Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы инфографики»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Рассмотрено и согласовано на
заседании педагогического
совета
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №16
Кнор О.В.
Приказ № 237-д
от 31.08.2023 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 311E919677FB891BAC672F354CE3E668
Владелец: Кнор Ольга Владимировна
Действителен: с 27.09.2022 до 21.12.2023

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ ИНФОГРАФИКИ»
на уровне начального общего образования
срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)

Разработчик программы:
Есаулкова Марина Константиновна, учитель первой КК

Карпинск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная

рабочая

программа

курса

внеурочной

деятельности

«Основы

инфографики» составлена на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения и к
структуре основной образовательной программы начального общего образования с учётом
Примерной основной образовательной программы начального общего образования и
Примерной программы воспитания на МАОУ СОШ №16.
Курс «Основы инфографики» помогает познать художественное наследие разных
времён через освоение творческих методов работы с информацией. Инфографика поновому формулирует цель изучения художественного наследия, определяя его как
творческую деятельность в сфере информации для целей визуальной коммуникации.
Инфографика – это новый подход к освоению художественного наследия с позиций
информационной культуры. Информатизация и визуализация всех сфер деятельности
современного общества – новая реальность. Искусство и его история в контексте
инфографики понимаются как генератор новых знаков и символических объектов.
Инфографика направлена на овеществление внутреннего представления о явлении
или объекте в форме знака. В процессе занятий инфографикой происходит активное
развитие знаково-символического мышления – ключевой компетенции для жизни в
информационном обществе. Формируются особые способности мышления, необходимые
во многих сферах жизни: способности к схематизации, визуализации метафор, навыки
работы с графическими средствами выражения и т. д.
В рамках учебного курса изучается опыт создания визуальных знаковосимволических систем, включая древние пиктографические памятники, историю
изобразительного

искусства,

современные

дизайнерские

практики,

эксперименты

современного изобразительного искусства.
Учебный курс «Основы инфографики» предполагает разные виды учебной
деятельности: приобретение знаний об искусстве (прежде всего изобразительном) как
носителе информации через восприятие и анализ произведений искусства разных времён;
практическая творческая деятельность в материале: создание инфографических объектов
(пиктограмм, схем, планов и т. п.), конструирование и схематизация (рисованная
пиктограмма, каллиграмма, монограмма, диаграмма; соединение, сборка визуального
образа из отдельных готовых деталей); работа со смысловым содержанием, транслируемым
с помощью инфографики; проектная деятельность.
Современное представление об инфографике основано на опыте проектной,
дизайнерской

деятельности,

поэтому

занятия

инфографикой

имеют

проектный

иинтегративный характер. Инфографика даёт возможность ребёнку получать опыт
интеграции разной информации и нескольких типов деятельности в едином проекте.
Потребность в визуальном представлении информации в процессе проектной
образовательной деятельности существует при изучении различных учебных курсов в
школе. Инфографика даёт обучающимся необходимый инструментарий для представления
любого учебного содержания в визуальной форме.
Возраст участников
Программа курса рассчитана для учащихся 1-4 классов общеобразовательной
школы.
Место курса внеурочной деятельности «Основы инфографики» в учебном
плане
Курс внеурочной деятельности «Основы инфографики» включён в часть учебного
плана, формируемую участниками образовательных отношений для удовлетворения
индивидуальных потребностей обучающихся. В соответствии со Стандартом часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия для углублённого изучения отдельных обязательных учебных предметов;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные.
Курс внеурочной деятельности «Основы инфографики» рассчитан на общую
учебную нагрузку в объёме 135 часов: 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2, 3 и в 4 классах.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как
педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к
окружающему миру и умения выражать его как в словесной форме, так и художественными
средствами. Учитель строит занятия таким образом, чтобы от урока к уроку школьники
учились видеть в природе многообразие формы и цвета, ценить красоту простых,
обыденных явлений.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в
процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при
восприятии произведений художников (подлинники, слайды, репродукции), при
обсуждении творческих работ одноклассников. В результате формирования эмоциональнооценочного отношения к работам одноклассников, к собственному творчеству принимает
новые формы и художественно-творческая активность учащихся.
Формирование художественно-творческой активности учащихся в области
изобразительной деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными
приемами творческой деятельности. В этом возрасте для ребенка является проблемой

письмом, и преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом, палочкой
и тушью, углем и грифелем, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы. Живописное
освоение листа большого формата с помощью гуашевых красок и широкой кисти помогает
раскрепоститься и учит легко работать кистью во всех направлениях, свободно
координируя движения руки.
Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание
творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в
процессе

обсуждения

предваряющий

будущей

практическую

работы.

Часто

деятельность,

сам

разговор,

является

непосредственно

толчком,

рождающим

художественный образ в детском творчестве. Стимулируют рождение художественного
образа музыкальный, литературный и визуальный материал.
Овладение

образным

языком

изобразительного

искусства

посредством

формирования художественных знаний, умений и навыков происходит не только в
процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном
с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате
обсуждения детских работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными
художественными материалами, демонстрируемых учителем на уроке. В работе с
учащимися необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже
задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением
технических приемов работы кисточкой, палочкой, карандашом, в первую очередь должны
иметь нравственно-эмоциональную нагрузку.
Материал курса «ИНФОГРАФИКА» представлен в программе следующими
содержательными линиями:
- живопись,
- графика,
- скульптура,
- народное и декоративно-прикладное искусство,
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей –
теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом
возрастных,

психологических

и

индивидуальных

особенностей

обучающихся.

Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития
пространственного и логического мышления.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

- личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка,
- дидактические: наглядность, связь теории с практикой,
- творчества (креативности) : предполагает максимальную ориентацию на творческое
начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта
творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартные решения,
- деятельностно-ориентированные: деятельности, освоение учениками знаний, умений,
навыков преимущественно в форме практической творческой деятельности.
- вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания
возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять
систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит
воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
Ценностные ориентиры содержания данного курса:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе
и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного
художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе
означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания
человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и
приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах
декоративно-прикладного искусства.
Ценность

человека как

разумного

существа,

стремящегося

к

добру,

самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения
здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и
социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей
человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных,
этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым
жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
потребности

творческой

самореализации,

состояния

нормального

человеческого

существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но
свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом
которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к
другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность

патриотизма - одно

из

проявлений

духовной

зрелости

человека,

выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить
Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию
их культур.

I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ИНФОГРАФИКИ»

Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Основы инфографики» характеризуют
готовность

обучающихся

руководствоваться

традиционными

российскими

социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;

- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
-

применение

правил

совместной

деятельности,

проявление

способности

договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-

использование

полученных

знаний

в

продуктивной

и

преобразующей

деятельности, в разных видах художественной деятельности
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в
том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира;

- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметными

результатами

является

формирование

следующих

универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
- устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.
Совместная деятельность:

- участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого; справедливо оценивать результаты деятельности участников,
положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;

- выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека
иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие
конфликты с учётом этики общения.
Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ИНФОГРАФИКИ»:

- формирование первоначальных представлений о коммуникативной функции
искусства и его роли в жизни человека;

- формирование представлений об основах художественного творчества как одной из
основных форм познания мира; формирование основ художественной культуры
обучающихся,

развитие

наблюдательности,

эстетического

зрительной

памяти,

видения

окружающего

ассоциативного

мира,

мышления,

художественного вкуса;

- получение непосредственного опыта художественного самовыражения, развитие
фантазии и творческой воли;

- знакомство с языком визуальной культуры;
- освоение графических средств выражения, форм графической организации
информации, коммуникативных возможностей цветовой символики;

- получение навыков проектного мышления, включающего в себя навыки
пространственного воображения;

- развитие образного мышления;
- формирование навыков систематизации информации, перевода её в знаковую
форму;

- приобретение навыков поэтапного проектного моделирования (изучение и анализ
проектной ситуации; творческий поиск, выраженный в эскизной работе; разработка
деталей и фрагментов; увязывание всех элементов в единую художественноцелостную композицию);

- приобретение опыта работы различными графическими материалами и в разных
техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,
мультипликация и анимация).
II.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ИНФОГРАФИКИ»

1 класс (33ч.)
Наблюдаем и изображаем осень.
Изображение осенних листьев, деревьев, натюрморта из осенних плодов (овощи,
фрукты). Выполнение натюрморта-аппликации. Упражнение на смешивание красок.

В чем красота зимы?
Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента,
правилами его построения. Роспись варежки орнаментом. Изображение снега.
Мы и наши друзья.
Знакомство с работой художника в цирке. Навыки работы с пластилином.
Знакомство с рыбами, изображение рыб. Рисуем дом. Выполнение аппликации собаки.
Рисуем членов семьи.
Какого цвета весна и лето?
Рисуем природу акварелью и гуашью. Знакомство с новыми техниками изображения
– монотипией и «по сырому». Выполнение аппликации весенних цветов из пластилина.
Знакомство с симметрией. Рисунок бабочки.
Тематическое распределение часов
№
п/п

1
2
3

4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14

15
16

Содержание тематического блока

Количество
часов

Умение, вырабатываемые в
результате деятельности
учащихся
Наблюдаем и изображаем осень (7 часов)

Введение в предмет. Все дети
1
Умение правильно
любят рисовать
организовать свое рабочее
место, правильно держать
Мы знакомимся с волшебными
1
кисть, лист бумаги, свободно
красками
работать с карандашом,
Какого цвета осенняя листва?
1
правильно передавать
Коллективная работа «Дерево в
форму, пропорции
осеннем убранстве»
изображаемого.
Осенний букет
1
Ветер в осеннем лесу
1
Осень — пора плодородия. Овощи
1
Осень - пора плодородия. Фрукты
1
В чем красота зимы? (7часов)
Мы готовимся к зиме
1
Умение самостоятельно
рисовать кистью, применять
Коллективная работа «Первый
1
технику разбрызгивания,
снег»
простейшие приемы
Наши зимние забавы
1
росписи.
Наши зимние забавы
1
Морозные узоры
1
Морозные узоры
1
Коллективная работа «Зимний день
1
на природе»
Мы и наши друзья. (10 часов)
Мы в цирке
Мир нашего аквариума. Красивые
рыбы

1
1

Умение передавать в
рисунках пространство,
правильно располагать лист

17
18
19
20
21
22

23
24

Мир нашего аквариума.
Подводный мир
Домик для собачки
Учимся делать из бумаги собачку
Сделаем подарок нашим папам
Рисуем для наших мам, бабушек,
сестер. Портрет «Мамина улыбка»
Рисуем для наших мам, бабушек,
сестер. Коллективная работа
«Чудо-букет»
Лепим любимых животных. Ох уж
эти кошки!
Мы рисуем своих друзей

1
1
1
1
1

бумаги, быть
наблюдательным, рисовать
рыбок, портрет, лепить
животных.

1

1
1

Какого цвета весна и лето? (9 часов)
25
26
27

Какого цвета небо?
Деревья проснулись
Деревья любуются своим

1
1
1

отражением
28
29
30
31
32
33

Красота природы
Мы изображаем весенние цветы
Аппликация «Разноцветные
букашки»
Коллективная работа «Танец
бабочек-красавиц»
Здравствуй, лето! Итоговый урок в
форме игры-путешествия
Экскурсия на природу
итого

1
1
1

Умение видеть и отражать
красоту окружающего мира
в творческой работе,
применять простейшие
приемы при рисовании
кистью (штрих, точка,
волнистые линии).

1
1
1
33

2 класс (34 ч.)
Содержание программы
Чем и как работают художники (8 часов).
Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов.
Открытие их своеобразия, красоты и характера материала. Основные и составные цвета.
Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы,
заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и
впечатлению. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой
и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями
без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный
день. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать
красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и
впечатлению) пастелью или акварелью. Изображение животных родного края из
пластилина по впечатлению и по памяти.
Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов).

Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Изображения животных или
зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей.
Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы
разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. "Мастер Украшения"
учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других
прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
О чем говорит искусство (9 часов).
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение
почувствовать и выразить в изображении характер животного. Выражение характера
человека в изображении; мужской образ в сюжете сказки. Например, "Сказка о царе
Салтане" А.Пушкина дает богатые возможности связи образных решений для всех
последующих тем.Изображение доброго и злого воина.Выражение характера человека в
изображении; женский образ сюжете сказки.Изображение противоположных по характеру
сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс
делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых. Образ человека и его
характер, выраженный в объеме. Создание в объеме образов с ярко выраженным
характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга, Выражение характера человека
через украшение. Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он
такой, какой он или она: смелый воин – защитник или он угрожает. Разными будут
украшения у Царевны Лебедь и Бабы Бабарихи. Украшение вырезанных из бумаги
богатырских
доспехов,
кокошников
заданной
формы,
воротников
(индивидуально).Выражение
намерений
через
украшение.
Украшение
двух
противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого,
пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Аппликация.
Как говорит искусство (9 часов ).
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Изображение угасающего костра – "борьба" тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно
смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по
памяти и впечатлению). "Перо Жар-птицы". Краски смешиваются прямо на листе. Черная
и белая краски не применяются. Изображение ветки с определенным характером и
настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и
могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем,
сангиной. Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже
одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение
летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная).Конструирование или лепка птиц
с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв.
Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки
должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в
форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей.

Тематическое распределение часов
№
п/п

4

Количе Умения, вырабатываемые в
ство
результате деятельности
часов
учащихся
Чем и как работают художники?(8 часов).
Гуашь. Цветочная поляна
1
Умение использовать
выразительные возможности
Гуашь, добавление черной и белой
1
художественные материалы:
краски. Природная стихия
красками, пастелью, бумагой,
Восковые мелки. Букет осени
1
пластилином.
Восковые мелки. Букет осени
1

5

Аппликация из осенних листьев

6

12

Аппликация «Осенний ковер»
1
(коллективная работа)
Графические материалы. Волшебный
1
цветок
Пластилин. Древний мир
1
Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов).
Изображение и реальность. Птицы
1
Умение всматриваться, видеть,
родного края
быть наблюдательным,
фантазировать в создании
Изображение и фантазия.
1
предметов, видеть красоту в
природе.
Изображение и фантазия. Сказочная
1
птица
Украшение и реальность. Паутинка
1

13

Украшение и фантазия. Кружева

1

14

Постройка и реальность. Мой дом

1

15

Постройка и фантазия. Городок1
коробок (коллективная работа)
Постройка и фантазия. Городок1
коробок (продолжение работы)
О чем говорит искусство? ( 9 часов).
Выражение отношения к
1
окружающему миру через
изображение природы. Море
Выражение отношения к
1
окружающему миру через
изображение животных

1
2
3

7
8
9
10
11

16

17

18

Содержание тематического блока

1

Умение выражать свое
отношение к тому, что
изображается в практической
работе, воспринимать оттенки
чувств, характер изображаемого
животного и человека, проявлять

19
20
21
22
23
24

25

26
27

28
29
30
31
32

33

Образ человека и его характер
1
(женский образ)
Образ человека и его характер (в
1
объеме, женский образ)
Образ человека и его характер (в
1
объеме, мужской образ)
Выражение характера человека через
1
украшение
Выражение намерений человека через 1
конструкцию и декор
Выражение намерений человека через 1
конструкцию и декор (сказочный
флот)
Обобщение темы. Космическое
1
путешествие
Как говорит искусство?(9 часов).
Цвет как средство выражения. Теплые 1
и холодные цвета
Цвет как средство выражения. Теплые 1
и холодные цвета. Смешивание с
черным, белым, серым цветами.
Цвет как средство выражения.
1
Автопортрет в теплых тонах.
Цвет как средство выражения.
1
Автопортрет в холодных тонах.
Цвет как средство выражения. Портрет 1
друга.
Линия как средство выражения.
1
Изображение ветки.
Цвет, ритм, композиция — средства
2
выразительности. Весна, шум птиц
(коллективная работа)
Итоговый урок года.
1
итого
34

фантазию при выполнении
творческой работы.

Умение выражать в цвете
настроение, характер предметов,
применять законы композиции,
ритма и пропорции в
изображении объектов.

3 класс (34 ч.)
Содержание программы
Искусство в твоем доме (8 часов)
Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из
которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные
игрушки.
Роль художника в создании посуды. Форма и украшение посуды обусловлены ее
назначением. Работа мастеров Постройки, Украшения, Изображения по изготовлению
посуды: конструкция, форма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов.

Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их
разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный,
повседневный. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Роль мастера
постройки. Растительный, линейный, геометрический характер узора. Колорит платка как
средство выражения.
Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание
образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская, спальня, гостиная. Роль
цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль художника в
создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником
формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детской книги. Роль
обложки, шрифт, буквица.Создание художником поздравительной открытки . Форма
открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие
открыток. Роль выдумки и фантазии.
Искусство на улицах твоего города (7 часов).
Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художникархитектор придумывает дома, определяет, каким им быть.
Архитектура садов и парков. Художник архитектор придумал не только здания, но и
парки. Парки для отдыха, парки- музеи, детские парки.
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве; их назначение и роль в украшении
города. Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников.
Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает
художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах и в
парках. Фонари – украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт-Петербурга и
др.городов.
Роль художников в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города.
Изображение, украшение и постройка при создании витрин. Реклама на улице.
Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение
машины. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды
транспорта помогают создавать художники.
Создание из отдельных работ одного или нескольких панно. Дополнить фигурками
людей, деревьями.
Художник и зрелище (9 часов).
Роль художника в цирке. Цирк - образ радостного, искрометного и волшебного
зрелища. Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности - веселая
тема детского творчества.
Спектакль – вымысел и правда театральной игры. Художник- создатель сценического
мира. Декорации и костюм. Процесс создания театрально-сценического оформления.
Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа.
Искусство маски в театре и на празднике.
Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, ее
конструкция и костюм.
Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство
изображения и текста в плакате. Шрифт.
Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного
украшения: панно, транспаранты, декоративно- праздничные сооружения, иллюминация,
фейерверк, флаги.

Театрализованное представление или спектакль с использованием, сделанных на
занятиях масок, кукол и.т.д.
Художник и музей (10 часов).
Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в
организации и экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея,
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи
родного города.
Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж – изображение природы, жанр
изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И. Левитана, А Саврасова, Н
Рериха, А Куинджи, В Ван Гога.
Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния
души. Роль цвета в пейзаже.
Экологическая тема в плакате. Плакат- призыв к действию. Роль шрифта. Цветовое
решение.
Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины портреты. Портрет человека как
изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение
окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.
Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как
рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение
предметов в пространстве картины.
Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в
исторических картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Учимся
смотреть картины.
Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон.
Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая
скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.
Организация выставки лучших работ за год « Искусство вокруг нас». Выставка – это
всегда событие и праздник общения. Роль художественных выставок.
Тематическое распределение часов
№
п/п

1
2
3
4
5
6

Содержание тематического блока

Количество часов Умения, вырабатываемые в
результате деятельности
учащихся.
Искусство в твоем доме (8 часов).
Твои игрушки придумал художник
1
Умение придумывать,
конструировать и украшать
игрушки, лепить посуду,
Посуда у тебя дома
1
выполнять эскиз и роспись
Мамин платок
1
платка, обоев и штор;
Обои и шторы в твоем доме
1
выполнять иллюстрации к
книге, изготавливать
Твои книжки
1
открытку.
Поздравительная открытка
2

7 Что сделал художник в нашем доме.
Тест№1 «Искусство в твоем доме»

1

Искусство на улицах твоего города (7 часов).
8 Памятники архитектуры – наследие
веков

1

9 Парки, скверы, бульвары

1

10 Ажурные ограды

1

11 Фонари на улицах и в парках

1

12 Витрины магазинов

1

13 Транспорт в городе

1

14 Что сделал художник на улицах моего
города

1

Умение проектировать свой
парк, украшать его
ажурными оградами и
фонарями; оформлять
витрину магазина. Умение
видеть образ в форме
машины.

Художник и зрелище (9 часов).
15 Художник в цирке

1

16 Художник в театре

1

17 Маски

1

18 Театр кукол

2

19 Афиша и плакат

1

20 Праздник в городе

2

21 Школьный праздник-карнавал

1

Умение создавать
атмосферу праздника в
рисунке циркового
представления, подбирать
яркие цвета красок, владеть
навыком смешивания
красок,видеть образ,
стоящий за маской,
правильно оформить афишу
к заданной теме спектакля.

Художник и музей (10 часов).
22 Музеи в жизни города

1

23 Изобразительное искусство. Картинапейзаж

2

24 Защита природы в искусстве

1

25 Картина-портрет

2

26 Картина-натюрморт

1

27 Картины исторические и бытовые

1

28 Скульптура в музее и на улице

1

29 Художественная выставка-отчет

1

«Искусство вокруг нас»
итого

34

Умение представлять и
рисовать музейный
интерьер, выражать в
пейзаже настроение;
выражать свое отношение к
проблеме экологии в
творческом задании
(плакат);передавать
характер и особенности
человека при выполнении
портрета; работать в жанре
натюрморта.

4 класс
Содержание программы
Истоки родного искусства (8 часов).
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В
постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается
их представление о мире, красоте человека.
Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды
и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красоты родного для ребенка
пейзажа. Изменчивость природы по временам года и в течение дня.
Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы.
Природные материалы, роль дерева.
Образ традиционного русского дома – избы. Украшение избы и их значение.
Магические представления как поэтические образы мира.
Постройка, украшение, изображение при создании избы.
Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.
У каждого народа складывается свое представление о красоте человека – и женщины,
и мужчины. Это связано с традициями жизни и труда в определенных природных и
исторических условиях. Образ русского человека воспет и во многом сохранен для нас в
произведениях художников.
Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве
могучей силы и доброты – « добрый молодец». Красота мужчины всегда виделась в силе
труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. «Русская красавица» сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а
главное, о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость.
Мягкость, нежность, величавость в образе русской женщины.
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая,
ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды. Праздник –
это народный образ радости и счастливой жизни. Выставка творческих работ.
Древние города нашей земли ( 8 часов).
Древнерусский город – неотъемлемая составляющая образа народной
художественной культуры. Общий характер и архитектурное своеобразие разных
древнерусских городов.
Образ древнего русского города. Выбор места для постройки (на стрелке при слиянии
рек).
Впечатление, которое производил город при приближении. Крепостные стены и
башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Роль пропорций в
формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их
образное восприятие.
Соборы – святыни города, они также воплощали красоту, могущество и силу
государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция,
символика, смысловые значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании
храма.
Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и
характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с
усадьбой.
Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд.
Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символические
значения орнаментов. Развитие изобразительных навыков, ритмическая организация листа,
развитие навыков изображение человека.
Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города ( по
выбору учителя). Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических
центров. Особый облик каждого из них, сформированный историей и характером
деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы памятники, построенные в честь знаменательных событий в Москве, - Покровский собор на
Красной площади (храм Василия Блаженного), каменная шатровая церковь Вознесения в
Коломенском. Памятники в других городах.
Образы теремной архитектуры. Рост богатства городов и снижение функции городакрепости. Разукрашенные жилые терема и похожие на терема церкви со многими главками.
Теремной дворец в Московском Кремле. Столбы и сводчатые потолки. Расписные
интерьеры. Изразцы.
Обобщение материала четверти. Роль постройки, украшения и изображения в
создании образа древнерусского города.
Завершает четверть изображение праздника в интерьере царских или княжеских
палат, изображение участников пира: бояре (травяные узоры на длиннополых боярских
одеждах), боярыни, музыканты, гусляры, царские стрельцы, прислужники; ковши и другая
посуда на праздничных столах. Стилистическое единство костюмов людей и облика
архитектуры.
Игра-викторина «Древние города нашей земли».
Каждый народ – художник (10 часов).
Можно использовать мотив путешествия вокруг нашей большой страны, начиная со
Страны восходящего солнца и затем попадая в разные природные условия. Это культура
Японии (или Китая), культура народов степей и гор, Средней Азии, культура Индии, затем
Древней Греции как колыбели современной художественной культуры и, наконец,
средневековой (готической) Европы. Однако учитель может взять для изучения, например,
Египет, Китай, Индию или целостно рассмотреть гораздо более узкую национальную
культуру, если это оправдано конкретными обстоятельствами.
Каждая культура рассматривается по четырем параметрам: природа, характер
построек, образ человека в этой среде и праздники народов как выражение представлений
о счастье и красоте жизни.
Художественная культура Японии. Особое поклонение природе. Воспитанное с
глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни,
внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной
красоты. Японские сады. Японский «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник
хризантем». Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных
природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира.
Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами.
Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.
Город в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из
глины, их сходство со станом кочевников. Глина- главный строительный материал.
Присутствие крепостных стен.
Особое значение искусства Древней Греции.
Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков.
Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела,
смелость, воля и сила разума. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с
природой.
Образ готических городов средневековой Европы. Активная жизнь и теснота за
городскими стенами. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического
храма.
Игра – викторина «Каждый народ художник» (обобщение тем)
Искусство объединяет народы ( 8часов).
У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов
есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Существуют великие
произведения искусства на эту тему, понятные и общие для всех людей.
Есть красота внешняя и внутренняя. Главное – внутренняя красота, красота душевной
жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости
доброты.
Изображение страдания в искусстве.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Тема детства. Юности в искусстве.
Итоговая выставка работ.

4 КЛАСС
Тематическое распределение часов
№
п/п

1
2
3
4
5
6

Содержание тематического блока

Количество Умения, вырабатываемые в
часов
результате деятельности
учащихся.
Истоки родного искусства (8 часов)
Пейзаж родной земли.
1
Умение изображать природу и
постройки, передавая их
Пейзаж родной земли. Осень
1
расположение в пространстве;
Гармония жилья с природой
1
делать по наблюдению и с
Образ красоты человека. Добрый
1
натуры зарисовки человека;
молодец.
проводить экскурсию по
выставке работ.
Образ красоты человека. Русская
1
красавица.
Народные праздники. Ярмарка.
1

7

Народные праздники

1

8

Выставка творческих работ

1

9
10
11
12
13
14
15
16

17

18

19
20
21
22
23
24
25
26

27

Древние города нашей земли ( 8 часов).
Древнерусский город – крепость
1
Умение цветом передавать
Древние соборы
пространственные планы;
1
передавать свое отношение к
Древний город и его жители
1
изображаемым событиям,
Древнерусские воины-защитники
1
используя для этого
Города Русской земли
1
возможности композиции,
Узоречье теремов
1
рисунка, цвета.
Праздничный пир в теремных
1
палатах
Игра-викторина «Древние города
1
нашей земли»
Каждый народ – художник (10 часов).
Страна восходящего солнца.
1
Образ художественной культуры
Умение конструировать
Японии
объемные формы, усложняя их
декоративными деталями;
Страна восходящего солнца.
1
анализировать форму,
Образ художественной культуры
конструкцию,
Китая
пространственное расИскусство народов гор и степей
1
положение, тональные
Искусство народов гор и степей
1
отношения, цвет изображаемых
Постройки.
предметов, сравнивать
Образ художественной культуры
1
характерные особенности
Средней Азии
одного предмета с особенноОбраз художественной культуры
1
стями другого.
Средней Азии. Город в пустыне.
Образ художественной культуры
Древней Греции
Образ художественной культуры
Древней Греции. Природа.
Образ художественной культуры
средневековой западной Европы

1
1
1

Многообразие художественных
1
культур в мире
Игра-викторина « «Каждый народ
художник»
Искусство объединяет народы ( 8 часов).
Все народы воспевают
1
Умение передавать свое
материнство
отношение к изображаемым

28

Все народы воспевают мудрость
старости

1

29

Сопереживание – великая тема
искусства
Герои, борцы и защитники

2

31

Герои, борцы и защитники. Тема
героя в искусстве разных народов.

1

32

Юность и надежды

1

33

Искусство народов мира
(обобщение)
итого

1

30

1

34

событиям, используя для этого
возможности композиции,
рисунка, цвета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».