Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования «Общая физическая подготовка»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Рассмотрено:
на заседании Педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

Утверждено:
Директор МАОУСОШ № 16
О.В. Кнор
Приказ № 237-д
от 31.08.2023 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 311E919677FB891BAC672F354CE3E668
Владелец: Кнор Ольга Владимировна
Действителен: с 27.09.2022 до 21.12.2023

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Физкультурно-спортивная направленность
Рассчитана на возраст 7-11 лет
Срок освоения – 1 год

Составитель:
Козина Е.Д., педагог дополнительного
образования
МАОУ СОШ № 16

г. Карпинск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы «Общая физическая подготовка»

3

3. Содержание программы «Общая физическая подготовка»

6

4. Планируемые результаты

8

5. Организационно-педагогические условия реализациипрограммы

9

6. Список литературы

6

12

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Общая физическая подготовка» предназначена для обучения основам
физической подготовки, направлена на всестороннее развитие личности,
широкое овладение физической культурой с целью укрепления здоровья и
закаливания занимающихся; приобретение инструкторских навыков и
умений самостоятельно заниматься физической культурой; формирование
моральных и волевых качеств.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«Общая физическая подготовка (далее – «ОФП») составлена и
разработана в соответствии с требованиями:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до
2025
года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении сан.правил СП 2.4.3648-20
5. «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
3

разноуровневые программы)»;
11.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении
методических
рекомендаций»
(вместе
с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования до 2035 года»
Актуальность и особенность Программы
Программа разработана с учётом интересов обучающихся (в
зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей) к тем
видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Для занятий объединения дополнительного образования «Общая
физическая подготовка» (далее ОФП) используются спортивные сооружения:
стадион для занятий лёгкой атлетикой, футбольное поле, зал для игры в
баскетбол, волейбол, занятий гимнастикой, лыжная база. Кроме этого, есть в
наличии подсобные помещения: раздевалки, комната для хранения
инвентаря.
Начальное изучение проводится при записи на Программу, во время
беседы с ребёнком; в процессе медицинского осмотра и беседы с врачом (по
каждому обучающемуся); в процессе педагогических наблюдений на первых
занятиях; по результатам контрольных упражнений.
Педагог дополнительного образования должен систематически
оценивать реакцию обучающихся на предлагаемую нагрузку, следить за
самочувствием воспитанников, вовремя замечать признаки утомления и
предупреждать перенапряжение, а также обязан сформировать у
обучающихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной
одежде, обуви, гигиене, режиму дня и питанию юного спортсмена, по
технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.
Для каждой возрастной группы занимающихся по Программе
предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение
контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и
судейская практика.
При подборе средств и методов практических занятий тренерпреподаватель секции должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть
интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели
комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из
4

разных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры,
подвижные игры)
Упражнения
подбираются
в
соответствии
с
учебными,
воспитательными и оздоровительными целями занятия.
Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы
завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного
материала.
Реализация Программы способствует комплексному решению задач
сохранения и укрепления здоровья обучающихся с учетом возрастных и
индивидуальных
особенностей
детского
организма:
улучшению
функционального состояния организма; повышению физической и
умственной работоспособности; снижению заболеваемости.
Возраст обучающихся
Адресатом дополнительной общеразвивающей программы «Общая
физическая подготовка» является возрастная категория обучающихся 7-11
лет.
Механизм и срок реализации Программы
Срок реализации Программы – 1 год. Общее количество учебных
часов, запланированных на весь период обучения: 68 часов. Программа
предусматривает проведение теоретических и практических занятий,
выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Набор на обучение по Программе производится по заявлению
обучающихся.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительность - 1 час,
включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с учебнотематическим планированием, а также с учетом организационных и
заключительных моментов занятия. Занятия проводятся в разновозрастной
группе по 15 человек в каждой. Продолжительность одного академического
часа – 40 мин.
Формы организации обучения
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Основными формами организации учебно-тренировочной работы в
подготовке учащихся являются теоретические, практические занятия,
тренировочные игры на счёт, соревнования, профилактические и
оздоровительные мероприятия.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед, демонстрации
наглядных пособий, просмотров соревнований и изучения учебных кино- и
видеозаписей.
Практические занятия включают в себя общую и специальную
физическую и техническую подготовку.

5

2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы:
развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта
двигательной деятельности, укрепление здоровья, воспитание познавательной
активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями,
культуры общения в учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В рамках реализации этих целей программа ориентируется на решение задач:

развитие физических качеств и способностей, укрепление
индивидуального здоровья;

овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных
формах занятий физическими упражнениями;

воспитание бережного отношения к собственному здоровью,
потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью.
3. Содержание программы «Общая физическая подготовка»
Учебный (тематический) план
№
п/п

Наименование разделов

2.

Физическая культура и
спорт в РФ
Гимнастика

3.

1.

Общее
количество
часов
4

В том числе
Теория Практика

тестирование

4

15

2

13

Лёгкая атлетика

15

2

13

4.

Подвижные игры

20

2

18

5.

Лыжная подготовка

10

4

6

6.

Контрольные испытания,
соревнования
Всего:

4

0

4

68

14

Формы
контроля

тренировочные
занятия
выполнение
контрольных
нормативов
участие в
соревнованиях,
контрольных
играх
выполнение
контрольных
нормативов,
эстафета
учебные игры

54

6

Содержание учебного (тематического) плана
1.
Физическая культура и спорт в РФ
Физическая культура и спорт - средство всестороннего развития
личности. Возникновение и история физической культуры. Основные
принципы системы физического воспитания. Принцип всестороннего
развития личности.
2.
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль,
самоконтроль
Гигиена
одежды
и
обуви,
предупреждение травм.
Врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Режим
питания и питьевой режим. Личная гигиена, врачебный контроль,
самоконтроль, оказание первой помощи.
Правила закаливания. Медицинский осмотр. Врачебный контроль и
самоконтроль во время занятий физической культурой и спортом.
Гигиена, профилактика простудных заболеваний. Правила и приёмы
закаливания. Вред курения и употребления алкоголя. Правила оказания
первой помощи при спортивных травмах.
3.
Правила соревнований, места занятий, оборудование,
инвентарь
Правила соревнований по бегу, прыжкам, метанию и подвижным играм.
Правила соревнований по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм.
Двигательный режим школьников - подростков. Оздоровительное и
закаливающее влияние естественных факторов природы (солнце, воздух и
вода) и физических упражнений. Места занятий, оборудование, инвентарь.
4.
Гимнастика
Теория. Техника безопасности. Гимнастические снаряды. Способы
страховки.
Практика. Строевые упражнения. Построения и перестроения: из одной
шеренги в две и обратно; из колонны по одному в колонну по два, по три.
Смыкание строя.
Строевые, общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, с
партнером, на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения.
Переворот в сторону. Стойка на руках с помощью. Гимнастические
упражнения на снарядах.
Строевые, общеразвивающие упражнения, преодоление полосы
препятствий, гимнастические упражнения на снарядах: девочки - сгибание и
разгибание рук в упоре лежа на скамейке; мальчики - подтягивание. Прыжок в
упор, присев на козла; соскок с поворотом налево (направо). Прыжок ноги
врозь через козла с поворотом на 90 градусов.
5.
Лёгкая атлетика
Теория. Основные фазы ходьбы и бега. Техника бега. Прыжковая
техника. Техника метания.

7

Практика. Медленный бег. Кросс 1000 - 1500 м. Бег на короткие
дистанции до 60 м. Бег на короткие дистанции до 100 м. Низкий старт.
Финиширование.
Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжки в высоту
способом
«перекидной». Прыжок в длину с разбега. Прыжки в высоту с разбега.
Метание малого мяча с разбега. Метание гранаты в цель и на дальность.
Преодоление
полосы
препятствий.
6.
Подвижные игры Теория. Правила игры.
Практика. «Тяни в круг», «Кто сильнее?», «Перетягивание каната»,
«Бег командами», «Встречная эстафета», «Мяч - среднему», «Мяч капитану», эстафета с ведением и броском мяча в корзину, эстафета с
преодолением препятствий, «Перестрелка», «Пионербол», «Не давай мяча
водящему», «Летучий мяч», «Борьба за мяч», «Лиса и собака», «Взятие
высоты», «Прорыв», «Бегуны», «Пятнашки», «Салки с заслоном», «Эстафеты
у стенки».
7.
Лыжная подготовка
Теория. Основы техники ходьбы на лыжах.
Практика. Одновременный бесшажный
ход. Одновременный
одношажный ход. Одновременный двушажный ход.
Спуск в низкой стойке (крутизна склона 4-6 градусов, длина 40-60м.).
Торможение «плугом». Передвижение в быстром темпе на отрезке 4050м.
Подъему по
склону
«полуелочкой», «полулесенкой».
Повторное передвижение 150-200м. (2-3 раза.)
Комбинированное торможение спусков. Поворот махом
на месте.
Повторное передвижение по кругу 150- 200 м. Лыжные эстафеты (по
кругу 300-400 м).
8.
Контрольные испытания,
соревнования.
Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и
технической подготовке.
4. Планируемые результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Общая физическая
подготовка являются:
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их
исправления;
- общение и взаимодействие со сверстниками;
- занятия физическими упражнениями с учетом требований безопасности.
Личностными результатами изучения курса «Общая физическая
подготовка» являются:
- проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в
8

достижении поставлен­ных целей;
- оказание помощи своим сверстникам и уважение к ним.
Предметными результатами изучения курса «Общая физическая
подготовка» являются:
- организация отдыха и досуга средствами физической культуры;
- бережное обращение с оборудованием и инвентарем.
В результате освоения программного материала ученики должны:
знать:
- особенности и способы движений и передвижений человека;
- терминологию разучиваемых упражнений;
- основы личной гигиены;
- причины травматизма на занятиях подвижными, спортивными играми,
гимнастикой, и правила его предупреждения.
уметь:
- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений для развития
основных физических качеств;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных и
спортивных играх;
взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий
физкультурой на уроке и во внеурочных мероприятиях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по развитию физических
качеств, совершенствованию техники движений;
- соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и
коллективной двигательной деятельности.
5. Организационно-педагогические условия реализации
программы
Методическое обеспечение занятий
Для развития специальных физических качеств (быстроты, игровая
выносливость, скоростные, скоростно-силовые качества) применяется
широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее
важных мышц.
На занятиях изучают различные элементы техники и тактики,
исправляют ошибки, закрепляют знакомые двигательные действия,
знакомятся с новыми техническими действиями. На занятиях многократно
повторяются хорошо освоенные элементы техники и тактики, закрепляют
их варианты в условиях различного объема и интенсивности их
выполнения. В них осваивается новый учебный материал и закрепляется
пройденный. Контрольные занятия проводятся с конкретной задачей
проверки и оценки подготовленности.
Методы обучения, применяемые при реализации программы:

словесные: рассказ, беседа, объяснение;

наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение;
9



аудио- и визуальные (сочетание словесных и
наглядныхметодов);

практические: упражнения;

метод игры;

методы стимулирования интереса к учению:
познавательные игры,создание ситуации занимательности, создание
ситуации успеха.
Кадровое обеспечение:
К реализации данной программы может приступить педагог, имеющий
специальное педагогическое образование физкультурного профиля,
желательно имеющий опыт работы с подростками и детьми в коррекционной
школе.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации данной программы необходимо следующее техническое
обеспечение:
 спортивный зал;
 стадион;
 оборудованная спортивная площадка на открытом воздухе с
искусственнымпокрытием;
 мячи для футбола, волейбола, баскетбола, набивные мячи, мячи
дляметания;
 гимнастические палки;
 спортивные гранаты;
 эстафетная палка;
 лыжи, лыжные ботинки, палки;
 секундомер;
 гимнастическая скамейка;
 таблицы «Техника передвижений игрока»;
 таблицы «Техника основных элементов игры в волейбол»;
 видео тренировочных занятий, спортивных соревнований.
Формы подведения итогов реализации Программы
В течение учебного года педагог проводит поэтапную диагностику
успешности усвоения программного материала:
1 этап (стартовый) – проверка знаний и умений учащихся на начальном
этапе освоения программы (входной контроль проводится на первом вводном
занятии путем проведения собеседования, анкетирования или тестирования с
последующим анализом результатов). Позволяет выявить уровень
подготовленности и возможности обучающихся для занятия данным видом
деятельности.
2 этап (текущий) - проводится после прохождения каждой темы, чтобы
выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся.
10

3 этап (итоговый) – проводится в конце срока обучения по Программе и
позволяет оценить уровень результативности усвоения Программы за год.
Форма проведения: тестирование, сдача контрольных нормативов.
Для реализации программы используются различные виды
тестирования физической подготовленности и физического развития,
тестирование специальной физической подготовленности, зачеты по
усвоению знаний теоретических основ физической культуры и спорта,
навыков здорового образа жизни.
Виды контроля:

тренировочные занятия;

беседы, учебные игры;

тестирование;

эстафета;

участие в соревнованиях, контрольных играх;

выполнение контрольных нормативов по ОФП.
Способы определения результативности реализации Программы
1. Опрос учащихся по пройденному материалу.
2. Наблюдение за
учащимися
во врем тренировочных
игр и соревнований.
3. Тестирование общефизической, специальной физической,
технической, тактической и психологической подготовки.
4. Тестирование по теоретическому материалу.
5. Контроль соблюдения техники безопасности.
6. Привлечение обучающихся к судейству соревнований школьного уровня.
7. Контрольные игры с заданиями.
8. Выполнение отдельных упражнений с заданиями.
9. Контроль
выполнения установок
во время тренировок и
соревнований.
10. Результаты соревнований.
11. Встреча с обучающимися во внеурочное время и наблюдение за их досугом.

11

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
7.
1.
Баршай, В. М. Гимнастика / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б.
Павлов. - М.:КноРус, 2013. - 312 c.
2.
Боген, М. М. Тактическая подготовка - основа многолетнего
совершенствования. Учебное пособие / М.М. Боген. - М.: Физическая
культура, 2014. -616 c.
3.
Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта / Я.С.
Вайнбаум,В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: Академия, 2005. - 240 c.
4.
Врублевский, Е. П. Легкая атлетика. Основы знаний в вопросах
и ответах. Учебное пособие / Е.П. Врублевский. - М.: Спорт, 2016. 240 c.
5.
Жилкин, А. И. Легкая атлетика / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В.
Сидорчук.
6.
Мастерман, Гай Стратегический менеджмент спортивных
мероприятий: моногр. / Гай Мастерман. - М.: Национальное образование,
2015. - 512 c.
7.
Прокофьева, В. Н. Практикум по физиологии физического
воспитания и спорта /В.Н. Прокофьева. - М.: Феникс, 2008. - 192 c.
8.
Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: Учеб. для
студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов и др.- М.:
Издательскийцентр «Академия», 2004
9.
Столбов, В. В. История физической культуры и спорта / В.В.
Столбов, Л.А. Финогенова, Н.Ю. Мельникова. - М.: Физкультура и
спорт, 2001. - 424 c.
10.
Теория и методика спортивных игр. Учебник. - М.: Academia, 2014. - 464 c.
11.
Федотова, Е. В. Основы управления многолетней
подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах
спорта / Е.В. Федотова. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 224 c
12.
Физическая культура. Учебник / Н.В. Решетников и др. - М.: Academia,
2014. - 176
13.
Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное
пособие/ Е.С.Черник - М.: учебная литература, 1997. – 320с.
14.
Формирование основ здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста /З.М. Зарипова, И.М. Хамитов, 2003- 161с.

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».