Аннотация к рабочей программе ВД «Секреты финансовой грамоты»

Аннотация к рабочей программе
внеурочной деятельности
«Секреты финансовой грамоты»
на уровне начального общего образования
Примерная рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты финансовой грамоты»
на уровне начального общего образования подготовлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, учитывает целевые ориентиры
программы воспитания МАОУ СОШ №16, а также структуру и содержание Единой рамки
компетенций по финансовой грамотности.
Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности
современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения
финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы», определяющей
необходимость разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой
грамотности для начального общего образования, финансовая грамотность понимается, как
«сочетание осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для
принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового
благосостояния.
Дети младшего школьного возраста в своей повседневной жизни уже вовлечены в
элементарные финансовые отношения: они обмениваются друг с другом личными предметами,
совершают простые покупки, подсчитывают деньги, иногда дают или берут деньги в долг, копят
деньги на определенную цель. При этом бытовая (житейская) финансовая грамотность младших
школьников нередко несёт в себе некритично воспринятый опыт сверстников, стихийно
сложившиеся финансовые привычки, навязанные извне стереотипы финансового поведения
окружающих. Современные цифровые технологии обеспечивают мгновенность принятия
финансовых решений.
Изучение внеурочного курса «Секреты финансовой грамоты», интегрирующего знания о
природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение
следующих целей:

- осознание роли труда, денег и отношений людей, опосредованных деньгами, на основе

-

-

целостного взгляда на окружающий мир; освоение финансовых, математических,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании
данного учебного курса.
Задачи курса:
развитие осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для
принятия успешных финансовых решений в реальной учебной и жизненной практике;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание
своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление
уважения к истории, культуре, традициям народов России; освоение младшими
школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей,
законов и правил построения финансовых отношений в социуме; духовное обогащение
обучающихся;
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально- положительного отношения к природным
ресурсам и их бережливому потреблению в соответствии с экологическими нормами
поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения,

гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Возраст участников:
Содержание учебного курса сформировано на основе выделения тех областей финансовой
грамотности, в которых младшие школьники уже осуществляют элементарные финансовые
действия в своей повседневной жизни и которые обеспечивают освоение грамотных способов
действий в решении финансовых задач, социально и личностно значимых для детей 7–11 лет.
Место курса «Секреты финансовой грамоты» в учебном плане
Данная Программа может быть интегрирована практически во все модули программы
воспитания школы: например, в рамках «Ключевых общешкольных дел» — через вовлечение
детей в социальные проекты волонтерской, благотворительной и трудовой направленности; в
рамках модуля «Экскурсии, экспедиции, походы» — через экскурсии на предприятия в
населенном пункте, где проживают дети, в местные отделения банков; в рамках модуля
«Организация предметно-эстетической среды» — через такой вид деятельности, как составление
сметы расходов на оформление интерьера школьных
Курс рассчитан на общую учебную нагрузку в объёме 102 часa: по 34 часа во 2, 3 и в 4
классах по 1 часу в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ»
Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета деятельности «Секреты финансовой
грамоты» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение
к физическому и психическому здоровью
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
В результате изучения курса «Секреты финансовой грамоты» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные
учебные действия.
1)
Базовые логические действия:
- сравнивать финансовые объекты (цены на товары и услуги, доходы, расходы),
устанавливать основания для сравнения (дешевле, дороже, выгоднее, экономнее)
устанавливать аналогии между учебными и реальными финансовыми действиями;
- объединять части финансового объекта (объекты) по определенному признаку (самый
подходящий товар для обмена, полезная покупка, необходимые расходы);
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
финансовые объекты при выборе товара, составлении семейного и личного бюджета;
- находить закономерности и противоречия в финансовых ситуациях, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогом алгоритма покупки необходимого
товара, составления личного бюджета, накоплений;
- выявлять недостаток информации для решения учебно-практической финансовой задачи
на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в финансовых ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения

-

финансовых задач.
2)
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием финансовой ситуации на
основе предложенных педагогом вопросов;
с помощью педагога формулировать цель, планировать изменения объекта, финансовой
ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения финансовой задачи, выбирать наиболее
подходящее решение (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между финансовыми объектами (часть — целое,
причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие финансовых процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
3)
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации для решения финансовых задач;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике финансовую
информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную финансовую информацию самостоятельно
или на основании предложенного педагогом способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогов, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске
финансовой информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебно-практической финансовой задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления финансовой информации, в
том числе с помощью средств ИКТ.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения по финансовой проблематике, выражать
эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии на финансовые темы;
- признавать возможность существования разных точек зрения по финансовым вопросам;
- корректно и
аргументированно высказывать свое мнение
по
финансовой проблеме;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты на финансовые темы;
- готовить небольшие публичные выступления на финансовые темы;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия:
1)
Самоорганизация:
- планировать действия самостоятельно или с небольшой помощью взрослого действия по
решению учебно-практической финансовой задачи;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний
для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в
процессе обучения.
2)
Самоконтроль:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- выбирать
и
при необходимости
корректировать
способы
финансовых и учебных действий;

- находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей

-

-

-

-

-

-

-

преодоления ошибок при решении финансовых задач;
3)
Самооценка:
объективно оценивать процесс и результаты своей деятельности по предложенным
критериям, соотносить свою оценку с оценкой педагога.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия
в коллективных задачах) изучения финансовой грамоты в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы при выполнении учебного проекта, мини-исследования и в учебной
игре по финансовой проблематике;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться общим правилам
при выполнении учебного проекта, мини- исследования и в учебной игре по финансовой
проблематике;
ответственно выполнять свою часть работы при выполнении учебного проекта, миниисследования и в учебной игре по финансовой проблематике;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по финансовой грамоте с опорой на
предложенные.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
К концу обучения обучающийся научится:
объяснять, что такое семейный бюджет, зачем его нужно вести;
составлять семейный бюджет в игровых ситуациях;
проявлять осведомленность в способах ведения учета семейных и личных трат;
проявлять осведомленность в том, для каких целей люди открывают вклад в банке, какие
виды вкладов бывают;
проявлять осведомленность в том, для каких целей люди получают кредиты в банках,
какие виды кредитов бывают;
объяснять, что такое личный бюджет, зачем его нужно вести;
вести учет личных трат; определять приоритетные траты;
оценивать свои ежемесячные расходы с точки зрения их необходимости;
находить возможности сокращения расходов;
называть способы формирования сбережений;
проявлять осведомленность в том, что такое «финансовая подушка безопасности» и для
чего она предназначена;
проявлять осведомленность о благотворительности и возможности участвовать в ней
детям и взрослым;
проявлять осведомленность о безналичном расчёте и пластиковой банковской карте,
алгоритме безналичного платежа с помощью платёжного терминала;
приводить примеры жизненных ситуаций, в которых людям необходима
благотворительная помощь;
использовать различные источники для поиска и безопасного извлечения достоверной
финансовой информации, ответов на вопросы;

- соблюдать правила нравственного поведения в финансовых отношениях с людьми;
- решать финансовые задачи, выполняя арифметические действия и их свойства, используя,
при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученный результат по
критериям: достоверность/реальность, соответствие условию;

- извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач финансовую

-

информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах, в
предметах повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление);
заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;
проявлять осведомленность в том, что такое интернет-платежи и как они
осуществляются;
распознавать распространенные мошеннические схемы, с которыми можно столкнуться
в цифровой среде, в том числе признаки мошеннических сайтов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».