Рабочая программа по предмету ПРАВО (базовый) ФОП СОО 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Право выполняет одну из ведущих ролей в реализации функции интеграции
молодежи в современное общество, направляет и обеспечивает условия формирования
российской

гражданской

идентичности,

освоения

традиционных

ценностей

многонационального российского народа, социализации обучающихся, их готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению,
правомерному поведению и взаимодействию с другими людьми в процессе решения задач
личной и социальной значимости.
Содержание учебного предмета ориентируется на систему теоретических знаний,
традиционные ценности российского общества, представленные на базовом уровне, и
обеспечивает преемственность по отношению к обществоведческому курсу уровня
основного общего образования путем углубленного изучения ряда социальных процессов
и явлений. Вводится ряд новых, более сложных компонентов содержания, включающих
знания, социальные навыки, нормы и принципы поведения людей в обществе, правовые
нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни.
Сохранение

интегративного

характера

предмета

на

углубленном

уровне

предполагает включение в его содержание тех компонентов, которые создают целостное и
достаточно полное представление обо всех основных сторонах развития общества, о
деятельности человека как субъекта общественных отношений, а также о способах их
регулирования. Каждый из содержательных компонентов, которые представлены и на
базовом уровне, раскрывается в углубленном курсе в более широком многообразии связей
и отношений. Кроме того, содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с
логикой и методологией познания социума различными социальными науками. Усилено
внимание к характеристике основных социальных институтов. В основу отбора и
построения

учебного

содержания

положен

принцип

многодисциплинарности

обществоведческого знания. Разделы курса отражают основы различных социальных
наук.
Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для
развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных
видов (способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и
неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых
коммуникаций.
Содержание учебного предмета ориентировано на познавательную деятельность,
опирающуюся как на традиционные формы коммуникации, так и на цифровую среду,

интерактивные

образовательные

технологии,

визуализированные

данные,

схемы,

моделирование жизненных ситуаций.
Изучение права на углубленном уровне предполагает получение обучающимися
широкого (развернутого) опыта учебно-исследовательской деятельности, характерной для
высшего образования.
С учетом особенностей социального взросления обучающихся, их личного
социального опыта и осваиваемых ими социальных практик, изменения их интересов и
социальных

запросов

содержание

учебного

предмета

на

углубленном

уровне

обеспечивает обучающимся активность, позволяющую участвовать в общественно
значимых,

в

том

числе

волонтерских,

проектах,

расширяющих

возможности

профессионального выбора и поступления в образовательные организации, реализующие
программы высшего образования.
Целями изучения учебного предмета "Право" базового уровня являются:
воспитание

общероссийской

идентичности,

гражданской

ответственности,

патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к социальным нормам и
моральным

ценностям,

приверженности

правовым

принципам,

закрепленным

в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
развитие духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней
юности, правового сознания, политической культуры, экономического образа мышления,
функциональной грамотности, способности к предстоящему самоопределению в
различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
освоение системы знаний, опирающейся на системное изучение основ базовых для
предмета социальных наук, изучающих особенности и противоречия современного
общества, его социокультурное многообразие, единство социальных сфер и институтов,
человека как субъекта социальных отношений, многообразие видов деятельности людей и
регулирование общественных отношений;
развитие комплекса умений, направленных на синтезирование информации из
разных источников (в том числе неадаптированных, цифровых и традиционных) для
решения образовательных задач и взаимодействия с социальной средой, выполнения
типичных социальных ролей, выбора стратегий поведения в конкретных ситуациях
осуществления коммуникации, достижения личных финансовых целей, взаимодействия с
государственными органами, финансовыми организациями;
овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения с использованием инструментов

(способов)

социального

познания,

ценностных

ориентиров,

элементов

научной

методологии;
обогащение опыта применения полученных знаний и умений в различных областях
общественной жизни и в сферах межличностных отношений, создание условий для
освоения способов успешного взаимодействия с политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами и решения значимых для личности
задач, реализации личностного потенциала;
расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни общества, профессионального выбора,
поступления в образовательные организации, реализующие программы высшего
образования, в том числе по направлениям социально-гуманитарной подготовки.
Место учебного предмета «Право» в учебном плане.
Общее число часов, рекомендованных для изучения 68 часов - часов: в 10 классе - 34
часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часов (1 час в неделю).

I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ПРАВУ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Личностные результаты программы по праву на уровне среднего общего
образования отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных

внутренних

убеждений,

соответствующих

традиционным

ценностям

российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения права на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность

гражданской

позиции

обучающегося

как

активного

и

ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, уважение ценностей иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность

здорового

и

безопасного

образа

жизни,

ответственного

отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету
общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность

экологической

культуры, понимание влияния социально-

экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
умение

прогнозировать

неблагоприятные

экологические

последствия

предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню

развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социальноэкономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей
жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

В

процессе

программы

достижения

среднего

общего

личностных
образования

результатов
у

освоения

обучающихся

обучающимися

совершенствуется

эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе
в межличностном взаимодействии и при принятии решений;
саморегулирования,

включающего

самоконтроль,

умение

принимать

ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать
типичные социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
В результате изучения права на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно

формулировать

и

актуализировать

социальную

проблему,

рассматривать ее разносторонне;
устанавливать существенные признаки или основания для сравнения, классификации
и обобщения социальных объектов, явлений и процессов, определять критерии
типологизации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения,
выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях
и процессах, прогнозировать возможные пути разрешения противоречий;

разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов и
возможных рисков;
вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие ее
целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении учебно-познавательных, жизненных
проблем, при выполнении социальных проектов.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки
разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания, включая
специфические методы социального познания;
осуществлять в различных видах деятельность по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые
понятия и методы;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и
актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
оценивать новые ситуации, возникающие в процессе познания социальных объектов,
в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в
познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных
наук, учебных и внеучебных источников информации;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах
общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной
динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая
статистические данные, графики, таблицы;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм
представления, в том числе полученной из интернет-источников, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть

навыками

распознавания

и

защиты

информации,

информационной

безопасности личности.
У

обучающегося

будут

сформированы

умения

общения

как

часть

коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог, учитывать разные точки зрения;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как часть
регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в
жизненных ситуациях, включая область профессионального самоопределения;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической
деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять
интерес к социальной проблематике;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив,
аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат
по разработанным критериям;
предлагать новые учебно-исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи
с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и
других как часть регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты освоения программы по праву.
К концу 10 класса обучающийся будет:
владеть знаниями основ правоведения, включая знания о предмете и методах
исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в социальном
познании, в постижении и преобразовании социальной действительности; объяснять
взаимосвязь социальных наук, необходимости комплексного подхода к изучению
социальных явлений и процессов, знания ключевых тем, исследуемых этими науками, в
том числе такие вопросы, как социальная структура и социальная стратификация,
социальная мобильность в современном обществе, девиантное поведение и социальный
контроль, функции государственного управления, взаимосвязь права и государства,
признаки

и

виды

правоотношений,

отрасли

права

и

их

институты,

основы

конституционного строя России, конституционно-правовой статус высших органов власти
в Российской Федерации, основы деятельности правоохранительных органов и местного
самоуправления, пути преодоления правового нигилизма;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии социальных
институтов, включая семью, образование, религию, институты в сфере массовых
коммуникаций, в том числе средства массовой информации, институты социальной
стратификации, базовые политические институты, включая государство и институты
государственной власти: институт главы государства, законодательной и исполнительной
власти, судопроизводства и охраны правопорядка, государственного управления,
представительства социальных интересов, в том числе об институте Уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации, институты права, включая непосредственно
право как социальный институт, институты гражданства, брака, материнства, отцовства и
детства, наследования; о взаимосвязи и взаимовлиянии различных социальных
институтов, об изменении их состава и функций в процессе общественного развития, о
политике Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие социальных
институтов российского общества; о способах и элементах социального контроля, о типах
и способах разрешения социальных конфликтов, о конституционных принципах
национальной политики в Российской Федерации;
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности
цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений,
включая методы: социологии, такие как социологический опрос, социологическое

наблюдение, анализ документов и социологический эксперимент; политологии, такие как
нормативно-ценностный

подход,

структурно-функциональный

анализ,

системный,

институциональный, социально-психологический подход; правоведения, такие как
формально-юридический, сравнительно-правовой для принятия обоснованных решений в
различных областях жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и
практических целей, в том числе в будущем при осуществлении социальной роли
участника

различных

социальных

групп,

избирателя,

участии

в

политической

коммуникации, в деятельности политических партий и общественно-политических
движений,

в

противодействии

политическому

экстремизму,

при

осуществлении

профессионального выбора;
уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы, разновидности
социальных конфликтов, виды социального контроля; виды правовых норм, источники
права, отрасли права, виды правоотношений, виды правонарушений, виды юридической
ответственности;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать
их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе социальных
явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении миграционных процессов и их
особенностей, проблемы социального неравенства, путей сохранения традиционных
семейных

ценностей,

способов

разрешения

социальных

конфликтов,

причин

отклоняющегося поведения, деятельность политических институтов, роль политических
партий и общественных организаций в современном обществе, деятельность правовых
институтов, соотношение права и закона;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научно-публицистического характера, выстраивать аргументы с
привлечением научных фактов и идей, ранжировать источники социальной информации
по целям распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить с
использованием знаний из различных источников, учебно-исследовательской, проектноисследовательской и другой творческой работы по правовой проблематике: определять
тематику учебных исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их
реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ, владеть
навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности
на публичных мероприятиях;
уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт
самопознания и самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, выполнения
социальных ролей, использовать его при решении познавательных задач и разрешении

жизненных проблем, в том числе связанных с деятельностью участников правоотношений
в отраслевом многообразии, осознанным выбором правомерных моделей поведения;
уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами
социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения раздела
"Основы правоведения", включая положения о защите прав человека, развитии правовой
культуры;
проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными институтами
на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в
Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы,
составлять документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на
примерах материала раздела "Основы правоведения";
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по
направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно
овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы,
соотносить

информацию,

полученную

из

разных

источников,

эффективно

взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в
направлениях профессионального образования, связанных с социально-гуманитарной
подготовкой и особенностями профессиональной деятельности социолога, политолога,
юриста.
К концу 11 класса обучающийся будет:
владеть знаниями основ правоведения;
объяснять взаимосвязь социальных наук, необходимости комплексного подхода к
изучению социальных явлений и процессов, знания ключевых тем, исследуемых этими
науками, в том числе такие вопросы, как девиантное поведение и социальный контроль,
отрасли права и их институты, основы конституционного строя России, конституционноправовой статус высших органов власти в Российской Федерации, основы деятельности
правоохранительных органов и местного самоуправления, пути преодоления правового
нигилизма;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии социальных
институтов, включая: институт главы государства, законодательной и исполнительной
власти, судопроизводства и охраны правопорядка, государственного управления,
институты права, включая непосредственно право как социальный институт, институты
гражданства, брака, материнства, отцовства и детства, наследования; о взаимосвязи и

взаимовлиянии различных социальных институтов, об изменении их состава и функций в
процессе общественного развития, о политике Российской Федерации, направленной на
укрепление и развитие социальных институтов российского общества; о способах и
элементах социального контроля, о типах и способах разрешения социальных
конфликтов, о конституционных принципах национальной политики в Российской
Федерации;
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности
цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений,
включая методы: социологии, такие как социологический опрос, социологическое
наблюдение, анализ документов и социологический эксперимент; политологии, такие как
нормативно-ценностный

подход,

структурно-функциональный

анализ,

системный,

институциональный, социально-психологический подход; правоведения, такие как
формально-юридический, сравнительно-правовой для принятия обоснованных решений в
различных областях жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и
практических целей, в том числе в будущем при осуществлении социальной роли
участника различных социальных групп, при осуществлении профессионального выбора;
уметь классифицировать и типологизировать: виды правовых норм, источники
права, отрасли права, виды правоотношений, виды правонарушений, виды юридической
ответственности;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать
их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе социальных
явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении миграционных процессов и их
особенностей, проблемы социального неравенства, путей сохранения традиционных
семейных

ценностей,

способов

разрешения

социальных

конфликтов,

причин

отклоняющегося поведения, деятельность правовых институтов, соотношение права и
закона;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научно-публицистического характера, выстраивать аргументы с
привлечением научных фактов и идей, ранжировать источники социальной информации
по целям распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить с
использованием знаний из различных источников, учебно-исследовательской, проектноисследовательской и другой творческой работы по социальной, политической, правовой
проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять
поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную

составляющие

работ,

владеть

навыками

презентации

результатов

учебно-

исследовательской и проектной деятельности на публичных мероприятиях;
уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт
самопознания и самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, выполнения
социальных ролей, использовать его при решении познавательных задач и разрешении
жизненных проблем, в том числе связанных с изучением социальных групп, социального
взаимодействия, деятельности социальных институтов (семья, образование, средства
массовой информации, религия), с деятельностью участников правоотношений в
отраслевом многообразии, осознанным выбором правомерных моделей поведения;
уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами
социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения раздела
"Основы правоведения", включая положения о защите прав человека, сделках,
обязательствах, основаниях наследования, правах на результаты интеллектуальной
деятельности, особенностях правового регулирования труда несовершеннолетних в
Российской Федерации, о причинах преступности, необходимой обороне и крайней
необходимости, стадиях гражданского и уголовного процесса, развитии правовой
культуры;
проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными институтами
на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в
Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы,
составлять документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на
примерах материала раздела "Основы правоведения";
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по
направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно
овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы,
соотносить

информацию,

полученную

из

разных

источников,

эффективно

взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в
направлениях профессионального образования, связанных с социально-гуманитарной
подготовкой и особенностями профессиональной деятельности социолога, политолога,
юриста.

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

10 класс
Последовательность изучения тем в пределах одного раздела может варьироваться.

Введение в правоведение.
Юридическая наука. Этапы и основные направления развития юридической науки.
Право как социальный институт. Понятие, признаки и функции права. Роль права в
жизни общества. Естественное и позитивное право. Право и мораль. Понятие, структура и
виды правовых норм. Источники права: нормативный правовой акт, нормативный
договор, правовой обычай, судебный прецедент. Связь права и государства. Правовое
государство и гражданское общество. Основные принципы организации и деятельности
механизма современного государства.
Правотворчество и законотворчество. Законодательный процесс.
Система

права.

Отрасли

права.

Частное

и

публичное,

материальное

и

процессуальное, национальное и международное право.
Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.
Понятие и признаки правоотношений. Субъекты правоотношений, их виды.
Правоспособность

и

дееспособность.

Реализация

и

применение

права,

правоприменительные акты. Толкование права.
Правомерное

поведение

и

правонарушение.

Виды

правонарушений,

состав

правонарушения. Законность и правопорядок, их гарантии. Понятие и виды юридической
ответственности.
Конституционное

право

России,

его

источники. Конституция Российской

Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Гражданство как
политико-правовой институт. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы,
основания

приобретения.

Гарантии

и

защита

прав

человека.

Права

ребенка.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный по
правам ребенка при Президенте Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Воинская
обязанность и альтернативная гражданская служба.
Россия - федеративное государство. Конституционно-правовой статус субъектов
Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус федеральных органов власти в Российской
Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами публичной
власти в Российской Федерации. Президент Российской Федерации: порядок избрания,
полномочия и функции.
Федеральное собрание - парламент Российской Федерации, порядок формирования и
функции. Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной

власти: структура, полномочия и функции. Судебная система Российской Федерации, ее
структура, конституционные принципы правосудия. Конституционное судопроизводство.
Правоохранительные

органы

Российской

Федерации.

Конституционные

основы

деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: система, порядок
формирования и функции. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в
России.

11 класс
Последовательность изучения тем в пределах одного раздела может варьироваться.
Введение в правоведение.
Гражданское

право.

Источники

гражданского

права.

Гражданско-правовые

отношения: понятие и виды. Субъекты гражданского права. Физические и юридические
лица.

Правоспособность

и

дееспособность.

Дееспособность

несовершеннолетних.

Правомочия собственника, формы собственности. Обязательственное право. Сделки.
Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт.
Наследование как социально-правовой институт. Основания наследования (завещание,
наследственный

договор,

наследование

по

закону).

Права

на

результаты

интеллектуальной деятельности. Защита гражданских прав. Защита прав потребителей.
Гражданско-правовая ответственность.
Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак как социально-правовые
институты. Правовое регулирование отношений супругов. Условия заключения брака.
Порядок заключения брака. Прекращение брака. Брачный договор. Права и обязанности
членов семьи (супругов, родителей и детей). Институт материнства, отцовства и детства.
Ответственность родителей за воспитание детей. Усыновление. Опека и попечительство.
Приемная семья.
Трудовое право. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений:
работник и работодатель. Социальное партнерство в сфере труда. Порядок приема на
работу. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Виды
рабочего времени. Время отдыха. Заработная плата. Трудовой распорядок и дисциплина
труда. Дисциплинарная ответственность. Охрана труда. Виды трудовых споров.
Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской
Федерации.
Образовательное

право

в

российской

правовой

системе.

Образовательные

правоотношения. Права и обязанности участников образовательного процесса. Общие

требования к организации приема на обучение по образовательным программам среднего
профессионального и высшего образования.
Административное право, его источники. Субъекты административного права.
Государственная служба и государственный служащий. Противодействие коррупции в
системе

государственной

административная

службы.

ответственность,

Административное

виды наказаний

в

правонарушение

административном

и

праве.

Административная ответственность несовершеннолетних. Управление использованием и
охраной

природных

ресурсов.

Экологическое

законодательство.

Экологические

правонарушения. Способы защиты экологических прав.
Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Права и
обязанности потребителей финансовых услуг.
Налоговое

право.

Источники

налогового

права.

Субъекты

налоговых

правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Налоговые правонарушения.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Уголовное право, его принципы. Понятие преступления, состав преступления. Виды
преступлений. Уголовная ответственность, виды наказаний в уголовном праве. Уголовная
ответственность за коррупционные преступления. Необходимая оборона и крайняя
необходимость. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского судопроизводства.
Участники гражданского процесса. Стадии гражданского процесса.
Арбитражный процесс. Административный процесс.
Уголовное

процессуальное

право.

Принципы

уголовного

судопроизводства.

Субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального
принуждения. Суд присяжных заседателей.
Международное

право,

его

основные

принципы

и

источники.

Субъекты

международного права. Международная защита прав человека. Источники и принципы
международного гуманитарного права.
Юридическое образование. Профессиональная деятельность юриста. Основные виды
юридических профессий.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Предметные УУД

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Введение в правоведение.
1

2

Юридическая наука.

Этапы и основные
направления развития
юридической науки.

владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов,
о ценностно-нормативной основе их деятельности, основных функциях,
многообразии социальных институтов, включая семью, образование,
религию, институты в сфере массовых коммуникаций, в том числе
средства массовой информации, институты социальной стратификации,
базовые политические институты, включая государство и институты
государственной власти: институт главы государства, законодательной и
исполнительной власти, судопроизводства и охраны правопорядка,
государственного управления, представительства социальных интересов,
в том числе об институте Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации, институты права, включая непосредственно
право как социальный институт, институты гражданства, брака,
материнства, отцовства и детства, наследования; о взаимосвязи и
взаимовлиянии различных социальных институтов, об изменении их
состава и функций в процессе общественного развития, о политике
Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие
социальных институтов российского общества; о способах и элементах
социального контроля, о типах и способах разрешения социальных
конфликтов, о конституционных принципах национальной политики в
Российской Федерации;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях
при анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при
рассмотрении миграционных процессов и их особенностей, проблемы
социального неравенства, путей сохранения традиционных семейных
ценностей, способов разрешения социальных конфликтов, причин
отклоняющегося поведения, деятельность политических институтов, роль

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed57
72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050
c4

политических партий и общественных организаций в современном
обществе, деятельность правовых институтов, соотношение права и
закона;
3

4

5

6

Право как социальный
институт. Понятие,
признаки и функции права.

уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации,
используя источники научного и научно-публицистического характера,
выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей,
ранжировать
источники
социальной
информации
по
целям
распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить
с использованием знаний из различных источников, учебноисследовательской, проектно-исследовательской и другой творческой
работы по правовой проблематике: определять тематику учебных
исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их
реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие
работ,
владеть
навыками
презентации
результатов
учебноисследовательской и проектной деятельности на публичных
мероприятиях;

Роль права в жизни
общества. Естественное и
позитивное право. Право и
мораль.

уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы,
разновидности социальных конфликтов, виды социального контроля;
виды правовых норм, источники права, отрасли права, виды
правоотношений,
виды
правонарушений,
виды
юридической
ответственности;

Понятие, структура и виды
правовых норм. Источники
права: нормативный
правовой акт, нормативный
договор, правовой обычай,
судебный прецедент.

уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях
при анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при
рассмотрении миграционных процессов и их особенностей, проблемы
социального неравенства, путей сохранения традиционных семейных
ценностей, способов разрешения социальных конфликтов, причин
отклоняющегося поведения, деятельность политических институтов, роль
политических партий и общественных организаций в современном
обществе, деятельность правовых институтов, соотношение права и
закона;

Связь права и государства.
Правовое государство и
гражданское общество.

уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт,
включая
опыт
самопознания
и
самооценки,
самоконтроля,
межличностного взаимодействия, выполнения социальных ролей,

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050
c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050
c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050
c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84056
14

7

8

9

10

Основные принципы
организации и
деятельности механизма
современного государства.

использовать его при решении познавательных задач и разрешении
жизненных проблем, в том числе связанных с деятельностью участников
правоотношений в отраслевом многообразии, осознанным выбором
правомерных моделей поведения;

Правотворчество и
законотворчество.

уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами социальной действительности, модельными ситуациями
теоретические положения раздела "Основы правоведения", включая
положения о защите прав человека, развитии правовой культуры;

Законодательный процесс.

уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами социальной действительности, модельными ситуациями
теоретические положения раздела "Основы правоведения", включая
положения о защите прав человека, развитии правовой культуры;

Система права. Отрасли
права.

Частное и публичное,
материальное и
процессуальное,
национальное и
международное право.

владеть элементами методологии социального познания, включая
возможности цифровой среды; применять методы научного познания
социальных процессов и явлений, включая методы: социологии, такие
как социологический опрос, социологическое наблюдение, анализ
документов и социологический эксперимент; политологии, такие как
нормативно-ценностный подход, структурно-функциональный анализ,
системный, институциональный, социально-психологический подход;
правоведения, такие как формально-юридический, сравнительноправовой для принятия обоснованных решений в различных областях
жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и
практических целей, в том числе в будущем при осуществлении
социальной роли участника различных социальных групп, избирателя,
участии в политической коммуникации, в деятельности политических
партий и общественно-политических движений, в противодействии
политическому экстремизму, при осуществлении профессионального
выбора;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, Практическа
используя источники научного и научно-публицистического характера,
я работа
выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей,
ранжировать
источники
социальной
информации
по
целям
распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить
с использованием знаний из различных источников, учебно-

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050
c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84096
d8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed57
72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050
c4

исследовательской, проектно-исследовательской и другой творческой
работы по правовой проблематике: определять тематику учебных
исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их
реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие
работ,
владеть
навыками
презентации
результатов
учебноисследовательской и проектной деятельности на публичных
мероприятиях;
11

12

13

Понятие и признаки
правоотношений.

владеть знаниями основ правоведения, включая знания о предмете и
методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте
и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании
социальной действительности; объяснять взаимосвязь социальных наук,
необходимости комплексного подхода к изучению социальных явлений и
процессов, знания ключевых тем, исследуемых этими науками, в том
числе такие вопросы, как социальная структура и социальная
стратификация, социальная мобильность в современном обществе,
девиантное
поведение
и
социальный
контроль,
функции
государственного управления, взаимосвязь права и государства, признаки
и виды правоотношений, отрасли права и их институты, основы
конституционного строя России, конституционно-правовой статус
высших органов власти в Российской Федерации, основы деятельности
правоохранительных органов и местного самоуправления, пути
преодоления правового нигилизма;

Субъекты правоотношений, уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации,
их виды.
используя источники научного и научно-публицистического характера,
выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей,
ранжировать
источники
социальной
информации
по
целям
распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить
с использованием знаний из различных источников, учебноисследовательской, проектно-исследовательской и другой творческой
работы по правовой проблематике:
Правоспособность и
дееспособность.

уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы,
разновидности социальных конфликтов, виды социального контроля;
виды правовых норм, источники права, отрасли права, виды
правоотношений,
виды
правонарушений,
виды
юридической
ответственности;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050
c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050
c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050
c4

14

15

16

17

Реализация и применение
права,
правоприменительные
акты. Толкование права.

уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы,
разновидности социальных конфликтов, виды социального контроля;
виды правовых норм, источники права, отрасли права, виды
правоотношений,
виды
правонарушений,
виды
юридической
ответственности;

Правомерное поведение и
правонарушение. Виды
правонарушений, состав
правонарушения.

уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы,
разновидности социальных конфликтов, виды социального контроля;
виды правовых норм, источники права, отрасли права, виды
правоотношений,
виды
правонарушений,
виды
юридической
ответственности;

Законность и
правопорядок, их гарантии.
Понятие и виды
юридической
ответственности.

владеть знаниями основ правоведения, включая знания о предмете и
методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте
и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании
социальной действительности; объяснять взаимосвязь социальных наук,
необходимости комплексного подхода к изучению социальных явлений и
процессов, знания ключевых тем, исследуемых этими науками, в том
числе такие вопросы, как социальная структура и социальная
стратификация, социальная мобильность в современном обществе,
девиантное
поведение
и
социальный
контроль,
функции
государственного управления, взаимосвязь права и государства, признаки
и виды правоотношений, отрасли права и их институты, основы
конституционного строя России, конституционно-правовой статус
высших органов власти в Российской Федерации, основы деятельности
правоохранительных органов и местного самоуправления, пути
преодоления правового нигилизма;

Конституционное право
России, его источники.

владеть элементами методологии социального познания, включая
возможности цифровой среды; применять методы научного познания
социальных процессов и явлений, включая методы: социологии, такие
как социологический опрос, социологическое наблюдение, анализ
документов и социологический эксперимент; политологии, такие как
нормативно-ценностный подход, структурно-функциональный анализ,
системный, институциональный, социально-психологический подход;
правоведения, такие как формально-юридический, сравнительноправовой для принятия обоснованных решений в различных областях
жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84056
14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050
c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84096
d8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84076
58

практических целей, в том числе в будущем при осуществлении
социальной роли участника различных социальных групп, избирателя,
участии в политической коммуникации, в деятельности политических
партий и общественно-политических движений, в противодействии
политическому экстремизму, при осуществлении профессионального
выбора;
18

19

20

Конституция Российской
Федерации. Основы
конституционного строя
Российской Федерации.

уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы, Контрольная
разновидности социальных конфликтов, виды социального контроля;
работа
виды правовых норм, источники права, отрасли права, виды
правоотношений,
виды
правонарушений,
виды
юридической
ответственности;

Права и свободы человека
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
и гражданина в Российской обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях
Федерации.
при анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при
рассмотрении миграционных процессов и их особенностей, проблемы
социального неравенства, путей сохранения традиционных семейных
ценностей, способов разрешения социальных конфликтов, причин
отклоняющегося поведения, деятельность политических институтов, роль
политических партий и общественных организаций в современном
обществе, деятельность правовых институтов, соотношение права и
закона;
Гражданство как политикоправовой институт.
Гражданство Российской
Федерации: понятие,
принципы, основания
приобретения.

владеть знаниями основ правоведения, включая знания о предмете и
методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте
и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании
социальной действительности; объяснять взаимосвязь социальных наук,
необходимости комплексного подхода к изучению социальных явлений и
процессов, знания ключевых тем, исследуемых этими науками, в том
числе такие вопросы, как социальная структура и социальная
стратификация, социальная мобильность в современном обществе,
девиантное
поведение
и
социальный
контроль,
функции
государственного управления, взаимосвязь права и государства, признаки
и виды правоотношений, отрасли права и их институты, основы
конституционного строя России, конституционно-правовой статус
высших органов власти в Российской Федерации, основы деятельности
правоохранительных органов и местного самоуправления, пути

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8407e
0a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8407fe
0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84083
82

преодоления правового нигилизма;
21

22

23

24

25

Гарантии и защита прав
человека. Права ребенка.
Уполномоченный по
правам человека в
Российской Федерации.
Уполномоченный по
правам ребенка при
Президенте Российской
Федерации.

уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт,
включая
опыт
самопознания
и
самооценки,
самоконтроля,
межличностного взаимодействия, выполнения социальных ролей,
использовать его при решении познавательных задач и разрешении
жизненных проблем, в том числе связанных с деятельностью участников
правоотношений в отраслевом многообразии, осознанным выбором
правомерных моделей поведения;
уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами социальной действительности, модельными ситуациями
теоретические положения раздела "Основы правоведения", включая
положения о защите прав человека, развитии правовой культуры;

Конституционные
обязанности гражданина
Российской Федерации.

проявлять умения, необходимые для успешного продолжения
образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки,
включая умение самостоятельно овладевать новыми способами
познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить
информацию, полученную из разных источников, эффективно
взаимодействовать
в
исследовательских
группах,
способность
ориентироваться в направлениях профессионального образования,
связанных с социально-гуманитарной подготовкой и особенностями
профессиональной деятельности социолога, политолога, юриста.

Воинская обязанность и
альтернативная
гражданская служба.

владеть знаниями о многообразии социальных институтов, включая
непосредственно право как социальный институт, о способах и элементах
социального контроля, о типах и способах разрешения социальных
конфликтов, о конституционных принципах национальной политики в
Российской Федерации;

Россия - федеративное
государство.
Конституционно-правовой
статус субъектов
Российской Федерации.

проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав
человека и гражданина в Российской Федерации

Конституционно-правовой
статус федеральных

владеть знаниями основ правоведения, включая знания о предмете и
методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84087
6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84076
58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84076
58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84058f
8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84085

26

27

28

органов власти в
Российской Федерации.

и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании
социальной действительности; объяснять взаимосвязь социальных наук,
необходимости комплексного подхода к изучению социальных явлений и
процессов, государственного управления, взаимосвязь права и
государства, признаки и виды правоотношений, отрасли права и их
институты, основы конституционного строя России, конституционноправовой статус высших органов власти в Российской Федерации,
основы деятельности правоохранительных органов и местного
самоуправления, пути преодоления правового нигилизма;

Разграничение предметов
ведения и полномочий
между органами публичной
власти в Российской
Федерации.

уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы, Практическа
разновидности социальных конфликтов, виды социального контроля;
я работа
виды правовых норм, источники права, отрасли права, виды
правоотношений,
виды
правонарушений,
виды
юридической
ответственности;

Президент Российской
Федерации: порядок
избрания, полномочия и
функции.

владеть знаниями основ правоведения, включая знания о предмете и
методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте
и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании
социальной действительности; объяснять взаимосвязь социальных наук,
необходимости комплексного подхода к изучению социальных явлений и
процессов, государственного управления, взаимосвязь права и
государства, признаки и виды правоотношений, отрасли права и их
институты, основы конституционного строя России, конституционноправовой статус высших органов власти в Российской Федерации,
основы деятельности правоохранительных органов и местного
самоуправления, пути преодоления правового нигилизма;

Федеральное собрание парламент Российской
Федерации, порядок
формирования и функции.

владеть знаниями основ правоведения, включая знания о предмете и
методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте
и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании
социальной действительности; объяснять взаимосвязь социальных наук,
необходимости комплексного подхода к изучению социальных явлений и
процессов, государственного управления, взаимосвязь права и
государства, признаки и виды правоотношений, отрасли права и их
институты, основы конституционного строя России, конституционноправовой статус высших органов власти в Российской Федерации,
основы деятельности правоохранительных органов и местного

e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84091
d8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84091
d8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050
c4

самоуправления, пути преодоления правового нигилизма;
29

30

31

32

Правительство Российской
Федерации и федеральные
органы исполнительной
власти: структура,
полномочия и функции.

проявлять умения, необходимые для успешного продолжения
образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки,
включая умение самостоятельно овладевать новыми способами
познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить
информацию, полученную из разных источников;

Судебная система
Российской Федерации, ее
структура,
конституционные
принципы правосудия.

проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав
человека и гражданина в Российской Федерации и установленных
правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять документы,
необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах
материала раздела "Основы правоведения";

Конституционное
судопроизводство.

владеть знаниями основ правоведения, включая знания о предмете и
методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте
и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании
социальной действительности; объяснять взаимосвязь социальных наук,
необходимости комплексного подхода к изучению социальных явлений и
процессов, знания ключевых тем, исследуемых этими науками, в том
числе такие вопросы, как социальная структура и социальная
стратификация, социальная мобильность в современном обществе,
девиантное
поведение
и
социальный
контроль,
функции
государственного управления, взаимосвязь права и государства, признаки
и виды правоотношений, отрасли права и их институты, основы
конституционного строя России, конституционно-правовой статус
высших органов власти в Российской Федерации, основы деятельности
правоохранительных органов и местного самоуправления, пути
преодоления правового нигилизма;

Правоохранительные
органы Российской
Федерации.
Конституционные основы
деятельности
правоохранительных
органов Российской

проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав
человека и гражданина в Российской Федерации и установленных
правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять документы,
необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах
материала раздела "Основы правоведения";

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050
c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84058f
8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84085
e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84093
54

Федерации.
33

34

Органы государственной
власти субъектов
Российской Федерации:
система, порядок
формирования и функции.

уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы, Контрольная
разновидности социальных конфликтов, виды социального контроля;
работа
виды правовых норм, источники права, отрасли права, виды
правоотношений,
виды
правонарушений,
виды
юридической
ответственности;

Конституционно-правовые
основы местного
самоуправления в России.

проявлять умения, необходимые для успешного продолжения
образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки,
включая умение самостоятельно овладевать новыми способами
познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить
информацию, полученную из разных источников, эффективно
взаимодействовать
в
исследовательских
группах,
способность
ориентироваться в направлениях профессионального образования,
связанных с социально-гуманитарной подготовкой и особенностями
профессиональной деятельности социолога, политолога, юриста.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409b
e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409d
ae

11 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Предметные УУД

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Основы правоведения.
1

Гражданское
право.
Источники гражданского
права.
Гражданскоправовые
отношения:
понятие и виды.

владеть знаниями основ правоведения;
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed5
772

2

Субъекты
гражданского уметь классифицировать и типологизировать: виды правовых норм,
права.
Физические
и источники права, отрасли права, виды правоотношений, виды
юридические лица.
правонарушений, виды юридической ответственности;

3

Правоспособность
дееспособность.
Дееспособность
несовершеннолетних.

4

и владеть элементами методологии социального познания, включая
возможности цифровой среды; применять методы научного познания
социальных процессов и явлений, включая методы: социологии, такие
как социологический опрос, социологическое наблюдение, анализ
документов и социологический эксперимент; политологии, такие как
нормативно-ценностный подход, структурно-функциональный анализ,
системный, институциональный, социально-психологический подход;
правоведения, такие как формально-юридический, сравнительноправовой для принятия обоснованных решений в различных областях
жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и
практических целей, в том числе в будущем при осуществлении
социальной роли участника различных социальных групп, при
осуществлении профессионального выбора;

Правомочия собственника,
формы
собственности.
Обязательственное право.
Сделки.
Гражданскоправовой договор. Порядок

проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав
человека и гражданина в Российской Федерации и установленных
правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять документы,
необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
50c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
50c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
50c4

заключения
договора: материала раздела "Основы правоведения";
оферта и акцепт.
5

6

7

Наследование
как
социально-правовой
институт.
Основания
наследования (завещание,
наследственный договор,
наследование по закону).

владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о
ценностно-нормативной основе их деятельности, основных функциях,
многообразии социальных институтов, включая: институт главы
государства,
законодательной
и
исполнительной
власти,
судопроизводства и охраны правопорядка, государственного управления,
институты права, включая непосредственно право как социальный
институт, институты гражданства, брака, материнства, отцовства и
детства, наследования; о взаимосвязи и взаимовлиянии различных
социальных институтов, об изменении их состава и функций в процессе
общественного развития, о политике Российской Федерации,
направленной на укрепление и развитие социальных институтов
российского общества; о способах и элементах социального контроля, о
типах и способах разрешения социальных конфликтов, о
конституционных принципах национальной политики в Российской
Федерации;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
50c4

Права
на
результаты
интеллектуальной
деятельности.
Защита
гражданских прав. Защита
прав
потребителей.
Гражданско-правовая
ответственность.

уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами социальной действительности, модельными ситуациями
теоретические положения раздела "Основы правоведения", включая
положения о защите прав человека, сделках, обязательствах, основаниях
наследования, правах на результаты интеллектуальной деятельности,
особенностях правового регулирования труда несовершеннолетних в
Российской Федерации, о причинах преступности, необходимой обороне
и крайней необходимости, стадиях гражданского и уголовного процесса,
развитии правовой культуры;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
5614

Семейное
право.
Источники
семейного
права. Семья и брак как
социально-правовые
институты.
Правовое
регулирование отношений
супругов.
Условия
заключения брака. Порядок
заключения
брака.

уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях
при анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при
рассмотрении миграционных процессов и их особенностей, проблемы
социального неравенства, путей сохранения традиционных семейных
ценностей, способов разрешения социальных конфликтов, причин
отклоняющегося поведения, деятельность правовых институтов,
соотношение права и закона;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
50c4

Прекращение
Брачный договор.
8

9

10

11

12

брака.

Права
и
обязанности
членов семьи (супругов,
родителей
и
детей).
Институт
материнства,
отцовства и детства.

уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт,
включая
опыт
самопознания
и
самооценки,
самоконтроля,
межличностного взаимодействия, выполнения социальных ролей,
использовать его при решении познавательных задач и разрешении
жизненных проблем, в том числе связанных с изучением социальных
групп, социального взаимодействия, деятельности социальных
институтов (семья, образование, средства массовой информации,
религия), с деятельностью участников правоотношений в отраслевом
многообразии, осознанным выбором правомерных моделей поведения;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
96d8

Ответственность родителей
за
воспитание
детей.
Усыновление. Опека и
попечительство. Приемная
семья.

уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях
при анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при
рассмотрении миграционных процессов и их особенностей, проблемы
социального неравенства, путей сохранения традиционных семейных
ценностей, способов разрешения социальных конфликтов, причин
отклоняющегося поведения, деятельность правовых институтов,
соотношение права и закона;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
7658

Трудовое право. Источники уметь классифицировать и типологизировать: виды правовых норм, Практическа
трудового
права. источники права, отрасли права, виды правоотношений, виды
я работа
Участники
трудовых правонарушений, виды юридической ответственности;
правоотношений: работник
и
работодатель.
Социальное партнерство в
сфере труда.
Порядок приема на работу.
Трудовой
договор.
Заключение и прекращение
трудового договора.

Виды

рабочего

проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав
человека и гражданина в Российской Федерации и установленных
правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять документы,
необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах
материала раздела "Основы правоведения";

времени. владеть элементами методологии социального познания, включая

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
7e0a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
7fe0

Библиотека ЦОК

Время отдыха. Заработная возможности цифровой среды; применять методы научного познания
плата.
социальных процессов и явлений, включая методы: социологии, такие
как социологический опрос, социологическое наблюдение, анализ
документов и социологический эксперимент; политологии, такие как
нормативно-ценностный подход, структурно-функциональный анализ,
системный, институциональный, социально-психологический подход;
правоведения, такие как формально-юридический, сравнительноправовой для принятия обоснованных решений в различных областях
жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и
практических целей, в том числе в будущем при осуществлении
социальной роли участника различных социальных групп, при
осуществлении профессионального выбора;
13

14

Трудовой распорядок и
дисциплина
труда.
Дисциплинарная
ответственность.
Охрана
труда. Виды трудовых
споров.

Особенности
правового
регулирования
труда
несовершеннолетних
в
Российской Федерации.

https://m.edsoo.ru/f840
8382

владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о
ценностно-нормативной основе их деятельности, основных функциях,
многообразии социальных институтов, включая: институт главы
государства,
законодательной
и
исполнительной
власти,
судопроизводства и охраны правопорядка, государственного управления,
институты права, включая непосредственно право как социальный
институт, институты гражданства, брака, материнства, отцовства и
детства, наследования; о взаимосвязи и взаимовлиянии различных
социальных институтов, об изменении их состава и функций в процессе
общественного развития, о политике Российской Федерации,
направленной на укрепление и развитие социальных институтов
российского общества; о способах и элементах социального контроля, о
типах и способах разрешения социальных конфликтов, о
конституционных принципах национальной политики в Российской
Федерации;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
876a

владеть элементами методологии социального познания, включая
возможности цифровой среды; применять методы научного познания
социальных процессов и явлений, включая методы: социологии, такие
как социологический опрос, социологическое наблюдение, анализ
документов и социологический эксперимент; политологии, такие как
нормативно-ценностный подход, структурно-функциональный анализ,
системный, институциональный, социально-психологический подход;
правоведения, такие как формально-юридический, сравнительно-

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
7658

правовой для принятия обоснованных решений в различных областях
жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и
практических целей, в том числе в будущем при осуществлении
социальной роли участника различных социальных групп, при
осуществлении профессионального выбора;
Образовательное право в
российской
правовой
системе. Образовательные
правоотношения. Права и
обязанности
участников
образовательного процесса

уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт,
включая
опыт
самопознания
и
самооценки,
самоконтроля,
межличностного взаимодействия, выполнения социальных ролей,
использовать его при решении познавательных задач и разрешении
жизненных проблем, в том числе связанных с изучением социальных
групп, социального взаимодействия, деятельности социальных
институтов (семья, образование, средства массовой информации,
религия), с деятельностью участников правоотношений в отраслевом
многообразии, осознанным выбором правомерных моделей поведения;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
7658

Общие
требования
к
организации приема на
обучение
по
образовательным
программам
среднего
профессионального
и
высшего образования.

проявлять умения, необходимые для успешного продолжения
образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки,
включая умение самостоятельно овладевать новыми способами
познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить
информацию, полученную из разных источников, эффективно
взаимодействовать
в
исследовательских
группах,
способность
ориентироваться в направлениях профессионального образования,
связанных с социально-гуманитарной подготовкой и особенностями
профессиональной деятельности социолога, политолога, юриста.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
58f8

17

Административное право, уметь классифицировать и типологизировать: виды правовых норм,
его источники. Субъекты источники права, отрасли права, виды правоотношений, виды
административного права. правонарушений, виды юридической ответственности;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
85e4

18

Государственная служба и
государственный
служащий.
Противодействие
коррупции
в
системе
государственной службы.

15

16

уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, Контрольная
используя источники научного и научно-публицистического характера,
работа
выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей,
ранжировать
источники
социальной
информации
по
целям
распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить
с использованием знаний из различных источников, учебноисследовательской, проектно-исследовательской и другой творческой
работы по социальной, политической, правовой проблематике:

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
91d8

определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять
поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать теоретическую и
прикладную составляющие работ, владеть навыками презентации
результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности на
публичных мероприятиях;
19

20

21

Административное
правонарушение
и
административная
ответственность,
виды
наказаний
в
административном праве.

объяснять взаимосвязь социальных наук, необходимости комплексного
подхода к изучению социальных явлений и процессов, знания ключевых
тем, исследуемых этими науками, в том числе такие вопросы, как
девиантное поведение и социальный контроль, отрасли права и их
институты, основы конституционного строя России, конституционноправовой статус высших органов власти в Российской Федерации,
основы деятельности правоохранительных органов и местного
самоуправления, пути преодоления правового нигилизма;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
91d8

Административная
ответственность
несовершеннолетних.

объяснять взаимосвязь социальных наук, необходимости комплексного
подхода к изучению социальных явлений и процессов, знания ключевых
тем, исследуемых этими науками, в том числе такие вопросы, как
девиантное поведение и социальный контроль, отрасли права и их
институты, основы конституционного строя России, конституционноправовой статус высших органов власти в Российской Федерации,
основы деятельности правоохранительных органов и местного
самоуправления, пути преодоления правового нигилизма;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
608c

Управление
использованием и охраной
природных
ресурсов.
Экологическое
законодательство.
Экологические
правонарушения. Способы
защиты
экологических
прав.

владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о
ценностно-нормативной основе их деятельности, основных функциях,
многообразии социальных институтов, включая: институт главы
государства,
законодательной
и
исполнительной
власти,
судопроизводства и охраны правопорядка, государственного управления,
институты права, включая непосредственно право как социальный
институт, институты гражданства, брака, материнства, отцовства и
детства, наследования; о взаимосвязи и взаимовлиянии различных
социальных институтов, об изменении их состава и функций в процессе
общественного развития, о политике Российской Федерации,
направленной на укрепление и развитие социальных институтов
российского общества; о способах и элементах социального контроля, о
типах и способах разрешения социальных конфликтов, о
конституционных принципах национальной политики в Российской

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
9354

Федерации;
22

23

24

25

Финансовое
право.
Правовое
регулирование
банковской деятельности.
Права
и
обязанности
потребителей финансовых
услуг.

владеть элементами методологии социального познания, включая
возможности цифровой среды; применять методы научного познания
социальных процессов и явлений, включая методы: социологии, такие
как социологический опрос, социологическое наблюдение, анализ
документов и социологический эксперимент; политологии, такие как
нормативно-ценностный подход, структурно-функциональный анализ,
системный, институциональный, социально-психологический подход;
правоведения, такие как формально-юридический, сравнительноправовой для принятия обоснованных решений в различных областях
жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и
практических целей, в том числе в будущем при осуществлении
социальной роли участника различных социальных групп, при
осуществлении профессионального выбора;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
9354

Налоговое
право.
Источники
налогового
права. Субъекты налоговых
правоотношений. Права и
обязанности
налогоплательщика.

объяснять взаимосвязь социальных наук, необходимости комплексного
подхода к изучению социальных явлений и процессов, знания ключевых
тем, исследуемых этими науками, в том числе такие вопросы, как
девиантное поведение и социальный контроль, отрасли права и их
институты, основы конституционного строя России, конституционноправовой статус высших органов власти в Российской Федерации,
основы деятельности правоохранительных органов и местного
самоуправления, пути преодоления правового нигилизма;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
94f8

объяснять взаимосвязь социальных наук, необходимости комплексного
подхода к изучению социальных явлений и процессов, знания ключевых
за тем, исследуемых этими науками, в том числе такие вопросы, как
уплаты девиантное поведение и социальный контроль, отрасли права и их
институты, основы конституционного строя России, конституционноправовой статус высших органов власти в Российской Федерации,
основы деятельности правоохранительных органов и местного
самоуправления, пути преодоления правового нигилизма;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
8fe4

Налоговые
правонарушения.
Ответственность
уклонение
от
налогов.

Уголовное
право,
его
принципы.
Понятие
преступления,
состав
преступления.
Виды

объяснять взаимосвязь социальных наук, необходимости комплексного
подхода к изучению социальных явлений и процессов, знания ключевых
тем, исследуемых этими науками, в том числе такие вопросы, как
девиантное поведение и социальный контроль, отрасли права и их

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
91d8

26

27

28

преступлений.

институты, основы конституционного строя России, конституционноправовой статус высших органов власти в Российской Федерации,
основы деятельности правоохранительных органов и местного
самоуправления, пути преодоления правового нигилизма;

Уголовная
ответственность,
виды
наказаний в уголовном
праве.
Уголовная
ответственность
за
коррупционные
преступления.
Необходимая оборона и
крайняя необходимость.

уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, Практическа
используя источники научного и научно-публицистического характера,
я работа
выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей,
ранжировать
источники
социальной
информации
по
целям
распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить
с использованием знаний из различных источников, учебноисследовательской, проектно-исследовательской и другой творческой
работы по социальной, политической, правовой проблематике:
определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять
поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать теоретическую и
прикладную составляющие работ, владеть навыками презентации
результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности на
публичных мероприятиях;

Уголовная ответственность уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта,
несовершеннолетних.
фактами социальной действительности, модельными ситуациями
теоретические положения раздела "Основы правоведения", включая
положения о защите прав человека, сделках, обязательствах, основаниях
наследования, правах на результаты интеллектуальной деятельности,
особенностях правового регулирования труда несовершеннолетних в
Российской Федерации, о причинах преступности, необходимой обороне
и крайней необходимости, стадиях гражданского и уголовного процесса,
развитии правовой культуры;
Гражданское
процессуальное
право.
Принципы
гражданского
судопроизводства.
Участники
гражданского
процесса.
Стадии
гражданского процесса

уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами социальной действительности, модельными ситуациями
теоретические положения раздела "Основы правоведения", включая
положения о защите прав человека, сделках, обязательствах, основаниях
наследования, правах на результаты интеллектуальной деятельности,
особенностях правового регулирования труда несовершеннолетних в
Российской Федерации, о причинах преступности, необходимой обороне
и крайней необходимости, стадиях гражданского и уголовного процесса,
развитии правовой культуры;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
9354

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
9be2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
9dae

29

30

31

Арбитражный
процесс. владеть элементами методологии социального познания, включая
Административный
возможности цифровой среды; применять методы научного познания
процесс.
социальных процессов и явлений, включая методы: социологии, такие
как социологический опрос, социологическое наблюдение, анализ
документов и социологический эксперимент; политологии, такие как
нормативно-ценностный подход, структурно-функциональный анализ,
системный, институциональный, социально-психологический подход;
правоведения, такие как формально-юридический, сравнительноправовой для принятия обоснованных решений в различных областях
жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и
практических целей, в том числе в будущем при осуществлении
социальной роли участника различных социальных групп, при
осуществлении профессионального выбора;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
b73a

Уголовное процессуальное
право.
Принципы
уголовного
судопроизводства.

уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами социальной действительности, модельными ситуациями
теоретические положения раздела "Основы правоведения", включая
положения о защите прав человека, сделках, обязательствах, основаниях
наследования, правах на результаты интеллектуальной деятельности,
особенностях правового регулирования труда несовершеннолетних в
Российской Федерации, о причинах преступности, необходимой обороне
и крайней необходимости, стадиях гражданского и уголовного процесса,
развитии правовой культуры;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
b8f2

Субъекты
уголовного
процесса.
Стадии
уголовного процесса. Меры
процессуального
принуждения.
Суд
присяжных заседателей.

владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о
ценностно-нормативной основе их деятельности, основных функциях,
многообразии социальных институтов, включая: институт главы
государства,
законодательной
и
исполнительной
власти,
судопроизводства и охраны правопорядка, государственного управления,
институты права, включая непосредственно право как социальный
институт, институты гражданства, брака, материнства, отцовства и
детства, наследования; о взаимосвязи и взаимовлиянии различных
социальных институтов, об изменении их состава и функций в процессе
общественного развития, о политике Российской Федерации,
направленной на укрепление и развитие социальных институтов
российского общества; о способах и элементах социального контроля, о
типах и способах разрешения социальных конфликтов, о

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
baa0

конституционных принципах национальной политики в Российской
Федерации;
32

Международное право, его
основные принципы и
источники.
Субъекты
международного права.

уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации,
используя источники научного и научно-публицистического характера,
выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей,
ранжировать
источники
социальной
информации
по
целям
распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить
с использованием знаний из различных источников, учебноисследовательской, проектно-исследовательской и другой творческой
работы по социальной, политической, правовой проблематике:
определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять
поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать теоретическую и
прикладную составляющие работ, владеть навыками презентации
результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности на
публичных мероприятиях;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
91d8

33

Международная
защита
прав человека. Источники и
принципы международного
гуманитарного права.

уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, Контрольная
Библиотека ЦОК
включая
опыт
самопознания
и
самооценки,
самоконтроля,
работа
https://m.edsoo.ru/f84091
межличностного взаимодействия, выполнения социальных ролей,
d8
использовать его при решении познавательных задач и разрешении
жизненных проблем, в том числе связанных с изучением социальных
групп, социального взаимодействия, деятельности социальных
институтов (семья, образование, средства массовой информации,
религия), с деятельностью участников правоотношений в отраслевом
многообразии, осознанным выбором правомерных моделей поведения;

34

Юридическое образование.
Профессиональная
деятельность
юриста.
Основные
виды
юридических профессий.

проявлять умения, необходимые для успешного продолжения
образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки,
включая умение самостоятельно овладевать новыми способами
познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить
информацию, полученную из разных источников, эффективно
взаимодействовать
в
исследовательских
группах,
способность
ориентироваться в направлениях профессионального образования,
связанных с социально-гуманитарной подготовкой и особенностями
профессиональной деятельности социолога, политолога, юриста.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840bc
44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».