Аннотация к РП « ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ» ЗПР (вариант 7)

Аннотация к рабочей программе
Коррекционного курса
«Психокоррекционные занятия (психологические)»
На уровне основного общего образования
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является
обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации
АООП НОО для обучающихся с ЗПР.
Общая характеристика курса «Психокоррекционные занятия (психологические)»
Содержание

курса

«Психокоррекционные

занятия

(психологические)»

определяется исходя из требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и направлено на
коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению
программы. Курс является обязательной частью АООП НОО для обучающихся с ЗПР
(вариант 7 ) и реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Психологические особенности обучающихся с ЗПР, обусловленные первичным
нарушением

при

задержке

психического

развития

в

виде

органической

или

функциональной недостаточности ЦНС, проявляются в виде недостатков саморегуляции,
мыслительных

операций,

слабости

мотивационного

компонента,

эмоциональных

трудностей, личностной незрелости, речевых нарушений и в значительной мере
препятствуют

формированию

учебной

деятельности

и

достижению

требуемых

результатов образования.
В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление
нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, регулятивной и коммуникативной
сфер личности ребенка с ЗПР.
Цель и задачи курса
Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной,
коммуникативной, регулятивной сфер обучающегося, направленные на преодоление или
ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
•

формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных,

мнемических и интеллектуальных процессов;
•

коррекция

недостатков

осознанной

саморегуляции

деятельности и поведения, формирование навыков самоконтроля;

познавательной

•

гармонизация

психоэмоционального

состояния,

формирование

у

обучающегося позитивного отношения к собственному «Я», повышение уверенности в
себе, развитие самостоятельности;
•

освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения;

•

развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

•

формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в

семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе;
•

предупреждение школьной и социальной дезадаптации;

•

оптимизация взаимодействия, обучающегося с педагогами и сверстниками;

•

становление сферы жизненной компетенции;

•

стимулирование интереса к себе и социальному окружению.

Особенности построения курса
Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули:
1.

Модуль по формированию адаптации первоклассников к началу школьного

обучения.
2.

Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков

когнитивных функций.
3.

Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к

продуктивному взаимодействию с окружающими.
4.

Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы,

формированию учебной мотивации.
5.

Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения,

коррекции недостатков регулятивных процессов.
Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или
иного раздела модуля в зависимости от особенностей ребенка или группы обучающихся.
Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие
изучать в меньшем объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение
часов, ориентируясь на потребности обучающихся.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании курса
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии
с особыми образовательными потребностями школьника с ЗПР. Учитывая характерные
для

таких

школьников

сниженную

общую

работоспособность,

повышенную

утомляемость,

низкий

темп

переработки

информации,

сниженные

возможности

эмоциональной саморегуляции, педагог-психолог придерживается строгой этапности при
проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную,
основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений
и

бланковых

материалов,

а

также

предусматривает

наличие

динамических

и

релаксационных пауз.
Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет
обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая
активизирует продуктивную деятельность и способствует эмоциональной стабильности
участников занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение
различных упражнений в соответствии с общим содержанием конкретного модуля.
Заключительная часть занятия включает рефлексию проведенной работы, обмен
эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой
сплоченности.
При изучении большинства тем используются такие формы психокоррекционной
работы, как работа в группе с использованием элементов тренинговых занятий; ведение
структурированных бесед с элементами дискуссии; игровые упражнения (подвижные,
словесные); работа с психологической сказкой; рисуночные арт-методы; составление
социальных историй; отработка простых приемов и техник релаксации; работа в тетрадях,
на специальных бланках с заданиями.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы
коррекционно-развивающего курса
Диагностическое направление работы педагога-психолога предполагает получение
своевременной

информации

об

индивидуально-психологических

особенностях

и

динамике развития школьников с ЗПР, позволяет оценивать результаты освоения
обучающимися

коррекционно-развивающего

курса.

Диагностика

проводится

с

использованием стандартизированных психодиагностических методик, анкетирования,
психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся.
Мониторинг уровня адаптации к образовательной среде:
•

Проективный

тест

личностных

отношений,

социальных

эмоций

и

ценностных ориентаций «Домики» (методика О.А. Ореховой);
•

определение школьной адаптации (анкета по Л.Л. Венгер и С.А.

Бугрименко);
•

анкетирование педагогов, родителей;

•

Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан);

•

Определение эмоционального отношения к школе, методика «Школа

зверей» (Панченко С.);
•

определение мотивации к школьному обучению (М.Р. Гинзбург);

•

методика «Эмоциональная близость к учителю» (методика Р. Жиля);

•

Проективная методика «Я в школе» (методика Р.В. Овчаровой)

•

психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности.

Мониторинг уровня развития регулятивной сферы:
•

методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (адаптированный вариант

для детей с ЗПР «Графический узор» Н.В. Бабкиной);
•

методика «Да и нет» Н.И. Гуткиной/Кравцовой Е.Е.;

•

Тест развития произвольной регуляции деятельности О.А. Семеновой;

•

надтестовые показатели (И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина);

•

анкетирование педагогов по выявлению признаков импульсивности;

•

психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности;

•

метод экспертных оценок.

Мониторинг уровня развития коммуникативной сферы:
•

анкетирование педагогов и родителей на предмет выявления уровня

развития коммуникативных навыков школьников;
•

психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности;

•

метод экспертных оценок;

•

социометрия.

Мониторинг уровня развития познавательной сферы:
•

«10 слов» А.Р. Лурия;

•

задание «Расставь значки», корректурная проба, таблицы Шульте;

•

«Последовательные картинки»;

•

предъявление картинки со скрытым смыслом, понимание скрытого смысла в

текстах;
•

«Четвертый лишний», невербальный/вербальный вариант;

•

простые аналогии.

Место курса в учебном плане
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ федеральная адаптированная
образовательная программа общего образования направлена на коррекцию нарушений
развития, обучающихся с ОВЗ и реализацию их особых образовательных потребностей.
Для этого в учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая область,
включающая коррекционные курсы. Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия

(психологические)» является частью программы коррекционной работы и обязателен для
изучения. В соответствии с учебным планом ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР на
изучение курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» отводится 2 часа в
неделю (68 часов в учебном году).

I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)»

В области адаптации обучающегося к началу школьного обучения:
 позитивное отношение к посещению школы;
 соблюдение школьной дисциплины;
 ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
 социально-нормативное обращение к педагогу;
 социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
 формирование школьной мотивации.
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:
 формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного
выполнения заданий;
 формирование

дифференцированной

самооценки

(постарался-не

постарался,

справился – не справился);
 формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со
взрослым);
 формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя
замеченные недочеты (у соседа, у себя);
 формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции,
действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
 способность правильно воспроизводить несложный графический образец;
 способность

относительно

объективно

оценивать

достигнутый

результат

деятельности;
 способность давать словесный отчет о проделанной работе;
 формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную
деятельность.
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и
формирования высших психических функций:

 совершенствование

мотивационно-целевой

основы

учебно-познавательной

деятельности;
 улучшение

качества

понимания

инструкции,

возможность

осуществлять

последовательные действия на основе словесной инструкции;
 способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический
план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства,
 возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить
предметы с сенсорными эталонами,
 возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
 способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в
оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
 способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей
объекта;
 способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей;
 возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;
 возможность опредмечивания графических знаков;
 способность к вербализации своих действий;
 способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
 способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в
образном и умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее
недостатков:
 уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
 улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности,
проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и
аффективного компонента продуктивности;
 способность

переживать

чувство

гордости

за

свою

семью,

свои

успехи,

вербализовать повод для гордости;
 отдельные

проявления

попыток

задержать

непосредственную

(негативную)

эмоциональную реакцию.
В области развития коммуникативной сферы и способности к продуктивному
взаимодействию с окружающими:

 способность

обращать

внимание

на

внешний

вид,

настроение,

успехи

одноклассников;
 уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
 снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной
агрессии;
 формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового
общения;
 овладение формулами речевого этикета;
 снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к сверстникам и
педагогам;
 повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».