Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука экологии»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Рассмотрено и
согласовано на
заседании
педагогического
совета
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №16
Кнор О.В.
Приказ № 237-д
от 31.08.2023 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 311E919677FB891BAC672F354CE3E668
Владелец: Кнор Ольга Владимировна
Действителен: с 27.09.2022 до 21.12.2023

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«АЗБУКА ЭКОЛОГИИ»
на уровне начального общего образования
срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)

Разработчик программы:
Кустова Наталья Борисовна, учитель первой КК

Карпинск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука экологии»
составлена на основе требований Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее — Стандарта) к результатам освоения и к
структуре основной образовательной программы начального общего образования с учётом
Примерной основной образовательной программы начального общего образования и
Примерной программы воспитания на уровне начального общего образования.
Актуальность

разработки

программы

учебного

курса

«Азбука

экологии

определяется формирующимся на современном этапе видением перспектив развития
общества, условий предотвращения глобального экологического кризиса, а также новых
требований к педагогической деятельности. В современных социокультурных условиях
изменяются цели, задачи и содержание экологического образования, акцент переносится на
формирование

экологической

культуры

личности

как

результат

экологического

образования. Экологическое образование – процесс приобщения индивида к культурному
опыту человечества по взаимодействию с окружающей средой.
Программа ориентирована на формирование у обучающихся знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих становление экологического
типа мышления, экологической культуры как необходимого элемента общей культуры
современного человека. На развитие мотивации и готовности, обучающихся повышать
свою экологическую грамотность, осознанно придерживаться здорового и экологически
безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу
как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального
благополучия.
Основная

цель

настоящей

Программы

–

формирование у обучающихся

экологической культуры как нового качества личности, основанного на влиянии на её
интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы; воспитание
чувства ответственности за свои действия в природе, базирующегося на знании
закономерностей протекания природных процессов.
Задачи программы:
1. Формирование у младших школьников системы экологических ценностей как
базового компонента экологической культуры, умения различать универсальные
(всеобщие) и утилитарные ценности.
2. Формирование у обучающихся потребности познания окружающего мира и своих
связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил

(в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым
существам).
3. Формирование экологического сознания, основанного на гуманном, ценностном
отношении к природе.
4. Формирование умений, навыков и опыта применения экологических знаний в
практике взаимодействия с окружающим миром.
5. Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой – природной и
социальной, основу которой составляют духовно-нравственные ценности.
6. Развитие эмоционально-чувственной сферы, эмпатии, нравственно-эстетического
отношения к окружающей среде.
7. Создание условий для формирования и реализации обучающимися активной
созидательной личностной позиции в экологической деятельности, готовности к
самостоятельным

продуктивным

решениям

в

рассчитана

для

ситуациях

нравственно-

экологического выбора.
Возраст участников программы
Программа

«Азбука

экономики»

учащихся

1-4

классов

общеобразовательной школы.
Место курса внеурочной деятельности «Азбука экологии» в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Азбука экологии» включён в часть учебного плана,
формируемую

участниками

образовательных

отношений

для

удовлетворения

индивидуальных потребностей обучающихся. В соответствии со Стандартом часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия для углублённого изучения отдельных обязательных учебных предметов;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся.
Курс внеурочной деятельности «Азбука экологии» рассчитан на общую учебную
нагрузку в объёме 135 часов: 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2, 3 и в 4 классах.

I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«АЗБУКА ЭКОЛОГИИ»

Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность

обучающихся

руководствоваться

традиционными

российскими

социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе

правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
-

применение

правил

совместной

деятельности,

проявление

способности

договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-

использование

полученных

знаний

в

продуктивной

и

преобразующей

деятельности, в разных видах художественной деятельности
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в
том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью
Трудового воспитания:

- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметными

результатами

является

формирование

следующих

универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
- устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.
Совместная деятельность:
- участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого; справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
- выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека
иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты
с учётом этики общения.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы.

Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
Предметные результаты курса внеурочной деятельности «Азбука экологии»:
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов
своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным
ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на
природе;
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и
праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и
природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы
животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае
дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в
разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и
индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей
местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и
опыты под руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к
природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений
и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный
город;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и
своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме и на природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного
края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и
профессий жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные
объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные
объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным
признакам;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать
примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления
внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;

соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания;
безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью
учителя (при необходимости).
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить

примеры

памятников

природы,

культурных

объектов

и

достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и
культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и
уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы,
выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для
объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;

создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе,
человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной
активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в

возможных мошеннических действиях при

общении

в

мессенджерах.
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России
(горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и
периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях
истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
проводить

по

предложенному/самостоятельно

составленному

плану

или

выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с
использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов,
следуя правилам безопасного труда;

распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно
выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и
известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений
и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных
изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за
рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни
человека;
соблюдать

правила

безопасного

поведения

при

использовании

объектов

транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых
центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной
информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать

правила

безопасного

для

здоровья

использования

электронных

образовательных и информационных ресурсов.

II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «АЗБУКА ЭКОЛОГИИ»

Основным источником формирования содержания учебного курса выступает
экологическая культура как синтез научного знания, экологических норм.
Содержание учебного курса обеспечивает становление экологического сознания
обучающегося, совокупности чувств, взглядов и представлений о проблемах взаимосвязей
в природе и в системе взаимоотношений «человек (общество) – природа», о путях их
оптимального решения в соответствии с социальными и природными возможностями.

Данное направление содержания Программы базируется на естественно-научном и
обществоведческом знании, формирующем у младших школьников взвешенное, грамотное
понимание окружающего мира и разумное отношение к явлениям и процессам,
происходящим в нём. Содержание Программы также направлено на формирование
экологической компетентности, которая проявляется в демонстрируемых обучающимся
умении и способности пользоваться экологической информацией, решать творческие
задачи, выполнять проектные работы, анализировать информацию, включаться в
экологическую деятельность, эффективно взаимодействовать с различными социальными
группами. Экологическая компетентность предполагает грамотное и гуманное отношение
к природе, мобилизацию усилий для разрешения экологических проблем, соотнесение
своих целей и способов жизнедеятельности с потребностями общества и природных
сообществ.
Содержание Программы ориентировано на эмоционально-чувственный мир личности
младшего школьника, формирование чувства меры, эстетического отношения к
природному миру. Содержание Программы обеспечивает возможность накопления
обучающимися опыта экологической деятельности, включающей все виды и формы
деятельности людей, в том числе и духовные, эмоционально-интеллектуальные,
нацеленные на достижение гармонии взаимодействия с природой и способствующие
формированию экологического сознания.
Основу содержания Программы составляют базовые экологические понятия: наука
экология (первоначальные представления); место обитания живых существ; условия
существования живых существ; черты приспособленности живых существ к условиям
жизни; взаимосвязи в природе; взаимоотношения живых существ между собой и с
объектами неживой природы; цикличность природных процессов; биоразнообразие.
Данные понятия являются основой для изучения различных экосистем (в том числе
экосистем региона), биосферы, эволюции жизни, циклических природных процессов,
преобразующей деятельности человека, современных экологических проблем локального и
глобального уровня, путей их преодоления, места каждого человека в их решении.
Содержание программы обеспечивает подготовку обучающихся к участию в
международных исследованиях качества естественно-научного образования (например,
TIMSS), предполагающих глубокие знания по ряду вопросов: история Земли, природные
ресурсы, влияние условий окружающей среды на живые организмы, позитивное и
негативное влияние людей на мир природы, виды взаимоотношений живых организмов в
природных сообществах и др.
При составлении Программы использован концентрический принцип построения

содержания. С 1 по 4 класс происходит расширение и углубление представлений
обучающихся по темам программы. Младшие школьники учатся применять освоенные
знания для

решения экологоориентированных

учебно-познавательных и учебно-

практических задач, повседневных проблем, реализуют накопленный опыт при участии в
акциях, конкурсах экологической направленности, издании листовок и т.д.
Первый класс
Что такое экология? Экология – наука о связях между живыми существами и
окружающей их средой, между человеком и природой. Организмы и окружающая среда.
Растения и животные ближайшего окружения. Знакомство с растениями и
животными родного края, особенностями их внешнего вида, жизни, происхождением
названий.
Места обитания и среды обитания растений и животных. Что такое место
обитания. Места обитания знакомых растений и животных: лес, луг, река, город. Среды
обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная.
Условия существования живых организмов. Воздух, вода. Солнце как источник
тепла и света для живых существ. Значение природных компонентов в жизни растений,
животных, человека. Благоприятные и неблагоприятные условия существования живых
организмов. Цикличность природных процессов.
Разнообразие живой природы. Многообразие растений: хвойные и цветковые;
культурные и дикорастущие; строение растений разных мест обитания. Многообразие
животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; дикие и домашние животные; строение
животных, живущих в разных средах обитания. Природное многообразие как ценность и
как условие, без которого невозможно существование человека.
Экологические связи в природе. Экологические связи в природных сообществах (на
примере разных мест обитания, растений и животных родного края). Экологическая
целостность мира (на примере разнообразных экологических связей: между неживой и
живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком). Последствия
нарушения связей в природе. Экологически целесообразное поведение людей в природном
окружении, экологические правила.
Способы охраны природы. Причины возникновения экологических проблем.
Природоохранная деятельность людей.
Человек и природа. Как природа влияет на человека? Красота природы. Что нужно
человеку для жизни. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Источники загрязнения воздуха, воды, почвы.
Второй класс

Что такое экология? Экологические знания как основа деятельности людей по
охране природы. Экологические знания как основа изучения природных сообществ.
Экология леса, луга, почвы, водоёмов. Биоценоз, экосистема.
Растения и животные ближайшего окружения. Что растёт и кто живёт на
пришкольном участке, в парке, у реки. Растения и животные родного края. Наиболее
характерные отличительные признаки схожих видов.
Места обитания и среды обитания растений и животных. Место Земли во
Вселенной и Солнечной системе. Строение Земли. История развития жизни на Земле.
Ископаемые останки.
Места обитания. Составление описания места обитания. Общие черты растений и
животных, живущих в одной из сред обитания: наземно-воздушной, водной, почвенной.
Условия существования живых организмов. Компоненты неживой и живой
природы. Необходимые условия существования живых организмов, роль воздуха, воды,
света, тепла в жизни растений, животных, человека. Черты приспособленности растений,
животных. Поведение животных, обеспечивающее выживание в разных условиях
(миграция, зимняя спячка, гибернация и др.). Сезонные изменения в природе. Цикличность
природных процессов. Причины цикличности. Жизненный цикл животных (детство,
юность, зрелость и старость). Продолжительность различных жизненных стадий и
продолжительность жизни организмов.
Разнообразие живой природы. Многообразие растений: группы растений.
Многообразие животных: группы животных. Грибы, их строение и питание. Разнообразие
грибов.
Многообразие растений и животных в природных сообществах. Биоразнообразие как
основа устойчивости природных сообществ.
Экологические связи в природе. Производство растениями питательных веществ
под действием солнечного света. Выявление экологических связей в природе. Понятия
«цепь питания», «пищевая сеть». Значение знаний о пищевой сети и экологической
пирамиде для охраны природы. Непищевые связи в природе. Определение последствий
нарушения связей в природе. Оценка поведения людей в природном окружении с точки
зрения экологической целесообразности. Составление экологических правил.
Способы охраны природы. Причины возникновения экологических проблем.
Природоохранная деятельность людей. Охраняемые природные территории: заповедники,
национальные парки.
Человек и природа. Современный рельеф Земли. Горные породы. Положительное и
отрицательное влияние человека на природу. Роль человека в сохранении экосистем.

Третий класс
Что такое экология? Экологические знания как основа деятельности людей по
охране природы. Биоценоз, экосистема, биосфера. Биосфера как самая крупная экосистема
Земли. Экосистемы родного края.
Растения и животные ближайшего окружения. Флора и фауна Земли. Влияние
растений и животных на компоненты живой и неживой природы, хозяйственную
деятельность человека (разрушение горных пород растениями, защита растениями почвы
от эрозии, вредители сельскохозяйственных растений и др.).
Места обитания и среды обитания растений и животных. История развития жизни
на Земле. Периодизация развития жизни. Продолжительность формирования биосферы.
Специфика наземно-воздушной, водной, почвенной сред обитания. Соотнесение растений
и животных с определёнными местами и средами обитания, экосистемами. Взаимосвязи
между строением растений, животных, грибов и особенностями среды, в которой они
обитают. Определение особенностей строения организмов, обеспечивающих адаптацию к
среде. Биотические и абиотические факторы среды обитания.
Условия существования живых организмов. Компоненты неживой и живой
природы. Необходимые условия существования живых организмов, роль воздуха, воды,
света, тепла в жизни растений, животных, человека. Черты приспособленности растений,
животных. Сезонные изменения в природе. Цикличность природных процессов.
Круговорот веществ в природе. Круговороты как механизм жизнеобеспечения планеты
Земля.
Разнообразие живой природы. Многообразие растений: группы растений.
Многообразие животных: группы животных. Разнообразие внешнего строения растений,
животных внутри групп. Разнообразие черт приспособленности растений и животных к
жизни в различных средах обитания, условиям жизни. Защитные приспособления у
растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.
Биоразнообразие как основа устойчивости природных сообществ.
Экологические связи в природе. Пища для растений и животных как источник
энергии для жизнедеятельности, роста и развития. Особенности питания животных, группы
животных по типу питания. Роль живых организмов в пищевой цепи. Моделирование
простых пищевых цепей для знакомых экосистем. Экологическая пирамида. Конкуренция
в экосистемах.
Способы охраны природы. Причины возникновения экологических проблем.
Способы решения экологических проблем (на примере проблем загрязнения воды, воздуха,
накопления мусора). Повседневная эколого-ориентированная деятельность.

Человек и природа. Эволюция человека, его место среди других живых организмов.
Адаптация человека к среде обитания. Преобразование человеком природной среды:
естественные и искусственные биоценозы. Город – место обитания человека. Человек и
экологические проблемы. Потребности человека. Что нужно человеку для жизни.
Воздействие

человека

на

окружающий

мир.

Природа

как

природный

ресурс.

Классификация природных ресурсов. Полезные ископаемые. Человек как основной
преобразующий фактор природы, нарушение связей в природе в результате человеческой
деятельности. Естественный круговорот веществ и искусственные материалы.
Четвёртый класс
Что такое экология? Экология. Локальные и глобальные экологические проблемы.
Классификация экологических проблем. Экологические проблемы родного края и пути их
решения.
Растения и животные ближайшего окружения. Черты приспособленности
растений и животных к взаимодействию с биотическими и абиотическими факторами. Роль
определённых организмов в круговороте веществ в экосистеме.
Места обитания и среды обитания растений и животных. Экологические
проблемы, связанные с деятельностью человека по изменению места и среды обитания
растений и животных: деградация и разрушение почв в условиях города, в результате
сельхозработ, отчуждение почв; вырубка лесов; загрязнение водоёмов; опустынивание
земель. Охрана почв, водоёмов, лесов, лугов.
Условия существования живых организмов. Цикличность природных процессов.
Круговороты веществ в природе. Приспособление живых организмов к изменяющимся
условиям.
Разнообразие живой природы. Флора и фауна Земли. Причины и значение видового
разнообразия организмов. Разнообразные черты приспособленности растений и животных
к жизни в различных средах обитания, условиям жизни. Биоразнообразие как основа
устойчивости природных сообществ.
Экологические связи в природе. Глобальный характер экологических проблем
современности (парниковый эффект, вырубка экваториальных лесов, загрязнение вод
Мирового океана). Связь глобальных и локальных экологических проблем. Устойчивость
экосистемы и биосферы. Экологические катастрофы. Анализ и поиск путей решения
экологических проблем региона.
Способы охраны природы. Сокращение численности живых организмов и их
видового разнообразия. Красная Книга России. Причины возникновения экологических
проблем. Потребности человека и решение экологических проблем. Выбор путей решения

экологических проблем. Ограничение потребностей человека – один из путей решения
экологических проблем. Личный вклад каждого человека в решение проблем.
Повседневная эколого-ориентированная деятельность.
Человек и природа. Человек и биосфера. Естественное и антропогенное загрязнение
окружающей среды. Промышленные, сельскохозяйственные, бытовые виды загрязнения.
Экологическая безопасность. Разумные отношения человека и природы. Личный вклад
каждого человека в сохранение природы.

III.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ЭКОЛОГИИ»

КУРСА

Первый класс (33 часа)
№
п/п
1

2

3

Содержание курса
Что такое экология?
Экология – наука о
связях между живыми
существами и
окружающей их средой,
между человеком и
природой. Организмы и
окружающая среда.
Растения и животные
ближайшего окружения.
Знакомство с растениями
и животными родного
края, особенностями их
внешнего вида, жиз-ни,
происхождением
названий.

Места обитания и среды
обитания растений и
животных. Что такое
место обитания. Места
обитания знакомых
растений и животных:
лес, луг, река, город.
Среды обитания:

Формы организации
образовательной
деятельности
Тематические занятия,
образовательные
ситуационные и деловые
игры

Тематические занятия,
учебноисследовательская
деятельность,
наблюдения,
практические занятия в
ближайшем природном и
социоприродном
окружении
Тематические занятия,
экскурсии, наблюдения и
практические занятия в
ближайшем природном и
социоприродном
окружении

Виды деятельности

Коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми,
учебная,
креативная,
рефлексивно-оценочная
деятельность

Учебноисследовательская,
образно­познавательная
,
регулятивная,
общественно полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми
Учебноисследовательская,
образно­познавательная
деятельность,
моделирование,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми,
анализ

4

5

6

наземно-воздушная,
водная, почвенная.
Условия существования
живых
организмов.
Воздух, вода. Солнце как
источник тепла и света
для живых существ.
Значение
природных
компонентов в жизни
растений,
животных,
человека. Благоприятные
и
неблагоприятные
условия существования
живых
организмов.
Цикличность природных
процессов.
Разнообразие
живой
природы. Многообразие
растений: хвойные и
цветковые; культурные и
дикорастущие; строение
растений разных мест
обитания. Многообразие
животных: насекомые,
рыбы, птицы, звери;
дикие
и
домашние
животные;
строение
животных, живущих в
разных средах обитания.
Природное многообразие
как ценность и как
условие, без которого
невозможно
существование человека.
Экологические связи в
природе. Экологические
связи
в
природных
сообществах (на примере
разных мест обитания,
растений и животных
родного
края).
Экологическая
целостность мира (на
примере разнообразных
экологических
связей:

произведений
литературы
Тематические занятия, Учебнонаблюдения в природе, исследовательская,
исследовательская
рефлексивно­оценочная
работа
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми,
анализ
ситуаций

Беседы,
тематические
занятия,
исследовательская
работа,
практические
работы

Учебная,
учебноисследовательская,
игровая,
образно­познавательная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми, работа с
атласамиопределителями,
игровые упражнения

Тематические занятия,
исследовательская
работа, образовательные
ситуационные игры

Учебноисследовательская,
креативная,
игровая,
рефлексивно­оценочная
, общественно полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми

8

7

между неживой и живой
природой, внутри живой
природы,
между
природой и человеком).
Последствия нарушения
связей
в
природе.
Экологически
целесообразное
поведение
людей
в
природном окружении,
экологические правила.
Способы
охраны
природы.
Причины
возникновения
экологических проблем.
Природоохранная
деятельность людей.

Человек и природа. Как
природа
влияет
на
человека?
Красота
природы. Что нужно
человеку для жизни.
Положительное
и
отрицательное влияние
человека на природу.
Источники загрязнения
воздуха, воды, почвы.

Беседы,
тематические
занятия,
образовательные
ситуационные
игры,
экологические акции

Тематические занятия,
беседы, самонаблюдения
и
наблюдения
за
деятельностью людей в
ближайшем природном и
социоприродном
окружении

Рефлексивно­оценочна
я,
регулятивная,
общественно полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми
Учебноисследовательская,
проектная,
рефлексивно­оценочная
,
регулятивная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми

Второй класс (34 часа)
№
п/п
1

Содержание курса
Что такое экология?
Экологические
знания
как основа деятельности
людей
по
охране
природы. Экологические
знания
как
основа
изучения
природных
сообществ.
Экология
леса,
луга,
почвы,
водоёмов.
Биоценоз,

Формы организации
образовательной
деятельности
Тематические занятия,
образовательные
ситуационные,
практические работы

Виды деятельности

Учебная деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми,
моделирование

2

3

4

экосистема.
Растения и животные
ближайшего окружения.
Что растёт и кто живёт на
пришкольном участке, в
парке, у реки. Растения и
животные родного края.
Наиболее характерные
отличительные признаки
схожих видов.

Места обитания и среды
обитания растений и
животных. Место Земли
во
Вселенной
и
Солнечной
системе.
Строение Земли. История
развития жизни на Земле.
Ископаемые останки.
Места
обитания.
Составление описания
места обитания. Общие
черты
растений
и
животных, живущих в
одной из сред обитания:
наземно-воздушной,
водной, почвенной.
Условия существования
живых
организмов.
Компоненты неживой и
живой
природы.
Необходимые
условия
существования
живых
организмов,
роль
воздуха, воды, света,
тепла в жизни растений,
животных,
человека.
Черты
приспособленности
растений,
животных.
Поведение
животных,
обеспечивающее
выживание в разных

Тематические занятия,
экскурсии, практические
занятия в ближайшем
природном
и
социоприродном
окружении,
исследовательская
работа

Тематические занятия,
экскурсии, наблюдения и
практические занятия в
ближайшем природном и
социоприродном
окружении,
фотовыставки

Тематические занятия,
наблюдения в природе,
исследовательская
работа

Учебноисследовательская,
художественнотворческая,
образно­познавательная
,
регулятивная,
общественно полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми
Учебноисследовательская,
проектная,
образно­познавательная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми,
моделирование

Коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми,
рефлексивно­оценочная
,
учебноисследовательская
деятельность

5

6

условиях
(миграция,
зимняя
спячка,
гибернация
и
др.).
Сезонные изменения в
природе.
Цикличность
природных процессов.
Причины цикличности.
Жизненный
цикл
животных
(детство,
юность,
зрелость
и
старость).
Продолжительность
различных жизненных
стадий
и
продолжительность
жизни организмов.
Разнообразие
живой
природы. Многообразие
растений:
группы
растений. Многообразие
животных:
группы
животных. Грибы, их
строение и питание.
Разнообразие грибов.
Многообразие растений
и животных в природных
сообществах.
Биоразнообразие
как
основа
устойчивости
природных сообществ.
Экологические связи в
природе. Производство
растениями питательных
веществ под действием
солнечного
света.
Выявление
экологических связей в
природе. Понятия «цепь
питания»,
«пищевая
сеть». Значение знаний о
пищевой
сети
и
экологической пирамиде
для охраны природы.
Непищевые
связи
в
природе.
Определение

Беседы,
тематические
занятия,
исследовательская
работа,
проведение
конкурсов,
фотовыставок.
практические работы

Учебноисследовательская,
креативная,
игровая
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми

Тематические занятия,
исследовательская
работа, мини­проекты,
дискуссионные клубы,
образовательные
ситуационные
игры,
издание листовок

Тематические занятия,
исследовательская
работа,
образовательные
ситуационные игры

7

8

последствий нарушения
связей в природе. Оценка
поведения
людей
в
природном окружении с
точки
зрения
экологической
целесообразности.
Составление
экологических правил.
Способы
охраны
природы.
Причины
возникновения
экологических проблем.
Природоохранная
деятельность
людей.
Охраняемые природные
территории:
заповедники,
национальные парки.
Человек
и
природа.
Современный
рельеф
Земли. Горные породы.
Положительное
и
отрицательное влияние
человека на природу.
Роль
человека
в
сохранении экосистем.

Беседы,
тематические
занятия,
образовательные
ситуационные
игры,
экологические акции

Рефлексивно­оценочна
я,
регулятивная,
общественно полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми,
издание
листовок

Тематические занятия,
беседы, самонаблюдения
и
наблюдения
за
деятельностью людей в
ближайшем природном и
социоприродном
окружении

Учебноисследовательская,
проектная,
рефлексивно­оценочная
,
регулятивная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми

Третий класс (34 часа)
№
п/п
1

2

Формы организации
Виды деятельности
Содержание курса
образовательной
деятельности
Что такое экология? Тематические занятия, УчебноЭкологические
знания исследовательская
исследовательская,
как основа деятельности работа
игровая,
людей
по
охране
рефлексивно­оценочная
природы.
Биоценоз,
деятельность,
экосистема,
биосфера.
коммуникация
со
Биосфера как самая
сверстниками
и
крупная
экосистема
взрослыми
Земли.
Экосистемы
родного края.
Растения и животные Тематические занятия, Учебно-

3

ближайшего окружения.
Флора и фауна Земли.
Влияние растений и
животных
на
компоненты живой и
неживой
природы,
хозяйственную
деятельность
человека
(разрушение
горных
пород
растениями,
защита
растениями
почвы
от
эрозии,
вредители
сельскохозяйственных
растений и др.).
Места обитания и среды
обитания растений и
животных.
История
развития жизни на Земле.
Периодизация развития
жизни.
Продолжительность
формирования
биосферы.
Специфика
наземно-воздушной,
водной, почвенной сред
обитания. Соотнесение
растений и животных с
определёнными местами
и средами обитания,
экосистемами.
Взаимосвязи
между
строением
растений,
животных, грибов и
особенностями среды, в
которой они обитают.
Определение
особенностей строения
организмов,
обеспечивающих
адаптацию
к
среде.
Биотические
и
абиотические факторы
среды обитания.

экскурсии, практические
занятия в ближайшем
природном
и
социоприродном
окружении, проведение
акций, конкурсов

исследовательская,
образно­познавательная
,
художественнотворческая,
регулятивная,
общественно полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми

Тематические занятия,
экскурсии, наблюдения и
практические занятия в
ближайшем природном и
социоприродном
окружении,
фотовыставки

Учебноисследовательская,
проектная,
образно­познавательная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми,
моделирование

4

5

Условия существования
живых
организмов.
Компоненты неживой и
живой
природы.
Необходимые
условия
существования
живых
организмов,
роль
воздуха, воды, света,
тепла в жизни растений,
животных,
человека.
Черты
приспособленности
растений,
животных.
Сезонные изменения в
природе.
Цикличность
природных процессов.
Круговорот веществ в
природе.
Круговороты
как
механизм
жизнеобеспечения
планеты Земля.
Разнообразие
живой
природы. Многообразие
растений:
группы
растений. Многообразие
животных:
группы
животных. Разнообразие
внешнего
строения
растений,
животных
внутри
групп.
Разнообразие
черт
приспособленности
растений и животных к
жизни
в
различных
средах
обитания,
условиям
жизни.
Защитные
приспособления
у
растений и животных как
проявление тесной связи
организмов
с
окружающей их средой.
Биоразнообразие
как
основа
устойчивости
природных сообществ.

Тематические занятия,
наблюдения в природе,
исследовательская
работа, дискуссионные
клубы

Учебноисследовательская,
рефлексивно­оценочная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми

Беседы,
тематические
занятия,
исследовательская
работа,
проведение
конкурсов, фотовыставок

Учебноисследовательская,
креативная
деятельность,
коммуникация
сверстниками
взрослыми

со
и

6

7

8

Экологические связи в
природе.
Пища
для
растений и животных как
источник энергии для
жизнедеятельности,
роста
и
развития.
Особенности
питания
животных,
группы
животных
по
типу
питания. Роль живых
организмов в пищевой
цепи.
Моделирование
простых пищевых цепей
для знакомых экосистем.
Экологическая
пирамида. Конкуренция
в экосистемах.
Способы
охраны
природы.
Причины
возникновения
экологических проблем.
Способы
решения
экологических проблем
(на примере проблем
загрязнения
воды,
воздуха,
накопления
мусора). Повседневная
экологоориентированная
деятельность.
Человек
и
природа.
Эволюция человека, его
место
среди
других
живых
организмов.
Адаптация человека к
среде
обитания.
Преобразование
человеком
природной
среды: естественные и
искусственные
биоценозы. Город –
место обитания человека.
Человек и экологические
проблемы. Потребности
человека. Что нужно

Тематические занятия,
исследовательская
работа, образовательные
ситуационные
игры,
издание листовок

Учебноисследовательская,
проектная,
художественнотворческая, креативная,
игровая,
рефлексивно­оценочная
, общественно полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми
(проблемно­ценностное
и досуговое общение),
моделирование

Беседы,
тематические
занятия,
образовательные
ситуационные
игры,
виртуальные
путешествия,
экологические
акции,
экологические праздники

Учебная,
игровая,
рефлексивно­оценочная
,
регулятивная,
общественно полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми, труд в быту
и в природе, анализ
ситуаций

Тематические занятия,
беседы, самонаблюдения
и
наблюдения
за
деятельностью людей в
ближайшем природном и
социоприродном
окружении,
проекты,
издание экологических
азбук, акции

Учебноисследовательская,
проектная,
рефлексивно­оценочная
,
регулятивная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми

человеку для жизни.
Воздействие человека на
окружающий
мир.
Природа как природный
ресурс. Классификация
природных
ресурсов.
Полезные ископаемые.
Человек как основной
преобразующий фактор
природы,
нарушение
связей в природе в
результате человеческой
деятельности.
Естественный
круговорот веществ и
искусственные
материалы.

Четвёртый класс (34 часа)
№
п/п
1

2

3

Формы организации
Содержание курса
образовательной
деятельности
Что такое экология? Тематические занятия,
Экология. Локальные и исследовательская
глобальные
работа, дискуссионные
экологические
клубы, образовательные
проблемы.
ситуационные игры
Классификация
экологических проблем.
Экологические
проблемы родного края и
пути их решения.
Растения и животные Тематические занятия,
ближайшего окружения. наблюдения,
Черты
исследовательская
приспособленности
работа,
экологические
растений и животных к форумы,
проведение
взаимодействию
с конкурсов
биотическими
и
абиотическими
факторами.
Роль
определённых
организмов
в
круговороте веществ в
экосистеме.
Места обитания и среды Тематические занятия,
обитания растений и исследовательская
животных.
работа, образовательные
Экологические
ситуационные
игры,
проблемы, связанные с издание листовок
деятельностью человека
по изменению места и
среды обитания растений
и животных: деградация
и разрушение почв в
условиях
города,
в
результате сельхозработ,
отчуждение
почв;
вырубка
лесов;
загрязнение водоёмов;
опустынивание земель.

Виды деятельности

Учебноисследовательская,
игровая,
рефлексивно­оценочная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми,
моделирование
Учебноисследовательская
деятельность,
коммуникация
сверстниками
взрослыми,
моделирование

Учебноисследовательская
деятельность,
коммуникация
сверстниками
взрослыми

со
и

со
и

4

5

6

7

Охрана почв, водоёмов,
лесов, лугов.
Условия существования
живых
организмов.
Цикличность природных
процессов. Круговороты
веществ
в
природе.
Приспособление живых
организмов
к
изменяющимся
условиям.
Разнообразие
живой
природы. Флора и фауна
Земли.
Причины
и
значение
видового
разнообразия
организмов.
Разнообразные
черты
приспособленности
растений и животных к
жизни
в
различных
средах
обитания,
условиям
жизни.
Биоразнообразие
как
основа
устойчивости
природных сообществ.
Экологические связи в
природе. Глобальный
характер экологических
проблем современности
(парниковый эффект,
вырубка экваториальных
лесов, загрязнение вод
Мирового океана). Связь
глобальных и локальных
экологических проблем.
Устойчивость
экосистемы и биосферы.
Экологические
катастрофы. Анализ и
поиск путей решения
экологических проблем
региона.
Способы
охраны
природы.
Сокращение

Тематические занятия,
исследовательская
работа,
экологические
форумы

Учебноисследовательская,
рефлексивно­оценочная
,
проектная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми,
анализ
ситуаций
Тематические занятия, Учебноисследовательская
исследовательская,
работа, образовательные рефлексивно­оценочная
ситуационные
игры, креативная,
игровая
издание брошюр
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми

Тематические занятия,
исследовательская
работа,
практические
занятия в ближайшем
природном окружении,
игры-дебаты,
дискуссионные клубы

Учебноисследовательская,
проектная, креативная,
игровая,
рефлексивно­оценочная
, общественно полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми.

Проекты,
конкурсы Проектная, креативная,
экологических проектов, игровая,

8

численности
живых
организмов
и
их
видового разнообразия.
Красная Книга России.
Причины возникновения
экологических проблем.
Потребности человека и
решение экологических
проблем. Выбор путей
решения экологических
проблем. Ограничение
потребностей человека –
один из путей решения
экологических проблем.
Личный вклад каждого
человека в решение
проблем. Повседневная
экологоориентированная
деятельность.
Человек
и
природа.
Человек и биосфера.
Естественное
и
антропогенное
загрязнение окружающей
среды. Промышленные,
сельскохозяйственные,
бытовые
виды
загрязнения.
Экологическая
безопасность. Разумные
отношения человека и
природы. Личный вклад
каждого
человека
в
сохранение природы.

практические занятия в рефлексивно­оценочная
ближайшем природном , общественно полезная
окружении
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми

Тематические занятия,
исследовательская
работа,
конкурсы
экологической
направленности, деловые
игры, издание буклетов

Учебноисследовательская,
креативная,
игровая,
рефлексивно­оценочная
,
регулятивная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Системная работа по реализации Программы может быть организована по
следующим направлениям:
– создание образовательной среды, ориентированной на формирование у
обучающихся экологической культуры;
– повышение профессиональной компетентности педагогов, специалистов по
вопросам экологического образования младших школьников;
– организация учебной и (или) внеурочной деятельности обучающихся (или

реализация дополнительных образовательных курсов);
– организация взаимодействия с родителями (законными представителями)
обучающихся, социальными партнёрами.
Создание образовательной среды, ориентированной на формирование у
обучающихся экологической культуры, в образовательной организации предполагает
обеспечение материально-технических условий для приобретения необходимых знаний и
опыта.
Для организации образовательной деятельности в форме тематических занятий,
экскурсий, практикумов, праздников, конкурсов, деловых игр необходимо следующее
материально-техническое обеспечение: учебный кабинет; лабораторное оборудование для
проведения экологических исследований; технические средства обучения (ноутбук,
интерактивная доска, принтер, цифровые фото- и видеокамеры); наглядные пособия;
учебная и справочная литература; раздаточные материалы; экранно-звуковые пособия
(аудио- и видеозаписи, видеофильмы; интернет-ресурсы).
Учебно-методическое
обеспечение
учебного
процесса
предусматривает
использование учебных пособий:
«Азбука экологии» с 1 по 4 класс
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 1 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 2 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 3 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В., Харитонова И.Г. Естествознание. Азбука экологии.
4 класс.
Учебник для общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 1 класс. Электронная форма
учебника для общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 2 класс. Электронная форма
учебника для общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 3 класс. Электронная форма
учебника для общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 4 класс. Электронная форма
учебника для общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Естествознание. Методическое пособие для учителей к завершённой предметной
линии учебников Т. В. Шпотовой и др. «Естествознание. Азбука экологии. 1 класс»,
«Естествознание. Азбука экологии. 2 класс», «Естествознание. Азбука экологии. 3 класс»,
«Естествознание. Азбука экологии.
4 класс».
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Книга для учащихся
начальных классов.
- Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга
для учащихся начальных классов.
- Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.
Повышение профессиональной компетентности педагогов, специалистов и
родительской компетентности членов семей (законных представителей) обучающихся
по вопросам экологического образования младших школьников.
Материально-техническое обеспечение используется для проведения лекций,

семинаров, круглых столов, бесед, консультаций по проблемам экологического
просвещения, проведения совещаний по созданию в образовательной организации
общественного совета по реализации Программы. Используются технические средства
обучения (ноутбук, интерактивная доска, принтер), наглядные пособия, раздаточные
материалы, видеотека, интернет-ресурсы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития в
средней школе: теория и практика. – М.: Спутник +, 2009.
2. Воспитание экологической культуры школьников: Пособие для учителя / Под ред.
Б.Т. Лихачева, Н.С. Дежниковой. М., 1997.
3. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические
игры, викторины, экскурсии / Авт.-сост. В.А. Суворова. Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
4. Грешневиков А.Н. Экологический букварь. – М.: ЭКОС-информ, 1995. – 78 с.
5. Дежникова Н.С., Иванова, Л.Ю. Клемяшова Е.М. Воспитание экологической
культуры у детей и подростков: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
– 64 с.
6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: Учеб.пособие для
студентов вузов и учителей. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
7. Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по
формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Метод.
пособие. М.: Образование и экология, 2012.
8. Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома: Кн. для педагогов и
родителей. 2-е изд., перераб. М.: Образование и экология, 2012.
9. Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: Учеб. пособие с
хрестоматией для самообразования педагогов. М.: Образование и экология, 2010.
10. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические
проблемы: Метод. пособие для учителя. М.: Школьная Пресса, 2002. – 112 с.
11. Зыков М.Б. Экологическое воспитание в семейном клубе / Под общей редакцией
А.К. Шульженко// Опыт экологического воспитания: Информационно-методическое
пособие. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2004. С. 102—108.
12. Модели экологического воспитания детей: Метод. пособие для педагогов / Под
обш. ред. Д.Л. Теплова, И.В. Цветковой. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.
13. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996.
14. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учеб.-метод. пособие
для воспитателей детских садов и учителей. Минск: Асар, 1996. – 128 с.
15. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.
пособие для студентов. М., 2002.
16. Новолодская Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной
деятельности учащихся: Учеб.-метод. пособие для студентов вузов. Бийск: ФГБОУ ВПО
«АГАО», 2012. – 248 с.
17. Опыт экологического воспитания: Информационно-методическое пособие / Под
общ. ред. А.К. Шульженко. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004.
18. Петунин О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов,
конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения. Ярославль: Академия
развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 192 с.

19. Самкова В.А. Природа. Человек. Культура. Экологическое образование
школьников: концепция и комплект программ для учащихся III(IV)–(XI) классов. М.:
Некоммерческое партнёрство «Содействие экологическому и химическому образованию»,
2001.
20. Теория и практика современного экологического образования в школе:
Хрестоматия / Сост. А.Н. Захлебный. М.: Образование и экология, 2012.
21. Теплов Д.Л. Теория и практика экологического воспитания школьников в
учреждениях дополнительного образования. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004.
22. Технологии экологического воспитания детей и молодёжи: Метод. пособие / Под
ред. Е.М. Клемяшовой. Ярославль: Аппарель-Полиграфия, 2007.
23. Фарниева М.Г. Становление и развитие детского экологического движения в
России XX века. М., 2004.
24. Цветкова И.В. Экологический светофор: Метод.пособие по воспитанию
экологической культуры детей младшего школьного возраста. М., 2000.
25. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и
методика внеурочной работы. М., 2000.
26. Черезова Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.
пособие. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – 135 с.
27. Чернухин О.А. Организация исследовательской деятельности школьников
естественно-научной и экологической тематики. Образовательные программы.
Новосибирск: Немо-Пресс, 2013. – 80 с.
28. Школьный экологический календарь: Пособие для учителя / Под ред. Н.С.
Дежниковой. М., 2003.
29. Экологическое воспитание детей и молодежи: инновационные формы и
технологии: учебно-методическое пособие / В.В. Дружинин, Е.М. Клемяшова, А.Л.
Кураков, В.А. Самкова и др. М.: ИАЭП; Казань: Познание, 2014.
30. Экологическое образование и воспитание молодежи: учеб.-метод. пособие для
учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования / В.А.
Самкова, Е.М. Клемяшова, В.В. Дружинин и др.; под научн. ред. Л.П. Куракова, О.В.
Олейника. М.: ИАЭП, 2016.
31. Экология и культура: программа экологического воспитания школьников / Под
ред. Дежниковой Н.С. М.: ГосНИИ семи и воспитания, 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».