Учебный план ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

Директором МАОУ СОШ № 16

МАОУ СОШ № 16

_________________/О.В. Кнор/

Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Приказ от «31» августа 2023 г. № 237-д
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00C7F2F7E4E8672C1677B7DD5171F384DD
Владелец: Кнор Ольга Владимировна
Действителен: с 06.12.2023 до 28.02.2025

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7)
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 16
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

2023-2024 учебный год

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
(ВАРИАНТ 7).
Учебный план является частью адаптированной образовательной программы
Муниципального

автономного

общеобразовательного

учреждения

средней

общеобразовательной школы № 16, разработанной в соответствии с ФГОС ОВЗ основного
общего образования, с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7), и обеспечивает
выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в МАОУ СОШ №16 начинается 1 сентября и заканчивается 20 мая.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные
занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 6-тидневной учебной неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе –
32 часа, в 6 классе – 33 часа, в 7 классе – 35 часов, в 8-9-ых классах по 36 часов в неделю.
В

Муниципальном

автономном

общеобразовательном

учреждении

средней

общеобразовательной школе № 16 языком обучения является русский язык.
Особенности учебного плана в соответствии с требованиями федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с ЗПР (вариант 7).
Учебный план АООП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7) в целом соответствует
обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о
включении во внеурочную деятельность коррекционных занятий по Программе
коррекционной работы за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в
неделю.
В соответствии с ФГОС ООО в учебный план ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР
вместо учебного предмета "Физическая культура" включен учебный предмет "Адаптивная
физическая культура".
Учебный план АООП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7) адресован
обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, осваивающим АООП ООО
(вариант 7) как в условиях инклюзивного образования, так и в специальных
образовательных организациях или классах, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы для обучающихся с ЗПР.
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего

образования образовательной организации может включать как один, так и несколько
учебных планов.
Для обучающегося с ЗПР может быть разработан индивидуальный учебный план как
на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок.
Индивидуальный учебный план разрабатывается для обучающихся со стойкими
трудностями овладения содержанием адаптированной основной общеобразовательной
программы, причины возникновения которых требуют выявления и поиска путей решения;
для длительно болеющих обучающихся; обучающихся, поступивших на обучение из
других образовательных организаций, в случае обучения в одном классе обучающихся с
разными образовательными потребностями и в других случаях, требующих особой
индивидуализации образовательного процесса.
Индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из ниже
указанных задач:
усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может
вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально
ориентированные трудности;
введение в содержание образовательной программы учебных дисциплин, отвечающих
особым образовательным потребностям обучающихся, в том числе потребностям в
сохранении и укреплении здоровья;
проведение коррекционно-развивающих занятий по программе коррекционной
работы;
организация

и

проведение

индивидуальных

консультаций

педагогических

работников по обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим
особого внимания для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или
индивидуально ориентированных трудностей в обучении;
реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов,
склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля
в обучении.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию

интересов

и

потребностей

обучающихся,

их

родителей

(законных

представителей), педагогического коллектива МАОУ СОШ №16.
Время, отводимое на данную часть учебного плана использовано на увеличение
учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной
части.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные
области и учебные предметы:
Предметная область «Русский язык и литература» включает в себя учебные предметы
«Русский язык», «Литература». Учебный предмет «Русский язык» представлен в объеме 5
часов в неделю в 5 классах, 6 часов – в 6 классах, 4 часа в неделю в 7 классах. Учебный
предмет «Литература» представлен в объеме 3 часа в неделю в 5-6 классах, в объеме 2 часов
в неделю в 7-х классах.
Предметная область «Иностранные языки» включает в себя учебные предметы:
«Иностранный язык» (английский).
Учебный предмет «Иностранный язык» (английский) представлен в объеме 3 часов в
неделю в 5–7-х классах. Изучение учебного предмета «Второй иностранный язык» из
перечня, предлагаемого МАОУ СОШ №16, осуществляется по заявлению обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в
Организации необходимых условий.
Предметная область «Математика и информатика» включает в себя учебные
предметы: «Математика» и «Информатика».
Учебный предмет «Математика» в 5-6 классах представлен в объеме 5 часов в неделю,
учебный предмет «Математика» в 7 классах включает в себя учебные курсы «Алгебра»,
«Геометрия», «Вероятность и статистика». Учебный предмет «Алгебра» в 7-х классах
представлен в объеме 3 часа в неделю, учебный предмет «Геометрия» - в объеме 2 часов в
неделю, учебный предмет «Вероятность и статистика» - в объеме 1 часа в неделю.
Учебным планом МАОУ СОШ №16 на изучение учебного предмета «Информатика»
отведено 68 учебных часов — по 2 часа в неделю в 7-х классах соответственно. По
завершении реализации программ базового уровня, с целью обеспечения интересов и
потребностей участников образовательных отношений, учащиеся смогут детальнее освоить
материал, овладеть расширенным кругом понятий и методов, решать задачи более
высокого уровня сложности. Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время,

которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях
формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы.
Предметная область «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные
предметы: «История», «Обществознание», «География».
Учебный предмет «История» представлен в объеме 2 часов в неделю в 5–7-х классах.
Учебный предмет «Обществознание» представлен в объеме 1 час в неделю в 6–7-х классах.
Учебный предмет «География» представлен в объеме 1 час в неделю в 5–6-х классах; в
объеме 2 часов в неделю в 7-х классах.
Предметная область «Естественно-научные предметы» включает в себя учебные
предметы: «Биология», «Физика», «Химия».
Учебный предмет «Биология» на базовом уровне представлен в объеме 1 час в неделю
в 5–7-х классах. Учебный предмет «Физика» представлен в объеме 2 часа в неделю в 7-х
классах.
Предметная область «Технология» включает в себя учебный предмет «Технология».
Учебный предмет «Технология» представлен в объеме 2 часа в неделю в 5–7-х классах.
Предметная

область

«Физическая

культура

и

основы

безопасности

жизнедеятельности» включает в себя учебные предметы: "Физическая культура" или
"Адаптивная физическая культура" и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Учебный предмет "Физическая культура" или "Адаптивная физическая культура"
представлен в объеме 2 часов в неделю в 5-7 классах. Третий час физической культуры
реализован МАОУ СОШ №16 за счет часов внеурочной деятельности и посещения
учащимися спортивных секций города. Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие
которых приближается или соответствует возрастной норме, образовательная организация
по согласованию с родителями (их законными представителями) обучающегося вправе
делать выбор между учебным предметом "Физическая культура" и "Адаптивная
физическая культура".
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
С учетом возможности вариативности содержания АООП ООО, предусмотренной
ФГОС (п.5 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая
2021 г № 287), в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений, включен учебный предмет «Музыка» в объеме 1 часа в неделю. МАОУ СОШ
№16 самостоятельно изменила траекторию изучения содержания учебного предмета
«Музыка», обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками

программы основного общего образования требованиям, предъявляемым к уровню
основного общего образования.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
является обязательной предметной областью. На изучение учебного предмета «Основы
духовно-нравственной культуры России», выделяется по 1 часу в неделю (34 часа в год) в
5-6 классах за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений. При изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов
(учебных модулей) из перечня, предлагаемого МАОУ СОШ №16.
С целью формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей
овладение

ключевыми

компетенциями

(развитие

информационных

компетенций,

соответствующих требованиям современного общества, формирования практических
навыков работы на персональном компьютере в среде Windows и основных офисных
программах – текстового процессора, табличного процессора, системы разработки
презентаций), составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации
в мире профессий в часть учебного плана МАОУ СОШ №16, формируемую участниками
образовательных отношений, в 5-6 класс в объеме 1 час в неделю добавлен учебный
предмет «Информатика».
С целью формирования у обучающихся МАОУ СОШ №16 опыта самостоятельной
образовательной, проектной, учебно-исследовательской и творческой деятельности для
обучающихся 5-7-ых классов, в часть, формируемую участниками образовательных
отношений, введен учебный курс «Основы проектной деятельности: учебный проект».
Данный учебный курс помогает организовать деятельность обучающихся (в рамках одного
или нескольких учебных предметов) с целью демонстрации своих достижений в освоении
содержания и методов избранных областей знаний, способности проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, художественно-творческую). Защита индивидуального итогового
проекта

является

одной

из

обязательных

составляющих

компонентов

системы

внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.
Деление классов на группы
В целях реализации основных общеобразовательных программ в МАОУ СОШ №16
осуществляется деление классов при наполняемости класса 25 и более человек на: две
группы при проведении учебных занятий по предметам «Технология» в V-IX классах,
во

время

проведения

практических

занятий

по

предметам

«Информатика»

осуществляется деление классов на две группы; при проведении учебных занятий по
предмету «Иностранный язык (английский язык)» как первому иностранному языку в VXI классах.
Рабочие программы по обязательным учебным предметам реализуются средствами
учебников, отвечающих ФГОС ООО.
Образовательные отношения в школе организуются на основе классно-урочной
системы с использованием современных технологий, методов и приемов активизации
учебно-познавательной деятельности.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты
времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): 5 классе - 2 ч., в 6 7 классах - 2,5 ч.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема
учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям.
Предмет «Основы проектной деятельности: учебный проект» из части, формируемой
участниками образовательных отношений, является безотметочным и оценивается «зачет»
или «незачет» по итогам полугодия.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы
и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 16.
Промежуточная аттестация обучающихся 5-9-х классов проводится без прекращения
образовательного процесса в формах, прописанных в «Положении о порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации». Независимая экспертиза качества
образования проводится по плану АКР, ДКР, ВПР, работы системы СтатГрад. Освоение
основной образовательной программ основного общего образования завершается итоговой
аттестацией.
Выстроенная учебно-методическая система при реализации учебного плана
обеспечивает все направления развития личности ребенка. Построение системы
направлено на реализацию системно-деятельностного подхода как основного механизма
достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной

образовательной программы основного общего образования в контексте ФГОС ООО.
Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ЗПР составляет 5 лет.
Оценка

достижений

по

Программе

коррекционной

работы

имеет

дифференцированный характер, так как требования к результатам освоения ПКР
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Для оценки эффективности реализации коррекционной работы могут быть
использованы следующие методы: экспериментально-психологическое исследование,
тестирование, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, другие методы.
Мониторинг

достижения

обучающимися

планируемых

результатов

ПКР

предполагает:
проведение

специализированного

комплексного

психолого-педагогического

обследования каждого обучающегося с ЗПР, в том числе показателей развития
познавательной, эмоциональной, регуляторной, личностной, коммуникативной и речевой
сфер, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебнопознавательную деятельность и социальную адаптацию, при переходе на уровень
основного общего образования (стартовая диагностика в начале обучения в пятом классе),
а также не реже одного раза в полугодие;
систематическое осуществление психолого-педагогических наблюдений в учебной и
внеурочной деятельности;
проведение мониторинга социальной ситуации и условий семейного воспитания
(проводится в начале обучения в пятом классе, а также не реже одного раза в полугодие);
изучение мнения о социокультурном развитии обучающихся педагогических
работников и родителей (законных представителей) (проводится при переходе на уровень
основного общего образования, а также не реже одного раза в полугодие).
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР ПКР, в том числе расширения
сферы жизненной компетенции, используется метод экспертной оценки, который
представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов
(экспертов) и родителей обучающегося. Данная процедура осуществляется на заседаниях
психолого-педагогического консилиума и объединяет всех участников образовательного
процесса, сопровождающих обучающегося с ЗПР. Результаты освоения обучающимися с
ЗПР ПКР не выносятся на итоговую оценку.
Решение о достижении обучающимися планируемых результатов ПКР принимает
психолого-педагогический консилиум МАОУ СОШ №16 на основе анализа материалов

комплексного изучения каждого обучающегося, разрабатывает рекомендации для
дальнейшего обучения.
Изучение достижения каждым обучающимся планируемых результатов ПКР
проводится педагогическими работниками в том числе педагогами-психологами,
социальными

педагогами,

учителями-дефектологами,

классными

руководителями,

воспитателями. Основным способом оценки результатов ПКР является мониторинг,
который проводится психолого-педагогическом консилиумом МАОУ СОШ №16 в ходе
анализа результатов диагностической работы специалистов.
*** В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные
предметы "Родной язык", "Родная литература" и "Второй иностранный язык" могут быть
включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от
обучающихся,

родителей

обучающихся при

(законных

наличии в

необходимых условий (федеральные
начального

общего, основного

представителей)

несовершеннолетних

образовательной
государственные
общего и среднего

образовательные
общего

организации
стандарты
образования,

утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от 31 мая 2021
г. № 287, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413)

Учебный план
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16
по реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Русский язык

5

6

4

3

3

21

Литература

3

3

2

2

3

13

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

Обязательная часть
Русский язык и литература
Иностранные языки

Математика и информатика

Алгебра

3

3

3

9

Геометрия

2

2

2

6

Вероятность и
статистика

1

1

1

3

Информатика

1

1

1

3

2

2

2

2

10

1

1

1

1

4

1

2

2

2

8

2

2

3

7

2

2

4

2

2

7

История
Общественно-научные
предметы

2

Обществознание
География

1

Физика
Естественно-научные
предметы

Основы духовнонравственной культуры
народов России

Искусство

Технология

Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности

Итого

10

Химия
Биология

1

ОДНКНР

1

Музыка

1

1

1

Изобразительное
искусство

1

1

1

Технология

2

2

2

1

1

1

Основы безопасности
жизнедеятельности
Физическая
культура/Адаптивная
физическая культура

1

4
3

1

1

8

1

1

2

2

2

2

2

2

10

27

28

30

31

32

148

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений

2

2

2

2

1

9

Максимально допустимая недельная нагрузка

29

30

32

33

33

157

Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область)

10

10

10

10

10

50

Коррекционный курс: "Коррекционно-развивающие
занятия: психокоррекционные (психологические и
дефектологические)"

3

3

3

3

3

15

Коррекционный курс: "Логопедические занятия"

2

2

2

2

2

10

Другие направления внеурочной деятельности

5

5

5

5

5

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».