Аннотация к рабочей программе коррекционного курса для обучающихся с НОДА «Учись учиться» Рабочая программа курса «Учись учиться» разработана на основе: основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №16 адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №16 для обучающихся с задержкой психического развития; материала авторской коррекционно – развивающей программы педагога – психолога Кашаутовой Н.Н. «Думаю, общаюсь, развиваюсь» для обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образования. Программы формирования пространственных представлений (ФПП) как основы когнитивного компонента познавательной деятельности (Семаго Н.Я.); Комплексной методики психомоторной коррекции (Е.А. Воробьева, А.В. Семенович, Б.А. Архипов, Л.С. Назарова, В.М. Шегай). Методических рекомендаций по построению коррекционного процесса Петровой Е.Э., Дегтяревой Л.И. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Языканова Е.В. УМК «Учись учиться» 1-4 кл. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) дети с НОДА составляют не многочисленную группу, состав которой характеризуется выраженной неоднородностью и полиморфизмом. Адресной группой являются обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Цель: коррекция и развитие компонентов познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий, тем самым способствуя преодолению или ослаблению проблем в психическом и личностном развитии, гармонизации личности и межличностных отношений. Задачи: • коррекция и развитие высших психических функций (познавательные компоненты УУД); • коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы (личностные компоненты УУД); • коррекция и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими, формирование и развитие навыков социального поведения (коммуникативные компоненты УУД) • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (регулятивные компоненты УУД) Учитывая, что составляющими универсальных учебных действий является больший спектр компетенций, в данной Программе и с учетом требований к коррекционно – развивающим занятиям в АООП обучающихся с ЗПР в каждом УУД выделены следующие компоненты: • познавательные компоненты УУД - формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, отличающих на начальном этапе обучения большинство детей с ЗПР, слабоуспевающих школьников, интересами познавательными; активизация и совершенствование сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развитие пространственно-временных представлений; • личностные компоненты УУД - активизация познавательной активности, самостоятельности, преодоление характерной для большинства детей с ЗПР риска интеллектуальной пассивности, безынициативности; гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности; • коммуникативные компоненты УУД - развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях; • регулятивные компоненты УУД - формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями педагога, осуществлять самоконтроль и самооценку; развитие произвольной регуляции деятельности и поведения. Ожидаемыми результатами является положительная динамика развития познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных компонентов УУД у обучающихся с ОВЗ, слабоуспевающих школьников. Практическая значимость: создание системы комплексной помощи детям с ЗПР (с учетом рекомендаций ПМПК), слабоуспевающих школьников в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальная адаптация. Новизна: комплексное развитие метапредметных УУД у обучающихся с ОВЗ, слабоуспевающих школьников. Принципы построения Программы 1. Основной принцип: коррекция — это не обучение, а формирование базовых психических процессов, необходимых для обучения пространственных программирования представлений, и контроля, звуковосприятия управления зрительного восприятия, и звуковоспроизведения, кинетическими и кинестетическими процессами и т.д. «Образовательная практика и многочисленные психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что наиболее важными и требующими оказания незамедлительной квалифицированной коррекционно-педагогической помощи в случае их дефицитарного развития являются следующие функции: -пространственное восприятие и анализ, пространственные представления; -зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез; -координация в системе «глаз—рука»; -сложно - координированные движения пальцев и кисти рук; -фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез. Недостатки названных функций встречаются у детей как изолированно, так и в комплексе, что делает еще более выраженными различия в их стартовых возможностях». (Петрова ЕЭ.). Также к вышесказанному можно добавить, что зачастую у обучающихся с ОВЗ и слабоуспевающих школьников страдает регуляторный компонент. 2. Базовые системы связаны не только с познавательной, но и с личностной сферой ребенка. Для успешного обучения необходимо создать систему мотивов, интересов и потребностей, что обеспечивает последующее усвоение знаний. Перед началом коррекционной работы необходимо оценить, насколько уровень развития психических функций соответствует биологическому возрасту ребенка. Нельзя сформировать то, к чему еще не готовы мозг и организм в целом. 3. Постепенное введение новых видов деятельности. Ребенку легче осуществлять знакомые и доступные ему виды деятельности. Осваивать новое умение ребенку с нарушениями развития нелегко. Поэтому вводить новые задания и игры нужно постепенно. Иногда ребенок некоторое время не приступает к выполнению задания (не включается в новую игру), а наблюдает за педагогом и только после нескольких занятий решается сам осуществить какое-либо действие с помощью взрослого. Развитие ребенка проходит ряд последовательных этапов. Каждая стадия развития создает предпосылки для нормального освоения последующего этапа. По каждому разделу программы разработана система заданий, предусматривающая повышение уровня сложности от первого к четвертому классу. Так реализуется принцип «спирали» - возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Это способствует достижению коррекционного эффекта. В то же время реализация комплексного подхода предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Особенностью программы является принцип цикличности, так что в течение учебного года происходит неоднократное возвращение к каждому из разделов, что способствует стабильному развитию познавательных и личностных особенностей обучающихся. В коррекционной работе придерживаюсь принципа коррекции слабого звена при опоре на сильные звенья в ходе специально организованного взаимодействия. Учѐт слабого звена функциональных систем ребѐнка предполагает, что в процессе взаимодействия я сначала беру на себя функции слабого звена ребѐнка, а затем постепенно передаю их ему. Для передачи функций выстраиваю систему заданий от простого к сложному относительно слабого звена. Ставлю перед ребѐнком задачу и помогаю еѐ решать, сокращая или увеличивая свою помощь в зависимости от его успехов. Таким образом, работаю в зоне ближайшего развития, по Л.С. Выготскому. Следуя принципу педагогики сотрудничества, стараюсь быть равноправным участником всех предлагаемых коррекционных игр и упражнений. Действуя на глазах у детей и вместе с ними, передаю им положительное эмоциональное отношение к игровым материалам, процессу и результатам деятельности. Сроки реализации Программы Цикл занятий рассчитан на 33 (1 класс), 34 (2-4 классы) учебных недели, по 1 занятию в неделю по 25-30 минут. Всего 135 часов. Форма проведения занятий «Совместное обучение детей с выраженными нарушениями в развитии, хотя и с различной структурой дефекта, разного возраста и различным уровнем обучаемости, возможно организовать так, что оно будет способствовать развитию и благотворно влиять на становление личности каждого ребенка» (Петрова Е.Э) Дети с НОДА объединены в одну группу со слабоуспевающими школьниками, составляющую 5-7 человек. Обучающиеся не выводятся на индивидуальные занятия, т.к. инклюзивное обучение позволяет формировать толерантное отношение к более слабому участнику группы, полноценно строить взаимоотношения в специально организованной игровой деятельности с обучающимися. Этапы реализации Программы: мотивационный, диагностический, коррекционный, динамико – диагностический. Целью мотивационно - диагностический этапа является формирование положительного отношения к занятиям, активизация познавательного интереса. Такой эффект достигается с помощью упражнений, в которых дети могут достаточно быстро увидеть свой успех. В это же время обучающимся предлагаются задания диагностического характера. Целью является выявление не только слабых звеньев, но и сильных сторон в развитии учащихся. Именно опора на сохранную базу дает возможность простроить ступени коррекционного обучения. При анализе диагностических данных учитываются не только количественные и качественные изменения в развитии обучающихся. Целью коррекционного этапа является решение задач Программы Цель динамико –диагностического этапа – выявление промежуточных результатов эффективности коррекционных воздействий, корректировка целей коррекционно- развивающих занятий. Структура коррекционного занятия По своей структуре коррекционное занятие делится на организационную, основную и заключительную часть. Задачей организационной части является создание положительного эмоционального фона, а также обеспечение и регуляция общего активационного фона у учащихся. Это достигается с помощью упражнений – энергизаторов (Приложение 1) или слуховой гимнастики (Приложение 2) на развитие слухового восприятия и памяти. Также предлагаются задания по типу корректурной пробы для развития концентрации внимания. Организационная часть длится 5 минут. На основной части занятия решаются задачи, обозначенные в теме урока. Большое место в программе занимают упражнения на развитие познавательной, коммуникативной и личностной сферы обучающихся (Приложения 3,4,5). Активно используются такие формы работы как работа в паре, в подгруппе, что активизирует продуктивное взаимодействие обучающихся. Основная часть занятия длится 15 минут. На заключительной (рефлексивной) части занятия анализируются успехи учащихся (Приложение 7). На заключительную часть занятия отводится 5 мин. Условия реализации коррекционно – развивающих занятий Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать своѐ неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10-15 мин., во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием. Важное условие коррекционных занятий – отсутствие дефицита времени, которое в обычной школьной жизни является нередкой составляющей уроков, которое создает хроническое напряжение, тревожность у обучающихся. Второе условие – своевременное оказание помощи. Направляющая помощь оказывается чуть погодя, дается возможность все же приложить умственные усилия, активизировать мозговую активность обучающегося. Ведь известно, что чрезмерно скорая помощь наталкивает и так умственно пассивных детей на «выученную» беспомощность. Преодоление барьера пассивности ума возможно при первых победах над непростым заданием, последующей радостью и рождением момента удовольствия от познавательной деятельности. Чтобы эта победа случилась, важно подобрать задание, адекватное по уровню сложности умственным возможностям обучающихся. Третье условие - провокация помощи. Желание помогать другому при затруднении воспитывается постоянно. Отражением современного мира является тот факт, что каждый сам за себя. Однако дети, еще не испорченные подобными установками, готовы с радостью помогать однокласснику. Для провокации помощи использую настольные игры в паре, т.к. это тот вид деятельности, который требует сотрудничества, взаимодействия, умения выручить другого, помочь довести начатое до конца. Четвертое условие – занятие у психолога, это зона без гаджетов, наполненная всевозможными настольными, дидактическими играми. Жизнь показывает, что порой с играми дети знакомятся именно в кабинете психолога. Задачей психолога является познакомить и научить играть с различными играми, в том числе с некоторыми народными, уметь в них ориентироваться. Кабинет достаточно наполнен настольными, дидактическими играми на разные психофизические возможности. Наблюдения показывают, что чрезмерная увлеченность гаджетами детьми приводит к недостатку знания правил игры в такие популярные игры, как шашки, домино и т.п. Поэтому эти игры введены в Программу со 2 класса. Эти замечательные классические интеллектуальные игры заставляют задуматься и учат ЖДАТЬ своего хода, формируют умение просчитывать свои ходы на несколько шагов вперед и прогнозировать ходы своего соперника. Пары игроков подбираю так: сильные с сильными, слабые со слабыми. Условия игры должны быть равными. Победитель играет партию с психологом. Поддавки не считаю нужными. Главной похвалой является оценка «в игре ты сильный соперник». Учитывая, что на занятия ходят в основном мальчишки, эта характеристика их особо вдохновляет. Пятое условие – право на выбор. Не все занятия регламентированы. В Программе есть занятия, которые называются «свободная игра». Суть ее заключается в том, что сегодня предлагается играть в те игры, которые больше всего нравятся, договориться с согруппником, стать его партнером в игре. Данный прием активизирует познавательную активность детей, однако и он должен быть дозированным, т.к. постоянная доступность притупляет радость от возможности поиграть, вызывает скуку. Техническое обеспечение Программы Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей. Каждому ребѐнку необходимо иметь простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, чтобы подчѐркивать, рисовать, писать. Педагог, реализующий программу должен иметь компьютер, принтер для распечатывания развивающих заданий. Для реализации Программы потребуется спектр развивающих настольных и дидактических игр (Приложения 2 -6), обогащающий чувственный мир ребенка. Результаты освоения Программы коррекционно-развивающих занятий «Думаю, общаюсь, развиваюсь» для обучающихся с ЗПР на уровне НОО Результаты освоения Программы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Положительная динамика в развитии познавательного компонента УУД: формирование и развитие учебной мотивации; стимуляция сенсорно-перцептивных процессов; развитие мнемических процессов; развитие интеллектуальных процессов; развитие пространственно-временных представлений. Положительная динамика в развитии личностных компонентов УУД: гармонизация психоэмоционального состояния; формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе; развитие самостоятельности; навыков самоконтроля. Положительная динамика в развитии коммуникативных компонентов УУД: развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование правил и норм поведения в группе; адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими; повышение социального статуса ребенка в коллективе. Положительная динамика в развитии регулятивных компонентов УУД: развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю Система организации внутреннего контроля за реализацией Программы Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся необходимо проводить диагностику этих процессов в начале учебного года и в конце. Данные заносятся в таблицу, чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся класса в течение учебного года, и в течение реализации программы - 4 лет. Диагностический инструментарий, критерии оценки достижения планируемых результатов приводятся в Приложении 8. Формы подведения итогов Оценка успешности проведѐнной коррекционно-развивающей работы определяется: - сравнительным анализом входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Также показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые педагог - психолог, реализующий программу, на протяжении 4 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития УУД детей. – степенью помощи, которую оказывает педагог-психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; – поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; –– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности); - отзывы учителей, родителей. Тематическое планирование Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии предлагаются задания на развитие личностных, коммуникативных, регулятивных УУД в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений, умения работать в паре, ставить цель и добиваться ее и т.д.), а не одного какого-то процесса. Программа включает в себя следующие разделы: - Диагностика регулятивных, личностных, познавательных коммуникативных УУД - Развитие регулятивных УУД; - Развитие личностных УУД; - Развитие познавательных УУД; - Развитие коммуникативных УУД. и