Аннотация к РП Занятия с педагогом-дефектологом ТНР (вариант 5.1)

Аннотация
к рабочей программе начального общего образования
для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи (вариант5.1)
«Занятия с педагогом-дефектологом»
Рабочая

программа

учителя-дефектолога является обязательным

документом,

обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения
адаптированной

основной

общеобразовательной

программы,

составленной

для

обучающихся с задержкой психического развития.
Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционноразвивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.
Цель - создание системы комплексной помощи обучающимся с задержкой
психического развития в освоении АООП НОО, коррекция недостатков познавательной
деятельности, помощь в освоении программного материала.
Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации
программы:
1.

Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с

задержкой психического развития ТНР (вариант 5.1) обусловленных структурой и
глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом
развитии.
2.

Осуществление

индивидуально

ориентированной

психолого-

педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития с
учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
(в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
3.

Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом

индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей обучающихся.
4.

Реализация

системы

мероприятий

по

социальной

адаптации

обучающегося с задержкой психического развития.
5.

Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с

задержкой психического развития консультативной и методической помощи по
психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их
воспитанием и обучением.
Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных
потребностей

Обучающиеся с ТНР (вариант 5.1) — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ТНР – наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ТНР) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ТНР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ТНР (вариант 5.1) испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или
поведения. Общими для всех обучающихся с ТНР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой
ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ТНР зависит не
только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по
своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания
(раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ТНР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре
нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся,
способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми
сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего
образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ТНР
определяет

необходимость

многообразия

специальной

поддержки

в

получении

образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и
потребностям обучающихся с ТНР и направленных на преодоление существующих
ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования
обучающихся с ТНР (вариант 5.1) должна соотноситься с дифференциацией этой категории
обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического
развития. Задача разграничения вариантов ТНР и рекомендации варианта образовательной
программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по
АООП НОО могут быть представлены следующим образом.
Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий,
направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности
учащихся с ТНР. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность
одного занятия составляет 20 минут.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание
уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей,
своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая
работа с детьми с ТНР осуществляется по принципу дифференцированного и
индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление
недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные

занятия

проводятся

с

учащимися

по

мере

выявления

индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть
использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их
сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.
Структура коррекционно – развивающих занятий:
1.

Ритуал приветствия.

2.

Рефлексия предыдущего занятия.

3.

Разминка.

4.

Основное содержание занятия.

5.

Рефлексия прошедшего занятия.

6.

Ритуал прощания.
В структуре занятий выделяются:



Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти,
мышления, моторной деятельности.



Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия.

Восприятие

–

это

основной

познавательный

процесс

чувственного

отражения

действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на
органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности
человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не
происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства
предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания
наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений
необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять
главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей:
развивать пространственные представления.
Внимание учащихся с ТНР характеризуется повышенной отвлекаемостью,
неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание.
Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация,
переключаемость,

устойчивость,

наблюдательность,

распределение)

значительно

развиваются в результате специальных упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех
школьников с ТНР наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов
запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность
запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного
материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые
оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая).
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в
различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить,
научиться

группировать

материал,

выделять

опорные

слова,

составлять

план,

устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и
произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с ТНР обнаруживается
значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких
операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и
делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с
разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.

Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами , проведение
различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо
уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы,
т.е., визуализировать.
Для учащихся с ТНР наиболее сложными являются задачи проблемного характера.
Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки,
что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических
задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи,
которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего
к единичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется
выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в
мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального
развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких
мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и
произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики
выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе,
школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений,
развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц
руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию
целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с
определенными научно обоснованными принципами:


Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную
деятельность и личность ребенка.



Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого
диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие
мышление.



Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших
интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности
человека.



Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и
переносный смысл слов, фраз, текстов.

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме.
Исходя

из

данных

входной

диагностики,

учитывая

индивидуальные

психо

–

физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4
человек.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ
КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Освоение обучающимся коррекционно-развивающей дефектологической программы,
которая создана на основе ФГОС для детей с ТНР, предполагает достижение ими трех
видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностными результатами являются:


правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;



правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к
победе, поражению;



умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять
настойчивость в достижении цели;



умение налаживать контакт с людьми;



умение соблюдать правила игры и дисциплину;



умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде;



способность к саморазвитию;



внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;



широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;



учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;



способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;



осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и
поступков других людей;



основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на
собственные поступки;



понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;



принятие установки на здоровый образ жизни;



чувство прекрасного на основе знакомства с лучшими образцами мировой и
отечественной культуры и традиций.

Метапредметными результатами являются:


навык доверительно и открыто говорить о своих чувствах;



умение учиться работать в паре и в группе;



навык выполнять различные роли;



умение слушать и понимать речь сверстников;



осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с
этой позицией;



принимать и сохранять учебную задачу;



учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;



планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;



адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;



умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;



учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;



формулировать собственное мнение и позицию;



умение задавать вопросы;



умение контролировать действия партнера;



использование речи для регуляции своего действия;



умение адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Предметными результатами являются умения:


целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции
педагога;



дорисовывать незаконченные изображения;



группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета,
обозначать словом;



составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;



конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;



определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и
свойства предметов;



зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам,
определять их словом;



классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;



различать запахи и вкусовые качества, называть их;



сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;



действовать по звуковому сигналу;



адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;



выражать пространственные отношения с помощью предлогов;



определять время по часам.

В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться:


выделять существенные признаки и закономерности предметов;



сравнивать предметы, понятия;



обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;



определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;



концентрировать, переключать своё внимание;



развивать свою память;



улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной
координации;



уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный
образ;



самостоятельно выполнить задания;



осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;



работать в группе (при групповых формах работы).

Обучающийся, владеющий положительным развитием психических процессов: внимания,
памяти (слухоречевой, зрительной), мыслительными операциями, владеющий приемами
обобщения, классификациями, общим уровнем осведомленности не ниже среднего.
Положительным отношением к школе, адекватной самооценкой, умеющий справляться со
своим эмоциональным состоянием, с навыками конструктивного взаимодействия с
окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Наполняемость групп определяется в соответствии с уставом учреждения,
санитарногигиеническими требованиями к данному виду деятельности.
Срок реализации программы – 5 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 33 часа в
1дополнительном и 1-м классах, 34 часа в год, соответственно, во 2-4 классах. Всего 168
часов. Ориентировочная продолжительность занятия 20 -30 минут. Учебный материал
носит вариативный характер и подбирается педагогом самостоятельно в зависимости от
уровня развития каждого ребенка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».