Аннотация к рабочей программе коррекционного курса для обучающихся с НОДА «Занятия с педагогом-дефектологом» Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с задержкой психического развития. Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционноразвивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога. Цель - создание системы комплексной помощи обучающимся с задержкой психического развития в освоении АООП НОО, коррекция недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы: 1. Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с НОДА обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии. 2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). 3. Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся. 4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с задержкой психического развития. 5. Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с задержкой психического развития консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей Обучающиеся с НОДА— это дети, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с НОДА – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (НОДА) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения НОДА могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с НОДА испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с НОДА являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с НОДА зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с НОДА достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с НОДА определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с НОДА и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с НОДА должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов НОДА и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО могут быть представлены следующим образом. Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с НОДА. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет 20 минут. При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с НОДА осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра. Структура коррекционно – развивающих занятий: 1. Ритуал приветствия. 2. Рефлексия предыдущего занятия. 3. Разминка. 4. Основное содержание занятия. 5. Рефлексия прошедшего занятия. 6. Ритуал прощания. В структуре занятий выделяются: Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности. Блок коррекции и развития этих познавательных процессов. Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит, само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления. Внимание учащихся с НОДА характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений. Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с НОДА наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала. На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память. В развитии мыслительной деятельности учащихся с НОДА обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления. В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными. Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать. Для учащихся с НОДА наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения. Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами: Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка. Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление. Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека. Коррекция и развитие понимания. Формирование умения пони мать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов. Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ Освоение обучающимся коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с НОДА, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностными результатами являются: правила поведения в обществе, семье, со сверстниками; правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению; умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; умение налаживать контакт с людьми; умение соблюдать правила игры и дисциплину; умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде; способность к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; принятие установки на здоровый образ жизни; чувство прекрасного на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной культуры и традиций. Метапредметными результатами являются: навык доверительно и открыто говорить о своих чувствах; умение учиться работать в паре и в группе; навык выполнять различные роли; умение слушать и понимать речь сверстников; осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; умение задавать вопросы; умение контролировать действия партнера; использование речи для регуляции своего действия; умение адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Предметными результатами являются умения: целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога; дорисовывать незаконченные изображения; группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом; составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков; конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур; определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов; зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом; классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств; различать запахи и вкусовые качества, называть их; сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке; действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов; определять время по часам. В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться: выделять существенные признаки и закономерности предметов; сравнивать предметы, понятия; обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями; концентрировать, переключать своё внимание; развивать свою память; улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации; уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ; самостоятельно выполнить задания; осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; работать в группе (при групповых формах работы). Обучающийся, владеющий положительным развитием психических процессов: внимания, памяти (слухоречевой, зрительной), мыслительными операциями, владеющий приемами обобщения, классификациями, общим уровнем осведомленности не ниже среднего. Положительным отношением к школе, адекватной самооценкой, умеющий справляться со своим эмоциональным состоянием, с навыками конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Наполняемость групп определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарногигиеническими требованиями к данному виду деятельности. Срок реализации программы – 5 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 33 часа в 1-м классе, 34 часа в год, соответственно, во 2-4 классах. Всего 168 часов. Ориентировочная продолжительность занятия 20 -30 минут. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается педагогом самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.