Дополнительная общеразвивающая программа Палитра детских голосов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Рассмотрено и согласовано на заседании
педагогического совета.
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 16
О.В. Кнор
Приказ № 237-д
от 31.09.2023
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 311E919677FB891BAC672F354CE3E668
Владелец: Кнор Ольга Владимировна
Действителен: с 27.09.2022 до 21.12.2023

Дополнительная общеобразовательная программа
Рабочая программа
«Музыкальная студия «Палитра детских голосов»»
Художественная направленность
Срок освоения программы: 2 года

Составитель:
Кашкина О.Ю., учитель
начальных классов
МАОУ СОШ № 16

г. Карпинск, 2023

Содержание
1.

Пояснительная записка

2

2.

Учебно-тематический план дополнительной общеразивающей программы
«Музыкальная студия «Палитра детских голосов»

9

3.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы
«Музыкальная студия «Палитра детских голосов»

12

4.

Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы «Музыкальная студия «Палитра детских голосов»

13

5.

Оценочные материалы дополнительной общеразвивающей программы
Музыкальная студия «Палитра детских голосов»

16

6.

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей
программы «Музыкальная студия «Палитра детских голосов»

18

7.

Материально-техническое обеспечение дополнительной
общеразвивающей программы
«Музыкальная студия «Палитра детских голосов»

18

8.

Список литературы

19

1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Музыкальная студия
«Палитра детских голосов»» составлена и разработана в соответствии с
требованиями:
• Федеральный

государственный образовательный стандарт основного

общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки РФ от 31 мая 2021 г № 287;
• Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП
2.4.3648-20);
• Санитарные

правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее - СанПиН 1.2.3685- 21);
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. N 115

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам

образовательным программам начального общего, основного

общего

и

среднего общего образования";
• Проект

примерной

образовательной

программы

основного

общего

образования, примерные рабочие программы учебных предметов (одобрены
решением ФУМО, протокол от 27.09.2021 № 3/21);
• Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки,

Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования
РФ от 18 декабря 2019 г. N 1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной
службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения
Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования
Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов
2

национальных и международных исследований качества образования и иных
аналогичных

оценочных

мероприятий,

а

также

результатов

участия,

обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях" (с изменениями и
дополнениями);
• Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП
2.4.3648-20);
• Санитарные правила и

нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее - СанПиН 1.2.3685- 21);
Основная образовательная программа основного общего образования

•

/ООП ООО/ МАОУ СОШ №16.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок,
наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных
способностей, должен иметь возможность овладеть умениями и навыками
певческого

искусства,

научиться

голосом

передавать

внутреннее

эмоциональное состояние. Эту потребность удовлетворяет разработанная
программа дополнительного образования «Музыкальная студия «Палитра
детских голосов»», направленная на художественно-эстетическое и духовноенравственное развитие обучающихся.
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый
ребенок

развивается

соразмерно

своим

способностям,

интересам

и

потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетического
образования детей. На это и направлена внеурочная деятельность. Человек
наделён от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку
общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным
3

явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент,
таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития
музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном
общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно
реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки,
приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию
творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого
самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных
и современных песен с музыкальным сопровождением или без него. Занятия
пением является весьма действенным методом для развития певческих данных,
способствуют формированию эстетического вкуса. Дети осваивают основы
вокального

исполнительства,

развивают

художественный

вкус,

речь,

расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства, что способствует
их дальнейшему обучению и успешной социализации.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия
зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь
через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребёнок, наделенный
способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей,
мог овладеть умениями и навыками певческого искусства - научиться голосом
передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа
внеурочной деятельности детей «Музыкальная студия», направленная на
художественно

–

эстетическое

и

духовное

-

нравственное

развитие

обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы в том, что программа
обеспечивает

формирование

умений

певческой

деятельности

и

совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки,
звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации
деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса
4

(звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям;
слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством
своего вокального звучания).
Цели программы:


обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и

самореализацию;


приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного

искусства, формирование устойчивого интереса к пению, музыкально творческой деятельности, воспитание художественно – эстетического вкуса.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих
основных задач:



эстетические
привить любовь к музыкальному искусству, помочь в формировании

художественного вкуса;



развивающие:
развить музыкальные способности учащихся, певческий голос,

формирование правильной манеры пения, красивого естественного звучания,
расширение диапазона;


развивать музыкальный

слух

-

мелодический,

гармонический,

ритмический, динамический, темповой;



познавательные:
осуществление художественного познания мира, через собственную

созидательную деятельность;


максимально выявлять и развивать творческие возможности детей, их

артистизм и эмоциональность;


мотивационные:

 привить навыки общения в творческом коллективе.


способствовать

общекультурному

и

эстетическому

развитию

учащихся.

5

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной
деятельности:
 сольное и ансамблевое пение;
 слушание различных интерпретаций исполнения;
 пластическое интонирование;
 движения под музыку;
 элементы театрализации.
Формы реализации
Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с
групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Программа предполагает решение
образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Содержание программы включает в себя
занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и
воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного
занятия сочетаются разные виды деятельности:


вокально-хоровая работа;



занятия по музыкальной грамоте;



музыкально-ритмические упражнения;



дыхательная гимнастика.

В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо
вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных
навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную
функцию:
 подготовку голосового аппарата;
 развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости.
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт
концертных

выступлений.

Он

помогает

преодолевать

психологические

комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и
дает детям практический опыт.
6

Формы и методы проведения занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам,
индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников,
конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы
обучения:
 наглядно-слуховой;
 наглядно-зрительный;
 репродуктивный;
Одним

из

ведущих

приѐмов

обучения

пению

детей

является

демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
 настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием (2–3 мин);
 дыхательная гимнастика;
 речевые упражнения;
 распевание;
 пение вокализов;
 работа над произведением;
7

 анализ занятия.
Принципы:
 единства художественного и технического развития пения;
 гармоничного воспитания личности;
 постепенности и последовательности в овладении мастерством пения;
 успешности;
 соразмерности нагрузок уровню и состоянию здоровья, сохранения
здоровья ребёнка;
 творческого развития;
 доступности;
 ориентации на способности и особенности ребёнка;
 индивидуального подхода;
 практической направленности.
Методы:
 наглядно-слуховой;
 наглядно-зрительный;
 репродуктивный;
 «концентрический»;
 фонетический;
 метод анализа.
Программа относится к художественной направленности.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей от 8 до 17 лет;
занятия

проводятся

один

раз

в

неделю,

2

группы

обучающихся,

продолжительность занятий 30 минут. Нормативный срок освоения программы
68 часов.
Важность этого курса для школьников подчёркивается тем, что он
осуществляется в рамках программы формирования вокально-технической
деятельности, рекомендованной новым стандартом.

8

1. Учебно-тематический план дополнительной общеразивающей
программы «Музыкальная студия «Палитра детских голосов»
№

1
2
3
4
5
6

Название раздела

Теори
я

Пение как вид музыкальной деятельности.
Формирование детского голоса.
Слушание музыкальных произведений,
разучивание и исполнение песен.
Игровая деятельность, театрализация
Расширение музыкального кругозора и
формирование музыкальной культуры.
Концертно-исполнительская деятельность
Итого: 68 ч.

4

Практик Индивидуальна
а
я
работа
4
6
30

4

4

Всег
о
14
30
4

4
4

4
8

8

8

1 модуль
Музыка и движение
Количество часов: 1 час в неделю.
№
п/п

Тема занятия

Колво
часов
1 ч.

4

Вводное занятие. Цели и задачи студии.
Сценический выход и вход
Сценические движения, правила декламации
текста, работы с голосом.
Разговорная и певческая речь, их отличие,
дикционные упражнения.
«Средства выразительности в разговорной речи».

5

«Средства выразительности в музыке».

1 ч.

6

Манера исполнительства.- «Что такое амплуа
артиста?». Знакомство с лучшими образцами
мирового исполнительства в музыке.
Виды театра «Что такое мюзикл?». Жанры
литературы в театре - драма, комедия, трагедия,
сказка и т.п.
Обобщающий урок - концерт.

1 ч.

Дикционные упражнения для развития
выразительного произношения слогов и слов,
отличие певческого и речевого звука.
Речитатив и скороговорка как приемы вокальноречевой тренировки - ритмомелодические
скороговорки, сравнение путем слушания
музыкальных произведений и литературных
произведении.
Интонационная выразительность в речи и пении

1 ч.

1
2
3

7

8
9

10

11

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Форма контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1 ч.

Педагогическое
наблюдение

1 ч.

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1 ч.

Педагогическое
наблюдение

1 ч.

Педагогическое
9

наблюдение

12

(интонации в речи и певческая интонация,
декламация, интонационные упражнения).
Культура речи и выразительность пения.

1 ч.

13

Виды певческих голосов Манера исполнения.

1 ч.

14

Читка текстов ролей в разных интонациях, подбор
движений.
Подготовка к концертной деятельности - « Новый
год».
Обобщающий урок- концерт.

1 ч.

Кто создаёт театр? - сценарист, режиссёр, актёр,
композитор, музыкант, танцор, певец, художник.
Музыка в театре.

1 ч.

Ритмослуховые упражнения. Ритм в музыке и
речи - долгота слогов слов.
Как беречь голос. Охрана голоса.

1 ч.

1 ч.

23

Музыкальный спектакль (опера, оперетта, музыка
к драматическому произведению, мюзикл, музыка
к мультфильму, киномузыка.)
Драматический спектакль и музыкальный
спектакль - сравнение.
Вокальный портрет сказочных героев.

24

Музыкальная прогулка.

1 ч.

25

1 ч.

28

Подготовка и организация концертных
выступлений.
Обобщающий урок. Постановка концертного
мероприятия.
Музыка и движения. Виды жестов сценического
образа.
Музыка и танец в театре.

29

Музыка и кино. Киномюзиклы и мюзиклы

1 ч.

30

Виды ансамблей в музыке и театре

1 ч.

31

Речевые игры и упражнения.

1 ч.

32

Песни давно минувших дней

1 ч.

15
16
17
18
19
20
21

22

26
27

Подготовка и организация концерта ко « Дню
Победы»
34 Обобщающий урок. Постановка концертного
мероприятия.
Итого: 34 часа
33

1 ч.
1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

10

2 модуль
Мелодия-душа музыки
№
Тема занятия
п/п
1 Понятие о сольном и ансамблевом пении

Кол-во часов
1 ч.

2

Пение как вид музыкальной деятельности.

1 ч.

3

Строение голосового аппарата.

1 ч.

4

1 ч.

5

Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях
хоровом пении.
Правила охраны детского голоса.

6

Вокально-певческая установка.

1 ч.

7

1 ч.

8

Упражнения на дыхание по методике А.Н.
Стрельниковой.
Формирование детского голоса.

9

Звукообразование. Волшебная страна звуков.

1 ч.

10

Певческое дыхание.

1 ч.

11

Дикция и артикуляция.

1 ч.

12

Речевые игры и упражнения.

1 ч.

13

Нотная грамота.

1 ч.

14

1 ч.

15

Нотная грамота. Вокальный портрет сказочных
героев.
Хороводные песни и шутки. Игры.

16

Обобщающий урок. Каникулы – веселая пора.

1 ч.

17

Души прекрасные порывы.

1 ч.

18

И хорошее настроение не покинет нас!

1 ч.

19

1 ч.

20

Вокальные упражнения. Слушание музыкальных
произведений
Народная песня.

21

Произведениями русских композиторов - классиков.

1 ч.

22

Произведения современных отечественных
композиторов.
Сольное пение.

1 ч.

23

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
11

24

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

1 ч.

25

Музыкальная прогулка.

1 ч.

26

Обобщающий урок. Веселей, встречай друзей

1 ч.

27

Звуки и краски голоса.

1 ч.

28

Мелодия – душа музыки.

1 ч.

29

И хорошее настроение не покинет нас!

1 ч.

30

Слышу голос из прекрасного далека.

1 ч.

31

Волшебная страна звуков.

1 ч.

32

Россия – Родина моя.

1 ч.

33

Каникулы – веселая пора.

1 ч.

Обобщающий урок. Сколько песен мы с вами
вместе…
Итого: 34 часа
34

1 ч.

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы

«Музыкальная студия «Палитра детских голосов»
Пение как вид музыкальной деятельности (14 ч)
Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан,
басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные
термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.
Формирование детского голоса (30 ч).
Интонирование мелодии, акапелла и с сопровождением; сольное и
ансамблевое пение; правильная певческая установка; развитие координации
между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со
звучанием инструмента и (или) других голосов.
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение
песен (4 ч)
Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование
простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном
тексте, хоровых и вокальных партиях.
12

Развитие
правильного

артикуляционного
певческого

дыхания,

аппарата;

приобретение

навыков

чистого

интонирования;

развитие

мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен
различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения
темпоритма.
Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки;
приёмы работы с микрофоном.
Игровая деятельность, театрализация (4 ч)
Сценическое
произведений;

воплощение

знакомство

с

художественного
элементами

замысла

пластики,

исполняемых

сценодвижения

и

хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной
культуры (8 ч)
Формирование

способности

к

самооценке

на

основе

критериев

успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю;
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
Концертно-исполнительская деятельность (8 ч)
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.
3. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеразвивающей программы
«Музыкальная студия «Палитра детских голосов»
Личностные результаты:


формирование

основ

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,

13



уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального

народа России;


осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,

культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;


воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;



ответственного отношения к учению, готовности и способности,

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;


формирование целостного, социально ориентированного взгляда на

мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;


формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;


формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;


формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;



развитие эстетического сознания через освоение художественного

наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:


планировать свои действия с творческой задачей и условиями еѐ

реализации;
14



самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели

урока;


выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с

искусством.


эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов

музыкальных героев, музыкальных зарисовок;


осуществляет

контроль

своего

участия

в

доступных

видах

музыкальной деятельности;


воспринимает мнение взрослых о музыкальном произведении и его

исполнении;


выполняет действия в опоре на заданный ориентир;



выполняет действия в громкоречевой (устной) форме.

коммуникативные УУД:


уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли

о музыке;


применять знаково-символические и речевые средства для решения

коммуникативных задач;


исполняет музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при

этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских
инструментах и т.п.);


учитывает настроение других людей, их эмоции от восприятия

музыки;


принимает участие в импровизациях, в коллективных инсценировках,

в обсуждении музыкальных впечатлений;


следить за действиями других участников в процессе музыкальной

деятельности
познавательные УУД:


использовать знаково-символические средства для решения задач;

15



осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников.


ориентируется в способах решения исполнительской задачи;



читает простые схематические изображения;



выражает в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях)

свои чувства и настроения; понимание настроения других людей;


соотносит различные произведения по настроению, форме, по

некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм,
мелодия);


соотносить содержание схематических изображений с музыкальными.
4. Оценочные материалы дополнительной общеразвивающей
программы Музыкальная студия «Палитра детских голосов»
Критерии оценивания достижений учащихся:

1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный
отклик на неѐ.
2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении,
умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого
восприятия музыки.
3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учѐтом
исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий
необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого
ребѐнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учѐт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более
объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с
другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его
музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные
условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно
16

знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону
песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него
тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Одним из важных моментов в оценивании учащихся является активное
вовлечение

самого

самостоятельно

обучающегося

могут

в

самостоятельно

этот

процесс.

оценить

Когда

свою

работу,

учащиеся
сверить

достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований,
заложенных в тот или иной учебный курс, только тогда они смогут
самостоятельно

выстроить

свой

путь

к

самопознанию

и

самосовершенствованию.
Таким

образом,

сформированность

творческой

деятельности,

самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели
сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов
на уроках музыки.
Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с
критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами
программы: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма
историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и
музыкально-теоретических

(жанр,

музыкальные

формы,

композиторское

воплощение и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе
музыкального текста.
Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением
самостоятельно

организовывать

собственную

деятельность,

работать

с

информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать
правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности
её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в
команде, находить общее решение.
Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием
ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому
самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного
17

запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной
деятельностью.
Система оценивания имеет всесторонний характер, что позволяет
учащимся

проявлять

себя

в

разных

сферах

музыкально-эстетической

деятельности.
5. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей
программы «Музыкальная студия
«Палитра детских голосов»
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
Экранно-звуковые пособия
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов.
3. Видео с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4. Видео с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5. Видео с записью известных оркестровых коллективов.
6. Видео с записью фрагментов из мюзиклов.
7. Материально-техническое обеспечение дополнительной
общеразвивающей программы
«Музыкальная студия «Палитра детских голосов»
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Экран.
3. Проектор.
18

4. Акустическая система
Оборудование кабинета
1. Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья
для учащихся.
2. Стеллажи для наглядных пособий.
3. Стол учительский с тумбой.
8. Список используемой литературы
1. Агапова И.А., М.А. Давыдова. 30 музыкальных занятий для начальной
школы. М.- "Аквариум Бук», 2002.
2. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: Секреты вокального мастерства.
Ростов-на Дону. Феникс, 2007.
3. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Учебн.
Пособие. Изд.-во Лань, 2003.
4. Ламперти Ф. Искусство пения. СПб.: Издательство «Лань», 2009
5. Сэт Риггс. Пойте как звѐзды. Спб.: Питер, 2007
6. Юдина «Мой первый учебник по музыке». М., 2003.
7. «Музыка и театр» сборник статей. М., 2006 г. («Проблемы интеграции
в процессе обучения»).
8. Кабалевский. «Воспеть прекрасное». М., 1986 г.
9. «Методика вокально-хорового обучения». Сборник статей. М., 2000 г.
10. «Ритмослуховые упражнения». М., 2006 г.
11. Программы

по

организации

хоров,

вокальных

групп.

М.,

«Просвещение», 1991 г.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».