Аннотация к рабочей программе ВД «Мои помощники-словари»

Аннотация к рабочей программе
внеурочной деятельности
«Мои помощники-словари»
на уровне начального общего образования
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мои помощники-словари» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной
программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы
невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы
детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “секреты”. В этом случае на
помощь

приходит

факультативный

курс

“Мои

помощники-словари”,

являющийся

закономерным продолжением урока, его дополнением.
Программа

курса

составлена

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа
данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир
слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных
познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики
школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны
изучения и внимания. Воспитание интереса должно пробуждать у учащихся стремление
расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Содержание и методы
обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и
навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и
обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:
игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические
сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что
способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей
прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому
языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для
запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса: · развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; ·
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; · пробуждение
потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; · развитие
мотивации к изучению русского языка; · развитие творчества и обогащение словарного запаса; ·
совершенствование общего языкового развития учащихся; · углубление и расширение знаний и
представлений о литературном языке, · воспитание культуры обращения с книгой; ·
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления,
развивать смекалку и сообразительность; · приобщение школьников к самостоятельной
исследовательской работе; · развивать умение пользоваться разнообразными словарями; · учить
организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Место курса «Мои помощники-словари» в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год в режиме внеурочной деятельности и
может быть предложена для учащихся 1- 4 классов. Срок реализации программы – 4 года. В 1
классе- 33ч, во 2-4 классах -34ч. Всего 135 часов.
Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на
которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского
народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания,
отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
- мотивации к творческой проектной деятельности.
-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения
(определённому этапу урока) с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале
учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы.
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях;
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема)
под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые
факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму
под руководством учителя;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков,
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по
заданному признаку (под руководством учителя);
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово,
обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и
др.);
- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством
учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
-принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила
вежливости.
1 класс
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
- представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской
Федерации;
- представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
- практические умения работать с языковыми единицами;
- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении
словарного запаса русского языка;
- представление о правилах речевого этикета;
- адаптация к языковой и речевой деятельности.
2-й класс
Предметные результаты


умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть
последовательность действий;



умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить
однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;



умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;



умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;



умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи

3 класс
Предметные результаты


повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;



части речи: имя существительное, род, число, изменение существительных по

вопросам в предложении; имя прилагательное, род, число прилагательного, согласование с
именем существительным; глагол, число глагола, род; предлоги;


корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;



имена собственные;



парные согласные на конце слова, правила их правописания;
4 класс
Предметные результаты


отличительные признаки основных языковых единиц;



- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой,
морфологией, орфографией;



-слова, словосочетания, предложения, текста;



-основные орфографические и пунктуационные правила;



-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;



учащиеся должны уметь:



-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;



- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;



- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;



-

пользоваться

орфографическим,

словообразовательным,

фразеологическим,

этимологическими словарями
Основные требования к знаниям и умениям.
Обучающиеся к концу 1 класса должны знать:
 Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
 Признаки гласных и согласных звуков.
 Буквы русского алфавита.  Родственные слова.  Антонимы, многозначные слова. 
Системные связи слов. Обучающиеся должны уметь:  Правильно произносить звуки, выделять
звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.  Распознавать твердые и мягкие,
звонкие и глухие согласные звуки в словах.  Делить слова на слоги. Подбирать родственные
слова.  Объединять слова в группы.  Проверять и правильно писать слова с безударной
гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. 

Составлять текст по вопросам учителя.  Работать со словарями.  Отгадывать загадки, ребусы,
головоломки, шарады.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
 Правила правописания слов с изученными орфограммами.
 Признаки согласных и гласных звуков.
 Состав слова.
 Признаки родственных слов.
 Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
 Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки –
слитно.
 Разбирать слова по составу.
 Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных в корне слова.
 Писать НЕ с глаголами.
 Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
 Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
 Составлять рассказы по картинке.  Пересказать текст.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
 Правила правописания слов с изученными орфограммами.
 Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения,
глагола).
 Главные члены предложения.
 Состав слова.
 Обучающиеся должны уметь
 Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки –
слитно.
 Разбирать предложения по членам предложения.
 Обозначать на письме интонацию перечисления.
 Разбирать слова по составу.
 Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных в корне слова.
 Писать правильно слова с удвоенными согласными.

 Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
 Определять число, время глаголов.
 Писать НЕ с глаголами.
 Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
 Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
 Составлять рассказы по картинке.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
 отличительные признаки основных языковых единиц;
 основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой,
морфологией, орфографией;
 слова, словосочетания, предложения, текста;  основные орфографические и
пунктуационные правила;
 о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
 учащиеся должны уметь:
 четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
 подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
 различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;


пользоваться

орфографическим.,

этимологическими словарями.

словообразовательным,

фразеологическим,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».