявляет. Не испытывает
радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Производит
операции по заранее данному плану. Нет навыка самостоятельного решения
проблем.
 Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых
знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно
выполняет поручения, задания. Способен разрешить проблемную ситуацию,
но при помощи педагога.
 Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и
коллектива.Проявляет инициативу, но часто не способен оценить их и
выполнить.
 Инициативу проявляет постоянно и способен оценить и выполнить их.
Эмоционально-художественная настроенность.
 Подавленный, напруженный, бедные и мало выразительные мимики, жесты,
голос.
 Не может четко выразить свое эмоциональное состояние, не проникая в
художественный образ. Есть потребность выполнять или воспринимать
произведения искусства, но не всегда.
13

 Замечает разные эмоциональные состояния, пытается выразить свое
состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность
выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда.
 Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое
эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи,
включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии
или исполнении произведения искусства.
 Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое
эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи,
включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии
или исполнении произведения искусства.
Достижение
 Пассивное участие в делах объединения.
 Активное участие в делах объединения, отдела.
 Значительные результаты.
Параметры, оценивая результативности.
1 балл – низкий уровень
2 балла – средний уровень
3 балла – высокий уровень
Формы контроля знаний – контрольные упражнения, творческие показы.
Раздел «Актерское мастерство» направлен на развитие психофизических
свойств личности (внимание, воображение, память) и освоение навыков актерского
мастерства.
Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в
течение учебного года обучения помочь школьникам направить свое внимание в
творческое русло, снять зажимы и комплексы, подготовить дошкольников для
работы в творческом коллективе. Открыть для школьников поведение (действие)
как основной материал актерского поведения.
В процессе обучения используются Общеразвивающие игры, специальные
театральные игры и упражнения, направленные на развитие внимания,
воображения, памяти, логики действия и поведения актера. Большинство
упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Упражнения от занятия к
занятию варьируются, вводятся новые.
Упражнения и игры, применяемые на занятиях: «Знакомство – дразнилка»,
«На слуховое восприятие», «Снежный ком», «Поймай хлопок», «Невидимая нить»,
«Большое зеркало», «Суета», «Зернышко», « Чудо – юдо из яйца», «Поводырь»,
«Диспетчер», «Тень», «Профессионалы», «Картина», «Скульптура», «Стеклянный
шар», «Рецепты», «На действия с воображаемыми предметами», «Оправдай позу»
и др.
Тема «Сценическое действие». От упражнений на развитие внимания,
воображения обучающиеся переходят к освоению законов сценического действия.
Сначала это упражнения на память физических действий, затем - этюды. Этюд
считается азбукой искусства. Начинается обучение с этюдов «Я в предлагаемых
обстоятельствах». На этюдах и в специальных упражнениях отрабатываются
логика словесных и бессловесных действий, логика общения и взаимодействия.
Все упражнения направлены на освоение главного языка сцены - языка действия.
14

Теоретические знания усваиваются через практические задачи. Задача педагога
сделать эти упражнения приемлемыми для данного возраста школьников и
вложить в эти этюды мысль о необходимости самостоятельного детского анализа.
Тогда этюд принимает еще и статус социальной игры. Эта игра имеет огромное
значение в социальном созревании школьников, так как она является главным
источником социального опыта. В эту игру вступают те или иные социальные
отношения, действуют различные социальные чувства – и это расширяет и
обогащает внутренний мир учащегося. Все обучающиеся проходят путь от
упражнения, этюда – к участию в творческой постановке.
Занятие по актерскому мастерству состоит из следующих блоков:
 Тренинг (упражнения на внимание, воображение, память).
 Содержательная часть, включающая в себя специальные упражнения,
этюды по освоению темы занятия.
 Подведение итогов.
В программе отдельно выделена тема «Творческая мастерская», где
обучающиеся имеют возможность для творческого поиска и работы над
самостоятельной творческой темой. Учащиеся получают теоретические знания и
практические навыки в работе над театрализованными представлениями, что
позволяет расширить диапазон творческой деятельности школьников. Итог данной
деятельности представлен в конкретном выходе на детскую аудиторию в
образовательном учреждении (конкурсно - игровые программы, новогодние
театрализованные представления и игровые программы у елки, Дни Театра).
Изучение раздела «Актерское мастерство» взаимосвязано с изучением
других разделов программы. Усваивая материал на практике, получая
теоретические сведения по мере возникновения в них необходимости, участники
театрального коллектива учатся действию и взаимодействию в сценических
условиях.
Формы контроля: творческие показы, конкурсы, открытые занятия, участие
в спектаклях.
Раздел «Работа над пьесой и спектаклем» является своеобразным итогом в
применении полученных умений и навыков в работе над спектаклем.
Основной источник для постановок – произведения художественной
литературы отечественных и зарубежных авторов, пьесы для школьников. Для
выбора постановочного материала важно привить школьникам хороший
художественный вкус.
Постановка спектакля является итогом творческой работы коллектива. От
текста – к действию на сценической площадке, от действия к последующему, более
глубокому анализу пьесы, к наблюдениям, анализу аналогичных жизненных
явлений и возвращение к творческим пробам – путь работы над сценическим
воплощением пьесы. Основная форма работы - репетиционная. Главная цель этого
раздела – ввести школьников в атмосферу пьесы, пробуждая фантазию и
воображение, научить определять событийный ряд и выстраивать логику
поведения персонажа.
Работая над спектаклем, школьники пробуют себя в самых различных видах
деятельности: изготавливают декорации, костюмы, учатся работать с музыкальной
15

аппаратурой. Участие школьников в показах спектакля, позволяет показать не
только результат работы коллектива, но и познакомиться с работой и творчеством
других творческих коллективов.
2.5. Методические материалы:
 Наглядные пособия (иллюстрации, видеоматериал, презентации,
фонограммы, карточки для заданий).
 Музыкальная фонотека: классическая и современная музыка, театральные
шумы и звуки, звуки природы, аудиотеатр.
 Видеотека: записи спектаклей.
 Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.)
Средства общения:
 Участие в детских театральных мероприятиях.
 Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с
членами других детских театральных коллективов.



3. Список литературы
Список литературы для учителя
1. Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб. пособие для студентов театр. вузов и

сред. спец. учеб. заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отд
ние, 2010. - 238 с.
2. Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты / Н.
Бауэн. - М.: НТ Пресс, 2007. - 432 с.
3. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: вторая половина
ХХ в.: В зеркале Праж. Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-т
искусствознания М-ва культуры РФ. - М.: УРСС, 2011. - 807 с.
4. Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-во
Каз. ун-та, 2013. - 187 с.
5. Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. "ДИ"
отвечает худож. и реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2014. - N 2. - С.
52-55 Беседа о том, чем должна быть современная сценография - дизайнерством
или содержательным элементом спектакля.
6. Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий,
учебное пособие / Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. - 81 с.
7. Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы.
Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова. Педагогическое общество России,
2015. – 272с.
8. Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А.А.
Гвоздев. - Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.: ил.- (Школа
сценического мастерства).
16

9. Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История

зарубежного театра. Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 2013. –
400с.
10. Карпов Н. В. Уроки сценического движения [Текст]: пособие для вузов /
Н. В. Карпов. - М., 2015. - 200с.
11. Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях
дополнительного образования детей [Текст]: пособие для руководителей и
педагогов / Н. А. Кузнецова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис - пресс, 2014. - 96с.
12. Медведева И. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры. [Текст]: пособие для
вузов / И. А. Медведева.- М.: Линка - ПРЕСС, 2012. - 240с.
13. Никитина А. Б. Театр, где играют Дошкольники [Текст]: учебнометодическое пособие / А. Б. Никитина. - М.: Владос, 2014. - 288с.
14. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: пособие для пед. доп.
обр. / Н. Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2012. - 208с
Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей (законных
представителей несовершеннолетнего учащегося)
1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] - М.:
Просвещение, 2015. - 126 с.
2. Бочкарева,
Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников.
Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. [Текст] Ульяновск, ИПКПРО, 2010. - с.3
3. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология. [Текст] - М., 2016. - 483 с.
4. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] - М., 2015.
5.Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2015. - 154 с.
6.Ершова, А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 2013. - № 4. - С.3-4.
7.Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. [Текст] - М.,
2015.
8. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2т. - М., 2016. Т. 1. с.
9. Неменова, Т. Развитие творческого проявления детей в процессе
театральных игр // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.19.
10. Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фанталии: Практические материалы по
развитию творческой активности дошкольников. - СПб.: Детство-пресс,2009. - 160
с.
11. Рогов, Е.И. Психология человека. - М.: Азбука психологии, 2009. - 320 с.
12.Селиванова, Л.Т. Кукольный театр в детском саду // Дошкольное
воспитание. - 2011. - № 12.Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа
творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности.
- Магнитогорск:
МаГУ, 2012. - 69 с.
13.Фурмина, Я.С. Возможности творческих проявлений старших
дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под
ред. Н.А. 14.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2012. - 99 с.
15.Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М., 2009 – 113с.
Аудиоиздания
17

1. Шедевры классической музыки [Звукозапись] / Фрагменты из произведений,

исполненных симфоническими оркестрами Лондона, Вены - М.:
"Весть - ТДА", 2012 - 92. - 5 мк.
2. Волшебная флейта [Звукозапись] / классика для детей - СПб.: Лаборатория звука,
2015. - 1 мк.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».