Пояснительная записка Разработка и утверждение рабочих программ относятся к компетенции образовательного учреждения (п. 5 ст. 12 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»). Локальный нормативный акт «Положение о рабочей программе МАОУ СОШ №16» регламентирует структуру и содержание рабочей программы, определяет правила, нормы, объективно отражающие требования к рабочим программам. «Положение о рабочей программе МАОУ СОШ №16» регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ по дисциплинам и курсам учебного плана. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учетом требований ФГОС общего образования и локальных нормативных актов МАОУ СОШ №16. Рабочие программы направлены на достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися программы общего образования, а также планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, функциональной грамотности. Рабочие программы учебных предметов разрабатываются учителем на основе требований к планируемым образовательным результатам освоения основной образовательной программы (целевой раздел ООП) и ее компонента – программы развития универсальных учебных действий (содержательный раздел ООП). При разработке рабочей программы учитель использует примерную и авторскую программы по учебному предмету. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35847); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ» (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809); 2 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72653) Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822) Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №16 для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (протокол педагогического совета от 30.08.2023 г. № 1, приказ директора от 01.09.2023 г. № 237-д), далее – АООП НОО; Учебный план НОО МАОУ СОШ №16 на учебный год, далее – УП; Учебно-методический комплекс МАОУ СОШ №16, далее – УМК. Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью данного коррекционного курса. Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития отличаются не только замедленным темпом психомоторного развития, но и явными нарушениями физического статуса. Степень тяжести этих нарушений усугубляется общим недоразвитием двигательного опыта, бедной произвольных движений, скованностью и напряженностью мышечного тонуса. 3 организацией Физическое сопровождение включает в себя: правильно организованное рабочее место, индивидуальный ортопедический режим, использование техник и приемов перемещения. Цель: Обеспечение коррекции индивидуальных двигательных нарушений в зависимости от тяжести поражения ОДА. Развитие мелкой моторики и коррекция ее нарушений. Развитие двигательной активности. Задачи: Поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечнососудистой системы, мышечной и других физиологических систем) Улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений Стимуляция появления новых движений Обучение переходу из одной позы в другую Обучение способам передвижения Развитие и закрепление жизненно-важных навыков, необходимых для использования в повседневной жизни Мотивация двигательной активности Развитие моторной ловкости Развитие функции руки, в том числе мелкой моторики Формирование ориентировки в пространстве Получение нового сенсомоторного опыта Принципы составления программы Организация и методика занятий «Двигательная коррекция» строятся преимущественно на общедидактических принципах, к основным из которых следует отнести принципы: – научности, предполагающий построение занятий на основе достижений науки, методологии и проблем АФК, биологических и психологических закономерностей функционирования организма человека с патологическими нарушениями, а также теории и практики педагогики, физической культуры, медицины и т. д.; – сознательности и активности, направленный на формирование у занимающихся осознанного, активного отношения к занятиям физическими упражнениями, опирающегося на глубокое убеждение в первостепенном значении физических упражнений для здоровья и развития личности; – доступности, предполагающий выбор средств, методов, методических приемов, сбалансированных психофизических нагрузок, соответствующих особенностям занимающегося и его функциональному состоянию; 4 индивидуальным – систематичности и последовательности, означающий не только систематичность занятий физическими упражнениями, но и таким образом организованный учебно-воспитательный процесс, в котором преподавание и освоение учебного материала идет в определенном порядке и подчинено соответствующей системе; – диагностирования, предполагающий первостепенный учет специфики основного дефекта занимающегося (структуры, времени поражения, медицинского прогноза и др.) и противопоказаний к применению средств физической культуры; – компенсаторной направленности заключается в том, чтобы подбором специальных физических упражнений, методов и методических приемов стимулировать компенсаторные процессы в поврежденных органах и системах, создавая со временем устойчивую долговременную компенсацию; – коррекционно-развивающей направленности, предполагающий, что педагогическое воздействие должно быть направлено не только на преодоление, сглаживание физических и психических нарушений занимающихся, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств; – вариативности направлен на использование бесконечного многообразия и возможностей двигательной активности. Общая характеристика коррекционного курса «Двигательная коррекция» Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально организованных занятиях, проводимых учителями адаптивной физкультуры. Двигательная коррекция – метод, позволяющий наверстать когда-то упущенное в двигательном развитии, разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы, сформировать недостающие связи. Этот метод также позволяет воздействовать на те функции, которые так или иначе связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно сформироваться. При разработке программы учитывался контингент обучающихся: дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата в сочетании с задержкой психического развития, имеющие речевые нарушения и нарушения сенсорной сферы. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, предполагающих включение различных анализаторов процессе двигательной коррекции, смену видов деятельности, исходя из индивидуальных психофизиологических особенностей и уровня работоспособности обучающихся, деятельностный подход в процессе усвоения учебного материала. 5 Коррекционно-образовательная работа с детьми проводится в соответствии с уровнем развития. В начале и в конце учебного года проводится диагностика уровня сформированности двигательной сферы всех детей, которое осуществляется в течение сентября. Текущий контроль динамики развития детей проводится учителем АФК. При разработке программы осуществлялся упор как на общепедагогические (индивидуальный, деятельностный, системный), так и на специфические подходы: -социокультурный (то, что принято в культуре данного социума); -прагматический (создание необходимых условий, при которых ребенок захочет вступить во взаимодействие, при условии, что в его репертуаре имеются приемлемые способы общения); -ситуативный (использование имеющихся естественных ситуаций или создание специальных ситуаций, стимулирующих двигательную активность); -инструментальный (использование технических средств реабилитации, тренажеров) Адресатом программы являются обучающиеся, для которых формирование и поддерживание двигательной активности является актуальной в плане формирования жизненных компетенций, обеспечения безопасности, сохранения имеющихся двигательных функций. В зависимости от специфики моторных, психофизиологических нарушений обучающихся класса, учитель формирует индивидуально ориентированные комплексы упражнений, утвержденные врачом-неврологом, курирующим образовательное учреждение. Противопоказания к занятиям коррекционного курса «Двигательная коррекция»: • острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией • острый период заболевания и его прогрессирующее течение • болезни, сопровождающиеся возможностью кровотечения • период судорожной готовности • значительно выраженный болевой синдром Описание места коррекционного курса «Двигательная коррекция» в учебном плане. Наполняемость групп определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарногигиеническими требованиями к данному виду деятельности. Срок реализации программы – 5 лет. Занятия по Двигательной коррекции проводятся 1 раз в неделю, 33-34 часа в год. Ориентировочная продолжительность занятия 20 минут. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается педагогом самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка. 6 Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса «Двигательная коррекция»: • формирование индивидуально-личностных качеств, обучающихся; • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности; • овладение навыками самообслуживания; • дифференциация и осмысление картины мира; • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); • развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. • формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе Каждое занятие коррекционного куса «Двигательная коррекция» имеет чётко организованную структуру, необходимыми компонентами которой является: 1. подготовка к занятию (достать физкультурную форму, самостоятельное переодевание или использование помощи сопровождающего в необходимом объёме) 2. перемещение к месту проведения занятий 3. дыхательные упражнения 4. формирование жизненно важных функций 5. упражнения, направленные на развитие функций рук 6. подвижные игры 7. релаксация; упражнения, направленные на саморегуляцию. Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Двигательная коррекция». Личностные - основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»; - социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности; - формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей. - формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 7 - развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по ритмике являются следующие умения: – характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; – находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; – общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; – обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий ритмикой; – организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; – планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения; – анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; – видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетичские признаки в движениях и передвижениях человека; – технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметные 1 класс - развитие слуховых восприятий; - развитие двигательных восприятий; - развитие танцевальных умений; - готовиться к занятиям; - строиться в колонну по одному; - находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя; - ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу; - ходить по кругу; - выполнять несложные движения руками и ногами. 8 - развитие навыка игры на доступных музыкальных инструментах; - выполнять несложные движения руками и ногами. 2 класс - готовиться к занятиям; - строиться в колонну по одному; - находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя; - занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне; - ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу; - ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии; - ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; - соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; - выполнять игровые и плясовые движения. 3 класс - принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; - организованно строиться (быстро, точно); - сохранять правильную дистанцию в колонне парами; - самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; - соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; - легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; - ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями; - соблюдать правильную дистанцию в колонне; - самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений; руководствуясь музыкой. 4 класс - соблюдать правильную дистанцию в колонне; 9 - самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой; - ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями; - передавать хлопками ритмический рисунок мелодии; - отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; - четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски. Содержание коррекционного курса «Двигательная коррекция» Программа состоит из следующих разделов: «Обеспечение безопасности при перемещении, смены позы», «Обучение перемещению, переходу из одной позы в другую» (в том числе с помощью технических средств реабилитации), «Обучение движениям, необходимым при самообслуживании» (одевание-раздевание, работа с различными застежками, шнуровками, замками, захваты) «Обучение двигательным навыкам», «Развитие физических способностей», «Функция руки», «Подвижные игры». Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 1 класс № Наименование тем п/п 1. Правила безопасного перемещения, смены поз. 2. Обучение перемещению. 3. Обучение переходу из одной позы в другую. 4. Формирование навыков самообслуживания. 5. Формирование навыков самообслуживания. Одевание-раздевание. 6. Обучение двигательным навыкам. Основные виды учебной деятельности Количество обучающихся часов Правила безопасного перемещения, смены поз. 1 Перемещение к месту проведения занятий. Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ориентация в схеме тела, представление о собственном теле. Одевание-раздевание, работа с различными застежками, шнуровками, замками, захваты. Работа с различными застежками, шнуровками, замками, захваты. 1 Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» 1 10 1 1 1 движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». 7. Упражнения, направленные на саморегуляцию. 8. Обучение двигательным навыкам. Выполнение движений головой. 9. Обучение двигательным навыкам. Выполнение движений плечами. 10. Обучение двигательным навыкам. Движения руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». 11. Обучение двигательным навыкам. Выполнение движений в соответствии с потешкой «Ладушкиладушки». 12. Обучение двигательным навыкам. Выполнение движений в соответствии с потешкой «Сорока белобока». 13. Развитие физических способностей. Выполнение движений пальцами рук: сгибание разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак разгибание. Выполнение движений плечами. Выполнение движений головой. Наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). Следить за полетом бабочки выполняя поворот головы Выполнение движений головой. Наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). Следить за полетом бабочки выполняя поворот головы Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». 1 Выполнение движения в соответствии с потешкой, показывать ушки, ладошки. Слушать музыку «Ладушки – ладушки», «Сорока белобока». 1 Выполнение движения в соответствии с потешкой, показывать ушки, ладошки. Слушать музыку «Ладушки – ладушки», «Сорока белобока». 1 Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). 14. Дыхательные упражнения, Дыхательные упражнения под музыку, релаксация. релаксация. Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». 11 1 1 1 1 1 15. Дыхательные упражнения Выполнять простейшие дыхательные под музыку, релаксация. упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». 16. Развитие физических Выполнение движений ногами: подъем ноги способностей. Выполнение вверх, отведение ноги в сторону, отведение движений ногами. ноги назад. 17. Развитие физических Изменение позы в положении стоя: поворот способностей. (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, Дыхательные упражнения. влево). Переход из одной позы в другую (из положения стоя в положение сидя, в положение лёжа). 18. Развитие физических Изменение позы в положении стоя: поворот способностей. Изменение (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, позы в положении стоя. влево). Переход из одной позы в другую (из положения стоя в положение сидя, в положение лёжа). 19. Развитие физических Изменение позы в положении стоя: поворот способностей. Переход из (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, одной позы в другую. влево). Переход из одной позы в другую (из положения стоя в положение сидя, в положение лёжа). 20. Развитие физических Вставание на четвереньки. Ползание на животе способностей. Упражнение (на четвереньках). Сидение на полу (с опорой, «Змея», «Ящерица», без опоры), на стуле, садиться из положения «Кошка». «лежа на спине». Упражнение «Змея», «Ящерица», «Кошка». 21 Развитие физических Выполнять простейшие дыхательные способностей. Упражнение упражнения без сочетания с физическими «Змея». упражнениями. Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине». Упражнение «Змея», «Ящерица», «Кошка». 22 Развитие физических Дыхательные упражнения, релаксация. способностей. Упражнение Вставание на четвереньки. Ползание на животе «Ящерица». (на четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине». Упражнение «Змея», «Ящерица», «Кошка». 23 Развитие физических Выполнять простейшие дыхательные способностей. Упражнение упражнения без сочетания с физическими «Кошка». упражнениями. Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине». Упражнение «Змея», «Ящерица», «Кошка». 24. Развитие физических Дыхательные упражнения, релаксация. способностей. Вставание Вставание на колени из положения «сидя на 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 на колени из положения «сидя на пятках». пятках». Стояние на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. 25. Развитие физических Дыхательные упражнения, релаксация. способностей. Ходьба на Вставание на колени из положения «сидя на коленях. пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. 26. Упражнения в движении Выполнение движений в такт музыки. под музыку. Движение головой, руками, туловищем, ногами. 27. Упражнения с предметами Выполнение движений в такт музыки. в движении под музыку. Движение головой, руками, туловищем, ногами. 28. Развитие функции руки. Упражнения, направленные на развитие Пальчиковые игры функций рук. Выполнять простейшие «Веселая семейка», упражнения для развития кисти рук и пальцев. «Лошадки». Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. 29 Упражнения с мячами – Совершать мелкие точные координационные ёжиками. Игра «Прокати движения кистью, пальцами. Развить тонкие, мяч». дифференцированные движения пальцами рук. Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. 30. Подвижные игры, Бросать мяч, прокатывать мяч по дорожке. двигательная активность. Выполнять действия в соответствии с правилами игры. 31. Подвижные игры на Бросать мяч, прокатывать мяч по дорожке. сохранение правильной Выполнять действия в соответствии с осанки: «Море волнуется», правилами игры «Море волнуется», «Совушка«Совушка - Сова». Сова». 32. Игры «Гуси-гуси». Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. Выполнять действия в соответствии с правилами игры. Проявлять двигательное воображение, имитирует походку гусей и т.д. 33. Игра «У медведя во бору». Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. Выполнять действия в соответствии с правилами игры. Проявлять двигательное воображение, имитирует походку медведя. Итого 2класс 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 № Наименование тем п/п 1. Правила безопасного перемещения, смены поз. 2. Ходьба по ровной горизонтальной поверхности. 3. Ходьба по наклонной поверхности, по лестнице. 4. Обучение движениям, необходимым при самообслуживании. 5. Обучение движениям, необходимым при самообслуживании. 6. Одевание-раздевание. Основные виды учебной деятельности Количество обучающихся часов Правила безопасного перемещения, смены 1 поз. Обучение перемещению. Перемещение к 1 месту проведения занятий. Ходьба по ровной горизонтальной поверхности с опорой и без опоры. Ходьба по наклонной поверхности (вверх, 1 вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Обучение переходу из одной позы в другую. 1 Ориентация в схеме тела, представление о собственном теле. Обучение переходу из одной позы в другую. 1 Ориентация в схеме тела, представление о собственном теле. Формирование навыков самообслуживания. 1 Игра «Кто быстрее снимет обувь», игра «Застегни пуговицу». Формирование жизненно важных функций. 1 Обучение движениям, необходимым при самообслуживании. 7. Одевание-раздевание. Работа с различными застежками, шнуровками, замками, захваты. 8. Общеразвивающие Выполнение движений головой. Наклоны упражнения для всех групп (вправо, влево, вперед в положении лежа на мышц. спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). Следить за полетом бабочки выполняя поворот головы 9. Общеразвивающие Выполнение движений головой. Наклоны упражнения для всех групп (вправо, влево, вперед в положении лежа на мышц. Выполнение спине/животе, стоя или сидя), повороты движений головой. (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). Следить за полетом бабочки выполняя поворот головы 10. Общеразвивающие Выполнение движений руками: вперед, упражнения для всех групп назад, вверх, в стороны, «круговые». мышц. Движения руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». 11. Обучение двигательным Выполнение движения в соответствии с навыкам. Пальчиковые игры потешкой, показывать ушки, ладошки. «Ладушки-ладушки», Слушать музыку «Ладушки – ладушки», «Сорока белобока». «Сорока белобока». 14 1 1 1 1 12. Обучение двигательным навыкам. Выполнение движений головой. 1 13. 1 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). Следить за полетом бабочки выполняя поворот головы Изменение позы в Развитие физических способностей. положении лежа: поворот со Изменение позы в положении сидя: поворот спины на живот, поворот с (вправо, влево), наклон (вперед, назад, живота на спину. вправо, влево). Стояние на коленях. Ходьба Дыхательные упражнения под музыку, на коленях. релаксация. Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Вставание из положения Выполнять простейшие дыхательные «стоя на коленях». упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Упражнения в положении Изменение позы в положении лежа: поворот лежа, сидя, стоя. со спины на живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Упражнения стоя и стоя на Переход из одной позы в другую (из четвереньках. положения стоя в положение сидя, в положение лёжа). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках). Развитие физических Дыхательные упражнения, релаксация. способностей. Изменение позы в положении лежа: поворот Изменение позы в со спины на живот, поворот с живота на положении сидя: поворот, спину. Изменение позы в положении сидя: наклон. поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Выполнение движений Стояние на коленях. Ходьба на коленях. ногами: подъем ноги вверх, Вставание из положения «стоя на коленях». отведение ноги в сторону, Выполнение движений ногами: подъем ноги отведение ноги назад. вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Вставание на колени из Стояние на коленях. Ходьба на коленях. положения «сидя на Вставание из положения «стоя на коленях». пятках». Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. 15 1 1 1 1 1 1 1 21. Укрепление мышц спины. Игровые упражнения на формировании правильной осанки: «Делай как я». Развитие физических способностей. Дыхательные упражнения, релаксация. Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Переход из одной позы в другую (из положения стоя в положение сидя, в положение лёжа). Развитие физических способностей. Дыхательные упражнения, релаксация. Упражнения «Кошечка», «Книжка». 22. Укрепление мышц спины Упражнения на формирование осанки. Упражнения: «Кошечка», «Книжка». 23. Развитие физических Дыхательные упражнения, релаксация. способностей. Упражнение Вставание на четвереньки. Ползание на «Велосипед». животе (на четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине». 24. Развитие физических Ходьба, ходьба с перешагиванием кубиков. способностей. Игровые Игровые упражнения «Сбор ягод и грибов упражнение «Сбор ягод и (кубиков). грибов». 25. Оздоровительная Развитие физических способностей. гимнастика. Дыхательная Дыхательные упражнения, релаксация. Игра гимнастика. «Совушка». 26. Упражнения для увеличения Вставание на колени из положения «сидя на гибкости и подвижности пятках». Стояние на коленях. позвоночника. Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. 27. Упражнения в движении Выполнять в такт музыки. Движение под музыку. головой, руками, туловищем, ногами. Упражнения с предметами в движении под музыку. 28. Упражнения для пальчиков. Развитие функции руки. Упражнения, Игра «Сложи картинку». направленные на развитие функций рук. Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев. 29. Упражнения для развития Выполнять простейшие дыхательные кисти рук и пальцев. упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. 30. Перекладывание мяча из Совершать мелкие точные координационные руки в руку, катание мяча. движения кистью, пальцами. Развить тонкие, Игра «Прокати мяч». дифференцированные движения пальцами рук. Упражнения с мячами – ёжиками. Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Игра «Прокати мяч». 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31. Подвижные игры на Подвижные игры, двигательная активность. сохранение правильной Бросать мяч, прокатывать мяч по дорожке. осанки: «Совушка - Сова». Выполнять действия в соответствии с правилами игры. 32. Подвижные игры на Подвижные игры, двигательная активность. сохранение правильной Бросать мяч, прокатывать мяч по дорожке. осанки: «Море волнуется». Выполнять действия в соответствии с правилами игры. 33. Развитие физических Знать названия и правила изучаемых игр, способностей. Игра «Кошка уметь играть, соблюдая правила. Выполнять и воробушки». действия в соответствии с правилами игры. Проявлять двигательное воображение. Имитировать движения кошки (передвигается тихо, охотиться притаившись и т.д.). Воробушки чик-чирик (крылышками машут, прыгают и т.д.). 34. Развитие физических Знать названия и правила изучаемых игр, способностей. Игра уметь играть, соблюдая правила. Выполнять «Воздушные снежинки». действия в соответствии с правилами игры. Проявлять двигательное воображение. Кружится в такт музыки в одну сторону в другую сторону. Итого 3класс № п/п Название темы 1. Одеваниераздевание 2. Работа с различными застежками 3. Работа с различными шнуровками 4. Работа с различными замками 5. Захваты. Игра «Застегни пуговицу». 1 1 1 1 34 Основные виды учебной деятельности Количество обучающихся часов Формирование жизненно важных функций. 1 Обучение движениям, необходимым при самообслуживании. Достать физкультурную форму, самостоятельное переодевание, обувание или использование помощи сопровождающего в необходимом объёме), правила личной гигиены. Упражнениям с верёвочкой (узелок одной 1 рукой, бантик и узелок, плетёнка). Работа с различными застежками, шнуровками, замками, захваты. Упражнениям с верёвочкой (узелок одной 1 рукой, бантик и узелок, плетёнка). Работа с различными застежками, шнуровками, замками, захваты. Упражнениям с верёвочкой (узелок одной 1 рукой, бантик и узелок, плетёнка). Работа с различными застежками, шнуровками, замками, захваты. Захват предметов. 1 Игра «Кто быстрее снимет обувь», Игра « Застегни пуговицу». 17 6. Перемещение к месту проведения занятий 7. Общеразвивающие упражнения для всех групп мышц. 8. Выполнение движений головой 9. Выполнение движений руками 10. Игра «Фигура из пальцев», « Мы делили апельсин» Упражнения в положении лежа, сидя, стоя. 11. 12. Упражнения стоя и стоя на четвереньках. 13. Пальчиковые игры «Веселая семейка», «Лошадки» 14. Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Игра «Прокати мяч». Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Правильное дыхание: вдох – через нос, выдох – через рот, простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Пальчиковая гимнастика Наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). Следить за полетом бабочки выполняя поворот головы Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». Выполняет движения в соответствии с потешкой, показывать ушки, ладошки. слушать музыку «Ладушки – ладушки», «Сорока белобока». Сгибание разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак, разгибание. 1 Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Переход из одной позы в другую (из положения стоя в положение сидя, в положение лёжа). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках). Упражнение «Змея», «Ящерица», «Кошка». Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук. Упражнения с мячами – ёжиками. 1 18 1 1 1 1 1 1 1 15. Упражнения для пальчиков. Игра «Сложи картинку». 16. Развитие физических способностей. Игра «Бросай, поймай мячик». Развитие физических способностей. Игра «Прокати мяч по дорожке» 17. 18. 19. 20. Развитие физических способностей. Игра «Воробьи-вороны» Развитие физических способностей. Игра «Заинька попляши» Самомассаж рук, головы 21. Самомассаж рук, головы, ног, живота 22. Подвижные игры на сохранение правильной осанки: «Море волнуется», «Совушка - Сова». Подвижные игры на сохранение правильной осанки. Игра «Зоопарк» Работа с дидактическим пособием «Черепашка» Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Игра «Передай мяч» 23. 24. 25. Упражнения, направленные на развитие функций рук. Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев. Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. Бросать мяч, прокатывать мяч по дорожке. Выполнять действия в соответствии с правилами игры. 1 Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук. Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Выполнение действия в соответствии с потешкой, имитируя ходьбу медведя. 1 Выполнять движения в соответствии с потешкой, слушать музыку. 1 Выполнять самомассаж с помощью массажных мячей, ориентация в схеме тела, представление о собственном теле. Выполнять самомассаж с помощью массажных мячей, ориентация в схеме тела, представление о собственном теле. Выполнение движений руками, плечами, туловищем. 1 Движениями, имитирующими ходьбу и бег животных. 1 Развивать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. Правильно раскладывать детали по форме. Упражнениям с массажными мячами. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами 1 19 1 1 1 1 1 26. Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных и.п. 27. Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника. Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук. 28. 29. «Гуси-гуси» « У медведя во бору» 30. «Воздушные снежинки» «Кошка и воробушки» 31. 32. 33. 34. Упражнения в равновесии «Елочка», «Зайчик», Бабочка». Упражнения в движении под музыку. Упражнения с предметами в движении под музыку. Итого рук. Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине». Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. Выполнять действия в соответствии с правилами игры. Проявлять двигательное воображение, имитирует походку гусей и т.д.. Кружится в такт музыки в одну сторону в другую сторону. Имитировать движения кошки (передвигается тихо, охотиться притаившись и т.д.) Воробушки чик-чирик (крылышками машут, прыгают и т.д.). Имитировать движения елочки, зайчика, бабочки. 1 1 1 1 1 1 1 Выполнять в такт музыки. Движение головой, руками, туловищем, ногами. 1 Выполнять в такт музыки. Движение головой, руками, туловищем, ногами. 1 34 4класс № Наименование тем п/п 1. Наклоны головой лежа на спине/животе Основные виды учебной деятельности Количество обучающихся часов Наклоны (вправо, влево, вперед в положении 1 лежа на спине/животе), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе). Выполнение движений с помощью учителя, самостоятельно. 20 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Наклоны головой в Выполнение движений с помощью учителя, положении стоя или сидя самостоятельно. Наклоны (вправо, влево, вперед в положении стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении стоя или сидя). Повороты головой в Повороты (вправо, влево в положении лежа на положении лежа на спине/животе, стоя или сидя). Выполнение спине/животе движений с помощью учителя, самостоятельно. Повороты головой в Повороты (вправо, влево в положении лежа на положении стоя или сидя спине/животе, стоя или сидя). Выполнение движений с помощью учителя, самостоятельно. Выполнение движений Наклоны (вправо, влево, вперед в положении головой: наклоны, лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты в положении повороты (вправо, влево в положении лежа на лежа на спине/животе, спине/животе, стоя или сидя). Выполнение стоя или сидя движений с помощью учителя, самостоятельно. «Круговые» движения «Круговые» движения головой. Наклоны головой (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя). Выполнение движений с помощью учителя, самостоятельно. «Круговые» движения Выполняют движения самостоятельно/с руками (по часовой помощью по словесной инструкции, по показу стрелке и против часовой стрелки). Выполнение движений Выполняют движения самостоятельно/с руками: вперед, назад, помощью по словесной инструкции, по показу вверх, в стороны, «круговые» движения. Изменение позы в Изменение позы в положении сидя: поворот положении лежа, сидя, (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, стоя: повороты и наклоны влево). Вставание на четвереньки. Изменение позы в положении сидя: поворот Ползание на животе (на (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, четвереньках). влево). Сидение на полу (с Изменение позы в положении сидя: поворот опорой, без опоры), на (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, стуле, садиться из влево). положения «лежа на спине». Вставание на колени из Изменение позы в положении сидя: поворот положения «сидя на (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, пятках». влево). Стояние на коленях. Изменение позы в положении стоя: поворот Ходьба на коленях (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). 21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14. Вставание из положения «стоя на коленях». 15. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры) 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Выполнение движений ногами по словесной инструкции. 1 Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба по наклонной Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (вверх, вниз; поверхности (с опорой, без опоры), по с опорой, без опоры) наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Повороты и наклоны Изменение позы в положении сидя: поворот туловища в разных (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, положениях влево). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Движения пальцами рук. Выполнение движений пальцами рук: Игра «Фигура из пальцев». сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Дыхательные упражнения, Дыхательные упражнения под музыку, релаксация. релаксация. Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Дыхательные упражнения Выполнять простейшие дыхательные под музыку, релаксация. упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Упражнения для Пальчиковые игры. Совершать мелкие точные пальчиков. Игра «Сложи координационные движения кистью, картинку». пальцами. Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук. Упражнения с Развивать мелкие точные координационные массажными мячами. движения кистью, пальцами. Правильно раскладывать детали по форме Перекладывание мяча из Бросать мяч, прокатывать мяч по дорожке. руки в руку, катание мяча. Выполнять действия в соответствии с Игра «Прокати мяч» правилами игры. Игра «Бросай, поймай Выполнять действия в соответствии с мячик». правилами игры. 1 22 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Игра «Найди флажок». Выполнять действия в соответствии с правилами игры. Развитие внимания. Игровые упражнения на Развитие физических способностей. формировании Дыхательные упражнения, релаксация. правильной осанки: Изменение позы в положении стоя: поворот «Делай как я», «Пройди не (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, упади», «Прямая спина». влево). Переход из одной позы в другую (из положения стоя в положение сидя, в положение лёжа). Игровые упражнения на Развитие физических способностей. формировании Дыхательные упражнения, релаксация. правильной осанки: Упражнения «Кошечка», «Книжка». «Книжка», «Кошечка». Упражнения на пресс. Вставание на четвереньки. Ползание на Упражнения: «Змея», животе (на четвереньках). Сидение на полу (с «Ящерица», «Велосипед». опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине». Упражнение «Змея», «Ящерица», «Кошка». Упражнения развитие Упражнения, направленные на развитие стоп: «Ходьба», стопы. Выполнять простейшие дыхательные «Лошадка». упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Упражнение «Пчелка», Развитие физических способностей. «Дощечка», «Мельница». Упражнение «Пчелка», «Дощечка», «Мельница». Ходьба по прямой линии, Развитие физических способностей. Ходьба по по кубика, точкам. прямой линии, по кубика, точкам. Ходьба боком по Развитие физических способностей. Ходьба гимнастической палке, по боком по гимнастической палке, по обручу, по обручу, по канату, по канату, по гимнастической стенке. гимнастической стенке. Упражнения с предметами Выполнять в такт музыки. Движение головой, в движении под музыку. руками, туловищем, ногами. Упражнения с предметами в движении под музыку. Итого 23 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34