АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА «ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ» НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Разработка и утверждение рабочих программ относятся к компетенции образовательного учреждения (п. 5 ст. 12 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»). Локальный нормативный акт «Положение о рабочей программе МАОУ СОШ №16» регламентирует структуру и содержание рабочей программы, определяет правила, нормы, объективно отражающие требования к рабочим программам. «Положение о рабочей программе МАОУ СОШ №16» регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ по дисциплинам и курсам учебного плана. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учетом требований ФГОС общего образования и локальных нормативных актов МАОУ СОШ №16. Рабочие программы направлены на достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися программы общего образования, а также планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, функциональной грамотности. Рабочие программы учебных предметов разрабатываются учителем на основе требований к планируемым образовательным результатам освоения основной образовательной программы (целевой раздел ООП) и ее компонента – программы развития универсальных учебных действий (содержательный раздел ООП). При разработке рабочей программы учитель использует примерную и авторскую программы по учебному предмету. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35847); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ» (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72653) Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822) Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №16 для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (протокол педагогического совета от 30.08.2023 г. № 1, приказ директора от 01.09.2023 г. № 237-д), далее – АООП НОО; Учебный план НОО МАОУ СОШ №16 на учебный год, далее – УП; Учебно-методический комплекс МАОУ СОШ №16, далее – УМК. Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью данного коррекционного курса. 2 Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития отличаются не только замедленным темпом психомоторного развития, но и явными нарушениями физического статуса. Степень тяжести этих нарушений усугубляется общим недоразвитием двигательного опыта, бедной организацией произвольных движений, скованностью и напряженностью мышечного тонуса. Физическое сопровождение включает в себя: правильно организованное рабочее место, индивидуальный ортопедический режим, использование техник и приемов перемещения. Цель: Обеспечение коррекции индивидуальных двигательных нарушений в зависимости от тяжести поражения ОДА. Развитие мелкой моторики и коррекция ее нарушений. Развитие двигательной активности. Задачи: Поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечнососудистой системы, мышечной и других физиологических систем) Улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений Стимуляция появления новых движений Обучение переходу из одной позы в другую Обучение способам передвижения Развитие и закрепление жизненно-важных навыков, необходимых для использования в повседневной жизни Мотивация двигательной активности Развитие моторной ловкости Развитие функции руки, в том числе мелкой моторики Формирование ориентировки в пространстве Получение нового сенсомоторного опыта Принципы составления программы Организация и методика занятий «Двигательная коррекция» строятся преимущественно на общедидактических принципах, к основным из которых следует отнести принципы: – научности, предполагающий построение занятий на основе достижений науки, методологии и проблем АФК, биологических и психологических закономерностей функционирования организма человека с патологическими нарушениями, а также теории и практики педагогики, физической культуры, медицины и т. д.; – сознательности и активности, направленный на формирование у занимающихся осознанного, активного отношения к занятиям физическими упражнениями, опирающегося на 3 глубокое убеждение в первостепенном значении физических упражнений для здоровья и развития личности; – доступности, предполагающий выбор средств, методов, методических приемов, сбалансированных психофизических нагрузок, соответствующих индивидуальным особенностям занимающегося и его функциональному состоянию; – систематичности и последовательности, означающий не только систематичность занятий физическими упражнениями, но и таким образом организованный учебно-воспитательный процесс, в котором преподавание и освоение учебного материала идет в определенном порядке и подчинено соответствующей системе; – диагностирования, предполагающий первостепенный учет специфики основного дефекта занимающегося (структуры, времени поражения, медицинского прогноза и др.) и противопоказаний к применению средств физической культуры; – компенсаторной направленности заключается в том, чтобы подбором специальных физических упражнений, методов и методических приемов стимулировать компенсаторные процессы в поврежденных органах и системах, создавая со временем устойчивую долговременную компенсацию; – коррекционно-развивающей направленности, предполагающий, что педагогическое воздействие должно быть направлено не только на преодоление, сглаживание физических и психических нарушений занимающихся, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств; – вариативности направлен на использование бесконечного многообразия и возможностей двигательной активности. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ» Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально организованных занятиях, проводимых учителями адаптивной физкультуры. Двигательная коррекция – метод, позволяющий наверстать когда-то упущенное в двигательном развитии, разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы, сформировать недостающие связи. Этот метод также позволяет воздействовать на те функции, которые так или иначе связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно сформироваться. При разработке программы учитывался контингент обучающихся: дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата в сочетании с задержкой психического развития, 4 имеющие речевые нарушения и нарушения сенсорной сферы. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, предполагающих включение различных анализаторов процессе двигательной коррекции, смену видов деятельности, исходя из индивидуальных психофизиологических особенностей и уровня работоспособности обучающихся, деятельностный подход в процессе усвоения учебного материала. Коррекционно-образовательная работа с детьми проводится в соответствии с уровнем развития. В начале и в конце учебного года проводится диагностика уровня сформированности двигательной сферы всех детей, которое осуществляется в течение сентября. Текущий контроль динамики развития детей проводится учителем АФК. При разработке программы осуществлялся упор как на общепедагогические (индивидуальный, деятельностный, системный), так и на специфические подходы: -социокультурный (то, что принято в культуре данного социума); -прагматический (создание необходимых условий, при которых ребенок захочет вступить во взаимодействие, при условии, что в его репертуаре имеются приемлемые способы общения); -ситуативный (использование имеющихся естественных ситуаций или создание специальных ситуаций, стимулирующих двигательную активность); -инструментальный (использование технических средств реабилитации, тренажеров) Адресатом программы являются обучающиеся, для которых формирование и поддерживание двигательной активности является актуальной в плане формирования жизненных компетенций, обеспечения безопасности, сохранения имеющихся двигательных функций. В зависимости от специфики моторных, психофизиологических нарушений обучающихся класса, учитель формирует индивидуально ориентированные комплексы упражнений, утвержденные врачом-неврологом, курирующим образовательное учреждение. Противопоказания к занятиям коррекционного курса «Двигательная коррекция»: • острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией • острый период заболевания и его прогрессирующее течение • болезни, сопровождающиеся возможностью кровотечения • период судорожной готовности • значительно выраженный болевой синдром 5 ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Наполняемость групп определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарногигиеническими требованиями к данному виду деятельности. Срок реализации программы – 5 лет. Занятия по Двигательной коррекции проводятся 1 раз в неделю, 33-34 часа в год. Ориентировочная продолжительность занятия 20 минут. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается педагогом самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка. 6