Рабочая программа по предмету ЭКОНОМИКА (базовый) ФОП СОО 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экономика выполняет одну из ведущих ролей в реализации функции интеграции
молодежи в современное общество, направляет и обеспечивает условия формирования
российской

гражданской

идентичности,

освоения

традиционных

ценностей

многонационального российского народа, социализации обучающихся, их готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению,
правомерному поведению и взаимодействию с другими людьми в процессе решения задач
личной и социальной значимости.
Содержание учебного предмета ориентируется на систему теоретических знаний,
традиционные ценности российского общества, представленные на базовом уровне, и
обеспечивает преемственность по отношению к обществоведческому курсу уровня
основного общего образования путем углубленного изучения ряда социальных процессов
и явлений. Вводится ряд новых, более сложных компонентов содержания, включающих
знания, социальные навыки, нормы и принципы поведения людей в обществе, правовые
нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни.
Сохранение интегративного характера предмета на базовом уровне предполагает
включение в его содержание тех компонентов, которые создают целостное и достаточно
полное представление обо всех основных сторонах развития общества, о деятельности
человека как субъекта общественных отношений, а также о способах их регулирования.
Каждый из содержательных компонентов, которые представлены и на базовом уровне,
раскрывается в углубленном курсе в более широком многообразии связей и отношений.
Кроме того, содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и
методологией познания социума различными социальными науками. Усилено внимание к
характеристике основных социальных институтов. В основу отбора и построения
учебного содержания положен принцип многодисциплинарности обществоведческого
знания. Разделы курса отражают основы различных социальных наук.
Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для
развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных
видов (способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и
неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых
коммуникаций.
Содержание учебного предмета ориентировано на познавательную деятельность,
опирающуюся как на традиционные формы коммуникации, так и на цифровую среду,

интерактивные

образовательные

технологии,

визуализированные

данные,

схемы,

моделирование жизненных ситуаций.
Изучение экономики на базовом уровне предполагает получение обучающимися
широкого (развернутого) опыта учебно-исследовательской деятельности, характерной для
высшего образования.
С учетом особенностей социального взросления обучающихся, их личного
социального опыта и осваиваемых ими социальных практик, изменения их интересов и
социальных

запросов

содержание

учебного

предмета

на

углубленном

уровне

обеспечивает обучающимся активность, позволяющую участвовать в общественно
значимых,

в

том

числе

волонтерских,

проектах,

расширяющих

возможности

профессионального выбора и поступления в образовательные организации, реализующие
программы высшего образования.
Целями изучения учебного предмета "Экономика" базового уровня являются:
воспитание

общероссийской

идентичности,

гражданской

ответственности,

патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к социальным нормам и
моральным

ценностям,

приверженности

правовым

принципам,

закрепленным

в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
развитие духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней
юности, правового сознания, политической культуры, экономического образа мышления,
функциональной грамотности, способности к предстоящему самоопределению в
различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
освоение системы знаний, опирающейся на системное изучение основ базовых для
предмета социальных наук, изучающих особенности и противоречия современного
общества, его социокультурное многообразие, единство социальных сфер и институтов,
человека как субъекта социальных отношений, многообразие видов деятельности людей и
регулирование общественных отношений;
развитие комплекса умений, направленных на синтезирование информации из
разных источников (в том числе неадаптированных, цифровых и традиционных) для
решения образовательных задач и взаимодействия с социальной средой, выполнения
типичных социальных ролей, выбора стратегий поведения в конкретных ситуациях
осуществления коммуникации, достижения личных финансовых целей, взаимодействия с
государственными органами, финансовыми организациями;
овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения с использованием инструментов

(способов)

социального

познания,

ценностных

ориентиров,

элементов

научной

методологии;
обогащение опыта применения полученных знаний и умений в различных областях
общественной жизни и в сферах межличностных отношений, создание условий для
освоения способов успешного взаимодействия с политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами и решения значимых для личности
задач, реализации личностного потенциала;
расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни общества, профессионального выбора,
поступления в образовательные организации, реализующие программы высшего
образования, в том числе по направлениям социально-гуманитарной подготовки.
Место учебного предмета «Экономика» в учебном плане.
Общее число часов, рекомендованных для изучения 68 часов - часов: в 10 классе - 34
часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).

I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ЭКОНОМИКЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Личностные результаты программы по праву на уровне среднего общего
образования отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных

внутренних

убеждений,

соответствующих

традиционным

ценностям

российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения экономики на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность

гражданской

позиции

обучающегося

как

активного

и

ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, уважение ценностей иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность

здорового

и

безопасного

образа

жизни,

ответственного

отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету
общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность

экологической

культуры, понимание влияния социально-

экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
умение

прогнозировать

неблагоприятные

экологические

последствия

предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню

развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социальноэкономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей
жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

В

процессе

программы

достижения

среднего

общего

личностных
образования

результатов
у

освоения

обучающихся

обучающимися

совершенствуется

эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе
в межличностном взаимодействии и при принятии решений;
саморегулирования,

включающего

самоконтроль,

умение

принимать

ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать
типичные социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
В результате изучения права на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно

формулировать

и

актуализировать

социальную

проблему,

рассматривать ее разносторонне;
устанавливать существенные признаки или основания для сравнения, классификации
и обобщения социальных объектов, явлений и процессов, определять критерии
типологизации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения,
выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях
и процессах, прогнозировать возможные пути разрешения противоречий;

разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов и
возможных рисков;
вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие ее
целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении учебно-познавательных, жизненных
проблем, при выполнении социальных проектов.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки
разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания, включая
специфические методы социального познания;
осуществлять в различных видах деятельность по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые
понятия и методы;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и
актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
оценивать новые ситуации, возникающие в процессе познания социальных объектов,
в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в
познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных
наук, учебных и внеучебных источников информации;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах
общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной
динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая
статистические данные, графики, таблицы;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм
представления, в том числе полученной из интернет-источников, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть

навыками

распознавания

и

защиты

информации,

информационной

безопасности личности.
У

обучающегося

будут

сформированы

умения

общения

как

часть

коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог, учитывать разные точки зрения;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как часть
регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в
жизненных ситуациях, включая область профессионального самоопределения;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической
деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять
интерес к социальной проблематике;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив,
аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат
по разработанным критериям;
предлагать новые учебно-исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи
с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и
других как часть регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты освоения программы по экономике.
К концу 10 класса обучающийся будет:
владеть знаниями основ экономической науки, включая знания о предмете и методах
исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в социальном
познании, в постижении и преобразовании социальной действительности;
объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость комплексного подхода к
изучению социальных явлений и процессов, знать ключевые темы, исследуемые этими
науками, в том числе таких вопросов, как экономика как объект изучения экономической
теорией, факторы производства и субъекты экономики, экономическая эффективность,
типы экономических систем, экономические функции государства, факторы и показатели
экономического роста, экономические циклы, рыночное ценообразование, экономическое
содержание собственности, финансовая система и финансовая политика государства;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о политике
Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие социальных институтов
российского общества, в том числе поддержку конкуренции, развитие малого и среднего
предпринимательства, внешней торговли, налоговой системы, финансовых рынков;
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности
цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений,
включая

типологизацию,

социологические

опросы,

социальное

прогнозирование,

доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как методы обоснования истины;
методы социальной психологии, включая анкетирование, интервью, метод экспертных
оценок, анализ документов для принятия обоснованных решений, планирования и
достижения познавательных и практических целей, включая решения о создании и
использовании

сбережений,

инвестиций,

способах

безопасного

использования

финансовых услуг, выборе будущей профессионально-трудовой сферы, о возможностях
применения знаний основ социальных наук в различных областях жизнедеятельности;
уметь
современные

классифицировать
финансовые

и

типологизировать:

технологии,

методы

типы

рыночных

антимонопольного

структур,

регулирования

экономики, виды предпринимательской деятельности, показатели деятельности фирмы,
финансовые институты, факторы производства и факторные доходы;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать
их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе экономической
свободы и социальной ответственности субъектов экономики, эффективности мер

поддержки малого и среднего бизнеса, причинах несовершенства рыночной экономики,
путей достижения социальной справедливости в условиях рыночной экономики;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научно-публицистического характера, ранжировать источники
социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций достоверности
сведений, проводить с использованием из различных источников знаний, учебноисследовательской и проектной работы по экономической проблематике: определять
тематику учебных исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их
реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ;
владеть навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной
деятельности на публичных мероприятиях;
уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт
самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, использовать
его

при

решении

познавательных

задач

и

разрешении

жизненных

проблем,

конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, теоретическими положениями раздела
"Введение в экономическую науку", включая положения о влиянии массовых
коммуникаций на развитие человека и общества, способах манипуляции общественным
мнением, распространенных ошибках в рассуждениях при ведении дискуссии, различении
достоверных и недостоверных сведений при работе с социальной информацией,
возможностях оценки поведения с использованием нравственных категорий, выборе
рациональных способов поведения людей в экономике в условиях ограниченных
ресурсов, особенностях профессиональной деятельности в экономической сфере, практике
поведения

на

основе

этики

предпринимательства,

о

способах

защиты

своих

экономических прав и интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного
поведения при пользовании финансовыми услугами и современными финансовыми
технологиями, особенностях труда молодежи в условиях конкуренции на рынке труда;
уметь проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и
гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно
заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике,
рассматриваемой на примерах материала разделов раздела "Введение в экономическую
науку";
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по
направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно

овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы,
соотносить

информацию,

полученную

из

разных

источников,

эффективно

взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в
направлениях профессиональной деятельности, связанных с экономической наукой.
К концу 11 класса обучающийся будет:
владеть знаниями основ экономической науки, включая знания о предмете и методах
исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в социальном
познании, в постижении и преобразовании социальной действительности;
объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость комплексного подхода к
изучению социальных явлений и процессов, знать ключевые темы, исследуемые этими
науками, в том числе таких вопросов, как экономика как объект изучения экономической
теорией, факторы производства и субъекты экономики, экономическая эффективность,
типы экономических систем, экономические функции государства, факторы и показатели
экономического роста, экономические циклы, рыночное ценообразование, экономическое
содержание собственности, финансовая система и финансовая политика государства;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии социальных
институтов, их взаимосвязи и взаимовлиянии, изменении их состава и функций в процессе
общественного развития, политике Российской Федерации, направленной на укрепление и
развитие социальных институтов российского общества, в том числе поддержку
конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства, внешней торговли,
налоговой системы, финансовых рынков;
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности
цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений,
включая

типологизацию,

социологические

опросы,

социальное

прогнозирование,

доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как методы обоснования истины;
методы социальной психологии, включая анкетирование, интервью, метод экспертных
оценок, анализ документов для принятия обоснованных решений, планирования и
достижения познавательных и практических целей, включая решения о создании и
использовании

сбережений,

инвестиций,

способах

безопасного

использования

финансовых услуг, выборе будущей профессионально-трудовой сферы, о возможностях
применения знаний основ социальных наук в различных областях жизнедеятельности;
уметь
современные

классифицировать
финансовые

и

типологизировать:

технологии,

методы

типы

рыночных

антимонопольного

структур,

регулирования

экономики, виды предпринимательской деятельности, показатели деятельности фирмы,
финансовые институты, факторы производства и факторные доходы;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать
их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе социальных
явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении ведущих тенденций развития
экономической

свободы

и

социальной

ответственности

субъектов

экономики,

эффективности мер поддержки малого и среднего бизнеса, причинах несовершенства
рыночной экономики, путей достижения социальной справедливости в условиях
рыночной экономики;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научно-публицистического характера, ранжировать источники
социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций достоверности
сведений, проводить с использованием из различных источников знаний, учебноисследовательской и проектной работы по экономической проблематике: определять
тематику учебных исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их
реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ;
владеть навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной
деятельности на публичных мероприятиях;
уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт
самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, использовать
его

при

решении

познавательных

задач

и

разрешении

жизненных

проблем,

конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, теоретическими положениями раздела
"Основы экономической науки", включая положения о влиянии массовых коммуникаций
на развитие человека и общества, способах манипуляции общественным мнением,
распространенных ошибках в рассуждениях при ведении дискуссии, различении
достоверных и недостоверных сведений при работе с социальной информацией,
возможностях оценки поведения с использованием нравственных категорий, выборе
рациональных способов поведения людей в экономике в условиях ограниченных
ресурсов, особенностях профессиональной деятельности в экономической сфере, практике
поведения

на

основе

этики

предпринимательства,

о

способах

защиты

своих

экономических прав и интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного
поведения при пользовании финансовыми услугами и современными финансовыми
технологиями, особенностях труда молодежи в условиях конкуренции на рынке труда;

уметь проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и
гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно
заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике,
рассматриваемой на примерах материала разделов раздела "Основы экономической
науки";
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по
направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно
овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы,
соотносить

информацию,

полученную

из

разных

источников,

эффективно

взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в
направлениях профессиональной деятельности, связанных с экономической наукой.

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

10 класс
Последовательность изучения тем в пределах одного раздела может варьироваться.
Введение в экономическую науку.
Экономика как наука, этапы и основные направления ее развития. Микроэкономика,
макроэкономика, мировая экономика. Место экономической науки среди наук об
обществе. Предмет

и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов.

Экономический выбор. Экономическая эффективность. Экономические институты и их
роль в развитии общества. Собственность. Экономическое содержание собственности.
Главные вопросы экономики. Производство. Факторы производства и факторные доходы.
Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем.
Экономическая деятельность и ее субъекты. Домашние хозяйства, предприятия,
государство. Потребление, сбережения, инвестиции. Экономические отношения и
экономические интересы. Рациональное поведение людей в экономике. Экономическая
свобода и социальная ответственность субъектов экономики.
Институт

рынка.

Рыночные

механизмы:

цена

и

конкуренция.

Рыночное

ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение,
величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Эластичность
спроса и эластичность предложения. Нормальные блага, товары первой необходимости и
товары роскоши. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рыночное равновесие, равновесная
цена.

Конкуренция как основа функционирования рынка. Типы рыночных структур.
Совершенная

и

несовершенная

конкуренция.

Монополистическая

конкуренция.

Олигополия. Монополия, виды монополий. Монопсония. Государственная политика
Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы антимонопольного
регулирования экономики.
Рынок ресурсов. Рынок земли. Природные ресурсы и экономическая рента. Рынок
капитала. Спрос и предложение на инвестиционные ресурсы. Дисконтирование.
Определение рыночно справедливой цены актива. Рынок труда. Занятость и безработица.
Государственная политика регулирования рынка труда в Российской Федерации.
Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов. Потребности современного рынка труда в
Российской Федерации.
Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения
проблемы асимметрии информации. Государственная политика цифровизации экономики
в Российской Федерации.
11 класс
Последовательность изучения тем в пределах одного раздела может варьироваться.
Основы экономической науки
Институт предпринимательства и его роль в экономике. Виды и мотивы
предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предприятий.
Малый бизнес. Франчайзинг. Этика предпринимательства. Развитие и поддержка малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Экономические цели фирмы. Показатели деятельности фирмы. Выручка и прибыль.
Издержки и их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные издержки,
средние и предельные издержки). Предельные издержки и предельная выручка фирмы.
Эффект

масштаба

производства.

Амортизационные

отчисления.

Альтернативная

стоимость и способы финансирования предприятия. Основные принципы менеджмента.
Основные элементы маркетинга. Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Политика
импортозамещения в Российской Федерации.
Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской
Федерации. Финансовые услуги. Вклады и кредиты. Денежная масса и денежная база.
Денежные агрегаты. Денежный мультипликатор. Финансовые рынки, их виды и функции.
Денежный рынок. Фондовый рынок. Современные финансовые технологии. Финансовая
безопасность. Цифровые финансовые активы. Монетарная политика. Денежно-кредитная
политика

Банка

России.

Инфляция:

причины,

виды,

социально-экономические

последствия. Антиинфляционная политика в Российской Федерации.

Государство в экономике. Экономические функции государства. Общественные
блага (блага общего доступа, чисто общественные блага, чисто частные блага).
Исключаемость и конкурентность в потреблении. Способы предоставления общественных
благ. Несовершенства рыночной организации хозяйства. Государственное регулирование
рынков. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. Государственный долг.
Распределение

доходов.

Мультипликаторы

Регулирование

бюджетной

политики.

степени
Налоги.

экономического
Виды

налогов.

неравенства.
Принципы

налогообложения в Российской Федерации. Налогообложение и субсидирование.
Фискальная политика государства.
Экономический

рост.

Измерение

экономического

роста.

Основные

макроэкономические показатели: валовой национальный продукт (ВНП), валовый
внутренний продукт (ВВП). Индексы цен. Связь между показателями ВВП и ВНП.
Реальный и номинальный валовый внутренний продукт. Факторы долгосрочного
экономического роста. Рынок благ. Совокупный спрос и совокупное предложение.
Экономические циклы. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития
экономики. Значение совокупного спроса и совокупного предложения для циклических
колебаний и долгосрочного экономического роста.
Мировая экономика. Международное разделение труда. Внешняя торговля.
Сравнительные

преимущества

в

международной

торговле.

Государственное

регулирование внешней торговли. Экспорт и импорт товаров и услуг. Квотирование.
Международные расчеты. Платежный баланс. Валютный рынок.
Возможности применения экономических знаний. Особенности профессиональной
деятельности в экономической сфере.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Предметные УУД

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Введение в экономическую науку.
1

2

3

4

Экономика как наука,
этапы и основные
направления ее развития.

владеть знаниями основ экономической науки, включая знания о предмете и
методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в
социальном познании, в постижении и преобразовании социальной
действительности;

Микроэкономика,
макроэкономика, мировая
экономика.

уметь классифицировать и типологизировать: типы рыночных структур,
современные финансовые технологии, методы антимонопольного регулирования
экономики, виды предпринимательской деятельности, показатели деятельности
фирмы, финансовые институты, факторы производства и факторные доходы;

Место экономической
науки среди наук об
обществе.

владеть элементами методологии социального познания, включая возможности
цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и
явлений, включая типологизацию, социологические опросы, социальное
прогнозирование, доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как методы
обоснования истины; методы социальной психологии, включая анкетирование,
интервью, метод экспертных оценок, анализ документов для принятия
обоснованных решений, планирования и достижения познавательных и
практических целей, включая решения о создании и использовании сбережений,
инвестиций, способах безопасного использования финансовых услуг, выборе
будущей профессионально-трудовой сферы, о возможностях применения знаний
основ социальных наук в различных областях жизнедеятельности;

Предмет и методы
экономической науки.

владеть элементами методологии социального познания, включая возможности
цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и
явлений, включая типологизацию, социологические опросы, социальное
прогнозирование, доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как методы
обоснования истины; методы социальной психологии, включая анкетирование,
интервью, метод экспертных оценок, анализ документов для принятия

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecd1d0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecf408

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecc802

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecd1d0

обоснованных решений, планирования и достижения познавательных и
практических целей, включая решения о создании и использовании сбережений,
инвестиций, способах безопасного использования финансовых услуг, выборе
будущей профессионально-трудовой сферы, о возможностях применения знаний
основ социальных наук в различных областях жизнедеятельности;
5

6

7

8

Ограниченность ресурсов.
Экономический выбор.
Экономическая
эффективность.

Экономические институты
и их роль в развитии
общества.

Собственность.
Экономическое содержание
собственности.

Главные вопросы
экономики.

объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость комплексного подхода
к изучению социальных явлений и процессов, знать ключевые темы, исследуемые
этими науками, в том числе таких вопросов, как экономика как объект изучения
экономической теорией, факторы производства и субъекты экономики,
экономическая эффективность, типы экономических систем, экономические
функции государства, факторы и показатели экономического роста, экономические
циклы, рыночное ценообразование, экономическое содержание собственности,
финансовая система и финансовая политика государства;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научно-публицистического характера, ранжировать
источники социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций
достоверности сведений, проводить с использованием из различных источников
знаний, учебно-исследовательской и проектной работы по экономической
проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов,
осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать
теоретическую и прикладную составляющие работ;
уметь проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и
гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь
самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в
социальной практике, рассматриваемой на примерах материала разделов раздела
"Введение в экономическую науку";
владеть навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной
деятельности на публичных мероприятиях;

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecf408

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecc802

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecf598

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecc802

9

Производство. Факторы
производства и факторные

уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при

Библиотека
ЦОК

10

11

12

доходы. Кривая
производственных
возможностей.

анализе экономической свободы и социальной ответственности субъектов
экономики, эффективности мер поддержки малого и среднего бизнеса, причинах
несовершенства рыночной экономики, путей достижения социальной
справедливости в условиях рыночной экономики;

Типы экономических
систем.

уметь классифицировать и типологизировать: типы рыночных структур,
современные финансовые технологии, методы антимонопольного регулирования
экономики, виды предпринимательской деятельности, показатели деятельности
фирмы, финансовые институты, факторы производства и факторные доходы;

Экономическая
деятельность и ее
субъекты. Домашние
хозяйства, предприятия,
государство.

Потребление, сбережения,
инвестиции.

уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт
самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия,
использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных
проблем, конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами
социальной действительности, модельными ситуациями, теоретическими
положениями раздела "Введение в экономическую науку", включая положения о
влиянии массовых коммуникаций на развитие человека и общества, способах
манипуляции общественным мнением, распространенных ошибках в рассуждениях
при ведении дискуссии, различении достоверных и недостоверных сведений при
работе с социальной информацией, возможностях оценки поведения с
использованием нравственных категорий, выборе рациональных способов
поведения людей в экономике в условиях ограниченных ресурсов, особенностях
профессиональной деятельности в экономической сфере, практике поведения на
основе этики предпринимательства, о способах защиты своих экономических прав
и интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного поведения при
пользовании финансовыми услугами и современными финансовыми
технологиями, особенностях труда молодежи в условиях конкуренции на рынке
труда;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научно-публицистического характера, ранжировать
источники социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций
достоверности сведений, проводить с использованием из различных источников
знаний, учебно-исследовательской и проектной работы по экономической
проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов,
осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать
теоретическую и прикладную составляющие работ;

https://m.edsoo.ru
/f5ecd360

Контроль
ная работа

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecd5f4

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecd7b6

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ece56c

13

14

15

16

17

18

Экономические отношения
и экономические интересы.

уметь проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и
гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь
самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в
социальной практике, рассматриваемой на примерах материала разделов раздела
"Введение в экономическую науку";

Рациональное поведение
людей в экономике.
Экономическая свобода и
социальная
ответственность субъектов
экономики.

проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по
направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение
самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности,
выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников,
эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность
ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности, связанных с
экономической наукой.

Институт рынка. Рыночные
механизмы: цена и
конкуренция.

владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о политике
Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие социальных
институтов российского общества, в том числе поддержку конкуренции, развитие
малого и среднего предпринимательства, внешней торговли, налоговой системы,
финансовых рынков;

Рыночное
ценообразование.
Рыночный спрос, величина
и факторы спроса.

объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость комплексного подхода
к изучению социальных явлений и процессов, знать ключевые темы, исследуемые
этими науками, в том числе таких вопросов, как экономика как объект изучения
экономической теорией, факторы производства и субъекты экономики,
экономическая эффективность, типы экономических систем, экономические
функции государства, факторы и показатели экономического роста, экономические
циклы, рыночное ценообразование, экономическое содержание собственности,
финансовая система и финансовая политика государства;

Рыночное предложение,
величина и факторы
предложения.

владеть знаниями основ экономической науки, включая знания о предмете и
методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в
социальном познании, в постижении и преобразовании социальной
действительности;

Закон спроса. Закон
предложения.
Эластичность спроса и

уметь классифицировать и типологизировать: типы рыночных структур,
современные финансовые технологии, методы антимонопольного регулирования
экономики, виды предпринимательской деятельности, показатели деятельности

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecf408

Практичес
кая работа

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ece56c

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecf408

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ece8aa

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecd950

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru

19

20

21

эластичность предложения.

фирмы, финансовые институты, факторы производства и факторные доходы;

Нормальные блага, товары
первой необходимости и
товары роскоши. Товары
Гиффена и эффект Веблена.

уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научно-публицистического характера, ранжировать
источники социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций
достоверности сведений, проводить с использованием из различных источников
знаний, учебно-исследовательской и проектной работы по экономической
проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов,
осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать
теоретическую и прикладную составляющие работ;

Рыночное равновесие,
равновесная цена.

Конкуренция как основа
функционирования рынка.
Типы рыночных структур.

объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость комплексного подхода
к изучению социальных явлений и процессов, знать ключевые темы, исследуемые
этими науками, в том числе таких вопросов, как экономика как объект изучения
экономической теорией, факторы производства и субъекты экономики,
экономическая эффективность, типы экономических систем, экономические
функции государства, факторы и показатели экономического роста, экономические
циклы, рыночное ценообразование, экономическое содержание собственности,
финансовая система и финансовая политика государства;
уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт
самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия,
использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных
проблем, конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами
социальной действительности, модельными ситуациями, теоретическими
положениями раздела "Введение в экономическую науку", включая положения о
влиянии массовых коммуникаций на развитие человека и общества, способах
манипуляции общественным мнением, распространенных ошибках в рассуждениях
при ведении дискуссии, различении достоверных и недостоверных сведений при
работе с социальной информацией, возможностях оценки поведения с
использованием нравственных категорий, выборе рациональных способов
поведения людей в экономике в условиях ограниченных ресурсов, особенностях
профессиональной деятельности в экономической сфере, практике поведения на
основе этики предпринимательства, о способах защиты своих экономических прав
и интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного поведения при
пользовании финансовыми услугами и современными финансовыми
технологиями, особенностях труда молодежи в условиях конкуренции на рынке

/f5ecd1d0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecd950

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecdaf4

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecdd38

труда;
22

23

24

25

26

27

Совершенная и
несовершенная
конкуренция.
Монополистическая
конкуренция.

уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при
анализе экономической свободы и социальной ответственности субъектов
экономики, эффективности мер поддержки малого и среднего бизнеса, причинах
несовершенства рыночной экономики, путей достижения социальной
справедливости в условиях рыночной экономики;

Олигополия. Монополия,
виды монополий.
Монопсония.

владеть знаниями основ экономической науки, включая знания о предмете и
методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в
социальном познании, в постижении и преобразовании социальной
действительности;

Государственная политика
Российской Федерации по
поддержке и защите
конкуренции. Методы
антимонопольного
регулирования экономики.

уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при
анализе экономической свободы и социальной ответственности субъектов
экономики, эффективности мер поддержки малого и среднего бизнеса, причинах
несовершенства рыночной экономики, путей достижения социальной
справедливости в условиях рыночной экономики;

Рынок ресурсов. Рынок
земли. Природные ресурсы
и экономическая рента.

владеть знаниями основ экономической науки, включая знания о предмете и
методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в
социальном познании, в постижении и преобразовании социальной
действительности;

Рынок капитала. Спрос и
предложение на
инвестиционные ресурсы.

уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при
анализе экономической свободы и социальной ответственности субъектов
экономики, эффективности мер поддержки малого и среднего бизнеса, причинах
несовершенства рыночной экономики, путей достижения социальной
справедливости в условиях рыночной экономики;

Дисконтирование.
Определение рыночно
справедливой цены актива.

владеть знаниями основ экономической науки, включая знания о предмете и
методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в
социальном познании, в постижении и преобразовании социальной
действительности;

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ece328

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecea80

Контроль
ная работа

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecec2e

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecf7aa

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecf7aa

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecf962

28

29

30

31

Рынок труда.

Занятость и безработица.

уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт
самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия,
использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных
проблем, конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами
социальной действительности, модельными ситуациями, теоретическими
положениями раздела "Введение в экономическую науку", включая положения о
влиянии массовых коммуникаций на развитие человека и общества, способах
манипуляции общественным мнением, распространенных ошибках в рассуждениях
при ведении дискуссии, различении достоверных и недостоверных сведений при
работе с социальной информацией, возможностях оценки поведения с
использованием нравственных категорий, выборе рациональных способов
поведения людей в экономике в условиях ограниченных ресурсов, особенностях
профессиональной деятельности в экономической сфере, практике поведения на
основе этики предпринимательства, о способах защиты своих экономических прав
и интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного поведения при
пользовании финансовыми услугами и современными финансовыми
технологиями, особенностях труда молодежи в условиях конкуренции на рынке
труда;
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по
направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение
самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности,
выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников,
эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность
ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности, связанных с
экономической наукой.

Государственная политика владеть навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной
регулирования рынка труда
деятельности на публичных мероприятиях;
в Российской Федерации.
Минимальная оплата труда.
Роль профсоюзов.
Потребности современного
рынка труда в Российской
Федерации.

уметь проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и
гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь
самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в
социальной практике, рассматриваемой на примерах материала разделов раздела
"Введение в экономическую науку";

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecfce6

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ecfe62

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ed1bcc

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ed218a

32

33

34

Информация как ресурс
экономики.

проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по
направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение
самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности,
выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников,
эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность
ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности, связанных с
экономической наукой.

Асимметрия информации.
Способы решения
проблемы асимметрии
информации.

владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о политике
Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие социальных
институтов российского общества, в том числе поддержку конкуренции, развитие
малого и среднего предпринимательства, внешней торговли, налоговой системы,
финансовых рынков;

Государственная политика
цифровизации экономики в
Российской Федерации.

владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о политике
Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие социальных
институтов российского общества, в том числе поддержку конкуренции, развитие
малого и среднего предпринимательства, внешней торговли, налоговой системы,
финансовых рынков;

Практичес
кая работа

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ed23b0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/f5ed25d6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5ed27a2

11 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Предметные УУД

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Основы экономической науки
1

2

3

4

Институт
предпринимательства и его
роль в экономике. Виды и
мотивы
предпринимательской
деятельности.

владеть знаниями основ экономической науки, включая знания о предмете и
методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в
социальном познании, в постижении и преобразовании социальной
действительности;

Организационно-правовые
формы предприятий.
Малый бизнес.
Франчайзинг. Этика
предпринимательства.
Развитие и поддержка
малого и среднего
предпринимательства в
Российской Федерации.

проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по
направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение
самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности,
выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников,
эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность
ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности, связанных с
экономической наукой.

Экономические цели
фирмы. Показатели
деятельности фирмы.
Выручка и прибыль.

уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научно-публицистического характера, ранжировать
источники социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций
достоверности сведений, проводить с использованием из различных источников
знаний, учебно-исследовательской и проектной работы по экономической
проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов,
осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать
теоретическую и прикладную составляющие работ;

Издержки и их виды
(необратимые издержки,
постоянные и переменные
издержки, средние и

уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при
анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении
ведущих тенденций развития экономической свободы и социальной

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecd1d0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecf408

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecc802

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecd1d0

5

6

предельные издержки).
Предельные издержки и
предельная выручка
фирмы. Эффект масштаба
производства.
Амортизационные
отчисления.
Альтернативная стоимость
и способы финансирования
предприятия.

ответственности субъектов экономики, эффективности мер поддержки малого и
среднего бизнеса, причинах несовершенства рыночной экономики, путей
достижения социальной справедливости в условиях рыночной экономики;

Основные принципы
менеджмента. Основные
элементы маркетинга.
Влияние конкуренции на
деятельность фирмы.
Политика
импортозамещения в
Российской Федерации.

проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по
направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение
самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности,
выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников,
эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность
ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности, связанных с
экономической наукой.

Финансовые институты.
Банки. Банковская система.

уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт
самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия,
использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных
проблем, конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами
социальной действительности, модельными ситуациями, теоретическими
положениями раздела "Основы экономической науки", включая положения о
влиянии массовых коммуникаций на развитие человека и общества, способах
манипуляции общественным мнением, распространенных ошибках в рассуждениях
при ведении дискуссии, различении достоверных и недостоверных сведений при
работе с социальной информацией, возможностях оценки поведения с
использованием нравственных категорий, выборе рациональных способов
поведения людей в экономике в условиях ограниченных ресурсов, особенностях
профессиональной деятельности в экономической сфере, практике поведения на
основе этики предпринимательства, о способах защиты своих экономических прав и
интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного поведения при
пользовании финансовыми услугами и современными финансовыми технологиями,
особенностях труда молодежи в условиях конкуренции на рынке труда;

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecf408

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecc802

7

Центральный банк
Российской Федерации.

владеть навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной
деятельности на публичных мероприятиях;

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecf598

8

9

10

11

Финансовые услуги.
Вклады и кредиты.

Денежная масса и денежная
база. Денежные агрегаты.
Денежный
мультипликатор.

уметь проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и
гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь
самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в
социальной практике, рассматриваемой на примерах материала разделов раздела
"Основы экономической науки";

Практическая
работа

https://m.edsoo
.ru/f5ecc802

уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научно-публицистического характера, ранжировать
источники социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций
достоверности сведений, проводить с использованием из различных источников
знаний, учебно-исследовательской и проектной работы по экономической
проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов,
осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать
теоретическую и прикладную составляющие работ;

Финансовые рынки, их
виды и функции.
Денежный рынок.
Фондовый рынок.

уметь классифицировать и типологизировать: типы рыночных структур,
современные финансовые технологии, методы антимонопольного регулирования
экономики, виды предпринимательской деятельности, показатели деятельности
фирмы, финансовые институты, факторы производства и факторные доходы;

Современные финансовые
технологии. Финансовая
безопасность. Цифровые
финансовые активы.

уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт
самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия,
использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных
проблем, конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами
социальной действительности, модельными ситуациями, теоретическими
положениями раздела "Основы экономической науки", включая положения о
влиянии массовых коммуникаций на развитие человека и общества, способах
манипуляции общественным мнением, распространенных ошибках в рассуждениях
при ведении дискуссии, различении достоверных и недостоверных сведений при
работе с социальной информацией, возможностях оценки поведения с
использованием нравственных категорий, выборе рациональных способов
поведения людей в экономике в условиях ограниченных ресурсов, особенностях

Библиотека
ЦОК

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecd360

Контрольная
работа

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecd5f4

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecd7b6

профессиональной деятельности в экономической сфере, практике поведения на
основе этики предпринимательства, о способах защиты своих экономических прав и
интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного поведения при
пользовании финансовыми услугами и современными финансовыми технологиями,
особенностях труда молодежи в условиях конкуренции на рынке труда;
12

13

14

15

Монетарная политика.
Денежно-кредитная
политика Банка России.

владеть навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной
деятельности на публичных мероприятиях;

Инфляция: причины, виды,
социально-экономические
последствия.
Антиинфляционная
политика в Российской
Федерации.

уметь классифицировать и типологизировать: типы рыночных структур,
современные финансовые технологии, методы антимонопольного регулирования
экономики, виды предпринимательской деятельности, показатели деятельности
фирмы, финансовые институты, факторы производства и факторные доходы;

Государство в экономике.
Экономические функции
государства.

владеть элементами методологии социального познания, включая возможности
цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и
явлений, включая типологизацию, социологические опросы, социальное
прогнозирование, доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как методы
обоснования истины; методы социальной психологии, включая анкетирование,
интервью, метод экспертных оценок, анализ документов для принятия
обоснованных решений, планирования и достижения познавательных и
практических целей, включая решения о создании и использовании сбережений,
инвестиций, способах безопасного использования финансовых услуг, выборе
будущей профессионально-трудовой сферы, о возможностях применения знаний
основ социальных наук в различных областях жизнедеятельности;

Общественные блага (блага
общего доступа, чисто
общественные блага, чисто
частные блага).
Исключаемость и
конкурентность в
потреблении. Способы
предоставления

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ece56c

уметь проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и
гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь
самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в
социальной практике, рассматриваемой на примерах материала разделов раздела
"Основы экономической науки";

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecf408

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ece56c

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecf408

общественных благ.
Несовершенства рыночной
организации хозяйства.
16

17

18

19

Государственное
регулирование рынков.

Внешние эффекты.
Положительные и
отрицательные внешние
эффекты.

уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научно-публицистического характера, ранжировать
источники социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций
достоверности сведений, проводить с использованием из различных источников
знаний, учебно-исследовательской и проектной работы по экономической
проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов,
осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать
теоретическую и прикладную составляющие работ;
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности
цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и
явлений, включая типологизацию, социологические опросы, социальное
прогнозирование, доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как методы
обоснования истины; методы социальной психологии, включая анкетирование,
интервью, метод экспертных оценок, анализ документов для принятия
обоснованных решений, планирования и достижения познавательных и
практических целей, включая решения о создании и использовании сбережений,
инвестиций, способах безопасного использования финансовых услуг, выборе
будущей профессионально-трудовой сферы, о возможностях применения знаний
основ социальных наук в различных областях жизнедеятельности;

Государственный бюджет.
Дефицит и профицит
бюджета. Государственный
долг.

владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии
социальных институтов, их взаимосвязи и взаимовлиянии, изменении их состава и
функций в процессе общественного развития, политике Российской Федерации,
направленной на укрепление и развитие социальных институтов российского
общества, в том числе поддержку конкуренции, развитие малого и среднего
предпринимательства, внешней торговли, налоговой системы, финансовых рынков;

Распределение доходов.
Регулирование степени
экономического
неравенства.
Мультипликаторы

уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт
самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия,
использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных
проблем, конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами
социальной действительности, модельными ситуациями, теоретическими

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ece8aa

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecd950

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecd1d0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecd950

20

бюджетной политики.

положениями раздела "Основы экономической науки", включая положения о
влиянии массовых коммуникаций на развитие человека и общества, способах
манипуляции общественным мнением, распространенных ошибках в рассуждениях
при ведении дискуссии, различении достоверных и недостоверных сведений при
работе с социальной информацией, возможностях оценки поведения с
использованием нравственных категорий, выборе рациональных способов
поведения людей в экономике в условиях ограниченных ресурсов, особенностях
профессиональной деятельности в экономической сфере, практике поведения на
основе этики предпринимательства, о способах защиты своих экономических прав и
интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного поведения при
пользовании финансовыми услугами и современными финансовыми технологиями,
особенностях труда молодежи в условиях конкуренции на рынке труда;

Налоги. Виды налогов.

владеть навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной
деятельности на публичных мероприятиях;

Практическая
работа

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecdaf4

21

22

23

Принципы
налогообложения в
Российской Федерации.
Налогообложение и
субсидирование.
Фискальная политика
государства.

уметь проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и
гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь
самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в
социальной практике, рассматриваемой на примерах материала разделов раздела
"Основы экономической науки";

Экономический рост.
Измерение экономического
роста.

уметь классифицировать и типологизировать: типы рыночных структур,
современные финансовые технологии, методы антимонопольного регулирования
экономики, виды предпринимательской деятельности, показатели деятельности
фирмы, финансовые институты, факторы производства и факторные доходы;

Основные
макроэкономические
показатели: валовой
национальный продукт
(ВНП), валовый
внутренний продукт (ВВП).
Индексы цен. Связь между

уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при
анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении
ведущих тенденций развития экономической свободы и социальной
ответственности субъектов экономики, эффективности мер поддержки малого и
среднего бизнеса, причинах несовершенства рыночной экономики, путей
достижения социальной справедливости в условиях рыночной экономики;

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecdd38

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ece328

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecea80

показателями ВВП и ВНП.
Реальный и номинальный
валовый внутренний
продукт.
24

25

26

27

Факторы долгосрочного
экономического роста.
Рынок благ.

Совокупный спрос и
совокупное предложение.

Экономические циклы.
Фазы экономического
цикла.

Причины циклического
развития экономики.
Значение совокупного
спроса и совокупного

владеть элементами методологии социального познания, включая возможности
цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и
явлений, включая типологизацию, социологические опросы, социальное
прогнозирование, доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как методы
обоснования истины; методы социальной психологии, включая анкетирование,
интервью, метод экспертных оценок, анализ документов для принятия
обоснованных решений, планирования и достижения познавательных и
практических целей, включая решения о создании и использовании сбережений,
инвестиций, способах безопасного использования финансовых услуг, выборе
будущей профессионально-трудовой сферы, о возможностях применения знаний
основ социальных наук в различных областях жизнедеятельности;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии
социальных институтов, их взаимосвязи и взаимовлиянии, изменении их состава и
функций в процессе общественного развития, политике Российской Федерации,
направленной на укрепление и развитие социальных институтов российского
общества, в том числе поддержку конкуренции, развитие малого и среднего
предпринимательства, внешней торговли, налоговой системы, финансовых рынков;
объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость комплексного подхода к
изучению социальных явлений и процессов, знать ключевые темы, исследуемые
этими науками, в том числе таких вопросов, как экономика как объект изучения
экономической теорией, факторы производства и субъекты экономики,
экономическая эффективность, типы экономических систем, экономические
функции государства, факторы и показатели экономического роста, экономические
циклы, рыночное ценообразование, экономическое содержание собственности,
финансовая система и финансовая политика государства;
объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость комплексного подхода к
изучению социальных явлений и процессов, знать ключевые темы, исследуемые
этими науками, в том числе таких вопросов, как экономика как объект изучения
экономической теорией, факторы производства и субъекты экономики,

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecec2e

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecf7aa

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecf7aa

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecf962

28

29

30

31

32

предложения для
циклических колебаний и
долгосрочного
экономического роста.

экономическая эффективность, типы экономических систем, экономические
функции государства, факторы и показатели экономического роста, экономические
циклы, рыночное ценообразование, экономическое содержание собственности,
финансовая система и финансовая политика государства;

Мировая экономика.

владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии
социальных институтов, их взаимосвязи и взаимовлиянии, изменении их состава и
функций в процессе общественного развития, политике Российской Федерации,
направленной на укрепление и развитие социальных институтов российского
общества, в том числе поддержку конкуренции, развитие малого и среднего
предпринимательства, внешней торговли, налоговой системы, финансовых рынков;

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecfce6

Международное разделение объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость комплексного подхода к
труда.
изучению социальных явлений и процессов, знать ключевые темы, исследуемые
этими науками, в том числе таких вопросов, как экономика как объект изучения
экономической теорией, факторы производства и субъекты экономики,
экономическая эффективность, типы экономических систем, экономические
функции государства, факторы и показатели экономического роста, экономические
циклы, рыночное ценообразование, экономическое содержание собственности,
финансовая система и финансовая политика государства;
Внешняя торговля.
Сравнительные
преимущества в
международной торговле.
Государственное
регулирование внешней
торговли.

уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при
анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении
ведущих тенденций развития экономической свободы и социальной
ответственности субъектов экономики, эффективности мер поддержки малого и
среднего бизнеса, причинах несовершенства рыночной экономики, путей
достижения социальной справедливости в условиях рыночной экономики;

Экспорт и импорт товаров
и услуг.

владеть знаниями основ экономической науки, включая знания о предмете и
методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в
социальном познании, в постижении и преобразовании социальной
действительности;

Квотирование.
Международные расчеты.
Платежный баланс.

владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии
социальных институтов, их взаимосвязи и взаимовлиянии, изменении их состава и

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ecfe62

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ed1bcc

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f5ed218a
Контрольная
работа

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo

33

34

Валютный рынок.

Возможности применения
экономических знаний.
Особенности
профессиональной
деятельности в
экономической сфере.

функций в процессе общественного развития, политике Российской Федерации,
направленной на укрепление и развитие социальных институтов российского
общества, в том числе поддержку конкуренции, развитие малого и среднего
предпринимательства, внешней торговли, налоговой системы, финансовых рынков;

.ru/f5ed23b0

владеть знаниями основ экономической науки, включая знания о предмете и
методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в
социальном познании, в постижении и преобразовании социальной
действительности;

Библиотека
ЦОК

проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по
направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение
самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности,
выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников,
эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность
ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности, связанных с
экономической наукой.

https://m.edsoo
.ru/f5ed25d6

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed27a2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».