Рабочая программа внеурочной деятельности « Первые шаги в мир науки математики»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Рассмотрено и
согласовано на
заседании
педагогического
совета
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №16
Кнор О.В.
Приказ № 237-д
от 31.08.2023 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 311E919677FB891BAC672F354CE3E668
Владелец: Кнор Ольга Владимировна
Действителен: с 27.09.2022 до 21.12.2023

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР НАУКИ МАТЕМАТИКИ»
на уровне начального общего образования
срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)

Разработчик программы:
Колобова Лариса Сергеевна, учитель первой КК

Карпинск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мир
науки математики» составлена на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарта) к
результатам освоения и к структуре основной образовательной программы начального
общего образования с учётом основной образовательной программы начального общего
образования и программы воспитания МАОУ СОШ №16.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической
ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца,
проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и
развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети
учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер
изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от
вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться,
задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся,
для

формирования

элементов

логической

и

алгоритмической

грамотности,

коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм
организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на
занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными
навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель курса: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи курса:
Обучающие:


развитие мотивации и расширение кругозора обучающихся в

различных областях элементарной математики;


обучение правильному применению математической терминологии и

умелому использованию символики;



развитие мышления в процессе формирования основных приемов

мыслительной

деятельности:

анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения,

классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать
несложные выводы;


формирование навыков применения полученных знаний и умений в

процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Воспитывающие:


формирование

и

развитие

коммуникативных

умений:

умение

общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать
мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;


развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко

и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения.
Развивающие:


развитие психических познавательных процессов: различных видов

памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;


развитие мелкой моторики рук и глазомера;



формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре-

шать нестандартные задачи.
Общая характеристика курса
Курс «Первые шаги в мир науки математики» учитывает возрастные особенности
младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности
учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены
подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров»
деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу
в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах
классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между
детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк»,
«Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах
постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут
принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в
1 классе), по 40 минут во 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–
4-х классов.
Курс внеурочной деятельности «Первые шаги в мир науки математики» рассчитан
на общую учебную нагрузку в объёме 135 часов: 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2, 3 и в 4
классах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

I.

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР НАУКИ МАТЕМАТИКИ»
Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Первые шаги в мир науки математики»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
-

применение

правил

совместной

деятельности,

проявление

способности

договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-

использование

полученных

знаний

в

продуктивной

и

преобразующей

деятельности, в разных видах художественной деятельности
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в
том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметными

результатами

является

формирование

следующих

универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);

- устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.
Совместная деятельность:
- участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого; справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
- выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека
иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты
с учётом этики общения.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы.
Коммуникативные УУД:

-

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;

- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;

- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка, современных средств коммуникации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР НАУКИ МАТЕМАТИКИ»

К концу обучения обучающийся научится:

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие
знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные,
выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи; конструировать несложные задачи;

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин) и
из развёрток;

- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР НАУКИ МАТЕМАТИКИ»
Содержание программы «Первые шаги в мир науки математики» направлено на
воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости,
умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу
творчески.

Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей

применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие
гипотезы;

—формирование

пространственных

представлений

и

пространственного

воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних
гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих
числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных
чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров:
поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий:
отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается
одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой
(в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья
сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не
собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц
рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и
ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд
дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на
одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в
пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской
бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика
и конструирование».
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными,
некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов
(алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и
задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых
чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление
аналогичных задач

и

заданий.

Нестандартные

задачи.

Использование

знаково-

символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи,
решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке
готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на
доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ +
ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов
решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения;
число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по
заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение
собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности
в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение
деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части
фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в
соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов
решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и
составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск
заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих
геометрическую

наблюдательность.

Распознавание

(нахождение)

окружности

на

орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу,

по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,
параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр
(по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный»
конструктор;
—набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и
мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия
«Математика и конструирование».

Тематическое планирование

Класс

1
класс

Темы

Количество часов

Числа. Арифметические действия. Величины.
Мир занимательных задач
Геометрическая мозаика

Числа. Арифметические действия. Величины
2
класс Мир занимательных задач
Геометрическая мозаика
Числа. Арифметические действия. Величины.
3
класс Мир занимательных задач
Геометрическая мозаика
Числа. Арифметические действия. Величины
4
класс Мир занимательных задач
Геометрическая мозаика

17
3
13
Итого:33
15
7
12
Итого:34
22
7
5
Итого: 34
16
12
6
Итого: 34
135ч.

Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ №
Дата
п/п урока
1

1

Тема

Содержание

Геометрическая мозаика (5 ч)
Математика — это
Игра «Муха» («муха» перемещается по
интересно. Решение
командам «вверх», «вниз», «влево»,
нестандартных задач.
«вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

2

2

3

3

4

4

5

5

6

1

7

2

8

1

9

1

10

2

11

1

12

2

Танграм: древняя
китайская головоломка

Составление картинки с заданным
разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без
заданного разбиения. Проверка
выполненной работы.
Путешествие точки
Построение рисунка (на листе в клетку)
в
соответствии
с
заданной
последовательностью
шагов
(по
алгоритму).
Проверка
работы.
Построение собственного рисунка и
описание его шагов.
Игры с кубиками
Подсчёт числа точек на верхних гранях
выпавших кубиков (у каждого два
кубика). Взаимный контроль.
Танграм: древняя
Составление картинки с заданным
китайская головоломка
разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без
заданного разбиения.
Составление
картинки,
представленной
в
уменьшенном масштабе. Проверка
выполненной работы.
Числа. Арифметические действия. Величины (2 ч)
Волшебная линейка
Сведения из истории математики:
Шкала линейки
история возникновения линейки.
Праздник числа 10
Игры: «Задумай число», «Отгадай
задуманное число». Восстановление
примеров: поиск цифры, которая
скрыта.
Геометрическая мозаика (1 ч)
Конструирование
Составление
многоугольников
с
многоугольников из
заданным разбиением на части; с
деталей танграма
частично заданным разбиением на
части; без заданного разбиения.
Составление
многоугольников,
представленных
в
уменьшенном
масштабе.
Проверка выполненной
работы.
Числа. Арифметические действия. Величины (2 ч)
Игра-соревнование
Найти, показать и назвать числа по
«Весёлый счёт»
порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20
расположены в таблице (4 × 5) не по
порядку, а разбросаны по всей таблице.
Игры с кубиками
Подсчёт числа точек на верхних гранях
выпавших кубиков (у каждого два
кубика). Взаимный контроль.
Геометрическая мозаика (3 ч)
Конструктор
Знакомство с конструктором, схемойинструкцией и алгоритмами
построения конструкций.
Сбор модели по схеме
Выполнение постройки по
собственному замыслу.

13

3

14

1

15

1

16

2

17

1

18

1

19

1

20

2

21

3

22

4

23

5

24

6

25

1

26

1

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих
геометрическую наблюдательность.
Числа. Арифметические действия. Величины (1 ч)
Математические игры
Построение
«математических»
пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Вычитание в пределах 10».
Геометрическая мозаика (2 ч)
«Спичечный»
Построение конструкции по заданному
конструктор
образцу.
«Спичечный»
Перекладывание нескольких спичек в
конструктор. Задачи
соответствии с условиями. Проверка
выполненной работы.
Мир занимательных задач (1 ч)
Задачи-смекалки
Задачи с некорректными данными.
Задачи,
допускающие
несколько
способов решения.
Геометрическая мозаика (1 ч)
Прятки с фигурами
Поиск заданных фигур в фигурах
сложной конфигурации. Работа с
таблицей «Поиск треугольников в
заданной фигуре.
Числа. Арифметические действия. Величины (6 ч)
Математические игры.
Построение
«математических»
пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание
в пределах 10», «Вычитание в пределах
20».
Числовые головоломки
Решение и составление ребусов,
содержащих
числа.
Заполнение
числового кроссворда (судоку).
Математическая карусель Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы,
математические
головоломки, занимательные задачи.
Математическая карусель Работа в «центрах» деятельности:
(продолжение)
конструкторы,
математические
головоломки, занимательные задачи.
Уголки
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков:
по образцу, по собственному замыслу.
Игра в магазин.
Монеты Сложение и вычитание в
пределах 20.
Геометрическая мозаика (1 ч)
Конструирование фигур Составление
фигур
с
заданным
из деталей танграма.
разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без
заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном
масштабе.
Проверка выполненной
работы.
Числа. Арифметические действия. Величины (3 ч)
Игры с кубиками
Сложение и вычитание в пределах 20.
Подсчёт числа точек на верхних гранях

27

2

28

3

29

1

30

2

31

1

32

2

33

3

выпавших кубиков (у каждого два
кубика). На гранях первого кубика
числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго
— числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный
контроль.
Математическое
Вычисления в группах. Первый ученик
путешествие
из числа вычитает 3; второй —
прибавляет 2, третий — вычитает 3, а
четвёртый — прибавляет 5. Ответы к
четырём раундам записываются в
таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9
– 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и
т. д.
Математические игры
«Волшебная палочка», «Лучший
лодочник», «Гонки с зонтиками»
Мир занимательных задач (2 ч)
Секреты задач
Решение задач разными способами.
Решение нестандартных задач.
Математическая карусель Работа в группах деятельности:
конструкторы,
математические
головоломки, занимательные задачи.
Числа. Арифметические действия. Величины (3 ч)
Числовые головоломки
Решение и составление ребусов,
содержащих
числа.
Заполнение
числового кроссворда (судоку).
Математические игры
Построение
«математических»
пирамид: «Сложение в пределах 20».
Математические игры
«Вычитание в пределах 20».

2 класс
№ №
Дата
п/п урока
1

1

2

2

3

1

4

1

5

1

6

1

7

2

8

3

9

1

10

2

11

1

12

2

Тема

Содержание

Геометрическая мозаика (2 ч)
«Удивительная
Геометрические узоры. Симметрия.
снежинка»
Закономерности в узорах. Работа с
таблицей «Геометрические узоры.
Симметрия»
Крестики-нолики
Числа. Арифметические действия. Величины (1 ч)
Математические игры
Игры «Волшебная палочка», «Лучший
лодочник» (сложение, вычитание в
пределах 20). Числа от 1 до 100. Игра
«Русское
лото».
Построение
математических пирамид: «Сложение и
вычитание в пределах 20 (с переходом
через разряд)».
Геометрическая мозаика (1 ч)
Прятки с фигурами
Поиск заданных фигур в фигурах
сложной конфигурации. Решение задач
на деление заданной фигуры на равные
части
Мир занимательных задач (1 ч)
Секреты задач
Решение
нестандартных
и
занимательных задач. Задачи в стихах.
Геометрическая мозаика (3 ч)
«Спичечный»
Построение конструкции по заданному
конструктор
образцу.
«Спичечный»
Перекладывание нескольких спичек в
конструктор
соответствии с условиями. Проверка
выполненной работы.
Геометрический
Конструирование многоугольников из
калейдоскоп.
заданных элементов.
Танграм.
Составление картинки без разбиения на
части и представленной в уменьшенном
масштабе.
Числа. Арифметические действия. Величины (2 ч)
Числовые головоломки
Решение и составление ребусов,
содержащих
числа.
Заполнение
числового кроссворда (судоку).
«Шаг в будущее»
Конструкторы: «Спички», «Полимино»
из электронного учебного пособия
«Математика и конструирование».
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший
лодочник», «Чья сумма больше?».
Геометрическая мозаика (4 ч)
Геометрия вокруг нас
Решение
задач,
формирующих
геометрическую наблюдательность
Путешествие точки.
Построение геометрической фигуры
(на листе в клетку) в соответствии с

13

3

14

4

15

1

16

2

17
18

3
4

19

5

20

1

21

1

заданной последовательностью шагов
(по алгоритму). Проверка работы.
Построение собственного рисунка и
описание его шагов.
«Шаг в будущее»
Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и
мозаики», «Весы» из электронного
учебного пособия «Математика и
конструирование». Игры: «Волшебная
палочка», «Лучший лодочник», «Чья
сумма больше?», «Гонки с зонтиками»
и др.
Тайны окружности
Радиус
(центр)
окружности.
Окружность.
Распознавание
(нахождение)
окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание)
орнамента
с
использованием циркуля (по образцу,
по собственному замыслу).
Числа. Арифметические действия. Величины (5ч)
Математическое
Вычисления в группах. Первый ученик
путешествие
из числа вычитает 14; второй —
прибавляет 18, третий — вычитает 16, а
четвёртый — прибавляет 15. Ответы к
пяти раундам записываются. 1-й раунд:
34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22
22 + 15 = 37
«Новогодний серпантин» Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы,
электронные
математичес
игры
(работа
на
компьютере),
математические
головоломки, занимательные задачи.
«Новогодний серпантин»
Математические игры
Построение математических пирамид:
«Сложение
в
пределах
100»,
«Вычитание в пределах 100». Работа с
палитрой — основой с цветными
фишками и комплектом заданий к
палитре по теме «Сложение и
вычитание до 100».
«Часы нас будят по
Определение времени по часам с
утрам…»
точностью до часа. Конструктор
«Часы» из электронного учебного
пособия
«Математика
и
конструирование».
Геометрическая мозаика (1 ч)
Геометрический
Задания на разрезание и составление
калейдоскоп
фигур.
Мир занимательных задач (2 ч)
Головоломки.
Восстановление примеров: объяснить,
Расшифровка
какая цифра скрыта; проверить,
закодированных слов.
перевернув карточку.

22

2

23

1

24

2

25

3

26

4

27

5

28

6

29

7

30

1

31

1

32

2

33

3

34

4

Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими
либо некорректными данными.
Нестандартные задачи
Числа. Арифметические действия. Величины (7 ч)
«Что скрывает сорока?»
Решение и составление ребусов,
содержащих числа: ви3на, 100л,
про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия
и др.
Интеллектуальная
Работа в «центрах» деятельности:
разминка
конструкторы,
электронные
математические игры математические
головоломки, занимательные задачи.
Дважды два — четыре.
Игра «Говорящая таблица
Таблица умножения
умножения». Игра «Математическое
однозначных чисел
домино». Математические пирамиды:
«Умножение», «Деление».
Дважды два — четыре
Игра «Говорящая таблица
умножения». Игра «Математическое
домино». Математические пирамиды:
«Умножение», «Деление».
Игры с кубиками на
У каждого два кубика.
Запись
умножение
результатов умножения чисел (числа
точек) на верхних гранях выпавших
кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не
собьюсь». Задания по теме «Табличное
умножение и деление чисел» из
электронного
учебного
пособия
«Математика и конструирование».
В царстве смекалки
Сбор
информации
и
выпуск
математической газеты (работа в
группах).
Интеллектуальная
Работа в «центрах» деятельности:
разминка
конструкторы,
электронные
математические игры, математические
головоломки, занимательные задачи.
Геометрическая мозаика (1 ч)
Составь квадрат.
Задания
на
составление
Прямоугольник. Квадрат. прямоугольников
(квадратов) из заданных частей.
Мир занимательных задач (4 ч)
Мир занимательных
Нестандартные задачи. Задачи и
задач
задания, допускающие нестандартные
решения. Обратные задачи и задания.
Задача «о волке, козе и капусте».
Задачи, имеющие
Задачи и задания, допускающие
несколько решений
нестандартные решения.
Математические фокусы Отгадывание
задуманных
чисел.
Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и
др. (ходом шахматного коня).
Математическая эстафета Решение
олимпиадных
задач
(подготовка к международному кон-

курсу «Кенгуру»).

3 класс
№ №
п/п урока
1

1

2

1

3

1

4
5

1
2

6

3

7

1

8

2

9

3

10

1

Дата

Тема

Содержание

Мир занимательных задач (1 ч)
Интеллектуальная
Решение
олимпиадных
задач
разминка
международного конкурса «Кенгуру».
Числа. Арифметические действия. Величины (1 ч)
«Числовой» конструктор Числа от 1 до 1000. Составление
трёхзначных чисел с помощью
комплектов карточек с числами: 1) 0, 1,
2, 3, 4, …, 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, …,
90; 3) 100, 200, 300, 400, …, 900.
Геометрическая мозаика (1 ч)
Геометрия вокруг нас
Конструирование многоугольников из
одинаковых треугольников
Мир занимательных задач (3 ч)
Волшебные переливания Задачи на переливание
В царстве смекалки
Сбор
информации
и
выпуск
математической газеты (работа в
группах).
Решение нестандартных Сбор
информации
и
выпуск
задач (на «отношения»)
математической газеты (работа в
группах).
Геометрическая мозаика (3 ч)
«Шаг в будущее»
Игры:
«Крестики-нолики
на
бесконечной доске», «Морской бой» и
др., конструкторы «Монтажник»,
«Строитель», «Полимино», «Паркеты»
и мозаики» и др. из электронного
учебного пособия «Математика и
конструирование».
«Спичечный»
Построение
конструкции
по
конструктор
заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с
условием. Проверка выполненной
работы.
«Спичечный»
Построение конструкции по
конструктор
заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с
условием. Проверка выполненной
работы.
Числа. Арифметические действия. Величины (12 ч)
Числовые головоломки
Решение и составление ребусов,
содержащих
числа.
Заполнение
числового кроссворда (судоку).

11

2

Интеллектуальная
разминка

12

3

Интеллектуальная
разминка

13

4

Математические фокусы

14

5

Математические игры

15

6

Секреты чисел

16

7

Математическая копилка

17

8

Математическое
путешествие

18

9

Выбери маршрут

19

10

Числовые головоломки

20

11

В царстве смекалки

Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы, электронные
математические игры (работа на
компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы, электронные
математические игры (работа на
компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
Порядок выполнения действий в
числовых выражениях (без скобок, со
скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1
знаками действий так, чтобы в ответе
получилось 1, 2, 3, 4, …, 15.
Построение математических пирамид:
«Сложение
в
пределах
1000»,
«Вычитание в пределах 1000»,
«Умножение», «Деление». Игры:
«Волшебная
палочка»,
«Лучший
лодочник», «Чья сумма больше?»,
«Гонки с зонтиками».
Числовой палиндром — число,
которое читается одинаково слева
направо и справа налево. Числовые
головоломки: запись числа 24 (30)
тремя одинаковыми цифрами.
Составление сборника числового
материала, взятого из жизни, для
составления задач.
Вычисления в группах: первый ученик
из числа вычитает 140; второй —
прибавляет 180, третий — вычитает
160, а четвёртый — прибавляет 150.
Решения и ответы к пяти раундам
записываются. Взаимный контроль. 1й раунд: 640 – 140 = 500; 500 + 180 =
680; 680 – 160 = 520; 520 + 150= 670.
Единица длины километр.
Составление карты путешествия: на
определённом транспорте по
выбранному маршруту, например
«Золотое кольцо» России, городагерои и др.
Решение и составление ребусов,
содержащих
числа.
Заполнение
числового кроссворда (судоку).
Сбор
информации
и
выпуск
математической газеты (работа в
группах).

21

12

22

1

23

1

24

1

25

2

26

1

27

2

28

3

29

4

30

5

31

6

32

7

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск
математической газеты (работа в
группах).
Мир занимательных задач (1 ч)
Мир занимательных задач Задачи со многими возможными
решениями. Задачи с недостающими
данными, с избыточным составом
условия. Задачи на
доказательство:
найти
цифровое
значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Геометрическая мозаика (1 ч)
Геометрический
Конструирование многоугольников из
калейдоскоп
заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма:
без разбиения изображения на части;
заданного в уменьшенном масштабе.
Мир занимательных задач (2 ч)
Интеллектуальная
Работа в «центрах» деятельности:
разминка задачи
конструкторы,
электронные
математические игры (работа на
компьютере),
математические
головоломки.
Разверни
листок.
От Занимательные задачи и задания на
секунды до столетия
развитие пространственных
представлений.
Числа. Арифметические действия. Величины (9 ч)
Время и его единицы: час, Цена одной минуты. Что происходит
минута, секунда; сутки, за одну минуту в городе (стране, мире).
неделя, год, век.
Сбор информации. Что успевает
сделать ученик за одну минуту, один
час, за день, за сутки?
Одна секунда в жизни Составление
различных
задач,
класса.
используя данные о возрасте своих
родственников.
Числовые головоломки
Решение и составление ребусов,
содержащих
числа.
Заполнение
числового кроссворда (какуро).
Конкурс смекалки
Задачи в стихах. Задачи-шутки.
Задачи-смекалки.
Это было в старину
Старинные русские меры длины и
массы: пядь, аршин, вершок, верста,
пуд, фунт и др. Решение старинных
задач.
Математические фокусы
Алгоритм умножения (деления)
трёхзначного числа на однозначное
число. Поиск «спрятанных» цифр в
записи решения.
Энциклопедия
математических
развлечений

33

8

34

9

Составление
сборника Использование разных источников
занимательных заданий.
информации (детские познавательные
журналы, книги и др.).
Математический
Итоговое занятие — открытый
лабиринт
интеллектуальный марафон.
Подготовка к международному
конкурсу «Кенгуру».

Календарное планирование 4 класс 2019-2020 уч. год
№ №
п/п урока

Дата

1

1

05.09

2

1

3

1

4

2

5

1

6

2

7

1

8

2

9

3

10

1

Тема

Содержание

Мир занимательных задач (1 ч)
Интеллектуальная
Решение олимпиадных задач
разминка
Числа. Арифметические действия. Величины (1 ч)
12.09 Числа-великаны
Как велик миллион? Что такое гугол?
Мир занимательных задач (2 ч)
19.09 Мир занимательных задач Задачи со многими возможными
решениями. Задачи с недостающими
данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство:
найти цифровое значение букв в
условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
26.09 Кто что увидит?
Задачи и задания на развитие
пространственных представлений.
Числа. Арифметические действия. Величины (2 ч)
03.10 Римские цифры
Занимательные задания с римскими
цифрами.
10.10 Числовые головоломки
Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку,
какуро).
Мир занимательных задач (3 ч)
17.10 Секреты задач
Задачи в стихах повышенной
сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
24.10 В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск
математической газеты (работа в
группах).
07.11 Математический марафон Решение задач международного
конкурса «Кенгуру».
Геометрическая мозаика (2 ч)
14.11 «Спичечный»
Построение
конструкции
по
конструктор
заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с
условиями. Проверка выполненной
работы.

11

2

12

1

13

2

14

3

15

1

16

2

17

3

Построение конструкции по
заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с
условиями. Проверка выполненной
работы.
Числа. Арифметические действия. Величины (3 ч)
28.11 Выбери маршрут
Единица
длины
километр.
Составление карты путешествия: на
определённом
транспорте
по
выбранному маршруту. Определяем
расстояния между городами и сёлами.
05.12 Интеллектуальная
Работа в «центрах» деятельности:
разминка
конструкторы, электронные
математические игры (работа на
компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
12.12 Математические фокусы
«Открой» способ быстрого поиска
суммы. Как сложить несколько
последовательных чисел натурального
ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12
+ 13 + 14 + 15 + 16 и др.
Геометрическая мозаика (3 ч)
19.12 Занимательное
Моделирование
из
проволоки.
моделирование
Создание
объёмных
фигур
из
развёрток:
цилиндр,
призма
шестиугольная, призма треугольная,
куб,
конус,
четырёхугольная
пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по
выбору учащихся).
26.12 Моделирование
Моделирование
из
проволоки.
геометрических фигур.
Создание
объёмных
фигур
из
развёрток:
цилиндр,
призма
шестиугольная, призма треугольная,
куб,
конус,
четырёхугольная
пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по
выбору учащихся).
16.01 Объёмные фигуры:
Моделирование
из
проволоки.
цилиндр, конус,
Создание
объёмных
фигур
из
пирамида, шар, куб
развёрток:
цилиндр,
призма
шестиугольная, призма треугольная,
куб,
конус,
четырёхугольная
пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по
выбору учащихся).
Числа. Арифметические действия. Величины (7 ч)
21.11

«Спичечный»
конструктор. Фигуры

23.01

Математическая копилка

2

09.04

Интеллектуальная
разминка

29

3

16.04

30

1

23.04

18

1

19

2

20

3

21

4

22

5

23
24

6
7

25

1

26

2

27

1

28

Составление сборника числового
материала, взятого из жизни для
составления задач.
30.01 Какие слова спрятаны в Поиск в таблице (9 × 9) слов,
таблице?
связанных с математикой. (Например,
задания № 187, 198 в рабочей тетради
«Дружим с математикой» 4 класс.)
06.02 «Математика — наш Задачи, решаемые перебором
друг!»
различных вариантов. «Открытые»
задачи и задания (придумайте
вопросы и ответьте на них). Задачи и
задания по проверке готовых
решений, в том числе неверных.
13.02 Решай, отгадывай, считай Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5,
соединить их знаками действий так,
чтобы в ответе получилось 0, 10, 20,
30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом
стоящие цифры можно считать за
одно число. Там, где необходимо,
можно использовать скобки.
20.02 В царстве смекалки
Сбор
информации
и
выпуск
математической газеты (работа в
группах).
27.02 Числовые головоломки
05.03 Решение и составление Заполнение числового кроссворда
ребусов,
содержащих (судоку, какуро)
числа
Мир занимательных задач (2 ч)
12.03 Мир занимательных задач Запись решения в виде таблицы.
Задачи с недостающими данными, с
избыточным составом условия.
19.03 Задачи
со
многими Задачи на доказательство: найти
возможными решениями цифровое значение букв в условной
записи.
Числа. Арифметические действия. Величины (3 ч)
02.04 Математические фокусы
Отгадывание
задуманных
чисел:
«Отгадай
задуманное
число»,
«Отгадай число и месяц рождения» и
др
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы,
электронные
математические
игры),
математические
головоломки,
занимательные задачи.
Интеллектуальная
Решение логических, нестандартных
разминка
задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.
Мир занимательных задач (2 ч)
Блиц-турнир по решению Математика в спорте. Создание
задач
сборника числового материала для
составления задач.

31

1

30.04

32

1

07.05

33

1

14.05

34

1

21.05

Математическая копилка

Поиск квадратов в прямоугольнике 2
×5 см (на клетчатой части листа).
Какая пара быстрее составит (и
зарисует) геометрическую фигуру?
Геометрическая мозаика (1 ч)
Геометрические фигуры Интеллектуальный
марафон.
вокруг нас
Подготовка
к
международному
конкурсу «Кенгуру».
Мир занимательных задач (2 ч)
Математический
Задачи-шутки.
Занимательные
лабиринт
вопросы и задачи-смекалки.
Математический
Задачи в стихах. Игра «Задумай
праздник
число».

Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического
мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006.
8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной
школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.
Наглядные и демонстрационные средства обучения
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, …, 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, …, 90;
3) 100, 200, 300, 400, …, 900.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы
умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой
— ответ.
7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
8. Набор «Геометрические тела».
9. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах
10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.
10. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам
«Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.
11. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»: запись стираемым
фломастером результатов действий на прозрачной плёнке.

12. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 4 класса
общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2008.
13. Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М.: Знаток, 2009.
14. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10
п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.:
ВАРСОН, 2010.
15. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас:
методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М.
Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Интерактивная доска.
Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование»,
«Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне
урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического
конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы,
ребусы.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».