Аннотация к рабочей программе Коррекционного курса «Логопедические занятия» На уровне основного общего образования Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР. Он обеспечивается логопедическим сопровождением и направлен на преодоление и/или ослабление речевых нарушений у обучающихся 5-9 классов, получающих образование в соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР. Общая характеристика курса «Логопедические занятия» Содержание курса «Логопедические занятия» определяется исходя из требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и направлено на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению программы. Курс является обязательной частью ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7) и реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Курс реализуется учителем-логопедом во внеурочной деятельности на индивидуальных и/или подгрупповых/групповых коррекционно-развивающих занятиях. Значительный разброс и неоднородность состояний при ЗПР, обусловленные разной степенью выраженности парциальной недостаточности высших психических функций и различными вариантами сочетания сохранных и нарушенных функций и познавательных процессов, определяют необходимость дифференцированного подхода к обучающимся в процессе реализации курса. Предусматривается гибкость выбора тематического каркаса с учетом типологических особенностей группы школьников с ЗПР. Цель и задачи курса Цель курса заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон устной речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи, профилактике и коррекции нарушений письменной речи. Целевой ориентир курса «Логопедические занятия» предполагает развитие у обучающихся с ЗПР не только речевых умений и навыков, но и навыков социальной (жизненной) компетенции. Задачи курса: коррекция и развитие звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи); восполнение дефицитов в формировании фонематических процессов; пополнение, расширение и уточнение пассивного и активного словаря; коррекция нарушений/недостатков грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); формирование и развитие связной речи, диалогической и монологической форм речи; формирование и развитие коммуникативной функции речи; профилактика и коррекция нарушений чтения и письма; развитие зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений; расширение представлений об окружающей действительности; обогащение речевого опыта, способствующего развитию познавательных процессов. Курс «Логопедические занятия» реализуется на протяжении всего уровня начального общего образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать/минимизировать имеющиеся у обучающихся с ЗПР речевые нарушения, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать занятия» является коммуникативные навыки. Особенности построения курса Особенностью построения курса «Логопедические индивидуально-ориентированное логопедическое сопровождение с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, их индивидуальных особенностей и возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк). Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули: 1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи. 2. Развитие лексико-грамматической стороны речи. 3. Формирование связной речи. Основы коммуникации. Содержание коррекционного курса учителя-логопеда определяется в строгом соответствии с требованиями к результату изучения учебных предметов «Обучение грамоте», «Русский язык» и основывается на использовании учебного материала. Продолжительность и интенсивность занятий определяются индивидуально с учетом рекомендаций ПМПк и ППк, но не реже 2-х раз в неделю. Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и не должна превышать: • для группового занятия – 40 минут; • для подгруппового занятия – 30–40 минут; • для индивидуального занятия – 20–30 минут. Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании курса В логопедической работе с школьниками с ЗПР исключительно важно формировать положительную мотивацию к речевому взаимодействию, способность ориентироваться в заданиях, развивать навыки анализа и синтеза (на речевом материале), учить обдумывать и планировать предстоящую деятельность, следить за правильностью ее выполнения, рассказывать о проделанном и адекватно оценивать результат деятельности. На логопедических занятиях обучающиеся с ЗПР выполняют различные устные и письменные задания, направленные на звуковой анализ слова, учатся различать звуки и буквы, соединять звуки и слоги в слова, выстраивать фразы, составлять связные высказывания, что способствует развитию устной и письменной речи. Обучающихся с ЗПР необходимо максимально развернуто знакомить с новым материалом, используя при этом доступные алгоритмы, определяющие порядок выполнения действий. Например, могут применяться пошаговая памятка или знаковосимволическая карточка с этапами выполнения заданий. При изучении звуков и букв полезно задействовать различные анализаторы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на сыпучем материале (песке, манке и т. п.), поиск буквы в «зашумленном» изображении). На логопедических занятиях обучающиеся выкладывают графические схемы фишками и полосками; работают с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр. Активно используются упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, ребусы, анаграммы и др.), с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются преимущественно на иллюстративном материале). Для автоматизации формируемого навыка, упрочения связей между языковыми единицаминеобходимо систематически повторять и закреплять пройденный материал, используя приемы актуализации имеющихся знаний (визуальную опору, памятку). Применяемый на занятиях словарный материал следует уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира при активном использовании интернет-ресурсов. Следует учить детей самостоятельно находить необходимую информацию, используя для этого разные источники (словарь, интернет, энциклопедию). При обучении звуко-буквенному анализу работа выстраивается пошагово, начиная с выделения звуков в слове, и лишь потом используется моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием). Следует учить обучающихся с ЗПР осознавать возникающие трудности и при их наличии обращаться за помощью. При необходимости следует облегчать техническую сторону выполнения письменных заданий (письмо в тетрадях с сетчатой разлиновкой, обозначение точками интервалов между буквами (слогами), обводка пунктирных изображений букв, слогов, слов, использование определенных обозначений. Место курса в учебном плане Коррекционный курс «Логопедические занятия» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. В соответствии с учебным планом ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР на изучение курса отводится 2 часа в неделю. I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» самостоятельно обращать внимание на звуковую сторону речи; иметь представления о правильных артикуляционных укладах нарушенных звуков; различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке; дифференцировать звуки и буквы: различать гласные (ударные и безударные) и согласные (звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие звуки); распознавать звуки по артикуляции, опознавать буквы и соотносить со звуками; обозначать мягкость согласных на письме; составлять графические схемы слов; выделять ударный и безударный слоги; уметь правильно произносить все автоматизированные звуки во всех ситуациях общения или минимизировать ошибки произношения; определять количество и последовательность звуков в слове; различать слова, отличающиеся одним или двумя звуками; правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или минимизируя их (в рамках изученного программного материала начальных классов). Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» выделять и различать части слова: основу, корень, приставку, суффикс, окончание; образовывать изученные части речи при помощи суффиксов и приставок (по образцу); конструировать словосочетания и предложения из предложенных слов; различать грамматически правильные и неправильные словосочетания; уметь сравнивать и анализировать формы слова в словосочетании; оперировать в процессе общения активной лексикой, использовать изученные части речи; соблюдать на письме изученные орфографические правила, правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 5-9 классов). Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» участвовать в простых диалогах; обращаться за помощью при затруднениях, формулировать просьбу; выражать словами свои намерения, пожелания, опасения и пр.; соотносить предложение с графической схемой; конструировать простые и сложные предложения с однородными членами, с союзами и, а, но (с опорой на образец и схему); устанавливать в сложных предложениях причинно-следственные связи; дифференцировать понятия: словосочетание — предложение — текст; согласовывать слова в предложении, выделять границы предложения на письме; определять главную мысль текста; озаглавливать текст; пересказывать и составлять тексты различного типа с вежливыми словами приветствия, прощания, просьбы, благодарности, используемыми при извинении или отказе; устанавливать связь между частями текста; составлять план текста; различать особенности текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, смешанного текста; писать изложение короткого текста по плану; составлять сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на заданную тему с предварительной подготовкой (с помощью педагога).