Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 Рассмотрено: на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2023 г. Утверждено: Директор МАОУСОШ № 16 О.В. Кнор Приказ № 237-д от 31.08.2023 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 311E919677FB891BAC672F354CE3E668 Владелец: Кнор Ольга Владимировна Действителен: с 27.09.2022 до 21.12.2023 Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» Физкультурно-спортивная направленность Рассчитана на возраст 7-11 лет Срок освоения – 1 год Составитель: Козина Е.Д., педагог дополнительного образования МАОУ СОШ № 16 г. Карпинск, 2023 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Цель и задачи программы «Общая физическая подготовка» 3 3. Содержание программы «Общая физическая подготовка» 6 4. Планируемые результаты 8 5. Организационно-педагогические условия реализациипрограммы 9 6. Список литературы 6 12 2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общая физическая подготовка» предназначена для обучения основам физической подготовки, направлена на всестороннее развитие личности, широкое овладение физической культурой с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; приобретение инструкторских навыков и умений самостоятельно заниматься физической культурой; формирование моральных и волевых качеств. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Общая физическая подготовка (далее – «ОФП») составлена и разработана в соответствии с требованиями: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении сан.правил СП 2.4.3648-20 5. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая 3 разноуровневые программы)»; 11.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13.Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования до 2035 года» Актуальность и особенность Программы Программа разработана с учётом интересов обучающихся (в зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Для занятий объединения дополнительного образования «Общая физическая подготовка» (далее ОФП) используются спортивные сооружения: стадион для занятий лёгкой атлетикой, футбольное поле, зал для игры в баскетбол, волейбол, занятий гимнастикой, лыжная база. Кроме этого, есть в наличии подсобные помещения: раздевалки, комната для хранения инвентаря. Начальное изучение проводится при записи на Программу, во время беседы с ребёнком; в процессе медицинского осмотра и беседы с врачом (по каждому обучающемуся); в процессе педагогических наблюдений на первых занятиях; по результатам контрольных упражнений. Педагог дополнительного образования должен систематически оценивать реакцию обучающихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием воспитанников, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение, а также обязан сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиене, режиму дня и питанию юного спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья. Для каждой возрастной группы занимающихся по Программе предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика. При подборе средств и методов практических занятий тренерпреподаватель секции должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из 4 разных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, подвижные игры) Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия. Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала. Реализация Программы способствует комплексному решению задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детского организма: улучшению функционального состояния организма; повышению физической и умственной работоспособности; снижению заболеваемости. Возраст обучающихся Адресатом дополнительной общеразвивающей программы «Общая физическая подготовка» является возрастная категория обучающихся 7-11 лет. Механизм и срок реализации Программы Срок реализации Программы – 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 68 часов. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Набор на обучение по Программе производится по заявлению обучающихся. Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительность - 1 час, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с учебнотематическим планированием, а также с учетом организационных и заключительных моментов занятия. Занятия проводятся в разновозрастной группе по 15 человек в каждой. Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Формы организации обучения Ведущей формой организации обучения является групповая. Основными формами организации учебно-тренировочной работы в подготовке учащихся являются теоретические, практические занятия, тренировочные игры на счёт, соревнования, профилактические и оздоровительные мероприятия. Теоретические занятия проводятся в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, просмотров соревнований и изучения учебных кино- и видеозаписей. Практические занятия включают в себя общую и специальную физическую и техническую подготовку. 5 2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности, укрепление здоровья, воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной, игровой и соревновательной деятельности. В рамках реализации этих целей программа ориентируется на решение задач: развитие физических качеств и способностей, укрепление индивидуального здоровья; овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями; воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью. 3. Содержание программы «Общая физическая подготовка» Учебный (тематический) план № п/п Наименование разделов 2. Физическая культура и спорт в РФ Гимнастика 3. 1. Общее количество часов 4 В том числе Теория Практика тестирование 4 15 2 13 Лёгкая атлетика 15 2 13 4. Подвижные игры 20 2 18 5. Лыжная подготовка 10 4 6 6. Контрольные испытания, соревнования Всего: 4 0 4 68 14 Формы контроля тренировочные занятия выполнение контрольных нормативов участие в соревнованиях, контрольных играх выполнение контрольных нормативов, эстафета учебные игры 54 6 Содержание учебного (тематического) плана 1. Физическая культура и спорт в РФ Физическая культура и спорт - средство всестороннего развития личности. Возникновение и история физической культуры. Основные принципы системы физического воспитания. Принцип всестороннего развития личности. 2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль Гигиена одежды и обуви, предупреждение травм. Врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Режим питания и питьевой режим. Личная гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Правила закаливания. Медицинский осмотр. Врачебный контроль и самоконтроль во время занятий физической культурой и спортом. Гигиена, профилактика простудных заболеваний. Правила и приёмы закаливания. Вред курения и употребления алкоголя. Правила оказания первой помощи при спортивных травмах. 3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь Правила соревнований по бегу, прыжкам, метанию и подвижным играм. Правила соревнований по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм. Двигательный режим школьников - подростков. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) и физических упражнений. Места занятий, оборудование, инвентарь. 4. Гимнастика Теория. Техника безопасности. Гимнастические снаряды. Способы страховки. Практика. Строевые упражнения. Построения и перестроения: из одной шеренги в две и обратно; из колонны по одному в колонну по два, по три. Смыкание строя. Строевые, общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, с партнером, на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Переворот в сторону. Стойка на руках с помощью. Гимнастические упражнения на снарядах. Строевые, общеразвивающие упражнения, преодоление полосы препятствий, гимнастические упражнения на снарядах: девочки - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке; мальчики - подтягивание. Прыжок в упор, присев на козла; соскок с поворотом налево (направо). Прыжок ноги врозь через козла с поворотом на 90 градусов. 5. Лёгкая атлетика Теория. Основные фазы ходьбы и бега. Техника бега. Прыжковая техника. Техника метания. 7 Практика. Медленный бег. Кросс 1000 - 1500 м. Бег на короткие дистанции до 60 м. Бег на короткие дистанции до 100 м. Низкий старт. Финиширование. Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжки в высоту способом «перекидной». Прыжок в длину с разбега. Прыжки в высоту с разбега. Метание малого мяча с разбега. Метание гранаты в цель и на дальность. Преодоление полосы препятствий. 6. Подвижные игры Теория. Правила игры. Практика. «Тяни в круг», «Кто сильнее?», «Перетягивание каната», «Бег командами», «Встречная эстафета», «Мяч - среднему», «Мяч капитану», эстафета с ведением и броском мяча в корзину, эстафета с преодолением препятствий, «Перестрелка», «Пионербол», «Не давай мяча водящему», «Летучий мяч», «Борьба за мяч», «Лиса и собака», «Взятие высоты», «Прорыв», «Бегуны», «Пятнашки», «Салки с заслоном», «Эстафеты у стенки». 7. Лыжная подготовка Теория. Основы техники ходьбы на лыжах. Практика. Одновременный бесшажный ход. Одновременный одношажный ход. Одновременный двушажный ход. Спуск в низкой стойке (крутизна склона 4-6 градусов, длина 40-60м.). Торможение «плугом». Передвижение в быстром темпе на отрезке 4050м. Подъему по склону «полуелочкой», «полулесенкой». Повторное передвижение 150-200м. (2-3 раза.) Комбинированное торможение спусков. Поворот махом на месте. Повторное передвижение по кругу 150- 200 м. Лыжные эстафеты (по кругу 300-400 м). 8. Контрольные испытания, соревнования. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовке. 4. Планируемые результаты Метапредметными результатами изучения курса «Общая физическая подготовка являются: - обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления; - общение и взаимодействие со сверстниками; - занятия физическими упражнениями с учетом требований безопасности. Личностными результатами изучения курса «Общая физическая подготовка» являются: - проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; - проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в 8 достижении поставленных целей; - оказание помощи своим сверстникам и уважение к ним. Предметными результатами изучения курса «Общая физическая подготовка» являются: - организация отдыха и досуга средствами физической культуры; - бережное обращение с оборудованием и инвентарем. В результате освоения программного материала ученики должны: знать: - особенности и способы движений и передвижений человека; - терминологию разучиваемых упражнений; - основы личной гигиены; - причины травматизма на занятиях подвижными, спортивными играми, гимнастикой, и правила его предупреждения. уметь: - выполнять комплексы общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств; - осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных и спортивных играх; взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физкультурой на уроке и во внеурочных мероприятиях. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения самостоятельных занятий по развитию физических качеств, совершенствованию техники движений; - соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности. 5. Организационно-педагогические условия реализации программы Методическое обеспечение занятий Для развития специальных физических качеств (быстроты, игровая выносливость, скоростные, скоростно-силовые качества) применяется широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее важных мышц. На занятиях изучают различные элементы техники и тактики, исправляют ошибки, закрепляют знакомые двигательные действия, знакомятся с новыми техническими действиями. На занятиях многократно повторяются хорошо освоенные элементы техники и тактики, закрепляют их варианты в условиях различного объема и интенсивности их выполнения. В них осваивается новый учебный материал и закрепляется пройденный. Контрольные занятия проводятся с конкретной задачей проверки и оценки подготовленности. Методы обучения, применяемые при реализации программы: словесные: рассказ, беседа, объяснение; наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение; 9 аудио- и визуальные (сочетание словесных и наглядныхметодов); практические: упражнения; метод игры; методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры,создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха. Кадровое обеспечение: К реализации данной программы может приступить педагог, имеющий специальное педагогическое образование физкультурного профиля, желательно имеющий опыт работы с подростками и детьми в коррекционной школе. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Для реализации данной программы необходимо следующее техническое обеспечение: спортивный зал; стадион; оборудованная спортивная площадка на открытом воздухе с искусственнымпокрытием; мячи для футбола, волейбола, баскетбола, набивные мячи, мячи дляметания; гимнастические палки; спортивные гранаты; эстафетная палка; лыжи, лыжные ботинки, палки; секундомер; гимнастическая скамейка; таблицы «Техника передвижений игрока»; таблицы «Техника основных элементов игры в волейбол»; видео тренировочных занятий, спортивных соревнований. Формы подведения итогов реализации Программы В течение учебного года педагог проводит поэтапную диагностику успешности усвоения программного материала: 1 этап (стартовый) – проверка знаний и умений учащихся на начальном этапе освоения программы (входной контроль проводится на первом вводном занятии путем проведения собеседования, анкетирования или тестирования с последующим анализом результатов). Позволяет выявить уровень подготовленности и возможности обучающихся для занятия данным видом деятельности. 2 этап (текущий) - проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся. 10 3 этап (итоговый) – проводится в конце срока обучения по Программе и позволяет оценить уровень результативности усвоения Программы за год. Форма проведения: тестирование, сдача контрольных нормативов. Для реализации программы используются различные виды тестирования физической подготовленности и физического развития, тестирование специальной физической подготовленности, зачеты по усвоению знаний теоретических основ физической культуры и спорта, навыков здорового образа жизни. Виды контроля: тренировочные занятия; беседы, учебные игры; тестирование; эстафета; участие в соревнованиях, контрольных играх; выполнение контрольных нормативов по ОФП. Способы определения результативности реализации Программы 1. Опрос учащихся по пройденному материалу. 2. Наблюдение за учащимися во врем тренировочных игр и соревнований. 3. Тестирование общефизической, специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки. 4. Тестирование по теоретическому материалу. 5. Контроль соблюдения техники безопасности. 6. Привлечение обучающихся к судейству соревнований школьного уровня. 7. Контрольные игры с заданиями. 8. Выполнение отдельных упражнений с заданиями. 9. Контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований. 10. Результаты соревнований. 11. Встреча с обучающимися во внеурочное время и наблюдение за их досугом. 11 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 7. 1. Баршай, В. М. Гимнастика / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. - М.:КноРус, 2013. - 312 c. 2. Боген, М. М. Тактическая подготовка - основа многолетнего совершенствования. Учебное пособие / М.М. Боген. - М.: Физическая культура, 2014. -616 c. 3. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта / Я.С. Вайнбаум,В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: Академия, 2005. - 240 c. 4. Врублевский, Е. П. Легкая атлетика. Основы знаний в вопросах и ответах. Учебное пособие / Е.П. Врублевский. - М.: Спорт, 2016. 240 c. 5. Жилкин, А. И. Легкая атлетика / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. 6. Мастерман, Гай Стратегический менеджмент спортивных мероприятий: моногр. / Гай Мастерман. - М.: Национальное образование, 2015. - 512 c. 7. Прокофьева, В. Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта /В.Н. Прокофьева. - М.: Феникс, 2008. - 192 c. 8. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов и др.- М.: Издательскийцентр «Академия», 2004 9. Столбов, В. В. История физической культуры и спорта / В.В. Столбов, Л.А. Финогенова, Н.Ю. Мельникова. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 424 c. 10. Теория и методика спортивных игр. Учебник. - М.: Academia, 2014. - 464 c. 11. Федотова, Е. В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта / Е.В. Федотова. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 224 c 12. Физическая культура. Учебник / Н.В. Решетников и др. - М.: Academia, 2014. - 176 13. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие/ Е.С.Черник - М.: учебная литература, 1997. – 320с. 14. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста /З.М. Зарипова, И.М. Хамитов, 2003- 161с. 12 13