ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая федеральная рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ по ОРКСЭ и обеспечивает его содержательную составляющую. Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» (ч. 2 ст. 87) выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся с ЗПР, независимо от изучаемого модуля. Поскольку предмет изучается один год (4 класс), то все результаты обучения представляются за этот период. Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося с ЗПР мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: — знакомство обучающихся с ЗПР с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); — развитие представлений обучающихся с ЗПР о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; — обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; — развитие способностей обучающихся с ЗПР к общению в полиэтничной, разномировозренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся с ЗПР представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Особенности речевого и познавательного развития детей с ЗПР определяют необходимость при данном подходе дополнительного использования смысловых опор, речевых шаблонов, планов речевого высказывания. Обязательным компонентом уроков должна стать словарная работа по выяснению лексического значения новых/малознакомых слов и расширению словарного запаса. В некоторых случаях возможна адаптация речевого материала, упрощение сложности текстов и их объема. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Предпосылками усвоения младшими школьниками с ЗПР содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам 3 религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине (Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 №08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»). Тематическое планирование включает название раздела (темы) с указание количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного модуля, характеристику основных видов деятельности учащихся, в том числе с учётом рабочей программы воспитания, возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. Место ОРКСЭ в учебном плане: ОРКСЭ изучается в 4 классе, один час в неделю (34 ч). 4 I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Личностные результаты В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты: понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие 5 коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; уметь подбирать и использовать соизмеримые с ситуацией речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: воспроизводить на доступном уровне прослушанную (прочитанную) информацию, 6 подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике; использовать под руководством педагога разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. Коммуникативные УУД: использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; создавать рассуждения после для совместного воссоздания, анализа анализа и небольшие оценки тексты-описания, нравственно-этических текстыидей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: соблюдать этические нормы и дисциплинарные требования, корректировать свое поведение в соответствии с правилами, в ответ на замечание; проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. 7 Совместная деятельность: выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. Предметные результаты Модуль «Основы православной культуры» Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося с ЗПР: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого высказывания); выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать по плану о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики; раскрывать своими словами на доступном уровне первоначальные представления о 8 мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; рассказывать по плану о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; рассказывать на доступном уровне о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей; распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре; рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами; излагать с опорой на план основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей 9 Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции. Модуль «Основы исламской культуры» Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого высказывания); выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать по плану о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание нравственных категорий в исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям); первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики; раскрывать своими словами на доступном уровне первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её основах; рассказывать по плану о Священном Коране и сунне — примерах из жизни пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр); рассказывать на доступном уровне о назначении и устройстве мечети (минбар, 10 михраб), нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама; рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид); раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками, соседями; исламских семейных ценностей; распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента; рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде; излагать с опорой на план основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции. Модуль «Основы буддийской культуры» Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность умений: 11 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого высказывания); выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать по плану о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности всех поступков; значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики; раскрывать своими словами на доступном уровне первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизни и бытия; рассказывать по плану о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия, восьмеричном пути и карме; рассказывать на доступном уровне о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами; рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе; раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей; распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение 12 в буддийской культуре; рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции; излагать с опорой на план основные исторические сведения о возникновении буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции. Модуль «Основы иудейской культуры» Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого высказывания); выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и 13 нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать по плану о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной традиции; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики; раскрывать своими словами на доступном уровне первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах иудаизма; рассказывать по плану о священных текстах иудаизма — Торе и Танахе, о Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах; рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами; рассказывать на доступном уровне об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая Рош-а-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста; раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей; распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре; рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде; излагать с опорой на план основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; 14 приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции. Модуль «Основы религиозных культур народов России» Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого высказывания); выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать по плану о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми; раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, 15 иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях; соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России; раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий; рассказывать по плану о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1—2 примера); рассказывать на доступном уровне о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими; рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции); раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России; распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре; рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные особенностях иконы, исламская религиозного каллиграфия, искусства буддийская православия, ислама, танкопись); главных буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды); излагать с опорой на план основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; 16 приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России. Модуль «Основы светской этики» Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого высказывания); выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать по плану о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России; раскрывать нравственных с помощью категорий ответственность, педагогического российской сострадание, работника светской ценность 17 и этики основное содержание (справедливость, достоинство человеческой совесть, жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»; высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей; распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан; рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона; раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в 18 истории России; объяснять своими словами на доступном уровне роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов; приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА) «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Модуль «Основы православной культуры» Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «Основы исламской культуры» Россия — наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия. 19 Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Нравственные основы ислама. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «Основы буддийской культуры» Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «Основы иудейской культуры» Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «Основы религиозных культур народов России» Россия — наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России. Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма. 20 Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «Основы светской этики» Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. многоконфессионального народа России. 21 Патриотизм многонационального и III. ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ №п/п Наименование раздела. Тема урока. Планируемые предметные результаты 1 Россия- наша Родина. 2 Этика и её значение в жизни человека. Что такое светская этика. 3 Праздники как одна из форм исторической памяти. 4 Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. Распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан. Рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России. Рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи. Выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности. 22 Виды контроля Электронные цифровые образовательные ресурсы https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 1 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 2 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 28 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 26 5 Образцы нравственности в культуре Отечества. Честь и достоинство. 6 Образцы нравственности в культуре Отечества. Добродетели и пороки. 7 Государство и мораль гражданина. 8 Основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. 9 Трудовая мораль. Справедливость. 10 Нравственные традиции предпринимательства. Нравственные традиции предпринимательства. Совесть. 11 12 Что значит быть нравственным в наше время. Выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике. Раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России. Объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности. Раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды. Рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда. Приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. Первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики. 23 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 22 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 7,8 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 3 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 3 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 12 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 23 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 23 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 19 13 14 15 Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Высшие нравственные ценности. Добро и зло. Высшие нравственные идеалы. Свобода и ответственность. 16 Контрольная работа. 17 Историческая память. Богатыри, рыцари как нравственные идеалы. 18 Нормы морали. Альтруизм и эгоизм. 19 Принципы морали. Моральный долг. Что значит быть моральным? 20 22 Моральный кодекс. Золотое правило нравственности. Методика создания морального кодекса в школе. Нравственный поступок. 23 Семейные ценности и этика семейных отношений. 21 Раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе. https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 4 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 5,6 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 10 Контрольная работа. Первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики. Раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе. Раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности». Раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе 24 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 26 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 13 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 11 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 15 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 20 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 19 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 18 24 Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества. 25 Этикет. 26 Этикет. Джентльмен и леди. 27 Образование как нравственная норма. Образование как нравственная норма. Дружба. Методы нравственного самосовершенствования. 28 29 30 Методы нравственного самосовершенствования Стыд, вина и извинение. 31 Любовь и уважение к Отечеству. российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей. Высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры. Выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры. https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 18 Выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования. Выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры. Выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей 25 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 21 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 27 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 27 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 14 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 14 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 21 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 30 32 Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 33 Подготовка творческих проектов. 34 Презентация творческих проектов: «Моё отношение к миру», «Моё отношение к людям», «Моё отношение к России», « С чего начинается Родина?», « Герои России», « Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», « Мой дедушка- защитник Родины». Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий. Называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм. Первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов. Рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона. 26 https://disk.yandex.ru/d/ND_K2Rzn42Jfsw Урок 30 Защита творческого проекта ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ №п/п Наименование раздела. Тема урока. Планируемые предметные результаты 1 Россия – наша Родина. 2 Введение в православную традицию. 3 Введение в православную традицию. Православное учение о человеке. Человек и Бог в православии. 4 Культура и религия. 5 Во что верят православные христиане. Православная молитва. Выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования. Выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции. Раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви. Выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности. Рассказывать о Священном Писании Церкви - Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции. 27 Виды контроля Электронные цифровые образовательные ресурсы https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 1 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 3 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 3 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 2 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 4 6 Во что верят православные христиане. Библия и Евангелие. 7 Во что верят православные христиане. Проповедь Христа. 8 Во что верят православные христиане. Христос и Его крест. 9 Во что верят православные христиане. Чудо в жизни христианина. 10 Во что верят православные христиане. Заповеди. 11 Во что верят православные христиане. Таинство Причастия. 12 Во что верят православные христиане. Православие о Божием суде. Рассказывать о Священном Писании Церкви - Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции. Распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре. Рассказывать о Священном Писании Церкви - Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции. Рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности. Рассказывать о Священном Писании Церкви - Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции. 28 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 5 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 6 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 7 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 22 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 11 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 24 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 23 13 Добро и зло в православной традиции. Совесть и раскаяние. 14 Золотое правило нравственности. 15 Любовь к ближнему. 16 Контрольная работа. 17 Отношение к труду. Христианин в труде. Первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики. Приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести. Раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции. Выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры. https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 10 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 13 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 9 Контрольная работа. Выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры. 29 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 29 18 Долг и ответственность. Подвиг. 19 Милосердие и сострадание. 20 Православие в России. Как христианство пришло на Русь. 21 Православие в России. Монастыри. 22 Православный храм и другие святыни. 23 Православный храм - его устройство и убранство. Иконостас. Царские врата. Алтарь. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, прикладное искусство). 24 25 26 27 Символический язык православной культуры: христианское искусство (церковное пение). Символический язык православной культуры: православный календарь. Православные праздники:, Рождество Христово, Крещение Господне. Раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала. Излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности. Рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями. https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 19 Рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами. Рассказывать о художественной культуре в православной традиции, о церковном пении. Рассказывать о художественной культуре в православной традиции, о православном календаре. Рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 15 30 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 12 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 18 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 25 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 14 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 14 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 15 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 15 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 8 28 Православные праздники: Масленица, Пасха (Воскресение Христово). 29 Православные праздники: Радоница, День Святой Троицы (Пятидесятница). 30 Христианская семья и её ценности. 31 Любовь и уважение к Отечеству. 32 Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 33 Подготовка творческих проектов. 34 Защита творческих проектов. Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста. https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 8 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 8 Раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей. Выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине - России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий. Называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм. Первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов. 31 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 27 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 30 https://disk.yandex.ru/d/Q5ghwzwtrqQr_g Урок 30 Защита творческого проекта ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ №п/п Наименование раздела. Тема урока. Планируемые предметные результаты 1 Россия – наша Родина. 2 Культура и религия. Понятие культуры и религии. 3 Культура и религия. Влияние религии на культуру. 4 Религиозная культура народов России. Православное христианство в истории России. 5 Религиозная культура народов России. Другие христианские исповедания. Иудаизм. Ислам. Буддизм. 6 Мировые религии и иудаизм. Их основатели. (Христианство. Ислам). 7 Мировые религии и иудаизм. Их основатели. (Иудаизм, буддизм). Выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования. Называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм. Выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности. Излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности. Излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности. Раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий. Раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий. 32 Виды контроля Электронные цифровые образовательные ресурсы https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 1 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 2-3 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 2-3 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 18-19 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 18-19 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 5 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 5 8 Священные книги христианства, ислама. Рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран). https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 6-7 9 Священные книги иудаизма, буддизма. Рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Трипитака (Ганджур), Танах). https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 6-7 10 Хранители предания в религиях: христианство, иудаизм. Рассказывать о хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины). 11 Хранители предания в религиях: ислам, буддизм. 12 Человек в религиозных традициях народов России. https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 8 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 8 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 11 13 Священные сооружения. Иудаизм. Христианство. 14 Священные сооружения. Ислам. Буддизм. 15 Священные сооружения. Паломничества и святыни. 16 Контрольная работа. 17 Искусство в религиозной культуре. Иудаизм. Христианство. Выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России. Рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими. Рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими. Рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими. https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 12-13 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 12-13 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 22 Контрольная работа. Распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма 33 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 14-15 18 Искусство в религиозной культуре. Ислам. Буддизм. 19 Добро и зло. Возникновение зла в мире. 20 Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. 21 Религия и мораль. 22 Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, иудаизма. 23 Религия и мораль. Нравственные заповеди ислама, буддизма. минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре. Рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды). Приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. Приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 14-15 Соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России. Выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры. Рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми. Рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 25-26 34 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 9-10 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 9-10 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 25-26 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 25-26 иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми. 24 Обычаи и обряды. Иудаизм. Христианство. Религиозные ритуалы в искусстве. 25 Обычаи и обряды. Ислам. Буддизм. Религиозные ритуалы в искусстве. 26 Праздники и календари в религиях. Календари в религиях. 27 Праздники и календари в религиях. Праздники в религиях. 28 Семья. Семейные ценности. 29 Долг, свобода, ответственность, труд. 30 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы Рассказывать о хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1—2 примера). Рассказывать о хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1—2 примера). Рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции). Рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции). Раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России. Раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях; Раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, 35 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 20-21 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 20-21 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 23-24 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 23-24 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 28 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 29 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 27 общества и отношение к ним разных религий. 31 Любовь и уважение к Отечеству. 32 Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 33 Подготовка творческих проектов учащихся по теме « Праздники народов России». 34 Презентация творческих проектов учащихся по теме «Праздники народов России». взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях; Выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий. Первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов. 36 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 30 https://disk.yandex.ru/d/ARtprrELvEoPw Урок 30 Творческий проект.