РП ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ТНР (вариант 5.1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью
коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации ФАОП НОО для
обучающихся с ТНР. Он обеспечивается логопедическим сопровождением и направлен на
преодоление и/или ослабление речевых нарушений у обучающихся 1–4 классов,
получающих образование в соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ТНР.
Общая характеристика курса «Логопедические занятия»
Содержание курса «Логопедические занятия» определяется исходя из требований
ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и направлено на коррекцию имеющихся недостатков
в развитии ребенка, препятствующих освоению программы. Курс является обязательной
частью ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) и реализуется на протяжении
всего периода обучения в начальной школе.
Курс

реализуется

учителем-логопедом

во

внеурочной

деятельности

на

индивидуальных и/или подгрупповых/групповых коррекционно-развивающих занятиях.
Значительный разброс и неоднородность состояний при ТНР, обусловленные разной
степенью выраженности парциальной недостаточности высших психических функций и
различными вариантами сочетания сохранных и нарушенных функций и познавательных
процессов, определяют необходимость дифференцированного подхода к обучающимся в
процессе реализации курса. Предусматривается гибкость выбора тематического каркаса с
учетом типологических особенностей группы школьников с ТНР.
Цель и задачи курса
Цель курса заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон устной
речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи,
профилактике и коррекции нарушений письменной речи.
Целевой ориентир курса «Логопедические занятия» предполагает развитие у
обучающихся с ТНР не только речевых умений и навыков, но и навыков социальной
(жизненной) компетенции.
Задачи курса:
коррекция

и

развитие

звукопроизношения

(постановка,

автоматизация,

дифференциация звуков речи);
восполнение дефицитов в формировании фонематических процессов;
пополнение, расширение и уточнение пассивного и активного словаря;
2

коррекция нарушений/недостатков грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
формирование и развитие связной речи, диалогической и монологической форм
речи;
формирование и развитие коммуникативной функции речи;
профилактика и коррекция нарушений чтения и письма;
развитие

зрительно-пространственных

и

пространственно-временных

представлений;
расширение представлений об окружающей действительности;
обогащение

речевого

опыта,

способствующего

развитию

познавательных

процессов.
Курс «Логопедические занятия» реализуется на протяжении всего уровня
начального

общего

образования

и

позволяет

последовательно

и

постепенно

преодолевать/минимизировать имеющиеся у обучающихся с ТНР речевые нарушения, а
также

обусловленные

ими

разнообразные

трудности

в

обучении,

развивать

занятия»

является

коммуникативные навыки.
Особенности построения курса
Особенностью

построения

курса

«Логопедические

индивидуально-ориентированное логопедическое сопровождение с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ТНР, их индивидуальных особенностей и
возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк).
Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули:
1.

Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

2.

Развитие лексико-грамматической стороны речи.

3.

Формирование связной речи. Основы коммуникации.

Содержание коррекционного курса учителя-логопеда определяется в строгом
соответствии с требованиями к результату изучения учебных предметов «Обучение
грамоте», «Русский язык» и основывается на использовании учебного материала.
Продолжительность и интенсивность занятий определяются индивидуально с
учетом рекомендаций ПМПк и ППк, но не реже 2-х раз в неделю.
Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и не должна превышать:
•

для группового занятия – 40 минут;

•

для подгруппового занятия – 30–40 минут;
3

•

для индивидуального занятия – 20–30 минут.

Примерные виды деятельности обучающихся с ТНР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании курса
В логопедической работе с младшими школьниками с ТНР исключительно важно
формировать положительную мотивацию к речевому взаимодействию, способность
ориентироваться в заданиях, развивать навыки анализа и синтеза (на речевом материале),
учить обдумывать и планировать предстоящую деятельность, следить за правильностью ее
выполнения, рассказывать о проделанном и адекватно оценивать результат деятельности.
На логопедических занятиях обучающиеся с ТНР выполняют различные устные и
письменные задания, направленные на звуковой анализ слова, учатся различать звуки и
буквы, соединять звуки и слоги в слова, выстраивать фразы, составлять связные
высказывания, что способствует развитию устной и письменной речи.
Обучающихся с ТНР необходимо максимально развернуто знакомить с новым
материалом, используя при этом доступные алгоритмы, определяющие порядок
выполнения действий. Например, могут применяться пошаговая памятка или знаковосимволическая карточка с этапами выполнения заданий.
При изучении звуков и букв полезно задействовать различные анализаторы:
слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной
позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на сыпучем материале (песке, манке и
т. п.), поиск буквы в «зашумленном» изображении).
На логопедических занятиях обучающиеся выкладывают графические схемы
фишками и полосками; работают с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр.
Активно

используются

упражнения,

способствующие

стимулированию

познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале
(выделение четвертого лишнего, ребусы, анаграммы и др.), с учетом достигнутого уровня
познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются преимущественно
на иллюстративном материале).
Для автоматизации формируемого навыка, упрочения связей между языковыми
единицами необходимо систематически повторять и закреплять пройденный материал,
используя приемы актуализации имеющихся знаний (визуальную опору, памятку).
Применяемый на занятиях словарный материал следует уточнять, пополнять,
расширять путем соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира при активном
использовании интернет-ресурсов. Следует учить детей самостоятельно находить
4

необходимую информацию, используя для этого разные источники (словарь, интернет,
энциклопедию).
При обучении звуко-буквенному анализу работа выстраивается пошагово, начиная
с выделения звуков в слове, и лишь потом используется моделирование звукового состава
слова (с последующим декодированием).
Следует учить обучающихся с ТНР осознавать возникающие трудности и при их
наличии обращаться за помощью. При необходимости следует облегчать техническую
сторону выполнения письменных заданий (письмо в тетрадях с сетчатой разлиновкой,
обозначение точками интервалов между буквами (слогами), обводка пунктирных
изображений букв, слогов, слов, использование определенных обозначений.
Место курса в учебном плане
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является частью программы
коррекционной работы и обязателен для изучения. В соответствии с учебным планом
ФАОП НОО для обучающихся с ТНР на изучение курса отводится 2 часа в неделю.
Данная рабочая программа рассчитана на 66 часов для обучающихся 1-ых классов и
на 68 часов для обучающихся 2–4-ых классов (2 часа занятий в неделю, 33–34 учебные
недели в году).
I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»

Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
самостоятельно обращать внимание на звуковую сторону речи;
иметь представления о правильных артикуляционных укладах нарушенных звуков;
различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке;
дифференцировать звуки и буквы: различать гласные (ударные и безударные) и
согласные (звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие звуки);
распознавать звуки по артикуляции, опознавать буквы и соотносить со звуками;
обозначать мягкость согласных на письме; составлять графические схемы слов;
выделять ударный и безударный слоги;
уметь правильно произносить все автоматизированные звуки во всех ситуациях
общения или минимизировать ошибки произношения;
определять количество и последовательность звуков в слове;
различать слова, отличающиеся одним или двумя звуками;
правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или минимизируя
их (в рамках изученного программного материала начальных классов).
5

Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
выделять и различать части слова: основу, корень, приставку, суффикс, окончание;
образовывать изученные части речи при помощи суффиксов и приставок (по
образцу);
конструировать словосочетания и предложения из предложенных слов;
различать грамматически правильные и неправильные словосочетания;
уметь сравнивать и анализировать формы слова в словосочетании;
оперировать в процессе общения активной лексикой, использовать изученные части
речи;
соблюдать на письме изученные орфографические правила, правильно произносить
и писать слова без специфических ошибок или минимизируя их (в рамках изученного
программного материала 1–4 классов).
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
участвовать в простых диалогах;
обращаться за помощью при затруднениях, формулировать просьбу;
выражать словами свои намерения, пожелания, опасения и пр.;
соотносить предложение с графической схемой;
конструировать простые и сложные предложения с однородными членами, с
союзами и, а, но (с опорой на образец и схему);
устанавливать в сложных предложениях причинно-следственные связи;
дифференцировать понятия: словосочетание — предложение — текст;
согласовывать слова в предложении, выделять границы предложения на письме;
определять главную мысль текста; озаглавливать текст;
пересказывать и составлять тексты различного типа с вежливыми словами
приветствия, прощания, просьбы, благодарности, используемыми при извинении или
отказе;
устанавливать связь между частями текста;
составлять план текста;
различать особенности текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения,
смешанного текста;
писать изложение короткого текста по плану;
составлять сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на заданную тему
с предварительной подготовкой (с помощью педагога).

6

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Дифференциация речевых и неречевых звуков. Образование и различение звуков по
артикуляционным и акустическим характеристикам. Уточнение артикуляционных укладов
гласных и согласных звуков. Коррекция и развитие звукопроизношения. Определение
места звука в слогах и словах. Определение количества, последовательности звуков в слове.
Закрепление и различение образа печатных и письменных букв. Развитие зрительного
внимания и восприятия на материале букв и предметных картинок. Развитие
пространственно-временных представлений. Сравнение и различение согласных звуков:
сонорных и шумных, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих,
взрывных и щелевых. Условно-графические обозначения звуков, составление схемы слога
и слова. Слогообразующая роль гласного звука. Определение слоговой структуры слова
путем ориентировки на гласные звуки. Сравнение слов с разным количеством слогов. Слоги
прямые и обратные (СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС). Графические схемы прямых и обратных
слогов. Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов. Составление слов из прямых и
обратных слогов. Чтение прямых и обратных слогов с использованием слоговой таблицы.
Работа с ударением, его смыслоразличительная и фонетическая роль. Составление
графических схем слогового состава слова с выделением места ударного и безударного
слогов (Х-х; х-Х; Х-х-х; х-х-Х). Правописание гласных А, У, И в буквосочетаниях ща, щу,
ча, чу, жи, ши. Формирование и развитие навыков письма и чтения, профилактика
специфических ошибок.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Выделение слова из речевого потока. Соотнесение слова и предмета (словапредметы). Соотнесение слова и названия действия (слова-действия). Соотнесение слова и
признака (слова-признаки), подбор слов, обозначающих признаки. Активизация и
обогащение словаря по лексическим темам. Работа с синонимами и антонимами. Отработка
форм множественного и единственного числа существительных. Образование новых слов
различными способами по образцу, по словесной инструкции, с опорой на картинки (с
помощью суффиксов – образование слов с уменьшительно-ласкательным значением,
названий детенышей птиц и животных, слов-признаков от слов-предметов; с помощью
приставок – образование глаголов совершенного вида). Формирование и развитие навыков
письма и чтения, профилактика специфических ошибок.
7

Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Различение слова и предложения. Составление предложений с использованием слов,
обозначающих предметы, действия, признаки (с опорой на образец и картинки). Работа с
деформированным предложением и текстом. Моделирование коммуникативных ситуаций
с использованием формул речевого этикета. Составление коротких описательных рассказов
на заданную тему с опорой на образец. Составление коротких повествовательных текстов с
опорой на сюжетные картинки, по опорным словам. Списывание предложений и короткого
текста. Формирование и развитие навыков письма и чтения, профилактика специфических
ошибок.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Коррекция и развитие звукопроизношения. Дифференциация гласных и согласных
звуков, различение звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков. Узнавание
«зашумленных» букв (перечеркнутых, наложенных друг на друга). Отработка заглавных
букв. Опознание правильно и зеркально изображенных печатных и рукописных букв.
Развитие зрительного внимания и восприятия на материале букв и предметных картинок.
Развитие пространственно-временных представлений. Дифференциация похожих гласных
букв: А-О, О-У, И-У. Дифференциация похожих гласных и согласных букв: И-Ш, И-Ц, ЗЕ, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, А-Д, Л-Я. Звуковой и слоговой анализ слова. Профилактика
фонематических, оптических и кинетических ошибок.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Воспроизведение слого-ритмической структуры слова с опорой на графические
схемы. Уточнение значений слов при изменении позиции ударного слога. Многозначные
слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Отработка навыков согласования
имени существительного и имени прилагательного, составления словосочетаний.
Профилактика аграмматизма на письме.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Составление, запись и прочтение коротких предложений. Различение интонационных
характеристик разных предложений (вопросительных, восклицательных). Составление
распространенных предложений по вопросам педагога. Развитие диалогической речи
(моделирование диалогов на заданную тему с использованием вежливых слов).
Составление рассказа-описания с опорой на план. Чтение и пересказ коротких текстов /
рассказов, содержащих диалоги персонажей.

8

2 КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка и развитие произношения. Упражнение в различении и опознании букв,
соответствующих гласным и согласным звукам. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
Уточнение представлений о слогообразующей функции гласных звуков. Уточнение
акустико-артикуляционных характеристик твердых и мягких звуков, дифференциация
согласных. Обозначение на письме мягких и твердых согласных. Отработка и закрепление
умений делить слова на слоги, определять звуковой состав слогов. Формирование навыка
слогового деления слова, определение количества звуков и слогов на слух. Придумывание
слов на заданный слог. Конструирование слов из предложенных слогов. Составление
графических схем. Работа со слоговыми таблицами для отработки техники чтения.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Различение слов: слово-предмет (одушевленные – неодушевленные), слово-признак,
слово-действие. Слово и его значение. Работа со словами-паронимами. Прямое и
переносное значение слова. Многозначные слова. Подбор однокоренных (родственных)
слов. Обогащение словаря синонимами и антонимами. Образование существительных при
помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ц-, -иц-),
суффикса -ниц- со значением вместилища, суффиксов (-тель-, -чик-, -щик-, -льщик-, -чик-,
-ник-) для образования названий профессий, названий детенышей животных и птиц. Работа
со словарными словами. Образование притяжательных прилагательных в мужском,
женском и среднем родах. Образование качественных прилагательных с суффиксами: -н-, лив- в мужском, женском и среднем родах. Образование относительных прилагательных с
суффиксами -ов-/-ев- /-н-/-енн-/-ск-/-ян-/-ан-. Образование глаголов с помощью приставок
(в-, вы-, при-, от-, у-, пере-), суффиксов (-ыва-, -ова-, -а-, -я-, -и-, -е-, -л-). Употребление и
написание глаголов с частицей НЕ. Местоимение. Согласование слов в числе и роде,
составление словосочетаний с использованием алгоритма, карточек-подсказок.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Составление предложений из предложенных слов, данных в начальной форме.
Составление распространенных предложений по вопросам. Выделение главных членов
предложения по вопросам. Развитие диалогической и монологической речи. Работа с
разными текстами (повествованием, описанием, рассуждением). Определение главной
мысли текста, озаглавливание. Определение количества слов в предложении; количества
предложений в тексте. Конструирование предложений с однородными членами.
Составление описательных и повествовательных рассказов по опорным словам и плану.
9

Составление

рассказа

по

предложенному

началу.

Чтение

и

определение

последовательности частей текста. Работа над пониманием прочитанного текста. Работа с
деформированным текстом: нахождение лишних частей текста, составление связного
текста.
3 КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка четкого произношения. Уточнение характеристик смешиваемых фонем,
различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Дифференциация звуков на
речевом материале с постепенным усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Различение приставок и предлогов. Отработка слов с глухими и звонкими согласными
в корне. Слова с непроизносимым согласным звуком в корне (способы проверки). Работа
со словарными словами. Число и род имен существительных. Отработка предложнопадежных конструкций, склонение имени существительного и имени прилагательного.
Личные местоимения. Согласование глагола с именем существительным в числе, роде,
изменение глаголов по времени.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Работа с условно-графическими схемами предложений. Работа с деформированным
предложением. Работа с текстом. Определение границ и количества предложений в тексте,
количества слов в предложении. Работа на уровне предложения: составление / завершение
предложений, дописывание подходящих слов (с использованием опорных слов),
исключение лишних слов, редактирование и распространение предложений, нахождение
главных членов предложения. Работа на уровне текста: озаглавливание, составление плана,
нахождение лишних предложений в тексте, сочинение продолжения текста.
4 КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка четкого произношения. Уточнение характеристик смешиваемых фонем,
различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Дифференциация звуков на
речевом материале с постепенным усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»

10

Обогащение номинативного словаря. Различение и употребление синонимов,
антонимов,

омонимов.

Работа

со

словарными

словоизменения, практическое употребление

словами.

Отработка

навыков

существительных в форме единственного и

множественного числа. Отработка падежных форм существительных. Дифференциация
именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Употребление
несклоняемых имен существительных. Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и
окончании слова. Тренировка в языковом

анализе. Уточнение лексического и

грамматического значения слова. Дифференциация однокоренных и родственных слов.
Образование и правописание сложных слов с соединительными гласными О-Е. Развитие
навыков приставочного словообразования. Практическое употребление слов с приставками
пространственного значения, временного значения и многозначными приставками.
Различение предлогов и приставок. Согласование с прилагательными (в роде, числе).
Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях.
Отработка распознавания глаголов, изменения глаголов по числам и временам, глаголов
прошедшего времени в единственном числе по родам. Согласование глагола с именем
существительным в числе, роде, изменение глаголов по времени. Согласование
числительных с существительными в роде и падеже. Употребление в речи глаголов в
прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Употребление
и правописание числительных. Определение числа и рода местоимения. Упражнение в
использовании и склонении личных местоимений с предлогами и без. Преодоление /
минимизация аграмматизма в устной речи и на письме.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Соотнесение предложений с графической схемой. Построение сложных предложений
с однородными членами (с опорой на образец и схему). Конструирование предложений с
однородными членами с союзами и, а, но (с опорой на образец и схему). Установление в
сложных предложениях причинно-следственных связей.

Дифференциация понятий:

словосочетание – предложение – текст. Согласование слов в предложении, выделение
границ предложения на письме. Закрепление умения составлять и записывать предложения,
пересказывать и составлять тексты различного типа с вежливыми словами приветствия,
прощания, просьбы, благодарности, используемыми при извинении или отказе. Выделение
в тексте основной мысли, озаглавливание. Связь между частями текста. Составление плана
текста.

Различение

особенностей

текста-повествования,

текста-описания,

текста-

рассуждения, смешанного текста. Письменное изложение короткого текста по плану.
Написание мини-сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на заданную тему
с предварительной подготовкой (с помощью педагога).
11

Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий
учащихся 1 – 4 классов
с учётом требований ФГОС НОО

1 класс
№
1

2

Коррекция нарушений
звукопроизношения
Сбор анамнеза, данных о раннем
развитии, перенесенных
заболеваниях. Раннее речевое
развитие. Исследование
неречевых психических функций.
Состояние звукопроизношения.
Анатомическое строение
артикуляционного аппарата.
Речевая моторика.

Предметные результаты
Овладение первоначальными
представлениями о нормах
русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических,
орфографических,
пунктуационных);
формирование готовности к
восприятию определенных
орфограмм;

Кол-во
часов
1

1

3

Состояние дыхательной и
голосовой функций. Особенности формирование умения
динамической стороны речи.
ориентироваться в целях, задачах,
Воспроизведение звукослоговой средствах и условиях общения.
структуры слова. Состояние
фонематического восприятия
Состояние фонематического
анализа и синтеза.

1

4

Обследование состояния
слухового восприятия и
дифференциации фонем,
слогоритмической структуры
слов

1

5

Исследование понимания речи.
Исследование словаря и навыков
словообразования

1

6

Исследование грамматического
строя речи. Исследование
понимания логико –
грамматических конструкций.
Исследование связной речи.

1

7

Работа над развитием
пространственных
представлений. Уточнение
представлений о форме,
величине.

Формирование умения
ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения

12

1

8

Работа над развитием
зрительного восприятия.
Узнавание изображенных
предметов.

Понимание обучающимися того,
что язык представляет собой
явление национальной культуры и
основное средство человеческого
общения, осознание значения
русского языка как
государственного языка
Российской Федерации, языка
межнационального общения;

1

9

Работа над развитием
зрительного внимания.
Дорисовывание, штриховка,
закрашивание. Работа над
развитием зрительной памяти.

Применение в практическом плане
умения и навыка аудирования:
восприятия речи на слух

1

10 Работа над развитием слухового
внимания и памяти.

Применение в практическом плане
умения и навыка аудирования:
понимания основного содержания;

1

11 Работа над развитием слухового
восприятия. Восприятие
неречевых звуков.

Формирование позитивного
отношения к правильной речи как
показателям общей культуры и
гражданской позиции человека;

1

12 Работа над развитием слухового Формирование позитивного
восприятия. Восприятие речевых отношения к правильной устной и
звуков.
письменной речи.

1

13 Развитие чувства ритма.
Различение и воспроизведение
заданных ритмов.

Овладение учебными действиями с
языковыми единицами и
формирование умения
использовать знания для решения
познавательных, практических и
коммуникативных задач.

1

14 Работа над развитием мелкой
моторики рук. Пальчиковая
гимнастика.

Развитие мелкой моторики.

1

15 Работа над развитием мелкой
моторики рук. Упражнения на
переключение движений.

Развитие фонематических
процессов;

1

развитие мелкой моторики.
16 Работа над развитием мелкой
Развитие мелкой моторики.
моторики рук. Конструирование.

1

17 Работа над развитием мелкой
моторики рук. Обводка по
шаблону-контуру.

Развитие мелкой моторики.

1

18 Работа над подвижностью
артикуляционного аппарата.
Комплекс артикуляционной
гимнастики.

Формирование готовности к
восприятию определенных
орфограмм, правописание которых
основано на полноценных
представлениях о звуковом составе
слова;

1

13

19 Выполнение комплекса
артикуляционной гимнастики.
Упражнения для губ, щек.

Формирование связной речи, и
прежде всего такой формы
связных высказываний, которые
наиболее адекватны условиям
учебной деятельности
обучающихся.

1

21 Выполнение комплекса
артикуляционной гимнастики.
Упражнения на определение
положения кончика языка.

Формирование умения
ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения.

1

22 Выполнение комплекса
артикуляционной гимнастики.
Упражнения на различение
узкого и широкого языка.

Развитие фонематических
процессов

1

23 Выполнение комплекса
Развитие фонематических
артикуляционной гимнастики.
процессов
Упражнения на формирование
кинетической основы движений.

1

24 Выполнение комплекса
артикуляционной гимнастики.
Упражнения по развитию
динамической координации
артикуляторных движений.

Формирование умения выбирать
адекватные языковые средства для
успешного решения
коммуникативных задач.

1

Установление необходимых
артикуляционных позиций,
обеспечивающих нормированный
акустический эффект звука

1

26 Постановка звуков.

Варьирование артикуляционных
укладов звуков в зависимости от
их сочетаемости с другими
звуками в потоке речи.

1

27 Автоматизация поставленных
звуков. Изолированно.

Развитие фонематических
процессов;

1

20 Выполнение комплекса
артикуляционной гимнастики.
Упражнения на определение
положения губ.

Основной этап
25 Специальная артикуляционная
гимнастика для постановки
звуков.

28 Автоматизация поставленных
звуков в прямых слогах.

автоматизация поставленных
звуков.

1

1

29 Автоматизация поставленных
звуков в обратных слогах.

Развитие зрительно –
пространственного восприятия;

1

30 Автоматизация поставленных
звуков в слогах со стечением
согласных.

Автоматизация поставленных
звуков.

1

31 Автоматизация поставленных
звуков в словах (произнесение
слов с ударение на слоге).

Автоматизация поставленных
звуков.

1

14

32 Дифференциация смешиваемых
звуков в словах.

Овладение первоначальными
представлениями о нормах
русского языка.

1

33 Дифференциация смешиваемых
звуков в предложении.

Овладение первоначальными
представлениями о правилах
речевого этикета.

1

34 Дифференциация смешиваемых в Осуществление слухового
произношении звуков в тексте и в контроля за собственным
спонтанной речи.
произнесением и оценивание
качества воспроизводимых в
собственной речи звуков.

1

Итого: 34 часа.

Календарно-тематическое планирование
2 класс
№

1

2

Разделы, темы занятий

Предметные результаты

Диагностический этап
Сбор анамнеза, данных о
Понимание обучающимися того, что
раннем развитии,
язык представляет собой явление
перенесенных заболеваниях. национальной культуры и основное
Раннее речевое развитие.
средство человеческого общения,
Исследование неречевых
осознание значения русского языка
психических функций.
как государственного языка
Российской Федерации, языка
Состояние
межнационального общения;
звукопроизношения.

Количество
часов
1

1

Анатомическое строение
артикуляционного аппарата.
Речевая моторика.
3

Состояние дыхательной и
голосовой функций.
Особенности динамической
стороны речи.
Воспроизведение
звукослоговой структуры
слова. Состояние
фонематического восприятия
Состояние фонематического
анализа и синтеза.

1

4

Обследование состояния
слухового восприятия и
дифференциации фонем,

1

15

слогоритмической структуры
слов. Исследование
понимания речи.
5

6

Исследование словаря и
навыков словообразования.
Исследование
грамматического строя речи.
Исследование понимания
логико – грамматических
конструкций. Исследование
связной речи.

1

Коррекционная работа на фонетическом уровне
Развитие артикуляционной
Применение в практическом плане
моторики. Автоматизация
умения и навыка аудирования.
гласных звуков.

1

7

Коррекция
звукопроизношения.
Уточнение артикуляции,
постановка и автоматизация
согласных звуков и букв.

Восприятия речи на слух.

1

8

Осуществление слухового
контроля за собственным
произнесением. Уточнение
артикуляции, постановка и
автоматизация согласного
звука и буквы С.

Понимание основного содержания.

1

9

Осуществление оценивания
качества воспроизводимых в
собственной речи звуков.
Уточнение артикуляции,
постановка и автоматизация
согласного звука и буквы Т.

Применение в практическом плане
умения и навыка аудирования

1

10 Варьирование
артикуляционных укладов
звуков в зависимости от их
сочетаемости с другими
звуками в потоке речи.
Уточнение артикуляции,
постановка и автоматизация
согласного звука и буквы Л.

Формирование позитивного
отношения к правильной устной и
письменной речи.

1

11 Уточнение артикуляции,
постановка и автоматизация
согласного звука и буквы Р.

Формирование позитивного
отношения к правильной речи как
показателям общей культуры и
гражданской позиции человека.

1

12 Развитие артикуляционной
моторики. Буква Е, Я.

Установление необходимых
артикуляционных позиций,
обеспечивающих нормированный
акустический эффект звука

1

16

13 Уточнение артикуляции,
постановка и автоматизация
согласного звука и буквы М.

Осуществление слухового контроля за
собственным произнесением и
оценивание качества
воспроизводимых в собственной речи
звуков.

1

14 Уточнение артикуляции,
постановка и автоматизация
гласного звука и буквы З

Автоматизация поставленных звуков.

1

15 Уточнение артикуляции,
Развитие фонематических процессов.
постановка и автоматизация
согласного звука и буквы Б, Д

1

16 Уточнение артикуляции
смешиваемых звуков.
Постановка и автоматизация
согласного звука и буквы Ш ,
Ж

1

Осуществление слухового контроля за
собственным произнесением и
оценивание качества
воспроизводимых в собственной речи
звуков.

17 Буква Ё, Ю, Э

1

18 Уточнение артикуляции звука Варьирование артикуляционных
и буквы Й
укладов звуков в зависимости от их
сочетаемости с другими звуками в
потоке речи.

1

19 Уточнение артикуляции,
постановка и автоматизация
согласного звука и буквы Х,
Ф, В

1

Автоматизация поставленных звуков

20 Уточнение артикуляции,
Развитие мелкой моторики.
постановка и автоматизация
гласного звука и буквы Ц, Щ,
Ч

1

21 Дифференциация гласных и
согласных звуков

2

Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне
22 Профилактика дислексии.
Понимание учебного текста.
Слово-предмет

Овладение первоначальными
представлениями о орфоэпических
нормах русского языка.

1

23 Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого
материала. Слова-действия

Овладение первоначальными
представлениями о лексических
нормах русского языка.

1

24 Слова-признаки. Игры на
слуховое внимание и
восприятие.

Овладение первоначальными
представлениями о грамматических
нормах русского языка.

1

25 Распространение простого
двусоставного предложения
определением

Овладение первоначальными
представлениями о пунктуационных
нормах русского языка.

1

17

26 Игры на зрительное внимание Овладение первоначальными
и восприятие.
представлениями о правилах речевого
Дифференциация понятий
этикета.
предложение – слово

1

27 Развитие и уточнение
Развитие зрительно –
пространственных
пространственного восприятия;
представлений. Единственное
и множественное число
предметов. Один – много.

1

Формирование связной речи, и прежде
всего такой формы связных
высказываний, которые наиболее
адекватны условиям учебной
деятельности обучающихся.

1

29 Развитие и уточнение
временных представлений.
Работа с предлогами в, на, к,
от

Развитие зрительно –
пространственного восприятия;

1

30 Работа с предлогами около
(у), из-за, над, под, по. Игры
на развитие логического
мышления.

Формирование готовности к
восприятию определенных орфограмм,
правописание которых основано на
полноценных представлениях о
звуковом составе слова.

1

28

Дифференциация имён
существительных мужского и
женского рода. Игры на
развитие памяти.

Коррекционная работа на лексическом уровне
31 Развитие речевого анализа и Формирование умения
синтеза на уровне текста.
ориентироваться в целях, задачах,
Составление предложений.
средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения
коммуникативных задач.
32 Последовательный пересказ с
опорой на серию сюжетных
картинок. Повторение
изученного по теме
«Предложение – слово».

Овладение учебными действиями с
языковыми единицами и
формирование умения использовать
знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных
задач.

1

2

Итого: 34 часа
Календарно-тематическое планирование
3 класс

№

Тема занятия.

Предметные результаты

18

Количество
часов

1 Обследование состояния
речи и неречевых
психических функций.
Заполнение речевых
карт.

Формирование умения ориентироваться в
целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения
коммуникативных задач.

2

2 Речь. Предложение.
Слово.

Формирование связной речи, и прежде всего
такой формы связных высказываний,
которые наиболее адекватны условиям
учебной деятельности обучающихся.

1

3 Звуки и буквы.
4 Слогообразующая роль
гласной. Ударение;
ударный слог.

2
Овладение учебными действиями с
языковыми единицами и формирование
умения использовать знания для решения
познавательных, практических и
коммуникативных задач.

1

5 Звукобуквенный анализ Овладение первоначальными
слов со стечением
представлениями о нормах русского языка.
согласных

1

6 Получение слов
убавлением
(добавлением) буквы.

1

Овладение первоначальными
представлениями о правилах речевого
этикета.

7 Получение слов заменой Формирование позитивного отношения к
буквы.
правильной устной речи как показателям
общей культуры.

1

8 Звукобуквенный и
слоговой анализ слов
сложной слоговой
структуры.

Формирование позитивного отношения к
правильной устной и письменной речи.

1

9 Твёрдые-мягкие
согласные.

Развитие фонематических процессов.

1

10

Обозначение мягкости Формирование позитивного отношения к
согласного с помощью ь правильной устной и письменной речи как
в конце слова.
показателям общей культуры и гражданской
позиции человека.

1

11 Обозначение мягкости Развитие фонематических процессов.
согласного с помощью ь
в середине слова.

1

12 Разделительный Ь.

1

Развитие фонематических процессов;
развитие зрительно – пространственного
восприятия;
развитие мелкой моторики.

13 Дифференциация А-Я в Осуществление слухового контроля за
слогах, словах,
собственным произнесением и оценивание
предложениях, тексте.
качества воспроизводимых в собственной
речи звуков.
19

1

14 Дифференциация О-Ё в
слогах, словах,
предложениях, тексте.

Формирование готовности к восприятию
определенных орфограмм, правописание
которых основано на полноценных
представлениях о звуковом составе слова.

1

15 Дифференциация У-Ю в Варьирование артикуляционных укладов
слогах, словах,
звуков в зависимости от их сочетаемости с
предложениях, тексте.
другими звуками в потоке речи.

1

16 Дифференциация Ы-И в Развитие фонематических процессов;
слогах, словах,
предложениях, тексте.
развитие зрительно – пространственного
восприятия;

1

развитие мелкой моторики.

17 Звонкие-глухие
согласные.
Дифференциация Д-Т в
слогах, словах,
предложениях, тексте

Автоматизация поставленных звуков;
установление необходимых
артикуляционных позиций, обеспечивающих
нормированный акустический эффект звука

1

18 Дифференциация Б-П в
слогах, словах,
предложениях, тексте

Развитие зрительно – пространственного
восприятия;

1

развитие мелкой моторики.
19 Дифференциация В-Ф в Варьирование артикуляционных укладов
слогах, словах,
звуков в зависимости от их сочетаемости с
предложениях, тексте
другими звуками в потоке речи.

1

20 Дифференциация С-З в
слогах, словах,
предложениях, тексте

1

21 Дифференциация Г-К в
слогах, словах,
предложениях, тексте

Автоматизация поставленных звуков;
установление необходимых
артикуляционных позиций, обеспечивающих
нормированный акустический эффект звука
Варьирование артикуляционных укладов
звуков в зависимости от их сочетаемости с
другими звуками в потоке речи.

1

22 Дифференциация Ж-Ш в Автоматизация поставленных звуков;
слогах, словах,
предложениях, тексте.
установление необходимых
артикуляционных позиций, обеспечивающих
нормированный акустический эффект звука

1

23 Парные звонкие-глухие
согласные.

1

Применение в практическом плане умения и
навыка аудирования: восприятия речи на
слух и понимания основного содержания.

24 Дифференциация С-Ш в Варьирование артикуляционных укладов
слогах, словах,
звуков в зависимости от их сочетаемости с
предложениях, тексте.
другими звуками в потоке речи.
20

1

25 Дифференциация З-Ж в Автоматизация поставленных звуков;
слогах, словах,
предложениях, тексте
установление необходимых
артикуляционных позиций, обеспечивающих
нормированный акустический эффект звука

1

26 Дифференциация
Ч-Т’ в слогах, словах,
предложениях, тексте

1

Развитие зрительно – пространственного
восприятия;
развитие мелкой моторики.

27 Дифференциация Ч-Щ в Варьирование артикуляционных укладов
слогах, словах,
звуков в зависимости от их сочетаемости с
предложениях, тексте
другими звуками в потоке речи.

1

28 Дифференциация Ч-Ц в Автоматизация поставленных звуков;
слогах, словах,
предложениях, тексте
установление необходимых
артикуляционных позиций, обеспечивающих
нормированный акустический эффект звука

1

129 Дифференциация С-Ц в Варьирование артикуляционных укладов
слогах, словах,
звуков в зависимости от их сочетаемости с
предложениях, тексте
другими звуками в потоке речи.

1

30 Дифференциация
С’-Щ в слогах, словах,
предложениях, тексте.

Автоматизация поставленных звуков;

1

31 Дифференциация Ч-С в
слогах, словах,
предложениях, тексте.

Установление необходимых
артикуляционных позиций, обеспечивающих
нормированный акустический эффект звука.

1

32 Дифференциация
свистящих-шипящих
звуков. Закрепление.

Овладение первоначальными
представлениями о правилах речевого
этикета.

1

33 Дифференциация Р-Л в
слогах, словах,
предложениях, тексте.

Установление необходимых
артикуляционных позиций, обеспечивающих
нормированный акустический эффект звука.

1

установление необходимых
артикуляционных позиций, обеспечивающих
нормированный акустический эффект звука

Итого: 34 часа
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№

Тема занятия

Предметные результаты

Количество
часов

Осуществление слухового контроля за
собственным произнесением и
оценивание качества воспроизводимых в
собственной речи звуков.

1

п/п
1

Развитие слухового и
зрительного внимания и
восприятия

21

2

Звуки и буквы. Алфавит.

Автоматизация поставленных звуков;
установление необходимых
артикуляционных позиций,
обеспечивающих нормированный
акустический эффект звука

3

Дифференциация гласных Установление необходимых
букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, артикуляционных позиций,
Э-Е
обеспечивающих нормированный
акустический эффект звука.

1

4

Отличие нормированного
произнесения звука от
ненормированного.
Мягкий знак.

Применение в практическом плане
умения и навыка аудирования:
восприятия речи на слух и понимания
основного содержания.

1

5

Разделительный мягкий
знак

Применение в практическом плане
умения и навыка аудирования:
восприятия речи на слух и понимания
основного содержания

1

6

Звонкие и глухие
согласные. Адекватное

Развитие зрительно – пространственного
восприятия;

1

1

восприятие звучащей речи. развитие мелкой моторики.
7

Коррекция
Варьирование артикуляционных укладов
звукопроизношения. Звуки звуков в зависимости от их сочетаемости
Г – Г’, К – К’
с другими звуками в потоке речи.

1

8

Варьирование
артикуляционных укладов
звуков. Звуки Д – Д’, Т –
Т’

Формирование умения ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения
коммуникативных задач.

1

9

Осуществление слухового
контроля за собственным
произнесением.
Звуки З – З’, С – С’

Автоматизация поставленных звуков;
установление необходимых
артикуляционных позиций,
обеспечивающих нормированный
акустический эффект звука

1

Осуществление слухового контроля за
собственным произнесением и
оценивание качества воспроизводимых в
собственной речи звуков.

1

10 Оценивание качества
воспроизводимых в
собственной речи звуков
Звуки Ж – Ш

11 Варьирование
Автоматизация поставленных звуков;
артикуляционных укладов установление необходимых
звуков. Звуки С – С’, Ш
артикуляционных позиций,
обеспечивающих нормированный
акустический эффект звука

1

12 Коррекция
звукопроизношения.
Звуки З – З’, Ж

1

Развитие зрительно – пространственного
восприятия;
развитие мелкой моторики.
22

13 Звуки С – С’, Ц

Автоматизация поставленных звуков;

1

установление необходимых
артикуляционных позиций,
обеспечивающих нормированный
акустический эффект звука
14 Коррекция
Осуществление слухового контроля за
звукопроизношения. Звуки собственным произнесением и
Ч –Щ
оценивание качества воспроизводимых в
собственной речи звуков.

1

15 Звуки Ч –ТЬ

Варьирование артикуляционных укладов
звуков в зависимости от их сочетаемости
с другими звуками в потоке речи.

1

16 Звуки Ч – Ш

Формирование связной речи, и прежде
всего такой формы связных
высказываний, которые наиболее
адекватны условиям учебной
деятельности обучающихся.

1

17 Профилактика дислексии. Овладение первоначальными
Родственные слова
представлениями о правилах речевого
этикета.

1

18 Профилактика дисграфии. Развитие зрительно – пространственного
Корень слова
восприятия;

1

развитие мелкой моторики.
19 Профилактика дисграфии. Формирование связной речи, и прежде
Приставка
всего такой формы связных
высказываний, которые наиболее
адекватны условиям учебной
деятельности обучающихся.

1

20 Профилактика дисграфии. Развитие зрительно – пространственного
Суффикс
восприятия;

1

развитие мелкой моторики.
21 Морфологический состав
слов

Овладение учебными действиями с
языковыми единицами и формирование
умения использовать знания для
решения познавательных, практических
и коммуникативных задач.

1

22 Профилактика дислексии. Формирование связной речи, и прежде
Предлоги
всего такой формы связных
высказываний, которые наиболее
адекватны условиям учебной
деятельности обучающихся.

1

23 Слова-предметы

1

Осуществление слухового контроля за
собственным произнесением и
23

оценивание качества воспроизводимых в
собственной речи звуков.
24 Практическое
употребление слов в
форме единственного и
множественного числа

Развитие зрительно – пространственного
восприятия;

25 Практическое
употребление
существительных разного
рода

Осуществление слухового контроля за
собственным произнесением и
оценивание качества воспроизводимых в
собственной речи звуков.

1

26 Употребление
существительных в
косвенных падежах

Формирование готовности к восприятию
определенных орфограмм, правописание
которых основано на полноценных
представлениях о звуковом составе
слова.

1

27 Слова-признаки

Осуществление слухового контроля за
собственным произнесением и
оценивание качества воспроизводимых в
собственной речи звуков.

1

28 Согласование
прилагательных с
существительными в роде
и числе

Овладение первоначальными
представлениями о нормах русского
языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого
этикета.

1

29 Согласование
прилагательных с
существительными в
падеже

Формирование готовности к восприятию
определенных орфограмм, правописание
которых основано на полноценных
представлениях о звуковом составе
слова.

1

30 Слова-действия.
Практическое овладение
диалогической формой
речи.

Применение в практическом плане
умения и навыка аудирования:
восприятия речи на слух и понимания
основного содержания.

1

31 Согласование глагола с
Овладение первоначальными
существительным в числе, представлениями о нормах русского
роде, во времени.
языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого
этикета.

1

32 Имя числительное.
Соблюдение
орфоэпических норм и
правильной интонации.

Овладение первоначальными
представлениями о правилах речевого
этикета.

1

33 Предложение.
Определение
последовательности,

Понимание обучающимися того, что
язык представляет собой явление
национальной культуры и основное
средство человеческого общения,

1

1

развитие мелкой моторики.

24

количества слов в
предложении.

34 Работа над текстом.
Интерпретация и
обобщение содержащейся
в тексте информации.

осознание значения русского языка как
государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального
общения.
Формирование позитивного отношения к
правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и
гражданской позиции человека.

Итого: 34 часа.

25

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».