Аннотация к РП Психокоррекционные занятия ТНР (вариант 5.1)

Аннотация
к рабочей программе начального общего образования
для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
«Психокоррекционные занятия (психологические)»
Коррекционный

курс

«Психокоррекционные

занятия

(психологические)»

является

обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации АООП
НОО для обучающихся с ТНР.
Общая характеристика курса «Психокоррекционные занятия (психологические)»
Содержание курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» определяется исходя
из требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и направлено на коррекцию имеющихся
недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению программы. Курс является
обязательной частью АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) и реализуется на
протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Психологические особенности обучающихся с ТНР, обусловленные первичным нарушением
при задержке психического развития в виде органической или функциональной недостаточности
ЦНС, проявляются в виде недостатков саморегуляции, мыслительных операций, слабости
мотивационного компонента, эмоциональных трудностей, личностной незрелости, речевых
нарушений и в значительной мере препятствуют формированию учебной деятельности и
достижению требуемых результатов образования.
В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление
нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер
личности ребенка с ТНР.
Цель и задачи курса
Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной,
коммуникативной, регулятивной сфер обучающегося, направленные на преодоление или
ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
•

формирование

учебной

мотивации,

стимуляция

сенсорно-перцептивных,

мнемических и интеллектуальных процессов;
•

коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности и

поведения, формирование навыков самоконтроля;
•

гармонизация психоэмоционального состояния, формирование у обучающегося

позитивного отношения к собственному «Я», повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности;

•

освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения;

•

развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

•

формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье,

классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе;
•

предупреждение школьной и социальной дезадаптации;

•

оптимизация взаимодействия, обучающегося с педагогами и сверстниками;

•

становление сферы жизненной компетенции;

•

стимулирование интереса к себе и социальному окружению.

Особенности построения курса
Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули:
1.

Модуль по формированию адаптации первоклассников к началу школьного обучения.

2.

Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков

когнитивных функций.
3.

Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному

взаимодействию с окружающими.
4.

Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию

учебной мотивации.
5.

Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции

недостатков регулятивных процессов.
Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или иного
раздела модуля в зависимости от особенностей ребенка или группы обучающихся. Специалист
может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие изучать в меньшем
объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение часов, ориентируясь на
потребности обучающихся.
Примерные виды деятельности обучающихся с ТНР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании курса
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с
особыми образовательными потребностями младшего школьника с ТНР. Учитывая характерные для
таких школьников сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп
переработки информации, сниженные возможности эмоциональной саморегуляции, педагогпсихолог придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по
своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части и проводится с
2

использованием игровых упражнений и бланковых материалов, а также предусматривает наличие
динамических и релаксационных пауз.
Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет
обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая
активизирует продуктивную деятельность и способствует эмоциональной стабильности участников
занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений в
соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает
рефлексию проведенной работы, обмен эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания,
укрепляющий чувство групповой сплоченности.
При изучении большинства тем используются такие формы психокоррекционной работы,
как работа в группе с использованием элементов тренинговых занятий; ведение структурированных
бесед с элементами дискуссии; игровые упражнения (подвижные, словесные); работа с
психологической сказкой; рисуночные арт-методы; составление социальных историй; отработка
простых приемов и техник релаксации; работа в тетрадях, на специальных бланках с заданиями.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы
коррекционно-развивающего курса
Диагностическое

направление

работы

педагога-психолога

предполагает

получение

своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях и динамике
развития младших школьников с ТНР, позволяет оценивать результаты освоения обучающимися
коррекционно-развивающего

курса.

Диагностика

проводится

с

использованием

стандартизированных психодиагностических методик, анкетирования, психодиагностического
наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся.
Мониторинг уровня адаптации к образовательной среде:
•

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных

ориентаций «Домики» (методика О.А. Ореховой);
•

определение школьной адаптации (анкета по Л.Л. Венгер и С.А. Бугрименко);

•

анкетирование педагогов, родителей;

•

Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан);

•

Определение эмоционального отношения к школе, методика «Школа зверей»

(Панченко С.);
•

определение мотивации к школьному обучению (М.Р. Гинзбург);

•

методика «Эмоциональная близость к учителю» (методика Р. Жиля);

•

Проективная методика «Я в школе» (методика Р.В. Овчаровой)

•

психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности.

Мониторинг уровня развития регулятивной сферы:
3

•

методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (адаптированный вариант для детей

с ТНР «Графический узор» Н.В. Бабкиной);
•

методика «Да и нет» Н.И. Гуткиной/Кравцовой Е.Е.;

•

Тест развития произвольной регуляции деятельности О.А. Семеновой;

•

надтестовые показатели (И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина);

•

анкетирование педагогов по выявлению признаков импульсивности;

•

психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности;

•

метод экспертных оценок.

Мониторинг уровня развития коммуникативной сферы:
•

анкетирование педагогов и родителей на предмет выявления уровня развития

коммуникативных навыков младших школьников;
•

психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности;

•

метод экспертных оценок;

•

социометрия.

Мониторинг уровня развития познавательной сферы:
•

«10 слов» А.Р. Лурия;

•

задание «Расставь значки», корректурная проба, таблицы Шульте;

•

«Последовательные картинки»;

•

предъявление картинки со скрытым смыслом, понимание скрытого смысла в текстах;

•

«Четвертый лишний», невербальный/вербальный вариант;

•

простые аналогии.

Место курса в учебном плане
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ федеральная адаптированная
образовательная программа начального общего образования направлена на коррекцию нарушений
развития, обучающихся с ОВЗ и реализацию их особых образовательных потребностей. Для этого в
учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая коррекционные
курсы. Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является частью
программы коррекционной работы и обязателен для изучения. В соответствии с учебным планом
ФАОП НОО для обучающихся с ТНР на изучение курса «Психокоррекционные занятия
(психологические)» отводится 2 часа в неделю (68 часов в учебном году).

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)»
В области адаптации обучающегося к началу школьного обучения:
 позитивное отношение к посещению школы;
 соблюдение школьной дисциплины;
 ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
 социально-нормативное обращение к педагогу;
 социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
 формирование школьной мотивации.
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:
 формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения
заданий;
 формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался, справился – не
справился);
 формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);
 формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные
недочеты (у соседа, у себя);
 формирование

способности

задерживать

непосредственные

импульсивные

реакции,

действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
 способность правильно воспроизводить несложный графический образец;
 способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
 способность давать словесный отчет о проделанной работе;
 формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную
деятельность.
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования
высших психических функций:
 совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;
 улучшение качества понимания инструкции, возможность осуществлять последовательные
действия на основе словесной инструкции;
 способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на
листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства,
 возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с
сенсорными эталонами,
5

 возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
 способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной
памяти более пяти единиц запоминаемого;
 способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта;
 способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей;
 возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;
 возможность опредмечивания графических знаков;
 способность к вербализации своих действий;
 способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
 способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном
и умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:
 уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
 улучшение

эмоционального

состояния,

определяемого

по

показателям

активности,

проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и аффективного
компонента продуктивности;
 способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи, вербализовать повод
для гордости;
 отдельные проявления попыток задержать непосредственную (негативную) эмоциональную
реакцию.
В области развития коммуникативной сферы и способности к продуктивному
взаимодействию с окружающими:
 способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;
 уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
 снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;
 формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;
 овладение формулами речевого этикета;
 снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к сверстникам и
педагогам;
 повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».