Муниципальное автономное общеобразовательноеучреждение средняя общеобразовательная школа №16 Утверждено: Рассмотрено: на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2023 г. Директор МАОУСОШ № 16 О.В. Кнор Приказ № 237-д от 31.08.2023 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 311E919677FB891BAC672F354CE3E668 Владелец: Кнор Ольга Владимировна Действителен: с 27.09.2022 до 21.12.2023 Дополнительная общеразвивающая программа «ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ДВИЖЕНИЯ» Социально-педагогическая направленность Срок освоения: 1 год Составитель: Сюткин А.В.., учитель начальных классов МАОУ СОШ № 16 г. Карпинск, 2023 Содержание Пояснительная записка 3 I.Учебно-тематический план (1 модуль) 8 II. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Юные инспектора движения» (1 год обучения) 9 III. Учебно-тематический план (2 модуль) 11 IV. Содержание дополнительной общеразвивающей программы Юные инспектора движения» (2 год обучения) 12 V.Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Юные инспектора движения» 14 VI. Материально-техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Юные инспекторы движения» 17 VII. Список литературы 18 2 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юные инспектора движения» составлена и разработана в соответствии с требованиями: Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО (с дополнениями и изменениями (приказ от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03. 2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общго и среднего образования; Приказа Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295; Концепции развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г.№1726-р). Приказа Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для 3 человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21). А также в соответствии со следующими законами и нормативными документами, регламентирующими деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (с изменениями на 28 ноября 2015 года) (редакция, действующая с 15 января 2016 года). Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.1999 г. Правила дорожного движения РФ (Настоящие правила утверждены постановлением Совета Министров - Правительства РФ № 1423 от 23.10.1993 со всеми изменениями до 1 июля 2015 года включительно (Постановление Правительства РФ № 907). Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации. Дополнительная общеобразовательная программа предназначена для общеобразовательных учреждений (в соответствии с Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"). Сфера дополнительного образования играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию. Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспекторы движения) существует уже более 35 лет, это направление актуально и востребовано и сейчас для детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельности и результативных характеристиках, способно реализовать спектр творческих возможностей и эмоциональных потребностей ребенка. В ходе работы по программе реализуется целый ряд, обучающих, развивающих и воспитательных задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать 4 в команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция, ответственность. Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах растет. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с детства учить его правилам поведения в этом мире. В свете складывающейся ситуации становится все более очевидным, что систему деятельности по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развивать и совершенствовать. Чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Этой необходимостью и объясняется актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Юные инспекторы дорожного движения». Новизна программы в том, что образовательный процесс в ходе реализации системы работы отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) дополнен другими дисциплинами, способствующими личностному развитию ребенка, развитию его творческих способностей, что, в свою очередь, позволяет повышать общую культуру подрастающего поколения, культуру его поведения на дорогах, формировать крепкую базу для становления ребенка как грамотного участника дорожного движения. Цели программы обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; создание условий для развития гражданственности школьников, воспитания культуры поведения на улицах и дорогах, привлечения детей к организации пропаганды изучения и выполнения правил дорожного движения. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных художественно- эстетическом развитии; потребностей учащихся в 5 обеспечение духовно-нравственного воспитание учащихся; выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития; формирование общей культуры учащихся; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе. По форме проведения занятий программа предполагает индивидуальную и групповую работу, проведение массовых мероприятий. В отряде активно используется система чередующихся творческих поручений: такая форма самореализации членов отряда помогает определить и более предметно развивать творческие способности ребенка, что, в свою очередь, будет способствовать и развитию его поведенческой культуры на дороге. Для полноценной реализации данного направления образовательного процесса в программе предусмотрено использование таких форм занятий, как тренинги, агитбригады, театрализованные представления, КВН, встречи за круглым столом с представителями ГИБДД, конкурсы, викторины, игры. Направленность образовательной программы социальнопедагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Категория слушателей, для которых предназначена программа Данная программа рассчитана на обучение детей 9-12 лет, поскольку именно в этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка. Дети могут осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки, связанные с деятельностью юных инспекторов движения, в том числе и технические. Организационно-педагогические условия реализации программы: Проводится набор как вначале, так и во время обучения, благодаря гибкой системе занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Это теоретические и практические занятия. На занятиях обучающиеся проходят теоретический материал и закрепляют свои знания на практике. Количество обучающихся в группе 1 года-15 человек, в группе 2 года -15 человек. 6 Формы проведения занятий: Программа предполагает групповые занятия, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний правил дорожного движения и профилактике детского дорожно - транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий: • тематические занятия; • игровые тренинги; • разбор дорожных ситуаций на настольных играх; • экскурсии; • конкурсы, соревнования, КВН, викторины; • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения; • выпуск стенгазет; • разработка проектов по правилам дорожного движения; • встреча с работниками ГИБДД; • просмотр видеофильмов. Основные формы деятельности объединения по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы. В работе объединения участвуют обучающиеся 5-7 классов. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения правил дорожного движения во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования. Основные методы, используемые для реализации программы «Юный инспектор движения»: В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности. Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики обучающихся в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. 7 Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности: - Создание уголка безопасности дорожного движения; - Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах; - Встречи и беседы с инспектором ГИБДД; - Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике; - Проведение практических занятий по вождению велосипеда; - Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности; - Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе. Материально- техническое обеспечение программы: • Светлое и просторное помещение • Большие столы (5 штук) • Компьютер • Мультимедийный проектор • Тёмные шторы • Магнитная доска, набор магнитов • Фотоаппарат Объем и сроки освоения программы Программа рассчитана на 2 года и содержит 34 часа (1 час в неделю; 34 часа в год, всего 68 часов). Количество обучающихся в группе – 10 - 15 человек. I. Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы «Юные инспектора движения» 1 модуль 1 год обучения № п/п Наименование темы Кол-во часов Теория Практика 1. Введение 1 1 0 2. Изучение правил дорожного движения 2.1. Основные понятия и термины, используемые в 9 6 15 правилах 2.2. Обязанности пешеходов, пассажиров. 1 1 2 Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками. 2.3. Дорожные знаки, разметка. 2 2 4 8 2.4. 2.5. 2.6. 3. Расположение транспортных средств на проезжей части. Скорость движения. Правила движения для велосипедистов. Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях и ожогах. Итого: 2 0 2 2 4 4 1 1 2 1 3 2 34 17 17 Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Юные инспектора движения» 1 год обучения 1. Введение Знакомство с объединением ЮИД, планом работы. Детский дорожнотранспортный травматизм. Причины дорожно-транспортного травматизма. Ответственность пешеходов и велосипедистов за нарушение правил дорожного движения. 2. Изучение правил дорожного движения 2.1. Основные понятия и термины, используемые в правилах. Теория: Краткая история создания правил дорожного движения. Понятия и термины: автомагистраль, велосипед, водитель, главная дорога, дорога, дорожнотранспортное происшествие, железнодорожный переезд, пешеход, пешеходный переход, полоса движения, полоса движения, маршрутное транспортное средство, обгон, перекресток, проезжая часть, регулировщик, участник дорожного движения и т. д. Практика: конкурс кроссвордов и рисунков. 2.2. Обязанности пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками. Теория: Движение пешеходов по краю проезжей части, движение организованных пеших колонн по проезжей части, пересечение проезжей части на регулируемых и нерегулируемых пешеходных перекрестках. Выходы пешеходов на проезжую часть, движение через проезжую часть. Обязанности и правила поведения пассажиров при поездке на транспортном средстве. Формы регулирования движения. Светофоры и их типы, значение сигналов светофора. Сигналы регулировщика. Положение корпуса и жесты регулировщика, и их значение. II. 9 Практика: изготовление макетов перекрестков с действующими светофорами, игры и эстафеты регулировщиков движения. 2.3. Дорожные знаки, разметка. Теория: Назначение дорожных знаков. Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, указательные, знаки сервиса. Дополнительные средства информации. Информационно-указательные и знаки дополнительной информации (таблички). Виды разметок, классификация дорог. Элементы дорог. Элементы улиц: проезжая часть, тротуары. Улицы главные и второстепенные. Виды перекрестков. Площадь, ее признаки. Назначение линий безопасности. Надписи на проезжей части. Начертание линий безопасности. Практика: Изготовление дорожных знаков, конкурсы, викторины. 2.4. Расположение транспортных средств на проезжей части. Теория: Движение транспортного средства по полосам или полосе движения, на дороге сдвухсторонним движением, вне и в населенных пунктах. Движение транспортного средства со скоростью 40км/ч, по трамвайным путям, приреверсивном движении. Движение по обочинам и тротуарам, правила соблюдения дистанции. Практика: изготовление макетов различных видов транспорта, моделирование при помощи макетов дорожных ситуаций. 2.5. Скорость движения. Теория: Характеристика правил скорости движения. Основные правила скорости движения: скорость движения в населенных пунктах и вне населенных пунктов.Предельно разрешенная скорость движения транспортного средства. Практика: изготовление учебного лото. 2.6. Правила движения для велосипедистов. Теория: Виды велосипедов, управление велосипедом, правила движения велосипедов на дороге. Движение на подъемах и спусках, торможение на спусках. Движение на нерегулируемом пересечении дорог. Практика: Езда на велосипеде по дорожным знакам, создание уличной ситуации на площадке. Езда на велосипеде по специально размеченной трассе с выполнением специальных заданий (проезд по доске, колее, узкой дороге, тропинке, в габаритные ворота. 3. Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах. Теория: Понятие о ране. Виды ран. Кровотечение наружное и внутреннее, их 10 характеристики. Принятие мер по предупреждению заражения раны, понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке. Остановка кровотечения. Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. Понятие об ожогах, виды и степени ожогов. Правила оказания первой помощи после термического ожога, обморожении, солнечном и тепловом ударах. Практика: Выполнение рисунков с обозначением мест, где следует прижать артерии для временной остановки артериальной крови. Накладывание давящей повязки, жгута. III. Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы «Юные инспектора движения» 2 год обучения 2 модуль № п/п 1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 3. 4. Наименование темы Введение Кол-вочасов Теория Практика 1 0 1 1 1 2 1 2 2 0 5 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 0 15 2 19 1 Изучение правил дорожного движения Основные причины дорожно- транспортного 2 травматизма с детьми Пешеходы на дороге 3 Сигналы светофора и регулировщика 2 Дорожные знаки, разметки 6 Требования к движению велосипедов и 4 мопедов Скоростной режим 4 Обгон, остановка, стоянка транспортных 4 средств Проезд перекрестков 2 Движение через железнодорожные пути 2 Первая помощь при травмах и несчастных 2 случаях Фигурное вождение велосипеда 2 Итого: 34 11 Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Юные инспектора движения» 2 год обучения 1. Введение Ознакомление обучающихся с планом работы объединения в учебном году. Задачи на новый учебный год. 2. Изучение правил дорожного движения 2.1. Основные причины дорожно-транспортного травматизма с детьми. Теория: Дорожно-транспортный травматизм. Основные причины происшествий с детьми. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия. 2.2. Пешеходы на дороге. Теория: Пешеходы на дороге. Обязанности пешеходов. Правила перехода через железнодорожные пути, дороги с односторонним и двухсторонним движением. Правила движения по загородной дороге. Пересечение дороги за городом. Правила для пассажиров. Обязанности пассажиров перед посадкой, во время движения и при высадке. Практика: отработка умений правильного поведения пешеходов на дороге, викторина. 2.3. Сигналы светофора и регулировщика. Практика: отработка умений ориентироваться по знакам светофора и командам регулировщика. 2.4. Дорожные знаки, разметки. Теория: Дорожная разметка, ее значение для регулировки движения транспортных средстви пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметка. Практика: моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешениедорожных ситуаций. 2.5. Требования к движению велосипедов и мопедов. Теория: Требования к движению велосипедов. Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Места для движения на велосипедах. Движение в городских условиях и по дороге. Дорожно-транспортные происшествия и меры их предупреждения. Практика: Фигурное вождение велосипеда. 2.6. Скоростной режим. VI. 12 Теория: Расположение транспортных средств на проезжей части. Порядок движения транспортных средств по участкам трехполосной дороги. Перестроение транспортных средств. Движение транспортных средств. Скорость движения. Резкое торможение, внезапное маневрирование – причина столкновения транспортных средств. Практика: изготовление макетов, плакатов. 2.7. Обгон, остановка, стоянка транспортных средств. Теория: Обгон, встречный разъезд. Условия, при которых разрешается обгон. Путьобгона. Обгон с выездом на полосу встречного движения. Остановка и стоянка. Порядок постановки транспортных средств. Стоянка с целью длительного отдыха. Запрет на остановку транспортных средств. Практика: моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешение дорожных ситуаций. 2.8. Проезд перекрестков. Теория: Проезд перекрестков. Приоритет пешеходов и велосипедистов по отношению к поворачивающим транспортным средствам. Недостаточная пропускная способность участка дороги (затор). Проезд перекрестка при желтом мигающем светофоре. Регулируемые перекрестки. Левый поворот. Движение в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом. Нерегулируемый перекресток. Движение при наличии знаков приоритета. Главная дорога меняет направление. Порядок разъезда безрельсовых транспортных средств на перекрестке равнозначных дорог. Практика: изготовление наглядной агитации (плакатов). 2.9. Движение через железнодорожные пути. Теория: Движение через железнодорожный переезд по железной дороге в соответствии с требованиями дорожных знаков, светофора, разметки, положения шлагбаума и указаниями дежурного. Запреты на выезд на переезд. Действия при вынужденной остановке на переезде. Практика: изготовление макетов, моделирование дорожной ситуации. 3. Оказание первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях. Переломы Теория: Общее понятие признаки. Открытые и закрытые переломы. Переломы костей конечностей, ребер, костей таза, позвоночника, черепа. 13 Обнаружение переломов и основные правила оказания первой медицинской помощи. Виды транспортных шин. Практика: накладывание повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, спиральная повязка на палец руки, на палец стопы, восьмиобразная повязка на голеностопный сустав, косыночная повязка на предплечье и плечо, шапочка Гиппократа. Наложение шин на верхние и нижние конечности. Травматический шок. Теория: Понятие о травматическом шоке, фазы его течения. Основные признаки и степени его тяжести. Профилактические мероприятия для предупреждения шока. Практика: оказание первой медицинской помощи. Правила наложения стерильных повязок. Теория: Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок. Правила наложения стерильных повязок на голову, грудь. Практика: Наложение повязок на палец, плечевой, локтевой, голеностопный суставы, голень, стопу. V. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающейпрограммы «Юные инспектора движения» Личностными результатами являются: o формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; o формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; o овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; o развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; o развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить 14 выходы из спорных ситуаций; o формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; o формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; o формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: o планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; o осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; o адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, сверстников, родителейи других людей; o различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: o проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; o самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в концедействия. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: o осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; o строить сообщения в устной и письменной форме; o проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным 15 критериям; o устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; o строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,свойствах и связях Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: o допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; o учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; o уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачейкоммуникации для выражения своих чувств, мысли и потребностей; o договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в томчисле в ситуации столкновения интересов; o строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает ивидит, а что нет; o задавать вопросы; o адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. 4. Оценочные материалы Критерии оценки результатов обучения по программе рассматриваются по двум направлениям: «внешний результат» - проявляется в качестве участия детей в проведении профилактической работы, выступлениях агитбригад, участия в конкурсах, акциях, фестивалях; «внутренний результат» - отражается в положительной динамике личностного роста обучающихся: развитии самостоятельности и ответственности, умении применять полученные знания в практической деятельности, формировании гражданского самосознания. Диагностика образовательных результатов, обучающихся производится на основе комплексного психолого-педагогического мониторинга. Один раз в полгода оценивается развитие мотивации личности к познанию и творчеству. На основе наблюдений определяется уровень мотивации обучающегося (низкий, средний, высокий). Главными критериями оценки в 16 данном случае является уровень творческой активности ребенка: количество творческих материалов, выполненных им самостоятельно на основе изученного материала, а также качество выполненных работ (соответствие тем требованиям, которые заложены в теоретической части образовательной программы) как по заданию педагога, так и по собственной инициативе. По итогам учебного года оценивается приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности. Оценивается уровень сформированности ключевых компетентностей: - коммуникативной; - информационной; - компетентность решения проблем. Отслеживание результатов образовательного процесса проводится с помощью различных форм: наблюдение, разбор ситуаций, тестирование, анкетирование, сравнительный анализ уровня воспитанности, проведение итоговых аттестационных занятий по основным темам программы. Целью итоговых занятий является выявление уровня знаний, умений и навыков, и их соответствия прогнозируемым результатам программы. VI. Материально-техническое обеспечение программы Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, в котором имеется: уголок безопасности дорожного движения; изображения знаков дорожного движения; кроссворды, тестовые и иные задания по правилам дорожного движения и иным изучаемым в ходе реализации образовательной программы темам; наглядные, мультимедийные, игровые пособия практическихзанятий иллюстрации теоретического материала; для проведения тесты по Правилам дорожного движения; наборы плакатов; компьютерное учебно-методическое пособие «Безопасность на улицах и дорогах»; мультимедийные игры; 17 настольные игры. Техническое оснащение: фотоаппарат, музыкальный центр, компьютер, принтер, мультимедийная установка. VII. Список литературы 1. Список литературы в адрес педагога 2. Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с. 3. Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с последними изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с. 4. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. Ростов н/д, 2011г. 5. Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих 2013 (со всеми последними изменениями)/А.А. Громаковский. - М.: Эксмо,2016. 208с. 6. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014г. 7. Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г. 8. Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля. Пособие для учителя и учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости. Подмосковье, 2011г. 9. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012г. 10.Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012г. 11. Методические рекомендации по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма. - Вологда, 2011г. 12. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012г. 13. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Методические материалы. - Вологда, 2012г. 14. Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения/Е.А. РомановаМ.: ТЦ Сфера, 2013-64с. 15. У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011г. 16. Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2011г. 17. Финкель А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 18 2016.)/А.Е. Фикель.- М.:Эксмо,2016.-104с. 18. Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва,2011г. 19.Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2012г. 19