Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 Рассмотрено и согласовано на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от 29.08.2023 г. Утверждено: Директор МАОУ СОШ № 16 О.В. Кнор Приказ № 237-д от 31.08.2023 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 311E919677FB891BAC672F354CE3E668 Владелец: Кнор Ольга Владимировна Действителен: с 27.09.2022 до 21.12.2023 Дополнительная общеразвивающая программа «Основы робототехники» Технической направленности Рассчитана на возраст 11-14 лет Срок освоения – 2 года Составитель: Кашкин М.Б., учитель математики МАОУ СОШ № 16 г. Карпинск, 2023 г. Содержание Содержание 1. Пояснительная записка..........................................................................................3 2. Цель и задачи программы ...................................................................................... 3. Основное содержание «Основы робототехники» ................................................8 4. Планируемые результаты освоения программы «Основы робототехники» .....13 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Основы робототехники».......................................................................................16 6. Комплекс огранизационно-педагогическх условий .......................................... 16 7. Условия реализации программы «Основы робототехники»............................ 18 8. Материально-техническое обеспечение программы........................................ 22 9. Список литературы ............................................................................................. 22 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовые документы Рабочая программа курса «Основы робототехники» на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3 разработана в сосоответствии с требованиями: Требованиями Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО (с дополнениями и изменениями (приказ от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03. 2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования; Приказа Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»; Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254; Примерной основной образовательной программой основного общего образования (протокол решения федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15); Основной образовательной программой основного общего образования 3 МАОУ СОШ № 16 г. Карпинска Уставом МАОУ СОШ №16 г. Карпинска; Локальными актами образовательной организации, в т. ч. о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, которые школа готовит по требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 30); Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21). Программа составлена в соответствии с учебно-методическим пособием «Образовательная робототехника во внеурочной деятельности» Л.П. Перфильева. Актуальность. Ориентация на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода, является важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения. Процессы обучения и воспитания развиваются у учащихся в случае наличия деятельностной формы способствующей формированию тех или иных типов деятельности. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Для развития ребенка необходимо организовать его деятельность, организующую условия, провоцирующих детское действие. Такая стратегия обучения легко реализовывается в образовательной среде LEGO, которая 4 объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты LEGO, тщательно продуманную систему заданий для учащихся и четко сформулированную образовательную концепцию. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют учащимся в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Изучая простые механизмы, учащиеся учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Учащиеся научатся грамотно выражать свою идею, проектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде. Особенности программы Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных фирмой "LEGO" для преподавания технического конструирования на основе своих конструкторов. Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO MINDSTORMS Education EV3 как инструмента для обучения учащихся конструированию, моделированию и компьютерному управлению на уроках робототехники. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. При построении модели затрагивается 5 множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии. Курс предполагает использование компьютеров совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Методические особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе. Возраст обучающихся: 11-14 лет. Срок реализации программы: 2 года. Программа разработана с учетом возрастных особенностей и потребностей детей старшего школьного возраста, и направлена на развитие творческой, познавательной и личностной сферы детей. Для реализации программы используются образовательные конструкторы фирмы Lego, конструктор LEGO MINDSTORMS Education EV3. Он представляет собой набор конструктивных деталей, позволяющих собрать многочисленные варианты механизмов, набор датчиков, двигатели и микрокомпьютер EV3, который управляет всей построенной конструкцией. C кон структором LEGO MINDSTORMS Education EV3 идет необходимое программное обеспечение. Объем и сроки освоения программы Программа рассчитана на два обучения в объеме 34 часов – первый модуль (ознакомительный уровень) и 34 часов – второй модуль (базовый уровень). Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Итого 68 часов за два года. Основным критерием приема является желание ребенка. Количество обучающихся в группе – 10 - 17 человек. Основные формы и приемы работы с учащимися: 6 • Ролевая игра • Познавательная игра • Задание по образцу (с использованием инструкции) • Творческое моделирование (создание модели-рисунка) Режим занятий Программа реализуется на базе МАОУ СОШ №16 ГО Карпинск. Занятия проводятся один раз в неделю. Перерыв между занятиями 10 минут. Продолжительность занятия 40 минут. Состав группы постоянный. Особенности организации образовательного процесса Формы реализации образовательной программы: Реализация программы представляет традиционную модель: линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации. Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие. Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы «Робототехника»: беседа, семинар, мастер-класс, спектакль, творческий отчет, фестиваль, презентация, практическое занятие, открытое занятие, беседа 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: развить исследовательские, инженерные и проектные компетенции через моделирование и конструирование научно-технических объектов в робототехнике. Задачи программы: формирование у обучающихся ценностных ориентаций через интерес к робототехнике; усвоение знаний в области робототехники; формирование технологических навыков конструирования; 7 развитие самостоятельности в учебно-познавательной деятельности; развитие творческих способностей, воображения, фантазии; ознакомление с технологиями изготовления технических объектов, со специальными приёмами ручных работ. Направленность программы: техническая. 3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 ЧАСА) Учебный (тематический) план 1 модуль № Название раздела 1. 2. Введение в робототехнику Знакомство с роботами LEGO MINDSTORMS EV3 EDU 2 4 1 1 1 3 3. Датчики LEGO и их параметры. 6 2 4 Практические занятия 4. Основы программирования и компьютерной логики Практикум по сборке роботизированных систем Творческие проектные работы и соревнования 9 2 7 Наблюдение 8 2 6 5 3 3 Практические занятия Выставка Итого 34 11 24 5. 6. Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации / контроля Тестирование Тестирование 1. Введение в робототехнику (2 ч.) Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов. Искусственный интеллект. Правила работы с конструктором LEGO Управление роботами. Методы общения с роботом. Состав конструктора LEGO MINDSTORMS EV3. Визуальные языки программирования. Их основное назначение и возможности. Команды управления роботами. Среда программирования модуля, основные блоки. 2. Знакомство с роботами LEGO MINDSTORMS EV3 EDU (4 ч.) Правила техники безопасности при работе с роботами-конструкторами. Правила обращения с роботами. Основные механические детали конструктора. 8 Их название и назначение. Модуль EV3. Обзор, экран, кнопки управления модулем, индикатор состояния, порты. Установка батарей, способы экономии энергии. Включение модуля EV3. Запись программы и запуск ее на выполнение. Сервомоторы EV3, сравнение моторов. Мощность и точность мотора. Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и их свойства. Сборка роботов. Сборка модели робота по инструкции. Программирование движения вперед по прямой траектории. Расчет числа оборотов колеса для прохождения заданного расстояния. 3. Датчики LEGO MINDSTORMS EV3 EDU и их параметры (6 ч.) Датчики. Датчик касания. Устройство датчика. Практикум. Решение задач на движение с использованием датчика касания. Датчик цвета, режимы работы датчика. Решение задач на движение с использованием датчика цвета. Ультразвуковой датчик. Решение задач на движение с использованием датчика расстояния. Гироскопический датчик. Инфракрасный датчик, режим приближения, режим маяка. Подключение датчиков и моторов. Интерфейс модуля EV3. Приложения модуля. Представление порта. Управление мотором. Проверочная работа № 1 по теме «Знакомство с роботами LEGO MINDSTORMS». 4. Основы программирования и компьютерной логики (9 ч.) Среда программирования модуля. Создание программы. Удаление блоков. Выполнение программы. Сохранение и открытие программы. Счетчик касаний. Ветвление по датчикам. Методы принятия решений роботом. Модели поведения при разнообразных ситуациях. Программное обеспечение EV3. Среда LABVIEW. Основное окно. Свойства и структура проекта. Решение задач на движение вдоль сторон 9 квадрата. Использование циклов при решении задач на движение. Программные блоки и палитры программирования. Страница аппаратных средств. Редактор контента. Инструменты. Устранение неполадок. Перезапуск модуля. Решение задач на движение по кривой. Независимое управление моторами. Поворот на заданное число градусов. Расчет угла поворота. Использование нижнего датчика освещенности. Решение задач на движение с остановкой на черной линии. Решение задач на движение вдоль линии. Калибровка датчика освещенности. Программирование модулей. Решение задач на прохождение по полю из клеток. Соревнование роботов на тестовом поле. 5. Практикум по сборке роботизированных систем (8 ч.) Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов. Использование конструктора Lego в качестве цифровой лаборатории. Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности. Сила. Плечо силы. Подъемный кран. Счетчик оборотов. Скорость вращения сервомотора. Мощность. Управление роботом с помощью внешних воздействий. Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер. Движение по замкнутой траектории. Решение задач на криволинейное движение. Проверочная работа № 2 по теме «Виды движений роботов». 6. Творческие проектные работы и соревнования (6 ч.) Правила соревнований. Работа над проектами «Движение по заданной траектории», «Кегельринг». Соревнование роботов на тестовом поле. Конструирование собственной модели робота. Программирование и испытание собственной модели робота. Подведение итогов работы учащихся. Подготовка докладов, презентаций, стендовых материалов для итоговой конференции. Завершение создания моделей роботов для итоговой выставки. 10 Учебный (тематический) план 2 модуль № 1 2 3 4 5 6 7 Название раздела Количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие (в том числе техника безопасности) История создания первых роботов. История робототехники Основы механики. Знакомство с конструкторами и деталями. Основы кинематики. Сборка первых роботов с использованием основных законов кинематики. Основы динамики. Сборка первых роботов с использованием основных законов динамики. Изучение среды программирования. Знакомство с интерфейсом программы. Программирование первого робота. Основы механики. Сборка и программирование роботов с использованием основных законов механики. Датчики. Итого: Формы аттестации / контроля 2 1 1 Тестирование 4 1 3 Тестирование 6 2 4 6 2 4 Практические занятия Практические занятия 8 2 6 Практические занятия 4 2 2 Практические занятия 4 2 3 Выставка 34 12 23 Содержание программы 2 год обучения 1. Введение (1 ч.) Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России. Показ видео роликов о роботах и роботостроении. Правила техники безопасности. 2. История создания первых роботов. История робототехники (4 ч.) Робототехника для начинающих, базовый уровень. Основы робототехники. Понятия: датчик, интерфейс, алгоритм и т.п. Алгоритм программы представляется по принципу LEGO. Из визуальных 11 блоков составляется программа. Каждый блок включает конкретное задание и его выполнение. 3. Основы механики. Знакомство с конструкторами и деталями (6 ч.) Технология NXT. О технологии EV3. Установка батарей. Главное меню. Сенсор цвета и цветная подсветка. Сенсор нажатия. Ультразвуковой сенсор. Интерактивные сервомоторы. ИспользованиеBluetooth. EV3 является «мозгом» робота MINDSTORMS. Это интеллектуальный, управляемый компьютером элемент конструктора LEGO, позволяющий роботу ожить и осуществлять различные действия. Различные сенсоры необходимы для выполнения определенных действий. Определение цвета и света. Обход препятствия. Движение по траектории. 4. Основы кинематики. Сборка первых роботов с использованием основных законов кинематики (6 ч.) Знакомство с конструктором. Твой конструктор (состав, возможности). Основные детали (название и назначение). Датчики (назначение, единицы измерения). Двигатели. Микрокомпьютер EV3.Аккумулятор (зарядка, использование). Как правильно разложить детали в наборе. В конструкторе MINDSTORMSEV3 применены новейшие технологии робототехники: современный 32 – битный программируемый микроконтроллер; программное обеспечение, с удобным интерфейсом на базе образов и с возможностью перетаскивания объектов, а так же с поддержкой интерактивности; чувствительные сенсоры и интерактивные сервомоторы; разъемы для беспроводного Bluetooth,WI-FIи USB подключений. Различные сенсоры необходимы для выполнения определенных действий. Определение цвета и света. Обход препятствия. Движение по траектории и т.д. 5. Основы динамики. Сборка первых роботов с использованием основных законов динамики (8 ч.) Начало работы. Включение и выключение микрокомпьютера (аккумулятор, батареи, включение, выключение). Подключение двигателей и датчиков (комплектные элементы, двигатели и датчики EV3). Тестирование 12 (Tryme). Мотор. Датчик освещенности. Датчик звука. Датчик касания. Ультразвуковой датчик. Структура меню EV3. Снятие показаний с датчиков (view). 6. Изучение среды программирования. Знакомство с интерфейсом программы. Программирование первого робота (8 ч.) Программное обеспечение EVА. Требования к системе. Установка программного обеспечения. Интерфейс программного обеспечения. Палитра программирования. Панель настроек. Контроллер. Редактор звука. Редактор изображения. Дистанционное управление. Структура языка программирования EV3. Установка связи с EV3.Usb. BT .WI-FI. Загрузка программы. Запуск программы на EV3. Память EV3: просмотр и очистка. 7. Основы механики. Сборка и программирование с использованием основных законов механики (6 ч.) Первая модель. Сборка модели по технологическим картам. Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности EV3 (программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ). Модели с датчиками. Сборка моделей и составление программ из ТК. Датчик звука. Датчик касания. Датчик света. Подключение лампочки. Выполнение дополнительных заданий и составление собственных программ. Соревнования. Проводится сборка моделей роботов и составление программ по технологическим картам, которые находятся в комплекте с комплектующими для сборки робота. Далее составляются собственные программы. 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Виды учебной деятельности: Образовательно-исследовательская процесс получения информации деятельность, (программного при материала) которой добывается обучающимися самостоятельно при помощи педагога; 13 Информационная деятельность – организация и проведение мероприятий с целью обозначения проблемы, распространение полученной информации, формирование общественного мнения; Творческая деятельность – участие в научно-технических мероприятиях. 4. Ожидаемые результаты освоения программы: 1. Личностные результаты: ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области лего-конструирования и робототехники в условиях развивающегося общества готовность к повышению своего образовательного уровня; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств лего-конструирования и робототехники. 2. Метапредметные результаты: владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с 14 изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Предметные результаты: знания, умения, владение: По итогам окончания первого года: Проявление технического мышления, познавательной деятельности, творческой инициативы, самостоятельности; Использование имеющегося технического обеспечения для решения поставленных задач; Способность творчески решать технические задачи; Способность продуктивно использовать техническую литературу для поиска сложных решений; По итогам окончания второго года: Способность самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей; Готовность выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Готовность и способность создания новых моделей, систем; Способность создания практически значимых объектов. 15 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции: электронные учебники; экранные видео лекции, Screencast (экранное видео - записываются скриншоты (статические кадры экрана) в динамике); видео ролики; информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе; мультимедийные интерактивные домашние работы, выдаваемые обучающимся на каждом занятии; По результатам работ всей группы будет создаваться мультимедийное интерактивное издание, которое можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся. 6. КОМПЛЕКС ОГРАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКХ УСЛОВИЙ Форма аттестации Проверка полученных умений, навыков и знаний осуществляется на контрольных занятиях, а также в процессе участие обучающихся в соревнованиях разного уровня, профильных конференциях и семинарах, внутренних соревнованиях. Текущий контроль усвоения теоретического материала осуществляется с помощью опроса (зачета) по отдельным темам (разделам). Основным результатом обучения является творческая работа – создание и программирование робототехнического устройства собственной конструкции. Аттестация по итогам освоения программы проводится в форме итогового зачета по разделам программы и защиты творческого проекта 16 Формой итогового контроля также может являться результативное участие обучающегося в конкурсных мероприятиях муниципального, городского и более высокого уровней. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для оценивания результатов текущей и промежуточной диагностики используется уровневая система: низкий, средний и высокий уровень. В начале учебного года проводиться собеседование, с целью выявления начальных умений и навыков, мотивации поступления в объединение. Во время всего периода обучения применяются тесты на развитие памяти, мышления, воображения. Оценочный лист заполняется педагогом в конце учебного года по результатам наблюдений, тестирования и выполнения практических заданий. Оценочный лист по итогам обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Робототехника» Критерии оценки Низкий уровень Средний Высокий уровень уровень Знают правила безопасной работы; основные компоненты конструкторов LEGO; конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; Умеют работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию); самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания); создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу. 17 Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся Уровни освоения программы Параметры оценивания Высокий Средний Низкий Программирование типовых роботов с помощью «внутреннего» языка программирования. Обучающийся свободно ориентируется в программном обеспечении. Хорошо владеет навыками составления программ. Последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы. Обучающийся пытается самостоятельно собрать робота, прибегает к помощи педагога. Обучающийся знает основные элементы программного обеспечения. Удовлетворительно владеет навыками составления программ, но не укладывается в заданные временные сроки. Обучающийся испытывает затруднения в нахождении требуемых команд. С трудом демонстрирует навыки составления программ. Не укладывается в заданные временные рамки 7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Основы Робототехники» в стационарном, типовом, освещенном и проветриваемом учебном кабинете, который отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм, правилам техники безопасности, установленных для помещений, где работают учащиеся, оснащенном типовыми столами и стульями с учетом физиологических особенностей обучающихся. Материалы и инструменты Конструкторы LEGO Education Mindstorms EV3, компьютеры, проектор, экран. При обучении по программе используются следующие технологии: группового обучения, проектного обучения, здоровьесберегающие, технология дистанционного обучения. 18 Групповые технологии – обучение проходит в разновозрастных группах, объединяющих старших и младших общим делом. Технология проектного обучения - ребята учатся создавать проекты по решению доступных им проблем и умело защищать их перед другими. Поощряется смелость в поисках новых форм, проявление фантазии, воображения. Технология дистанционного обучения - это способ обучения на расстоянии. Она позволяет решать задачи формирования информационнокоммуникационной культуры учащихся. Её особенность в том, что у детей есть возможность получать знания самостоятельно. Благодаря современным информационным технологиям, учащиеся и педагог могут использовать различные информационные ресурсы. Данные технологии применяются в случае болезни учащегося или для учащихся при консультировании по отдельным вопросам в соответствии с содержанием программы, а также при неблагоприятной социальной обстановке в образовательной организации, районе, стране по распоряжению вышестоящих органов управления образования. Педагог обеспечивает регулярную дистанционную связь с учащимися и родителями (законными представителями) для информирования о ходе реализации программы с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля. Для родителей (законных представителей) учащихся разрабатываются инструкции/памятки о реализации программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с указанием: - адресов электронных ресурсов, с помощью которых организовано обучение; - логин и пароль электронной образовательной платформы (при необходимости); - режим и расписание дистанционных занятий; 19 - формы контроля освоения программы; - средства оперативной связи с педагогом. Образовательная деятельность организовывается в соответствии с расписанием, Занятие с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения включают: - разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием; - online-занятие, оnline-консультация; - фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов; - инструкции по выполнению практических заданий; - дидактические материалы/ технологические карты; - контрольные задания. Структура занятия с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения содержит основные компоненты, что и занятие в очной форме. При проведении занятия с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, перед учащимися обозначаются правила работы и взаимодействия. В процессе занятия педагогу необходимо четко давать инструкции выполнения заданий. Для проведения занятий используются следующие способы: - проведение занятий в режиме онлайн; - размещение презентаций и текстовых документов в сети Интернет; - проведение практических занятий: видеозапись мастер-класса педагога, видеозапись выполненной работы учащимися. Оn-line консультации проводятся педагогом с помощью электронной почты. Здоровьесберегающие технологии. Важное значение в проведении занятий имеет организация динамических пауз. Введение этих упражнений в процесс занятия обеспечивает своевременное снятие физической усталости и оживление работоспособности детей. Количество таких пауз (физкультминутки) в течение занятия зависит от возраста детей, от сложности изучаемого материала, от состояния работоспособности. Занятия строятся с 20 учетом индивидуальных и возрастных особенностей, степени подготовленности, имеющихся знаний и навыков. Учебное занятие - основной элемент образовательного процесса, который проходи в комбинированной форме в двух частях: теоретической и практической. Теоретическая часть проходит в виде лекций, где объясняется новый материал, практическая часть – закрепление пройденного материала посредством выполнения практических заданий по разделам и темам программы. На занятиях используется индивидуальный подход к каждому обучающемуся, особенно при выполнении итоговой практической работы. В процессе выполнения практических работ происходит обсуждение способов решения поставленной задачи, выбора инструментов. Комбинированная форма занятий обеспечивает смену видов деятельности и перерывы Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции: электронные учебники; экранные видео лекции, Screencast (экранное видео - записываются скриншоты (статические кадры экрана) в динамике); видео ролики; информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе; мультимедийные интерактивные домашние работы, выдаваемые обучающимся на каждом занятии; По результатам работ всей группы будет создаваться мультимедийное интерактивное издание, которое можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся. 21 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Компьютерный класс – на момент программирования робототехнических средств, программирования контроллеров конструкторов, настройки самих конструкторов, отладки программ, проверка совместной работоспособности программного продукта и модулей конструкторов LEGO. 2. Наборы конструкторов: LEGO Mindstorms EV3 Education – 2 шт.; программный продукт – по количеству компьютеров в классе; зарядное устройство для конструктора – 2 шт.; ящик для хранения конструкторов (по объёму). в работе за компьютером. 9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагогов 1. Добриборш Д.Э., Чепинский С.А., Артѐмов К.А. Основы робототехники на Lego® Mindstorms® EV3. Учебное пособие. – М.: Лань, 2019. – 108 с. Иванов А.А. Основы робототехники. Учебное пособие. - М: ИНФРА-М, 2019. – 223 с. 2. Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 120с.: ил 3. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286с.: ил. 4. 2. Корягин А.В. Образовательная робототехника Lego Wedo. Сборник методических рекомендаций и практикумов. - М.: «ДМК-Пресс», 2016. – 254 с. 5. Огановская Е.Ю., Князева И.В., Гайсина С.В. Робототехника, 3Dмоделирование и прототипирование в дополнительном образовании. – М.: Каро, 2017. – 208 с. 6. Тарапата В.В., Самылкина Н.Н. Робототехника в школе. Методика, программы, проекты. – М.: Лаборотория знаний, 2017. – 109 с. 22 7. Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 176 с. 8. Юревич Е.И. Основы робототехники. Учебное пособие. – М.: BHV, 2018. – 304 с. Для учащихся 1. Белиовская Л., Белиовский Н. Использование Лего–роботов в инженерных проектах школьников. - М.: «ДМК Пресс», 2016. – 88 с. 2. Винницкий Ю.А. Игровая робототехника для юных программистов и конструкторов. - М.: ВНV, 2019. – 240 с. 3. Русин Г.С., Иркова Ю.А., Дубовик Е.В. Привет, робот! Моя первая книга по робототехнике. – М.: Наука и Техника, 2018. – 304 с. Ресурсы сети Интернет: 1. www.int-edu.ru 2. http://strf.ru/material.aspx?d_no=40548&CatalogId=221&print=1 3. http://masters.donntu.edu.ua/2010/iem/bulavka/library/translate.htm 4. http://www.nauka.vsei.ru/index.php?pag=04201008 5. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=7&showe ntry=1948 6. http://legomet.blogspot.com 7. http://www.memoid.ru/node/Istoriya_detskogo_konstruktora_Lego 8. http://legomindstorms.ru/2011/01/09/creation-history/#more-5 9. http://www.school.edu.ru/int 10. http://robosport.ru 11. http://myrobot.ru/stepbystep/ 12. http://www.robotis.com/xe/bioloid_en 13. http://www.prorobot.ru/lego/dvijenie_po_spiraly.php 14. http://technic.lego.com/en-us/BuildingInstructions/9398%20Group.aspx 15. http://www.nxtprograms.com/robot_arm/steps.html 16. http://www.mos-cons.ru/mod/forum/discuss.php?d=472 17. http://www.isogawastudio.co.jp/legostudio/modelgallery_a.html 23 18. http://sd2cx1.webring.org/l/rd?ring=robotics;id=2;url=http%3A%2F%2F www%2Eandyworld%2Einfo%2Flegolab%2F 19. http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=284&id=1080 20. http://pacpac.ru/auxpage_activity_booklets/ 24