Аннотация к рабочей программе ВД «Основы инфографики»

Аннотация к рабочей программе
внеурочной деятельности
«Основы инфографики»
на уровне начального общего образования
Примерная

рабочая

программа

курса

внеурочной

деятельности

«Основы

инфографики» составлена на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения и к
структуре основной образовательной программы начального общего образования с учётом
Примерной основной образовательной программы начального общего образования и
Примерной программы воспитания на МАОУ СОШ №16.
Курс «Основы инфографики» помогает познать художественное наследие разных
времён через освоение творческих методов работы с информацией. Инфографика поновому формулирует цель изучения художественного наследия, определяя его как
творческую деятельность в сфере информации для целей визуальной коммуникации.
Инфографика – это новый подход к освоению художественного наследия с позиций
информационной культуры. Информатизация и визуализация всех сфер деятельности
современного общества – новая реальность. Искусство и его история в контексте
инфографики понимаются как генератор новых знаков и символических объектов.
Инфографика направлена на овеществление внутреннего представления о явлении
или объекте в форме знака. В процессе занятий инфографикой происходит активное
развитие знаково-символического мышления – ключевой компетенции для жизни в
информационном обществе. Формируются особые способности мышления, необходимые
во многих сферах жизни: способности к схематизации, визуализации метафор, навыки
работы с графическими средствами выражения и т. д.
В рамках учебного курса изучается опыт создания визуальных знаковосимволических систем, включая древние пиктографические памятники, историю
изобразительного

искусства,

современные

дизайнерские

практики,

эксперименты

современного изобразительного искусства.
Учебный курс «Основы инфографики» предполагает разные виды учебной
деятельности: приобретение знаний об искусстве (прежде всего изобразительном) как
носителе информации через восприятие и анализ произведений искусства разных времён;
практическая творческая деятельность в материале: создание инфографических объектов
(пиктограмм, схем, планов и т. п.), конструирование и схематизация (рисованная
пиктограмма, каллиграмма, монограмма, диаграмма; соединение, сборка визуального

образа из отдельных готовых деталей); работа со смысловым содержанием, транслируемым
с помощью инфографики; проектная деятельность.
Современное представление об инфографике основано на опыте проектной,
дизайнерской

деятельности,

поэтому

занятия

инфографикой

имеют

проектный

иинтегративный характер. Инфографика даёт возможность ребёнку получать опыт
интеграции разной информации и нескольких типов деятельности в едином проекте.
Потребность в визуальном представлении информации в процессе проектной
образовательной деятельности существует при изучении различных учебных курсов в
школе. Инфографика даёт обучающимся необходимый инструментарий для представления
любого учебного содержания в визуальной форме.
Возраст участников
Программа курса рассчитана для учащихся 1-4 классов общеобразовательной
школы.
Место курса внеурочной деятельности «Основы инфографики» в учебном
плане
Курс внеурочной деятельности «Основы инфографики» включён в часть учебного
плана, формируемую участниками образовательных отношений для удовлетворения
индивидуальных потребностей обучающихся. В соответствии со Стандартом часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия для углублённого изучения отдельных обязательных учебных предметов;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные.
Курс внеурочной деятельности «Основы инфографики» рассчитан на общую
учебную нагрузку в объёме 135 часов: 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2, 3 и в 4 классах.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как
педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к
окружающему миру и умения выражать его как в словесной форме, так и художественными
средствами. Учитель строит занятия таким образом, чтобы от урока к уроку школьники
учились видеть в природе многообразие формы и цвета, ценить красоту простых,
обыденных явлений.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в
процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при
восприятии произведений художников (подлинники, слайды, репродукции), при
обсуждении творческих работ одноклассников. В результате формирования эмоционально-

оценочного отношения к работам одноклассников, к собственному творчеству принимает
новые формы и художественно-творческая активность учащихся.
Формирование художественно-творческой активности учащихся в области
изобразительной деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными
приемами творческой деятельности. В этом возрасте для ребенка является проблемой
письмом, и преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом, палочкой
и тушью, углем и грифелем, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы. Живописное
освоение листа большого формата с помощью гуашевых красок и широкой кисти помогает
раскрепоститься и учит легко работать кистью во всех направлениях, свободно
координируя движения руки.
Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание
творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в
процессе

обсуждения

предваряющий

будущей

практическую

работы.

Часто

деятельность,

сам

разговор,

является

непосредственно

толчком,

рождающим

художественный образ в детском творчестве. Стимулируют рождение художественного
образа музыкальный, литературный и визуальный материал.
Овладение

образным

языком

изобразительного

искусства

посредством

формирования художественных знаний, умений и навыков происходит не только в
процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном
с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате
обсуждения детских работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными
художественными материалами, демонстрируемых учителем на уроке. В работе с
учащимися необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже
задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением
технических приемов работы кисточкой, палочкой, карандашом, в первую очередь должны
иметь нравственно-эмоциональную нагрузку.
Материал курса «ИНФОГРАФИКА» представлен в программе следующими
содержательными линиями:
- живопись,
- графика,
- скульптура,
- народное и декоративно-прикладное искусство,
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей –

теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом
возрастных,

психологических

и

индивидуальных

особенностей

обучающихся.

Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития
пространственного и логического мышления.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка,
- дидактические: наглядность, связь теории с практикой,
- творчества (креативности) : предполагает максимальную ориентацию на творческое
начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта
творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартные решения,
- деятельностно-ориентированные: деятельности, освоение учениками знаний, умений,
навыков преимущественно в форме практической творческой деятельности.
- вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания
возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять
систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит
воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
Ценностные ориентиры содержания данного курса:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе
и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного
художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе
означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания
человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и
приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах
декоративно-прикладного искусства.
Ценность

человека как

разумного

существа,

стремящегося

к

добру,

самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения
здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и
социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей
человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных,
этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым
жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
потребности

творческой

самореализации,

состояния

нормального

человеческого

существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но
свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом
которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к
другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность

патриотизма - одно

из

проявлений

духовной

зрелости

человека,

выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить
Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию
их культур.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ИНФОГРАФИКИ»
Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Основы инфографики» характеризуют
готовность

обучающихся

руководствоваться

традиционными

российскими

социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
-

применение

правил

совместной

деятельности,

проявление

способности

договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-

использование

полученных

знаний

в

продуктивной

и

преобразующей

деятельности, в разных видах художественной деятельности
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в
том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред
Ценности научного познания:

- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметными

результатами

является

формирование

следующих

универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
- устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.
Совместная деятельность:

- участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого; справедливо оценивать результаты деятельности участников,
положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;

- выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека
иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие
конфликты с учётом этики общения.
Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ИНФОГРАФИКИ»:

- формирование первоначальных представлений о коммуникативной функции
искусства и его роли в жизни человека;

- формирование представлений об основах художественного творчества как одной из
основных форм познания мира; формирование основ художественной культуры
обучающихся,

развитие

наблюдательности,

эстетического

зрительной

памяти,

видения

окружающего

ассоциативного

мира,

мышления,

художественного вкуса;

- получение непосредственного опыта художественного самовыражения, развитие
фантазии и творческой воли;

- знакомство с языком визуальной культуры;
- освоение графических средств выражения, форм графической организации
информации, коммуникативных возможностей цветовой символики;

- получение навыков проектного мышления, включающего в себя навыки
пространственного воображения;

- развитие образного мышления;
- формирование навыков систематизации информации, перевода её в знаковую
форму;

- приобретение навыков поэтапного проектного моделирования (изучение и анализ
проектной ситуации; творческий поиск, выраженный в эскизной работе; разработка
деталей и фрагментов; увязывание всех элементов в единую художественноцелостную композицию);

- приобретение опыта работы различными графическими материалами и в разных
техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,
мультипликация и анимация).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».