Аннотация к рабочей программе коррекционного курса для обучающихся с НОДА« Психомоторика и развитие деятельности»

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПСИХОМОТОРИКА И РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(ВАРИАНТ 6.1)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Разработка и утверждение рабочих программ относятся к компетенции образовательного
учреждения (п. 5 ст. 12 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации»). Локальный нормативный акт «Положение о рабочей программе МАОУ СОШ №16»
регламентирует структуру и содержание рабочей программы, определяет правила, нормы,
объективно отражающие требования к рабочим программам. «Положение о рабочей программе
МАОУ СОШ №16» регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и
хранения рабочих программ по дисциплинам и курсам учебного плана. Структура рабочей
программы определяется настоящим Положением с учетом требований ФГОС общего образования и
локальных нормативных актов МАОУ СОШ №16.
Рабочие программы направлены на достижение планируемых предметных результатов
освоения обучающимися программы общего образования, а также планируемых результатов
междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных действий
(личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных
действий), по формированию ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской
и проектной деятельности, функциональной грамотности.
Рабочие программы учебных предметов разрабатываются учителем на основе требований к
планируемым образовательным результатам освоения основной образовательной программы
(целевой раздел ООП) и ее компонента – программы развития универсальных учебных действий
(содержательный раздел ООП). При разработке рабочей программы учитель использует примерную
и авторскую программы по учебному предмету.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован
Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35847);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 «Об
утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных
программ» (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России
27 января 2023 г., регистрационный № 72149)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован
Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об
утверждении

федеральной

адаптированной образовательной программы основного общего

образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован
Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72653)
Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО»
(Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822)
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования МАОУ
СОШ

№16

для

обучающихся

с

нарушением

опорно-двигательного

аппарата

(протокол

педагогического совета от 30.08.2023 г. № 1, приказ директора от 01.09.2023 г. № 237-д), далее –
АООП НОО;
Учебный план НОО МАОУ СОШ №16 на учебный год, далее – УП;
Учебно-методический комплекс МАОУ СОШ №16, далее – УМК.
У обучающихся с нарушениями опорно – двигательного аппарата часто отмечается
запаздывание

процессов

созревания

высших

психических

функций

и,

следовательно,

специфические трудности в освоении адаптированных основных общеобразовательных программ.
Для обучающихся характерны трудности планирования и организации сложных видов
деятельности, большинству из них свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при
неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность
в себе, проблемы в коммуникации.
Большая часть отклонений в психическом развитии, связана с нарушением онтогенеза
психомоторного развития. Поэтому традиционные общепринятые психолого- педагогические
методы коррекции во многих случаях не приносят результатов.
Целью программы является формирование различных видов деятельности: предметно-игровой,
продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов
трудовой деятельности. Развитие сенсорной сферы (сенсорных эталонов), межсенсорного
взаимодействия. Развитие познавательных способностей.
Задачи:

 Развитие внимания и наблюдательности;
 Развитие мелкой моторики;
 Снятия психоэмоционального напряжения;
 Развитие эмоционально выразительных движений;
 Развитие произвольности и самоконтроля;
 Развитие координации движений;
 Обучение навыкам релаксации и дыхательных упражнений.

В основу технологии психомоторной коррекции были положены следующие принципы:
1. Принцип замещающего онтогенеза, основанный на ретроспективном воспроизведении тех
участков онтогенеза (индивидуального развития) ребенка, которые по тем или иным причинам не
были полностью освоены.
2. Принцип природосообразности.
3. Принципы системности.
4. Принципы единства диагностики и коррекции.
5. Деятельностный принцип коррекции.
6. Принцип комплексности коррекционного воздействия.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в
коррекционной программе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОМОТОРИКА И
РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Основной
является

задачей

преодоление

образовательного

психофизических

недостатков

процесса
обучающихся,

коррекции
препятствующих

успешному освоению учебных навыков. В программе четко просматриваются два основных
направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов – определенных систем и шкал,
являющихся общепринятыми мерками,
которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и
обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления
свойств и качеств какого-либо предмета.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в
программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной
неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире,
формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в
слове. Через все разделы программы проходит задача постепенного усложнения требований к
проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до
развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и
программы действий, т.е. планирования.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа психомоторной коррекции разработана для обучающихся 1 1 - 4 класса с
нарушениями опорно-двигательного аппарата. Занятия проводятся учителем-дефектологом
преимущественно подгруппами по 2-5 человек. Продолжительность одного занятия 35-40 минут 1
час в неделю.
11 класс – 33 часа
1класс – 33 часа
2класс – 34 часов
3класс – 34 часов
4класс – 34 часов
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Методологически «психомоторная коррекция» опирается на современные представления о
закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе
(А.Р. Лурия); на учение о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении (Л.С.
Цветкова); на принцип «замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович и др.). Методически - на
адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, театральных,
арт-терапевтических и иных психотехник применительно к школьному возрасту.
Для ребенка одинаково вредным является как опережение, так и запаздывание в развитии.
Дело в том, что энергия мозга конечна в каждый конкретный период, а для развития той или другой
моторной или психической функции эволюционно заложены определенные сроки. Раннее развитие
или обучение ребенка предполагает, что энергия мозга для этого отнимается у той функции, которая
в это время должна активно развиваться.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».