Аннотация к РП корреционного курса «Адаптивная физическая культура»

Аннотация
к рабочей программе коррекционного курса для обучающихся с НОДА
«Адаптивная физическая культура»
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» на
уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с НОДА, представленных в Федеральном государственном
образовательном

стандарте

начального

общего

образования

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного

развития,

воспитания

и

социализации

обучающихся,

сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа начального общего образования для обучающихся по предмету
«Адаптивная физическая культура» предназначена для сопровождения деятельности
образовательной организации по созданию программы начального общего образования и
отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ).
При создании программы учитывались потребности современного российского
общества в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья их
социализации и интеграции в современное общество, государственная политика с
национальными целями увеличения продолжительности жизни граждан России и научная
теория адаптивной физической культуры, представляющая закономерности двигательной
деятельности человека с ОВЗ, коррекции первичных и вторичных отклонений с помощью
физических упражнений. Так же в программе нашли своё отражение положения о
приоритетности задач по охране и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в
системе образования; современные научные представления о категории обучающихся с
НОДА, научные и методологические подходы к их обучению, воспитанию и реабилитации
(абилитации).
АФК рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры,
одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц
с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении
здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях
улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. При этом в сочетании
с другими формами урочных, внеурочных спортивных и оздоровительных мероприятий
создаются

условия

всестороннего

развития

личности

обучающегося

с

НОДА,

формированию осознанного отношения к своим силам, развитию основных физических
качеств, коррекцию и компенсацию нарушенных функций организма и его спортивного
самоопределения.
Программа обеспечивает сформированность общих представлений об адаптивной
физической культуре и спорте, физической активности, физических качествах, жизненно
важных прикладных умениях и навыках, компенсации и коррекции нарушенных
двигательных

функций,

основных

физических

упражнениях

(коррекционных,

гимнастических, игровых, спортивных и туристических).
Программа ориентирована на обеспечение выполнения обучающимися нормативов
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО для лиц с ограничениями в
состоянии здоровья и другие предметные результаты ФАОП НОО для обучающихся с
НОДА.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Для обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья или инвалидность по
соматическим заболеваниям, характерны специфические особенности двигательного
развития, связанные именно с тем заболеванием, которое он имеет. Как правило,
соматическое

заболевание

осложняет

все

вышеперечисленные

особенности

психофизического развития обучающихся с НОДА. Очень часто в замедлении темпа
развития принимает участие стойкая соматогенная астения, которая приводит к
повышенной утомляемости, истощаемости, неспособности к длительному умственному и
физическому

напряжению.

Занятия

физической

культурой

должны

быть

индивидуализированы и зависеть от медицинских рекомендаций лечащего врача.
К особым образовательным потребностям обучающихся с НОДА в части занятий
адаптивной физической культурой относятся:
1.
работы,

включение в содержание образования коррекционно-развивающей
предусматривающей

коррекцию

и

развитие

точности,

ловкости;

упражнений, способствующих налаживанию межполушарных связей и отработке
быстроты двигательных реакций;
2.
обучения

обеспечение особой пространственной и временной организации
двигательным

действиям,

физическим

упражнениям

с

учетом

функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов,
обучающихся с НОДА:
- с помощью использования дополнительных схем, алгоритмов, наглядных пособий,
- упрощение системы учебно-познавательных задач с поэтапным их решением, в
процессе образования,

- увеличение сроков обучения двигательным действиям и физическим упражнения по
разделам (модулям) программы,
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
двигательные навыки за счет поэтапного формирования моторных действий и усложнения
их структуры.
- отработка двигательных навыков необходимых в различных сферах жизни,
- наглядно-действенный характер содержания обучения двигательным действиям и
физическим упражнениям.
в организации образовательного процесса с учетом индивидуализации

3.

содержания, методов и средств, предоставлении дифференцированных требований
к результатам занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся;
постоянное

4.

стимулирование

познавательной

активности,

формировании интереса к занятиям физической культурой, представлений и
навыков здорового образа жизни;
комплексное

5.
деятельности

ЦНС

и

сопровождение,
на

коррекцию

направленное

поведения,

а

на

улучшение

также

специальная

психокоррекционная помощь средствами адаптивной физической культуры,
направленная

на

формирование

осознанной

поведения;

компенсацию

осознанию

дефицитов

саморегуляции

возникающих

эмоционального

познавательной

трудностей,

развития

и

деятельности

и

формирование

умения

запрашивать и использовать помощь взрослого;
обучающиеся с НОДА по соматическим заболеваниям занимаются

6.
адаптивной

физической

культурой

в

соответствии

с

медицинскими

рекомендациями.
Общая характеристика учебного курса «Адаптивная физическая культура»
Предметом обучения адаптивной физической культуре на уровне начального общего
образования

является

компенсаторной,

двигательная

оздоровительной

деятельность
и

человека

общеразвивающей

с

коррекционной,

направленностями

с

использованием основных направлений адаптивной физической культуры в применении
физических упражнений с учётом психофизических особенностей и медицинских
противопоказаний к физическим упражнениям обучающихся с НОДА на этапе начального
общего образования. В процессе овладения этой деятельностью происходит коррекция
вторичных отклонений физического развития, совершенствуются физические качества,
осваиваются двигательные действия, укрепляется здоровье, повышаются функциональные
возможности кардиореспираторной системы, активно развиваются познавательная и

мыслительная деятельность, творчество и самостоятельность.
Учебный

предмет

«Адаптивная

физическая

культура» обладает

широкими

возможностями в использовании форм, средств и методов обучения. Существенным
компонентом содержания учебного предмета «Адаптивная физическая культура» является
адаптивное физическое воспитание. Учебный предмет «Адаптивная физическая культура»
обогащает обучающихся системой знаний о сущности и общественном значении
физической культуры в общем и адаптивной физической культуры в частности, и её
влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания обеспечивают развитие
гармоничной личности, мотивацию и способность обучающихся с НОДА к различным
видам деятельности, повышают их общую культуру.
Программа основана на системе научных знаний о человеке, сущности физической
культуры,

адаптивной

физической

культуры,

общих

закономерностях

её

функционирования и использования с целью всестороннего развития людей с
ограничениями в состоянии здоровья, направлена на формирование основ знаний в области
адаптивной физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков
выполнения основных двигательных действий, укрепление здоровья, коррекции и
компенсации, имеющихся двигательных нарушений.
В

основе

программы

лежат

представления

об

уникальности

личности,

индивидуальных возможностях каждого обучающегося с НОДА и ученического
сообщества в целом, профессиональных качествах педагогов и управленческих команд
системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения
образовательных возможностей обучающимся с ограничениями в состоянии здоровья в
рамках единого образовательного пространства Российской Федерации.
Концепция программы основана на следующих принципах:
а) принципы государственной политики Российской Федерации в области
образования,

основанные

на

гуманистическом

характере

образования,

единстве

образовательного пространства на территории Российской Федерации, светском характере
образования, общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням
и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
б) принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся с НОДА на занятиях по адаптивной физической культуре, заключается в
учете особенностей психофизического развития, показаний и противопоказаний к занятиям
физическими упражнениями, а также учет сопутствующих заболеваний и вторичных
отклонений. Особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта,

свойств характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохранных функций —
двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных.
в) принцип коррекционной направленности образовательного процесса основан на
том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление,
ослабление физических и психических недостатков обучающихся с НОДА, но и на
совершенствование их познавательной деятельности, психических процессов, физических
способностей и нравственных качеств.
г)

принцип

развивающей

направленности

образовательного

процесса,

ориентирующий его на развитие личности обучающегося с НОДА и расширение его "зоны
ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей;
д) онтогенетический принцип заключается в освоении двигательных навыков в
определенной последовательности, соответствующейстадиям физического развития
ребенка.
е) принцип преемственности, предполагающий при проектировании ФАОП НОО
ориентировку на ФАОП основного общего образования обучающихся с НОДА, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА;
ж) принцип целостности содержания образования основан на рассмотрении каждого
этапа обучения исовершенствования двигательных действий, как звена в общем
образовательном процессе, в котором, с одной стороны, развиваются знания, умения и
навыки, приобретенные на предшествующих этапах обучения, а с другой - готовятся
возможности для образования на последующих этапах.
з)

принцип

направленности

на

формирование

деятельности,

обеспечивает

возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметнопрактической

деятельности,

способами

и

приемами

познавательной

и

учебной

деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
и) принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и

отношений,

сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
к) принцип сотрудничества с семьей заключается в двустороннем взаимодействии
семья - школа, только в тесном контакте педагога с родителями можно достичь
положительных результатов в обучении ребенка с НОДА.
л) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих

педагогических технологий.
Методика АФК для обучающихся с НОДА имеет ряд существенных отличий,
обусловленные спецификой заболевания. Медико-физиологические и психологические
особенности обучающихся с НОДА, типичные и специфические нарушения мыслительной
и двигательной сфер, специально-методические принципы работы с данной категорией
обучающихся, коррекционная направленность педагогического процесса определяют
концептуальные подходы к построению и содержанию занятий в рамках уроков адаптивной
физической культуры.
Особенности задержки психического развития обучающихся данной категории детей
определяют их особые образовательные потребности при реализации программы по АФК,
которые обеспечиваются специальными образовательными условиями:


Обеспечение

включения

в

занятия

в

форме

уроков

АФК

коррекционно-развивающей деятельности с использованием методов и средств
адаптивной физической культуры;


Строгая

регламентация

деятельности

с

учетом

медицинских

рекомендаций;


Обеспечение

индивидуализации

образовательного

процесса

и

определения индивидуального содержания реализуемой рабочей программы по
АФК.
Освоение программы предполагает соблюдение главных педагогических правил: от
известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, от простого к сложному, увеличении
времени

освоения

программного

материала.

Планирование

учебного

материала

рекомендуется в соответствии с постепенным освоением теоретических знаний,
практических умений и навыков в учебной и самостоятельной физкультурной,
оздоровительной деятельностями.
В основе программы лежат дифференцированный и деятельностный подходы, целью
которых является формирование у обучающихся полного представления о возможностях
адаптивной физической культуры
Дифференцированный

подход

предполагает

учет

особых

образовательных

потребностей, обучающихся с НОДА, которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость учета
индивидуально-типологических

особенностей

каждого

обучающегося

с

дифференцированным подбором средств адаптивной физической культуры.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и

воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как
процесс

организации

познавательной

и

предметно-практической

деятельности

обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования (успешное
усвоение системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов) в
области адаптивной физической культуры, позволяющих продолжить образование на
следующем уровне образования, но и жизненной компетенции, составляющей основу
социальной успешности).
В контексте реализации ФАОП НОО для обучающихся с НОДА реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
 придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
 прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых образовательных областях;
 существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими
системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной
компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В содержании программы учитывается взаимосвязь изучаемых явлений и процессов,
что

позволит

успешно

достигнуть

планируемых

результатов

—

предметных,

метапредметных, личностных необходимых жизненных компетенций.
Цель и задачи изучения учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
Цели

и

задачи

программы

обеспечивают

результаты

освоения

основной

образовательной программы начального общего образования по учебному предмету
«Адаптивная физическая культура» в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФАОП НОО.
Цели изучения учебного предмета «Адаптивная физическая культура» — создании
условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей

обучающихся с НОДА в нормализации двигательной деятельности, способствующей
физической и социальной реабилитации (абилитации) для формирования потребностей в
систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового
образа жизни,оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха в
соответствии с рекомендациями, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
Используемые в образовательной деятельности технологии программы позволяют
решать преемственно комплекс основных задач физической культуры на всех уровнях
общего образования.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных
задач:
1.

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,

нравственному

и

социальному

формирование

первоначальных

развитию,
умений

успешному

обучению,

саморегуляции

средствами

сохранение

укрепление

физической культуры;
2.

Формирование

установки

на

и

здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
3.

Овладение основными представлениями о собственном теле,

возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях
компенсации;
4.

Формирование понимания связи телесного самочувствия с

настроением,

собственной

активностью,

самостоятельностью

и

независимостью;
5.

Овладение

умениями

поддерживать

образ

жизни,

соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья,
поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
6.

Овладение

умениями

адекватно

дозировать

физическую

нагрузку, следить за своим физическим состоянием;
7.

Развитие основных физических качеств (силы, быстроты,

выносливости, координации, гибкости);
8.

Формирование

установки

на

сохранение

и

укрепление

здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
Наряду с этим программа обеспечивает:
- единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе
единство учебной и воспитательной деятельности в области адаптивной физической

культуры, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с
целью реализации равных возможностей получения качественного образования
обучающимися с НОДА;
- вариативность и разнообразие содержания программного материала, подбора
средств адаптивной физической культуры в рамках начального общего образования
обучающихся с НОДА с учетом их особых образовательных потребностей и
состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное,
эстетическое и социокультурное и физическое развитие, пользования прав и
активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом
принятых в обществе правил и норм поведения в доступной для обучающихся с
НОДА форме и объеме;
- физическое

воспитание,

формирование

здорового

образа

жизни

и

обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе
их социального и эмоционального благополучия, коррекция и компенсация
нарушенных сенсомоторных;
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с
возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными
потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого
обучающегося;
- формирование у обучающихся знаний о месте адаптивной физической
культуры и спорта Российской Федерации в мире, истории развития олимпийского
движения в Российской Федерации и мире, вкладе страны в мировое научное
наследие и формирование представлений об адаптивной физической культуре в
современной России, устремленной в будущее;
- освоение обучающимися технологий командной работы на основе их личного
вклада в решение общих задач, осознание ими личной ответственности, объективной
оценки и командных возможностей, своих возможностей;
- расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими
работниками

методик

обучения

и

воспитания,

методов

оценки

знаний,

использование различных форм организации образовательной деятельности
обучающихся с НОДА;
- формирование социокультурной и образовательной среды средствами
адаптивной физической культуры с учетом общих и особых образовательных
потребностей обучающихся с НОДА.

Место учебного предмета «Адаптивная физическая культура» в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Адаптивная физическая
культура» на уровне начального общего образования, составляет 170 ч (один час в неделю
в каждом классе). 1класс-33часа, 2-4 классы -34 часа.
При

планировании

учебного материала

по программе

учебного предмета

«Адаптивная физическая культура» для всех классов начального образования в объёме не
менее 70% учебных часов должно быть отведено на выполнение физических упражнений.

I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Приоритет индивидуального подхода в обучении позволяет обучающимся с НОДА
осваивать программу в соответствии с возможностями каждого.
Личностные результаты освоения программы по адаптивной физической культуре на
уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому
и научному наследию, понимание значения физической культуры, адаптивной физической
культуры в жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией;
о спортивных достижениях сборных команд по видам спорта на международной
спортивной арене, основных мировых и отечественных тенденциях развития физической
культуры для блага человека, заинтересованность в научных знаниях о человеке.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений, создание
учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. В процессе этой
учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков,
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и
способов их устранения.
Ценности научного познания:

- знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании
человека в российской культурно-педагогической традиции;
- познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по адаптивной
физической культуре, необходимых для формирования здоровья и здоровых привычек,
физического развития и физического совершенствования;
- познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий;
- интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию,

исследовательской

деятельности,

к

осознанному

выбору

направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Формирование культуры здоровья:
- осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства, ответственное
отношение к регулярным занятиям физической культурой, в том числе освоению
гимнастических упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих умений,
установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при
занятиях физической культурой и спортом.
Экологическое воспитание:
- экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к
человеку,

его

потребностям

в

жизнеобеспечивающих

двигательных

действиях,

ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью,
- осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей;
- экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Программа так же помогает осваивать жизненные компетенции, формирование
которых требует специального обучения:
сформированность навыков применения физических упражнений для коррекции
недостатков в физическом развитии;
сформированность умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;
сформированность

навыков

пространственной

ориентации

при

выполнении

двигательного действия;
сформированность умения применения двигательных действий во взаимодействии с
окружающими для решения какой-либо проблемной ситуации;

сформированность

осмысленных

представлений

о

реальной

картине

мира

(соблюдение правил безопасности при различных видах двигательной активности и др.);
сформированность умения логичного последовательного использования физических
упражнений для саморазвития (развития физических качеств, повышения функциональных
возможностей

кардиореспираторной

системы,

укрепления

здоровья

в

рамках

самостоятельных занятий, утренней гигиенической гимнастики и т.д.);
сформированность умений проявлять коммуникативную инициативу и активности в
играх со сверстниками и групповых занятиях физическими упражнениями.
Метапредметные результаты:
В результате изучения адаптивной физической культуры на уровне начального
общего образования у обучающегося с НОДА будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие учебные познавательные действия:
1) базовые логические действия:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в адаптивной физической
культуре (в пределах изученного), применять изученную терминологию в своих устных и
письменных высказываниях;
выявлять признаки положительного влияния занятий адаптивной физической
культурой на работу организма, сохранение его здоровья и эмоционального благополучия,
коррекцию двигательных нарушений, расширение двигательной активности;
устанавливать связь между физическими упражнениями и их влиянием на развитие
физических качеств;
классифицировать

виды

физических

упражнений

по

преимущественному

воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека;
приводить примеры и осуществлять демонстрацию гимнастических упражнений,
навыков передвижения, плавания, ходьбы на лыжах (при условии наличия материальнотехнической базы);
2) базовые исследовательские действия:
моделировать правила безопасного поведения при освоении физических упражнений,
плавания, катания на лыжах;
самостоятельно

(или

в

совместной

деятельности)

составлять

комбинацию

упражнений для утренней гимнастики с индивидуальным дозированием физических
упражнений;

формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, в том
числе для целей эффективного развития физических качеств и способностей, освоении
двигательных действий, улучшении темпо-ритмических характеристик и качества
выполнения двигательных действий, способности конструктивно находить решение и
действовать даже в ситуациях неуспеха;
3) работа с информацией:
использовать знания и умения в области культуры движения, эстетического
восприятия в учебной деятельности иных учебных предметов, распознавать достоверную и
недостоверную информацию о видах двигательной активности;
использовать информацию, полученную посредством наблюдений, просмотра
видеоматериалов, иллюстраций, для эффективного физического развития, в том числе с
использованием гимнастических, игровых, спортивных, туристических физических
упражнений;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения
учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом),
оценивать объективность информации и возможности её использования для решения
конкретных учебных задач.
У обучающегося с НОДА будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
1) общение:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и
дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументировано их излагать,
выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
описывать влияние физической культуры на здоровье и эмоциональное благополучие
человека;
строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях нарушения правил при
выполнении физических движений, в играх и игровых заданиях, спортивных эстафетах;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и
оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при
необходимости помощь;
2) совместная деятельность:
организовывать (при содействии взрослого) игры, спортивные эстафеты, выполнение
физических упражнений в коллективе, включая обсуждение цели общей деятельности,
распределение ролей, выполнение функциональных обязанностей, осуществление
действий для достижения результата;

продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
задач выполнения физических упражнений, игровых заданий и игр на уроках, во
внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
оценивать влияние занятий физической подготовкой на состояние своего организма
(снятие утомляемости, улучшение настроения, уменьшение частоты простудных
заболеваний, улучшение качества выполнения двигательного действия, освоение
двигательных действий, необходимых в социально-бытовой и образовательной среде);
контролировать состояние организма на уроках адаптивной физической культуры и в
самостоятельной повседневной физической деятельности по показателям частоты пульса и
самочувствия;
предусматривать возникновение возможных ситуаций, опасных для здоровья и
жизни;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении намеченных планов организации
своей жизнедеятельности, проявлять стремление к успешной образовательной, в том числе
оздоровительной и физкультурно-спортивной, деятельности, анализировать свои ошибки;
осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Адаптивная физическая
культура» отражают опыт обучающихся в физкультурной деятельности.
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания,
установленного программой по физической культуре, выделяются: полученные знания,
освоенные обучающимися, умения и способы действий, специфические для предметной
области «Адаптивная физическая культура» периода развития детей с НОДА на уровне
начального общего образования, виды деятельности по получению новых знаний, их
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
В состав предметных результатов по освоению обязательного содержания включены
физические упражнения:
гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно
созданных движений и действий, эффективность которых оценивается избирательностью
воздействия на строение и функции организма, а также правильностью, красотой и
координационной сложностью всех движений;

игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (элементарных
движений, бега, бросков и других), которые выполняются в разнообразных вариантах в
соответствии с изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективности
влияния на организм в целом и по конечному результату действия (например, точнее
бросить, быстрее добежать, выполнить в соответствии с предлагаемой техникой
выполнения или конечным результатом задания);
туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки,
преодоление препятствий, ходьбу на лыжах, эффективность которых оценивается
комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления расстояния и
препятствий на местности;
спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых
искусственно стандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортивной
классификацией и является предметом специализации для достижения максимальных
спортивных результатов. К последней группе в программе по физической культуре условно
относятся некоторые физические упражнения, если им присущи перечисленные признаки
(спортивные гимнастические упражнения, спортивные игровые упражнения, спортивные
туристические упражнения).
Предметные

результаты

представлены

по

годам

обучения

и

отражают

сформированность у обучающихся определённых умений.
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по адаптивной физической культуре:
Знания

о

физической

культуре.

С

помощью

направляющих

вопросов,

с

использованием вспомогательного материала (карточек, плана и т.д.):
объяснять понятия «физическая культура», «режим дня»;
формулировать правила составления распорядка дня с использованием знаний
принципов личной гигиены, требований к одежде и обуви для занятий физическими
упражнениями;
знать основные правила безопасного поведения в местах занятий физическими
упражнениями (в спортивном зале, на спортивной площадке, в бассейне);
называть основные способы и особенности движений и передвижений человека;
знать

и

формулировать

простейшие

правила

закаливания

и

организации

самостоятельных занятий физическими упражнениями, уметь применять их в повседневной
жизни.
Способы физкультурной деятельности.

Самостоятельные

занятия

общеразвивающими

и

здоровье

формирующими

физическими упражнениями:
выбирать гимнастические упражнения в положении стоя, сидя и при ходьбе;
составлять и выполнять индивидуальный распорядок дня с включением утренней
гимнастики, физкультминуток, выполнения упражнений гимнастики.
Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты, строевые
упражнения:
участвовать в спортивных эстафетах, развивающих подвижных играх;
выполнять игровые задания для знакомства с видами спорта, плаванием, основами
туристической деятельности.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
осваивать технику выполнения гимнастических упражнений для формирования
опорно-двигательного аппарата, включая гимнастический шаг, мягкий бег;
осваивать гимнастические упражнения на развитие моторики, координационноскоростных способностей, в том числе с использованием гимнастических предметов
(гимнастическая палка, мяч);
осваивать способы игровой деятельности.
Коррекционно-развивающая деятельность:
осваивать упражнения простых пальчиковых игр - манипуляций, артикуляционной
гимнастики, упражнений нейрогенной гимнастики без предметов.
К концу обучения в 1 дополнительном классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по адаптивной физической
культуре:
Знания о физической культуре. С помощью направляющих вопросов, с
использованием вспомогательного материала (карточек, плана и т.д.):
объяснять понятия «физическая культура», «режим дня»;
иметь представление о здоровом образе жизни, о важности ведения активного образа
жизни;
знать и формулировать основные правила безопасного поведения в местах занятий
физическими упражнениями (в спортивном зале, на спортивной площадке, в бассейне);
называть основные способы и особенности движений и передвижений человека;
понимать и раскрывать значение регулярного выполнения физических упражнений
для гармоничного развития, знать и описывать формы наблюдения за динамикой развития
гибкости и координационных способностей;

знать основные виды разминки.
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные

занятия

общеразвивающими

и

здоровье

формирующими

физическими упражнениями:
выбирать гимнастические упражнения для развития гибкости и координации;
измерять и демонстрировать в записи индивидуальные показатели длины и массы
тела.
Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты, строевые
упражнения:
участвовать в спортивных эстафетах, развивающих подвижных играх, с заданиями на
выполнение движений под музыку, общаться и взаимодействовать в игровой деятельности,
выполнять команды и строевые упражнения.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
упражнения основной гимнастики на развитие физических качеств (гибкость,
координация), эффективность развития которых приходится на возрастной период
начальной школы, и развития силы, основанной на удержании собственного веса;
осваивать гимнастические упражнения, направленные на развитие жизненно важных
навыков и умений (группировка, повороты в обе стороны, равновесие на каждой ноге
попеременно, прыжки толчком с двух ног вперёд, назад, с поворотом в обе стороны;
упражнения с гимнастическими предметами (мяч, скакалка).
осваивать способы игровой деятельности.
Коррекционно-развивающая деятельность:
осваивать упражнения простых сюжетных пальчиковых игр (с участием одной руки),
звуковой гимнастики, глазодвигательной, нейрогенной гимнастики.
осваивать упражнения на формирование правильной осанки из положений сидя, стоя,
в ходьбе.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по физической культуре:
Знания о физической культуре:
различать основные разделы физической культуры (гимнастика, игры, туризм, спорт);
называть и применять простые термины из разучиваемых упражнений, объясняет их
функциональный смысл и направленность воздействия на организм;

объясняет в простых формулировках назначение утренней зарядки, физкультминуток
и физкультпауз, уроков физической культуры, подвижных игр, занятий спортом для
укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные

занятия

общеразвивающими

и

здоровье

формирующими

физическими упражнениями:
выбирать и уметь составлять комплексы упражнений основной гимнастики для
выполнения определённых задач, включая формирование свода стопы, укрепление
определённых групп мышц, увеличение подвижности суставов;
уметь использовать технику контроля за соблюдением осанки и правильной
постановки стопы при ходьбе, характеризовать основные показатели физических качеств и
способностей человека (гибкость, сила, выносливость, координационные и скоростные
способности);
принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности, оценивать правила
безопасности в процессе игры;
знать основные строевые команды.
Самостоятельные

наблюдения

за

физическим

развитием

и

физической

подготовленностью:
составлять письменно и выполнять индивидуальный распорядок дня с включением
утренней гимнастики, физкультминуток, регулярных упражнений гимнастики, измерять,
сравнивать

динамику

развития

физических

качеств

и

способностей:

гибкости,

координационных способностей, измерять частоту сердечных сокращений при выполнении
упражнений с различной нагрузкой;
классифицировать виды физических упражнений в соответствии с определённым
классификационным
физического

признаком:

воспитания,

по

по

признаку исторически

преимущественной

целевой

сложившихся

систем

направленности

их

использования, по преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств
(способностей) человека.
Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты,
командные перестроения:
участвовать в играх и игровых заданиях, спортивных эстафетах; устанавливать
ролевое участие членов команды; выполнять перестроения.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность:

осваивать физические упражнения на развитие гибкости и координационноскоростных способностей;
осваивать и демонстрировать технику перемещения гимнастическим шагом, мягким
бегом вперёд, прыжками, подскоками, галопом;
осваивать и демонстрировать технику выполнения подводящих, гимнастических и
акробатических упражнений, танцевальных шагов, работы с гимнастическими предметами
для

развития

моторики,

пространственного

воображения,

меткости,

гибкости,

координационно-скоростных способностей;
демонстрировать равновесие стоя и в полуприседе на каждой ноге попеременно,
прыжки на месте с полуповоротом с прямыми ногами и в группировке (в обе стороны);
осваивать технику плавания одним или несколькими спортивными стилями плавания
(при наличии материально-технического обеспечения).
Коррекционно-развивающая деятельность:
осваивать упражнения сюжетных пальчиковых игр (с участием двух рук и
сопровождением стихов), в сочетании звуковой и артикуляционной гимнастик гимнастики,
нейрогенной гимнастики.
осваивать технику дыхательных упражнений на вдох и на выдох, статические и
динамические.
осваивать и демонстрировать упражнения с дыханием.
осваивать упражнения на формирование правильной осанки с предметами
(гимнастическая палка, мяч, фитбол).
осваивать упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия в ходьбе и стоя).
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по физической культуре:
Знания о физической культуре:
различать основные предметные области адаптивной физической культуры
(рекреационная, оздоровительная, спорт);
- называть и применять простые термины из разучиваемых упражнений, объясняет их
функциональный смысл и направленность воздействия на организм;
представлять и описывать общее строение человека, называть основные части
костного скелета человека и основные группы мышц;
формулировать основные правила безопасного поведения на занятиях по физической
культуре;
различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств и
способностей человека;

выявлять характерные ошибки при выполнении физических упражнений.
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные

занятия

общеразвивающими

и

здоровье

формирующими

физическими упражнениями:
самостоятельно проводить разминку по её видам: общую, партерную, разминку у
опоры, характеризовать комплексы гимнастических упражнений по целевому назначению;
организовывать проведение игр, игровых заданий и спортивных эстафет (на выбор).
Самостоятельные

наблюдения

за

физическим

развитием

и

физической

подготовленностью:
определять максимально допустимую для себя нагрузку (амплитуду движения) при
выполнении физического упражнения, оценивать и объяснять меру воздействия того или
иного упражнения (по заданию) на основные физические качества и способности;
проводить наблюдения за своим дыханием при выполнении упражнений основной
гимнастики.
Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты:
составлять, организовывать и проводить игры и игровые задания;
выполнять ролевые задания при проведении спортивных эстафет с гимнастическим
предметом/без гимнастического предмета (организатор эстафеты, главный судья, капитан,
член команды).
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
осваивать и выполнять технику разучиваемых физических упражнений и комбинаций
гимнастических упражнений с использованием в том числе танцевальных шагов,
поворотов, прыжков;
осваивать и выполнять технику спортивного плавания стилями (на выбор): кроль на
спине, кроль;
осваивать технику выполнения комплексов гимнастических упражнений для развития
гибкости, координационно-скоростных способностей;
осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений и
жизненно важных навыков двигательной деятельности человека, такие как: построение и
перестроение, перемещения различными способами передвижения, группировка, перекаты,
повороты, прыжки, удержание на воде, дыхание под водой и другие;
проявлять физические качества: гибкость, координацию – и демонстрировать
динамику их развития;

осваивать универсальные умения по самостоятельному выполнению упражнений в
оздоровительных формах занятий;
осваивать строевой и походный шаг.
Спортивно-оздоровительная деятельность:
осваивать и демонстрировать технику стилей спортивного плавания (брасс, кроль) с
динамикой улучшения показателей скорости при плавании на определённое расстояние;
осваивать комплексы гимнастических упражнений и упражнений акробатики с
использованием и без использования гимнастических предметов (мяч, скакалка);
осваивать универсальные умения прыжков, поворотов, равновесий, включая: серию
поворотов и прыжков на девяносто и сто восемьдесят градусов, прыжки с толчком одной
ногой, обеими ногами с прямыми и согнутыми коленями, прямо и с полуповоротом, с места
и с разбега, прыжки и подскоки через вращающуюся скакалку;
осваивать универсальные умения ходьбы на лыжах (при возможных погодных
условиях), бега на скорость, метания теннисного мяча в заданную цель, прыжков в высоту
через планку, прыжков в длину и иное;
осваивать универсальные умения при выполнении специальных физических
упражнений, входящих в программу начальной подготовки по виду спорта (по выбору).
Коррекционно-развивающая деятельность:
осваивать упражнения логоритмики, различных видов дыхательных упражнений
(грудное, диафрагмальное, полное).
Осваивать упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения.
осваивать и демонстрировать упражнения в согласованности движений отдельных
звеньев тела, точности мелкой моторики, ориентировка в пространстве, равновесии.
осваивать

упражнения

на

формирование

правильной

осанки

на

снарядах

(гимнастическая лестница, скамейка).
осваивать упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия с предметами
(палка, массажный мяч).
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по физической культуре:
Знания о физической культуре:
определять и кратко характеризовать физическую культуру, её роль в общей культуре
человека;
различать основные предметные области адаптивной физической культуры (лечебная,
рекреационная, оздоровительная);

называть и применять простые термины из разучиваемых упражнений, объясняет их
функциональный смысл и направленность воздействия на организм;
представлять и описывать общее строение человека, называть основные части
костного скелета человека и основные группы мышц;
формулировать основные правила безопасного поведения на занятиях по физической
культуре;
различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств и
способностей человека;
выявлять характерные ошибки при выполнении физических упражнений; определять
ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма;
определять состав спортивной одежды в зависимости от погодных условий и условий
занятий.
Способы физкультурной деятельности:
составлять индивидуальный режим дня, вести дневник наблюдений за своим
физическим развитием, в том числе оценивая своё состояние после закаливающих
процедур;
измерять показатели развития физических качеств и способностей по методикам
программы по физической культуре (гибкость, координационно-скоростные способности);
объяснять технику разученных гимнастических упражнений и специальных
физических упражнений по виду спорта (по выбору);
общаться и взаимодействовать в игровой деятельности;
моделировать комплексы упражнений по заданной цели: на развитие гибкости,
координации, быстроты, моторики, улучшение подвижности суставов, увеличение
эластичности мышц, формирование стопы и осанки, развитие меткости и другое;
составлять,

организовывать

и

проводить

подвижные

игры

с

элементами

соревновательной деятельности.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
осваивать универсальные умения по самостоятельному выполнению упражнений в
оздоровительных формах занятий (гимнастические минутки, утренняя гимнастика, учебнотренировочный процесс);
моделировать физические нагрузки для развития основных физических качеств и
способностей в зависимости от уровня физической подготовленности и эффективности
динамики развития физических качеств и способностей;

осваивать универсальные умения по контролю за величиной физической нагрузки при
выполнении упражнений на развитие физических качеств по частоте сердечных
сокращений;
осваивать навыки по самостоятельному выполнению гимнастических упражнений
при различных видах разминки: общей, партерной, разминки у опоры – в целях обеспечения
нагрузки на группы мышц в различных положениях (в движении, лёжа, сидя, стоя);
принимать на себя ответственность за результаты эффективного развития
собственных физических качеств.
Спортивно-оздоровительная деятельность:
осваивать и показывать универсальные умения при выполнении организующих
упражнений;
осваивать технику выполнения спортивных упражнений;
осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при
разучивании специальных физических упражнений;
проявлять физические качества гибкости, координации и быстроты при выполнении
специальных физических упражнений и упражнений основной гимнастики;
выявлять характерные ошибки при выполнении гимнастических упражнений и
техники плавания;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».