АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА
«ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ»
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Разработка и утверждение рабочих программ относятся к компетенции образовательного
учреждения (п. 5 ст. 12 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации»). Локальный нормативный акт «Положение о рабочей программе
МАОУ СОШ №16» регламентирует структуру и содержание рабочей программы, определяет
правила, нормы, объективно отражающие требования к рабочим программам. «Положение о
рабочей программе МАОУ СОШ №16» регулирует оформление, структуру, порядок
разработки, утверждения и хранения рабочих программ по дисциплинам и курсам учебного
плана. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учетом
требований ФГОС общего образования и локальных нормативных актов МАОУ СОШ №16.
Рабочие программы направлены на достижение планируемых предметных результатов
освоения обучающимися программы общего образования, а также планируемых результатов
междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных действий
(личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
познавательных
универсальных учебных действий), по формированию ИКТ-компетентности обучающихся,
основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, функциональной грамотности.
Рабочие программы учебных предметов разрабатываются учителем на основе
требований
к
планируемым
образовательным
результатам
освоения
основной
образовательной программы (целевой раздел ООП) и ее компонента – программы развития
универсальных учебных действий (содержательный раздел ООП). При разработке рабочей
программы учитель использует примерную и авторскую программы по учебному предмету.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.
№ 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35847);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874
«Об
утверждении
Порядка
разработки
и
утверждения
федеральных
основных
общеобразовательных программ» (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2022 г.,
регистрационный № 70809);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован
Минюстом России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72653)
Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО,
ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822)
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
МАОУ СОШ №16 для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (протокол
педагогического совета от 30.08.2023 г. № 1, приказ директора от 01.09.2023 г. № 237-д), далее
– АООП НОО;
Учебный план НОО МАОУ СОШ №16 на учебный год, далее – УП;
Учебно-методический комплекс МАОУ СОШ №16, далее – УМК.
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие
двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и
функций человека. У большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие
возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по поддержанию
и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных
навыков является целью данного коррекционного курса.
2
Обучающиеся
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
и
задержкой
психического развития отличаются не только замедленным темпом психомоторного развития,
но и явными нарушениями физического статуса. Степень тяжести этих нарушений
усугубляется
общим
недоразвитием
двигательного
опыта,
бедной
организацией
произвольных движений, скованностью и напряженностью мышечного тонуса.
Физическое сопровождение включает в себя: правильно организованное рабочее место,
индивидуальный ортопедический режим, использование техник и приемов перемещения.
Цель:
Обеспечение
коррекции
индивидуальных
двигательных
нарушений
в
зависимости от тяжести поражения ОДА. Развитие мелкой моторики и коррекция ее
нарушений. Развитие двигательной активности.
Задачи:
Поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечнососудистой системы, мышечной и других физиологических систем)
Улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений
Стимуляция появления новых движений
Обучение переходу из одной позы в другую
Обучение способам передвижения
Развитие и закрепление жизненно-важных навыков, необходимых для использования в
повседневной жизни
Мотивация двигательной активности
Развитие моторной ловкости
Развитие функции руки, в том числе мелкой моторики
Формирование ориентировки в пространстве
Получение нового сенсомоторного опыта
Принципы составления программы
Организация
и
методика
занятий
«Двигательная
коррекция»
строятся
преимущественно на общедидактических принципах, к основным из которых следует отнести
принципы:
–
научности, предполагающий построение занятий на основе достижений науки,
методологии и проблем АФК, биологических и психологических закономерностей
функционирования организма человека с патологическими нарушениями, а также теории и
практики педагогики, физической культуры, медицины и т. д.;
–
сознательности и активности, направленный на формирование у занимающихся
осознанного, активного отношения к занятиям физическими упражнениями, опирающегося на
3
глубокое убеждение в первостепенном значении физических упражнений для здоровья и
развития личности;
–
доступности, предполагающий выбор средств, методов, методических приемов,
сбалансированных
психофизических
нагрузок,
соответствующих
индивидуальным
особенностям занимающегося и его функциональному состоянию;
–
систематичности
и
последовательности,
означающий
не
только
систематичность занятий физическими упражнениями, но и таким образом организованный
учебно-воспитательный процесс, в котором преподавание и освоение учебного материала идет
в определенном порядке и подчинено соответствующей системе;
–
диагностирования,
предполагающий
первостепенный
учет
специфики
основного дефекта занимающегося (структуры, времени поражения, медицинского прогноза
и др.) и противопоказаний к применению средств физической культуры;
–
компенсаторной направленности
заключается в том, чтобы подбором
специальных физических упражнений, методов и методических приемов стимулировать
компенсаторные процессы в поврежденных органах и системах, создавая со временем
устойчивую долговременную компенсацию;
–
коррекционно-развивающей
направленности,
предполагающий,
что
педагогическое воздействие должно быть направлено не только на преодоление, сглаживание
физических и психических нарушений занимающихся, но и на активное развитие их
познавательной
деятельности, психических процессов, физических
способностей
и
нравственных качеств;
–
вариативности направлен на использование бесконечного многообразия и
возможностей двигательной активности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ»
Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально
организованных занятиях, проводимых учителями адаптивной физкультуры. Двигательная
коррекция – метод, позволяющий наверстать когда-то упущенное в двигательном развитии,
разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы, сформировать недостающие
связи.
Этот метод также позволяет воздействовать на те функции, которые так или иначе
связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно
сформироваться. При разработке программы учитывался контингент обучающихся: дети с
нарушениями опорнодвигательного аппарата в сочетании с задержкой психического развития,
4
имеющие речевые нарушения и нарушения сенсорной сферы. Коррекционная направленность
реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе
специальных методов и приемов, создание специальных условий, предполагающих включение
различных анализаторов процессе двигательной коррекции, смену видов деятельности, исходя
из индивидуальных психофизиологических особенностей и уровня работоспособности
обучающихся, деятельностный подход в процессе усвоения учебного материала.
Коррекционно-образовательная работа с детьми проводится в соответствии с уровнем
развития.
В
начале
и
в
конце
учебного
года
проводится
диагностика
уровня
сформированности двигательной сферы всех детей, которое осуществляется в течение
сентября. Текущий контроль динамики развития детей проводится учителем АФК.
При разработке программы осуществлялся упор как на общепедагогические
(индивидуальный, деятельностный, системный), так и на специфические подходы:
-социокультурный (то, что принято в культуре данного социума);
-прагматический (создание необходимых условий, при которых ребенок захочет
вступить во взаимодействие, при условии, что в его репертуаре имеются приемлемые
способы общения);
-ситуативный (использование имеющихся естественных ситуаций или создание
специальных ситуаций, стимулирующих двигательную активность);
-инструментальный (использование технических средств реабилитации, тренажеров)
Адресатом программы являются обучающиеся, для которых формирование и
поддерживание двигательной активности является актуальной в плане формирования
жизненных компетенций, обеспечения безопасности, сохранения имеющихся двигательных
функций. В зависимости от специфики моторных, психофизиологических нарушений
обучающихся класса, учитель формирует индивидуально ориентированные комплексы
упражнений, утвержденные врачом-неврологом, курирующим образовательное учреждение.
Противопоказания к занятиям коррекционного курса «Двигательная коррекция»:
•
острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой
тела и общей интоксикацией
•
острый период заболевания и его прогрессирующее течение
•
болезни, сопровождающиеся возможностью кровотечения
•
период судорожной готовности
•
значительно выраженный болевой синдром
5
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНАЯ
КОРРЕКЦИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Наполняемость
групп
определяется
в
соответствии
с
уставом
учреждения,
санитарногигиеническими требованиями к данному виду деятельности.
Срок реализации программы – 5 лет. Занятия по Двигательной коррекции проводятся 1
раз в неделю, 33-34 часа в год. Ориентировочная продолжительность занятия 20 минут.
Учебный материал носит вариативный характер и подбирается педагогом самостоятельно в
зависимости от уровня развития каждого ребенка.
6