Аннотация к рабочей программе ВД « Первые шаги в мир науки математики»

Аннотация к рабочей программе
внеурочной деятельности
«Первые шаги в мир науки математики»
на уровне начального общего образования
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мир
науки математики» составлена на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарта) к
результатам освоения и к структуре основной образовательной программы начального
общего образования с учётом основной образовательной программы начального общего
образования и программы воспитания МАОУ СОШ №16.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической
ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца,
проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и
развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети
учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер
изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от
вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться,
задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся,
для

формирования

элементов

логической

и

алгоритмической

грамотности,

коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм
организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на
занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными
навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель курса: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи курса:
Обучающие:


развитие мотивации и расширение кругозора обучающихся в

различных областях элементарной математики;



обучение правильному применению математической терминологии и

умелому использованию символики;


развитие мышления в процессе формирования основных приемов

мыслительной

деятельности:

анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения,

классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать
несложные выводы;


формирование навыков применения полученных знаний и умений в

процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Воспитывающие:


формирование

и

развитие

коммуникативных

умений:

умение

общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать
мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;


развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко

и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения.
Развивающие:


развитие психических познавательных процессов: различных видов

памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;


развитие мелкой моторики рук и глазомера;



формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре-

шать нестандартные задачи.
Общая характеристика курса
Курс «Первые шаги в мир науки математики» учитывает возрастные особенности
младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности
учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены
подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров»
деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу
в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах
классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между
детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк»,
«Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах
постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут
принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в
1 классе), по 40 минут во 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–
4-х классов.
Курс внеурочной деятельности «Первые шаги в мир науки математики» рассчитан
на общую учебную нагрузку в объёме 135 часов: 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2, 3 и в 4
классах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР НАУКИ МАТЕМАТИКИ»
Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Первые шаги в мир науки математики»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
-

применение

правил

совместной

деятельности,

проявление

способности

договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:

- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-

использование

полученных

знаний

в

продуктивной

и

преобразующей

деятельности, в разных видах художественной деятельности
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в
том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметными

результатами

является

формирование

следующих

универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
- устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.
Совместная деятельность:

- участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого; справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
- выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека
иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты
с учётом этики общения.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы.
Коммуникативные УУД:

-

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;

- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;

- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка, современных средств коммуникации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР НАУКИ МАТЕМАТИКИ»
К концу обучения обучающийся научится:

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие
знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные,
выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи; конструировать несложные задачи;

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин) и
из развёрток;

- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».