Дополнительная предпрофессиональная программа «Педагогический класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Рассмотрено:
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 29.08.2023 г.

Утверждено:
Директор МАОУСОШ № 16
О.В. Кнор
Приказ № 237-д от 31.08.2023 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 311E919677FB891BAC672F354CE3E668
Владелец: Кнор Ольга Владимировна
Действителен: с 27.09.2022 до 21.12.2023

Дополнительная общеобразовательная
предпрофессиональная программа
«Педагогический класс»
Социально-гуманитарная направленность
Срок реализации программы –1 год
Возраст обучающихся - 15-18 лет

Составитель:
Куренкова О.Е.,педагог
дополнительного образования

г. Карпинск,2023

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Пояснительная записка
Цель и задачи программы «Педагогический класс»
Содержание программы «Педагогический класс»
Планируемые результаты «Педагогический класс»
Организационно – педагогические условия реализации программы
«Педагогический класс»
Список литературы

3
6
7
9
10
15

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа
«Педагогический класс» составлена и разработана в соответствии с
требованиями:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до
2025
года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
5. «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
1.

3

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области.
Одной из важнейших задач дополнительного образования является
формирование жизненного профессионального самоопределения учащихся.
Профессиональное самоопределение – это процесс формирования отношения
личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
Профессии педагогической направленности очень востребованы в настоящее
время. Спектр педагогической деятельности очень широк – это и учитель, как в
государственной общеобразовательной, так и в частной, авторской школе; и
управленец- менеджер, и педагог-воспитатель, и психолог, и преподаватель
техникума или вуза. В современных быстроменяющихся условиях
профессиональному сообществу нужен «новый» учитель, творческая
индивидуальность которого должна проявиться в стремлении создавать нечто
новое, способного к изменению самого себя, готового к совместному поиску, к
сотрудничеству. Выбор в пользу педагогической деятельности не может быть
случайным, это осознанный и высоко мотивированный выбор. А для этого ребята
уже в школе должны представить себе, что это за профессия и какие требования
предъявляются к современному педагогу обществом, «примерить» на себя
деятельность педагога.
Актуальность программы заключается в том, что программа окажет
поддержку старшеклассникам в знакомстве с педагогическими профессиями, через
участие в деятельности детского объединения дополнительного образования. На
занятиях участники будут делать то, что важно и ценно для всех подростка 4

общаться. Но общаться не просто, а с последующим осознанием своих действий,
рефлексируя свой внутренний опыт. В безопасной и творческой атмосфере
участники будут обсуждать волнующие темы выбора профессии, пробовать новые
роли, испытать себя в различных ситуациях.
При реализации программы «Педагогический класс» используются различные
образовательные технологии, проектной и исследовательской деятельности, в том
числе дистанционные образовательные технологии.
Отличительной особенностью данной программы является нацеленность на
развитие интереса к педагогической профессии, первоначальных общих
представлений, необходимых для их осознанного выбора профессии педагога.
Программа состоит из модулей, каждый из которых направлен на формирование
основ знаний о психологии, педагогике, а также значении этих знаний, как в жизни
каждого человека, так и в педагогической профессии.
Адресат программы
Программа ориентирована на старших подростков 15-18 лет.
Возрастные особенности
Общение со сверстниками в этом возрасте становится ведущей деятельностью.
В этот период учеба для подростка отступает на второй план. Центр жизни
переносится из учебной деятельности в деятельность общения. Именно через
общение осваиваются нормы социального поведения, система моральных и
этических ценностей, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к
другу. Именно в общении со своими товарищами происходит проигрывание всех
самых сложных сторон будущей жизни.
Психофизиологические изменения, которые происходят с подростком, и он
наблюдает в себе, это новые потребности, которые его раньше не волновали, это
новые возможности, в том числе интеллектуальные, которые теперь позволяют поиному представить окружающую жизнь, себя, других людей, дают основания для
более глубокого осознания своего предыдущего детского опыта.
Появляется критичность по отношению к своим способностям, планам и
мечтам; более остро переживается необходимость кем-то стать, что-то уметь, быть
компетентным в чем-то, и это не дает возможности на какое-то время остановиться,
оглядеться, разобраться в своих целях – ведь заданный жизненный ритм заставляет
безостановочно двигаться вперед, то есть, в первую очередь, обязательно хорошо
учиться. Всего этого требуют и требуют от подростка.
Чтобы справиться с задачами выбора профессии, подросткам необходимо
иметь для этого некий багаж, достаточный ресурс, который частично основан на
5

опыте и способностях, приобретенных еще в детстве, а частично – на
появляющихся уже в период взросления.
Подростков волнуют вопросы становления: какой у них характер, как
научиться пониманию людей, хорошие или плохие они друзья, смогут ли они
преодолеть свои недостатки, такие, например, как лень, раздражительность,
неаккуратность, необязательность. Подростки вдруг начинают обостренно видеть
свои и чужие недостатки: критичность помогает им лучше оценить свои
собственные способности и личностные качества других людей и в результате
получить более полное представление о человеческой природе.
Опыт, который получают подростки благодаря самопознанию, закладывает
основы самовоспитания и определяет вектор личностного становления в
педагогической профессии.
Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы.
Срок реализации программы составляет 1 год. Продолжительность учебного
года составляет 34 недели. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу.
Наполняемость группы 12 человек. Количество групп - две. Продолжительность
занятий - 30 минут. Нормативный срок освоения – 34 часа в год.
Формы организации образовательного процесса
групповые занятия социально-психологического тренинга;
уроки-практикумы;
дискуссии;
анализ конкретных ситуаций;
психолого - педагогическая диагностика;
участие в массовых мероприятиях;
педагогические пробы;
педагогическая практика.
Педагогические пробы и педагогическая практика организована на базе
МАОУ СОШ №16 под руководством педагогов - наставников.
2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание условий для знакомства обучающихся с основами
педагогической деятельности.
Задачи программы:
Предметные:
1.
Сформировать знания об отличительных признаках педагогических
профессий (учитель, воспитатель, педагог-психолог, педагог-организатор, педагог
дополнительного образования).
6

2.
Сформировать представление о значении, характере и специфических
особенностях педагогической профессии.
3.
Сформировать знания об основах истории педагогики, основах психологии,
основах организаторского мастерства.
Метапредметные:
1.
Сформировать навыки организации педагогической деятельности в
коллективе сверстников, с воспитанниками дошкольных образовательных
организаций и обучающимися 1-4 классов через профессиональные пробы, под
руководством наставников.
2.
Сформировать умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность.
3.
Сформировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Личностные:
1.
Сформировать умение соотносить свои индивидуальные особенности
(коммуникативные,
организаторские,
творческие)
с
требованиями,
предъявляемыми к профессии педагога.
2.
Сформировать у обучающихся мотивацию к целенаправленному выбору
профессии педагога.
3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа состоит из модуля: «Введение в педагогическую
профессию». Во время изучения тем модуля проводится учебная практика.
Завершает программу создание и защита проекта по изученным темам.
Изучение программы направленно на достижение следующей цели: освоение
необходимых для социальной адаптации и осознанного выбора будущей
профессии знаний о педагогической профессии.
Учебный план программы
«Педагогический класс»
№

Тема раздела

Количество часов

Формы
аттестации
контроля

Раздел №1 «История педагогики»

7

«История педагогики»

1.

всего

теория

практика

2

2

часов
4
1.1

1.2
1.3

1.4

Зарождение воспитания, школы и
педагогической мысли в
первобытном и рабовладельческом
обществах
Школа и педагогическая мысль в
средние века
Воспитание, школа и
педагогическая мысль в Древней
Руси с древних времен до XVII в.
Педагогическая мысль в России
во второй половине 19 в.
Педагогические течения начала
XXв.
Всего часов:

Опрос

1

Опрос

1

Опрос

1

Опрос

1

4ч

2

2

Раздел 2. «Введение
в профессию»
4
2

2

Эссе

2.1

Профессия педагог

2.2

4

2

2

Отчёт

2.3

Образовательные учреждения
города
Профессиональные стандарты

4

2

2

Исследование

2.4

Итоговое занятие

4

4

Участие в
мероприятии

Всего часов:

16 ч

6

10

Раздел 3. «Основы организации мероприятий»
4.1.

4.2.
4.3

4.4

Нормативно-правовые основы
деятельности организатора детского
досуга
Особенности возрастного развития
детей
Воспитательная система
учреждений отдыха и оздоровления
детей
Принципы и методики
планирования работы

опрос

1

1

2

1

1

тест

2

1

1

опрос

2

1

1

отчет

8

4.5

Спецкурс для организаторов досуга

6

6

портфолио
заданий

4.6

Итоговое занятие

1

1

защита
проекта

Всего часов:

14ч

4

10

Содержание учебно-тематического плана
Раздел №1 «История педагогики»
Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном
обществе. Предмет и задачи истории педагогики. Концепции происхождения
воспитания. Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление
какцеленаправленного процесса. Воспитание в рабовладельческом обществе:
Воспитание и школы в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет).
Воспитание в государствах Древней Греции (Спарта, Афины). Воспитание и
школа в Древнем Риме. Воспитательная практика древних славян (Идеи
народной педагогики).
Раздел 2. «Введение в профессию»
Профессиональные стандарты. Введение в профессию. Знакомство с
требованиями к профессиональной подготовке. Учитель средней школы. Педагог
дошкольного учреждения. Педагог учреждения дополнительного образования.
Тренер-преподаватель. Педагог профессионального учреждения. Педагог
Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Раздел 3. «Основы организации мероприятий»
Характеристика комплексной организации в образовательной организации.
Организация лагерной смены: организационный, основной, заключительные
периоды. Особенности работы педагога и вожатого. Понятия «программа»,
«план». Понятие «сценарный план». Итоговое занятие «Введение в
педагогическую профессию». Встреча с молодыми педагогами, педагогами наставниками, ветеранамипедагогического труда.
4. Планируемые результаты освоения учащимися программы
Предметные:
1. Знание отличительных признаков педагогических профессий.
2. Знание требований, предъявляемых к личности педагога.
3. 3нание основ теории обучения и воспитания.
Метапредметные
9

1. Умение организовать сотрудничество со сверстниками, с воспитанниками

дошкольныхобразовательных организаций и обучающимися 1-4 классов
общеобразовательных организаций в процессе проведения занятий.
2. Умение планировать и регулировать свою деятельность.
3. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты.
Личностные
1. Умение соотносить свои способности (коммуникативные,
организаторские,творческие) с требованиями педагогической
профессии.
2. Осуществлять осознанный выбор будущей педагогической профессии и
построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе
профессиональных предпочтений.
По итогам освоения программы, обучающиеся получат рекомендации
для поступления в образовательные организации педагогической
направленности и направления на целевое обучение в УрГПУ
Количественные
показатели

Качественные
показатели

1. Участников программы – 12 -15 человек.
2. Сборник эссе – 1 шт.

Пакет программно - методических, диагностических
и дидактических материалов (в т.ч. разработанных
обучающимися).
Положительная
динамика мотивации
участниковпрограммы.
Разработка
участников программы
индивидуальныхмаршрутов профессионального
развития.

5.ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально - технические средства обучения
Занятия проводятся в школьном кабинете, в котором имеется:
 Столы ученические.
 Наглядные, мультимедийные, методические пособия для проведения
практическихзанятий, теоретического материала.
 Компьютер.
 Мультимедийный проектор.

10

Кадровое обеспечение
Занятия проводятся педагогами, имеющими высшую и первую КК, а также
педагогом-психологом.
Методическое обеспечение программы.
• Программа предмета - «Психолого-педагогический класс».
• Методическая литература по педагогике и психологии.
• Тесты.
• Презентации.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
• групповой - организация работы в группах;
• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• репродуктивный (воспроизводящий);
• проблемный (педагог ставит проблему и решает её вместе с детьми);
• эвристический (проблема ставится самими детьми, или же
предлагаютсяпути решения);
• аналитический (сравнение, наблюдение, самоанализ, самоконтроль).
Основная организационная форма обучения учебное занятие, на
которомпроисходит объяснение нового материала, осмысление и
закрепление, выполняются практические задания учащимися.
Основные подходы, лежащие в основе построения программы
1. Системный подход.
Его применение в качестве одного из ведущихобъясняется следующими
причинами:
• развитием личности учащегося в целостном педагогическом процессе;
• необходимостью объединения усилий субъектов
педагогическогопроцесса, повышению его эффективности;
• возможностью моделирования условий для самореализации и
самовыражения педагога и учащегося;
• оптимальным использованием материально-технических
ресурсов.
2. Личностно-ориентированный подход.
Его использование позволяет так организовать педагогический
процесс, чтобы каждый учащийся научился видеть личность, как в самом
11

себе, так и вкаждом из окружающих. Он основывается на том, что каждая
личность уникальна, ребенок не «винтик» воспитательной системы, а
полноправный субъект педагогического процесса, способный оказать на
него существенное влияние. Он - не средство достижений целей общества,
он -самоценен, поэтому свойства личности не могут быть «заданы»
педагогом, а могут быть только «востребованы», поскольку уже
изначально заложены в ребенке.
3. Деятельностный подход.
Его основная идея связана не с самой деятельностью как таковой, а с
деятельностью, как средством становления и развития субъектности
учащегося. То есть в ходе образовательного процесса формируется не
робот, запрограммированный только на четкое выполнение определенных
видов действий, а Человек, способный выбирать, оценивать те виды
деятельности, которые удовлетворяли его потребность в саморазвитии и
самоутверждении.
В рамках программы, для учащихся приемлемы такие формы
теоретического обучения, как лекция, диспут, семинар. На занятиях
практического характера используется коллективная работа, т.к. это
позволяет включить элемент игры и самоконтроля для облегчения
восприятия и запоминания. На практических занятиях широко
используется тестовая подготовка, тренинги, игры на развитие
коммуникативной компетентности. Интересы у детей старшего школьного
возраста увеличиваются и расширяются по мере накопления знаний,
характеризуются большей устойчивостью, активностью. Углубляются
познавательные интересы, появляется потребность в активном,
самостоятельном, творческом познании. Поэтому в этом возрасте
необходимо использовать методысамостоятельного поиска информации и
транслирования ее на учебных занятиях. Для поощрения поисковой
деятельности учщимся предоставляется возможность реализовывать свои
собственные идеи при гибком контроле.
В ходе изучения курса контролируется усвоение учащимися основных
научных понятий:
-человек, личность, индивид, индивидуальность,
-обучение, воспитание, развитие, социализация, познание,
деятельность,сознание,
-способности, самосознание, самореализация и т.д.
Результатом обучения в педагогическом классе можно считать
12

осознанныйвыбор профессионального учебного заведения, профессии.
Педагогические приемы:
• Анализ, синтез
• Инструктирование
• Показ, демонстрация
Оценочные материалы
Основной способ оценивания результативности обучающихся:
 Педагогический анализ наблюдений деятельности обучающихся;
 Выполнение и защита обучающимися заданий и проектов.
 Работа обучающихся на занятиях, решение ими проблемных
педагогических ситуаций, оформление диагностических работ.
 Итоговый творческий зачѐт.
Возможные задания для оценивания:
1. Оценить, в какой степени педагог, ведущий учебное занятие, умеет
(владеет навыком):
1.1. Управлять своим психофизическим состоянием.
1.2. Слышать настроение в классе.
1.3. Распределять внимание при работе с обучающимися на уроке.
1.4. Выразительностью своего отношения к происходящему.
1.5. Выразительностью речи и т.п.
2. Попробовать:
2.1. Определить, в чем состоят главные особенности общения данного
учителя с классом.
2.2. Составить схему (модель) взаимоотношений, которая, на взгляд
посещающего, наиболее точно отражает взаимоотношения в коллективе
класса, в котором проходит урок (обсуждение полученных результатов
лучше проводить в присутствии учителя, на уроке которого присутствовали
школьники, классного руководителя этого класса).
3. Выделить учеников, которые находятся, по мнению посещающего, в
состоянии конфликта с преподавателем, предположить возможные причины
его возникновения, выявить инициатора.
2.4. Выделить ребят, которые, по вашему мнению, относятся к наиболее
популярным среди своих одноклассников и «отвергаемых», т.е. тех, которые
сами хотели бы иметь друзей в классе, но с ними никто не хочет иметь дело,
а также тех, кто не проявляет никакой инициативы для общения с другими.
Затем (при анализе, рефлексии увиденного) можно проанализировать, во13

первых, почему тот или иной ученик был отнесен в ту или иную группу, вовторых, каковы причины того, что он оказался в этой группе,
охарактеризовать эмоциональную атмосферу в классе.
Назвать тех учеников, которым преподаваемый учителем предмет
нравится (не нравится), и пояснить почему.
3. Опираясь на имеющиеся знания о педагогическом взаимодействии,
попробовать описать его характер на данном уроке.
Пояснения:
Предложенные примерные вопросы разбиты на три группы.
В первой группе собраны вопросы, относящиеся к профессиональной
оснащенности педагога, во второй – характеризующие взаимоотношения в
классе.
Третье задание – обобщающее. Ученику предлагается описать характер
педагогического взаимодействия на основе тех знаний по педагогике и
психологии, которые он имеет. Часы, выделенные на занятие этого вида,
могут быть использованы несколькими способами. Например, посещение
уроков может быть организовано после прохождения какой-либо темы и
полученный материал может быть использован на последующих занятиях.
Полученный материал станет основой для проведения итогового
диспута.
Тема 6. Семинар-диспут «Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать
учителем?» (2 часа)
Задание:
1. Подготовить эссе на тему: «Портрет учителя – героя нашего времени».
2. Составить схему (модель) взаимоотношений классного руководителя
и учеников (обсуждение полученных результатов лучше проводить в
присутствии учителя и учеников).
3. Заполните таблицу:
Педагогические способности, которые следует в себе развить
Характеристика педагогических способностей
Тема 7. Организация и проведение аттестации обучающихся (2 часа)
Целями итоговой аттестации являются:
1. Проверка уровня развития дидактических, коммуникативных и
других специальных педагогических способностей у подростков.
2. Стимулировать обучающихся к овладению азами педагогического
труда.
3. Способствовать формированию у обучающихся устойчивого интереса
14

к учительской профессии.
4. Проверить уровень освоения учеником, представленным им учебным
материалом.
Аттестация проводится в форме творческого зачета или написания
учащимися эссе. Организация проведения зачета должна стать процедурой, в
которой заинтересован сам обучающийся. Это имеет принципиальное
значение, т.к. именно во время успешного выступления у подростка
происходит изменение «линии жизни», складывается желание стать учителем.
Исходя из сформулированных выше целей, зачет должен состоять из трех
элементов.
Первый – творческое задание, представляющее собой, самостоятельно
подготовленное обучающимся мероприятие (классный час или праздник в
начальной школе по выбранной теме). Или монологическое выступление по
выбранной им теме.
Вторым элементом зачета является ответ на теоретический вопрос, дающий
возможность проверить степень усвоения основных теоретических положений.
Завершается зачет проверкой умений ученика анализировать педагогические
ситуации.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балакирева Э.В. «Старшеклассники в поле профессионального выбора:
педагогический профиль» / Учебно-методическое пособие для учителей. – С-П.:
КАРО, 2005.
2. Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для
различных профилей обучения: учеб.-метод.пособие. – М.: Глобус, 2007.
3. Болдина Е., Ащеулова К. «Педагогические ситуации». – М.: Школьная
пресса, 2000.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб: изд-во «Питер», 2000.
5. Гаврюшин Н.К. «Сокровища у порога: Эстетическое воспитание в
краеведческой работе» / книга для учителя. – М.: Просвещение, 1982.
6. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ.
вуза. – М.: Изд.центр «Академия», 2008.
7. Журнал «Учитель»: 2002 № 6; 2003 № 4, 2002005 № 1, 3; 2006 № 1.
8. Иркутский городской центр занятости населения «Всѐ о профессиях»
/Сборник профессиографического материала. / Выпуск 1. – Иркутск, 2003.
9. Канн-Калик В.А. «Учителю о педагогическом общении» / Книга для
учителя. – М.: Просвещение, 1987.
15

10. Каспаржак А.Г. «Проблема выбора: элективные курсы в школе».– М.:
Новая школа, 2004.
11. Мудрик А.В. «Учитель: мастерство и вдохновение» / Книга для
старшеклассников. – М.: Просвещение, 1986.
12. Научно-практический журнал «Завуч» № 5, 2000.

16

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».